Ходовые испытания микролодки проекта Б-2.

Сегодня, 25 мая 2018, с 11.00 по 12 с копейками выполнял «ходовые испытания». Как бы. Много ли наиспытываешь в одно лицо…
И тем не менее.

Как обычно, синоптики наврали насчёт ясного неба и полного штиля. Было пасмурно и дул слабый до умеренного юго-западный. Но не суть.
Взял с собой винты шагом 9" и 10", но поехал сразу и до конца на «одиннадцатом».

Мотор прижат к транцу, АКП параллельна килю, если смотреть в свободном состоянии, т.е. без нагрузки на подвеску от упора винта.
Мотор уютно урчит после прогрева; нажимаю педаль газа, за пару-тройку секунд выхожу на редан и осторожно разгоняюсь. Хорошо! Раскачки нет. Наглею постепенно — до полного открытия дросселя.
Иду против ветра, слабая вибрация и микросотрясения от «стиральной доски», ряби. На полном дросселе и против ветерка с рябью тахометр кажет 6200 об/мин, GPS-спидометр — 52,5 км/ч.
Разворот на 180º со сбросом оборотов, 5000 об/мин, ~40 км/ч, и снова полный газ. Обороты 6400, скорость — не знаю! Т.к. стрелка легла на ограничитель — 30 узлов или 55,56 км/ч, т.е. полная шкала. Причём, не кратковременно, а как будто залипла.
Объяснение для себя: на разных оборотах (6200, 6400) и откидках ПЛМ стрелка чётко останавливалась на последней жирной черте шкалы — 30 узлов/55 км/ч. Я и сделал вывод, что стрелка упиралась в механический ограничитель. Возможно, я и неправ…

Читать дальше →

Джонбот проекта Б-3.

После завершения основных строительных и доводочных работ по лодке Соло-Б2.0 у стены в гараже остался стоять лист «четвёрки» ФСФ сорта 2/4, 1,22 на 2,44 метра. Ну, стоит себе, ровный такой, хорошей стороной наружу… Да и давал себе зарок больше лодок не делать.
Год сей кусок фанеры лез в глаза, но я — кремень. Терплю.
И вдруг, как в запой сорвался: а не сваять ли лодчонку для внуков мелких, чтобы и спускали сами, и грести учились, и ходили под двухтактной Ямахой-3, без ДУ, просто управляя за румпель с удлинителем.
Мои-то Саша, Лёша и Олег прошли в детстве, лет с шести, за рулём «Бесёнка» с «Прибоем». А чем их дети хуже?
(Кто не знает, Прибой — советский двухтактник о пяти лошадках, лёгкий, надёжный, тихий, под 66-й и 72-й бензины, двухцилиндровый, а потому с низкой виброактивностью.)
Идея лодочки — максимальная простота изготовления методом СиС в сочетании с применением реечной обвязки транца; использование для обшивки листов фанеры указанного размера, т.е. готовый корпус будет не длиннее 2,4 метра.
Под это ТЗ подходит лодка в стиле джонбота, позволяющая минимизировать трудоёмкость изготовления. Но не плоскодонка, а как бы «неглубокое V», с внешней килеватостью на почти всей длине градусов 12, плюс/минус, в стиле моего же «Сармата». Ширина по днищу метр — метр двадцать. Так что, ожидаю глиссирование под Я-3 с экипажем общей массой до… Ну, вы поняли, вплоть до меня.
Прошлой осенью рисовал эскизики, прикидывал варианты. Даже выстругал модельку и снял с неё выкройки бортов и днища:



Читать дальше →

Ходовые испытания микролодки проекта Б-2. Часть II.

Приветствую, коллеги!

Снова жара, но теперь я без внучат.

Выполнил сегодня очередную лабораторную работу, потестировал Соло-Б2.0. Как обычно, в одиночку.
Зато условия идеальные: Береславское вдхр, tвозд=28 ºС; tводы=22 ºС; ветер с берега, 2...4 м/с; рябь, почти «зеркало» и до волнишек hволны=02...0,3 м.
Бак вначале заполнен 92-м до 10 л, израсходовано ~5 л.

Две серии заездов с винтом 3х9,3«х12» — при отжатом моторе (фиксатор на втором отверстии) и при поджатом (фиксатор на первом отверстии). Всё действо заняло 0,7 моточаса по табло тахометра.

Серия 1, ПЛМ Honda-BF20 D3 отжат.
Время выхода на редан 3...4 с, скорость около 27...30 км/ч при частоте вращения коленвала ~3200 (±) об/мин.
Далее приведу как бы табличку, левая колонка — обороты КВ в минуту, правая — скорость лодки по спидометру (на основе данных GPS).

3000 — 6 уз (11,1 км/ч);
4000 — 16 уз (29,6 км/ч);
5000 — 24 уз (44,4 км/ч);
5800 — 30 уз (55,56 км/ч) — момент достижения стрелкой спидометра ограничителя;
6350 — 30 уз (55,56 км/ч), стрелка спидометра лежит на ограничителе, но скорость явно подросла.

Читать дальше →

Ближайшие планы

Если ничего не изменится ;), то вскорости три не самые обычные лодки станут проектами для любительской постройки.

Первая лодочка:

Парусно-моторный компактный аппарат традиционного толка: с просторным кокпитом и рубкой для своих (небольших!) размерений, мореходный, с умеренной площадью парусности и рассчитанный на эксплуатацию с ПЛМ от 10 до 40л.с. (впрочем, оптимально будет использовать 20л.с.).

Длина наибольшая по корпусу — 5,67м, ширина наибольшая по корпусу — 2,49м, длина по ватерлинии (при водоизмещении 1250кг) — 5,6м, осадка корпусом при водоизмещении 1250кг — 0,377м, водоизмещение проектное/максимальное — 1250/1500кг.

Ширина кокпита в районе входа в рубку — 2,21м, длина кокпита — 2,45м, длина рубки — 2,025м, высота рубки на входе — 1,4м, ширина рубки в носу (т.е. ширина коек в изножье) — порядка 0,75м.

Корпус выполнен с полностью разворачивающейся на плоскость обшивкой на развитом наборе. Пока предусматривается три варианта: фанерно-деревянный, из лёгкого сплава (АМг5 или 6061) и стальной, которые, натурально, будут отличаться по конструкции, но базироваться на одних и тех же обводах теоретического чертежа.

Парусное вооружение — кэт. Два шверта, два пера руля. Водяной балласт.

Такая вот задумка для маленького и несложного аппарата. Ничего лишнего, но всё что есть — функционально и необходимо. Стилизовано консервативно, как бы классический кэтбот, хотя обводы тут посложнее — из-за компромисса между приемлемым поведением под парусом и возможностью ходить под мотором на скоростях переходного режима без привычных для парусников проблем, т.е. развивая несколько более высокие скорости без излишних энергетических затрат.



Читать дальше →

Самодельное ДУ поворотом подвесного мотора. Часть III. Узлы, детали и деталюшки.(долгими зимними...)

Эх, коротка оказалась золотая осень 2016-го в Сталинграде…
Не успел с корпусом для установки ДУ, лишь оклеил снаружи в один слой да смонтировал на днище две пары реданов и скуловые брызгоотбойники.
(Мысли вслух: меньше режет ухо, как и глаз, словосочетание выход на редан, чем выход на глисс или академическое выход на режим чистого глиссирования. Так и буду говорить дальше.)
Долго растекаться мысью по древу никчему, изложу визуально.
Это педаль газа в сборе:



Читать дальше →

Постройка небольшого переходника. Часть 2. Околостроительная.

Позволю себе продожить.
Во первых строках хотел выразить благодарность коренным участникам сайта за проявленный интерес и слова похвалы.

Итак, по завершению склейки набора все было отмалковано.
На этом фото хорошо видна будущая форма днища.






Читать дальше →

Мотолодка "Сармат" - неглубокое V.

В школе, когда случались сочинения по литературе, я всегда выбирал тему не по произведениям изучаемых классиков, а «свободную». И здесь поступлю также, но чуть ближе, чем от Адама и Евы.
С 1966 по 2010 годы, не торопясь, как это позволяли работа и семейные заботы, построил пять лодочек:
– корпус швертбота «Мотылёк» из журнала «Моделист-конструктор» №6 за 1967 год, стр. 35...38, на воде с 1970-го по 1977. До шверта и паруса дело не дошло. Лодка эксплуатировалась с моторчиком «Прибой». Сгнила лет за восемь, была отвезена на свалку, откуда на следующий день забрана кем-то (Счастливого плавания, пацаны!). Снимки за давностью пока найти не удалось;
– картоп микромотолодка «Бесёнок», собственный проект по фотографии и описанию из журнала «Катера и яхты»; первый сброс на воду в 1977-м, сейчас хранится под навесом в целости и сохранности. Была тема в «Деревянном судостроении» форума КиЯ, товарищ строил, я консультировал; пара публикаций в КиЯ (№ 6 за 1987 год и позже);

Под Ветерком-8Э, за рулём мой пятилетний Лёша:



Под Приветом-22:



Под Хондой-20:



– тузик «Джек-шпрот» по эскизам оттуда же, из КиЯ («Лодка из семи деталей»), на воде с 1980-го(?) года. Лодка отвезена в яхт-клуб после появления обильной гнили по дереву и фанере из-за хранения под яблоней на даче в течение почти десяти лет, не знаю, чем закончила. С фото также туго, но пара снимков нашлась-таки:





– мотолодка «глубокое V» «Пакетбот-370» в стиле катера «Джет стар», по схеме обводов из КиЯ № 1 за 1969 год; первая вода 13.08.2006. Была публикация в КиЯ № 4 за 2010 год;

– гребная лодочка «Ирис» (жена, естественно, Ирина; липучая квадратная конфетка не причём) 3,5 на 1,37 метра по собственным обводам, в стиле швертботообразных супер-яхт открытого моря. Первые испытания 14.11.2009, периодически катаюсь на вёслах и под «Ямахой-3».


Читать дальше →

Самодельное ДУ поворотом подвесного мотора. Часть V. Ходовые испытания.

То, о чём долго говорилось и писалось, произошло: лодка увидела воду 06.09.2017, в час пополудни.





Приклеен скотчем приборный щиток (почему скотчем — чуть ниже), со стартера пуск и минутный прогрев умного двигателя (сам сбросил обороты по достижении нужной ему температуры)… Можно выходить на простор озёрной волны.



Вышел из канала в двухметровой стене камыша, повернул влево, носом на ветер. Да уж… Волна где-то под 0.4...0,5 метра. Жму на газ, лодка просто выпрыгивает на редан. Но!
Но!

Читать дальше →