Применение мотоциклетного аккумулятора в качестве стартёрного на лодке с ПЛМ.

Итак, обзаведясь новым, т.е. вторым по счёту в моих руках, японовихрём HONDA-BF20DK2 модификации SHSU (с румпелем, электро- и кикстартером), задумался о выборе аккумуляторной батареи (АКБ) к нему. Для использования на лодках Сармат и Соло-Б2.0.
Пообщавшись с манагером лабаза, торгующего мототехникой (китайской, а то какой же ещё sunglasses ), узнал, что на гидро- и квадроциклы народ ставит АКБ как бы минимизированных ёмкости, габаритов и, главное, массы. Т.е моторы разной тактности и мощностью в 40...70 л.с. вполне себе пускаются маленькими батареями ёмкостью 14...22 амперчаса (Ач). Притом, как летом, так и зимой!
Хорошо.
Взял в итоге вот такой:



— марки RED ENERGY, модель RS 12201 ёмкостью 18Ач в габаритах L=175 мм, B=85 мм и H=160 мм и массой 5,5 кг. В комплкт входят пара болтиков М6х20 и пара прямоугольных в плане гаечек М6.
А главное, кроме массогабаритных вкусностей, сия батарея «изготовлена с использованием ГЕЛЕВОГО ЭЛЕКТРОЛИТА» — так записано в прилагаемой прокламации, что допускает работу её в любом положении, хоть лёжа. Ибо ни паспорта, ни ИЭ к вышеописанному комплекту АКБ не прилагалось…



— данные «моей» АКБ видны в нижней строке таблицы. Впечатлило значение стартёрного тока аж в 285 ампер (!).
Хорошо.
Как уже упомянуто в моём комменте от 02.11.2021 к теме volnanavolge.ru/blog/30.html, батарейка (ну малюська же в сравнении с работавшей ранее "АКБ от Матиза" ёмкостью 45 Ач и весом в 12 кило) прямо из магазина, т.е. без подзарядки, бодренько крутанула коленвал японовихря на сухую, без топлива и масла.
Опять хорошо.
На снимке вверху видна ЭДС батареи сразу после пробной прокрутки мотора.
Включил зарядное устройство в сеть, настроил зарядный ток на 2 А, как бы ~10 процентов от величины номинальной ёмкости и наблюдал. За пару минут ток упал до 1 А:



— а затем ассимптотически приближался к нулю. На табло цифрового вольтметра видно также напряжение на клеммах (15,8 В) в процессе подзарядки.
Вообще хорошо!
Начало длительного теста описываемой батареи положено. Далее, по весне, в соответствии с ИЭ японовихря поработаем на бочке минут 15...20 в режиме холостого хода и — на воду!

Нулевой этап.
Мото-АКБ работает в старом гараже осветителем. Там уже года три, как отрезали сеть 220 вольт.
Пришлось купить светодиодные лампочки на напряжение 12/24/42 вольта мощностью 9 Вт, с цоколями Е-27. Ввернул их в штатные плафоны, один общий и один местный, на пантографе, над верстаком, а запитал… Только не смейтесь! Просто проводами с крокодилами (которые кусают клеммы АКБ), закреплёенными в штатных же контактах тепловых реле-предохранителей. Вместо проводов ввода 220 В в гараж.
Светят нормально, потребляют ток эти лампочки по одному амперу каждая.
Уношу аккумулятор домой на подзарядку раз в месяц; он восстанавливает полную свою ёмкость быстро, буквально за минуты. Ток при этом падает с 1 А до нуля, примерно как описано выше. Ибо пользуюсь светом в гараже изредка.
Зарядная станция приобрела окончательный вид:



Здесь между приборами виден шлиц потенциометра реостатного типа — настраивать зарядный ток (0...7 А) маленькой плоской отвёрткой. И вид сзади:



Колодочка выхода с тонкими проводками — это я не удержался и втиснул отдельный выход 0...10 В для детского технического творчества. Моего, то есть. По такой вот простенькой схеме:



Дюралевый движок второго потенциометра виден справа, триод КТ829Б притулился изнутри к крышке на изоляторе.
И, кому интересно, весь агреат весит в пределах 790 граммов.

Продолжение следует.

35 комментариев

avatar
Так всё-таки, коллеги, у кого есть что сказать/посоветовать из личного опыта жизни с гелевыми аккумуляторами? Пусть и не на лодках…
avatar
В свое время рассматривал гелевый аккумулятор до 40 Ач но не стартерный .
Собрали в мобильный ящик автономный отопитель ( сухой фен ) и нужен был ограниченных размеров аккумулятор, все сделано очень компактно. Отказались от этой идеи ввиду малого времени непрерывной работы отопителя от такого маленького аккумулятора.
По стартерным к сожалению нет опыта использования.
avatar
ДядьЖень, в сухом остатке снижение массы акума что дает?
У меня автомобильный 55АЧ весом 15кг. Положил в лодку в мае, забрал в октябре.
Таскать не требуется.
Я пытаюсь понять, зачем вообще АКБ для небольшой прогулочной лодки с румпельным мотором и кикстартером?
avatar
Влад, отвечу:
1. АКБ ставится в отсек близко к килю и, как и у тебя, снимается/ставится в мае/ноябре. А монтаж/демонтаж в колодце пяти с половиной кило легче, чем почти пуда.
2. Мой органон испорчен нарзаном smiley стартёрным пуском — сел в кресло пилота, нажал кнопку и поехал. Что от берега, что с любой точки акватории, типа от стены камыша либо с якоря. Сбоев такого пуска по-автомобильному не было ни разу. А вот с Ветерком-8Э, да и с П-22 таковые случались. «К хорошему быстро привыкаешь.» copyright Румпельными лодками Сармат и Соло-Б2.0 никогда не являлись, полное ДУ и приборы стоят изначально.
avatar
Все равно не понял в чем прикол такого аккума…
avatar
Вспомнил;
3. Без работающего мотора эхолот и приборы питаются от АКБ.
avatar
Дядь Жень я не знал что у вас есть эхолот… Какой?
Микро АКБ (не мото) обычно используются на моторах без электростартера под отдельное питания эхолота и приборов.
А приборы отлично работают от АКБ на 55АЧ.
avatar
Влад, от батареи 6СТ180 (12 В, 180 Ач, 64 кг) приборы тоже отлично работают. Но зачем мне ЭТО на воде, в микролодке? Лучше от стартёрного микро-аккумулятора, чем от танкового. Да и от жигулёвского — тож. Нет?
avatar
Нет ДядьЖень, аккум маленькой емкости на лодке, будет работать на разряд. При наличии таких потребителей, как эхолот, приборы, ходовые огни есть вероятность его разрядить в ноль! Это все я уже проходил на микро лодке с мотором Ямаха25 (4т).
За столько лет общения я не знаю ваших пробегов, походов и условий эксплуатации. Вам виднее.
Но мне запас по топливу, заряду аккумулятора, продуктам питания и питьевой воды еще ни разу не помешал… )))
avatar
Влад, вообще-то имеется опыт хождения на лодке Пакетбот-370 с двухтактным мотором Ямаха-30, румпельным, без электростартера, с теми же приборами, но с малым 12-тивольтовым, ёмкостью 6 Ач аккукмулятором типа чёрный кирпич с лепестковыми клеммами «на 6,3 мм».
Тогда на мотор был установлен выпрямитель-регулятор напряжения, который обеспечивал подзарядку малой АКБ чётко, в течение всей навигации. Т.е. без подзарядки от сети на берегу в промежутках между выходами на воду. Три года система отработала у меня и, как минимум, ещё пару лет у нового владельца лодки — до замены уставшей АКБ.
Так что, надеюсь на достаточно долгую жизнь мотоциклетной батареи, с подзарядкой (возможно) в эллинге при длительных простоях лодки.
Для выяснения подробностей и затеян данный тест.

PS: В духе минимизации потребления энергии на борту лодки заменил лампы накаливания на светодиодные: красный/зелёный и круговой (на флагштоке).
avatar
Добавлю: многодневных походов не предпринимал, максимум с одной-двумя ночёвками. Японовихрь по утрам всегда пускался с кнопки чётко, кикстартером пользоваться не приходилось. На дисплее эхолота видно напряжение бортовой сети, удобно следить за дозарядкой батареи после пуска.
avatar
Здесь ключевой момент Ямаха-30 без электростартера, поэтому ваш аккум 6Ач по сути вервисный. Такой вариант очень часто встрачается на микролодках.
Я по старой работе помню, как утро ТЦ начинается с подзаряда микроаккумов новой мототехники и снегоходов. Когда порядка 100 единиц, этот процесс по сути бесконечен.
Мне такой вариант не подходит.
У вас, если что и кикстартер есть.
avatar
Найду документы — опубликую. Или сниму на камеру.
avatar
avatar
Добавил в текст про «нулевой этап» испытаний мото-АКБ. Смотрим, кому интересно.
комментарий был удален
avatar
На днях провёл несколько измерений ЭДС аккумуляторов.
1. На стоявших в гараже при температуре внутри оного около нуля.
1.1. Вошёл в гараж и открыл капот своего Кашкая (мод. J-10 английской сборки, г.в. 2013, куплен в Москве в марте 2014, пробег 39 т.км).
1.2. До пуска мотора замер ЭДС АКБ (60 Ач) показал 11,94 В.
1.2. Мотор пустился с пары оборотов КВ. Выехал из гаража и заглушил движок; общее время работы ДВС ~ минута.
1.3. Замерил ЭДС АКБ Кашкая сразу, как вышел из-за руля; ЭДС по прибору зарядного устройства 12,64 В.
2. В освободившемся гараже (с машиной нет подхода к дальнему углу, где стоит АКБ) замерил ЭДС мото-АКБ до включения освещения (светодиодные лампочки, см. в тексте темы) — 12,34 В. Шикарно держит ёмкость аккумулятрик!
2.1 После работы освещения одной лампой с током потребления 1 А в течение двух минут примерно ЭДС составила 12,26 В (т.е. после выключения света в гараже). Ещё через ~ пять минут ЭДС мото-АКБ вернулась практически к значению по п. 2.
Выводы.
1. АКБ Кашкая за восемь лет не вышла из строя и хочет ещё послужить (Тьфу три раза через левое плечо!). Кстати, марку АКБ без её снятия с автомобиля не видно…
2. Мотоаккумулятор не требует подзарядки. По крайней мере, пока.
Ждём навигацию.
avatar
Но через пару недель, в начале февраля, планирую забрать мото-АКБ домой и подзарядить. Что покажут приборы, сообщу.
avatar
Шестого февраля подзарядил. Начал с тока 2 А (который за пару минут упал по асимптоте до 0,25 А), подержал пару часов. ЭДС стала равной 12,7 В (прямо «с морозу» была 12,4 В).
Хорошо берёт зарядку, понравилось!
Отнёс АКБ в гараж. Светит отлично.
avatar
Смотрю тему на мотолодке.ру:

«Re: Выбор аккумулятора под 60 сил
Автор: сибирь (---.dinamic-pppoe.tomsk.ertelecom.ru)
Дата: 09-02-22 14:36

У меня вообще от гидроцикла стоит на 18 А*ч, проблем небыло никогда. При исправной системе аккумулятор никогда не закипит, для этого и стоит реле регулятор.»

— вот такое мнение есть у человека (АКБ как мой):

«Имя, видимое всем (Ник): сибирь
Сообщения: 182
E-mail: uzolin_d@mail.ru
Страна: РФ
Город: Томск
Плавсредство: казанка 5м2
Мотор: ямаха f50»

Аргумент в пользу прекращениея испытаний? Ну уж нет! sunglasses
avatar
Дядь Жень, у моего знакомого есть лодочные моторы, которые куплены аж в далеком 2014году, они до сих пор лежат в коробках и еще не сломались ни разу! )))
А тех «авторитетов» на которых вы ссылаетесь я знать не знаю…
Но условия эксплуатации у всех разные. У меня 30часов за 1,5 месяца получилось и 200л бензина. А у вас?
avatar
Мне нынче предстоит 10 часов обкатки для начала. И очень надеюсь что к концу сезона накатаю хотя бы 20 часов.
Как правило планируешь ходить каждые выходные, но это все мечты. disappointed
avatar
Немного покурил тему РФ по своему мотору. Как некоторые умудряются накатывать 100-150 а то и двести часов? Даже не за один сезон это много для простого пользователя, а не таксиста или гида на базе.
avatar
Мотор с лоджии в квартире переехал в эллинг, залил моторное масло ШеллХеликс.
Ну, вот и началась нормальная жизнь аккумулятора марки RED ENERGY.
Поставил его в отсек Сармата, с изготовлением деталек крепления — габариты-то его отличаются от автомобильной АКБ.
Стал прозванивать стартёрные провода в лодке… Не звонятся! Замерил сопротивление цепи, 9,6 кОм. Пришлось разобрать клеммные соединения и обнаружить солевые плёнки и отложения. Зачистил, болты М10 и М8 с гайками заменил на нержавеющие.
Собрал цепи и цепочки. Качнул грушу, заполнил поплавковую камеру японовихря. Насухую (не кидаться тапками!) крутнул стартёром коленвал.
Мотор вхолостую, т.е. без вспышки, крутнул коленвалом… И — на втором обороте забормотал на холостых. Заглушил, выдернув чеку на первой же секунде работы мотора.
Всё! Заработал как его старший, украденный, собрат!
Ура! На следующей неделе — на воду.
avatar
Дело пошло! Надо уже обкатывать мотор, отстаете Евгений от младших коллег.
avatar
Сегодня 15 минут, как по ИЭ, покрутил японовихря на минимальных холостых оборотах. Всё ОК, индикатор давления масла включился практически сразу, струйка воды из контрольки. Обороты по тахометру держались с минуту около 1100, потом стабилизировались на 800. Заглушил. Готов на воду, да просто тянет!.. На среду-четверг планирую слиповаться. Ибо внучки в приоритете. wink С ними и покатаемся, не торопясь.
комментарий был удален
avatar
Сегодня сбросился на Береславке. Катался с полчаса, пока кто-то с берега не проквакал, что «здеся до 25-го под мотором низя! ибо — нерест».
Но успел на кратковременных подгазовках подтвердить, что Сармат — Двадцатипятиузловая лодка под японовихрём (Х-20):





Звонить в наш ГИМС рука не поднялась…
Пришлось поставить лодку в эллинг, тяпнуть — уже дома — 75 гр десятилетнего бренди TORRES за открытие навигации и… ожидать субботы, 25-го.
avatar
Добавлю по теме. АКБ ёмкостью 18 ампер-часов очень бодро крутит коленвал при пуске. Да и оживает Японовихрь буквально на втором обороте КВ. За короткие покатушки аккумулятор, ессно, не успел как-то проявить себя в негативном смысле.
avatar
Чуть не забыл — штатный винт 9,3х10-4 слишком лёгкий для езды в одного, потому на второй заезд поставил чёрный Al-винт 9,3х12-3. С ним и получены снимочки выше.
avatar
У нас вроде до 15-го запрет был.
avatar
Да и у нас, но на Волге. Завтра выясню.
avatar
Как ответил на мой звонок руководитель нашего ГИМС, ВСЁ это враки! Навигация в нашем бассейне открыта с первого апреля, а временные ограничения действуют только на рыболовство с лодок. А мне и не больно надо!
Усё шеф! copyright
Завтра планируем семейный выезд (с пмкником, закусками) на Береславку. Продолжим обкатку. И покупаемся заодно.
avatar
Сегодня ещё час погонял Сармат с мото-АКБ. Пусков семь-восемь стартёром, все с первого оборота коленвала.







Была волна с гребешками/барашками, но не всегда и не по всему озеру. В общем, попрыгали. Было весело. С внучками. Бабушка снимала, посему строго фотокора не судите.
avatar
У нас вода поднялась, больше чем весной была. Никакого желания эту рыжую, с сумасшедшим течением реку штурмовать. Сидим дома. tired_face
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.