Применение мотоциклетного аккумулятора в качестве стартёрного на лодке с ПЛМ.
Итак, обзаведясь новым, т.е. вторым по счёту в моих руках, японовихрём HONDA-BF20DK2 модификации SHSU (с румпелем, электро- и кикстартером), задумался о выборе аккумуляторной батареи (АКБ) к нему. Для использования на лодках Сармат и Соло-Б2.0.
Пообщавшись с манагером лабаза, торгующего мототехникой (китайской, а то какой же ещё ), узнал, что на гидро- и квадроциклы народ ставит АКБ как бы минимизированных ёмкости, габаритов и, главное, массы. Т.е моторы разной тактности и мощностью в 40...70 л.с. вполне себе пускаются маленькими батареями ёмкостью 14...22 амперчаса (Ач). Притом, как летом, так и зимой!
Хорошо.
Взял в итоге вот такой:
— марки RED ENERGY, модель RS 12201 ёмкостью 18Ач в габаритах L=175 мм, B=85 мм и H=160 мм и массой 5,5 кг. В комплект входят пара болтиков М6х20 и пара прямоугольных в плане гаечек М6.
А главное, кроме массогабаритных вкусностей, сия батарея «изготовлена с использованием ГЕЛЕВОГО ЭЛЕКТРОЛИТА» — так записано в прилагаемой прокламации, что допускает работу её в любом положении, хоть лёжа. Ибо ни паспорта, ни ИЭ к вышеописанному комплекту АКБ не прилагалось…
— данные «моей» АКБ видны в нижней строке таблицы. Впечатлило значение стартёрного тока аж в 285 ампер (!).
Хорошо.
Как уже упомянуто в моём комменте от 02.11.2021 к теме volnanavolge.ru/blog/30.html, батарейка (ну малюська же в сравнении с работавшей ранее "АКБ от Матиза" ёмкостью 45 Ач и весом в 12 кило) прямо из магазина, т.е. без подзарядки, бодренько крутанула коленвал японовихря на сухую, без топлива и масла.
Опять хорошо.
На снимке вверху видна ЭДС батареи сразу после пробной прокрутки мотора.
Включил зарядное устройство в сеть, настроил зарядный ток на 2 А, как бы ~10 процентов от величины номинальной ёмкости и наблюдал. За пару минут ток упал до 1 А:
— а затем ассимптотически приближался к нулю. На табло цифрового вольтметра видно также напряжение на клеммах (15,8 В) в процессе подзарядки.
Вообще хорошо!
Начало длительного теста описываемой батареи положено. Далее, по весне, в соответствии с ИЭ японовихря поработаем на бочке минут 15...20 в режиме холостого хода и — на воду!
Нулевой этап.
Мото-АКБ работает в старом гараже осветителем. Там уже года три, как отрезали сеть 220 вольт.
Пришлось купить светодиодные лампочки на напряжение 12/24/42 вольта мощностью 9 Вт, с цоколями Е-27. Ввернул их в штатные плафоны, один общий и один местный, на пантографе, над верстаком, а запитал… Только не смейтесь! Просто проводами с крокодилами (которые кусают клеммы АКБ), закреплёенными в штатных же контактах тепловых реле-предохранителей. Вместо проводов ввода 220 В в гараж.
Светят нормально, потребляют ток эти лампочки по одному амперу каждая.
Уношу аккумулятор домой на подзарядку раз в месяц; он восстанавливает полную свою ёмкость быстро, буквально за минуты. Ток при этом падает с 1 А до нуля, примерно как описано выше. Ибо пользуюсь светом в гараже изредка.
Зарядная станция приобрела окончательный вид:
Здесь между приборами виден шлиц потенциометра реостатного типа — настраивать зарядный ток (0...7 А) маленькой плоской отвёрткой. И вид сзади:
Колодочка выхода с тонкими проводками — это я не удержался и втиснул отдельный выход 0...10 В для детского технического творчества. Моего, то есть. По такой вот простенькой схеме:
Дюралевый движок второго потенциометра виден справа, триод КТ829Б притулился изнутри к крышке на изоляторе.
И, кому интересно, весь агрегат весит в пределах 790 граммов.
Предварительные результаты работы.
Итак, мото-АКБ установлена в аккумуляторный отсек лодки Сармат. По показаниям эхолота Garmin мод. Fishfinger-90 напряжение в бортовой сети составляет:
— 12,7 В в процессе хранения лодки в эллинге и непосредственно перед первым пуском японовихря на воде;
— 12,5 В сразу после прокрутки электростартером и пуска холодного ДВС с повышением до 14,2...14,6 В за две-три минуты работы мотора;
— 12,8...13,0 В после пуска прогретого мотора, буквально в один-два оборота коленвала, за пару десятков секунд возрастая до тех же ~14,2 В.
Стоянка на воде с включённым эхолотом длительностью до полутора часов после хода под мотором не «высасывает» АКБ ниже 12,6 В. Дальше — тот же быстрый пуск электростартером, и все процессы повторяются, напряжение стабилизируется.
Пока всё нравится. «Тьфу» три раза через левое плечо, чтобы не сглазить.
Неожиданно и резко закончилось лето. Вместе с концом августа. Поэтому вот:
Итоги первой навигации с мото-АКБ.
На 27.09.2022 АКБ стоит в лодке, последние пуски японовихря были ровно месяц назад, тем не менее замер ЭДС показывает U=12,6 В. Считаю, что ёмкость снизилась незначительно; прокрутка мотора стартёром на пару секунд, без подачи топлива в карбюратор, бодренькая, как это обычно и было летом.
Вывод: саморазряд аккумулятора в пределах нормы.
На час подключил зарядное устройство на ток зарядки 1,0 А; по истечении часа ток упал до 40...50 мА, а ЭДС поднялась до U=12,9 В.
Второй вывод: батарея охотно принимает зарядку. Отлично!
Общий вывод:первая навигация Сармата с японовихрём и стартёрным аккумулятором, изготовленным с использованием ГЕЛЕВОГО ЭЛЕКТРОЛИТА, прошла успешно. Без нареканий к АКБ.
Через пару недель сниму батарею с лодки и, подзарядив, подключу к сети освещения старого гаража, где окончательно отрезан ввод сети 220 В и имеются светодиодные лампочки на 12...48 В.
Всё, снял около двадцатого октября АКБ с Сармата, подзарядил. Старый гараж теперь с освещением.
Ждём весну!
Дождались. И не только весну, а и жаркое лето.
В середине апреля 2023-года прошёл ТО Сармата, на воде, с фотофиксацией ГИМС*овцем. Довольно легко притом.
Выполднил шесть-семь выходов на воду, всё шло нормально…
И вот, пятого августа 23 г. собрались на Волгу с сыном и внучками. Жара под +36ºС, штиль. Глядь, а ключ отключения массы в положении «включено»! Япономать, склеротик старый — я! — не выключил «массу» после прошлого выхода, дней пять приборы сажали АКБ… Само собой, стартёр и не щёлкает.
Но ничего, слиповались, японовихрь пустился с третьего потяга верёвки. Напряжение бортовой сети постепенно выросло до 13,0...14,3 В. Покатались славно, накупались в чистейшей воде, которая +23ºС.
Мотор наработал менее полутора часа, но зарядка оказалась недостаточно длительной: стартёр щёлкнул и не более того. Опечалился…
Загнал прицеп с лодкой в эллинг, снял аккумулятор, принёс домой и сутки погонял под зарядным устройством током от четырёх до одного ампера, со снижением, то есть. Сегодня установил АКБ в лодку и проверил — крутит стартёр бодро. ЭДС батареи составила 12,5 В.
Ура! Невольный эксперимент с глубоким разрядом батареи завершился успешно. Через два-три дня запланирован очередной выход на воду.
Итоги второй навигации с мотоциклетным гелевым АКБ.
Японовихрь работал с апреля до 14-го сентября 2023-го года на Сармате, а затем был переставлен на Соло-Б2.0 для прохождения ТО лодки в указанный день, с фотофиксацией на воде (Успешно!).
youtu.be/tZI32fzwewY
За пять месяцев было набрано ~25 моточасов, на двух лодках последовательно. В том числе на Б-2 около двух моточасов; разок объехал Береславское вдхр. и пару — по Волге.
Прошлогоднего разгильдяйства с неотключением массы и приборов допущено не было, аккумулятор отработал штатно и сейчас, 11.10.23, пробная прокрутка стартёра порадовала. В первых числах октября 23-го года лето закончилось, похолодало; решено снять АКБ с Б-2 и снова поставить на освещение старого гаража.
Итак, два года честной работы АКБ, полёт нормальный.
Итак, провёл подготовку к навигации-24. Снова переставил «яапоновихрь» и гелевую АКБ на Сармат. С осени не подзаряжал, а он очень бодренько закрутил с кнопки «Старт'! Порадовала система и гелевый аккумулятор в частности.
Всё, ждём внуков. И внучек!
Продолжение следует.
Пообщавшись с манагером лабаза, торгующего мототехникой (китайской, а то какой же ещё ), узнал, что на гидро- и квадроциклы народ ставит АКБ как бы минимизированных ёмкости, габаритов и, главное, массы. Т.е моторы разной тактности и мощностью в 40...70 л.с. вполне себе пускаются маленькими батареями ёмкостью 14...22 амперчаса (Ач). Притом, как летом, так и зимой!
Хорошо.
Взял в итоге вот такой:
— марки RED ENERGY, модель RS 12201 ёмкостью 18Ач в габаритах L=175 мм, B=85 мм и H=160 мм и массой 5,5 кг. В комплект входят пара болтиков М6х20 и пара прямоугольных в плане гаечек М6.
А главное, кроме массогабаритных вкусностей, сия батарея «изготовлена с использованием ГЕЛЕВОГО ЭЛЕКТРОЛИТА» — так записано в прилагаемой прокламации, что допускает работу её в любом положении, хоть лёжа. Ибо ни паспорта, ни ИЭ к вышеописанному комплекту АКБ не прилагалось…
— данные «моей» АКБ видны в нижней строке таблицы. Впечатлило значение стартёрного тока аж в 285 ампер (!).
Хорошо.
Как уже упомянуто в моём комменте от 02.11.2021 к теме volnanavolge.ru/blog/30.html, батарейка (ну малюська же в сравнении с работавшей ранее "АКБ от Матиза" ёмкостью 45 Ач и весом в 12 кило) прямо из магазина, т.е. без подзарядки, бодренько крутанула коленвал японовихря на сухую, без топлива и масла.
Опять хорошо.
На снимке вверху видна ЭДС батареи сразу после пробной прокрутки мотора.
Включил зарядное устройство в сеть, настроил зарядный ток на 2 А, как бы ~10 процентов от величины номинальной ёмкости и наблюдал. За пару минут ток упал до 1 А:
— а затем ассимптотически приближался к нулю. На табло цифрового вольтметра видно также напряжение на клеммах (15,8 В) в процессе подзарядки.
Вообще хорошо!
Начало длительного теста описываемой батареи положено. Далее, по весне, в соответствии с ИЭ японовихря поработаем на бочке минут 15...20 в режиме холостого хода и — на воду!
Нулевой этап.
Мото-АКБ работает в старом гараже осветителем. Там уже года три, как отрезали сеть 220 вольт.
Пришлось купить светодиодные лампочки на напряжение 12/24/42 вольта мощностью 9 Вт, с цоколями Е-27. Ввернул их в штатные плафоны, один общий и один местный, на пантографе, над верстаком, а запитал… Только не смейтесь! Просто проводами с крокодилами (которые кусают клеммы АКБ), закреплёенными в штатных же контактах тепловых реле-предохранителей. Вместо проводов ввода 220 В в гараж.
Светят нормально, потребляют ток эти лампочки по одному амперу каждая.
Уношу аккумулятор домой на подзарядку раз в месяц; он восстанавливает полную свою ёмкость быстро, буквально за минуты. Ток при этом падает с 1 А до нуля, примерно как описано выше. Ибо пользуюсь светом в гараже изредка.
Зарядная станция приобрела окончательный вид:
Здесь между приборами виден шлиц потенциометра реостатного типа — настраивать зарядный ток (0...7 А) маленькой плоской отвёрткой. И вид сзади:
Колодочка выхода с тонкими проводками — это я не удержался и втиснул отдельный выход 0...10 В для детского технического творчества. Моего, то есть. По такой вот простенькой схеме:
Дюралевый движок второго потенциометра виден справа, триод КТ829Б притулился изнутри к крышке на изоляторе.
И, кому интересно, весь агрегат весит в пределах 790 граммов.
Предварительные результаты работы.
Итак, мото-АКБ установлена в аккумуляторный отсек лодки Сармат. По показаниям эхолота Garmin мод. Fishfinger-90 напряжение в бортовой сети составляет:
— 12,7 В в процессе хранения лодки в эллинге и непосредственно перед первым пуском японовихря на воде;
— 12,5 В сразу после прокрутки электростартером и пуска холодного ДВС с повышением до 14,2...14,6 В за две-три минуты работы мотора;
— 12,8...13,0 В после пуска прогретого мотора, буквально в один-два оборота коленвала, за пару десятков секунд возрастая до тех же ~14,2 В.
Стоянка на воде с включённым эхолотом длительностью до полутора часов после хода под мотором не «высасывает» АКБ ниже 12,6 В. Дальше — тот же быстрый пуск электростартером, и все процессы повторяются, напряжение стабилизируется.
Пока всё нравится. «Тьфу» три раза через левое плечо, чтобы не сглазить.
Неожиданно и резко закончилось лето. Вместе с концом августа. Поэтому вот:
Итоги первой навигации с мото-АКБ.
На 27.09.2022 АКБ стоит в лодке, последние пуски японовихря были ровно месяц назад, тем не менее замер ЭДС показывает U=12,6 В. Считаю, что ёмкость снизилась незначительно; прокрутка мотора стартёром на пару секунд, без подачи топлива в карбюратор, бодренькая, как это обычно и было летом.
Вывод: саморазряд аккумулятора в пределах нормы.
На час подключил зарядное устройство на ток зарядки 1,0 А; по истечении часа ток упал до 40...50 мА, а ЭДС поднялась до U=12,9 В.
Второй вывод: батарея охотно принимает зарядку. Отлично!
Общий вывод:первая навигация Сармата с японовихрём и стартёрным аккумулятором, изготовленным с использованием ГЕЛЕВОГО ЭЛЕКТРОЛИТА, прошла успешно. Без нареканий к АКБ.
Через пару недель сниму батарею с лодки и, подзарядив, подключу к сети освещения старого гаража, где окончательно отрезан ввод сети 220 В и имеются светодиодные лампочки на 12...48 В.
Всё, снял около двадцатого октября АКБ с Сармата, подзарядил. Старый гараж теперь с освещением.
Ждём весну!
Дождались. И не только весну, а и жаркое лето.
В середине апреля 2023-года прошёл ТО Сармата, на воде, с фотофиксацией ГИМС*овцем. Довольно легко притом.
Выполднил шесть-семь выходов на воду, всё шло нормально…
И вот, пятого августа 23 г. собрались на Волгу с сыном и внучками. Жара под +36ºС, штиль. Глядь, а ключ отключения массы в положении «включено»! Япономать, склеротик старый — я! — не выключил «массу» после прошлого выхода, дней пять приборы сажали АКБ… Само собой, стартёр и не щёлкает.
Но ничего, слиповались, японовихрь пустился с третьего потяга верёвки. Напряжение бортовой сети постепенно выросло до 13,0...14,3 В. Покатались славно, накупались в чистейшей воде, которая +23ºС.
Мотор наработал менее полутора часа, но зарядка оказалась недостаточно длительной: стартёр щёлкнул и не более того. Опечалился…
Загнал прицеп с лодкой в эллинг, снял аккумулятор, принёс домой и сутки погонял под зарядным устройством током от четырёх до одного ампера, со снижением, то есть. Сегодня установил АКБ в лодку и проверил — крутит стартёр бодро. ЭДС батареи составила 12,5 В.
Ура! Невольный эксперимент с глубоким разрядом батареи завершился успешно. Через два-три дня запланирован очередной выход на воду.
Итоги второй навигации с мотоциклетным гелевым АКБ.
Японовихрь работал с апреля до 14-го сентября 2023-го года на Сармате, а затем был переставлен на Соло-Б2.0 для прохождения ТО лодки в указанный день, с фотофиксацией на воде (Успешно!).
youtu.be/tZI32fzwewY
За пять месяцев было набрано ~25 моточасов, на двух лодках последовательно. В том числе на Б-2 около двух моточасов; разок объехал Береславское вдхр. и пару — по Волге.
Прошлогоднего разгильдяйства с неотключением массы и приборов допущено не было, аккумулятор отработал штатно и сейчас, 11.10.23, пробная прокрутка стартёра порадовала. В первых числах октября 23-го года лето закончилось, похолодало; решено снять АКБ с Б-2 и снова поставить на освещение старого гаража.
Итак, два года честной работы АКБ, полёт нормальный.
Итак, провёл подготовку к навигации-24. Снова переставил «яапоновихрь» и гелевую АКБ на Сармат. С осени не подзаряжал, а он очень бодренько закрутил с кнопки «Старт'! Порадовала система и гелевый аккумулятор в частности.
Всё, ждём внуков. И внучек!
Продолжение следует.
54 комментария
Собрали в мобильный ящик автономный отопитель ( сухой фен ) и нужен был ограниченных размеров аккумулятор, все сделано очень компактно. Отказались от этой идеи ввиду малого времени непрерывной работы отопителя от такого маленького аккумулятора.
По стартерным к сожалению нет опыта использования.
У меня автомобильный 55АЧ весом 15кг. Положил в лодку в мае, забрал в октябре.
Таскать не требуется.
Я пытаюсь понять, зачем вообще АКБ для небольшой прогулочной лодки с румпельным мотором и кикстартером?
1. АКБ ставится в отсек близко к килю и, как и у тебя, снимается/ставится в мае/ноябре. А монтаж/демонтаж в колодце пяти с половиной кило легче, чем почти пуда.
2. Мой органон испорчен
нарзаномстартёрным пуском — сел в кресло пилота, нажал кнопку и поехал. Что от берега, что с любой точки акватории, типа от стены камыша либо с якоря. Сбоев такого пуска по-автомобильному не было ни разу. А вот с Ветерком-8Э, да и с П-22 таковые случались. «К хорошему быстро привыкаешь.» Румпельными лодками Сармат и Соло-Б2.0 никогда не являлись, полное ДУ и приборы стоят изначально.3. Без работающего мотора эхолот и приборы питаются от АКБ.
Микро АКБ (не мото) обычно используются на моторах без электростартера под отдельное питания эхолота и приборов.
А приборы отлично работают от АКБ на 55АЧ.
За столько лет общения я не знаю ваших пробегов, походов и условий эксплуатации. Вам виднее.
Но мне запас по топливу, заряду аккумулятора, продуктам питания и питьевой воды еще ни разу не помешал… )))
Тогда на мотор был установлен выпрямитель-регулятор напряжения, который обеспечивал подзарядку малой АКБ чётко, в течение всей навигации. Т.е. без подзарядки от сети на берегу в промежутках между выходами на воду. Три года система отработала у меня и, как минимум, ещё пару лет у нового владельца лодки — до замены уставшей АКБ.
Так что, надеюсь на достаточно долгую жизнь мотоциклетной батареи, с подзарядкой (возможно) в эллинге при длительных простоях лодки.
Для выяснения подробностей и затеян данный тест.
PS: В духе минимизации потребления энергии на борту лодки заменил лампы накаливания на светодиодные: красный/зелёный и круговой (на флагштоке).
Я по старой работе помню, как утро ТЦ начинается с подзаряда микроаккумов новой мототехники и снегоходов. Когда порядка 100 единиц, этот процесс по сути бесконечен.
Мне такой вариант не подходит.
У вас, если что и кикстартер есть.
1. На стоявших в гараже при температуре внутри оного около нуля.
1.1. Вошёл в гараж и открыл капот своего Кашкая (мод. J-10 английской сборки, г.в. 2013, куплен в Москве в марте 2014, пробег 39 т.км).
1.2. До пуска мотора замер ЭДС АКБ (60 Ач) показал 11,94 В.
1.2. Мотор пустился с пары оборотов КВ. Выехал из гаража и заглушил движок; общее время работы ДВС ~ минута.
1.3. Замерил ЭДС АКБ Кашкая сразу, как вышел из-за руля; ЭДС по прибору зарядного устройства 12,64 В.
2. В освободившемся гараже (с машиной нет подхода к дальнему углу, где стоит АКБ) замерил ЭДС мото-АКБ до включения освещения (светодиодные лампочки, см. в тексте темы) — 12,34 В. Шикарно держит ёмкость аккумулятрик!
2.1 После работы освещения одной лампой с током потребления 1 А в течение двух минут примерно ЭДС составила 12,26 В (т.е. после выключения света в гараже). Ещё через ~ пять минут ЭДС мото-АКБ вернулась практически к значению по п. 2.
Выводы.
1. АКБ Кашкая за восемь лет не вышла из строя и хочет ещё послужить (Тьфу три раза через левое плечо!). Кстати, марку АКБ без её снятия с автомобиля не видно…
2. Мотоаккумулятор не требует подзарядки. По крайней мере, пока.
Ждём навигацию.
Хорошо берёт зарядку, понравилось!
Отнёс АКБ в гараж. Светит отлично.
«Re: Выбор аккумулятора под 60 сил
Автор: сибирь (---.dinamic-pppoe.tomsk.ertelecom.ru)
Дата: 09-02-22 14:36
У меня вообще от гидроцикла стоит на 18 А*ч, проблем небыло никогда. При исправной системе аккумулятор никогда не закипит, для этого и стоит реле регулятор.»
— вот такое мнение есть у человека (АКБ как мой):
«Имя, видимое всем (Ник): сибирь
Сообщения: 182
E-mail: uzolin_d@mail.ru
Страна: РФ
Город: Томск
Плавсредство: казанка 5м2
Мотор: ямаха f50»
Аргумент в пользу прекращениея испытаний? Ну уж нет!
А тех «авторитетов» на которых вы ссылаетесь я знать не знаю…
Но условия эксплуатации у всех разные. У меня 30часов за 1,5 месяца получилось и 200л бензина. А у вас?
Как правило планируешь ходить каждые выходные, но это все мечты.
Ну, вот и началась нормальная жизнь аккумулятора марки RED ENERGY.
Поставил его в отсек Сармата, с изготовлением деталек крепления — габариты-то его отличаются от автомобильной АКБ.
Стал прозванивать стартёрные провода в лодке… Не звонятся! Замерил сопротивление цепи, 9,6 кОм. Пришлось разобрать клеммные соединения и обнаружить солевые плёнки и отложения. Зачистил, болты М10 и М8 с гайками заменил на нержавеющие.
Собрал цепи и цепочки. Качнул грушу, заполнил поплавковую камеру японовихря. Насухую (не кидаться тапками!) крутнул стартёром коленвал.
Мотор вхолостую, т.е. без вспышки, крутнул коленвалом… И — на втором обороте забормотал на холостых. Заглушил, выдернув чеку на первой же секунде работы мотора.
Всё! Заработал как его старший, украденный, собрат!
Ура! На следующей неделе — на воду.
Но успел на кратковременных подгазовках подтвердить, что Сармат — Двадцатипятиузловая лодка под японовихрём (Х-20):
Звонить в наш ГИМС рука не поднялась…
Пришлось поставить лодку в эллинг, тяпнуть — уже дома — 75 гр десятилетнего бренди TORRES за открытие навигации и… ожидать субботы, 25-го.
Усё шеф!
Завтра планируем семейный выезд (с пмкником, закусками) на Береславку. Продолжим обкатку. И покупаемся заодно.
Была волна с гребешками/барашками, но не всегда и не по всему озеру. В общем, попрыгали. Было весело. С внучками. Бабушка снимала, посему строго фотокора не судите.
Добавил по работе мото-АКБ на лодке Сармат в разгар навигации-22.
Внучка порулила, сидя рядом со мной (под неусыпным моим контролем!):
Еле отобрал руль…
Солнца не было, зато тепло и штиль. Вода +24...25.
Напряжение 14,2 В устанавливается в бортовой сети Сармата через пару минут от пуска мотора. Потребителей, кроме эхолота, нет.
PS: У берега водичка чуть потеплее, +17ºС. Так и что оставалось, искупался. Благо, организм закалился за два месяца отсутствия горячей воды в доме… А знакомые старушки (моего возраста), живущие постоянно на даче, длительное время получали удовольствие, плавая и общаясь. Как и всё время с мая по октябрь. Я-то заплыл недалече и степенно, не торопясь, из воды вылез, а они…
Однако!
Через 20 минут, правда, стало 27,5 градуса. Вот такая волна тепла прошла…
Побывав в маленьком гараже офигел от того, как там топят, очень жарко, непривычно.
Народ постепенно поднимает лодки, в выходные на слипе было людно и только владельцы тихоходных круизеров продолжают кайфовать. )))
Solite DC31
Смотрим, кому интересно…
Или уж и закрыть тему?..
Саморазряд минимальный, может просто новый ещё.