Реставрация "Бесёнка", часть III.

На повестке дня, как говорится, монтаж пайола методом вклеивания в корпус.
Основа пайола была изготовлена из качественной фанеры марки ФСФ сорта 2/2 толщиной 7 мм. Эта деталь подогнана к корпусу Бесёнка в части снятия малки по боковым кромкам «на нет» — в соответствии с переменным углом килеватости «закрученного» днища от шпангоута № 1 до переборки, шп. № 5.
Таким образом пайол будет нести нагрузку — вес экипажа и багажа — с опорой на листы днищевой обшивки по контуру и на кильсон в ДП.



И будет герметичным, т.е. образуется ванночка с практически плоским дном, удобная для мытья и просушки после покатушек. И придающим корпусу в целом запредельно высокую жёсткость корпусу на кручение и изгиб. При этом (кручение и изгиб) клеевые швы хорошо работают именно на сдвиг.
А вот сам пайол из «семёрки», хоть и с поперечным направлением наружных слоёв шпона, под сосредоточенной нагрузкой (к примеру 90 кгс, как мой вес) может прогнуться на величину, достаточную для разрушения клеевых швов по контуру в следствие поворота сечения фанеры в заделке, т.е. от напряжений растяжения в клеевом шве. Что не есть хорошо; хорошо, когда шов работает на сдвиг. Ибо при сдвиге вся площадь шва равномерно нагружается, а при описанном выше изгибе возникает кромочный эффект, т.е. фактор концентратора напряжений.
Поэтому решено усилить фанеру t=7 мм накладками толщиной 4 мм — в разы увеличить жёсткость «мостиков» и, соответственно, максимально уменьшить их деформации.
Вот и наклеил:



И ведь процесс приятно пошёл! Притягивал накладки (более тонкие и, соответственно, менее жёсткие детали) постепенным смещением «фронта» шурупов справа налево (по снимку), последовательно выдавливая излишки клея и отдельные пузыри воздуха.
Через сутки, после отверждения клея, выверну саморезики и ещё раз стругану по кромкам пайол в сборе.
Всё, смола «встала».
Подправил малковку пайола в сборе. В лунки из-под саморезов поставил чопики из дерьма зубочисток и спичек, пропитал днище лодки и пайол снизу смолой, замешанной на остатках старой порции Этала-45М:



Теперь с лицевой стороны пайола временно закреплю пару технологических рукояток и — ответственный момент! — вклею пайол в корпус.

Анекдот, якобы морской.
У капитана дальнего плавания спрашивают:
— Сэр, правда ли, что выходить в море в понедельник — плохая примета?
— Да полная ерунда! Сто раз отчаливал в понедельники. И ничего!
После паузы, он же:
— Другое дело — пятница, тринадцатое, никогда бы не вышел в море!
Так вот, сегодня пятница, тринадцатое (марта), а я развожу клей и нервно промазываю склеиваемые поверхности пайола и лодки.
Фффух… Вклеил. Даже клей выступил по контуру там, где ожидалось:



Кто интересуется стариной — применил дверные ручки отечественного производства, которым более полувека и которые считались даже неким изыском интерьерным. И которые с честью отстояли своё на транце Бесёнка, нынешнего моего пациента. А фанерные квадратики неправильной формы это «мухи» под головками саморезов, чтобы не делать больших лунок в притягиваемом пайоле.
Теперь пару суток выдержки, до полного отверждения клея. Ну почти. И будем топтаться по пайолу, с трепетом ожидая, что «моннлит» и ничего не треснет с противным скрежетом. Или хрустом?..
Пару дней спустя:







И никакого хруста либо треска даже во время пляски на свежевклеенном пайоле. Монолит!
Обрадовался и начал шпаклевать дно ванночки, заметно расширив его за счёт художественного вырезания реноватором по набору:



Подготовил донышко кокпита к оклейке, зашпаклевал и зачистил:





Получившаяся площадка понравилась: и ходить свободно-удобно, не то, что раньше без пайола, и мыть-убирать будет приятно.
Народ, как думаете, стоит сейчас оклеивать? Или до тепла подождать?
А пока Чапай народ думает, уровень воды в Волге стал на 3,5 м выше ординара. Снимал 31.03.2020, будучи в самоизоляции на берегу:





Неожиданно рано.
И в эллинге стало +12ºС при 19ºС за бортом.
С помощью самоизоляции в гараже, муки пшеничной, высший сорт, подогретой феном смолы ЭД-20, Этала-45М и шпателей выполнил плавный переход реек комингсов кокпита в бимсы переборки:







— и шп. № 1:



Ну, и поставил малюсенькую полупереборочку, оформив окончательно «ванночку» кокпита, с возможностью, если захочется в дальнейшем, установки съёмной крышки/лючка носового отсека.
Выше показаны все углы кокпита после черновой обработки электролобзиком, уж извините. Всё будет шлифоваться, шпаклеваться и… так далее.

Продолжение следует.

32 комментария

avatar
Отличная работа! Сразу виден грамотный и профессиональный подход!
avatar
Вспоминаю свои первые гребные лодочки, пайолы там были приклеены к корпусу, о чем я жалею до сих пор. Без них лодка была бы легче. Снизить вес можно было и за счет съемных банок...
Дядь Жень, почему нет сливных шпигатов, инспекционных лючков для проветривания?
Сколько сейчас весит Б-1?
avatar
forum.katera.ru/index.php?/topic/61946-restavratciia-mikro-motolodki-besyonok/page-2, сообщение № 47. Чтобы не повторяться, Влад.
А весил Б-1 43 кило без пайола. Пайол — 5,6 кгс.
Точно сообщу в конце ремонта.
avatar
И там же — сообщение № 39.
avatar
Из приведённого (сообщ. 39 и 47) следует — лючки, глушицы и шпигаты не нужны.
avatar
Как и всегда, четко и понятно.
avatar
Добавил пару строк и фото.
avatar
Ну, не знаю, не знаю, 5,6кг от 43 это 13% веса в плюс.
Неоптимальное решение с такой толщиной фанеры, некрасивое с конструкторской точки зрения и тяжёлое.
Про инспекционные лючки согласен с Владом на 100%, я уж тоже на такие грабли наступал, вклеивал наглухо, но ещё предварительно запенил а потом слой стеклоткани сверху положил. Через год вскрыл а там влажно!
Ещё один пример с той же лодки (это был Тритончик) кринолины. Сделаны они были из 6 и 4мм фанеры, оклеены двумя-тремя слоями стекла, какая-либо вентиляция отсутствовала, полная герметичность. Тритончик после постройки Тагуана я оставил другу Толику, он у него в деревне, когда под навесом а когда и просто кверху килем хранился. Последний раз я видел её лет шесть-семь назад, нигде гнили нет за исключением прогнивших до дыр кринолинов. Вот что такое отсутствие вентиляции и герметичность.
Я б сделал этот пайол съёмный, на шурупах. Конечно, пришлось бы изрядно повозиться точно так же пристраивая направляющие к днищу и потом прикручивать пайол через какой-нибудь уплотнитель, НО, по окончании сезона можно проинспектировать днище изнутри, чего сейчас, с вклеенным пайолом сделать нельзя.
В общем, такое моё мнение что в любой угол лодки должна иметься возможность добраться/проинспектировать/починить, закрытые, невентилируемые полости недопустимы — они источник гнили.
avatar
Володя, у меня всё другое: и опыт, и климат, и способы хранения, и материалы, и…
Первая моя лодка сгнила за пять-семь лет, не имея ни одного закрытого объёма, хранилась кверху килем на даче. Всё притом вентилировалось! И что?
Третья, джек-шпрот, пока жила в гараже, была в порядке, а как попала во всеобщее пользование и тоже на даче (!) стала быстро умирать. И тоже без закрытых объёмов.
Все остальные пять — живы и здоровы, благодаря соблюдению моих правил. Кроме Бесёнка, которого и лечу сейчас. Б-1 и Б-2 имеют по одному замкнутому объёму, Пакетбот и Сармат имеют вентилируемые объёмы с герметичными лючками; Ирис замкнутых объёмов не имеет. Возраст — от трёх до сорока трёх лет. И что?
Про вклеиваемый пайол и все его особенности, с такой конструкцией связанные, расписал много раз и на обоих форумах, где активен. Пусть будет «дубовый», но надёжный, жёсткий, не требующий внимания и лишних забот. В целом Бесонок останется лодкой-картопоп. До полуцентнера.
А вот применять съёмный пайол с креплением шурупами не стану, ибо под ним останутся не защищённые на целый сезон от воды и речной грязи детали набора и обшивки лодки.
Ещё приведу в пример лодку В.В. Вейнберга, фанерную коротышку с обводами глубокое V, где имелся вклеенный пайол, скрывавший под собою открытую с кормы балластную цистерну — для остойчивости в статике. Помнишь? КиЯ за 1974 год, №3 и №4.
Так что, остаюсь при своём мнении. Извини!
PS: В случае пробоины, само собой, окно прорежу, отремонтирую днище и вот тогда уже поставлю на пайол лючок.
PPS: Да, а откуда возьмётся и на чём будет расти плесень с грибами в замкнутом герметичном объёме, образованном стенками из эпоксидной смолы?
avatar
Согласен с Вовкой, допустим наглухо вклеенный пайол не влияет на разрушение (гниение) лодки, а как быть с ремонтопригодностью?
На своих лодках стараюсь избегать закрытых объемов…
avatar
Влад, про ремонт написал чуть выше, можешь прочесть. Не трагедия.
Кстати, на всех семи лодках насчитал четыре пробоины: одна несквозная ниже ватерлинии на Мотыльке; одна на Бесёнке, сквозной пролом (острым носом вражеского корабля? Сын сам получил и сам заделал, я увидел латку лишь сейчас при демонтаже старой деки) в самом верху левого борта, у форштевня; два пролома на джекшпроте, оба несквозные, между верхней скулой и привальником, автор одного я (около транца), второго — старший сын (ближе к миделю).
И всё. За пятьдесят лет.
avatar
Я услышал, все таки лючки будут, но в случае пробоины!
avatar
Добавил один анекдот и один снимочек с лирическим отступлением. Смотрим?
avatar
Конечно смотрим!
Дядь Жень, возможно если бы я, в своё время, и обмазал фанеру смолой изнутри то ничего б и не случилось, но я за вентиляцию smile
Про толщину фанеры, ну вправду удивил, я помню твоё бережное отношение к культуре веса а тут так, в стиле Валерия 23, прям как будто не твоих рук дело а какого-то злоумышленника smile
avatar
А потом, да бог с ним с весом, там от силы килограмма 3 можно было выиграть, нет в этом решении изящества к которому мы привыкли на твоих лодках wink
комментарий был удален
avatar
Для добавки изящества есть заготовка. Ждём-с.
avatar
«Семёрка» как основной материал не смутила? Гут.
А добавка веса из-за подклейки накладок в 1210 граммов уже ни в какие ворота не лезет? А почему?
Были варианты кратного повышения жёсткости — главное определяющее качество вклеиваемого пайола, чтобы не хрустели швы по днищу — типа набора подвесных фермочек, как стропил на чердаке, или вообще лонжеронов в параллель с кильсоном… А вес таких наборов — это совсем не гут. В итоге сделал так, как сделал.
Взвешу, сообщу. ОК?
avatar
Проверил качество вклейки пайола, добавил. Смотрим.
avatar
На мой дилетанский взгляд при относительно небольших размерах пайола и приличной толщине результат прогнозируемо хороший.
avatar
Юра, я сначала смоделировал деформацию фанеры-семёрки от нагрузки мною на двух реечках, на полу. Показалось, деформация есть… Вот и «усилил». Может, и перебдел.
avatar
При вклейке же весь периметр держит, на рейках результат будет хуже конечно.
avatar
И это — тоже в плюс.
Молодец, Юра! Что значит — практик…
avatar
Добавил. И вопрос: оклеивать или?..
avatar
Я бы дождался тепла или оклеил в помещении и дал хорошо высохнуть, недели две.
avatar
А если с феном, то что может остановить?
avatar
Да, пожалуй. И часть работы в общем будет завершена (окраска кокпита после добычи нескользящей краски).
Вот соберусь с духом…
avatar
Можно и без фена, просто нагреть смолу на водяной бане, но она быстро остынет и полимеризация замедлится.
avatar
Всё, братцы! Спёкся я, не буду пока оклеивать кокпит.
Обоснование — смола в атмосфере +7ºС плохо течёт и медленно пропитывает фанеру и древесину. И фен не окажет полноценную помощь, согреет лишь тонкий слой и всё быстро охладится. И охлаждается же!
Практический вывод из данной ситуации — следует заняться бортами выше слома, включая законцовку носа (носик).
Да и Саша (Ленинградская Корабелка, Речной Регистр России, достройка тримарана Г.С. Адрианова), старший ребёнок мой, тоже рекомендует подождать прогрева всего: атмосферы, эллинга, лодки, материалов.
Но тут хорошо бы — и важно! — сохранить баланс рабочего времени между весенними работами в саду, на кладбищах и по лодке. Последнее в приоритете для меня но не для сами-знаете-кого. smirk
avatar
Как по В.В. Конецкому, добавил начало конца комедии copyright ремонта деки и реконструкции кокпита. Прямо в самоизоляции в гараже.
Смотрим?
avatar
Отлично, ждем ходовых испытаний!..
avatar
Сам жду. Главное — уложиться до интенсификации дачных работ. Карантинные условия пока в помощь.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.