Реставрация "Бесёнка", часть III.
На повестке дня, как говорится, монтаж пайола методом вклеивания в корпус.
Основа пайола была изготовлена из качественной фанеры марки ФСФ сорта 2/2 толщиной 7 мм. Эта деталь подогнана к корпусу Бесёнка в части снятия малки по боковым кромкам «на нет» — в соответствии с переменным углом килеватости «закрученного» днища от шпангоута № 1 до переборки, шп. № 5.
Таким образом пайол будет нести нагрузку — вес экипажа и багажа — с опорой на листы днищевой обшивки по контуру и на кильсон в ДП.
И будет герметичным, т.е. образуется ванночка с практически плоским дном, удобная для мытья и просушки после покатушек. И придающим корпусу в целом запредельно высокую жёсткость корпусу на кручение и изгиб. При этом (кручение и изгиб) клеевые швы хорошо работают именно на сдвиг.
А вот сам пайол из «семёрки», хоть и с поперечным направлением наружных слоёв шпона, под сосредоточенной нагрузкой (к примеру 90 кгс, как мой вес) может прогнуться на величину, достаточную для разрушения клеевых швов по контуру в следствие поворота сечения фанеры в заделке, т.е. от напряжений растяжения в клеевом шве. Что не есть хорошо; хорошо, когда шов работает на сдвиг. Ибо при сдвиге вся площадь шва равномерно нагружается, а при описанном выше изгибе возникает кромочный эффект, т.е. фактор концентратора напряжений.
Поэтому решено усилить фанеру t=7 мм накладками толщиной 4 мм — в разы увеличить жёсткость «мостиков» и, соответственно, максимально уменьшить их деформации.
Вот и наклеил:
И ведь процесс приятно пошёл! Притягивал накладки (более тонкие и, соответственно, менее жёсткие детали) постепенным смещением «фронта» шурупов справа налево (по снимку), последовательно выдавливая излишки клея и отдельные пузыри воздуха.
Через сутки, после отверждения клея, выверну саморезики и ещё раз стругану по кромкам пайол в сборе.
Всё, смола «встала».
Подправил малковку пайола в сборе. В лунки из-под саморезов поставил чопики издерьма зубочисток и спичек, пропитал днище лодки и пайол снизу смолой, замешанной на остатках старой порции Этала-45М:
Теперь с лицевой стороны пайола временно закреплю пару технологических рукояток и — ответственный момент! — вклею пайол в корпус.
Анекдот, якобы морской.
У капитана дальнего плавания спрашивают:
— Сэр, правда ли, что выходить в море в понедельник — плохая примета?
— Да полная ерунда! Сто раз отчаливал в понедельники. И ничего!
После паузы, он же:
— Другое дело — пятница, тринадцатое, никогда бы не вышел в море!
Так вот, сегодня пятница, тринадцатое (марта), а я развожу клей и нервно промазываю склеиваемые поверхности пайола и лодки.
Фффух… Вклеил. Даже клей выступил по контуру там, где ожидалось:
Кто интересуется стариной — применил дверные ручки отечественного производства, которым более полувека и которые считались даже неким изыском интерьерным. И которые с честью отстояли своё на транце Бесёнка, нынешнего моего пациента. А фанерные квадратики неправильной формы это «мухи» под головками саморезов, чтобы не делать больших лунок в притягиваемом пайоле.
Теперь пару суток выдержки, до полного отверждения клея. Ну почти. И будем топтаться по пайолу, с трепетом ожидая, что «моннлит» и ничего не треснет с противным скрежетом. Или хрустом?..
Пару дней спустя:
И никакого хруста либо треска даже во время пляски на свежевклеенном пайоле. Монолит!
Обрадовался и начал шпаклевать дно ванночки, заметно расширив его за счёт художественного вырезания реноватором по набору:
Подготовил донышко кокпита к оклейке, зашпаклевал и зачистил:
Получившаяся площадка понравилась: и ходить свободно-удобно, не то, что раньше без пайола, и мыть-убирать будет приятно.
Народ, как думаете, стоит сейчас оклеивать? Или до тепла подождать?
А покаЧапай народ думает, уровень воды в Волге стал на 3,5 м выше ординара. Снимал 31.03.2020, будучи в самоизоляции на берегу:
Неожиданно рано.
И в эллинге стало +12ºС при 19ºС за бортом.
С помощью самоизоляции в гараже, муки пшеничной, высший сорт, подогретой феном смолы ЭД-20, Этала-45М и шпателей выполнил плавный переход реек комингсов кокпита в бимсы переборки:
— и шп. № 1:
Ну, и поставил малюсенькую полупереборочку, оформив окончательно «ванночку» кокпита, с возможностью, если захочется в дальнейшем, установки съёмной крышки/лючка носового отсека.
Выше показаны все углы кокпита после черновой обработки электролобзиком, уж извините. Всё будет шлифоваться, шпаклеваться и… так далее.
Дожили! 32 градуса в тени. Самоизоляция.
Гружу Бесёнка на багажник:
Еду на фазенду. И разгружаю: youtu.be/HTXoiPSAbGw
Чёрная стропка, видная в начале погрузки и в ходе разгрузки, не даёт лодке самопроизвольно скатываться с рольганга под любым углом наклона, от вертикали до горизонта. Облегчение, как-никак, рекомендую. Притом, чем ближе по высоте ЦТ лодки, стоящей на транце, к оси съёмного рольганга, тем меньше нагрузка на руки.
За пару часов работы ленточной и орбитальной шлифмашинками, а также реноватором со шкуркой 80-го зерна, весь в пыли по безветренной погоде, снимаю сорокалетний слой эпоксидки с бортов выше слома:
И начинаю ломать бошку над тем, откуда взялись вот эти трещины.
Т.е. в 1977-м обшивал Бесёнка пусть и строительной, но нормальной фанерой.
О! Вспомнил! Покрывал борта со старой/родной палубой повторно, не в 77-м, а лет тридцать назад. Подновлял лодочку… А то, что ниже линии слома борта, не перекрывалось, только ремонтировались мелкие коцки и пара небольших… пробоин выше ватерлинии.
Пайол подождёт! Сначала оклею верх, потом дошпаклюю днище мукой пшеничной (высчега сорта!) на смоле, чтоб смело хранить Бесёнка на фазенде, под старым тентом от бассейна, в зарослях . (Бассейн не я делал! Зато там приятно пускать модельки, а не только...)
Пайол подождал-подождал, да и оклеился. Стеклом. Практически без пузырей вот такого вида:
Кокпит ждёт нескользяшки.
Лето настало в полный рост. Даже дожди первой недели июня законцились.
Хочется на воду (которая, кстати открыта). Но на очереди следующая операция — оклейка новой деки. Не так много работы, но ответственность выше: «палуба» всем видна, в отличие от днища. Которое, днище, то есть, практически готово (зашпаклёвано и зашлифовано) к финишной шпаклёвке и окраске.
Ну вот. Дека с бортами выше слома оклеены. Подробности технологического процесса — в комментарии от 7.06.2020 г.
Была лодочка в стиле «серый низ, белый верх», а стала…
Ничего, будет в итоге раскрашена как минимум в три колера.
Впереди увлекательный процесс: шпаклёвка-шлифовка-шпаклёвка-шлифовка-грунтовка-покраска-раскраска, не очень любимый, а куда крестьянину податься?
Будучи милостиво отпущен с дачи, покрыл финишной шпаклёвкой верх Бесёнка:
Четыре часа работы в тёплом боксе (+32ºС при открытых воротах), и пудра от Юрия (коллега malez69, спасибо!) со смолой сотворили маленькое чудо!
И ещё четыре часа удовольствия и — оп-ля, верх практически можно красить. Что характерно, чуть вода в Волге начала спадать, мошка появилась. И сразу озверелая…
А рукомойник, рукомойник-то, крррасавЕц! Отцовский. Сороа годков как и не бывало:
Если ничто не помешает, типа поездки за внуком в Ленинград, то пора купить автомобильную краску (серебристого колера?...) да и покрасить Бесёнку деку. И полачить полимочевиной с отвердителем.
А там и до остальной наружки рукой подать. Днище, транец, борта ниже слома.
Так. Концепция слегка поменялась.
Спасибо Владу, по его ссылке ребёнок в Питере (Где я? Это Ленинград? Город на Неве?.. ) через пару дней забирает/отправляет супер-краску, лодочную, нам с Тихометром (привезли-таки внука на машине!) сюда, в Сталинград. Потому, времени не тратя даром, готовим корпус к покраске методом шпаклёвки/шлифовки/подмазки/шкурения вручную и орбиталкой и, есс-но, грунтовки.
Результат конечный сего процесса (ну почти...) см. ниже:
Традиционно, на фоне белогорукомойника автомобиля:
Сбившись в счёте итераций выше приведённого процесса, принимаю волевое решение: прекратить! И загрунтовать корпус от киля до слома борта (дальше баночка грунта закончилась).
Таким образом, распрощался с грехами молодости в виде аутентичных потёков смолы, отдельных пузыриков под стеклотканью и тому подобного, пройдясь по загрунтованному шкуркой Р-320.
Уффф!
Перевернув Бесёнка внизногами килём, заматовал слегка кокпит, т.е. днище с пайолом, под покраску.
Пока всё. Ждём с нетерпением краску из Ленинграда.
Нетерпение такое, что еле-еле — с помощью супруги — удержался, чтоб не спустить Бесёнка просто в дачный бассейн… Для выявления его истинной ВЛ с грузом Тишки на борту.
Пока ждал белую краску, не удержался, добил банку «кобальта»:
В бассен спустить не сульба… Жена дороже! Встала, сами знаете, чем и как.
Покрасил в два слоя приехавшей из Ленинграда белой (марку краски см. выше) и также в два слоя — лаком:
Блестит! Местами… Ну не маляр я.
Да и схему окраски изменил бы немного: понравилось, как выглядел корпус за счёт широкой белой ленты малярного скотча, слившейся с белыми бортами, когда линия тёмно-синего опустилась к килю…
Может быть, посмотрим.
Первый слой ПФ-115 цвета слоновая кость в кокпите и рецессе:
Баночка закончилась… Главное — хоть так, но завтра спуститься бы! Мотор с бензобаком уже в багажнике.
А слои ещё добавятся. Но потом.
Наступило завтра.
Закинули Бесёнка наворонье гнездо багажник, привезли на берег Волгоградского вдхр. Точнее, в бухточку у села Виновка. Ибо на море волны с барашками.
Сбросили. Саша снял ролики, которые оформил в один ютубовский.
Заранее прошу не кидатьсчя шайками: бензин с маслом три года простоял в гараже, мотор не выставлял, винт не подбирал.
Все счастливы! Включая меня.
Ну, 10..12 км/ч имеем, в одного ходить по тихой воде — вполне, но с внуком — явный перебор. В смысле перегруз для трёх лошадиных сил. «Пятёрка» либо «шестёрка» были бы прямо в масть.
А дальше будем посмотреть.
Однако, молодой чел на пляжике подходил, интересовался судном… К чему бы это?
Продолжение… следует? А надо?
Основа пайола была изготовлена из качественной фанеры марки ФСФ сорта 2/2 толщиной 7 мм. Эта деталь подогнана к корпусу Бесёнка в части снятия малки по боковым кромкам «на нет» — в соответствии с переменным углом килеватости «закрученного» днища от шпангоута № 1 до переборки, шп. № 5.
Таким образом пайол будет нести нагрузку — вес экипажа и багажа — с опорой на листы днищевой обшивки по контуру и на кильсон в ДП.
И будет герметичным, т.е. образуется ванночка с практически плоским дном, удобная для мытья и просушки после покатушек. И придающим корпусу в целом запредельно высокую жёсткость корпусу на кручение и изгиб. При этом (кручение и изгиб) клеевые швы хорошо работают именно на сдвиг.
А вот сам пайол из «семёрки», хоть и с поперечным направлением наружных слоёв шпона, под сосредоточенной нагрузкой (к примеру 90 кгс, как мой вес) может прогнуться на величину, достаточную для разрушения клеевых швов по контуру в следствие поворота сечения фанеры в заделке, т.е. от напряжений растяжения в клеевом шве. Что не есть хорошо; хорошо, когда шов работает на сдвиг. Ибо при сдвиге вся площадь шва равномерно нагружается, а при описанном выше изгибе возникает кромочный эффект, т.е. фактор концентратора напряжений.
Поэтому решено усилить фанеру t=7 мм накладками толщиной 4 мм — в разы увеличить жёсткость «мостиков» и, соответственно, максимально уменьшить их деформации.
Вот и наклеил:
И ведь процесс приятно пошёл! Притягивал накладки (более тонкие и, соответственно, менее жёсткие детали) постепенным смещением «фронта» шурупов справа налево (по снимку), последовательно выдавливая излишки клея и отдельные пузыри воздуха.
Через сутки, после отверждения клея, выверну саморезики и ещё раз стругану по кромкам пайол в сборе.
Всё, смола «встала».
Подправил малковку пайола в сборе. В лунки из-под саморезов поставил чопики из
Теперь с лицевой стороны пайола временно закреплю пару технологических рукояток и — ответственный момент! — вклею пайол в корпус.
Анекдот, якобы морской.
У капитана дальнего плавания спрашивают:
— Сэр, правда ли, что выходить в море в понедельник — плохая примета?
— Да полная ерунда! Сто раз отчаливал в понедельники. И ничего!
После паузы, он же:
— Другое дело — пятница, тринадцатое, никогда бы не вышел в море!
Так вот, сегодня пятница, тринадцатое (марта), а я развожу клей и нервно промазываю склеиваемые поверхности пайола и лодки.
Фффух… Вклеил. Даже клей выступил по контуру там, где ожидалось:
Кто интересуется стариной — применил дверные ручки отечественного производства, которым более полувека и которые считались даже неким изыском интерьерным. И которые с честью отстояли своё на транце Бесёнка, нынешнего моего пациента. А фанерные квадратики неправильной формы это «мухи» под головками саморезов, чтобы не делать больших лунок в притягиваемом пайоле.
Теперь пару суток выдержки, до полного отверждения клея. Ну почти. И будем топтаться по пайолу, с трепетом ожидая, что «моннлит» и ничего не треснет с противным скрежетом. Или хрустом?..
Пару дней спустя:
И никакого хруста либо треска даже во время пляски на свежевклеенном пайоле. Монолит!
Обрадовался и начал шпаклевать дно ванночки, заметно расширив его за счёт художественного вырезания реноватором по набору:
Подготовил донышко кокпита к оклейке, зашпаклевал и зачистил:
Получившаяся площадка понравилась: и ходить свободно-удобно, не то, что раньше без пайола, и мыть-убирать будет приятно.
Народ, как думаете, стоит сейчас оклеивать? Или до тепла подождать?
А пока
Неожиданно рано.
И в эллинге стало +12ºС при 19ºС за бортом.
С помощью самоизоляции в гараже, муки пшеничной, высший сорт, подогретой феном смолы ЭД-20, Этала-45М и шпателей выполнил плавный переход реек комингсов кокпита в бимсы переборки:
— и шп. № 1:
Ну, и поставил малюсенькую полупереборочку, оформив окончательно «ванночку» кокпита, с возможностью, если захочется в дальнейшем, установки съёмной крышки/лючка носового отсека.
Выше показаны все углы кокпита после черновой обработки электролобзиком, уж извините. Всё будет шлифоваться, шпаклеваться и… так далее.
Дожили! 32 градуса в тени. Самоизоляция.
Гружу Бесёнка на багажник:
Еду на фазенду. И разгружаю: youtu.be/HTXoiPSAbGw
Чёрная стропка, видная в начале погрузки и в ходе разгрузки, не даёт лодке самопроизвольно скатываться с рольганга под любым углом наклона, от вертикали до горизонта. Облегчение, как-никак, рекомендую. Притом, чем ближе по высоте ЦТ лодки, стоящей на транце, к оси съёмного рольганга, тем меньше нагрузка на руки.
За пару часов работы ленточной и орбитальной шлифмашинками, а также реноватором со шкуркой 80-го зерна, весь в пыли по безветренной погоде, снимаю сорокалетний слой эпоксидки с бортов выше слома:
И начинаю ломать бошку над тем, откуда взялись вот эти трещины.
Т.е. в 1977-м обшивал Бесёнка пусть и строительной, но нормальной фанерой.
О! Вспомнил! Покрывал борта со старой/родной палубой повторно, не в 77-м, а лет тридцать назад. Подновлял лодочку… А то, что ниже линии слома борта, не перекрывалось, только ремонтировались мелкие коцки и пара небольших… пробоин выше ватерлинии.
Пайол подождёт! Сначала оклею верх, потом дошпаклюю днище мукой пшеничной (высчега сорта!) на смоле, чтоб смело хранить Бесёнка на фазенде, под старым тентом от бассейна, в зарослях . (Бассейн не я делал! Зато там приятно пускать модельки, а не только...)
Пайол подождал-подождал, да и оклеился. Стеклом. Практически без пузырей вот такого вида:
Кокпит ждёт нескользяшки.
Лето настало в полный рост. Даже дожди первой недели июня законцились.
Хочется на воду (которая, кстати открыта). Но на очереди следующая операция — оклейка новой деки. Не так много работы, но ответственность выше: «палуба» всем видна, в отличие от днища. Которое, днище, то есть, практически готово (зашпаклёвано и зашлифовано) к финишной шпаклёвке и окраске.
Ну вот. Дека с бортами выше слома оклеены. Подробности технологического процесса — в комментарии от 7.06.2020 г.
Была лодочка в стиле «серый низ, белый верх», а стала…
Ничего, будет в итоге раскрашена как минимум в три колера.
Впереди увлекательный процесс: шпаклёвка-шлифовка-шпаклёвка-шлифовка-грунтовка-покраска-раскраска, не очень любимый, а куда крестьянину податься?
Будучи милостиво отпущен с дачи, покрыл финишной шпаклёвкой верх Бесёнка:
Четыре часа работы в тёплом боксе (+32ºС при открытых воротах), и пудра от Юрия (коллега malez69, спасибо!) со смолой сотворили маленькое чудо!
И ещё четыре часа удовольствия и — оп-ля, верх практически можно красить. Что характерно, чуть вода в Волге начала спадать, мошка появилась. И сразу озверелая…
А рукомойник, рукомойник-то, крррасавЕц! Отцовский. Сороа годков как и не бывало:
Если ничто не помешает, типа поездки за внуком в Ленинград, то пора купить автомобильную краску (серебристого колера?...) да и покрасить Бесёнку деку. И полачить полимочевиной с отвердителем.
А там и до остальной наружки рукой подать. Днище, транец, борта ниже слома.
Так. Концепция слегка поменялась.
Спасибо Владу, по его ссылке ребёнок в Питере (Где я? Это Ленинград? Город на Неве?.. ) через пару дней забирает/отправляет супер-краску, лодочную, нам с Тихометром (привезли-таки внука на машине!) сюда, в Сталинград. Потому, времени не тратя даром, готовим корпус к покраске методом шпаклёвки/шлифовки/подмазки/шкурения вручную и орбиталкой и, есс-но, грунтовки.
Результат конечный сего процесса (ну почти...) см. ниже:
Традиционно, на фоне белого
Сбившись в счёте итераций выше приведённого процесса, принимаю волевое решение: прекратить! И загрунтовать корпус от киля до слома борта (дальше баночка грунта закончилась).
Таким образом, распрощался с грехами молодости в виде аутентичных потёков смолы, отдельных пузыриков под стеклотканью и тому подобного, пройдясь по загрунтованному шкуркой Р-320.
Уффф!
Перевернув Бесёнка вниз
Пока всё. Ждём с нетерпением краску из Ленинграда.
Нетерпение такое, что еле-еле — с помощью супруги — удержался, чтоб не спустить Бесёнка просто в дачный бассейн… Для выявления его истинной ВЛ с грузом Тишки на борту.
Пока ждал белую краску, не удержался, добил банку «кобальта»:
В бассен спустить не сульба… Жена дороже! Встала, сами знаете, чем и как.
Покрасил в два слоя приехавшей из Ленинграда белой (марку краски см. выше) и также в два слоя — лаком:
Блестит! Местами… Ну не маляр я.
Да и схему окраски изменил бы немного: понравилось, как выглядел корпус за счёт широкой белой ленты малярного скотча, слившейся с белыми бортами, когда линия тёмно-синего опустилась к килю…
Может быть, посмотрим.
Первый слой ПФ-115 цвета слоновая кость в кокпите и рецессе:
Баночка закончилась… Главное — хоть так, но завтра спуститься бы! Мотор с бензобаком уже в багажнике.
А слои ещё добавятся. Но потом.
Наступило завтра.
Закинули Бесёнка на
Сбросили. Саша снял ролики, которые оформил в один ютубовский.
Заранее прошу не кидатьсчя шайками: бензин с маслом три года простоял в гараже, мотор не выставлял, винт не подбирал.
Все счастливы! Включая меня.
Ну, 10..12 км/ч имеем, в одного ходить по тихой воде — вполне, но с внуком — явный перебор. В смысле перегруз для трёх лошадиных сил. «Пятёрка» либо «шестёрка» были бы прямо в масть.
А дальше будем посмотреть.
Однако, молодой чел на пляжике подходил, интересовался судном… К чему бы это?
Продолжение… следует? А надо?
138 комментариев
Дядь Жень, почему нет сливных шпигатов, инспекционных лючков для проветривания?
Сколько сейчас весит Б-1?
А весил Б-1 43 кило без пайола. Пайол — 5,6 кгс.
Точно сообщу в конце ремонта.
Неоптимальное решение с такой толщиной фанеры, некрасивое с конструкторской точки зрения и тяжёлое.
Про инспекционные лючки согласен с Владом на 100%, я уж тоже на такие грабли наступал, вклеивал наглухо, но ещё предварительно запенил а потом слой стеклоткани сверху положил. Через год вскрыл а там влажно!
Ещё один пример с той же лодки (это был Тритончик) кринолины. Сделаны они были из 6 и 4мм фанеры, оклеены двумя-тремя слоями стекла, какая-либо вентиляция отсутствовала, полная герметичность. Тритончик после постройки Тагуана я оставил другу Толику, он у него в деревне, когда под навесом а когда и просто кверху килем хранился. Последний раз я видел её лет шесть-семь назад, нигде гнили нет за исключением прогнивших до дыр кринолинов. Вот что такое отсутствие вентиляции и герметичность.
Я б сделал этот пайол съёмный, на шурупах. Конечно, пришлось бы изрядно повозиться точно так же пристраивая направляющие к днищу и потом прикручивать пайол через какой-нибудь уплотнитель, НО, по окончании сезона можно проинспектировать днище изнутри, чего сейчас, с вклеенным пайолом сделать нельзя.
В общем, такое моё мнение что в любой угол лодки должна иметься возможность добраться/проинспектировать/починить, закрытые, невентилируемые полости недопустимы — они источник гнили.
Первая моя лодка сгнила за пять-семь лет, не имея ни одного закрытого объёма, хранилась кверху килем на даче. Всё притом вентилировалось! И что?
Третья, джек-шпрот, пока жила в гараже, была в порядке, а как попала во всеобщее пользование и тоже на даче (!) стала быстро умирать. И тоже без закрытых объёмов.
Все остальные пять — живы и здоровы, благодаря соблюдению моих правил. Кроме Бесёнка, которого и лечу сейчас. Б-1 и Б-2 имеют по одному замкнутому объёму, Пакетбот и Сармат имеют вентилируемые объёмы с герметичными лючками; Ирис замкнутых объёмов не имеет. Возраст — от трёх до сорока трёх лет. И что?
Про вклеиваемый пайол и все его особенности, с такой конструкцией связанные, расписал много раз и на обоих форумах, где активен. Пусть будет «дубовый», но надёжный, жёсткий, не требующий внимания и лишних забот. В целом Бесонок останется лодкой-картопоп. До полуцентнера.
А вот применять съёмный пайол с креплением шурупами не стану, ибо под ним останутся не защищённые на целый сезон от воды и речной грязи детали набора и обшивки лодки.
Ещё приведу в пример лодку В.В. Вейнберга, фанерную коротышку с обводами глубокое V, где имелся вклеенный пайол, скрывавший под собою открытую с кормы балластную цистерну — для остойчивости в статике. Помнишь? КиЯ за 1974 год, №3 и №4.
Так что, остаюсь при своём мнении. Извини!
PS: В случае пробоины, само собой, окно прорежу, отремонтирую днище и вот тогда уже поставлю на пайол лючок.
PPS: Да, а откуда возьмётся и на чём будет расти плесень с грибами в замкнутом герметичном объёме, образованном стенками из эпоксидной смолы?
На своих лодках стараюсь избегать закрытых объемов…
Кстати, на всех семи лодках насчитал четыре пробоины: одна несквозная ниже ватерлинии на Мотыльке; одна на Бесёнке, сквозной пролом (острым носом вражеского корабля? Сын сам получил и сам заделал, я увидел латку лишь сейчас при демонтаже старой деки) в самом верху левого борта, у форштевня; два пролома на джекшпроте, оба несквозные, между верхней скулой и привальником, автор одного я (около транца), второго — старший сын (ближе к миделю).
И всё. За пятьдесят лет.
Дядь Жень, возможно если бы я, в своё время, и обмазал фанеру смолой изнутри то ничего б и не случилось, но я за вентиляцию
Про толщину фанеры, ну вправду удивил, я помню твоё бережное отношение к культуре веса а тут так, в стиле Валерия 23, прям как будто не твоих рук дело а какого-то злоумышленника
А добавка веса из-за подклейки накладок в 1210 граммов уже ни в какие ворота не лезет? А почему?
Были варианты кратного повышения жёсткости — главное определяющее качество вклеиваемого пайола, чтобы не хрустели швы по днищу — типа набора подвесных фермочек, как стропил на чердаке, или вообще лонжеронов в параллель с кильсоном… А вес таких наборов — это совсем не гут. В итоге сделал так, как сделал.
Взвешу, сообщу. ОК?
Молодец, Юра! Что значит — практик…
Вот соберусь с духом…
Обоснование — смола в атмосфере +7ºС плохо течёт и медленно пропитывает фанеру и древесину. И фен не окажет полноценную помощь, согреет лишь тонкий слой и всё быстро охладится. И охлаждается же!
Практический вывод из данной ситуации — следует заняться бортами выше слома, включая законцовку носа (носик).
Да и Саша (Ленинградская Корабелка, Речной Регистр России, достройка тримарана Г.С. Адрианова), старший ребёнок мой, тоже рекомендует подождать прогрева всего: атмосферы, эллинга, лодки, материалов.
Но тут хорошо бы — и важно! — сохранить баланс рабочего времени между весенними работами в саду, на кладбищах и по лодке. Последнее в приоритете для меня но не для сами-знаете-кого.
комедииремонта деки и реконструкции кокпита. Прямо в самоизоляции в гараже.Смотрим?
тостуемогоБесёнка на правильном ходу:Нагрузка где-то 11...13 кгс/л.с., скорость по ГД-лагу 50 км/ч, дифферент 4º, смоченная минимальна, реданы в работе. Идеальный ход для обводов глубокое V!
Можете спорить, но я так думаю.
Пардон за «не по теме».
И ширина по скуле, вернее — по продольным реданов ограничивать строго, будет и смоченная ширина минимальная.
В общем, уменьшить сопротивления ;) Все результаты экспериментально — и, если нужно, почитать по Савитского (но меньше Фруда по водоизмещению FrD<5,5!) или Войнаровского (до FrD<6...6,5). В общем, дифферент увеличено было бы.
И спасибо за предложения и рекомендации.
Само собой, устраню косяки по днищу, каковые допустил сорок лет назад по неопытности, вот и займусь лабами — ходовыми экспериментами. Есть куча параметров для варьирования, от положения ЦТ до… наличия/отсутствия транцевых плит. Уж про моторы и не упоминаю, их есть у меня.
Поработаем в кайф!
Главное — здоровье. Укрепляем? А как же!
Ну, и карантины/запреты разные на воде не накликать бы, тьфу три раза через левое плечо!
— точка касания воды килем в носу отстоит от транца на ~1,5 м;
— киль в точке у транца опущен относительно поверхности воды на ~0,1 м.
Тогда arctg(0,1/1,5)=3,814º.
Не скажу, что глаз-алмаз у меня, но почти угадал.
Да, возможно, дифферент и маловат. Стояли плиты, отрегулированные «против дельфинирования».
Жаль, судьба некоторых построенный мной лодок сейчас неизвестна.
Всегда вызывало улыбку, когда видел их ранее, в надежде, что служат они верой и правдой.
Победил более подробный анализ покрытия просто смолой тридцатилетней выдержки — трещинки и вытертость смолы даи шпона, местами.
Сегодня оклеил дно кокпита в один слой, исключая пайол.
Снимков не далал, потом сниму, когда покончу и с пайолом. Надеюсь, и не без научного обоснования, что кроме долговечной герметичности получу существенное упрочнение и повышение жесткости днища на прогиб. Ну, и контактная прочность — тоже в гору. Ибо внутренний, со стороны кокпита, слой шпона днищевой обшивки немало одряхлел.
Пока, через пару-тройку часов по окончании оперции, воздушных пузырей не наблюдается. Тьфу три раза…
Смола с отвердителем 45М.
А оборот «кроме долговечной герметичности» выделяется запятыми с обех сторон.
Лень проверить было?
Считаю, что нужно оклеивать фанеру, где она подвержена воздействию, пусть даже обычных осадков. Я сейчас в основном работаю 3 вида стеклоткани.
э3-200, Т-11, ТС-26. Т-10 закончилась, она самая лучшая по соотношению цена и качество. Для ремонтов ее жалко использовать, но если есть, почему нет.
Меня радует, что магазины начали разбираться и возить нужную ткань… )))
А у вас вода открыта?
Дождливая погодка у нас, зато в гараже спокойнее работает, но на воду очень хочется.
По пунктам:
1. Ткань была опубликована в комменте к предыдущей теме (часть II) от 27.01.2020.
2. Вода открыта, она стоит выше ординара на 6 м; сброс 22 тыс. кубометров в секунду. Сегодня был на берегу Волги.
Народ душит насчастную рыбу и с надувнушек, и с берега:
3. И мне на воду хочется! Лето.
Я кстати не упомянул BX-450 это нетканный материал, из него можно лодки строить без участия фанеры, на балване, для картопов 4-5слоя тряпки будет за глаза. )))
Желательно уже вакуумом давануть! )))
Аж приятно!
Да, а кисти рук заранее спецпастой густо мажу и сушу, минут 10...15. Потом, после работы, оттираю 646-м и мою с моющим СМС просто водой.
Усё, шеф! Руки чистые, пропитано. И без пузырей.
Не для уборки/подметанияи и пиления на тему беспорядка/бардака.
Мешала смолу.
Подносила патроны.
В общем, за три часа, с помощью помощницы Иры, идиоматических выражений (сугубо просебя!), оклеил деку и борта выше слома. Один бы колупался пару дней…
Фото завтра.
Как обрежу лишние лохмуты.
Наверное. Но это неточно.
У меня сын рвется в бой помогать, держу оборону, пусть лучше на даче отдыхает…
Нехорошо-с!
Не по-нашенски как-то… (Сугубо моё суждение, никому не навязываю.)
«Общий труд на мою пользу сближааает!» (Кот Матроскин)
Вентиляции нет вообще. Заходил как-то пенсионер, сбежал через полчаса.
Оклеил.
Подробно и с картинками — в тексте.
Юра, спасибо за пудру!
Купленные когда-то 5кг аэросила подходят к концу… (((
Осталось в объёме трёхлитровой кастрюльки: как раз доделывал проект Б-2.0. Тебе твоего-то хватит? Или прислать моего остатка?
Лишнее с верха Бесёнка перевёл в пыль.
На фоне моего белого наследственнаго Рукомойника.
Просба: нервных не волноваться — две жмени опилок/стружек/пыли смёл в совок и ещё жменю смыл в канализацию из шевелюры. (Хоть и редкая, но ёмкая, зараза. Хеденшолдерса не напасёшси...)
Оттиски в тексте. Смотрим.
С утра гружу его, Бесёнка, на багажник, везу на участок, будем с Тихометром заканчивать шпаклёвку днища, транца и бортов ниже слома; немного осталось.
Бошку сломал, чем красить… В лабазе одна автохимия, расфасовка в чеиверо больше, чем надо на всю лодочку… Что-то типа Тиккурилы — тоже в тяжёлых вёдрах и с конскими ценниками. Я не жмот, но перфекционист-минималист-пенсионЭр.
Может, у кого-то из вас, парни, остатки хорошей белой краски имеются в неликвидах? Под ПУ-лак двухкомпонентный. В пределах полулирта.
Купил бы!
Тикурила есть, вот
Можно еще Nautical поискать, вот распродажа.
Ребёнок в Питере купит, пришлёт.
+35 за бортом. Тиша из бассейна редко вылезает.
Но днище Бесёнка почти подготовил к грунтовке. Осталось зашкурить несколько пятен: устранял отдельные коцки и протёртое в пылу шлифовки; верх уже готов.
На следующей неделе надеюсь грунтануть.
Смотрим, кому интересно, коллеги!
Вот плоды:
Это я варю петельки на поперечины багажника для крючков строп такелажных, которые натягиваются трещёткой.
Такой папараци растёт.
А без костюма сварщика, так варил секунды, «двоечкой с половиной» по трубе со стенкой 2 мм. И ни разу не прожёг!
По лодке вставлю в тему… Краску белую ждём-с!
Да вот суета с ДР Тиши предстоит, не до покраски…
Да вот и сами мы приехали с дачи. Готовим ДР Тихомира, не до покраски…
Но ДР — не помеха: закуплена ещё порция ПУ-лака; в понедельник едем на озеро Баскунчак, где вода держит тела лучше, чем в Мёртвом море… А вот во вторник-то и ударим
авторобегом по бездорожьюбелым (краска Nautic, Италия) по серому.Как видно, не тонем! Даже с гордо поднятой головой. Притом, совсем не прилагая усилимй.
Тишка наколол кристаллов соли молоточком; публика тихо завидовала юному геологу.
Проблемка — встать вертикально из положения лёжа на спине (на воде!) не просто: ноги всплывают сами по себе.
В трёх часах пути от дома сие чудо.
Зато завтра… На дачу с кистями/краской/лаком наперевес!
В детстве я читал о рекордных заездов скорости, названия Баскунчак и Бонневиль, высохшие озёра, первое — ближе, второе — известнее… мечта была, кстати, вернее — скорости, а не озёра ;)
Но гоняться… Не видел, где, хотя там пространства большие.
А поверхность — да ровная макро, но микро — не фонтан, ноздреватая. Может, так лучше выглядят сцепные качества системы соль/шины?.. Не специалист, не знаю.
Да… Бонневиль. Кадиллак Бонневиль 1959-го.
Где мои восемь лет?
Я тоже читал… потому, наверное, и не съездил ;)
Баскунчак в СССР не стал такой же «меккой», как Бонневиль в США. Скорости в СССР росли, и поверхность не настолько хороша была. А в Бонневили «недели рекордов» и сейчас популярны.
P.S. Если не смотрели — посмотрите хороший фильм «Самый быстрый „Индиан“», интересная история, добротный актёр и вообще это очень близко к правде. Оставляет после себя приятное впечатление.
Да, фильм этот смотрел.
Только на резиноМОТОРЕ…
Смотрим.
Поздравляю с очередным спуском на воду!
Да, ему б Ямаху 6-8 2т 2ц, было б вообще огонь! И достаточно быстро и безопасно.
Если лодка изначально планировалась для внука и под Ям3, пусть так и будет.
А так и до Х20 договориться можно. ))))))
Я-6/8 не предвидится, а дать на прокат мой бывший Ветерок-8Э обещают.
Где-то в конце лета…
Отсутствие хороших винтов…
forum.katera.ru/index.php?/topic/61946-restavratciia-mikro-motolodki-besyonok/page-4#entry2438680
Снимки те, что в ссылке, ранее публиковал в разных местах. Сори!
Тихометр движется из Сталинграда в Ленинград. Дача в последний раз в это лето приняла его и отца его, Лёшу, и приобрела благообразность. Но самовар с пылу-с жару, чай заварен. Прощальный вечер:
Перед отъездом нанесён прощальный же визит к дяде Саше, где на лоджии царит творческий беспорядок, как у всех авиамоделистов:
Три лодки из четырёх вернулись в родную гавань (четвёртая в автогараже). Не грустите, лодки! Ещё походим по Волге-матушке:
Да и тему, пожалуй, пора закрыть.
Но это не точно.
Шурупы крепления ТП к транцу за более чем 30 лет не поржавели. Ну почти. Ещё с прямым, и довольно неглубоким притом, шлицом. Помучился с ними…
Да, расстояние между внутренними кромками правой и левой ТП, т.е. по транцу, было ~100 мм; а внешние кромки незначительно выдавались за продольные реданы.
И что подвигло к их установке?
— отказался от плит, т.к. целью восстановления корпуса было привлечение внука к вождению Бесёнка с маленьким моторчиком. А налегке — внук пока весит 27...28 кило — лодка и без плит выйдет на редан и побежит. Просто, как выяснилось, Тихометр принципиально мал ещё, а надо, чтобы сам мог завести ПМ;
— подвигнуло (более тридцати пяти лет тому назад, однако!) то, что под Ветерком восьмым Б-1 со мной, хоть и весил я по молодости ~75 кгс, не ехал из-за маловатой глиссирующей поверхности. Добавил плит, он и попёр. Так и дожили мы с ними до покупки П-22. Вот уж с Приветом-то мы и полетели! Какие ходовые качества были бы с моторами за 20 л.с. у лодки без ТП, мне неизвестно.
Вот и затеял реставрацию, чтобы: 1) всё выяснить по ходовым и 2) пообкатать Б-1 в разнообразных комплектациях моторами с голым корпусом.
Как-то так.
Ответил?
А сегодня были прощальные покатушки со старшим внуком на Береславке: Арсений отбывает на учёбу. Третий курс МАДИ.
Вода +21, воздух +32, ветер 10...12 м./с.
энтузазизьмафанатизма в части габаритов. Посоветовавшись с друзьями.Хотя, можно и самому провести серию лабораторных работ в области транце-плито-строения. (Смайлик)
И как определяется правильное место установки?
Они касаются воды только «пяточками», причём опираются на плотную струю от продольных реданов.
Интересно что стоят они под несколько разным углом атаки, компенсируя реактивный момент от винта.
У Б-1 ТП решили проблему облегчения выхода на редан, т.е.:
— увеличили глиссирующую поверхность;
— сместили — как бы! — центровку в нос, не сильно, но по делу и эффективно;
И — да, для компенсации правого крена от крутящего момента на гребном винте П-22 левого вращения настраивал правую и левую плиты на разные углы.
Помнишь, я рассказывал про «Малыша», у меня там стояли плиты очень похожие на те, что стояли на «Бесёнке» и двигатель был тоже «Ветерок»
Это один из вариантов установки, лично ваш.
Плиты устанавливают иначе, для этого существует TRIM TAB INSTALLATION INSTRUCTIONS, там все рассказано и показано...
— сегодня и привёз в гараж.
Влад, тем не менее, интерес к AZP не пропал!
Вот про «неразбериху» с индексами:
forum.katera.ru/index.php?/topic/61946-restavratciia-mikro-motolodki-besyonok/page-4#entry2496975
Накосячил, каюсь, когда обводил Т9,8.
А вес пишут 31 кгс, не 34. Найду, где взвесить Т9,9, сообщу достоверные цифры.
Струбцина:
Винтик:
— просит напильника. Со шкуркой. Размерность 3х8,5«х9,25».
Стоечку сварил, моторчик повесил, осталось колёса приделать смонтировать. Которые Саша купит и завезёт мне… Тогда и фотосессия мотора будет.
Остались рукоятки и укосины. Хотя и так всё прочно, но качается упруго. И покрасить по теплу.
Чего не упомянул в сообщении на форуме КК КиЯ, так это повышенный шум от NM-9,8 достаточно неприятного спектра. Прямо в левое ухо. Мощи у него достаточно, но шум достаёт, четырёхтактник был бы получше. Типа Хонда-BF10.
Понятно, что фон для съёмок «не ахти», но пока так…
Был, да сплыл в процессе ныряния в волну — варежку не успел захлопнуть вовремя. Снесло вместе с удочками; ехали вдвоём, вдвоём и откачали пару вёдер. А сделал бы сразу как теперь, острым в плане, наверное волнорез сохранился бы.
Когда два года назад спустил Б-1 на воду и катался под Ямахой-3 с внуком, то при сбросе газа нос опустился и водичка почти полилась в кокпит с носовой палубы…
Так что, считаю, волнорез полезная на Б-1 штука.