Ходовые испытания микролодки проекта Б-2. Часть II.
Приветствую, коллеги!
Снова жара, но теперь я без внучат.
Выполнил сегодня очередную лабораторную работу, потестировал Соло-Б2.0. Как обычно, в одиночку.
Зато условия идеальные: Береславское вдхр, tвозд=28 ºС; tводы=22 ºС; ветер с берега, 2...4 м/с; рябь, почти «зеркало» и до волнишек hволны=02...0,3 м.
Бак вначале заполнен 92-м до 10 л, израсходовано ~5 л.
Две серии заездов с винтом 3х9,3«х12» — при отжатом моторе (фиксатор на втором отверстии) и при поджатом (фиксатор на первом отверстии). Всё действо заняло 0,7 моточаса по табло тахометра.
Серия 1, ПЛМ Honda-BF20 D3 отжат.
Время выхода на редан 3...4 с, скорость около 27...30 км/ч при частоте вращения коленвала ~3200 (±) об/мин.
Далее приведу как бы табличку, левая колонка — обороты КВ в минуту, правая — скорость лодки по спидометру (на основе данных GPS).
3000 — 6 уз (11,1 км/ч);
4000 — 16 уз (29,6 км/ч);
5000 — 24 уз (44,4 км/ч);
5800 — 30 уз (55,56 км/ч) — момент достижения стрелкой спидометра ограничителя;
6350 — 30 уз (55,56 км/ч), стрелка спидометра лежит на ограничителе, но скорость явно подросла.
Серия 2, ПЛМ Honda-BF20 D3 поджат.
3400 — 15 уз (27,8 км/ч);
4000 — 19 уз (35,2 км/ч);
5000 — 25 уз (46,3 км/ч);
5800* — 30 узлов (55,56 км/ч) — момент достижения стрелкой спидометра ограничителя. Но ни обороты, ни скорость дальше не росли (малейший сброс газа, и скорость падает, как и обороты).
Выход из ветровой тени и проходы разными курсами относительно бега волн произвели неожиданное впечатление: на волнении hволны=02...0,3 м лодка мягче идёт с отжатым мотором, т.е. с большим кормовым дифферентом!
Выводы и рекомендации.
1. Серия 1 — лодка шла с оптимальным для достижения Vmax дифферентом при нагрузке в одного меня.
2. Раскачка бортовая, вызванная перекладкой штурвала, минимальна, но всё же в серии 1 — заметнее.
3. Винт 3х9,3«х12» от SOLAS понравился, в одиночку оптимален.
4. Тахометр считает моточасы предположительно как сумму оборотов (?.. Покатушки длились более академического часа).
5. Следует провести заезды с пассажиром(-ами). Возможно, с увеличением нагрузки оптимальнее будет ходить именно с поджатым мотором вследствие смещения ЦТ в корму.
И ещё, мысли вслух.
Для выполнения упражнения «змейка» на дистанции с часто поставленными буями будет полезен грузовой винт, ибо здесь важнее не «максималка», а возможность быстро разгоняться и эффективно тормозить (мой мотор умеет так работать). Вообще же, страшновато закладывать виражи на скоростях от сорока и выше. Хотя плавненько, т.е. с достаточно большими радиусами поворачивать можно. Ну, и опыта скоростного руления нужно набираться.
Если предположить, что величина скольжения винта в заездах серии 1 была постоянной, по крайней мере, при скоростях около Vmax, то грубая экстраполяция даёт намёк на достижение рубежа в 60 км/ч…
Прошу не кидаться тапками/шайками/помидорами: сам в недоумении!
* Данные усреднённые по результатам нескольких проходов вдоль берега.
20-го августа 2018 были покатушки. И мини-фотосессия:
Внук Арсений (уезжает в Москву, поступил в МАДИ):





«КрасавЕц»:

и красавица:

Ролики будут. Но позже.
В субботу, 25.08.2018, в практически штилевую погоду удалось покататься по глади Береславского водохранилища — моей водномоторной колыбели. Шестьдесят лет назад, поздней весной 58-го, на правом берегу (если идти от Сталинграда к Калачу-на-Дону по ВДСК им. Ленина) «береславки» работникам завода им. Петрова нарезали по шесть соток. Как вчера… Помогал отцу в разметке дачных участков; колышки, мотки бечёвки, большой молоток, голая распаханная степь.
Оставим воспоминания!
Солнце, но нежарко, вода летняя, народ на пляже, спускаюсь… И, как ни странно, я один на «слипе», никто не мешет.
Ставлю четырёхлопастный винт 9,25" на 10", штатный для моей Хонды; была надежда покататься с адекватным пассажиром, но не срослось. И на пляже знакомых мужиков не оказалось.
Прогрев пара минут. Выход на редан секунды за три.
Взял, было, блокнот с ручкой, а потом подумалось — а чего бы не пофотографировать непосредственно приборную доску? Получилось! На несколько секунд можно без опаски бросать руль практически на любой скорости, до начала увода в «правый уклон», тем более, что кроме тройки «резинок» с рыбаками на озере никого.
Вот снимочки вместо таблиц. На каждом режиме давал выдержку для стабилизации показаний приборов на доске:




Всё, дальше обороты не растут, подёргивание на штурвале: срабатывает электронная отсечка — защита от ухода вразнос.
Ну что ж, добавка в кокпит сына или внука, или подруги, или… характера функции f(v/n) существенно не поменяет, кмк.
Меняю винт на скоростной (сталь, 3х9,3х12) и просто катаюсь. И купаюсь. И вообще кайфую.


Гонюгусей лысух:

Иду к шлюзу. За ним — Варваровское вдхр:


И обратно. Снимаю через плечо:

Устойчивое глиссирование:

Дальнейший разгон:

— самый комфортный режим по сочетанию скорость-обороты-расход и, главное, по шуму и вибрации. Идёт как по рельсам, ни дельфинирования, ни бортовой раскачки. Самое неприятное — пересекать волны под непрямым углом, градусов под тридцать-сорок; переваливаемся с борта на борт в пару-тройку градусов. А перпендикулярно к волне — да за милую душу, хоть по ветру, хоть встречно! Так что, лавировка выручает. Хотя, можно просто ползти около сорока км/ч; тоже уверенно, любым курсом к волне.
— но это не максимум, запас по оборотам есть.
Сегодня, 28.08.2018, попутешествовал на Б2.0 по береславке. Делюсь впечатлениями.
Сразу скажу, что лабораторных работ не выполнял. Просто катался, купался, загорал.
НО!
Во-первых, повёлся на отличную летнюю погодку. +31, тихо и солнечно в городе, повёз лодку на Береславку… Приехал, а там порывистый ветерок с востока, т.е. вдоль озера, и волнишка беременна белыми «барашками». То задует (по ощущениям и прогнозу на «после 15.00» — 10...12 м/с), то катятся плавно спокойные, сугубо синусоидального профиля, маслянистые на солнце волны.
Ну, большевики не привыкли отступать! Сбросился, завёл, поехал.
Вышел из-за стены камыша, повернул на ветер, полетел к любимому пляжу. Долбит не сильно, волна на глаз 0,3 метра, плюс/минус. Иногда с белыми барашками. А ведь ещё со времён первого Бесёнка взял за правило — не выходить на микриках при волне с барашками! Постепенно осознал, что ощущаю себя практически в безопасности, да тьфу на барашки. Они сильно ниже подходят к форштевню в сравнении с Б-1, до втыкания носом в волну, как до… Форштевень Б-2 выше форштевня Б-1 на 110 мм, лодка стала длиннее на 300 мм, дифферент хороший, отсюда и порог моего испуга заметно повысился.
Во-вторых, встречный ветер 10 м/с это 36 км/ч, а 12 — уже 43,2 км/ч. Давлю на газ — скорость 30 узлов и больше не растёт, обороты около шести тысяч. Всё, упёрся в стену. Из воздуха.
Развернулся по ветру, и полетел. И тахометр стал показывать 6350...6400, и стрелка спидометра давно лежит на ограничителе.
Да уж. Если сложить скорости лодки и встречного потока воздуха, то сумма будет… Три пишем, семь на ум пошло… 25...27,4 м/с или солидные за 90 км/ч!
Ход под ветер заметно разгрузил мотор, частота потряхивания на волнах снизилась. Летим как на парусах.
Такие впечатления от очередных покатушек. Приятные.
4-го сентября. Жду катера, с которого будут снимать ход лодки:

Сняли-таки!
Про испытания спасательного жилета, скорее всего, стоит поговорить в отдельной теме.
Продолжение следует…
С уважением — Е.Д.
Снова жара, но теперь я без внучат.
Выполнил сегодня очередную лабораторную работу, потестировал Соло-Б2.0. Как обычно, в одиночку.
Зато условия идеальные: Береславское вдхр, tвозд=28 ºС; tводы=22 ºС; ветер с берега, 2...4 м/с; рябь, почти «зеркало» и до волнишек hволны=02...0,3 м.
Бак вначале заполнен 92-м до 10 л, израсходовано ~5 л.
Две серии заездов с винтом 3х9,3«х12» — при отжатом моторе (фиксатор на втором отверстии) и при поджатом (фиксатор на первом отверстии). Всё действо заняло 0,7 моточаса по табло тахометра.
Серия 1, ПЛМ Honda-BF20 D3 отжат.
Время выхода на редан 3...4 с, скорость около 27...30 км/ч при частоте вращения коленвала ~3200 (±) об/мин.
Далее приведу как бы табличку, левая колонка — обороты КВ в минуту, правая — скорость лодки по спидометру (на основе данных GPS).
3000 — 6 уз (11,1 км/ч);
4000 — 16 уз (29,6 км/ч);
5000 — 24 уз (44,4 км/ч);
5800 — 30 уз (55,56 км/ч) — момент достижения стрелкой спидометра ограничителя;
6350 — 30 уз (55,56 км/ч), стрелка спидометра лежит на ограничителе, но скорость явно подросла.
Серия 2, ПЛМ Honda-BF20 D3 поджат.
3400 — 15 уз (27,8 км/ч);
4000 — 19 уз (35,2 км/ч);
5000 — 25 уз (46,3 км/ч);
5800* — 30 узлов (55,56 км/ч) — момент достижения стрелкой спидометра ограничителя. Но ни обороты, ни скорость дальше не росли (малейший сброс газа, и скорость падает, как и обороты).
Выход из ветровой тени и проходы разными курсами относительно бега волн произвели неожиданное впечатление: на волнении hволны=02...0,3 м лодка мягче идёт с отжатым мотором, т.е. с большим кормовым дифферентом!
Выводы и рекомендации.
1. Серия 1 — лодка шла с оптимальным для достижения Vmax дифферентом при нагрузке в одного меня.
2. Раскачка бортовая, вызванная перекладкой штурвала, минимальна, но всё же в серии 1 — заметнее.
3. Винт 3х9,3«х12» от SOLAS понравился, в одиночку оптимален.
4. Тахометр считает моточасы предположительно как сумму оборотов (?.. Покатушки длились более академического часа).
5. Следует провести заезды с пассажиром(-ами). Возможно, с увеличением нагрузки оптимальнее будет ходить именно с поджатым мотором вследствие смещения ЦТ в корму.
И ещё, мысли вслух.
Для выполнения упражнения «змейка» на дистанции с часто поставленными буями будет полезен грузовой винт, ибо здесь важнее не «максималка», а возможность быстро разгоняться и эффективно тормозить (мой мотор умеет так работать). Вообще же, страшновато закладывать виражи на скоростях от сорока и выше. Хотя плавненько, т.е. с достаточно большими радиусами поворачивать можно. Ну, и опыта скоростного руления нужно набираться.
Если предположить, что величина скольжения винта в заездах серии 1 была постоянной, по крайней мере, при скоростях около Vmax, то грубая экстраполяция даёт намёк на достижение рубежа в 60 км/ч…
Прошу не кидаться тапками/шайками/помидорами: сам в недоумении!
* Данные усреднённые по результатам нескольких проходов вдоль берега.
20-го августа 2018 были покатушки. И мини-фотосессия:
Внук Арсений (уезжает в Москву, поступил в МАДИ):





«КрасавЕц»:

и красавица:

Ролики будут. Но позже.
В субботу, 25.08.2018, в практически штилевую погоду удалось покататься по глади Береславского водохранилища — моей водномоторной колыбели. Шестьдесят лет назад, поздней весной 58-го, на правом берегу (если идти от Сталинграда к Калачу-на-Дону по ВДСК им. Ленина) «береславки» работникам завода им. Петрова нарезали по шесть соток. Как вчера… Помогал отцу в разметке дачных участков; колышки, мотки бечёвки, большой молоток, голая распаханная степь.
Оставим воспоминания!
Солнце, но нежарко, вода летняя, народ на пляже, спускаюсь… И, как ни странно, я один на «слипе», никто не мешет.
Ставлю четырёхлопастный винт 9,25" на 10", штатный для моей Хонды; была надежда покататься с адекватным пассажиром, но не срослось. И на пляже знакомых мужиков не оказалось.
Прогрев пара минут. Выход на редан секунды за три.
Взял, было, блокнот с ручкой, а потом подумалось — а чего бы не пофотографировать непосредственно приборную доску? Получилось! На несколько секунд можно без опаски бросать руль практически на любой скорости, до начала увода в «правый уклон», тем более, что кроме тройки «резинок» с рыбаками на озере никого.
Вот снимочки вместо таблиц. На каждом режиме давал выдержку для стабилизации показаний приборов на доске:




Всё, дальше обороты не растут, подёргивание на штурвале: срабатывает электронная отсечка — защита от ухода вразнос.
Ну что ж, добавка в кокпит сына или внука, или подруги, или… характера функции f(v/n) существенно не поменяет, кмк.
Меняю винт на скоростной (сталь, 3х9,3х12) и просто катаюсь. И купаюсь. И вообще кайфую.


Гоню

Иду к шлюзу. За ним — Варваровское вдхр:


И обратно. Снимаю через плечо:

Устойчивое глиссирование:

Дальнейший разгон:


— самый комфортный режим по сочетанию скорость-обороты-расход и, главное, по шуму и вибрации. Идёт как по рельсам, ни дельфинирования, ни бортовой раскачки. Самое неприятное — пересекать волны под непрямым углом, градусов под тридцать-сорок; переваливаемся с борта на борт в пару-тройку градусов. А перпендикулярно к волне — да за милую душу, хоть по ветру, хоть встречно! Так что, лавировка выручает. Хотя, можно просто ползти около сорока км/ч; тоже уверенно, любым курсом к волне.

— но это не максимум, запас по оборотам есть.
Сегодня, 28.08.2018, попутешествовал на Б2.0 по береславке. Делюсь впечатлениями.
Сразу скажу, что лабораторных работ не выполнял. Просто катался, купался, загорал.
НО!
Во-первых, повёлся на отличную летнюю погодку. +31, тихо и солнечно в городе, повёз лодку на Береславку… Приехал, а там порывистый ветерок с востока, т.е. вдоль озера, и волнишка беременна белыми «барашками». То задует (по ощущениям и прогнозу на «после 15.00» — 10...12 м/с), то катятся плавно спокойные, сугубо синусоидального профиля, маслянистые на солнце волны.
Ну, большевики не привыкли отступать! Сбросился, завёл, поехал.
Вышел из-за стены камыша, повернул на ветер, полетел к любимому пляжу. Долбит не сильно, волна на глаз 0,3 метра, плюс/минус. Иногда с белыми барашками. А ведь ещё со времён первого Бесёнка взял за правило — не выходить на микриках при волне с барашками! Постепенно осознал, что ощущаю себя практически в безопасности, да тьфу на барашки. Они сильно ниже подходят к форштевню в сравнении с Б-1, до втыкания носом в волну, как до… Форштевень Б-2 выше форштевня Б-1 на 110 мм, лодка стала длиннее на 300 мм, дифферент хороший, отсюда и порог моего испуга заметно повысился.
Во-вторых, встречный ветер 10 м/с это 36 км/ч, а 12 — уже 43,2 км/ч. Давлю на газ — скорость 30 узлов и больше не растёт, обороты около шести тысяч. Всё, упёрся в стену. Из воздуха.
Развернулся по ветру, и полетел. И тахометр стал показывать 6350...6400, и стрелка спидометра давно лежит на ограничителе.
Да уж. Если сложить скорости лодки и встречного потока воздуха, то сумма будет… Три пишем, семь на ум пошло… 25...27,4 м/с или солидные за 90 км/ч!
Ход под ветер заметно разгрузил мотор, частота потряхивания на волнах снизилась. Летим как на парусах.
Такие впечатления от очередных покатушек. Приятные.
4-го сентября. Жду катера, с которого будут снимать ход лодки:

Сняли-таки!
Про испытания спасательного жилета, скорее всего, стоит поговорить в отдельной теме.
Продолжение следует…
С уважением — Е.Д.
38 комментариев
По поводу скорости есть вопросы, с поджатием скорости выросли, но при этом обороты на максимуме упали. По самой скорости, есть подозрение, что прибор завышает.
Угол транца какой? У меня на 3 отверстии АКП параллельна дну, так и хожу.
Узел туда, узел сюда, не суть, по-моему… Главное, что при поджатом моторе разгоняешься, разгоняешься, а потом раз!, и как в стенку упёрся. Второе — в этом варианте действительно жёстче долбит на ряби, чем с отжатым мотором.
А фактический угол наклона транца могу только замерить на лодке. По ТЧ — 6,12 углового градуса.
Фотографию бы одну для этого топика, как летит. )))
На крайний случай, просто фотографию лодки.
Серий 1, 6350 — какая скорость? Надо поправить "11, км.ч."
Вообще-то, остро встала необходимость поснимать лодку на ходу, тут Влад прав.
Фото в статике будут. А вот с видеооператором проблема, да. Про вторую лодку для оператора пока умолчим…
Вот, у меня в закладках есть видео заезда рекордного (сейчас, вроде бы, быстрее уже есть лодки), тут видно как приходится фиксировать оптимальный угол атаки для достижения максимальной скорости:
www.youtube.com/watch?v=SD2CND0KAA4
Но всякое такое получается не само-собою, а как результат трудов, в том числе — и пилота.
Про «змейку», тут очень зависит от расстояния между буйками, на VI фесте, в Тольятти оно было маленькое, я на «родном лопухастом 17» гонял а вот на VII в Самаре расстояния были больше, поставил свой «обточенный стальной 21» и выиграл. Но, в любом случае, важны стартовые характеристики винта, с 24" в полупогружном" там делать нечего.
Антикавитационная плита мотора практически совпадает с линией киля по высоте (может, на пяток миллиметров АКП ниже киля) и имеет минимальный отрицательный угол, как бы «зарывается». Но это в статике, а в динамике упор винта поджимает ногу ПЛМ к транцу примерно на тот же уголок.
Я так думаю!
Всё образовалось опытным путём. На основе жизненного опыта. В том числе и чужого.
Ещё можно посмотреть по ссылке forum.katera.ru/index.php?/topic/57953-mikromotolodka-proekta-b-2/page-5 на очень дружественном форуме.
Естественно на макс. оборотах, винт алюминий…
Вид из лодки при данной откидке! )))
Стрелка скорости легла, а дальше? интересно… Записать бы трек скорости.
Мой Саша только вчера вернулся из Москвы, отвозил Арсения, поселял.
У Саши есть смартфон с такой функцией. Да занят он по работе и с Сенькой. Попробую сподвигнуть его на покатушки в ближайшую неделю.
В чём гидродинамический смысл? Уменьшить ГД-сопротивление редуктора?
Или?..
А что ухудшится?
Если нужны прогнозы, я пас.
Странно читать подобные вопросы?
Поэтому задам свой, из каких соображений выбиралась высота навески?
Как обычно:
— рекомендации производителя ПЛМ;
— рекомендации специалистов по ГД;
— свой опыт, который давал негативные явления, присущие высокой навеске ПЛМ, типа прохватов воздуха. Особенно в поворотах. Плюс увеличение проскальзывания винта.
Можно, повторю вопрос:
— Какую цель преследует поднятие мотора?
Уменьшить гидродинамическое сопротивление подводной части ПЛМ.
В общем случае, чем меньше заглубление — тем ниже сопротивление, но в реальности есть брызгообразование и потому на некоторых промежуточных значениях сопротивление может приростать, т.е. зависимость нелинейна, на графике будут локальные минимумы и максимумы.
Подробнее можно почитать в старой книге «Водно-моторный спорт» Вейнберг. Манжос.
Книга есть, читал. Про СПОРТ. Я склоняюсь к цивильным, но быстрым перемещениям. Да и Хонда — 4т-мотор с ограничителем частоты вращения КВ.
Далеко не 2т Привет.
Да без разницы ;)
Всемерное снижение сопротивления — основной путь к повышению эффективности. Каждая деталь, каждый аспект вносят свою долю в общее дело. Грубо говоря, снижение сопротивления на 5% — это немного, но заметно на большом судне, на малом — почти незаметно… но если удаётся снизить на 5% здесь, на 3% там и на 2% сям, то в сумме это уже ощутимо ;) И чем выше скорости — тем больше заметность изменений, выше заметность эффектов. Отсюда следует, что имеет смысл возиться и выжимать эти единицы процентов — 2% заметить трудно, да и смысла, как правило нет, но если проводится комплекс работ, то прирост эффективности комплекса уже вполне очевиден.
Ну, и инженерная логика приводит к важности оптимизации — сами по себе решения могут быть простыми, но применённые в эффективном комплексе, системно, они выводят на новый уровень.
P.S. Да, при уменьшении заглубления гребного вала (подъёме мотора, то бишь), уменьшается дифферентирующий эффект от наклона гребного вала (угла откидки ПЛМ). Об этом нужно помнить и компенсировать соответствующими регулировками.
Момент прикладывается к ЦТ, потому имеет значение положение ЦТ по длине и высоте, само-собою.
Просто напомню.
Суди сам: ты по массе вполне сопоставим с собственно корпусом лодки — высота посадки и положение ЦТ именно тебя, высота установки и соответствующее положение ЦТ ПЛМ, топливо и прочее снабжение. барахло какое-никакие… в сумме это заметно больше корпуса! И влияют, влияют и влияют.
Проще измерить. Можно попробовать прикинуть или графически, или по крену с приложенным к борту в определённой точке тарированным грузом (но нужно ТОЧНО знать вес лодки в состоянии замера!).
Он, Лёва, привозил меня на базу политеха, зазывал в секцию ВМС… Кстати, были и соседями по подъезду.
Но не срослось! Зато «посидели» хорошо, закусив осетринкой, выловленной прямо у базы. Почти полвека назад было.
Вот, я когда-то, ещё на КиЯ много лет назад утверждал, что «Бесёнок» выиграл бы от некоторого увеличения размерений ;)
Вопросы не по теме возникли…
Это я на косе острова голодный жду катер с испытателями спасательного жилета, т.е. по требованиям ТехРегламента. Который, якобы, впишут в перечень обязательных средств на лодках/катерах/яхтах/гидриках с будущего года.
Приятного просмотра!