Ходовые испытания микролодки проекта Б-2.

Сегодня, 25 мая 2018, с 11.00 по 12 с копейками выполнял «ходовые испытания». Как бы. Много ли наиспытываешь в одно лицо…
И тем не менее.

Как обычно, синоптики наврали насчёт ясного неба и полного штиля. Было пасмурно и дул слабый до умеренного юго-западный. Но не суть.
Взял с собой винты шагом 9" и 10", но поехал сразу и до конца на «одиннадцатом».

Мотор прижат к транцу, АКП параллельна килю, если смотреть в свободном состоянии, т.е. без нагрузки на подвеску от упора винта.
Мотор уютно урчит после прогрева; нажимаю педаль газа, за пару-тройку секунд выхожу на редан и осторожно разгоняюсь. Хорошо! Раскачки нет. Наглею постепенно — до полного открытия дросселя.
Иду против ветра, слабая вибрация и микросотрясения от «стиральной доски», ряби. На полном дросселе и против ветерка с рябью тахометр кажет 6200 об/мин, GPS-спидометр — 52,5 км/ч.
Разворот на 180º со сбросом оборотов, 5000 об/мин, ~40 км/ч, и снова полный газ. Обороты 6400, скорость — не знаю! Т.к. стрелка легла на ограничитель — 30 узлов или 55,56 км/ч, т.е. полная шкала. Причём, не кратковременно, а как будто залипла.
Объяснение для себя: на разных оборотах (6200, 6400) и откидках ПЛМ стрелка чётко останавливалась на последней жирной черте шкалы — 30 узлов/55 км/ч. Я и сделал вывод, что стрелка упиралась в механический ограничитель. Возможно, я и неправ…

Иду к берегу и переставляю упор откидки ПЛМ на одно отверстие.
«Разбег, толчок, прыжок» copyright, и стрелки кажут 6400 об/мин и 30 узлов/55,56 км/ч (легла на ограничитель). Притом почти без разницы, по ветру или против ветерка с рябью. НО!!!
Движение в первом варианте откидки мотора более уверенное/солидное/безопасное по ощущениям, а с откидкой всего на одно отверстие (!), с некоторым дифферентом на корму, повышенная поворачиваемость и слабый намёк на бортовую раскачку. Которая, впрочем, с зафиксированным рулём быстро, на втором колебании от нуля, затухакт. Влияние длины смоченного участка днища? Конечно, необходимо поснимать ход лодки с разными настройками и загрузками со стороны.

Впечатления о приборах.
Тахометр настраивал ещё в гараже по прилагаемой ИЭ. Всё чётко, нет замечаний.
Спидометр на основе преобразования сигналов GPS. Шкала пропорциональная, не квадратичная, как у гидродинамического лага. Показания при наборе и сбросе скорости отстают от показаний тахометра, некий гистерезис как бы имеется, задержка в секунду-полторы. Легко привыкнуть, не страшно. Зато на установившихся режимах просто скала. Ни тряска, ни повороты не влияют на стрелку!

Информация к размышлению и предварительные выводы.
Первый вывод: буду в полтора-два раза загрублять РДУ. Чего ради мне этот «формульный» экстрим? Рулевое управление слишком острое.
Второй: надо кататься и набирать статистику. В первый день не успел даже задействовать секундомер, хотя наметил для себя некие замеры им.
Винтами играть — не вижу смысла. Разве что разорюсь на Solas 3-9,25"-12" нержавеющий (появился в продаже, раньше не было на «мой» гребной вал), понижу рабочие обороты при «неэктремальных» скоростях 40...45...48 км/ч.
Хотя с пассажиром/пассажирками может и захочется поставить штатный винт «десятого» шага.
Третий вывод: не зря укоротил внутренние реданы на полметра от транца: валкость на скорости вообще не отмечена. Что иногда наблюдалось на Бесёнке.
Четвёртый вывод: лодка будет хороша и под мотором 9,9 (15) л.с. Да и под 9,8 л.с. с рабочим объёмом ~170 кубиков вполне шустра будет.

Размышлизмы про «данные замеров».
Коллеги, вообще-то то, что я поставил на свои лодки, не есть приборы в научно-техническом понимании данного термина. Это индикаторы, которые информируют пользователя о примерной, близкой к реальности, картине происходящего в процессе заездов/путешествий/покатушек. То же самое В основном следует сказать о начинке приборной панели автомобилей.
Приборы — средства технических и(или) научных измерений, имеют паспорт и шкалу, где записаны класс точности и заводской номер конкретного прибора, а также имеется — не менее важно! — отметка о последней непросроченной поверке его в сертифицированном метрологическом центре.
Сертификационные замеры скорости, как многих других параметров судов и любой самодвижущейся техники, в одно лицо практически не выполнить. Нужна бригада обученных и аттестованных (с действующими, непросроченными удостоверениями) специалистов, снабжённая утверждённой ПМ, т.е. программой и методикой испытаний, поверенными приборами высоких классов точности, средствами связи, размеченной дистанцией на акватории, соответствующей требованиям признанных стандартов, и т.д. и т.п.
Для себя, если что-то требуется уяснить, прояснить — да пожалуйста, замеряй в примерно равных (!) условиях до и после изменений в лодке и сравнивай цифирь, анализируй: было/стало…
Поэтому я спокойно отношусь к своим данным «замеров» на воде, равно как и к данным коллег по форумам. Чего и всем коллегам-самостройщикам от души желаю!

PS: Нравится мне моя приборная панель/доска/торпедо, и вся недолга… Вот такая вкусовщина!

К 28.05.2018 реализовал первый вывод из результатов предыдущих тестовых заездов — уменьшил радиус расположения шарового шарнира на приводящей (ведущей) качалке РУ со 105 до 72 мм, т.е. острота управления лодкой снизилась примерно в полтора раза. Правда, при этом уменьшились предельные углы перекладки мотора с борта на борт.
И в указанный день, прихватив с собой «непрофессионального оператора» с цифровой фотокамерой, выехал на просторы Береславского водохранилища.
Погода летняя, солнышко, +28...30ºС, вода +21ºС, практически штиль. Полностью заправленный 95-м бак разместился вплотную к транцу, справа от самоотливного рецесса, что дало небольшой крен, который в динамике пропадает (зато нет крена от раекции на крутящий момент на винте). Как и в предыдущий выход, сначала мотор прижат к транцу, упор стоит на первом отверстии кронштейна.
Маневрирование с минимальными оборотами мотора на переднем и заднем ходах показало достаточность изменённых предельных углов перекладки мотора.
Выход на редан и скоростные характеристики лодки практически не изменились по сравнению с выходом 25 мая. Как и с переставленным упором ПЛМ на второе отверстие — всё то же…
А динамическая валкость с отжатым мотором исчезла полностью! Поворачиваемость (по-автомобильному; судовой термин — управляемость?) перестала быть избыточной.
Т.е., если до изменения передаточного числа РУ быстрая перекладка штурвала на небольшой угол приводила к «желанию» лодки самостоятельно ещё добавить поворота так, что у пилота возникало инстинктивное желание дать импульс штурвалу в обратную сторону — одна из главных причин бортовой раскачки (я так считаю!), то после указанного огрубления РУ поведение лодки стало вполне послушным и прогнозируемым. Лодка полностью перестала жить отдельной от пилота жизнью!
И вот тут я распоясался и похулиганил, стал закладывать повороты на разных скоростях, разгонялся с нуля и резко сбрасывал газ, ходил разными курсами к ветру (появился-таки, не утерпел!) и ряби. Всё ожидаемо и безопасно, как по рельсам.
Само собой, всё это хорошо до скорости ~45 км/ч. А затем — благоразумие должно брать верх. На максимальных скоростях должно быть страшно (и было страшновато!) резко шевелить штурвалом. На автомобиле ведь никто не станет сворачивать на боковую дорогу без сброса газа, когда скорость за сто км/ч.
Стрелка спидометра уверенно подходила к краю шкалы, как и прошлый раз. Нормально.
Когда встречный ветерок порывами поднимался до умеренного, иногда хотелось защититься каким-нибудь козырьком или стеклом. Неожиданно…
Про «непрофессионального оператора» не забыл, просто в силу своей квалификации он передаст отснятый материал… кому надо. Надеюсь, тот, кто надо, вскорости сформирует и передаст для публикации вполне вменяемые ролики.

Сформировал и передал, однако, один ролик! Пётр Лепаев (победа с дружеского форума «Кают-компания журнала „Катера и яхты“) подправил и вот:

www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=Bjfhq5sAOUE

Пришёл винт 3121-093-12 от SOLAS.



Он справа. Теперь есть винты с шагом на 9», 10", 11" и 12". При отсечке максимальных оборотов на частоте вращения ~6350 об/мин скорость без скольжения должна быть ~… Страшно сказать!

Как-то так пока.

Продолжение следует…

41 комментарий

avatar
Преобразовал комментарий в топик.
avatar
Рулевое управление слишком острое

Меньше 0,75 оборота «от упора до упора»? На воде есть смысл в быстрой подаче, иногда приходится быстрыми очень короткими рывками срывать начинающуюся аэрацию винта при хорошем ходе против ветра на мелкой ряби, например, или делать контрсмещение при входе в крутую циркуляцию.

Т.е. умеренно острая подача как бы выгоднее, но, натурально, требует и большей дисциплины от рулевого, и, быть может, фиксатора среднего положения штурвала (проточка на валу и подпружиненный шарик). Или хотя бы метки «ноль» на ободе штурвала.

откидкой всего на одно отверстие (!), с некоторым дифферентом на корму, повышенная поворачиваемость и слабый намёк на бортовую раскачку

Второй вариант ближе к оптимальному, если думать о скорости в первую очередь. По-идее, хороший глиссер идёт буквально на самой границе потери продольной устойчивости глиссирования, где и будет максимум гидродинамического качества.

На волнении нужно «прижать нос» для улучшения стабильности движения и снижения перегрузок.

При заходе в циркуляцию — тоже как бы стоит «прижимать нос».

Насчёт настроек и винта: я бы ещё попробовал поднять ПЛМ, снова — буквально на грань аэрации, когда при движении на прямой начинают периодически появляться «прохваты», которые парировать короткими рывками штурвала на минимальные углы.

Сопротивление подводной части ПЛМ от заглубления оси винта нелинейное, и потому нужно найти оптимальное положение, т.е. может быть ситуация, когда уменьшение заглубления приведёт к росту сопротивления, о чём нужно помнить, и тогда стоит или продолжать уменьшать заглубление, или вернуться к чуть большему погружению… В общем, тут интересно.

При уменьшении погружения снижается и дифферентирующий эффект от приложения упора винта (понятно, вектор проходит выше и меньше плечо), это тоже нужно учитывать и пользоваться.

P.S. ЦТ, всё же, тоже нужно смещать, а не полагаться только на изменение угла наклона ПЛМ, т.е. можно строить схему действующих сил, и смотреть на моменты.
avatar
Рекомендации поняты. Будем реализовывать. Но без экстрима, мне внуков катать!
avatar
Добавил про «замеры скорости». Приятного просмотра!
avatar
Добавил про покатушки 28 мая. Приятного просмотра!
avatar
Дядь Жень, поздравляю с долгожданным выходом на воду! Ура!!!
Очень рад что всё получилось и лодка обрела законченный вид.
Миш, надо помнить что это «лодка для фана», то есть аппарат для получения удовольствия, то есть в данном виде она гармонична, идеальный «фановый нерегистрат под 9,9».
Подъём мотора? Миш, ну это же индивидуально под каждый винт, такой подход более уместен для любительских гонок чем для «гражданской эксплуатации».
Я, конечно понимаю твоё желание, как конструктора, выжать из лодки всё, всё на что она способна под данным ПЛМ wink Но, лодка уже получилась thumbsup, она уже «то что надо» и «то что задумывалось», с чем тебя и дядь Женю поздравляю blush
avatar
Володя, благодарю!
avatar
Согласен с Вовкой. 9.8-15сил, со стандартным винтом. )))
avatar
такой подход более уместен для любительских гонок чем для «гражданской эксплуатации»

Я для себя настраивал заглубление винта («обычного», не ЧПВ) таким образом, что бы при заходе в плавную циркуляцию иногда проявлялась лёгкая аэрация, но при более энергичном входе в крутую винт бы аэрировался нещадно… это резко снижало упор винта и всё получалось весьма безопасно, круче чем нужно просто не получится.

Т.е. смысл в уменьшении заглубления для быстроходных лодок есть, и эдакий «многозадачный».

P.S. Вов, у тебя как дела идут? Есть планы по достройке своего катика? Ну и с катиком Вадима что там?
avatar
Поздравляю с выходом.
В начале лета — это хорошо.
avatar
Олег, спасибо!
Что нового по испытаниям твоего переходника/полуглиссера?
avatar
Все хорошо. А местами даже отлично
volnanavolge.ru/blog/1305.html
avatar
cloud.mail.ru/stock/v9HppwjRHjFQdyMQAJd2JYyv — коллега Победас дружеского форума подредактировал ролик. Стало приятнее смотреть!
avatar
Выше то, что было, а теперь так: www.youtube....player_embedded
avatar
avatar
Последняя версия правильная! Всё открывается и работает.
avatar
Видно ;)

Я, всё же, предлагаю попробовать несколько увеличить ходовой дифферент на корму. Но мой вкус углы атаки малы. Это увеличивает сопротивление.

С другой стороны, так меньше перегрузки на волнении и дальше неустойчивость глиссирования.

Но можно поискать компромисс ;)
avatar
Миша, буду брать на кормовой диванчик бабушку/внука/внучек. Вот и будет ЦТ покормовее. По очереди, разумеется.
avatar
Кстати, а нет ли под руками какого-нибудь измерителя дифферента? Очень полезная была бы информация.
avatar
И да, всё забываю сказать: очень неплохо на ходу выглядит лодка, пристойные ходовые качества, хорошие стартовые характеристики.
avatar
Косвенно можно судить об изменении дифферента при анализе снимков из прошлогодних испытаний и последнего видео: тогда носовая точка ходовой ватерлинии приходилась на границу форштевня с килем, а теперь — почти на середину прямого участка килевой линии. Как будет с пассажиром, посмотрим.
avatar
Кренометр/дифферентометр (?) нужен гироскопический, как понимаю, чтобы не зависел от действующих на него линейных ускорений. Да где ж его взять?.. Да ещё бы с функцией шлейфовой записи с привязкой ко времени, чтобы потом совместить с записью скорости.
Эх, вот раньше, когда я работал в нашем маленьком районном дурдоме… copyright
avatar
Трава зеленая, не повезло с оператором, как и мне в свое время… (((
Но это лучше чем ничего.
avatar
конкурент нашелся! )))

avatar
Добавил фото моих винтов. Крутка лопастей разная — заметно?
avatar
Дядь Жень, мне сегодня не хватало стальных винтов на 25ку.
thumbsup
Но негде взять, покупать неприподъемно… )))
avatar
Ну, что говорить… Разве что бросить клич на стоянке?
avatar
В деревне нет стоянки, только несколько казанок типа метла доживают свой век на берегу. На тесте мужик сбросил броневичок в виде воронежа и что-то проверял (течь), мотор не вешал. Можно на моем канале глянуть… )))
avatar
Был сегодня в местном ГИМСе.
Туча народу с утра, оформляют постановку лодок на учёт, т.к. после известных событий владельцы стоянок и яхт-клубов перестали выпускать за КПП суда без документов и регистрации. Оказалось, половина катеров — леватура и нерегистрат, все «знакомые и начальники», блин! (Прошу пардону за мой французский!).
А я решил зарегистрировать Б-2. Одобрили на основании судового на Бесёнка. Написал заявление. Через неделю сказали придти с паспортом и оплаченными госпошлиной и нового судового. 1600+200 р. уже заплатил…
Сегодня бы получил, да кроме водительского удостоверения ничего на руках не оказалось; нужен паспорт с его копией и СНИЛС.
Два сотрудника были в кабинете. Один смотрел старый судовой на Бесёнка, второй слушал беседу в пол-уха. При словах «Сам построил» второй вскинулся: — а лицензия у вас есть? Первый осадил его, дескать: — мы же его давно зарегистрировали, вот судовой! Я тоже голос подал — строил для себя…
Короче, новый судовой, ибо Бесёнок в 2014-м был снят с учёта.
Вот так в «Сталинграде бахчи делят»…
avatar
Был сегодня в местном ГИМСе.
Взяли (приняли) документы на регистрацию Б-2. Но, что такое не везёт и как с этим бороться…
Сегодня футбол, «все инспекторы на Волге в патрулях». Обещали выписать судовой в течение недели; взяли мой телефончик, сказали, что позвонят/пригласят.
А утром в ГИМСе был экзаменационный день. По дороге домой заехал на берег, где принимают практику на воде. Даже видел нескольких сдавших теорию судоводов. Молодых и старых.
avatar
Коллеги, сегодня (!!!, заявление от 28.06.2018) получил судовой билет на «Соло-Б 2.0». Еду заказывать номера с госфлагами.
Проволочка была из-за двух событий: негативного, авария катамарана Елань-12, и позитивного — ЧМ ФИФА 2018; один инспектор ГИМС под домашним арестом, остальные дежурили по графику на Волге, "… работать с бумагами некому".
По дальнейшим испытаниям лодки, скорее всего, открою новый топик.
avatar
Поздравляю, дядь Жень!
Ждём новых отчётов.
avatar
Данный топик завершаю.



avatar
Поздравляю!
avatar
Вчера прошёл ТО лодки Соло-Б 2.0.
Слегка отметили с супругой сию локальную победу. Теперь — на воду. С коллекцией винтов.

В процессе оформления отметки ТО в судовом билете обменялись мнениями о регистрации самодельных судов: — «Не регистрируем!» — «Почему?» — «Не выполните требования Правил Таможенного Союза по объёму документации и испытаний.» — «А если не на продажу, а для себя?» — «Не влияет!...»

А ведь до катастрофы с Еланью-12 вопрос даже не возникал. Конечно, когда твои сослуживцы под следствием… Мне по доброте распечатали страничку приложения с тех. требованиями. Да уж!
avatar
Не выполните требования Правил Таможенного Союза по объёму документации и испытаний

Они даже не читали эти самые Правила ;)

Там ничего такого не предусмотрено, кстати. Нет, например, никаких требований к прочности корпуса, нет нормативов по управляемости и т.п… О чём эти мошенники говорили?! Испытания — какие?!!!

А если не на продажу, а для себя

Это мошенничество, кстати. Цитирую:



Они текст не читали, это очевидно. У вас, конечно, ситуация аховая уже, потому в прокуратуру, судя по всему, бесполезно обращаться…
avatar
Миша, согласен с тобой полностью.

Мне это всё пока не нужно и не грозит. Но обстановка в нашем ИО ГИМС МЧС РФ сейчас такая, как описал.
avatar
Но обстановка в нашем ИО ГИМС МЧС РФ

Я более широком смысле :( Грабёж перешёл в конвульсивную стадию, все пытаются урвать своей хоть какой то властью последние куски. Понятно, что всё подведено под вымогательство с этими Правилами. Но на общем фоне всякое такое — мелочи.
avatar
Мда, печаль на счет самостроя!!!
Но дядь Жень все равно рад за вас, что есть такая быстрая лодочка…
avatar
Спасибо, Влад!
Всё вроде бы готово, на неделе буду начинать кататься…
комментарий был удален
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.