Постройка небольшого переходника. Часть 2. Околостроительная.

Позволю себе продожить.
Во первых строках хотел выразить благодарность коренным участникам сайта за проявленный интерес и слова похвалы.

Итак, по завершению склейки набора все было отмалковано.
На этом фото хорошо видна будущая форма днища.








Набор получился очень прочным. Поднятие за любой из 4 краев стапеля не давали видимых искривлений конструкции.

Планировал летом выполнить максимальный объем работ, но практически все лето лодкой не занимался. Живу за городом, в своем доме и работ в летний период выше крыше. То озимые заколосяться, то телята ощенятся. Да и на природу выбраться мы не прочь.

Небольшое отступление про природу. Поскольку люди здесь собрались в основном из южных регионов (относительно Питера), хочу показать природу своих любимых мест. Это север Ладоги, шхеры.





Теперь о применяемых материалах.
Вся применяемая смола местного производителя Химэкс Лтд.
Непосредственно для склейки применял эпоксидную композицию ХТ-119. Это готовая эпоксидная композиция, содержащая пластификатор. Удобно готовить (1:1 по весу). Время жизни 100 гр. готового состава около 20 минут. При добавлении аэросила время жизни сокращается. При склейки древисины после окончательного отвержения соеденение ломается только с механическим повреждением древесины. ВОбщем понравилось, рекомендую.

Для пропитки фанеры впервые применил специальный эпоксидный состав ХТ-101. Состав меня впечатлил — впитывается в фанеру полностью. Легко работать, время жизни готового состава не установленно, но очень большое. В то же время через несколько часов после нанесения на фанеру не оставлял каких либо признаков увлажнения. Только немного менял цвет фанеры. Очень жидкий (реально как вода). Удобно работать. Единственный, но существенный минус — очень вонючий. В закрытом помещении работать будет нереально.

Для проклейки стыков лентой и оклейки стеклотканью применял эпоксидную композицию ХТ-118А/ХТ488/4. Готовая смесь прозрачная и очень жидкая. Очень долгий срок жизни смеси (значительно более часа). Легко пропитывает стеклоткань. Очень долго сохнет, позволяет с перерывами закатать сразу требуемое количество слоев ткани.
Для оклейки применял конструкционную ткань Т-23. Оклейка в два слоя.
Ниже фото пропитанной ХТ-101 фанеры с приклееной лентой (ХТ-118А)





Всего на лодку ушло примерно 10 кг стеклоткани и чуть более 6 литров смолы для оклейки. Пропиталась ткань очень хорошо, воздушних пузырей приктически не было. Оклейку проводили вдвоем с супругой.

Несколько слов по поводу мастерской. Как я уже упоминал, был построен утепленный сарайчик с внутренними размерами 5х6,9 м. В качестве отопления была использована печь длительного горения Умка-150 Ферингер



Печь оставила двоякое впечатление. Она довольно быстро прогревала помещение. Хотя с появлением стройки стала очень заметна разница температуры в противоположных углах. Однако от режима длительного горения я ожидал чегото большего. Но в целом печкой доволен, поскольку кроме отопления есть еще полезная функция, а именно



В результате получается так



Поскольку температурный градиент от печки был слишком заметен, я по диагонали установил отопитель Планар-4Д мощностью 4 Квт. Эта связка себя полностью оправдала. Печка быстро нагоняет температуру, отопитель температуру поддерживает, одновременно перемешивая воздух.

При работе по постройке лодки главной опорой является моя жена. Оказаывая посильную помощь, не забывает не только о поддержке моего духа, но и тела. Вот как выглядит обычная закуска, доставленная мне женой для небольшого перекуса



Пришлось не отставать и отвезти в отпуск на лодке. Но поскольку своя лодка не готова, пришлось везти на чужой. Но показал, как это будет в скором времени у нас на нашей лодке





Путешествие на чужой лодке жене понравилось, с еще большим нетерпением ждет спуска нашей. Правда иногда с сомнение спрашивает, где у нас будет музыкальный салон и открытый бассейн. Я пока не придумал, как ей объяснить.

В настоящее время лодка зашпаклевана и зашкурена, готовлюсь к покраске.



Спасибо, кто дочитал. Надеюсь не сильно утомил.
С уважением,
Олег

37 комментариев

avatar
После прочитанного и увиденного, что-то мне опять захотелось строить. Спасибо за полученные эмоции.
avatar
Мне интересно читать ;)

И всегда очень приятно видеть, как строят опрятные рукодельники… а тут все такие, что не может не радовать!
avatar
Да, фото шикарные, а строитель просто аккуратист.
Олег, молодец!
Так держать! Ждём достойного завершения — спуска на воду.
И частный вопрос, если не секрет: Куда жену возил на большой лодке? Интересуюсь, имея опыт на пароме Хельсинки-Стокгольм-Хельсинки…
avatar
Паром Хельсинки-Стокгольм родной до невозможности. Отличный маршрут выходного дня. Ходил на нем раз 8, а может больше. С удовольствием схожу в хорошую погоду еще. Приведенные в тексте фотки со Средиземного моря. Не так давно открыли новый вид путешествий. Это, как правило, недельный тур по очень интересной схеме — днем судно стоит в крупном порту, ночью переходит в следующий. Причем на лайнере тебя развлекают изо всех сил. Этот маршрут был Савона-Рим-Барселона-Марсель-Савона. И каждый день на новом месте. Нам очень нравится. Рекомендую.
avatar
Любуюсь, красивая лодка!
Очень жду ходовых испытаний.
avatar
Олег, если не против, ещё несколько вопросов.
По прикидкам, на какой вес корпуса выходишь?
Когда работал, вокруг корпуса делал ещё мостки или можно дотянуться до киля?
На тех картинках которые есть у меня, присутствуют детали рундуков и обустройство лежаков, делал до приклейки дна и бортов или оставил на потом, после переворота?
Спасибо.
avatar
Сань, а выложи как обустроен кокпит, полурубка, спальник?
avatar
ВОт такая стул-стремянка

Вполне хватает, чтобы дотянуться до киля. Другим ничем не пользовался. В остальное время служит стулом. Очень легкая и удобная вещь.
Отдельно деталей рундуков и лежанок нет. Весь каркас сразу является элементами шпангоутов. После переворота надо будет просто положить на шпангоуты настил кокпита и лежанок.
Вес-вопрос сложный. Набирается как то незаметно. Однако в данном случае пока ничего лишнего нет. Думаю килограмм в 260 пустой уложиться. Ну до 300 точно.
avatar
У меня только такая картинка. Выделено, вот про эти элементы, которые формируют стенки.
avatar
Вот ещё картинки.









Да, отдельных деталей обстройки в данном проекте удалось избежать практически полностью, рундуки и банки полностью вписаны в набор.

По массе: собственно фанеры тут на 130кг ориентировочно (из расчёта 2,7кг/м^2), потому можно говорить о том, что масса может быть минимально возможная. Но набежит ещё оборудование и отделка… впрочем, полезная грузоподъёмность всё равно приличная, т.к. водоизмещение может доходить до 925кг без вопросов вообще, дальше — уже в перегруз условный.
avatar
Олег, а рубка тоже из 4мм фанеры планируется? По проекту 3мм?, в свое время Михаил писал на вот этот, что рубка, рецесс из 3мм фанеры и как я понял по тойже схеме фсф\пенопласт\фсф.


Кстати стилистически мне маленький, даже больше нравится и в свое время, я хотел такой построить, но опыта не было и не рискнул, взял полегче и думаю был прав.
avatar
В маленьком, 4,2м, варианте рубка слишком короткая, спать там без тента можно только детям или гномам :( В 4,8м варианте в рубке спальные места полноценные, длина рубки в ДП — 2м, при том, что банка по левому борту идёт по всей длине без «разделителя» от фортпика до кормовой переборки кокпита, потому тут можно ложиться спать даже Дяде Стёпе. Ширина спальника в изножье — более 600мм, т.е. и по ширине места очень даже прилично, больше, чем это принято даже на 5,5-6,5м лодках «типовых» проектов.

И по проекту всё из 4мм фанеры… хотя «фальшборта», рецесс и комингс кокпита/зашивка кокпита лучше выполнять из 2,5...3мм фанеры. Но это не столь существенно, как в случае спортивного характера лодок, натурально.
avatar
Миш, спасибо, буду к осени думать о новом проекте, но реализация не раньше 18 года. Это лето плотно «выгуливаю» то, что есть. Так, что время у нас с тобой есть, ещё подумать;)

Письмо моё прочитал? мысли какие?
avatar
Все из фанеры 4 мм. Поскольку удалось купить очень качественную фанеру 4 мм. Искать фанеру 3 мм для отдельных деталей счел нецелесообразным. Если найду хорошую тонкую фанеру, то ей зашью борта изнутри и пустоты под банками
avatar
Так и есть, сам столкнулся с такой проблемой, найти 2-3 мм фанеру не реально, все пытаются продать пачку.
avatar
Вот как славно, ещё один брат по разуму к нам присоединился smile
Искренне рад приветствовать Олег, очень нравится как строишь, опрятно.
Ты знаешь, тут многие (я в том числе) заинтересовались этим проектом, но первым решился ты, молодец thumbsup
И чертовски интересно что по ходовым получится, жду с нетерпеньем.
И ещё вопрос, а в салоне сидеть можно, помещаешься там или это нора в которой только лёжа?
avatar
на память высота при входе в рубку от настила сидения до крыши около 860 мм, от пола до крыши 1250. Должно хватить на посидеть. В любом случае это самая большая рубка из встречаемых мной проектов. Чисто визуально — должно хватить места
avatar
Будем посмотреть, очень интересны эти моменты.
avatar
Тебе или Шурику — сидеть можно, Владу — уже так себе… там высота в рубке выбиралась в расчёте на «пройти к носовому люку», хотя, натурально, скорее «пробраться». Впрочем, для 4,8м лодки рубка может считаться «полноразмерной».

Тем не менее, назначение рубки — прикрыть спальник, кокпит там совсем не маленький, и экипаж по идее проводит время по большей части в кокпите. Детям в рубке места более чем достаточно (а на ходу в рубке любят сидеть в основном дети).

Да, и если выполнить остекление по проекту, то есть возможность ставить хороший высокий тент над кокпитом, там места реально достаточно может быть.
avatar
В кокпите сидеть самое то! А если что, можно нырнуть.
Вообще на КИЯ обсуждали, что от сиденья до пОдволока нужно 1300мм.
Михаил, а не думал на счет кокпита, допустим один из элементов лежанки установлен на стойку, и лежанка поднимается на уровень консоли и превращается в стол или столик? Хотя можно столик ставить вместо кресла рулевого, тоже на стойке. Мне всегда хотелось, чтобы элементы лодки были многофункциональны…
У меня набор походный стол и 4стульчика = 7.5кг, грустно как-то. Проще снять сендвичивый люк и оборудовать его в стол. В этом сезоне хочу рундуки съемные из пенопласта использовать как стул — стол — склад для продуктов…
avatar
Да, идея со столиком мне тоже приходит в голову, если при повороте кресла лицом к корме, максимально сдвинуть к консоли, то может не широкий столик уместиться. Михаил какие там размеры остаются? и столик можно сделать секционный, когда для одного, двух или разложить на всю возможную ширину кокпита для 4 человек.
avatar
Сань, мне видится, что удобней будет посадка полусидя, стоя, и консольку придется поднимать выше и вязать с рубкой. Может и ошибаюсь…
avatar
Может Михаил, что добавит.Как он видит ситуацию. Компоновка Кота близка к Сильверу Дорадо, но там второе кресло, а тут лежанка во весь борт.
Думаю, Олег, поделится мыслями, как планируется осуществлять перекус на борту.
Вообще интересны все мысли, так общими усилиями, можно сделать очень шикарный проект. А?
avatar
В кокпите столик разве что откидной, ближе к подстаканникам, можно с карданным подвесом ;) Можно два, один в зашивке левого борта, второй — на консоли.

Столик в рубке — как обычно, в виде закладной части между банками, что бы получать третье спальное место.

В левой банке в районе кокпита можно оборудовать складной (переворотом на центральной оси) микро-камбуз с горелкой и мойкой, это типовое решение, собственно модуль горелка+мойка — см. в магазинах, только выбирать нужно скромный такой модуль, в лодке нет и 5м.

В рубке, в поперечной части банки (примыкающей к фортпику) можно оборудовать химгоршок, люк обеспечит вентиляцию… вентилятор — по желанию.

Под настилом рубки есть место для пары сварных вкладных мини-танков для питьевой воды.

Ну и т.д. — наполнить оборудованием такую лодку можно весьма плотно ;)

Из всякого такого могу рекомендовать три вещи: 1.солнечную батарею 2.два--шесть вентиляторов тихих для обдува в рубке (чуть ли не компьютерных, они отъёдают 1...7Вт при 12В и имеют ШИМ-регулировку оборотов, и к ним можно купить хороший контроллер с температурными датчиками… есть и водостойкие, например серия у Noctua) 3.пару АКБ в единой системе с солнечной панелью и генератором ПЛМ.

Ну как бы всё.
avatar
Я всякое оборудование не хочу в проектной документации отображать, т.к. это будет означать привязку к конкретным моделям, а строители (и профи, и любители) не всегда имеют возможность купить именно эти модели, то ли их нет в их регионе, то ли дорого, то ли — не круто… разные причины, но с единым следствием.

Ну и очень многие строители сильно по своему пытаются сделать… обычно — неудачно («мышки кололись, плакали… но продолжали есть кактус» — или вносить изменения в проект).
avatar
Миш, нужно, очень нужно, делать нормальное превью своих проектов.
Посмотрев, часть вопросов отпадёт и ты не будешь тратить время, да и человеку проще определяться.
avatar
Что есть «превью»?

Ну и вопросы, которые задают, чётко делятся на две неравные части: адекватные люди задают непростые и полезные вопросы, на которые часто приходится отвечать очень тщательно поразмыслив; вторая часть, наиболее популярная, сводится к двум вопросам «а можно сделать как у моего соседа, но с перламутровыми пуговицами?» и «а девять шапок из шкурки можно сшить?»… Для первых практически невозможно дать ответы заранее, заочно. Вторые… им не нужна лодка, они хотят «обмануть» реальность, чего, как нетрудно догадаться, можно достичь ТОЛЬКО самообманом… им мои ответы нафиг не нужны, т.к. здравый смысл и физику они ненавидят ;)

Если человек не может разобраться со своими хотелками и сопоставить их с реальностью — ему ничего не поможет. Не поможет до тех пор, пока он не осознает простые вещи.
avatar
По превью, я думаю ты понял, возможно именно к проектам не совсем точен.
Ты должен показать товар лицом, сделать некую презентацию.
Кратко, доходчиво, если есть примеры и их туда.
avatar
Не понял :(

Ну и дальше: дело в том, что я — не Apple или многие из моих коллег, которые продают считанные единицы моделей, рассчитывая на потребителей с индивидуальностью манекенов из магазинов… т.е. я предлагаю особенные лодки, которые заметно отличаются от типовых, «обычных».

Отсюда и иной подход: я не жду, что кто-нибудь придёт и скажет «заверните мне во-о-он тот проект!», мне нужно получить информацию о том, какие цели и задачи должна решать лодка, в каких условиях будет эксплуатироваться и т.п., и на основании анализа я уже смогу предложить что-то конкретное, скажем, два-три варианта… и дальше уже можно обсуждать детали.

Но… очень часто требования потенциального заказчика представляются противоречивыми, а то и вовсе нереалистичными. Я не поощряю ни обман, ни самообман, и нахожу возможным так или иначе показать отмеченные мною противоречия или ошибки в требованиях или представлениях о лодках или их компонентах.

Потому как «опытные пользователи», опят которых сводится к «казанкопрогрессам» и паре-тройке современных кустарных рукоделий на ту же тему «казанкопрогресса» — это самые агрессивные из «знатаков»: они уверены в своих заблуждениях и банально не могут себе представить какие-то иные лодки.

Вот и всё. Если кому-то нужна лодка — я могу ему помочь, а вот в других случаях — нет. И выбор проекта для решения конкретных задач таит в себе высокую вероятность ошибки, это могут быть упомянутые самообман или отсутствие элементарной эрудиции, или же привычка к рекламным текстам (см. популярные страницы по лодкомоторной тематике! ;) )… в общем — нужно задать вопрос и получить мой ответ именно по своему индивидуальному случаю.
avatar
Михаил, именно эти моменты лучше всего обсуждать в отдельном топике посвященных проектированию.
Это серьезные вопросы.
Мне не очень понятно, что есть проект.
Какую документацию получает на руки заказчик проекта?
Не знаю следишь ты или нет за темой Жженого, у него много вопросов, он уже вопрошает на мотолодке?!
Подрезка реданов, уже решено резать под корень…
Как так? Можно задаться вопросом в другом топике.
avatar
Полный комплект, необходимый для постройки. Собственно комплектность сильно зависит от проекта как такового, как минимум это все детали из листового материала в виде файлов/чертежей в М1:1 (можно отдавать на резку), конструктивные сечения (от минимума — конструктивное поперечное сечение, обычно ещё сечение транца по ДП и т.п. — если это нужно), схема высот для установки набора на стапеле, иногда — лекала для изготовления обшивки днища (для металлических корпусов, редко — для фанерных, для бутербродных лекала сложнее), отдельные узлы — по необходимости, ну и краткое описание последовательности сборки… на круг — 20...50 листов чертежей. Отдельно — консольки, стёкла и т.п., там ещё от 3...5 до 20...30 листов. Этого за глаза достаточно для постройки при наличии минимальных познаний (достаточно ознакомиться с «15 проекто...») и уверенных навыков столярного рукоделия!

Т.к. есть подробная 3Д-модель, то можно уточнить ЛЮБЫЕ размеры, получить дополнительные лекала или сечения… поддержка конструкторская у меня полноценная. Но строить лодки я не учу!

Жжёный получил полную схему расположения реданов с конструктивным сечением. Если ума хватит — сделает как нужно. Грамотеи на мотолодка ещё те ;), они насоветуют… ему я специально писал по реданам, я свою задачу выполнил.

Он и стрингер в носовой части сделал не как нужно, а как захотелось, и навесную палубу до народного ума «исправил»… так часто бывает. Да вон Вовка наш хотел спортивную лодку, а потом «дополнил» её всякой лабудой… крейсером она не стала, но и спортивностью изрядно подрастеряла :(
avatar
Спасибо за развернутый ответ! Никогда бы не подумал, что Вовке нужна именно спортивная лодка, учитывая сколько она вещей и людей везла не напрягаясь.
В чем-то она удобная, а в чем-то нет.
Мне вот в первой версии моей лодки неудобно было в нее попадать, теперь запросто, с носа, борта, кормы.
И рыбачу и дрова возил, когда надо.
С Женькой непонятно, он устраивает целое шоу с водкой, селедкой и пилотками…
Мы как-то отклонились от темы.

Миш, а можно по этому проекту вид с сиденья рулевого?
avatar
Ну как бы фигурировало «максимум скорости из возможного» на первых местах… да из обсуждения получалась скорее спортивного типа… никак уж не крейсер. Ну и «попроще!» ;)

Пассажиров — 4 (5 в перегруз), грузоподъёмность — это вообще за рамками обсуждения было ;) А то, что лодка нормально ходит с максимальной нагрузкой — так это нормально, это когда наоборот — ненормально (хотя и привычно многим :( ).

А по поводу удобно/не удобно я придерживаюсь очень логичного мнения: решение основной задачи любой ценою, удобства — не ценою основной задачи. Отсюда следует что нужно или быть готовым к реализации бескомпромиссного во всём проекта, или искать и находить компромисс, оптимальный в заданных условиях и при существующих приоритетах.

P.S. Вид не сделаю: это нужно несколько картинок совмещать, я этого не умею. А если просто сделать скриншот, то будет сплошной обман, т.к. угол зрения и т.п. вещи будут совершенно иными, чем в реальности… ну и нужно будет делать как минимум четыре скрина: низкий, 165см, и высокий, 190см, рулевые, сидя и стоя… Я сейчас такое не сделаю на вскидку.

Если что, то я прикидываю на людей ростом от 175 до 190, в основном на себя примеряю, т.е. на 183см роста и 80кг массы.
avatar
Посмотрел другой вид, а места то и нет. Может тогда круглый на стойке.
avatar
А какая ширина кокпита по планширю?
avatar
В районе кормовой банки (по её передней кромке) — 1812мм, в самом широком месте кокпита — 1862мм. Размеры по зашивке, т.е. реальные.

Вообще-то, некоторые смогли бы улечься поперёк корпуса… но на маленьких лодках это заметно менее комфортно, чем вдоль :(
avatar
Олег, доброго дня.
Я, так понимаю с цветом определились, приступили к покраске? Чем планируете наносить?
Скуловые реданы и привальник поставили?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.