Джонбот проекта Б-3.

После завершения основных строительных и доводочных работ по лодке Соло-Б2.0 у стены в гараже остался стоять лист «четвёрки» ФСФ сорта 2/4, 1,22 на 2,44 метра. Ну, стоит себе, ровный такой, хорошей стороной наружу… Да и давал себе зарок больше лодок не делать.
Год сей кусок фанеры лез в глаза, но я — кремень. Терплю.
И вдруг, как в запой сорвался: а не сваять ли лодчонку для внуков мелких, чтобы и спускали сами, и грести учились, и ходили под двухтактной Ямахой-3, без ДУ, просто управляя за румпель с удлинителем.
Мои-то Саша, Лёша и Олег прошли в детстве, лет с шести, за рулём «Бесёнка» с «Прибоем». А чем их дети хуже?
(Кто не знает, Прибой — советский двухтактник о пяти лошадках, лёгкий, надёжный, тихий, под 66-й и 72-й бензины, двухцилиндровый, а потому с низкой виброактивностью.)
Идея лодочки — максимальная простота изготовления методом СиС в сочетании с применением реечной обвязки транца; использование для обшивки листов фанеры указанного размера, т.е. готовый корпус будет не длиннее 2,4 метра.
Под это ТЗ подходит лодка в стиле джонбота, позволяющая минимизировать трудоёмкость изготовления. Но не плоскодонка, а как бы «неглубокое V», с внешней килеватостью на почти всей длине градусов 12, плюс/минус, в стиле моего же «Сармата». Ширина по днищу метр — метр двадцать. Так что, ожидаю глиссирование под Я-3 с экипажем общей массой до… Ну, вы поняли, вплоть до меня.
Прошлой осенью рисовал эскизики, прикидывал варианты. Даже выстругал модельку и снял с неё выкройки бортов и днища:









Гараж-эллинг у меня неотапливаемый, посему детали пилю-стругаю на холоде, а клею дома, смолой ЭД-20 и полимочевиной ПУР-501. Благо супруга не возражает, лишь бы «без шума и пыли», а также без следов клея. Требования законные и несложно выполнимые. А как же!

В позапрошлом году видел в продаже фанеру нужных свойств, но с перламутровыми поперечными наружными слоями шпона… Класс, самое то для обшивки борта и днища лодочек в носу, т.е со сравнительно большой кривизной по линиям киля, скулы и борта; а цилиндрические и конические поверхности в сочетании с жёсткостью их образующих (два внешних слоя шпона поперёк!) вдоль ветвей шпангоутов дают возможность обойтись без днищевых стрингеров. Но тогда не нужно было. Как обычно. Зато теперь поискал, безрезультатно: — «Как-то под заказ завезли, и втрое дороже».
Ладно.
Докупил ещё пару листиков обычной ФСФ 4 мм.
Пришлось длинные листы половинить и склеивать на подкладках. Сори за вид на льду перед гаражом:



Получились гибкие в длину и жёсткие в поперечном направлении полотнища. То, что надо.

Вот примерно такая будет лодочка, водоизмещением ~120 кг при осадке по скуле или чуть более:



Реданы, брызгоотбойники скуловые, сиденья, прочие излишества «на потом». Рецесса не будет точно. Палуба (дека) с зауженным вырезом под кокпит, во избежание заливания при посадке малоопытного экипажа. Да и коробчатая конструкция кормы обеспечит необходимые прочность и жёсткость корпуса, по крайней мере, с моторами до пяти-шести л.с.
Транец выпуклый, вчерне готов, внешние слои фанеры и снаружи, и внутри ориентированы по вертикали. Бимс наборный, из качественной сосновой рейки 20 на 40 мм, как и остальная обвязка:





Думаю, пришивать транец проволокой либо хомутами не есть хорошо. Саморезы привычней, технологичней и надёжней, не смотря на то, что планирую сборку в паре киль-блоков и хотя бы с одним кондуктором — фальш-шпангоутом в носу.

(Второй раз публикую лодку, незаконченную и неапробированную… А оно надо? Терзают смутные сомнения. Мысли вслух...)

Продолжение следует.

40 комментариев

avatar
Дядь Жень, отличная идея!
Хотел узнать, какая высота транца? Я на своем скифе пролетел под Ямаху 3л.с.
Сделал 381мм, потом наращивал до 420мм…
avatar
Вставил транец в черновой обработке (2400 г пока) в подвеску/струбцины лежащего Я-3 От линии киля до АКП намерил ~15 мм. Но на транец сверху добавятся примерно 4...5 мм деки, а снизу — около 4 мм днищевой обшивки. Ну, потом испытания и доводка покажут, сколько в миллиметрах потребуется подложить под струбцины на транец. Главное, есть пространство для манёвра установкой ПЛМ как вверх, так и вниз.
Как-то так.
avatar
Вот он, ящик Пандоры:
classicroadracing.se/batar/kid-master-mkii/
Катаются шведские детишки на Кидмастерах, почти точных копиях моего Бесёнка.
И взрослые шведы с финнами тоже:
www.youtube.com/watch?v=2ZeNMfbHzE8
avatar
Это с подачи и при непротивлении Влада…
avatar
avatar
комментарий был удален
avatar
Если без шуток, то лодка сильно смахивает на проект Д.А. Курбатова «Сарган», из «15 проектов...»
avatar
Молодцы, на блоху в три метра повесить 30л.с. У нас ГИМС больше 10л.с. не дас установить.
avatar
Вот вполне себе вариант и без 30л.с. можно бойтись… )))


avatar
Саша, даже после всех летних перипетий ГИМС готова регистрировать МС, построенные со ссылками на реально выполненные проекты. А Кидмастеры реальны, с детьми в жилетах и за рулём, есть видео и много описаний с фото. ГИМС обязана регистрировать лодки разовой постройки, пусть с последующими испытаниями на воде, да хотя бы как учебное или спортивное маломерное судно — имеется и такой раздел в перечне регистрируемых МС. Пускай требуют и проверяют на воде возимый комплект оборудования. Но не входит в их круг деятельности оценка допустимой энерговооружённости конкретной лодки, образование им не позволяет, не проектировщики и не расчётчики они! Есть хороший зарубежный аналог, лодка построена тобой качественно — регистрируй! На вопрос «А если откажут?» есть множество ответов и примеров эффективных действий, на разных форумах. И притом нет статистики аварий из-за перебора мощности ПЛМ на самоделках. Есть? Пусть покажут.
Пьяные, обкуренные, неадекватные «самоделкины», совершившие НЕЧТО на своих лодках — да не возможно представить даже. А вот те же, но НЕсамостройщики, на любых лодках/катерах/яхтах, виновные в авариях и смертях — да сколько угодно, и в подавляющем большинстве на покупных.
avatar
Но, коллеги, данная тема вообще-то сугубо про лодку, не подлежащую регистрации в ГИМС.
Однако, считаю полезным создать отдельную тему про детские скоростные микролодки, на которых интересно (и возможно!) покататься, да что там, поноситься, родителям этих счастливых детей.
avatar
ДядьЖень, запиливайте топик, поучаствуем.
Накопилось у меня микрокатиков, под критерии детский вполне подходят… )))
avatar
Лодочка, скорее всего, не пройдёт в нормативы по начальной остойчивости — тест на смещение нагрузки по ГОСТ или ISO. Хорошо бы моделировать на начальном этапе проектирования такие вещи.

Если что, то я так и не смог уложить в этот тест лодки менее 3,1м длиною.

Потому как минимум широкие участки палубы нужны и зауженный кокпит с комингсами высокими.
avatar
Здесь два варианта: 1) незнание ГОСТ(ISO), 2) либо клали болт!
1) незнание ликвидировать
2) либо быть не должно
avatar
1) незнание ликвидировать

Я часто об этом пишу. И да, это именно то, что ограничивает и длинные лодки (на «мотолодке» дурацкая тема очередная с отсылкой к хорошему, в принципе, проекту, но показано корыто, которое НЕ ПРОХОДИТ в элементарные нормативы безопасности!), и микролодки, да и полноразмерные лодки частенько сомнительны в этом отношении при заявленной пассажировместимости.
avatar
А есть ГОСТы и стандарт ISO, по которым проходят Бесёнок, Б-2.0, КидМастер и другие лодки для детей?
И на Б-3 планирую (см. эскиз) зауженный кокпит. Сажаем детей массой 20...35 кг со сдвигом до упора в комингс, и что, лодку зальёт? Буду проверять на внуках. Три внука (Тишка с РозаРитой) = один я. И на себе.
avatar
А есть ГОСТы и стандарт ISO, по которым проходят… лодки для детей?

А без разницы, для детей или для взрослых. Играет роль только допустимая полезная нагрузка/пассажировместимость.

Хотя для детей я бы ужесточил норматив. Например, до входа в пустую лодку из воды через борт, нос и корму.

Например, «физкультурник» в этом отношении вполне приемлем: www.youtube.com/watch?v=QjyXwdoKFcw

Собственно, ГОСТ:







Отличия ISO не принципиальны.

Смысл всего — это минимальные требования, кое в чём есть смысл превышать, но по размышлению.
avatar
Дядя Женя молодец! thumbsup
Пока мы тут разглагольствуем и никак не можем достроить (или начать строить) свои катамараны он уже вторую лодку строит stuck_out_tongue
И не так уж важно впишется или не впишется она в ISO, важно как она поедет с внуком или внучкой на борту, а ещё важнее счастливые глаза этих внуков, приобщающихся к водомоторному делу wink
avatar
И не так уж важно впишется или не впишется она в ISO

Не, тут важно что бы было БЕЗОПАСНО. И для детей — тем более.

И так лодки для любителей нужно проектировать с учётом непредсказуемости поведения пассажиров. А уж для детей — тем более.

Самый жёсткий тест на дуракоустойчивость: дать двум-трём детишкам вещь и запретить её ломать ;)

важно как она поедет

И так, что бы обеспечить конструктивный запас по безопасности. Паранойя — не болит!

P.S. Если честно, то я бы скорее сделал высокие комингсы кокпита, как на гоночных лодочках, тогда можно и борт занизить… а на самом деле, отказаться от бортов, сделав «летающую тарелку», когда днище стыкуется по скулам с палубой ;)









Но не совсем как реплику гоночных корпусов, а только «в духе». Такое и детям понравится больше, т.к. «круто выглядит».
avatar
А как залезать в летающую тарелку из воды, да хоть на мелководье? Мелкота не сможет раскорячиться, чтобы ногу сразу в кокпит забросить, тем более — с высоким комингсом. А причальных стенок и понтонов нет у меня и не предвидится.
На самом деле, всё будет происходить под постоянным контролем взрослых деда и отца.
Так что мой вариант мне больше пока больше нравится. Высокий комингс вообще травмоопасен для детей.
avatar
А как залезать в летающую тарелку из воды, да хоть на мелководье?

Так же, как и всегда — а как в них садятся перед отходом от берега к предстартовой зоне? ;)

Высокий комингс вообще травмоопасен для детей

Напротив, высокие комингсы появились как средство для повышения безопасности. Хотя бы только из-за улучшения фиксации пилота в сложных условиях, и как защита.

В UIM достаточно планомерно работают с обеспечением безопасности, в том числе — конструктивной.
avatar
Михаил, а твоя минилодочка тупоносенькая в каких размерах?

avatar
3175*1590мм, потому если носик не купировать, то будет порядка 3250...3300 в длину.

Ширина — по необходимости, иначе не влазит в нормативы :(

Килеватость на транце — 16,6 градуса, ширина по скуле 1200мм.

Т.е. это где-то предельные значения, если не рассматривать лодочку как гоночную, а вписывать её в нормативы для прогулочных.

Именно потому я выступаю за увеличения длины — тогда двухместную лодку можно выполнить более узкой, в том числе и по скуле, и получить адекватное снижение сопротивления и перегрузок на «волне» ;)
avatar
Понял, спасибо!
Именно про прогулочную речь.
avatar
Именно про прогулочную

Если нужно — сообщи, у меня есть эскизная модель, и ещё что-то подобное. Можно в скромный почти-проект превратить.

Можно попробовать что-нибудь очень навороченное, но маленькое сделать, может быть интересно.
avatar
Чуть попозже пообщаемся, может выложишь как будет время.
Можно что-нибудь навороченное в виде эскиза.
Я пока определяюсь…
avatar
Практически одноклассник моего Б-2… Только угол по транцу 19...20 градусов.
И не спорь, Миша! smile sunglasses
avatar
А по безопасности такое заужение по скуле проходит?
Просто, перевернуться, как я когда-то на Марлине, не приведи господь.
avatar
А по безопасности такое заужение по скуле проходит?

Да.



перевернуться

Скорости другие, во-первых, и во-вторых, управлять скоростными лодками нужно осторожно, прогнозировать возможные проблемы: в крене начинает работать днище как плоская пластина=>неустойчивость=>рикошетирование :(
avatar
Я задумался о мобильной лодке на 2чел.
Эксплуатация река волга в основном русле, не водохранилище.
Задача лодки, заброска 2чел. на остров, рыбалка недалеко от берега и в протоках. Маневренная (движение по протокам) и безопасная, живучесть на волне 0,5-0,7м
Где-то 3175*1590мм — в этих размерах.
Лодка должна быть легкой, с минимальным интерьером.
Возможно и за счет бюджетных сендвичей и съемных элементов.
Технологию вижу комбинированную фанера, пенопласт, пластик.
Где блоки плавучести являются элементами конструкции.
Может и жесткий пенонаполненный привальник, аля риб! )
Мотор 5-10 (9.8) сил., 15 коней край.
Возможность перевозки на багажнике автомобиля.
Килеватость не пугает, от слова совсем, даже наоборот.
Но джон бот как вариант тоже рассматривается.
Как болотоход и как основа для аэросанок.
Мой опыт хождения на лодка такого размера есть:
Ёрш, Гарвей, Скиф и др. Хотелось бы конечно попробовать бесёнка, все версии, но это пока невыполнимо.
Фмзкультурник очень понравился, но это уже старший брат!!! )))
avatar
3175*1590мм — в этих размерах

Чуть длиннее — volnanavolge.ru/blog/1330.html

Но, похоже, что лучше именно такую и делать. Любой килеватый корпус уже будет похуже на круг — или ниже остойчивость, или всхожесть на волну, или ходовые качества, или стартовые характеристики. Управляемость немного подгоним — микро-кильки, вернее — гребни в районе редана, должны эффективно противостоять сносу в циркуляциях.

Можно привальник добавить из баллона или жёстковспененный, будет уместно вполне.

ПЛМ — 8...10л.с…
avatar
Великоват 3,5м у меня была такая лодка, не в плане характеристик, а в плане размера и веса. Пробовали перевозить на крыше авто, неудобно.
Специально не взвешивал, нечем, а вот по ощущениям тяжелее чем 4метровый. Понимаю, что банки и рыбины надо было делать съемные. Поднимал целиком за борт в районе уключит, на плечо и погнал…
avatar
Великоват 3,5м у меня была такая лодка, не в плане характеристик, а в плане размера и веса

Влад, из фанеры легче лодку не сделать, если хочется более-менее жёсткую конструкцию получить.

По длине: 250...350мм погоду не сделают.

Технологию вижу комбинированную фанера, пенопласт, пластик

Если делать из бутерброда, то основа — в технологической дисциплине, т.е. нужно вакуумировать и греть ламинат! Соответственно, проблемы с заполнителем будут, т.к. пенопласт теплоизоляционный поплывёт :(

Следовательно, фанера ;) остаётся. Тут сошлифовывать 4мм листы обшивки днища до 2мм в носу, использовать или тонкую, или фрезеровать ячейки в 4мм на остальной, бутерброд на транец из фанеры.

легкой, с минимальным интерьером

А зашивки и настилы только замыкают конструкцию, т.е. без них будет нежёсткая схема, которую придётся усиливать. Т.е. выигрыша по массе не будет.
avatar
Михаил, я тебя понял.
Ничего греть не планировал, только обеспечить герметичность и локальную прочность. Практика показала, что экструдик пенопласт оклеенный стеклотканью очень прочный.
Выкладываю доказательства.


Это НИВА после контакта с пенопластовыми рожгами моего миниката… ))) Как-то так.
Есть еще примеры контакта ката пенопластовым бортом со стальными яхтами, было дело. У меня осталась краска с их бортов и небольшая вмятинка.
А как прикольно визжат владельцы дорогих алюминиевых лодок, когда к ним без кранцев швартуешься… )))
avatar
Приезжай на пару дней, в мае-июне ветров не бывает, обкатаемся, хоть на Сармате, хоть на Б-2, хоть в параллель. «Ну, а остальное — дело техники, обслужим бэз шума и пыли!»
Ждём-с! Права не забудь…
avatar
Написал Владу, но любой может приехать, буду рад.
avatar
Спасибо ДядьЖень! По возможности обязательно приеду.
avatar
ДядьЖень, забыл спросить, а сколько Б-2 весит?
avatar
В ретро-исполнении около 75...80 кгс. Оценочно, не взвешивал.
Но писал в теме про ходовые Б-2, что обводы ну очень понравились, а сделать по ним истинный картоп — будет возможно и будет хорошо. Т.е. для перевозки на багажнике не делать большую по площади деку, не ставить помпезную консоль с набором приборов, румпельный ПЛМ без стартёра и, само собой, без АКБ. Корпус свободно можно уложить в 50...55 кгс.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.