Джонбот проекта Б-3.
После завершения основных строительных и доводочных работ по лодке Соло-Б2.0 у стены в гараже остался стоять лист «четвёрки» ФСФ сорта 2/4, 1,22 на 2,44 метра. Ну, стоит себе, ровный такой, хорошей стороной наружу… Да и давал себе зарок больше лодок не делать.
Год сей кусок фанеры лез в глаза, но я — кремень. Терплю.
И вдруг, как в запой сорвался: а не сваять ли лодчонку для внуков мелких, чтобы и спускали сами, и грести учились, и ходили под двухтактной Ямахой-3, без ДУ, просто управляя за румпель с удлинителем.
Мои-то Саша, Лёша и Олег прошли в детстве, лет с шести, за рулём «Бесёнка» с «Прибоем». А чем их дети хуже?
(Кто не знает, Прибой — советский двухтактник о пяти лошадках, лёгкий, надёжный, тихий, под 66-й и 72-й бензины, двухцилиндровый, а потому с низкой виброактивностью.)
Идея лодочки — максимальная простота изготовления методом СиС в сочетании с применением реечной обвязки транца; использование для обшивки листов фанеры указанного размера, т.е. готовый корпус будет не длиннее 2,4 метра.
Под это ТЗ подходит лодка в стиле джонбота, позволяющая минимизировать трудоёмкость изготовления. Но не плоскодонка, а как бы «неглубокое V», с внешней килеватостью на почти всей длине градусов 12, плюс/минус, в стиле моего же «Сармата». Ширина по днищу метр — метр двадцать. Так что, ожидаю глиссирование под Я-3 с экипажем общей массой до… Ну, вы поняли, вплоть до меня.
Прошлой осенью рисовал эскизики, прикидывал варианты. Даже выстругал модельку и снял с неё выкройки бортов и днища:




Гараж-эллинг у меня неотапливаемый, посему детали пилю-стругаю на холоде, а клею дома, смолой ЭД-20 и полимочевиной ПУР-501. Благо супруга не возражает, лишь бы «без шума и пыли», а также без следов клея. Требования законные и несложно выполнимые. А как же!
В позапрошлом году видел в продаже фанеру нужных свойств, но сперламутровыми поперечными наружными слоями шпона… Класс, самое то для обшивки борта и днища лодочек в носу, т.е со сравнительно большой кривизной по линиям киля, скулы и борта; а цилиндрические и конические поверхности в сочетании с жёсткостью их образующих (два внешних слоя шпона поперёк!) вдоль ветвей шпангоутов дают возможность обойтись без днищевых стрингеров. Но тогда не нужно было. Как обычно. Зато теперь поискал, безрезультатно: — «Как-то под заказ завезли, и втрое дороже».
Ладно.
Докупил ещё пару листиков обычной ФСФ 4 мм.
Пришлось длинные листы половинить и склеивать на подкладках. Сори за вид на льду перед гаражом:

Получились гибкие в длину и жёсткие в поперечном направлении полотнища. То, что надо.
Вот примерно такая будет лодочка, водоизмещением ~120 кг при осадке по скуле или чуть более:

Реданы, брызгоотбойники скуловые, сиденья, прочие излишества «на потом». Рецесса не будет точно. Палуба (дека) с зауженным вырезом под кокпит, во избежание заливания при посадке малоопытного экипажа. Да и коробчатая конструкция кормы обеспечит необходимые прочность и жёсткость корпуса, по крайней мере, с моторами до пяти-шести л.с.
Транец выпуклый, вчерне готов, внешние слои фанеры и снаружи, и внутри ориентированы по вертикали. Бимс наборный, из качественной сосновой рейки 20 на 40 мм, как и остальная обвязка:


Думаю, пришивать транец проволокой либо хомутами не есть хорошо. Саморезы привычней, технологичней и надёжней, не смотря на то, что планирую сборку в паре киль-блоков и хотя бы с одним кондуктором — фальш-шпангоутом в носу.
(Второй раз публикую лодку, незаконченную и неапробированную… А оно надо? Терзают смутные сомнения. Мысли вслух...)
Продолжение следует.
Год сей кусок фанеры лез в глаза, но я — кремень. Терплю.
И вдруг, как в запой сорвался: а не сваять ли лодчонку для внуков мелких, чтобы и спускали сами, и грести учились, и ходили под двухтактной Ямахой-3, без ДУ, просто управляя за румпель с удлинителем.
Мои-то Саша, Лёша и Олег прошли в детстве, лет с шести, за рулём «Бесёнка» с «Прибоем». А чем их дети хуже?
(Кто не знает, Прибой — советский двухтактник о пяти лошадках, лёгкий, надёжный, тихий, под 66-й и 72-й бензины, двухцилиндровый, а потому с низкой виброактивностью.)
Идея лодочки — максимальная простота изготовления методом СиС в сочетании с применением реечной обвязки транца; использование для обшивки листов фанеры указанного размера, т.е. готовый корпус будет не длиннее 2,4 метра.
Под это ТЗ подходит лодка в стиле джонбота, позволяющая минимизировать трудоёмкость изготовления. Но не плоскодонка, а как бы «неглубокое V», с внешней килеватостью на почти всей длине градусов 12, плюс/минус, в стиле моего же «Сармата». Ширина по днищу метр — метр двадцать. Так что, ожидаю глиссирование под Я-3 с экипажем общей массой до… Ну, вы поняли, вплоть до меня.
Прошлой осенью рисовал эскизики, прикидывал варианты. Даже выстругал модельку и снял с неё выкройки бортов и днища:




Гараж-эллинг у меня неотапливаемый, посему детали пилю-стругаю на холоде, а клею дома, смолой ЭД-20 и полимочевиной ПУР-501. Благо супруга не возражает, лишь бы «без шума и пыли», а также без следов клея. Требования законные и несложно выполнимые. А как же!
В позапрошлом году видел в продаже фанеру нужных свойств, но с
Ладно.
Докупил ещё пару листиков обычной ФСФ 4 мм.
Пришлось длинные листы половинить и склеивать на подкладках. Сори за вид на льду перед гаражом:

Получились гибкие в длину и жёсткие в поперечном направлении полотнища. То, что надо.
Вот примерно такая будет лодочка, водоизмещением ~120 кг при осадке по скуле или чуть более:

Реданы, брызгоотбойники скуловые, сиденья, прочие излишества «на потом». Рецесса не будет точно. Палуба (дека) с зауженным вырезом под кокпит, во избежание заливания при посадке малоопытного экипажа. Да и коробчатая конструкция кормы обеспечит необходимые прочность и жёсткость корпуса, по крайней мере, с моторами до пяти-шести л.с.
Транец выпуклый, вчерне готов, внешние слои фанеры и снаружи, и внутри ориентированы по вертикали. Бимс наборный, из качественной сосновой рейки 20 на 40 мм, как и остальная обвязка:


Думаю, пришивать транец проволокой либо хомутами не есть хорошо. Саморезы привычней, технологичней и надёжней, не смотря на то, что планирую сборку в паре киль-блоков и хотя бы с одним кондуктором — фальш-шпангоутом в носу.
(Второй раз публикую лодку, незаконченную и неапробированную… А оно надо? Терзают смутные сомнения. Мысли вслух...)
Продолжение следует.
40 комментариев
Хотел узнать, какая высота транца? Я на своем скифе пролетел под Ямаху 3л.с.
Сделал 381мм, потом наращивал до 420мм…
Как-то так.
classicroadracing.se/batar/kid-master-mkii/
Катаются шведские детишки на Кидмастерах, почти точных копиях моего Бесёнка.
И взрослые шведы с финнами тоже:
www.youtube.com/watch?v=2ZeNMfbHzE8
Пьяные, обкуренные, неадекватные «самоделкины», совершившие НЕЧТО на своих лодках — да не возможно представить даже. А вот те же, но НЕсамостройщики, на любых лодках/катерах/яхтах, виновные в авариях и смертях — да сколько угодно, и в подавляющем большинстве на покупных.
Однако, считаю полезным создать отдельную тему про детские скоростные микролодки, на которых интересно (и возможно!) покататься, да что там, поноситься, родителям этих счастливых детей.
Накопилось у меня микрокатиков, под критерии детский вполне подходят… )))
Если что, то я так и не смог уложить в этот тест лодки менее 3,1м длиною.
Потому как минимум широкие участки палубы нужны и зауженный кокпит с комингсами высокими.
1) незнание ликвидировать
2) либо быть не должно
…
Я часто об этом пишу. И да, это именно то, что ограничивает и длинные лодки (на «мотолодке» дурацкая тема очередная с отсылкой к хорошему, в принципе, проекту, но показано корыто, которое НЕ ПРОХОДИТ в элементарные нормативы безопасности!), и микролодки, да и полноразмерные лодки частенько сомнительны в этом отношении при заявленной пассажировместимости.
И на Б-3 планирую (см. эскиз) зауженный кокпит. Сажаем детей массой 20...35 кг со сдвигом до упора в комингс, и что, лодку зальёт? Буду проверять на внуках. Три внука (Тишка с РозаРитой) = один я. И на себе.
А без разницы, для детей или для взрослых. Играет роль только допустимая полезная нагрузка/пассажировместимость.
Хотя для детей я бы ужесточил норматив. Например, до входа в пустую лодку из воды через борт, нос и корму.
Например, «физкультурник» в этом отношении вполне приемлем: www.youtube.com/watch?v=QjyXwdoKFcw
Собственно, ГОСТ:
Отличия ISO не принципиальны.
Смысл всего — это минимальные требования, кое в чём есть смысл превышать, но по размышлению.
Пока мы тут разглагольствуем и никак не можем достроить (или начать строить) свои катамараны он уже вторую лодку строит
И не так уж важно впишется или не впишется она в ISO, важно как она поедет с внуком или внучкой на борту, а ещё важнее счастливые глаза этих внуков, приобщающихся к водомоторному делу
Не, тут важно что бы было БЕЗОПАСНО. И для детей — тем более.
И так лодки для любителей нужно проектировать с учётом непредсказуемости поведения пассажиров. А уж для детей — тем более.
Самый жёсткий тест на дуракоустойчивость: дать двум-трём детишкам вещь и запретить её ломать ;)
И так, что бы обеспечить конструктивный запас по безопасности. Паранойя — не болит!
P.S. Если честно, то я бы скорее сделал высокие комингсы кокпита, как на гоночных лодочках, тогда можно и борт занизить… а на самом деле, отказаться от бортов, сделав «летающую тарелку», когда днище стыкуется по скулам с палубой ;)
Но не совсем как реплику гоночных корпусов, а только «в духе». Такое и детям понравится больше, т.к. «круто выглядит».
На самом деле, всё будет происходить под постоянным контролем взрослых деда и отца.
Так что мой вариант мне больше пока больше нравится. Высокий комингс вообще травмоопасен для детей.
Так же, как и всегда — а как в них садятся перед отходом от берега к предстартовой зоне? ;)
Напротив, высокие комингсы появились как средство для повышения безопасности. Хотя бы только из-за улучшения фиксации пилота в сложных условиях, и как защита.
В UIM достаточно планомерно работают с обеспечением безопасности, в том числе — конструктивной.
Ширина — по необходимости, иначе не влазит в нормативы :(
Килеватость на транце — 16,6 градуса, ширина по скуле 1200мм.
Т.е. это где-то предельные значения, если не рассматривать лодочку как гоночную, а вписывать её в нормативы для прогулочных.
Именно потому я выступаю за увеличения длины — тогда двухместную лодку можно выполнить более узкой, в том числе и по скуле, и получить адекватное снижение сопротивления и перегрузок на «волне» ;)
Именно про прогулочную речь.
Если нужно — сообщи, у меня есть эскизная модель, и ещё что-то подобное. Можно в скромный почти-проект превратить.
Можно попробовать что-нибудь очень навороченное, но маленькое сделать, может быть интересно.
Можно что-нибудь навороченное в виде эскиза.
Я пока определяюсь…
И не спорь, Миша!
Просто, перевернуться, как я когда-то на Марлине, не приведи господь.
Да.
Скорости другие, во-первых, и во-вторых, управлять скоростными лодками нужно осторожно, прогнозировать возможные проблемы: в крене начинает работать днище как плоская пластина=>неустойчивость=>рикошетирование :(
Эксплуатация река волга в основном русле, не водохранилище.
Задача лодки, заброска 2чел. на остров, рыбалка недалеко от берега и в протоках. Маневренная (движение по протокам) и безопасная, живучесть на волне 0,5-0,7м
Где-то 3175*1590мм — в этих размерах.
Лодка должна быть легкой, с минимальным интерьером.
Возможно и за счет бюджетных сендвичей и съемных элементов.
Технологию вижу комбинированную фанера, пенопласт, пластик.
Где блоки плавучести являются элементами конструкции.
Может и жесткий пенонаполненный привальник, аля риб! )
Мотор 5-10 (9.8) сил., 15 коней край.
Возможность перевозки на багажнике автомобиля.
Килеватость не пугает, от слова совсем, даже наоборот.
Но джон бот как вариант тоже рассматривается.
Как болотоход и как основа для аэросанок.
Мой опыт хождения на лодка такого размера есть:
Ёрш, Гарвей, Скиф и др. Хотелось бы конечно попробовать бесёнка, все версии, но это пока невыполнимо.
Фмзкультурник очень понравился, но это уже старший брат!!! )))
Чуть длиннее — volnanavolge.ru/blog/1330.html
Но, похоже, что лучше именно такую и делать. Любой килеватый корпус уже будет похуже на круг — или ниже остойчивость, или всхожесть на волну, или ходовые качества, или стартовые характеристики. Управляемость немного подгоним — микро-кильки, вернее — гребни в районе редана, должны эффективно противостоять сносу в циркуляциях.
Можно привальник добавить из баллона или жёстковспененный, будет уместно вполне.
ПЛМ — 8...10л.с…
Специально не взвешивал, нечем, а вот по ощущениям тяжелее чем 4метровый. Понимаю, что банки и рыбины надо было делать съемные. Поднимал целиком за борт в районе уключит, на плечо и погнал…
Влад, из фанеры легче лодку не сделать, если хочется более-менее жёсткую конструкцию получить.
По длине: 250...350мм погоду не сделают.
Если делать из бутерброда, то основа — в технологической дисциплине, т.е. нужно вакуумировать и греть ламинат! Соответственно, проблемы с заполнителем будут, т.к. пенопласт теплоизоляционный поплывёт :(
Следовательно, фанера ;) остаётся. Тут сошлифовывать 4мм листы обшивки днища до 2мм в носу, использовать или тонкую, или фрезеровать ячейки в 4мм на остальной, бутерброд на транец из фанеры.
А зашивки и настилы только замыкают конструкцию, т.е. без них будет нежёсткая схема, которую придётся усиливать. Т.е. выигрыша по массе не будет.
Ничего греть не планировал, только обеспечить герметичность и локальную прочность. Практика показала, что экструдик пенопласт оклеенный стеклотканью очень прочный.
Выкладываю доказательства.
Это НИВА после контакта с пенопластовыми рожгами моего миниката… ))) Как-то так.
Есть еще примеры контакта ката пенопластовым бортом со стальными яхтами, было дело. У меня осталась краска с их бортов и небольшая вмятинка.
А как прикольно визжат владельцы дорогих алюминиевых лодок, когда к ним без кранцев швартуешься… )))
Ждём-с! Права не забудь…
Но писал в теме про ходовые Б-2, что обводы ну очень понравились, а сделать по ним истинный картоп — будет возможно и будет хорошо. Т.е. для перевозки на багажнике не делать большую по площади деку, не ставить помпезную консоль с набором приборов, румпельный ПЛМ без стартёра и, само собой, без АКБ. Корпус свободно можно уложить в 50...55 кгс.