Самодельное ДУ поворотом подвесного мотора. Часть V. Ходовые испытания.

То, о чём долго говорилось и писалось, произошло: лодка увидела воду 06.09.2017, в час пополудни.





Приклеен скотчем приборный щиток (почему скотчем — чуть ниже), со стартера пуск и минутный прогрев умного двигателя (сам сбросил обороты по достижении нужной ему температуры)… Можно выходить на простор озёрной волны.



Вышел из канала в двухметровой стене камыша, повернул влево, носом на ветер. Да уж… Волна где-то под 0.4...0,5 метра. Жму на газ, лодка просто выпрыгивает на редан. Но!
Но!
Начинается раскачка с борта на борт. Нехорошая такая, прогрессирующая. Лодка прикладывается к встречной воне скулами поочерёдно. Кильнуться — раз плюнуть.
Всё, как на первом Бесёнке. Автоколебания корпуса относительно продольной оси, связанные с системой: раскачка тяжёлого мотора, руки с баранкой стараются оставаться горизонтальными, а корпус как бы сам быстро-быстро вращается с боку на бок, практически живёт своей отдельной жизнью.
Сбросил газ, с хорошим чувством уверенности в лодке развернулся (мореходность, высота борта), и обратно в тихий коридор из камыша. Прошёл к мотору и задемпфировал его рычажком, регулирующим момент поворота ПЛМ на баллере.
Вышел ещё разок на простор, прокатился по волне и против неё, без фанатизма, ещё набрался впечатлений на скоростях до 30...35 км/ч. И хорош для первого раза, да ещё с такой волной!
Волна, кстати, с барашками и крутая. На Бесёнке и на Сармате в такую погоду я взял себе за правило без особой нужды не выходить. Но на завтра и ещё почти неделю обещают дожди. Фронт приближается, из-за чего и порывистый ветер…

Теперь вернусь к выше отмеченным нюансам.

Можно сказать, в последний момент изменил высоту установки штурвала. Закрепил кресло, уселся, понажимал, покрутил, подёргал — все органы управления удобны, доступны, а баранка показалась низковатой. Поднял её со всеми потрохами миллиметров на шестьдесят, стало очень удобно. Зато щиток приборов — не пришей кобыле хвост. Но пришил скотчем. Чисто на первый выход. Ведь на нём кнопка стартёра, глазок давления масла, тахометр и радар-детектор с GPS-спидометром.

По автоколебаниям. Если кто помнит по старым публикациям в КиЯ, на Бесёнке от РДУ с горизонтальной осью штурвала пришлось уйти на схему с почти вертикальной осью и, соответственно, с горизонтальной баранкой «по-автобусному», между ног. Чем и была побеждена эта раскачка. А то ведь приходилось фиксировать штурвал, сильно упираясь локтем в комингс.
Ещё можно было бы существенно увеличить передаточное число РДУ. Но это не мой путь. Хочется именно чувствительного, резкого, но безопасного руления. Пока вижу выход в установке «демпфера крутильных колебаний» мотора относительно вертикальной оси (баллера). Демпфироваие затяжкой регулятора — нестабильно и вообще неправильно, нужен гидроамортизатор. Я так думаю copyright.

Автопоезд после первого выхода на воду:







По сравнению с уже привычной буксировкой Сармата тащить эту лодку гораздо приятнее, ибо минус 100...120 кг массы — нехилое облегчение.

К сожалению, видео пригодного качества не получилось. Но всё впереди!

Состоялся второй выход на воду, опять без видео… Оператор был на каторге (картошка, заготовки).
После первого выхода был установлен новый ролик в РДУ, с меньшим радиусом перекатывания этой квази-шестерни по квази-рейке зубчатой.

Вот так аккуратненько поехал:







Выход на редан за пару-тройку секунд:





Но раскачка осталась, хоть и меньшей амплитуды, чем в первый выход. Замечу, что к лодке я постепенно приспосабливался больше и больше. Удалось разогнать её до 52-53 км/ч по GPS.
Обнаружилось, что они, эти автоколебания, начинаются на гладкой воде при резком открытии дросселя и при резком же сбросе газа. При этом баранка была жёстко, насколько это возможно руками в кокпите, с упором локтями, зафиксирована.
Мысленные и натурные эксперименты привели к осознанию основных причин этого:
— масса мотора 50 кг сосредоточена на плече около 0,17 м от оси баллера и свободно болтается в горизонтальной плоскости в пределах упругих деформаций системы РДУ, включая подвеску мотора на резино-металлических опорах. Эта система легко выводится из равновесного состояния случайными воздействиями типа резкого изменения крутящего момента на гребном валу (импульс кренящего момента!) или несимметричной по бортам встречи с волной;
— поперечная составляющая вектора тяги винта, возникающая при колебаниях мотора (см. предыдущий пункт) имеет знакопеременный, синфазный характер относительно корпуса и также раскачивает лодку.
Отсюда следуют рекомендации (мне) по борьбе с автоколебаниями:
1. Задемпфировать массу мотора установкой горизонтального амортизатора.
2. Поднять жёсткость кинематики РДУ, кардинально увеличив его передаточное число.
И держим в голове ещё способ (BOBKA напомнил, спасибо) — укорочение внутренних реданов со стороны транца.

Сын также порулил, он дошёл до скорости 46,7 км/ч:





Ну что ещё?.. Неожиданно заработал тахометр, правда, считает от 3000 об/мин и до 6000.

Продолжение следует.

38 комментариев

avatar
Поздравления с обновкой!

Поперечная раскачка имеет несколько иную природу. В данном случае гадать не хочу, подождём видеоролика, тогда смогу сделать более обоснованные предположения.

Тем не менее, основные причины раскачки — или слишком малая ширина глиссирования, или несимметричность продольных реданов или обшивки днища. Профиль прилегающего к скуле участка борта, ниже грани/слома, тоже может участвовать, но тут нужно смотреть видео со стороны.
avatar
Спасибо, Миша!

По раскачке.
Если руль жёстко фиксировать, то раскачки не происходит. Следовательно, геометрия корпуса здесь непричём. Во «втором выходе из камышей» это проверено. То же было и с Бесёнком, хотя на нём было чуть менее чувствительное РДУ в варианте с горизонтальной осью баранки/штурвала.
Скажу более: одна из причин — ЦТ мотора не лежит на оси баллера, а мотается на солидном плече.
Эта инерционная составляющая (она же часть колебательной системы) складывается с действием горизонтального вектора тяги винта, заставляющего корпус крениться в сторону поворота. Хотя первоначальный импульс идёт от несимметричного гидродинамического воздействия на глиссирующие площадки корпуса по бортам, но не от «кривости» корпуса с реданами, а от случайного/хаотичного характера встречи корпуса с «кривыми» кочками/волнами.
Убрать упомянутое плечо (не говоря уж о массе мотора) конструктивно невозможно, поэтому вижу два пути: демпфер на поводок ПЛМ и кардинальное загрубление РДУ (уменьшение радиуса шестерни в узле квази-зацепления «шестерня-рейка»). Сначала пойду по первому пути.
Третий путь — изменение положения оси штурвала, например, велосипедная схема как на гидроциклах — неприемлем по стилистическим соображениям.
avatar
Завтра (уже сегодня!) проеду в байкерский магазин: по слухам, на байках иногда ставят демпферы на руль…
С перла… перламутровыми пуговицами. Будем искать! copyright
avatar
Есть такие демпферы. Но более-менее приличные стоют изрядных денег. Дешёвые — ерунда, там неважное сочетание низко- и высокоскоростных характеристик демпфирования, и настройки очень уж примитивные :(

Можно начинать смотреть с чего-то уровня Bitubo среднеценового. Но до Ohlins оно не дотягивает, натурально.

Потому есть смысл посмотреть на вторичном рынке, полазить по барахолкам форумов мотоциклистов, в общем. С разборки можно кое-что найти, на и-бай том же… но тут стрёмно, могут каку прислать.
avatar
Уточнение: раскачка начинается по выходу на внутренние реданы. На первые от киля или вторые — сказать зарудняюсь.
avatar
Уточнение: раскачка начинается по выходу на внутренние реданы. На первые от киля или вторые — сказать зарудняюсь.

Похоже, что стоит немного уменьшить угол откидки ПЛМ от транца, и найти оптимальную центровку.

Если не поможет, то придётся врезать к продольные реданы уголок, схему расположения по длине я сделаю… и ещё одно средство есть — что-то вроде системы из очень коротких и низких (буквально по 7,5...12,5мм) поперечных реданов между скулой и внешним продольным реданом, и такой же системы по борту у скулы. Но это только после экспериментов с углом откидки и центровкой.
avatar
Игры с углом откидки ПЛМ от транца — ждать нормальных условий, хотя бы волнишка без пенных гребешков и желательно без дождя.
Найти оптимальную центровку… Пока на центровку у меня нареканий нет, всё очень похоже на оптимум, по крайней мере — для одного. Выскакивала на редан без носового дифферента.
Про остальные мероприятия — надо хорошо покататься, понять что есть сейчас, с квалифицированными наблюдателями. А тогда уж строить выводы и планы.

В целом, ещё раз спасибо, Миша! Обводы днища обговорены с тобой, они мне нравятся, чувствуется твоё «конструкторское сопровождение».
avatar
В любом случае — для начала стоит проверить на поперечную раскачку с уменьшенным углом откидки и только потом предпринимать какие-либо иные действия. Это совсем не трудно ;)
avatar
Вот волжская полметровая… ))))
avatar
Ох уж эти водоизмещатели :(

В таком типоразмере можно было выполнить носовые образования поострее, скажем так.

P.S. Нелепо выглядит висящий буквально над самой водою ПЛМ — неужели нельзя было сделать транец под XL?!
avatar
Красивый катерок, но мотор действительно низковато.
avatar
Олег, ты же знаешь, у нас на Усе базируются лодки этой верфи, называются они Аскольд38. Там установлены стац. двигатели вольвопента, но и ценник уже за 4млн. ))))
avatar
Есть там пара лодочек .
На одной я и погрести успел :)
avatar
д.Жень лодка классная получилась thumbsup, ждём видео!
avatar
Спасибо, Олег!

Надеюсь, на выходные что-то записать получится.
avatar
Отлично, ждём!
avatar
Дядь Жень, поздравляю!
Непередаваемый кайф испытывать свежепостроенную лодку blush
По раскачке согласен с Михаилом: Тем не менее, основные причины раскачки — или слишком малая ширина глиссирования, или несимметричность продольных реданов или обшивки днища.
«Марлина» в начале тоже швыряло на скоростях 65+
До 65 всё нормально было а потом точно так же с увеличивающейся амплитудой.
«Обрезание» внутренней пары реданов у транца спасло ситуацию.
Потом захотелось скорости и на продольных реданах появились уголки volnanavolge.ru/blog/346.html
Опять появилась раскачка rage
Срезал уголки с внутренней пары реданов — вот, вот то, что надо и скорость и стабильность.
Бесёнок-2 лодка для фана, то есть получения удовольствия от вождения а не для получения максимальных скоростей, поэтому я рекомендовал бы подрезать внутреннюю (ближнюю к килю) пару реданов, отчекрыжить чтоб до транца не доходили.
  • BOBKA
  • +2
avatar
Привет, кудапропащий!
Я рекомендую провести испытания по тихов воде, а не по поллитровой.
Прикататься, но 20ка для такой маленькой лодки это перебор…
Я на скифе 3,5 под ямой3 сначала боялся полный дать, когда вдвоем, чувствовался любой пук, ходили без лишних движений…
А на катамаране можно кофе пить и рулить одной рукой!.. ))))
avatar
Влад, вот мне и кажется, что при таком размере, две пары реданов это излишество.
В лодке для удовольствия скорость — второстепенное, главное как она рулится, безопасно должно быть как на атракционе «Автодром» из советского прошлого, хоть со всей дури руль крути а ничего страшного не произойдёт, вот, что на мой згляд главное в «фановой» микромотолодке. Этакая «лодка для прохождения „Змейки на фесте“, чтоб шла „как по рельсам“. По центровке тоже вопрос, на мой взгляд, она слишком носовая, возможно ещё и в этом причина „валёжки“, лодочка „на пяточке“ должна идти, чтоб вершина треугольника смоченной поверхности была потупее, чтоб отношение длинны смоченной поверхностис к ширине смоченной поверхности у транца было поменьше, тогда и поустойчивее будет ;)
avatar
Да Вов, согласен, про центровку так же считаю, но тут совокупность факторов, тяжелый мотор без трима, его навеска и откидка, выход на глиссирование с винтом бОльшего шага, хотя не факт, что д.Женя будет заморачиваться и не примкнет к секте незаморачивающихся…
avatar
Ах ты…
avatar
Спасибо за поздравление, Володя!
avatar
Привет, ответственнейший из админов!
Привет, всамомделепропавший ВОВКА!
Второй выход состоялся.
Подробности — в продолжении темы.
Добро пожаловать!
avatar
Класс! :)
avatar
Ролик на штурвале уже поменял на таковой с уменьшенным радиусом качения.
Второй выход на воду показал, что этого недостаточно для снятия раскачки.
Не нашёл в городе и на Авито-Волгоград демпферов руля байка…

Поэтому укорачиваю внутренние реданы, на полметра от транца. Погода стоит хорошая, так что…
Тем более, что «коллега БАР» по Кают-Компании журнала КиЯ прислал мне свой отзыв на данную тему нашего форума:

«Почитал о проблемах и что рекомендовали коллеги для их исправления. Они практически все варианты рассмотрели. Мне понравилась идея с небольшими коротким реданами в корме.
Думаю, у Вас все получится.
Удачи!»
avatar
Мне поискать демферы у нас?
ПРавда я не знаю сколько они могут стоить и какие проблемы могут быть с покупкой Б/У…
avatar
Влад, если не сильно затруднит, то поищи б/у. Спишемся.
avatar
Дядь Жень, зови Бара сюда ;)
Самостройцы всiх краин в одну кучу гоп! :D
  • BOBKA
  • 0
avatar
Попробую, но сомнительно, что ленинградский профессор, 68-ми лет, и т.д.
Хотя…
avatar
Короче, Скихасофский… copyright
Укоротил реданы, ближние к килю, на полметра. И зачистил, и закрасил.
Сушу.
avatar
Поторопился!?
avatar
Давно было, но как вчера: на Бесёнка я поставил транцевые плиты ~250 мм по длине, а это аналогично недоведению до транца внутренних реданов. После чего многие нюансы в ходовых качествах улучшились. Так что, торопливость нужна в других случаях.
avatar
Я пилить точно не буду. Пока я не достиг тех скоростей, когда бортовая раскачка запредельна.
avatar
Саня, ежели не качает, то и пилить не за чем wink
avatar
Нужно найти придел и остановится в дальнейшем разгоне.)))
avatar
Во ты сейчас крамолу сказал, еретик, эдак мы тебя от церкви любителей скорости отлучим grinning
avatar
Вов, есть большая вероятность потерять еще одного верующего в скорость… ))))
avatar
С нетерпением ждём ходовых ;)
  • BOBKA
  • 0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.