Самодельное ДУ поворотом подвесного мотора. Часть V. Ходовые испытания.
То, о чём долго говорилось и писалось, произошло: лодка увидела воду 06.09.2017, в час пополудни.


Приклеен скотчем приборный щиток (почему скотчем — чуть ниже), со стартера пуск и минутный прогрев умного двигателя (сам сбросил обороты по достижении нужной ему температуры)… Можно выходить на простор озёрной волны.

Вышел из канала в двухметровой стене камыша, повернул влево, носом на ветер. Да уж… Волна где-то под 0.4...0,5 метра. Жму на газ, лодка просто выпрыгивает на редан. Но!
Но!
Начинается раскачка с борта на борт. Нехорошая такая, прогрессирующая. Лодка прикладывается к встречной воне скулами поочерёдно. Кильнуться — раз плюнуть.
Всё, как на первом Бесёнке. Автоколебания корпуса относительно продольной оси, связанные с системой: раскачка тяжёлого мотора, руки с баранкой стараются оставаться горизонтальными, а корпус как бы сам быстро-быстро вращается с боку на бок, практически живёт своей отдельной жизнью.
Сбросил газ, с хорошим чувством уверенности в лодке развернулся (мореходность, высота борта), и обратно в тихий коридор из камыша. Прошёл к мотору и задемпфировал его рычажком, регулирующим момент поворота ПЛМ на баллере.
Вышел ещё разок на простор, прокатился по волне и против неё, без фанатизма, ещё набрался впечатлений на скоростях до 30...35 км/ч. И хорош для первого раза, да ещё с такой волной!
Волна, кстати, с барашками и крутая. На Бесёнке и на Сармате в такую погоду я взял себе за правило без особой нужды не выходить. Но на завтра и ещё почти неделю обещают дожди. Фронт приближается, из-за чего и порывистый ветер…
Теперь вернусь к выше отмеченным нюансам.
Можно сказать, в последний момент изменил высоту установки штурвала. Закрепил кресло, уселся, понажимал, покрутил, подёргал — все органы управления удобны, доступны, а баранка показалась низковатой. Поднял её со всеми потрохами миллиметров на шестьдесят, стало очень удобно. Зато щиток приборов — не пришей кобыле хвост. Но пришил скотчем. Чисто на первый выход. Ведь на нём кнопка стартёра, глазок давления масла, тахометр и радар-детектор с GPS-спидометром.
По автоколебаниям. Если кто помнит по старым публикациям в КиЯ, на Бесёнке от РДУ с горизонтальной осью штурвала пришлось уйти на схему с почти вертикальной осью и, соответственно, с горизонтальной баранкой «по-автобусному», между ног. Чем и была побеждена эта раскачка. А то ведь приходилось фиксировать штурвал, сильно упираясь локтем в комингс.
Ещё можно было бы существенно увеличить передаточное число РДУ. Но это не мой путь. Хочется именно чувствительного, резкого, но безопасного руления. Пока вижу выход в установке «демпфера крутильных колебаний» мотора относительно вертикальной оси (баллера). Демпфироваие затяжкой регулятора — нестабильно и вообще неправильно, нужен гидроамортизатор. Я так думаю
.
Автопоезд после первого выхода на воду:



По сравнению с уже привычной буксировкой Сармата тащить эту лодку гораздо приятнее, ибо минус 100...120 кг массы — нехилое облегчение.
К сожалению, видео пригодного качества не получилось. Но всё впереди!
Состоялся второй выход на воду, опять без видео… Оператор был на каторге (картошка, заготовки).
После первого выхода был установлен новый ролик в РДУ, с меньшим радиусом перекатывания этой квази-шестерни по квази-рейке зубчатой.
Вот так аккуратненько поехал:



Выход на редан за пару-тройку секунд:


Но раскачка осталась, хоть и меньшей амплитуды, чем в первый выход. Замечу, что к лодке я постепенно приспосабливался больше и больше. Удалось разогнать её до 52-53 км/ч по GPS.
Обнаружилось, что они, эти автоколебания, начинаются на гладкой воде при резком открытии дросселя и при резком же сбросе газа. При этом баранка была жёстко, насколько это возможно руками в кокпите, с упором локтями, зафиксирована.
Мысленные и натурные эксперименты привели к осознанию основных причин этого:
— масса мотора 50 кг сосредоточена на плече около 0,17 м от оси баллера и свободно болтается в горизонтальной плоскости в пределах упругих деформаций системы РДУ, включая подвеску мотора на резино-металлических опорах. Эта система легко выводится из равновесного состояния случайными воздействиями типа резкого изменения крутящего момента на гребном валу (импульс кренящего момента!) или несимметричной по бортам встречи с волной;
— поперечная составляющая вектора тяги винта, возникающая при колебаниях мотора (см. предыдущий пункт) имеет знакопеременный, синфазный характер относительно корпуса и также раскачивает лодку.
Отсюда следуют рекомендации (мне) по борьбе с автоколебаниями:
1. Задемпфировать массу мотора установкой горизонтального амортизатора.
2. Поднять жёсткость кинематики РДУ, кардинально увеличив его передаточное число.
И держим в голове ещё способ (BOBKA напомнил, спасибо) — укорочение внутренних реданов со стороны транца.
Сын также порулил, он дошёл до скорости 46,7 км/ч:


Ну что ещё?.. Неожиданно заработал тахометр, правда, считает от 3000 об/мин и до 6000.
Продолжение следует.


Приклеен скотчем приборный щиток (почему скотчем — чуть ниже), со стартера пуск и минутный прогрев умного двигателя (сам сбросил обороты по достижении нужной ему температуры)… Можно выходить на простор озёрной волны.

Вышел из канала в двухметровой стене камыша, повернул влево, носом на ветер. Да уж… Волна где-то под 0.4...0,5 метра. Жму на газ, лодка просто выпрыгивает на редан. Но!
Но!
Начинается раскачка с борта на борт. Нехорошая такая, прогрессирующая. Лодка прикладывается к встречной воне скулами поочерёдно. Кильнуться — раз плюнуть.
Всё, как на первом Бесёнке. Автоколебания корпуса относительно продольной оси, связанные с системой: раскачка тяжёлого мотора, руки с баранкой стараются оставаться горизонтальными, а корпус как бы сам быстро-быстро вращается с боку на бок, практически живёт своей отдельной жизнью.
Сбросил газ, с хорошим чувством уверенности в лодке развернулся (мореходность, высота борта), и обратно в тихий коридор из камыша. Прошёл к мотору и задемпфировал его рычажком, регулирующим момент поворота ПЛМ на баллере.
Вышел ещё разок на простор, прокатился по волне и против неё, без фанатизма, ещё набрался впечатлений на скоростях до 30...35 км/ч. И хорош для первого раза, да ещё с такой волной!
Волна, кстати, с барашками и крутая. На Бесёнке и на Сармате в такую погоду я взял себе за правило без особой нужды не выходить. Но на завтра и ещё почти неделю обещают дожди. Фронт приближается, из-за чего и порывистый ветер…
Теперь вернусь к выше отмеченным нюансам.
Можно сказать, в последний момент изменил высоту установки штурвала. Закрепил кресло, уселся, понажимал, покрутил, подёргал — все органы управления удобны, доступны, а баранка показалась низковатой. Поднял её со всеми потрохами миллиметров на шестьдесят, стало очень удобно. Зато щиток приборов — не пришей кобыле хвост. Но пришил скотчем. Чисто на первый выход. Ведь на нём кнопка стартёра, глазок давления масла, тахометр и радар-детектор с GPS-спидометром.
По автоколебаниям. Если кто помнит по старым публикациям в КиЯ, на Бесёнке от РДУ с горизонтальной осью штурвала пришлось уйти на схему с почти вертикальной осью и, соответственно, с горизонтальной баранкой «по-автобусному», между ног. Чем и была побеждена эта раскачка. А то ведь приходилось фиксировать штурвал, сильно упираясь локтем в комингс.
Ещё можно было бы существенно увеличить передаточное число РДУ. Но это не мой путь. Хочется именно чувствительного, резкого, но безопасного руления. Пока вижу выход в установке «демпфера крутильных колебаний» мотора относительно вертикальной оси (баллера). Демпфироваие затяжкой регулятора — нестабильно и вообще неправильно, нужен гидроамортизатор. Я так думаю

Автопоезд после первого выхода на воду:



По сравнению с уже привычной буксировкой Сармата тащить эту лодку гораздо приятнее, ибо минус 100...120 кг массы — нехилое облегчение.
К сожалению, видео пригодного качества не получилось. Но всё впереди!
Состоялся второй выход на воду, опять без видео… Оператор был на каторге (картошка, заготовки).
После первого выхода был установлен новый ролик в РДУ, с меньшим радиусом перекатывания этой квази-шестерни по квази-рейке зубчатой.
Вот так аккуратненько поехал:



Выход на редан за пару-тройку секунд:


Но раскачка осталась, хоть и меньшей амплитуды, чем в первый выход. Замечу, что к лодке я постепенно приспосабливался больше и больше. Удалось разогнать её до 52-53 км/ч по GPS.
Обнаружилось, что они, эти автоколебания, начинаются на гладкой воде при резком открытии дросселя и при резком же сбросе газа. При этом баранка была жёстко, насколько это возможно руками в кокпите, с упором локтями, зафиксирована.
Мысленные и натурные эксперименты привели к осознанию основных причин этого:
— масса мотора 50 кг сосредоточена на плече около 0,17 м от оси баллера и свободно болтается в горизонтальной плоскости в пределах упругих деформаций системы РДУ, включая подвеску мотора на резино-металлических опорах. Эта система легко выводится из равновесного состояния случайными воздействиями типа резкого изменения крутящего момента на гребном валу (импульс кренящего момента!) или несимметричной по бортам встречи с волной;
— поперечная составляющая вектора тяги винта, возникающая при колебаниях мотора (см. предыдущий пункт) имеет знакопеременный, синфазный характер относительно корпуса и также раскачивает лодку.
Отсюда следуют рекомендации (мне) по борьбе с автоколебаниями:
1. Задемпфировать массу мотора установкой горизонтального амортизатора.
2. Поднять жёсткость кинематики РДУ, кардинально увеличив его передаточное число.
И держим в голове ещё способ (BOBKA напомнил, спасибо) — укорочение внутренних реданов со стороны транца.
Сын также порулил, он дошёл до скорости 46,7 км/ч:


Ну что ещё?.. Неожиданно заработал тахометр, правда, считает от 3000 об/мин и до 6000.
Продолжение следует.
34 комментария
Поперечная раскачка имеет несколько иную природу. В данном случае гадать не хочу, подождём видеоролика, тогда смогу сделать более обоснованные предположения.
Тем не менее, основные причины раскачки — или слишком малая ширина глиссирования, или несимметричность продольных реданов или обшивки днища. Профиль прилегающего к скуле участка борта, ниже грани/слома, тоже может участвовать, но тут нужно смотреть видео со стороны.
По раскачке.
Если руль жёстко фиксировать, то раскачки не происходит. Следовательно, геометрия корпуса здесь непричём. Во «втором выходе из камышей» это проверено. То же было и с Бесёнком, хотя на нём было чуть менее чувствительное РДУ в варианте с горизонтальной осью баранки/штурвала.
Скажу более: одна из причин — ЦТ мотора не лежит на оси баллера, а мотается на солидном плече.
Эта инерционная составляющая (она же часть колебательной системы) складывается с действием горизонтального вектора тяги винта, заставляющего корпус крениться в сторону поворота. Хотя первоначальный импульс идёт от несимметричного гидродинамического воздействия на глиссирующие площадки корпуса по бортам, но не от «кривости» корпуса с реданами, а от случайного/хаотичного характера встречи корпуса с «кривыми» кочками/волнами.
Убрать упомянутое плечо (не говоря уж о массе мотора) конструктивно невозможно, поэтому вижу два пути: демпфер на поводок ПЛМ и кардинальное загрубление РДУ (уменьшение радиуса шестерни в узле квази-зацепления «шестерня-рейка»). Сначала пойду по первому пути.
Третий путь — изменение положения оси штурвала, например, велосипедная схема как на гидроциклах — неприемлем по стилистическим соображениям.
С перла… перламутровыми пуговицами. Будем искать!
Можно начинать смотреть с чего-то уровня Bitubo среднеценового. Но до Ohlins оно не дотягивает, натурально.
Потому есть смысл посмотреть на вторичном рынке, полазить по барахолкам форумов мотоциклистов, в общем. С разборки можно кое-что найти, на и-бай том же… но тут стрёмно, могут каку прислать.
Похоже, что стоит немного уменьшить угол откидки ПЛМ от транца, и найти оптимальную центровку.
Если не поможет, то придётся врезать к продольные реданы уголок, схему расположения по длине я сделаю… и ещё одно средство есть — что-то вроде системы из очень коротких и низких (буквально по 7,5...12,5мм) поперечных реданов между скулой и внешним продольным реданом, и такой же системы по борту у скулы. Но это только после экспериментов с углом откидки и центровкой.
Найти оптимальную центровку… Пока на центровку у меня нареканий нет, всё очень похоже на оптимум, по крайней мере — для одного. Выскакивала на редан без носового дифферента.
Про остальные мероприятия — надо хорошо покататься, понять что есть сейчас, с квалифицированными наблюдателями. А тогда уж строить выводы и планы.
В целом, ещё раз спасибо, Миша! Обводы днища обговорены с тобой, они мне нравятся, чувствуется твоё «конструкторское сопровождение».
В таком типоразмере можно было выполнить носовые образования поострее, скажем так.
P.S. Нелепо выглядит висящий буквально над самой водою ПЛМ — неужели нельзя было сделать транец под XL?!
Надеюсь, на выходные что-то записать получится.
Непередаваемый кайф испытывать свежепостроенную лодку
По раскачке согласен с Михаилом: Тем не менее, основные причины раскачки — или слишком малая ширина глиссирования, или несимметричность продольных реданов или обшивки днища.
«Марлина» в начале тоже швыряло на скоростях 65+
До 65 всё нормально было а потом точно так же с увеличивающейся амплитудой.
«Обрезание» внутренней пары реданов у транца спасло ситуацию.
Потом захотелось скорости и на продольных реданах появились уголки volnanavolge.ru/blog/346.html
Опять появилась раскачка
Срезал уголки с внутренней пары реданов — вот, вот то, что надо и скорость и стабильность.
Бесёнок-2 лодка для фана, то есть получения удовольствия от вождения а не для получения максимальных скоростей, поэтому я рекомендовал бы подрезать внутреннюю (ближнюю к килю) пару реданов, отчекрыжить чтоб до транца не доходили.
Я рекомендую провести испытания по тихов воде, а не по поллитровой.
Прикататься, но 20ка для такой маленькой лодки это перебор…
Я на скифе 3,5 под ямой3 сначала боялся полный дать, когда вдвоем, чувствовался любой пук, ходили без лишних движений…
А на катамаране можно кофе пить и рулить одной рукой!.. ))))
В лодке для удовольствия скорость — второстепенное, главное как она рулится, безопасно должно быть как на атракционе «Автодром» из советского прошлого, хоть со всей дури руль крути а ничего страшного не произойдёт, вот, что на мой згляд главное в «фановой» микромотолодке. Этакая «лодка для прохождения „Змейки на фесте“, чтоб шла „как по рельсам“. По центровке тоже вопрос, на мой взгляд, она слишком носовая, возможно ещё и в этом причина „валёжки“, лодочка „на пяточке“ должна идти, чтоб вершина треугольника смоченной поверхности была потупее, чтоб отношение длинны смоченной поверхностис к ширине смоченной поверхности у транца было поменьше, тогда и поустойчивее будет ;)
Привет, всамомделепропавший ВОВКА!
Второй выход состоялся.
Подробности — в продолжении темы.
Добро пожаловать!
Второй выход на воду показал, что этого недостаточно для снятия раскачки.
Не нашёл в городе и на Авито-Волгоград демпферов руля байка…
Поэтому укорачиваю внутренние реданы, на полметра от транца. Погода стоит хорошая, так что…
Тем более, что «коллега БАР» по Кают-Компании журнала КиЯ прислал мне свой отзыв на данную тему нашего форума:
«Почитал о проблемах и что рекомендовали коллеги для их исправления. Они практически все варианты рассмотрели. Мне понравилась идея с небольшими коротким реданами в корме.
Думаю, у Вас все получится.
Удачи!»
ПРавда я не знаю сколько они могут стоить и какие проблемы могут быть с покупкой Б/У…
Самостройцы всiх краин в одну кучу гоп! :D
Хотя…
Укоротил реданы, ближние к килю, на полметра. И зачистил, и закрасил.
Сушу.