Мотолодка "Сармат" - неглубокое V.
В школе, когда случались сочинения по литературе, я всегда выбирал тему не по произведениям изучаемых классиков, а «свободную». И здесь поступлю также, но чуть ближе, чем от Адама и Евы.
С 1966 по 2010 годы, не торопясь, как это позволяли работа и семейные заботы, построил пять лодочек:
– корпус швертбота «Мотылёк» из журнала «Моделист-конструктор» №6 за 1967 год, стр. 35...38, на воде с 1970-го по 1977. До шверта и паруса дело не дошло. Лодка эксплуатировалась с моторчиком «Прибой». Сгнила лет за восемь, была отвезена на свалку, откуда на следующий день забрана кем-то (Счастливого плавания, пацаны!). Снимки за давностью пока найти не удалось;
– картоп микромотолодка «Бесёнок», собственный проект по фотографии и описанию из журнала «Катера и яхты»; первый сброс на воду в 1977-м, сейчас хранится под навесом в целости и сохранности. Была тема в «Деревянном судостроении» форума КиЯ, товарищ строил, я консультировал; пара публикаций в КиЯ (№ 6 за 1987 год и позже);
Под Ветерком-8Э, за рулём мой пятилетний Лёша:
Под Приветом-22:
Под Хондой-20:
– тузик «Джек-шпрот» по эскизам оттуда же, из КиЯ («Лодка из семи деталей»), на воде с 1980-го(?) года. Лодка отвезена в яхт-клуб после появления обильной гнили по дереву и фанере из-за хранения под яблоней на даче в течение почти десяти лет, не знаю, чем закончила. С фото также туго, но пара снимков нашлась-таки:
– мотолодка «глубокое V» «Пакетбот-370» в стиле катера «Джет стар», по схеме обводов из КиЯ № 1 за 1969 год; первая вода 13.08.2006. Была публикация в КиЯ № 4 за 2010 год;
– гребная лодочка «Ирис» (жена, естественно, Ирина; липучая квадратная конфетка не причём) 3,5 на 1,37 метра по собственным обводам, в стиле швертботообразных супер-яхт открытого моря. Первые испытания 14.11.2009, периодически катаюсь на вёслах и под «Ямахой-3».
В начале 21-го века занимался я ремонтом оборудования нафтеперекачивающих станций – НПС; мотаться приходилось по Волгоградской и Ростовской областям, специализация в основном была по магистральным нефтяным насосам. И вот как-то, возвращаясь бригадой на «бычке», семиместном ЗИЛе, из командировки и проезжая мимо дачи родителей, угораздило меня прокатить мужиков на «Пакетботе» по Береславскому водохранилищу. Один… слесарь пристал как с ножом к горлу: – Продай!
Приехал потом домой ко мне… с братом. Вдвоём насели. Я им: – Да я сам ещё не накатался… – Ты себе ещё построишь.
Шестую.
В общем, продал лодку вместе с самодельным прицепом и «Ямахой-30» весной 2010-го, оформил договор купли-продажи и на вырученные деньги сразу купил прицеп и мотор Honda-BF20D3 c электрозапуском. Изредка вырывался на воду на старом «Бесёнке». Но с новым японовихрём!
Долгими осенними вечерами, сидя на НПС, в медвежьем углу на границе области, обдумывал, что бы этакого мне построить под новенькую Хонду и в габаритах прицепа/гаража/здравого смысла. Ну и родил вот такой эскиз:
Застолбил сам для себя и для лодки термин «неглубокое V»: угол внешней килеватости на транце 12º, длина 4,0…4,2 м, ширина по скуле на транце 1,35…1,4 м. Наметил не вывалиться за вес старых «казанок», уложившись в 120…140 кгс для корпуса без мотора.
Потом дома на миллиметровке (в прошлой-то жизни был на работе отличный немецкий кульман Reiss Ordinat II с доской два на метр с копейками, на котором прочерчивал все предыдущие лодки) отработал ТЧ в трёх проекциях и родил уже следующий эскиз:
Что-то захотелось некой стильности, седловатости линии бооорта, выпуклости трааанца, приятной эргонооомики, приемлемой для отдыха и рыбалки двух взрослых с двумя-тремя детишками. Ходовые качества – максимально возможные с моим «японо-вихрём» на любимых акваториях: на Волге, Дону выше Калача, на водохранилищах волго-донского канала им. Ленина…
Технология и материалы – классическая стапельная сборка килем вверх, шпангоуты из сосновых реек 40…50х20 мм с фанерными кницами δ=4 мм, килем и стрингерами из той же сосны. Обшивка, переборки – сосновая и берёзовая фанера марки ФСФ δ=6,5 мм, местами ФК δ=4 мм.
Летом 2011 года приступил к работе и до осени собрал транец, шпангоуты и переборки. В начале октября на прицеп закрепил поперечные брусья 100х100 мм, на них выставил в горизонт две фугованые продольные доски-сороковки шириной 150 мм – получился стапель, да ещё и мобильный. А доски с семидесятых долежали, они стапелем ещё для «Бесёнка» послужили…
Тогда же, примерно в километре от старого и – главное! – отапливаемого в ту пору гаража прикупил ещё один, холодный, чисто под лодочные дела, капитальный гараж 3,5 на 6 метров, где держал машину, пока в тёплом строил.
В октябре 2011 года выставил поперечный набор, врезал стрингера по скулам и бортам, ламинированый киль из четырёх реек 40х10 мм и к новому году даже обшил днище и борта. За зимние каникулы 2012-го перевернул корпус, разобрал стапель, установил палубу и рецесс. Честно, сам себе не поверил, что корпус собрался вчерне за каких-то три-четыре месяца. При этом я работал на работе, отсутствуя дома «с семи до шести» каждый день, да ещё неделя-через-неделю находясь в командировках. Но энтузиазм (или пёр от слова переть) был такой, что возвращаясь с работы и поужинав, нёсся в гараж и часа по два-три строгал-пилил-клеил. Выходные само собой, как штык, в эллинге. Жена, думая, что это моя лебединая песня в деле лодкостроения, не препятствовала… Наивная!
Ну и старший сын помогал по возможности.
Отец, сын с только что снятым со стапеля корпусом в руках и штаны, удачно дополняющие композицию.
Примерка мотора до установки стенок рецесса:
А здесь уже рецесс в сборе:
К весне работы были приостановлены, т.к. предстояла оклейка корпуса, а температура даже в отапливаемом гараже едва ли превышала 10ºС. Машина и прицеп с лодкой поменялись местами до мая. А там – неизбежные работы «во саду ли в огороде» на дачном участке почти до конца мая.
С начала лета вклеил в корпус сплошной пайол, по контуру точно повторяющий проекцию продольных реданов, с двумя вентиляционными окнами. Получилась герметичная ванночка от переборки 5а до переборки 2а в длину и «от борта до борта» в ширину, покрашенная позднее нескользящей краской «интернэйшнл». Потом, невзирая на сорокоградусную жару с конца июня по конец августа, клеил-оклеивал-шлифовал-шпаклевал-шлифовал-красил-монтировал-подгонял… Большую часть механики, конечно, собрал-подогнал зимой, до дачных забот.
Кстати, до вклейки пайола корпус вдвоём с Сашей переносили и кантовали. Наверное, масса была около 80 кг.
На воду в первый раз спущен «Сармат» в середине сентября 2012 года. И понеслось…
Теперь о технологической концепции лодки.
Установлена герметичная переборка 5а. Из отсека в нос от неё есть лишь выход троса РУ и проводов – в сторону консоли управления по правому борту, а в корму от переборки 5А выходит только рулевая тяга к мотору и, через герметичный штеккерный разъём, электрический жгут к ПМ; ещё на передней стенке рецесса выполнен клеммник проводов "+" и "–" на стартёр. Как писал ранее, сверху справа и слева от рецесса (где по эскизу как бы тиковое покрытие) – герметичные лючки на нержавеющих саморезах для доступа к РУ и АКБ. Тяга РУ между боковой стенкой рецесса и поводком мотора изолирована многослойным мягким рукавом из ткани «болонья»
От переборки 5а и до переборки 2а вклеен сплошной пайол из ФСФ δ=9 мм, в котором сделаны вентиляционные окна, расположенные внутри тумб-опор кресел между шпангоутами 4 и 4а; проветривание пространства под пайолом выполняется после снятия фанерных опор обоих кресел, а все внутренние стенки пред вклейкой пайола были пропитаны смолой.
От полупереборки 2а и до переборки 1 – гермоотсек, сидя на котором удобно грести распашными вёслами. В нос от переборки 1 находится якорный ящик с люком на палубе (на баке).
Таким образом, вдоль лодки выполнена труба треугольного сечения, образованная листами днищевой обшивки и пайолом, обеспечивающая жёсткость всей лодки на изгиб и кручение. И это без стрингеров (кроме палубных и скуловых)!
Реданы и скуловые брызгоотбойники также из сосновых реек, дубовых не нашёл в тот момент.
Ещё маленько подумал-подумал… и установил невысокий поперечный редан, видимый на снимках. Но после обстоятельных консультаций с Михаилом, который у нас jeeet!
Палуба и корпус изнутри покрыты в два слоя яхтенным лаком, смолой местами, пайол «нескользяшкой», а борта и днище снаружи – эпоксидными красками БЭП (Санк-Петербург).
Что получилось в итоге?
Лодка, которая нравится мне, сыновьям и внукам. Пригодная для покатушек на указанных акваториях в нештормовую погоду, до белых барашков на гребнях волнишек, рыбалки экипажем до трёх взрослых, для скоростных пробегов (втроём под 40 км/ч, вдвоём 42..45, в одно лицо до 49…50-ти; нержавеющий стальной винт с шагом 11 дюймов), которую без больших усилий можно спускать на воду/подымать из воды в одиночку. Взвешивание на поверенном динамометре лодки в полной комплектации и со штатным заправленным бензобаком показало, что вес её составляет 215 кгс. Безусловно, если бы своевременно удалось добыть и применить (кроме днища!) фанеру той же марки, но толщиной 4,0…4,5 мм, уложились бы и в 180…200 кг полной массы без экипажа. Ну а дальше – моторчик мощностью 9,9 л.с., раздушенный до возможных 15-ти. Главное – найти правильный колпак и подобрать винт . И никакой регистрации!
Прицеп был дооборудован откидной роликовой опорой, помогающей спуску/подъёму лодки с погружением колёс в воду не более чем до их ступиц. Фонари прицепа остаются над водой, был бы берег относительно пологий.
Основные доводочные работы и последующие изменения лодки:
— уменьшена высота оснований сидений на 55 мм;
— подобраны оптимальные винты для разных вариантов нагрузки, положение мотора по углу откидки и высоте установки на транце;
— изготовлен деревянный «малошумный» трапик для спуска в воду из лодки;
— установлена штанга на прицепе для поддержки мотора лодки в транспортном положении;
— изготовлено приспособление для одновременной транспортировки на прицепе «Сармата» и гребной лодки «Ирис» в два этажа:
Результаты ходовых испытаний и доводки «Сармата» поэтапно, с разными гребными винтами и нагрузками, я публиковал на форуме КиЯ, в теме «Особенности эксплуатации самодельных мотолодок».
Откуда появилось наименование проекта и о многом другом расскажу тем, кто не читает форум КиЯ. Если будут вопросы.
Неожиданно для самого себя, продолжаю тему.
На недельку,со второго , с 16.08.2022, старший сын взял лодку Сармат
— и в компании ещё троих друзей, упитанных мужичков (от 90 до 100 кило каждый) отправился вниз по Волге, ~80 км от Сталинграда вот сюда, в «рыболовные» домики с охраняемой стоянкой и слипом:
— здесь красная точка на карте собственно база, а синяя — одно из мест заброски ныряльщика.
Там стоит(-яла) жаркая, до +37ºС, погода с переменными ветрами, от штиля до шторма. Вода комфортная, +22...24ºС. Акватория — протоки и основное русло Волги с песчаными берегами. Рейсы Сармата — от элементарных переправ до бросков по реке в пределах десяти км от базы; ловля с лодки и обеспечение подводной охоты (врач, профессор, «под 70», водномоторник на надувнушке с Хондой-2,3 л.с.).
К чему пишу это… Показались интересными впечатления участников описываемого мероприятия от Сармата.
Итак, в три мальчика лодка под японовихрём HONDA-BF20, нагрузка ~300 кгс — уверенный выход на редан со штатным винтом (шаг 10") и со скоростным стальным (шаг 11"), max скорость до 40...45 км/ч. В четыре мальчика, ~400 кгс, на редан вывести не удалось даже и со штатным винтом.
Из переписки с ребёнком:
— «Днём сегодня (17.08) в шторм ходили. Забрызгивало сильно. Отчерпал около ведра воды. Каждая волна — брызги в морду. Промокли насквозь. Очки выручают.»
— «Шторм во всех вариантах 1, 2, 3 чела.»
— "[20:39, 17.08.2022] Евгений: Высота волны?
[20:48, 17.08.2022] Саша: До метра."
— "[20:54, 17.08.2022] Евгений: Абалдеть! Страшно было или… весело?
[20:55, 17.08.2022] Саша: Страшно весело."
— "[21:00, 17.08.2022] Евгений: Можно считать лодку Сармат надёжным МС?
[21:14, 17.08.2022] Саша: Да".
— "[22:01, 17.08.2022] Евгений: Воооот!
[22:05, 17.08.2022] Саша: Народ в восхищении"
С 1966 по 2010 годы, не торопясь, как это позволяли работа и семейные заботы, построил пять лодочек:
– корпус швертбота «Мотылёк» из журнала «Моделист-конструктор» №6 за 1967 год, стр. 35...38, на воде с 1970-го по 1977. До шверта и паруса дело не дошло. Лодка эксплуатировалась с моторчиком «Прибой». Сгнила лет за восемь, была отвезена на свалку, откуда на следующий день забрана кем-то (Счастливого плавания, пацаны!). Снимки за давностью пока найти не удалось;
– картоп микромотолодка «Бесёнок», собственный проект по фотографии и описанию из журнала «Катера и яхты»; первый сброс на воду в 1977-м, сейчас хранится под навесом в целости и сохранности. Была тема в «Деревянном судостроении» форума КиЯ, товарищ строил, я консультировал; пара публикаций в КиЯ (№ 6 за 1987 год и позже);
Под Ветерком-8Э, за рулём мой пятилетний Лёша:
Под Приветом-22:
Под Хондой-20:
– тузик «Джек-шпрот» по эскизам оттуда же, из КиЯ («Лодка из семи деталей»), на воде с 1980-го(?) года. Лодка отвезена в яхт-клуб после появления обильной гнили по дереву и фанере из-за хранения под яблоней на даче в течение почти десяти лет, не знаю, чем закончила. С фото также туго, но пара снимков нашлась-таки:
– мотолодка «глубокое V» «Пакетбот-370» в стиле катера «Джет стар», по схеме обводов из КиЯ № 1 за 1969 год; первая вода 13.08.2006. Была публикация в КиЯ № 4 за 2010 год;
– гребная лодочка «Ирис» (жена, естественно, Ирина; липучая квадратная конфетка не причём) 3,5 на 1,37 метра по собственным обводам, в стиле швертботообразных супер-яхт открытого моря. Первые испытания 14.11.2009, периодически катаюсь на вёслах и под «Ямахой-3».
В начале 21-го века занимался я ремонтом оборудования нафтеперекачивающих станций – НПС; мотаться приходилось по Волгоградской и Ростовской областям, специализация в основном была по магистральным нефтяным насосам. И вот как-то, возвращаясь бригадой на «бычке», семиместном ЗИЛе, из командировки и проезжая мимо дачи родителей, угораздило меня прокатить мужиков на «Пакетботе» по Береславскому водохранилищу. Один… слесарь пристал как с ножом к горлу: – Продай!
Приехал потом домой ко мне… с братом. Вдвоём насели. Я им: – Да я сам ещё не накатался… – Ты себе ещё построишь.
Шестую.
В общем, продал лодку вместе с самодельным прицепом и «Ямахой-30» весной 2010-го, оформил договор купли-продажи и на вырученные деньги сразу купил прицеп и мотор Honda-BF20D3 c электрозапуском. Изредка вырывался на воду на старом «Бесёнке». Но с новым японовихрём!
Долгими осенними вечерами, сидя на НПС, в медвежьем углу на границе области, обдумывал, что бы этакого мне построить под новенькую Хонду и в габаритах прицепа/гаража/здравого смысла. Ну и родил вот такой эскиз:
Застолбил сам для себя и для лодки термин «неглубокое V»: угол внешней килеватости на транце 12º, длина 4,0…4,2 м, ширина по скуле на транце 1,35…1,4 м. Наметил не вывалиться за вес старых «казанок», уложившись в 120…140 кгс для корпуса без мотора.
Потом дома на миллиметровке (в прошлой-то жизни был на работе отличный немецкий кульман Reiss Ordinat II с доской два на метр с копейками, на котором прочерчивал все предыдущие лодки) отработал ТЧ в трёх проекциях и родил уже следующий эскиз:
Что-то захотелось некой стильности, седловатости линии бооорта, выпуклости трааанца, приятной эргонооомики, приемлемой для отдыха и рыбалки двух взрослых с двумя-тремя детишками. Ходовые качества – максимально возможные с моим «японо-вихрём» на любимых акваториях: на Волге, Дону выше Калача, на водохранилищах волго-донского канала им. Ленина…
Технология и материалы – классическая стапельная сборка килем вверх, шпангоуты из сосновых реек 40…50х20 мм с фанерными кницами δ=4 мм, килем и стрингерами из той же сосны. Обшивка, переборки – сосновая и берёзовая фанера марки ФСФ δ=6,5 мм, местами ФК δ=4 мм.
Летом 2011 года приступил к работе и до осени собрал транец, шпангоуты и переборки. В начале октября на прицеп закрепил поперечные брусья 100х100 мм, на них выставил в горизонт две фугованые продольные доски-сороковки шириной 150 мм – получился стапель, да ещё и мобильный. А доски с семидесятых долежали, они стапелем ещё для «Бесёнка» послужили…
Тогда же, примерно в километре от старого и – главное! – отапливаемого в ту пору гаража прикупил ещё один, холодный, чисто под лодочные дела, капитальный гараж 3,5 на 6 метров, где держал машину, пока в тёплом строил.
В октябре 2011 года выставил поперечный набор, врезал стрингера по скулам и бортам, ламинированый киль из четырёх реек 40х10 мм и к новому году даже обшил днище и борта. За зимние каникулы 2012-го перевернул корпус, разобрал стапель, установил палубу и рецесс. Честно, сам себе не поверил, что корпус собрался вчерне за каких-то три-четыре месяца. При этом я работал на работе, отсутствуя дома «с семи до шести» каждый день, да ещё неделя-через-неделю находясь в командировках. Но энтузиазм (или пёр от слова переть) был такой, что возвращаясь с работы и поужинав, нёсся в гараж и часа по два-три строгал-пилил-клеил. Выходные само собой, как штык, в эллинге. Жена, думая, что это моя лебединая песня в деле лодкостроения, не препятствовала… Наивная!
Ну и старший сын помогал по возможности.
Отец, сын с только что снятым со стапеля корпусом в руках и штаны, удачно дополняющие композицию.
Примерка мотора до установки стенок рецесса:
А здесь уже рецесс в сборе:
К весне работы были приостановлены, т.к. предстояла оклейка корпуса, а температура даже в отапливаемом гараже едва ли превышала 10ºС. Машина и прицеп с лодкой поменялись местами до мая. А там – неизбежные работы «во саду ли в огороде» на дачном участке почти до конца мая.
С начала лета вклеил в корпус сплошной пайол, по контуру точно повторяющий проекцию продольных реданов, с двумя вентиляционными окнами. Получилась герметичная ванночка от переборки 5а до переборки 2а в длину и «от борта до борта» в ширину, покрашенная позднее нескользящей краской «интернэйшнл». Потом, невзирая на сорокоградусную жару с конца июня по конец августа, клеил-оклеивал-шлифовал-шпаклевал-шлифовал-красил-монтировал-подгонял… Большую часть механики, конечно, собрал-подогнал зимой, до дачных забот.
Кстати, до вклейки пайола корпус вдвоём с Сашей переносили и кантовали. Наверное, масса была около 80 кг.
На воду в первый раз спущен «Сармат» в середине сентября 2012 года. И понеслось…
Теперь о технологической концепции лодки.
Установлена герметичная переборка 5а. Из отсека в нос от неё есть лишь выход троса РУ и проводов – в сторону консоли управления по правому борту, а в корму от переборки 5А выходит только рулевая тяга к мотору и, через герметичный штеккерный разъём, электрический жгут к ПМ; ещё на передней стенке рецесса выполнен клеммник проводов "+" и "–" на стартёр. Как писал ранее, сверху справа и слева от рецесса (где по эскизу как бы тиковое покрытие) – герметичные лючки на нержавеющих саморезах для доступа к РУ и АКБ. Тяга РУ между боковой стенкой рецесса и поводком мотора изолирована многослойным мягким рукавом из ткани «болонья»
От переборки 5а и до переборки 2а вклеен сплошной пайол из ФСФ δ=9 мм, в котором сделаны вентиляционные окна, расположенные внутри тумб-опор кресел между шпангоутами 4 и 4а; проветривание пространства под пайолом выполняется после снятия фанерных опор обоих кресел, а все внутренние стенки пред вклейкой пайола были пропитаны смолой.
От полупереборки 2а и до переборки 1 – гермоотсек, сидя на котором удобно грести распашными вёслами. В нос от переборки 1 находится якорный ящик с люком на палубе (на баке).
Таким образом, вдоль лодки выполнена труба треугольного сечения, образованная листами днищевой обшивки и пайолом, обеспечивающая жёсткость всей лодки на изгиб и кручение. И это без стрингеров (кроме палубных и скуловых)!
Реданы и скуловые брызгоотбойники также из сосновых реек, дубовых не нашёл в тот момент.
Ещё маленько подумал-подумал… и установил невысокий поперечный редан, видимый на снимках. Но после обстоятельных консультаций с Михаилом, который у нас jeeet!
Палуба и корпус изнутри покрыты в два слоя яхтенным лаком, смолой местами, пайол «нескользяшкой», а борта и днище снаружи – эпоксидными красками БЭП (Санк-Петербург).
Что получилось в итоге?
Лодка, которая нравится мне, сыновьям и внукам. Пригодная для покатушек на указанных акваториях в нештормовую погоду, до белых барашков на гребнях волнишек, рыбалки экипажем до трёх взрослых, для скоростных пробегов (втроём под 40 км/ч, вдвоём 42..45, в одно лицо до 49…50-ти; нержавеющий стальной винт с шагом 11 дюймов), которую без больших усилий можно спускать на воду/подымать из воды в одиночку. Взвешивание на поверенном динамометре лодки в полной комплектации и со штатным заправленным бензобаком показало, что вес её составляет 215 кгс. Безусловно, если бы своевременно удалось добыть и применить (кроме днища!) фанеру той же марки, но толщиной 4,0…4,5 мм, уложились бы и в 180…200 кг полной массы без экипажа. Ну а дальше – моторчик мощностью 9,9 л.с., раздушенный до возможных 15-ти. Главное – найти правильный колпак и подобрать винт . И никакой регистрации!
Прицеп был дооборудован откидной роликовой опорой, помогающей спуску/подъёму лодки с погружением колёс в воду не более чем до их ступиц. Фонари прицепа остаются над водой, был бы берег относительно пологий.
Основные доводочные работы и последующие изменения лодки:
— уменьшена высота оснований сидений на 55 мм;
— подобраны оптимальные винты для разных вариантов нагрузки, положение мотора по углу откидки и высоте установки на транце;
— изготовлен деревянный «малошумный» трапик для спуска в воду из лодки;
— установлена штанга на прицепе для поддержки мотора лодки в транспортном положении;
— изготовлено приспособление для одновременной транспортировки на прицепе «Сармата» и гребной лодки «Ирис» в два этажа:
Результаты ходовых испытаний и доводки «Сармата» поэтапно, с разными гребными винтами и нагрузками, я публиковал на форуме КиЯ, в теме «Особенности эксплуатации самодельных мотолодок».
Откуда появилось наименование проекта и о многом другом расскажу тем, кто не читает форум КиЯ. Если будут вопросы.
Неожиданно для самого себя, продолжаю тему.
На недельку,
— и в компании ещё троих друзей, упитанных мужичков (от 90 до 100 кило каждый) отправился вниз по Волге, ~80 км от Сталинграда вот сюда, в «рыболовные» домики с охраняемой стоянкой и слипом:
— здесь красная точка на карте собственно база, а синяя — одно из мест заброски ныряльщика.
Там стоит(-яла) жаркая, до +37ºС, погода с переменными ветрами, от штиля до шторма. Вода комфортная, +22...24ºС. Акватория — протоки и основное русло Волги с песчаными берегами. Рейсы Сармата — от элементарных переправ до бросков по реке в пределах десяти км от базы; ловля с лодки и обеспечение подводной охоты (врач, профессор, «под 70», водномоторник на надувнушке с Хондой-2,3 л.с.).
К чему пишу это… Показались интересными впечатления участников описываемого мероприятия от Сармата.
Итак, в три мальчика лодка под японовихрём HONDA-BF20, нагрузка ~300 кгс — уверенный выход на редан со штатным винтом (шаг 10") и со скоростным стальным (шаг 11"), max скорость до 40...45 км/ч. В четыре мальчика, ~400 кгс, на редан вывести не удалось даже и со штатным винтом.
Из переписки с ребёнком:
— «Днём сегодня (17.08) в шторм ходили. Забрызгивало сильно. Отчерпал около ведра воды. Каждая волна — брызги в морду. Промокли насквозь. Очки выручают.»
— «Шторм во всех вариантах 1, 2, 3 чела.»
— "[20:39, 17.08.2022] Евгений: Высота волны?
[20:48, 17.08.2022] Саша: До метра."
— "[20:54, 17.08.2022] Евгений: Абалдеть! Страшно было или… весело?
[20:55, 17.08.2022] Саша: Страшно весело."
— "[21:00, 17.08.2022] Евгений: Можно считать лодку Сармат надёжным МС?
[21:14, 17.08.2022] Саша: Да".
— "[22:01, 17.08.2022] Евгений: Воооот!
[22:05, 17.08.2022] Саша: Народ в восхищении"
37 комментариев
И вот, прогуливая уроки в центральной технической библиотеке ;) я наткнулся на статью Е.Данилова в журнале КиЯ, где чёрным по белому (на самом деле — серым по жёлтому) было сказано что узкая глубококилеватая лодочка по имени «Бесёнок» выходила на глиссирование под «Ветерок-8»… «Ура!» сказал я себе ;)
В итоге лодочка длиною 3,7м и с килеватостью от миделя до транца аж 27 градусов проблем с разгонными характеристиками не имела. Я доверился статье — и не прогадал.
Автора статьи я запомнил ;) и потом встретился с ним на форуме КиЯ ;)
Бесёнок и Пакетбот многим знакомы ещё по КиЯ, Евгений, если можно, поподробнее об ощущениях от этих лодок. Понятно, что это «пройденый этап», но этап крайне интересный. Постройка глубококилеватой минимотолодки — смелый поступок, на него надо было решиться.
Миша уже рассказал, какое влияние на него произвёл Бесёнок, и он не одинок, благодаря КиЯшной публикации про Бесёнка многие перестали бояться глубококилеватых лодок, я в том числе.
Так что, предлагаю дополнить вышесказанное.
Я думаю, что это будет интересно всем обитателям этого ресурса.
Да и то, что потом произойдёт с Сарматом, тоже крайне интересно.
Так что, ждём, очень ждём продолжения ;)
Братцы, но нужен ваш совет: заводить ли отдельный типик чтобы рассказать "… поподробнее об ощущениях от этих лодок..." (микролодки «глубокое V») или вставить всё в эту тему. Что лучше будет?
И это… как-то неудобно чувствовать себя неким
саксаулом. И даже аксакалом.Бесёнок и Пакетбот безусловно заслуживают отдельной статьи, уж больно интересные эти лодки и ощущения/переживания их создателя тоже хотелось бы узнать.
А, насчёт аксакала, Жень, мы тут все «братья по разуму»...
Можно заменить звание «старейшина» на звание «старший брат по разуму», но на мой взгляд, «старейшина» звучит лучше
ru.wikipedia.org/wiki/Дуайен
Прицеп был дооборудован откидной роликовой опорой, помогающей спуску/подъёму лодки с погружением колёс в воду не более чем до их ступиц. Фонари прицепа остаются над водой, был бы берег относительно пологий.
Этот момент тоже неплохо было бы осветить подробне, желательно с фото.
Конечно, если информация не секретная :)
Похоже, достался мотор «реверсом» из Бельгии — иначе к чему фирменная таблица на фрвнцузском, с адресом бельгийского офиса Хонды. Да и ИЭ на французском же.
Цена первого моего японовихря, кстати, в Сталинграде в 2010-м была 119000 р., теперь — 262900…
Пришёл из Ленинграда установочный комплект деталей, скорее деталюшечек, пакетик общей массой 260 грамм. Тоже нехило: ~ в пять раз дороже красной икры, 13600 р…
Установил:
Снял румпель, на которм были рычаг переключения реверса, кнопки «Стартёр» и «Стоп» с чекой, изготовил поводок ДУ поворотом, вывел наружу разноцветную лапшу проводов:
Разноцветная лапша превратилась в жгут, поводок рулевого ДУ встал как надо, заглушки из того же комплекта заглушили отверстия в поддоне, ставшие лишними после удаления румпеля:
Вот такой красавЕц получился:
Спросите — откуда фикус? Он там живёт.
На лоджии.
Это мотор временно квартирует, покуда эллинг не будет оснащён аварийной сигнализацией, от Росгвардии.
Пусть служит верой- правдой!
На мотолодке.ру мелькнуло, что такой аккумулятор нормально крутит двухтактную Ямаху-30 (весь ресурс этот не рыл, каюсь...).
На моём японовихре стоит генератор на 12А, АКБ 45Ач от Деу Матиз исправно заряжался. А этот малыш гелевый… СтОит ли овчинка выделки? Преимущества/недостатки?..
Цены у нас ~5000 р., ±.
Зарядка сама собой прекращается, когда АКБ набита на 100 процентов.
Опять же, может, из знакомых кто имеет водный опыт навигации с гелевым малышом?
Вообще, попробую поговорить в мастерской ЯК, там и гидрики ремонтируют…
Потм отпишусь. Если разговаривать захотят.
Осталось обкатать новый японовихрь и — вперёд. В следующую навигацию уж теперь.
сообщникапомощника, а тащить в одно лицо с шестого этажа в гараж, необорудованный пока сигнализацией, моторище и на день монтировать на Сармата — ну не с руки; к вечеру всё вернуть на исходную. Спускаться за 33 км от дома… Тем более, хочу тщательно обкатать, без «галопа по европам».А вообще, в ноябре 2012-го и 2013-го возил Сармата за сто км, порыбалить с друзьями на Дону. Но это было на укомплектованной лодке.
В общем, в приоритете установка сигнализации на эллинг, а это до весны ждёт.
Ранее это был гараж, в трещину его, все вместе может быть у воды!
Лодочная закрылась в прошлом месяце (17 дней назад), а погода стоит.
Эх можно было еще вышивать до белых мух! (((
1. Сармат в данной комплектации — скоростная, в меру мореходная, трёхместная лодка.
2. Для глиссирования вчетвером требуется установка более мощного ПЛМ, вероятно от 30 л.с. Или «тошнить» с японовихрём-двадцаткой на винте с шагом 9".
3. При сохранении снаряженного веса аналога Сармата, отмасштабированного в 1,2 раза, глиссирование вчетвером будет обеспечено (увеличение площади глиссирующей поверхности днища в 1,44 раза) под ПЛМ 20 л.с. Но это будет уже другая мотолодка, менее скоростная.
4. Имеется грузовой стальной винт шагом 9", следует оценить его способность вывести на редан Сармат с теми же мальчиками суммарным весом ~400 кило. Трое взрослых с парой детишек, помнится, этот винт вытаскивал лодку на глиссирование. Однако за давностью нагрузку тогдашнюю оценить затрудняюсь.