+7.42
Рейтинг
17.54
Сила

Евгений

75 лет Победы над фашистской Германией.

Коллеги, поздравляю вас с Днём Победы советсткого народа над фашистской Германией в Великой Отечественной Войне!
Ура, товарищи!


Помянем павших и выживших, всех наших родственников, победивших фашизм.
Поздравим ныне живущих ветеранов. Здоровья им и долгих лет!
Поднимем чарку за нашу ПОБЕДУ!

Реставрация "Бесёнка", часть III.

На повестке дня, как говорится, монтаж пайола методом вклеивания в корпус.
Основа пайола была изготовлена из качественной фанеры марки ФСФ сорта 2/2 толщиной 7 мм. Эта деталь подогнана к корпусу Бесёнка в части снятия малки по боковым кромкам «на нет» — в соответствии с переменным углом килеватости «закрученного» днища от шпангоута № 1 до переборки, шп. № 5.
Таким образом пайол будет нести нагрузку — вес экипажа и багажа — с опорой на листы днищевой обшивки по контуру и на кильсон в ДП.



И будет герметичным, т.е. образуется ванночка с практически плоским дном, удобная для мытья и просушки после покатушек. И придающим корпусу в целом запредельно высокую жёсткость корпусу на кручение и изгиб. При этом (кручение и изгиб) клеевые швы хорошо работают именно на сдвиг.
А вот сам пайол из «семёрки», хоть и с поперечным направлением наружных слоёв шпона, под сосредоточенной нагрузкой (к примеру 90 кгс, как мой вес) может прогнуться на величину, достаточную для разрушения клеевых швов по контуру в следствие поворота сечения фанеры в заделке, т.е. от напряжений растяжения в клеевом шве. Что не есть хорошо; хорошо, когда шов работает на сдвиг. Ибо при сдвиге вся площадь шва равномерно нагружается, а при описанном выше изгибе возникает кромочный эффект, т.е. фактор концентратора напряжений.
Поэтому решено усилить фанеру t=7 мм накладками толщиной 4 мм — в разы увеличить жёсткость «мостиков» и, соответственно, максимально уменьшить их деформации.
Вот и наклеил:



И ведь процесс приятно пошёл! Притягивал накладки (более тонкие и, соответственно, менее жёсткие детали) постепенным смещением «фронта» шурупов справа налево (по снимку), последовательно выдавливая излишки клея и отдельные пузыри воздуха.
Через сутки, после отверждения клея, выверну саморезики и ещё раз стругану по кромкам пайол в сборе.
Всё, смола «встала».
Подправил малковку пайола в сборе. В лунки из-под саморезов поставил чопики из дерьма зубочисток и спичек, пропитал днище лодки и пайол снизу смолой, замешанной на остатках старой порции Этала-45М:



Теперь с лицевой стороны пайола временно закреплю пару технологических рукояток и — ответственный момент! — вклею пайол в корпус.

Анекдот, якобы морской.
У капитана дальнего плавания спрашивают:
— Сэр, правда ли, что выходить в море в понедельник — плохая примета?
— Да полная ерунда! Сто раз отчаливал в понедельники. И ничего!
После паузы, он же:
— Другое дело — пятница, тринадцатое, никогда бы не вышел в море!
Так вот, сегодня пятница, тринадцатое (марта), а я развожу клей и нервно промазываю склеиваемые поверхности пайола и лодки.
Фффух… Вклеил. Даже клей выступил по контуру там, где ожидалось:



Кто интересуется стариной — применил дверные ручки отечественного производства, которым более полувека и которые считались даже неким изыском интерьерным. И которые с честью отстояли своё на транце Бесёнка, нынешнего моего пациента. А фанерные квадратики неправильной формы это «мухи» под головками саморезов, чтобы не делать больших лунок в притягиваемом пайоле.
Теперь пару суток выдержки, до полного отверждения клея. Ну почти. И будем топтаться по пайолу, с трепетом ожидая, что «моннлит» и ничего не треснет с противным скрежетом. Или хрустом?..
Пару дней спустя:







И никакого хруста либо треска даже во время пляски на свежевклеенном пайоле. Монолит!
Обрадовался и начал шпаклевать дно ванночки, заметно расширив его за счёт художественного вырезания реноватором по набору:



Подготовил донышко кокпита к оклейке, зашпаклевал и зачистил:





Получившаяся площадка понравилась: и ходить свободно-удобно, не то, что раньше без пайола, и мыть-убирать будет приятно.
Народ, как думаете, стоит сейчас оклеивать? Или до тепла подождать?
А пока Чапай народ думает, уровень воды в Волге стал на 3,5 м выше ординара. Снимал 31.03.2020, будучи в самоизоляции на берегу:





Неожиданно рано.
И в эллинге стало +12ºС при 19ºС за бортом.
С помощью самоизоляции в гараже, муки пшеничной, высший сорт, подогретой феном смолы ЭД-20, Этала-45М и шпателей выполнил плавный переход реек комингсов кокпита в бимсы переборки:







— и шп. № 1:



Ну, и поставил малюсенькую полупереборочку, оформив окончательно «ванночку» кокпита, с возможностью, если захочется в дальнейшем, установки съёмной крышки/лючка носового отсека.
Выше показаны все углы кокпита после черновой обработки электролобзиком, уж извините. Всё будет шлифоваться, шпаклеваться и… так далее.

Дожили! 32 градуса в тени. Самоизоляция.
Гружу Бесёнка на багажник:











Еду на фазенду. И разгружаю: youtu.be/HTXoiPSAbGw
Чёрная стропка, видная в начале погрузки и в ходе разгрузки, не даёт лодке самопроизвольно скатываться с рольганга под любым углом наклона, от вертикали до горизонта. Облегчение, как-никак, рекомендую. Притом, чем ближе по высоте ЦТ лодки, стоящей на транце, к оси съёмного рольганга, тем меньше нагрузка на руки.
За пару часов работы ленточной и орбитальной шлифмашинками, а также реноватором со шкуркой 80-го зерна, весь в пыли по безветренной погоде, снимаю сорокалетний слой эпоксидки с бортов выше слома:



И начинаю ломать бошку над тем, откуда взялись вот эти трещины.





Т.е. в 1977-м обшивал Бесёнка пусть и строительной, но нормальной фанерой.
О! Вспомнил! Покрывал борта со старой/родной палубой повторно, не в 77-м, а лет тридцать назад. Подновлял лодочку… А то, что ниже линии слома борта, не перекрывалось, только ремонтировались мелкие коцки и пара небольших… пробоин выше ватерлинии.
Пайол подождёт! Сначала оклею верх, потом дошпаклюю днище мукой пшеничной (высчега сорта!) на смоле, чтоб смело хранить Бесёнка на фазенде, под старым тентом от бассейна, в зарослях sunglasses. (Бассейн не я делал! Зато там приятно пускать модельки, а не только...)

Пайол подождал-подождал, да и оклеился. Стеклом. Практически без пузырей вот такого вида:





Кокпит ждёт нескользяшки.
Лето настало в полный рост. Даже дожди первой недели июня законцились.



Хочется на воду (которая, кстати открыта). Но на очереди следующая операция — оклейка новой деки. Не так много работы, но ответственность выше: «палуба» всем видна, в отличие от днища. Которое, днище, то есть, практически готово (зашпаклёвано и зашлифовано) к финишной шпаклёвке и окраске.

Ну вот. Дека с бортами выше слома оклеены. Подробности технологического процесса — в комментарии от 7.06.2020 г.







Была лодочка в стиле «серый низ, белый верх», а стала…



Ничего, будет в итоге раскрашена как минимум в три колера.
Впереди увлекательный процесс: шпаклёвка-шлифовка-шпаклёвка-шлифовка-грунтовка-покраска-раскраска, не очень любимый, а куда крестьянину податься? copyright
Будучи милостиво отпущен с дачи, покрыл финишной шпаклёвкой верх Бесёнка:





Четыре часа работы в тёплом боксе (+32ºС при открытых воротах), и пудра от Юрия (коллега malez69, спасибо!) со смолой сотворили маленькое чудо!
И ещё четыре часа удовольствия и — оп-ля, верх практически можно красить. Что характерно, чуть вода в Волге начала спадать, мошка появилась. И сразу озверелая…



А рукомойник, рукомойник-то, крррасавЕц! Отцовский. Сороа годков как и не бывало:





Если ничто не помешает, типа поездки за внуком в Ленинград, то пора купить автомобильную краску (серебристого колера?...) да и покрасить Бесёнку деку. И полачить полимочевиной с отвердителем.
А там и до остальной наружки рукой подать. Днище, транец, борта ниже слома.

Так. Концепция слегка поменялась.
Спасибо Владу, по его ссылке ребёнок в Питере (Где я? Это Ленинград? Город на Неве?.. copyright) через пару дней забирает/отправляет супер-краску, лодочную, нам с Тихометром (привезли-таки внука на машине!) сюда, в Сталинград. Потому, времени не тратя даром, готовим корпус к покраске методом шпаклёвки/шлифовки/подмазки/шкурения вручную и орбиталкой и, есс-но, грунтовки.
Результат конечный сего процесса (ну почти...) см. ниже:





Традиционно, на фоне белого рукомойника автомобиля:



Сбившись в счёте итераций выше приведённого процесса, принимаю волевое решение: прекратить! И загрунтовать корпус от киля до слома борта (дальше баночка грунта закончилась).
Таким образом, распрощался с грехами молодости в виде аутентичных потёков смолы, отдельных пузыриков под стеклотканью и тому подобного, пройдясь по загрунтованному шкуркой Р-320.
Уффф!
Перевернув Бесёнка вниз ногами килём, заматовал слегка кокпит, т.е. днище с пайолом, под покраску.
Пока всё. Ждём с нетерпением краску из Ленинграда.
Нетерпение такое, что еле-еле — с помощью супруги — удержался, чтоб не спустить Бесёнка просто в дачный бассейн… Для выявления его истинной ВЛ с грузом Тишки на борту.

Продолжение следует.

Реставрация "Бесёнка" или Сорок лет спустя.

Да уж…

Недавно попытался наживить проволокой пять деталей лодочки проекта Б-3, которую собирался методом СиС построить для семилетнего внука. Сделал пяток скруток по килю, приторочил кое-как транец. Вспомнилось, как мучился с джек-шпротом лет тридцать назад, и стало совсем грустно: всё вихляется, весь этот карточный домик, три или четыре шаблона напрашиваются, а рейки выдержанные кончаются…
И тут осенило — есть же в гараже на бывшей даче родителей аутентичный Бесёнок! Жив-здоров, висит себе на тросиках весь сухой, ждёт меня.
Дача нынче принадлежит племяннику; звоню ему: — Санёк, дай ключи или давай вместе лодку заберём, погрузим на багажник, привезём в город… Он: — Дядь Жень, я дал Бесёнка другу покататься. Лодка за Волгой, у друга на даче. Отвозили на Ниве, а теперь друг Ниву продал…
Вот зараза!
Делать нечего, в пятницу, тринадцатого (чуете денёк-то!), поехали с родственничком за лодкой. Привезли, сгрузили в старый гараж. Поставил килем к стенке. Машина помещается, уже хорошо.
Можете посмотреть:



Читать дальше →

О жизни и весне.

Я сегодня походил по обмелевшей Волге (летний ординар уровня воды, минимум, по утрам до 15-ти см в плюсе от ординара — ГЭС регулирует). И это в последний день весны! Ну, и окунулся. Прохладнее, чем в Береславке, но ничего не полопалось…
Сбросил Соло-Б2.0 в новом для меня месте: и не далеко, и слип широкий — целиться прицепом на заднем ходу приятно.
Штиль, зеркало. Едешь, +32, солнце африканское, а воздух как из духовки. А то — прохладно, когда на траверсе выход балочки к реке.
И узнал, заскочив в одну из лодочных стоянок, что этой весной скончался заядлый лодочник-самодельщик и рыбак, мой второй по счёту нач. КБ, Жуков Борис Иванович, 1938-го года рождения.
Царствие небесное! Ему и другим лодочникам и рыбакам, не дожившим до нынешней навигации.
Осенью нашёл-таки номер его сотового, договаривались с ним, с Б.И., что покажу ему Соло-Б2.0 на ходу. Не довелось.
А вчера мы похоронили моего младшего брата, Илью Владимировича Данилова.
15.05.1956 — 26.05.2019.
Заядлый был охотник, любитель дружеских компаний, отец единственного сына, Александра, моего племяша, и дед двух внуков. Единственный, кому удалось перевернуть мою первую лодку — в компании с такими же пацанами-шалопаями, восьмиклассниками, кажись. Без меня, само собой.
Любитель жизни.
Какая-то полоса утрат пошла. Давно живу.
Но будем жить, братцы!
У меня десятый внук на подходе.

Неподнадзорные мотолодки.

Предлагаю поговорить о мотолодках, не подлежащих регистрации в отделах ГИМС МЧС РФ.
О «нерегистратах», как стало модным это называть, лодках, на законных основаниях не имеющих государственных номеров на своих бортах.

О лодках промышленного изготовления, о лодках любительской постройки, из разнообразных материалов. Но, само собой разумеется, отвечающих основным требованиям:
— вес лодки не более 200 кгс. Без двигателя? С мотором? С каким, ДВС, электро? Ориентируемся в целом на модные «пятнашки»? Обсуждается;
— надёжность конструкции, достаточная для установки мотора мощностью до 8 кВт. Или всё же желательно — до двадцати «лошадок»? Подпольных, разумеется… Обсуждается;
— максимальное количество человек на борту не менее трёх взрослых стандартной антропометрии (рост, вес?). Или больше? Или X взрослых + Y детей, не считая собаки? Обсуждается;
— классификация мотолодки, районы плавания, мореходность, ограничения по высоте волны;
— тип судна — глиссирующий. Как быть с лёгкостью длительного хода на вёслах при этом? Монохул или?.. Обсуждается;
— резервные критерии, ежели таковые появятся, скажем, способы транспортировки. Ожидаем от участников обсуждения.

Вот такое расплывчатое ТЗ предлагаю я вам, коллеги, обсудить и для начала — поставить в нём более чёткие рамки. Вообще задачка представляется интересной по-инженерному, по-конструкторски, по-дизайнерски.

Ну что ж, начнём помалу.
Для себя вижу, во-первых, Сармат в чистом виде и во-вторых, корпус Соло-Б2.0 как писал уже ранее — в румпельном варианте, очень близкий к понятию "идеальный картоп".
Это я в запале написал — про свои лодки…





Кто следующий выскажется?
Кто досконально знает требования надзорного органа?
Надеюсь на нашего Генерального Конструктора, на всех вас, уважаемые коллеги, и опытных, и начинающих.

Так. Побывал сегодня, 17-го мая, в нашем отделе ГИМС. Мужики были на совещании, побеседовали с женщиной-инспектором, работающей там более десяти лет. Нюансы:
— документы в порядке и не просрочены — пожалуйте на воду!;
— снабжение по судовому билету, спасательные или страховочные жилеты должны быть в лодке по числу тел, легкодоступны (под рукой), т.е. не обязательно на телах;
— сертификаты на спасжилеты не требуются, бодать будут лишь за самостроки из не-пойми-чего;
— в отделы ГИМС раздали приборы (типы газоанализаторов и порядок их освидетельствования неизвестны), но как ими пользоваться — в широком смысле — не информировали. Т.е. ни нормативов, ни режимов и условий замеров содержания СО в ОГ (отработанных газах) подвесных и стационарных СУ, не довели.

Ну, за открытие навигации-2019!

Весенние заботы.

Весна ранняя нонче.
Да и зима была сиротская, ни разу не включал обогреватель в погребе с луком и картошкой: ниже плюс двух там не было.
В начале зимы, как обычно, земля под рамкой ворот старого гаража, доставшегося мне от деда и отца (и где строились две мои лодки), выпучилась от морозов. Опять начались проблемы с защемлением створок ворот, ни открыть и ни закрыть без пинков под идиоматические выражения…
Надоело, 15 лет страдал! Всё, решился и переварил створки ворот, укоротив каждую снизу на 8 мм.
Створки рамной конструкции, сварены из горячекатаного уголка 40х40х5 мм, с диагональными накладками из полосы 40х4 мм, заполнены сосновыми досками 140х35 мм; всё стянуто болтами М8х50 с гайками, установленными изнутри.
Реконструкция заключалась в вырезании кусков вертикальных боковых уголков рамы, ближе к полу, укорочении досок снизу и последующей сборки — сварки уголков и засверловки новых отверстий под болты. Таким образом сохранились на своих местах платики под замки, петли и шкворни.
Интересно, что болты по нижнему горизонтальному уголку стояли мёртво, не шевелились, поэтому пришлось головки этих болтов срезать болгаркой, остатки выбивать бородком. Вот так отстояли болтики с 1964-го года:





Понятно, какой болт стоял по самому низу воротины, принимая всю влагу от косых дождей и брызг от проезжающих мимо (ездиют и ездиют мимо моего эллинга, негде больше, что ли?!), а какой — выше. Но заметьте, отстояли всё же по 55 лет!
Пришлось ещё на одной из створок заменить часть горизонтального уголка — кружева классические… А болты с гайками поставил новые, с цинковым покрытием. Хоть и китайские.
Ворота, кстати, стали закрываться и открываться одним пальцем. Кайф!

Народ, а у вас какие были зимой смешные случаи на уроках?

Пакетбот-370. Графическая часть.

В 2008-м году зарегистрировал мотолодку «Пакетбот-370». «Расчётно-пояснительная записка» составлялась по тому же плану, что и таковая для лодки проекта «Сармат». Точнее, сначала был именно Пакетбот.



Читать дальше →

Мотолодка "Сармат". Проект.

Настоящий текст — дополнение к старой теме, где развёрнуто представлены история появления данного проекта, основные параметры лодки, описание конструкции и технологии сборки, некоторые иллюстрации и сведения о её ходовых качествах.
Имя «Сармат» я дал в память моего однокурсника Димы Фокина, ударника студенческого ВИА «Сарматы», Волгоградский политех, 1970-73 годы. Отлично играли и пели ребята!
В 1970-м вместе были в студенческом стройотряде, построили корпус элеватора, вытянули 18 банок. На День строителя был единственный за лето выходной, «Сарматы» классно выступили, не забыть.
Элеватор стоит и стоять будет ещё двести лет до капремонта, а вот Димы уже нет с нами… Знаю, что после института он работал на БАМе, в ж/д войсках, награждён медалью.

Итак, таблица плазовых ординат:



Читать дальше →