+4.97
Рейтинг
9.46
Сила

Евгений

Золотая осень. Береславка.

Середина октября, тепло, практически штиль. Погода шепчет:
— Скинь лодку, покатайся, поснимай!

Внял шёпоту. Время — два пополудни. Приехали мы на пару с Б-2.0 на Береславское водохранилище. А любимый спуск занят знакомыми рыбаками. Лодки вытаскивают. Подождём.







Ребята-пенсионЭры хорошо посидели в своих надувастиках, кто-то с зорьки, а кто и часиков с десяти, но все с рыбой. «Окуня замучили, щучки — по одной и пара краснопёрок...»

Спускаюсь. Вода и воздух где-то +19...20. Хожу до «чуть выше колен», не холодно.
На самом малом выхожу из камышового коридора на простор озера. Смотрю вниз, дно в деталях видать до полутора метров, вся муть и мелкая живая флора осели.
Зеркало! Рябь лишь местами, от языков легчайшего ветерка. Желтеющие камыши, кустарник и деревья по берегам. Утки сбиваются в приличные стаи, лысух — как на птицеферме. Гоняю их. Утки сразу встают на крыло, уходят в боевом порядке «в линию», лысухи убегают в камыши, работая лапками и крыльями. И да, кстати, охотников не видать и не слыхать. Странно… Среда, день покоя?
Тишина.





— Что это было, уж не плавучий ли особняк? Строят такие в Сталинграде. И, похоже, обходится дешевле, чем целая дача с домом. Приехал и балдей в избе на озере; и вода, и свет, и банька, и причал персональный.



Лишь на самом малом парочка, Волгонефть-251 (идёт на Волгу):



— и тоже танкер, но номера не видать уже, заполз в канал, ушёл на Цимлу (видно?):



Снимаю на ходу, бросая баранку штурвал.





Всё, пора домой, пока солнце не село.

Набегался, Бесёнок Второй, сейчас вытащу тебя на родной прицепчик:





Поехали домой. Но краски заката заставляют остановиться, и не раз…





Последние лучи:



Шикарный был денёк!

Ходовые испытания микролодки проекта Б-2. Часть III.

Лето продолжается. Выполнил ещё одну лабораторную.
На этот раз с пассажиром.
Итак, снова Береславка, воздух +30ºС, вода +22ºС. Почти штиль, мелкая рябь — фрагментами на зеркале озера. Нагрузка — пилот + пассажирка (она же фотограф).

1. Винт шагом 12". Не вышел на редан. Нос в небо и т.д. Н-да…

2. Штатный винт, шёл с моим японовихрём Хonda-BF20D2:





Читать дальше →

Испытания спасательных жилетов. Перспективы внедрения.

К данному материалу подтолкнуло наблюдение за натурными испытаниями спасательных жилетов, подготовленных к производству одной волгоградской фирмой.
А наблюдал я сие мероприятие, т.к. было обещано, что после оного меня поснимают с большой лодки на ходу. И поснимали, см. топик volnanavolge.ru/blog/1324.html#comment6458.

В процессе заплывов тел массой 120 кг и 60 кг, в рабочей одежде и без, на берегу шли неспешные разговоры.
Представитель фирмы, разработчика и производителя, рассказал, что, якобы, в соответствии с Правилами Таможенного Союза (ТС) лодки, катера, яхты и прочие гидроциклы должны оснащаться сертифицированными спасательными жилетами по числу людей, находящихся на борту. То же, чем мы пользуемся сегодня, является страховочными жилетами. Некоторые ТТХ спасжилетов:
— не приводят к травмам при падении в воду с высоты 4,5 м;
— теряют не более трёх процентов плавучести/грузоподъёмности за 24 часа;
— замок выдерживает усилие не менее 180 кгс;
— обеспечивает переворот лицом вверх упавшего в воду в любом состоянии, включая бессознательное, не более чем за 5 с.
И, якобы, МЧС в лице ГИМС заставит изменить пункты правил в части внедрения именно спасжилетов в 2019-м году. Правда, пока не ясно, надо будет иметь их на борту или носить, пока находишься на маломерном судне…

Испытания прошли успешно, в зависимости от массы и габаритов подопытных, на восстановление положения «мордой вверх» уходило от двух до четырёх (если в одежде) секунд.





А вот такой жилет не уложился в норматив по времени переворота:



Мои наблюдения и впечатления.
1. ЭТО — ярмо в прямом и переносном смысле, ибо толщина его за 100 мм, и только морда лица торчит. Т.е. неудобный девайс, это мягко сказать.
2. Быстросъёмного замка не будет! Только пряжка на груди с двойным просовыванием ремня в пряжку и выбиранием даже малого люфта. Иначе при прыжке с борта могут быть травмы (как незатянутый ремень безопасности в машине) и смещение жилета с потерей главнейших его функций. Испытатель зашнуровывал себя раза три, не менее полутора минут каждый раз.
Пластиковые быстросъёмные замки современных страховочных жилетов не проходят по минимальной нагрузке, ломаются. На вопрос, а чего не применили типа самолётных, ответил, что цена авиазамка в разы выше планируемой цены самого спасика, т.е. примерно семисот рублей за жилет.
3. С учётом изложенного в п. 2, на мой взгляд, можно погибнуть в этом СПАСжилете, если не успеешь или не сумеешь расстегнуть ремень где-нибудь внутри перевернувшегося судна, как было в известной аварии у нас летом, а поднырнуть надетый жилет не позволяет…

Откуда возникла вообще эта тема, т.е. тенденция всем водоплавающим обеспечить выживание в течении не менее суток независимо от того, чел упал с плоскодонки на какой-нибудь Терсе шириной 10 м и глубиной 1,3 м или с яхты посреди Бискайского залива? Якобы, особенные условия эксплуатации в Крыму. Какие? ХЗ Оппонент не уточнил. И кстати, кольцо для крепления обычного яхтенного страховочного фала (а как в море без него!) на новом жилете не предусмотренно: ещё +400 р. Якобы, такое требование есть в ТЗ на жилеты для десантников, но то военные, их вертолётом спасают.

Ну, и?.. Какие будут мнения у членов благородного собрания?

Ходовые испытания микролодки проекта Б-2. Часть II.

Приветствую, коллеги!

Снова жара, но теперь я без внучат.

Выполнил сегодня очередную лабораторную работу, потестировал Соло-Б2.0. Как обычно, в одиночку.
Зато условия идеальные: Береславское вдхр, tвозд=28 ºС; tводы=22 ºС; ветер с берега, 2...4 м/с; рябь, почти «зеркало» и до волнишек hволны=02...0,3 м.
Бак вначале заполнен 92-м до 10 л, израсходовано ~5 л.

Две серии заездов с винтом 3х9,3«х12» — при отжатом моторе (фиксатор на втором отверстии) и при поджатом (фиксатор на первом отверстии). Всё действо заняло 0,7 моточаса по табло тахометра.

Серия 1, ПЛМ Honda-BF20 D3 отжат.
Время выхода на редан 3...4 с, скорость около 27...30 км/ч при частоте вращения коленвала ~3200 (±) об/мин.
Далее приведу как бы табличку, левая колонка — обороты КВ в минуту, правая — скорость лодки по спидометру (на основе данных GPS).

3000 — 6 уз (11,1 км/ч);
4000 — 16 уз (29,6 км/ч);
5000 — 24 уз (44,4 км/ч);
5800 — 30 уз (55,56 км/ч) — момент достижения стрелкой спидометра ограничителя;
6350 — 30 уз (55,56 км/ч), стрелка спидометра лежит на ограничителе, но скорость явно подросла.

Читать дальше →

Ходовые испытания микролодки проекта Б-2.

Сегодня, 25 мая 2018, с 11.00 по 12 с копейками выполнял «ходовые испытания». Как бы. Много ли наиспытываешь в одно лицо…
И тем не менее.

Как обычно, синоптики наврали насчёт ясного неба и полного штиля. Было пасмурно и дул слабый до умеренного юго-западный. Но не суть.
Взял с собой винты шагом 9" и 10", но поехал сразу и до конца на «одиннадцатом».

Мотор прижат к транцу, АКП параллельна килю, если смотреть в свободном состоянии, т.е. без нагрузки на подвеску от упора винта.
Мотор уютно урчит после прогрева; нажимаю педаль газа, за пару-тройку секунд выхожу на редан и осторожно разгоняюсь. Хорошо! Раскачки нет. Наглею постепенно — до полного открытия дросселя.
Иду против ветра, слабая вибрация и микросотрясения от «стиральной доски», ряби. На полном дросселе и против ветерка с рябью тахометр кажет 6200 об/мин, GPS-спидометр — 52,5 км/ч.
Разворот на 180º со сбросом оборотов, 5000 об/мин, ~40 км/ч, и снова полный газ. Обороты 6400, скорость — не знаю! Т.к. стрелка легла на ограничитель — 30 узлов или 55,56 км/ч, т.е. полная шкала. Причём, не кратковременно, а как будто залипла.
Объяснение для себя: на разных оборотах (6200, 6400) и откидках ПЛМ стрелка чётко останавливалась на последней жирной черте шкалы — 30 узлов/55 км/ч. Я и сделал вывод, что стрелка упиралась в механический ограничитель. Возможно, я и неправ…

Читать дальше →

Снова строю Бесёнка, часть II.

Про механическую начинку.

Ломал-ломал голову над силовой схемой, но ничего лучше не придумал, как всю винтомоторную группу оставить висеть на двух шарикоподшипниках дейдвуда. Раз уж они, эти подшипники, успешно держат обороты под 20 тысяч в минуту и серьёзные радиальные центробежные силы от неизбежного (и практически неустранимого «в ноль») дисбаланса. К тому же дедвуд достаточно длинный, подшипники разнесены на 160 мм; на электромоторе — на 50 мм. Реактивный момент воспримет и передаст от корпуса электродвигателя на корпус лодки дюралевая реактивная траверса:



Здесь виден также руль (профиль суперкавитирующий) с установленными кабанчиком со сферой под шарнир рулевой тяги и силиконовой гибкой трубочкой подачи воды; видна намотанная на корпус движка трубка рубашки водяного охлаждения; меж витков трубки белеет теплопроводящий клей. Всё по-взрослому!



Тонкий конец траверсы оснащу неким резиновым элементом, для вибро- и шумоизоляции. А как же…
Напрессованная на вал моторчика муфта выполнена (китайцами, а кем же ещё!) очень точно. После затяжки четырёх резьбовых гужонов валы дейдвуда и движка представляют собой практически единый длинный вал, с очень незначительной несоосностью частей в угловом и радиальном измерениях.
Пробные пуски подтвердили возможность применения изложенной схемы силовой установки. На самых малых частотах вращения имеется некая повышенная вибрация системы. По мере «дабавления газа» и роста оборотов вибрация почти исчезает — по аналогии с самоцентрированием ротора стиральной машины в режиме отжима.

Выкрашен, а точнее, покрыт краской в один слой моторный отсек модельки:



Так выглядят регулятор тока (и оборотов мотора, на сленге регуль) с водяным радиатором, кронштейн его крепления на мотораму и приёмник:



Чёрный проводок с беленьким кончиком — волновод, а его беленький кончик и есть собственно антенна.
Очередная пробная сборка моторного отсека.
Кронштейн закреплён на раме упорного подшипника:



Ну, вот и насыщен моторный отсек, включая аккумулятор на 12 В, который желтеет по левому борту, и микровыключатель на планшире справа:



Моторный отсек насыщен почти, не хватает шлангов системы водяного охлаждения мотора и регулятора, а также кронштейна, который будет держать антенну внутри радиопроницаемой надстройки, на уровне чуть выше палубы. Суммарный, с надстройкой, вес модельки пока 1304 грамма, но ещё реданы и покраска сколько-то добавят.

А теперь «нервных просят удалиться», речь пойдёт про «дизайн» модели.



Объясняется сей «ужас, летящий на крыльях ночи», так.
Насмотревшись роликов реальных пусков радиоупрвляемых скоростных лодок, с переворотами, со спасательными спецоперациями, решил попытаться свою выполнить самовосстанавливающейся после оверкиля. А оверкиль практически неизбежен, хотя бы иногда… Поэтому рубку выполнил объёмистой и высокой:



Надстройка — та же фанерка s=2 мм, крашеная той же ПФ-115. И тот же метод СиС:



Конечно, если, несмотря на низко расположенный ЦТ модели в сборе и дурацкий силуэт, самовосстанавления модельки после оверкиля не произойдёт, то эту халабуду порежу слегка, дабы выделить ходовую рубку спереди и занизить «капот моторного отсека» позади рубки. Как у классического портового буксира. С дымовой трубой. (О, а может с монументальной и герметичной трубой лодка ещё лучше встанет на ровный киль?) А так-то, если не повезёт и задумка сработает, есть в запасе «дизайнерский», опять же, приём — нарисовать чёрным иллюминаторы, пушечные порты…
Короче, испытания покажут.

Испытания покажут и необходимость продольных реданов, а пока принято решение сразу их не ставить. Хотя, заготовки реданов вырезаны и спрофилированы.
Тем временем приклеиваются скуловые брызгоотбойники, на смолу, с запрессовкой тонкими гвоздиками и… другими подручными средствами.
Сначала засверливаются сквозные отверстия Ø 1,0 мм, сразу в заготовке брызгоотбойника и в днище, начиная с кормы и дальше в нос; вбивается гвоздик Ø 1,2 мм. Затем с шагом ~50 мм операция повторяется, последовательно загибая реданчик по скуле и фиксируя изгиб следующим гвоздём. Усилия на изгиб заготовки небольшие, что позволило после установки последнего гвоздя приподнять брызгоотбойники от днища на достаточную для нанесения клея высоту:





Наносится эпокси-клей. Две трети длины брызгоотбойников от транца неплохо прижимаются к днищу гвоздями, а вот носовая часть потребовала приложения дополнительных усилий — пришлось намотать резиновый широкий жгут, т.к. держащей силы гвоздей в тонкой обшивке, даже и вкупе с мокрым угольником, оказалось недостаточно. Получилась такая «мумия»:



Смола с отвердителем ТЭТА при комнатной температуре полимеризуется за полдня, к вечеру можно снимать прижимающие элементы. Пока корпус выглядит вот так:





Дальше известная история — зачищаем, шпаклюем, шлифуем, шпаклюем, шлифуем, грунтуем (возможно, пока не решил), шпаклюем, шлифуем, выводим ямки (возможно автошпаклёвкой, пока не решил), красим…

Итак, изложение множества последовательных операций с фотофиксацией.
Грунтованный и обработанный водостойкой шкуркой с зерном № 180 корпус шпаклюется автошпаклёвкой, с числом итераций не менее трёх, а местами и до шести:









— в таком виде корпус предстал после повторной, очередной и как бы последней, грунтовкой решено начать красить.
Акриловая грунтовка, как и краски, распылялись из баллончиков; появление подтёков вело к зачистке нехороших мест водостойкой шкуркой, притом с водой.
Красим. Борта, транец и днище серебристые, борта ещё и раскрашены синим:







Перед финальной сборкой модели корпус покрою акриловым же автолаком, с очень хорошей поверхностной прочностью (как показал опыт лодки по проекту Б-2).
А пока насыщаем моторный отсек. Установлены рамочки и кронштейны антенны, приёмника радиосигналов управления, включателя питания, усилителя тока (который регуль), цанга дейдвуда и крепёж рулевой машинки. Всё, если смотреть слева направо:



По палубе (деке), оклеенной тонкой стеклотканью, загрунтованной, прошкуренной и как бы предварительно окрашенной, окончательное решение не принято, т.к. предстоят работы по размещению конструкционных и декоративных деталей, типа крепления надстройки с герметичным разъёмом по контуру оной. Крепление сие должно быть удобным, простым, но вибростойким. Ибо вибрации ожидаются серьёзные.

Продолжение следует.

Снова строю Бесёнка...

Пока ждём тепла, а в начале марта 18-го началась шикарная русская зима, со снегом по колено, морозами от -8ºС и ниже, решил построить радиоуправляемую модель моей старинной микролодки «Бесёнок». Но не один к одному, а в масштабе один к шести. Ибо проект Б-2 (http://forum.katera.ru/index.php?/topic/57953-mikromotolodka-proekta-b-2/) практически закончен, остались работы по лакировке новой приборной доски, палубы (деки) и по покраске кокпита нескользяшкой; ну, и собрать всё и отладить — ещё на пару дней…
Второе — мой ребёнок (https://www.instagram.com/p/Bd7hGd8h7L6/?taken-by=aaz38) предоставил комплект аппаратуры и запчастей, фанеру s=2,0 мм, движок на 17000 об/мин, дейдвуд с валопроводом и ГВ типа ЧПВ — строй-не-хочу. Предварительно собранная на столе аппаратура работает, всё крутится, поворачивает и меняет направление и обороты.

Итак, начнём-с.

Откуда взялся М1:6? Пересчётом масс. Б-1 в полной боевой готовности, с топливом и пилотом, имеет 260 кг, а масса комплекта РУ (радиоуправления) + мотор + валопровод с ГВ + рулевое устройство с забором воды на охлаждение мотора + аккумуляторы (АКБ) составляет 0,75...0,8 кг + кидаем на корпус 0,45...0,55 кг, итого 1,2...1,35 кг составит масса модели. Извлекаем корень кубический из чисел «260» и «1,3», получаем соответственно ~6,383 и ~1,091, делим одно на другое — вот и всё, масштабирование по массе/объёму даёт линейный масштаб «один к шести».




Читать дальше →

75 лет разгрома фашистских войск под Сталинградом.

Сегодня, второго февраля 2018-го года исполняется 75 лет со дня разгрома фашистских полчищ под Сталинградом, битвы, ставшей переломом в Великой Отечественной Войне.

Мои родители воевали, причём мать и дед по отцу, сталинградский милиционер, награждены медалью «За оборону Сталинграда», а отец воевал недалеко от родного города, у него медаль «За оборону Кавказа». Так что это — и мой праздник, очень личный.

Я помню, какие груды разбитой военной техники в начале пятидесятых были на окраинах города, возле заводов, ещё не переплавленные; сколько пацанов подорвались, подстрелились (и получили по шее от родителей) на «поле боя», в шаговой доступности от окраин великого города. Лет до двенадцати вообще думал, что ПОЛЕБОЯ — обыденное единое слово, т.е. МЕСТО, где можно из песка выкопать винтовку, наган, цинки с патронами, да хоть максим… На НПС «Тингута», в пятидесяти километрах на юго-запад, где довелось ремонтировать магистральные нефтяные насосы, до сих пор есть тачка с колёсами от немецкого миномёта, на резиновом ходу, для кислородных баллонов…

Дед ушёл в 1973-м, отец — в 2002-м, мама — четыре года назад, успела отпраздновать семидесятилетие Сталинградской Победы.


Читать дальше →

Праздники. Большие и маленькие.

Возможно, не открою Америки, но и возможно, будет интересно сообществу — расскажу про розжиг мангала с помощью изделия «кружка-стартер для розжига угля».
Сегодня по морозцу съездили на дачу: контроль наличия отсутствия проникновения посторонних на объект, утепление отдельных неутеплённых растений и вообще… Погода хорошая, хоть и ветреная.



И — зажарить завалявшиеся в морозилке десяток чевапчичей. Честно? Я лишь для этого и ехал… Хоть жена и была другого мнения относительно целей вояжа.


Читать дальше →

Самодельное ДУ поворотом подвесного мотора. Часть V. Ходовые испытания.

То, о чём долго говорилось и писалось, произошло: лодка увидела воду 06.09.2017, в час пополудни.





Приклеен скотчем приборный щиток (почему скотчем — чуть ниже), со стартера пуск и минутный прогрев умного двигателя (сам сбросил обороты по достижении нужной ему температуры)… Можно выходить на простор озёрной волны.



Вышел из канала в двухметровой стене камыша, повернул влево, носом на ветер. Да уж… Волна где-то под 0.4...0,5 метра. Жму на газ, лодка просто выпрыгивает на редан. Но!
Но!
Начинается раскачка с борта на борт. Нехорошая такая, прогрессирующая. Лодка прикладывается к встречной воне скулами поочерёдно. Кильнуться — раз плюнуть.
Всё, как на первом Бесёнке. Автоколебания корпуса относительно продольной оси, связанные с системой: раскачка тяжёлого мотора, руки с баранкой стараются оставаться горизонтальными, а корпус как бы сам быстро-быстро вращается с боку на бок, практически живёт своей отдельной жизнью.
Сбросил газ, с хорошим чувством уверенности в лодке развернулся (мореходность, высота борта), и обратно в тихий коридор из камыша. Прошёл к мотору и задемпфировал его рычажком, регулирующим момент поворота ПЛМ на баллере.
Вышел ещё разок на простор, прокатился по волне и против неё, без фанатизма, ещё набрался впечатлений на скоростях до 30...35 км/ч. И хорош для первого раза, да ещё с такой волной!
Волна, кстати, с барашками и крутая. На Бесёнке и на Сармате в такую погоду я взял себе за правило без особой нужды не выходить. Но на завтра и ещё почти неделю обещают дожди. Фронт приближается, из-за чего и порывистый ветер…

Теперь вернусь к выше отмеченным нюансам.

Можно сказать, в последний момент изменил высоту установки штурвала. Закрепил кресло, уселся, понажимал, покрутил, подёргал — все органы управления удобны, доступны, а баранка показалась низковатой. Поднял её со всеми потрохами миллиметров на шестьдесят, стало очень удобно. Зато щиток приборов — не пришей кобыле хвост. Но пришил скотчем. Чисто на первый выход. Ведь на нём кнопка стартёра, глазок давления масла, тахометр и радар-детектор с GPS-спидометром.

По автоколебаниям. Если кто помнит по старым публикациям в КиЯ, на Бесёнке от РДУ с горизонтальной осью штурвала пришлось уйти на схему с почти вертикальной осью и, соответственно, с горизонтальной баранкой «по-автобусному», между ног. Чем и была побеждена эта раскачка. А то ведь приходилось фиксировать штурвал, сильно упираясь локтем в комингс.
Ещё можно было бы существенно увеличить передаточное число РДУ. Но это не мой путь. Хочется именно чувствительного, резкого, но безопасного руления. Пока вижу выход в установке «демпфера крутильных колебаний» мотора относительно вертикальной оси (баллера). Демпфироваие затяжкой регулятора — нестабильно и вообще неправильно, нужен гидроамортизатор. Я так думаю copyright.

Автопоезд после первого выхода на воду:







По сравнению с уже привычной буксировкой Сармата тащить эту лодку гораздо приятнее, ибо минус 100...120 кг массы — нехилое облегчение.

К сожалению, видео пригодного качества не получилось. Но всё впереди!

Состоялся второй выход на воду, опять без видео… Оператор был на каторге (картошка, заготовки).
После первого выхода был установлен новый ролик в РДУ, с меньшим радиусом перекатывания этой квази-шестерни по квази-рейке зубчатой.

Вот так аккуратненько поехал:







Выход на редан за пару-тройку секунд:





Но раскачка осталась, хоть и меньшей амплитуды, чем в первый выход. Замечу, что к лодке я постепенно приспосабливался больше и больше. Удалось разогнать её до 52-53 км/ч по GPS.
Обнаружилось, что они, эти автоколебания, начинаются на гладкой воде при резком открытии дросселя и при резком же сбросе газа. При этом баранка была жёстко, насколько это возможно руками в кокпите, с упором локтями, зафиксирована.
Мысленные и натурные эксперименты привели к осознанию основных причин этого:
— масса мотора 50 кг сосредоточена на плече около 0,17 м от оси баллера и свободно болтается в горизонтальной плоскости в пределах упругих деформаций системы РДУ, включая подвеску мотора на резино-металлических опорах. Эта система легко выводится из равновесного состояния случайными воздействиями типа резкого изменения крутящего момента на гребном валу (импульс кренящего момента!) или несимметричной по бортам встречи с волной;
— поперечная составляющая вектора тяги винта, возникающая при колебаниях мотора (см. предыдущий пункт) имеет знакопеременный, синфазный характер относительно корпуса и также раскачивает лодку.
Отсюда следуют рекомендации (мне) по борьбе с автоколебаниями:
1. Задемпфировать массу мотора установкой горизонтального амортизатора.
2. Поднять жёсткость кинематики РДУ, кардинально увеличив его передаточное число.
И держим в голове ещё способ (BOBKA напомнил, спасибо) — укорочение внутренних реданов со стороны транца.

Сын также порулил, он дошёл до скорости 46,7 км/ч:





Ну что ещё?.. Неожиданно заработал тахометр, правда, считает от 3000 об/мин и до 6000.

Продолжение следует.