+8.57
Рейтинг
21.77
Сила

Евгений

С Днём рождения, наш Главный Конструктор!

Сегодня поздравляем нашего коллегу Михаила Соколона, более известного в водно-моторных кругах как jeeet, классного инженера, автора замечательных — и всегда красивых! — лодок и катеров, с его личным праздником.
Миша, пожелаю тебе главного — здоровья, новых интересных проектов и вообще, всяческих успехов и удач в жизни!
Поздравляю и твою главную в жизни опору, супругу Людмилу — с именинником!
Поднимем бокалы за нашего прекрасного друга Михаила, братцы!
Ура, товарищи!

Обкатка ПЛМ Си-Про-Т9,9 на обновлённом Бесёнке.

Здесь будет продолжение темы про реставрацию Бесёнка (см. volnanavolge.ru/blog/1428.html#comment9915 ).
Итак, при полном поощрении (!!!) со стороны супруги, на подаренные сыновьями



средства к моему некруглому юбилею был приобретён подвесной лодочный мотор Sea-Pro-Т9,9 производства КНР. Обзову его Китаеветерком-12 (далее — КВ-12 или Си-Проша), ибо при весе 31 кгс и рабочем объёме двигателя 246 см.куб развивает он по всем бумагам 9,9 л.с. Правда, по словам продавцов, реально с гребного вала (???) снимается ~12 лошадок. Хочется верить…



Цель покупки — кататься на Бесёнке в режиме румпельного управления. Никакого ДУ. Для скоростных покатушек в микролодке с посадкой по-автомобильному имеется Соло-Б2.0 проекта Б-2.
Главная особенность мотора — применение мотоголовы -9,9/15 в сочетании со всем остальным от ПЛМ -9,8, т.е. редуктор, подвеска, струбцины типа Мерко/Тоха/Ямаха/Парсун/Хидея и т.д. на 8,0...9,8 л.с. Это дало снижение веса на 5...6 кило в сравнении с клонами двухтактной Ямахи-9,9/15 (да и самой Я-15). Что вполне по силам становой тяге вашего покорного слуги. На восьмом десятке-то.

И вот, приобретя масло для двухтактной мототехники от ВНПЗ Лукойл-Волгоград и разбавив его 92-м бензинчиком, также от ВНПЗ Лукойл-Волгоград, произвёл торжественный пуск Си-Прошки прямо в гараже, при температуре воздуха +0,9Сº. В присутствии и при моральной помощи (ах да, и при физической тоже — держал «на массе» вывинченные свечи и смотрел на них искру, пока я дёргал за верёвочку...) соседа по гаражу и сослуживца по Транснефти — Сергея Петровича П. Петрович давно принимает участие, фиксируя на смартфон водные упражнения с нашими лодками.
Первый блин: десять-пятнадцать дёрганий/потяжек кикстартера — ноль.
Выкрутил свечи; влажные! Протёр. Рывок, ещё рывок — нет искры. Почесали репу. Переставил чеку — сослепу не до конца вставил… Со словами «Ой!» и прочими… искра появилась. Хорошая притом. Свечи — в свои гнёзда.

Второй блин: со второй потяжки моторчик сказал «дык-дык» на одном цилинндре и тут же — как пулемёт. Ровная строчка, без пропусков, оба цилиндра в работе. НЕ комом второй блинчик!
Почти сразу, но не торопясь, убрал подсос, газ на ноль… Работает. Струйку писающего мальчика — контрольки системы охлаждения — направил ладошкой в подставленное овальное строительное ведро (на три ведра ёмкости, из-под чего-то белого, но отмытого).
Всё! Последний календарный день зимы заканчивается, трое суток после второго укола от ковида-19, могу принять 30 миллилитров коньячку (виски) Прасковейский за успешный пробный пуск Си-Проши. Снять стресс и перевести его в эйфорию.

И тут всплыл вопрос (или всё же вопросик?): при повторном пуске Т9,9 «на бочке» обратил внимание на излив воды из нескольких дренажных отверстий по разъёму «дейдвуд-редуктор» на минимальных холостых оборотах и (внимание!) на угасающую вплоть до нуля струйку воды из контрольного отверстия. Прибавляю обороты — струйка (не струя, то есть) оживает. Однако…
Опыт с Ветерком-8Э подсказывает, а не в уплотнении ли трубки подачи воды по корпусу помпы дело? Короче, снял редуктор (4 болта и сгон резьбовой муфты вверх по тяге реверса), нашёл резиновую втулочку сдвинутой вверх по трубке. Вот так. Похоже, дефект сборки на заводе. Если неаккуратно пару раз снять-поставить редуктор, то можно, при отсутствии смазки на трубке, выдернуть втулку из помпы, а потом, при повторной сборке, просто придвинуть втулку к краю отверстия без натяга и герметичности, т.е. неплотно прижать со всеми вытекающими последствиями потоками воды мимо рубашки охлаждения. Такой косяк в новом моторчике и нашёлся.
Снял втулочку с трубки, вставил в ступенчатое отверстие в крышке помпы, совместив для фиксации приливчик на боку втулки с радиальным отверстием в гнезде под втулку, нанёс каплю-другую консистентной смазки на трубочку и…
Всё?
Не-не-не! Повторно снял редуктор, вымерил зазор между верхом втулки, вставленной в гнездо помпы, и верхом колодца в дейдвуде; разница составила 23 мм; выточил из дюраля дистанционную втулку означенной длины (23 мм) наружным диаметром 17 мм, внутренним 9 мм. Установил редуктор на место, не забыв надеть на водоподводящую трубку новую детальку — дистанционную втулку, исключающую выдавливание резиновой втулки из гнезда корпуса помпы. Вот теперь всё: резиновое уплотнение трубки в гнезде корпуса помпы останется герметичным, с гарантией.

Руки (и голова, к сожалению) дошли до причин события «Переставил чеку — сослепу не до конца вставил…». Их две. Первая — ну очень неухватистая верхняя часть кнопки «Стоп» на румпеле Т9,9, хоть пассатижами тяни, для установки чеки. Вторая — мотор был в магазине единственным, зато в коробке (вскрывали при мне), а оранжевый колпачок кнопки сделан из… материала, лишь отдалённо напоминающего резину; в гараже это оранжевое под руками расползлось, выкинул к…
Зато в мастерской имеется токарный станочек! Полчаса работы, и вот в руках некая тарелочка и кольцо, выполненные из графелона. Он же капролон, но наполненный графитом. Лёгким движением ножовки тарелка делится надвое, брюки превращаются тарелка превращается в два сухаря. Ну, а дальше дело техники; сухари надеваются на кнопку и запираются снизу упомянутым кольцом. От саморазборки сего узелочка фиксируем кольцо на тарелочке вязальной проволокой. Усё, шеф. Стало очень удобно оттягивать кнопочку (буквально двумя пальцами!) и вставлять чеку. Притом безошибочно и с чёткой фиксацией. Вот так выглядит нью-кнопка:









Не удержался, да и порадовал себя ещё разок: купил цифровой «нарумпельный» тахометр производства КНР:



Однако, на румпель примерил и осознал, что это неэстетично и неэргономично: 1) ширина корпуса прибора больше ширины румпеля; 2) табло тахометра смотрится с места водителя под очень острым углом. Вывод нашёлся быстро — поставить приборчик на… сами увидите, куда и как.
Берём кусок холоднокатаного листа стали 08Х13, в обиходе нержавейка, вырезаем две детальки, свариваем их между собой, получаем кронштейн:





Кронштейн ставится вот так, крепится болтом М8х30 и гайкой с капроновым вкладышем на передней рукоятке (? как называется эта деталь?) мотора:



Теперь пилот может смотреть на табло тахометра под прямым углом, а сам прибор лучше защищён от случайных воздействий, нежели на румпеле. Да и провод датчика в этом случае не деформируется при каждом откидывании румпеля, ибо проложен стационарно.



В соответствии с рекомендацией ИЭ по обкатке мотора поставил его на бочку и десять минут аккуратненько погонял на холостом ходу. После недельного перерыва пустился с одного потяга кикстартера, даже до присоединения бензошланга, т.е. на остатке топлива в поплавковой камере. Ну, и слегка, без фанатизма, уже с присоединённым баком, погазовал:



Писающий мальчик писал хорошей, тугой струёй, включая работу на минимальных оборотах. Не зря редуктор снимался!
Ну, и последние минуты работы на бочке. На творческий беспорядок внимание не обращаем:



Приборчик отсчитал первые 10 минут. Настроили. Частоту вращения коленвала показывает адекватно.
Всё, сливаем воду. А то опять морозы накатывают.
До лета! Хотя бы до мая…
Дальше по ИЭ следует, если обкатка идёт на лёгкой лодке, «разогнаться до глиссирования, сбросить газ до n = 3000 +\- 200 об/мин и походить так ~50 минут, временами кратковременно добавляя газ до n/max».
Там же расписано, как нагружать моторчик следующие девять часов до конца обкатки.

До мая ещё далеко. Тем временем устранил пару недочётов.
Недочёт № раз. Выход проводов из подмаховичной платы (основание магнето) заключён в жёсткий кембрик и при манипуляциях рукояткой «газа», т.е. при поворотах сей платы, нижний конец кембрика треплет довольно тонкие проводочки. Пришлось зафиксировать его, нижний конец кембрика, хомутом, установленным под головку одного из «местных» болтов — всё, теперь кембрик обеспечивает плавный изгиб проводков по большому радиусу внутри себя.
Недочёт № два. Защёлка в подвеске фиксирует дейдвуд в рабочем положении на заднем ходу, не позволяя винту вылетать из воды, и освобождает ногу в нейтрали, это нормально. Так на переднем ходу защёлка тоже блокирует откидку мотора! «Эт зачем они её так крепют?» (copyright к/ф «Формула любви») Чтобы при наезде шпорой на подводное препятствия поставить опыт — что раньше сломается: механизм фиксации, струбцины подвески или вообще, транец… На советских моторах фиксация ноги была только на заднем ходу. Исправил ситуацию простым подгибанием языка защёлки тремя-четырьмя лёгкими ударами средней по массе кувалдочки через деревянную проставку. Всё заработало как на любимом Привете-22. ОК!

По мотору Т-9.9 выполнены основные работы в плене подготовки к продолжению его обкатки, теперь уже на воде. Пора заняться подготовкой собственно корпуса Бесёнка к установке Си-Проши.
Аспекта тут два:
1) требуется увеличить высоту транца от ОЛ, ибо проектировался и строился Б-1 в эпоху монопольного присутствия советских ПЛМ (h тр. = 380...420 мм) и полного отсутствия импортных (h тр. = 420...450 мм);
2) наличие в подвеске Т-9.9 миниатюрных струбцин от ПЛМ «младшего» типоразмера, с явно маловатым расстоянием осей винтов от опорной поверхности. Т.е. чашки прижимных винтов могут не уместиться на коренном транце, а усилие затяжки придётся на самый край транцевой доски, что чревато нехорошим распределением нагрузок, особенно на заднем ходу.
Пришлось наморщить ум copyright, да и изготовить из стального уголка 40х40х4,0 мм кронштейн сварной конструкции:





Причудливое расположение крепёжных отверстий вызвано тем, что за 45 лет транцевая доска превратилась в сыр голландский с дырочками, которые так любят мыши и которые попадаются не там, где хотелось бы мне теперь. В плане прочности…
Крепится сей сварной узел вот так:







На непрокрас не смотрим, здесь не играем, тут рыбу заворачивали это место установки стойки в процессе ремонта/реставрации Б-1. По теплу подкрашу под слоновую кость и не только.
Подложил брусок высотой 35 мм:





— и навесил моторчик:



Теперь видно, как высоко относительно старой опорной поверхности расположены чашки винтов струбцин. А ведь возможен и дополнительный подъём мотора. Так что, не зря применён заведомо прочный и жёсткий кронштейн:



Смотрим, как антикавитационная плита мотора расположилась по отношению к транцу и линии киля. В первом приближении пусть будет пока так:





А уж серия заездов в ближайшем затоне покажет, какие параметры навески Си-Про-Т9,9 будут оптимальными.

Поворотное основание (из капролона?) индуктивного датчика импульсов системы зажигания болтается вверх-вниз с размахом ~6 мм. Притом радиальный зазор практически отсутствует. Пришлось изготовить — спасибо другу, токарю Сергею — съёмник маховика: стальной блинчик Ø 72 мм, толщиной 12 мм, с центральной резьбой под болт М12х1,25х30 кл. прочности 8.8, и три винта М6х35 кл. прочности 9.8. С моментом едва ли не в десять килограммометров (дальше боялся обрыва винтов М6, крепяших съёмник к маховику) напряг систему… Удар трёхсотграммовым молотом по головке выжимного болта, и маховик подпрыгнул на пару миллиметров! Ффухх… (Оценил лаконичную конструкцию под маховиком: генераторные катушки системы зажигания и питания бортовой сети, 12 В, стоят неподвижно, поводком от привода дроссельной заслонки поворачивается лишь лёгонькая пластиковая деталька с датчиком системы зажигания. Треплются, изгибаются при манипуляциях рукояткой «газа», только два провода датчика. Разобрать-собрать — не вопрос. Понравилось. И магниты в маховике ну очень мощные. :) )

Замерил щупом осевой зазор в пакете «крышка картера-основание датчика-замыкающая пластина» — 1,3 мм. Однако! Пришлось просить Сергея изготовить ещё и стальное кольцо Ø63хØ42х1,2 мм. Всё, болтанка датчика устранена.









Кстати, в походную сумку с заводским комплектом ЗИП всех советских подвесных моторов входил съёмник маховика! На Привете-22 и многих других он представлял собой втулку с выжимным болтом, которая ввинчивалась в центральное отверстие маховика: и соосность приспособления с хвостовиком коленвала была обеспечена, и компактность заведомо прочного съёмника идеальная. И чего у нас не скопировали?.. Не понравилось.

Теперь, кажется, мотор готов к продолжению обкатки. Или?.. Да нет же, готов моторчик!

С целью оптимизации транспортных операций «эллинг — водоём — эллинг» принято решение возить Бесёнка на прицепе/трейлере, загружая его килем вверх на мотолодку Сармат, как это опробовано с комплектом «гребная лодка ИрисСармат». Проблема заключается в разнице длин Б-1 и Ирис ~0,7 м в пользу последней; решается установкой дополнительного кронштейна (труба 40х25х1,8 мм + она же, распущенная вдоль). Это не миномёт системы С+Б-1:



— опирается на микро-палубу в носу Сармата, т.е. на бак,



— и крепится микро-рым-болтом М10; опоры-укосины — болтами М8х40, вворачиваемыми в пару отверстий внизу носовой/таранной переборки с обратными гайками М8 (которые усиками впиваются в древесину обвязки сей переборки).



Получилось в итоге (если смотреть на лодку сбоку и не учитывать наличие моего ботинка в кадре; изображение перевёрнуто для наглядности), что опора крайней точки форштевня Бесёнка сместилась в корму на искомые 700 мм и поднялась над палубой Сармата на 200 мм — во избежание контакта с консолью и штурвалом:



Вот, жду помощника и конца дождей: будем снимать мотор с МЛ Соло-Б2.0, ставить её килем к стенке эллинга. Сармат — на трейлер и вооружаем японовихрём, аккумулятором и всем остальным. Ставим миномёт кронштейн на Сармат, сверху Бесёнка и — на воду, в Краснослободский затон. Там спокойно, защита от ветра и волн с реки, нормальный спуск. И, страхуя судном сопровождения (Сармат), добираем 50 минут наработки на частоте 3000±200 об/мин. Всё, дальше веселимся по полной, но на топливной смеси 1:25 ещё девять часов. Играя всякими параметрами и обретая навыки румпельного управления.
Пока планы такие. Ах, да: нужно позаботиться о рабочем месте рулевого. На чём сидеть, на что опираться спиной, высота пятой точки от пайола… И т.д.

Продолжение следует.

Раскопки в бывшем моём гараже

По просьбе племянника, нынешнего владельца гаража, где я отстоял более четверти века, произвёл намедни раскопки и обнаружил… нечто.
А именно:





— поперечный набор и ламинированный киль на лодочку охотника/рыболова. А также





— детали и узлы водомётной приставки к микродвигателю «Сунгирь».
Сей ДВС разработки НИКТИД (Научно-исследовательский конструкторский и технологический институт двигателестроения), г. Владимир, планировался как основа для привода целого спектра инструментов малой механизации: духтактник, Vh~45 куб. см, Ne=7500 об/мин, m~2,5 кг, бензин — от А72 и выше, воздушное охлаждение. Производить собирались на ВгМЗ — Волгоградском моторном. Притом было это задолго до появления китайских аналогов и клонов!
И вот, пара молодых ИТР из ЭЦ (экспериментальный цех) предложила разработать пристяжной водомёт к Сунгирю на основе имевшихся на тот момент в производстве штампованных патрубков подачи наддувочного воздуха во впускные коллекторы дизеля 8ДВТ-330. Ну форма этих патрубков кому-то из них напомнила форму водовода водомёта упрощённой схемы, т.е. с засасыванием воды рабочим колесом с вертикальным валом, с поворотом потока на 90 градусов, поджатием и выбросом его уже горизонтально. Для переправ через небольшие речки, рыбалки на мелких озёрах и прочее как бы самое оно! Легко, компактно, конструктивно — проще некуда, дёшево в покупке и эксплуатации.
И ваш покорный слуга составил ребятам небольшую конкуренцию: рассчитал параметры ротора по взрослым методикам, спроектировал, изготовил в ЭЦ трубу с фланцем крепления Сунгиря, с одного конца, и спрямляющего аппарата, с другого конца, вылепил/выклеил корпус водовода со СА (в отличие от собранного из штампованых половинок патрубков); выточил стальную обечайку с направляющим аппаратом и опорно-упорным текстолитовым подшипником ротора; из анкероного болта крепления головки цилиндра того же дизеля — вал ротора. Снимки деталей водомёта, найденных в бывшем моём гараже, вот:



И вверх тормашками, в сборе три четверти:



и в профиль:



Чтобы снять лишние вопросы, фон — лист ДСП, на котором много чего гнулось и ламинировалось:



Хорошее всё же было время! Разрешали творчество прямо на рабочем месте…
А потом были стендовые испытания в чане с водой, с замерами тяги вариантов на швартовых тарированым динамометром. Закупили даже ПЛМ Салют-2Э и тоже — на стенд. Для объективного сравнения.
Как помню, Салют тянул 30...32 кгс, мой вариант — 16 кгс, моих друзей-конкурентов — 12 кгс.
Что и подтвердило известную истину — малые водомёты имеют малый пропульсивный КПД, он растёт с ростом масштаба водомётов и скорости судов с ними.
Ничего в серию не пошло, хотя партию (кажись, 5 экз.) отправили в Якутию, где работали бульдозеры и трубоукладчики с нашими дизелями, на полевые (?!) испытания. Оленеводам, как говорили.
Потом? Потом завод вошёл в глубокое пике, конец перестройки и т.д. Да вы и сами прежили подобное.
А вот деревяшки, что вверху темы, передал бы заинтересованному коллеге безвоздмездно. Мой бывший слесарь-водитель — уже на другой работе — хотел лодочку собрать, да житейские заботы потянули его в другую сторону. Набор сей остался без движения.
Никому не надо? Налетай, забирай!

Осенний тест гребных винтов.

Снова осень, за окнами август copyright
Нет, это середина сентября. Где-то на юге, 17-е число:



На фото вид на дамбу и шлюз между Варваровским (верхний бьеф) и Береславским водохранилищами Волго-Донского судоходного канала им. В.И. Ленина. Если коротко, то ВДСК.
Солнышко. Штиль.
Вода +20...21ºС и — зеркало! А вчера был ветрище, и завтра снова умеренный до сильного. Ухватил-таки погодку!
Воздух, кстати, чуть теплее, +22...24ºС.



Читать дальше →

Володя, с Днём рождения!

Поздравим коллегу BOBKA с Днём рождения!
Здоровья, бодрости, хорошего настроения, интересных походов на Марлине, любимых песен в кругу друзей, удач в делах!
А главное — достроить начатое и спустить оное на воду.

УРРААА, товарищи!

75 лет Победы над фашистской Германией.

Коллеги, поздравляю вас с Днём Победы советсткого народа над фашистской Германией в Великой Отечественной Войне!
Ура, товарищи!


Помянем павших и выживших, всех наших родственников, победивших фашизм.
Поздравим ныне живущих ветеранов. Здоровья им и долгих лет!
Поднимем чарку за нашу ПОБЕДУ!

Реставрация "Бесёнка", часть III.

На повестке дня, как говорится, монтаж пайола методом вклеивания в корпус.
Основа пайола была изготовлена из качественной фанеры марки ФСФ сорта 2/2 толщиной 7 мм. Эта деталь подогнана к корпусу Бесёнка в части снятия малки по боковым кромкам «на нет» — в соответствии с переменным углом килеватости «закрученного» днища от шпангоута № 1 до переборки, шп. № 5.
Таким образом пайол будет нести нагрузку — вес экипажа и багажа — с опорой на листы днищевой обшивки по контуру и на кильсон в ДП.



И будет герметичным, т.е. образуется ванночка с практически плоским дном, удобная для мытья и просушки после покатушек. И придающим корпусу в целом запредельно высокую жёсткость корпусу на кручение и изгиб. При этом (кручение и изгиб) клеевые швы хорошо работают именно на сдвиг.
А вот сам пайол из «семёрки», хоть и с поперечным направлением наружных слоёв шпона, под сосредоточенной нагрузкой (к примеру 90 кгс, как мой вес) может прогнуться на величину, достаточную для разрушения клеевых швов по контуру в следствие поворота сечения фанеры в заделке, т.е. от напряжений растяжения в клеевом шве. Что не есть хорошо; хорошо, когда шов работает на сдвиг. Ибо при сдвиге вся площадь шва равномерно нагружается, а при описанном выше изгибе возникает кромочный эффект, т.е. фактор концентратора напряжений.
Поэтому решено усилить фанеру t=7 мм накладками толщиной 4 мм — в разы увеличить жёсткость «мостиков» и, соответственно, максимально уменьшить их деформации.
Вот и наклеил:



И ведь процесс приятно пошёл! Притягивал накладки (более тонкие и, соответственно, менее жёсткие детали) постепенным смещением «фронта» шурупов справа налево (по снимку), последовательно выдавливая излишки клея и отдельные пузыри воздуха.
Через сутки, после отверждения клея, выверну саморезики и ещё раз стругану по кромкам пайол в сборе.
Всё, смола «встала».
Подправил малковку пайола в сборе. В лунки из-под саморезов поставил чопики из дерьма зубочисток и спичек, пропитал днище лодки и пайол снизу смолой, замешанной на остатках старой порции Этала-45М:



Теперь с лицевой стороны пайола временно закреплю пару технологических рукояток и — ответственный момент! — вклею пайол в корпус.

Анекдот, якобы морской.
У капитана дальнего плавания спрашивают:
— Сэр, правда ли, что выходить в море в понедельник — плохая примета?
— Да полная ерунда! Сто раз отчаливал в понедельники. И ничего!
После паузы, он же:
— Другое дело — пятница, тринадцатое, никогда бы не вышел в море!
Так вот, сегодня пятница, тринадцатое (марта), а я развожу клей и нервно промазываю склеиваемые поверхности пайола и лодки.
Фффух… Вклеил. Даже клей выступил по контуру там, где ожидалось:



Кто интересуется стариной — применил дверные ручки отечественного производства, которым более полувека и которые считались даже неким изыском интерьерным. И которые с честью отстояли своё на транце Бесёнка, нынешнего моего пациента. А фанерные квадратики неправильной формы это «мухи» под головками саморезов, чтобы не делать больших лунок в притягиваемом пайоле.
Теперь пару суток выдержки, до полного отверждения клея. Ну почти. И будем топтаться по пайолу, с трепетом ожидая, что «моннлит» и ничего не треснет с противным скрежетом. Или хрустом?..
Пару дней спустя:







И никакого хруста либо треска даже во время пляски на свежевклеенном пайоле. Монолит!
Обрадовался и начал шпаклевать дно ванночки, заметно расширив его за счёт художественного вырезания реноватором по набору:



Подготовил донышко кокпита к оклейке, зашпаклевал и зачистил:





Получившаяся площадка понравилась: и ходить свободно-удобно, не то, что раньше без пайола, и мыть-убирать будет приятно.
Народ, как думаете, стоит сейчас оклеивать? Или до тепла подождать?
А пока Чапай народ думает, уровень воды в Волге стал на 3,5 м выше ординара. Снимал 31.03.2020, будучи в самоизоляции на берегу:





Неожиданно рано.
И в эллинге стало +12ºС при 19ºС за бортом.
С помощью самоизоляции в гараже, муки пшеничной, высший сорт, подогретой феном смолы ЭД-20, Этала-45М и шпателей выполнил плавный переход реек комингсов кокпита в бимсы переборки:







— и шп. № 1:



Ну, и поставил малюсенькую полупереборочку, оформив окончательно «ванночку» кокпита, с возможностью, если захочется в дальнейшем, установки съёмной крышки/лючка носового отсека.
Выше показаны все углы кокпита после черновой обработки электролобзиком, уж извините. Всё будет шлифоваться, шпаклеваться и… так далее.

Дожили! 32 градуса в тени. Самоизоляция.
Гружу Бесёнка на багажник:











Еду на фазенду. И разгружаю: youtu.be/HTXoiPSAbGw
Чёрная стропка, видная в начале погрузки и в ходе разгрузки, не даёт лодке самопроизвольно скатываться с рольганга под любым углом наклона, от вертикали до горизонта. Облегчение, как-никак, рекомендую. Притом, чем ближе по высоте ЦТ лодки, стоящей на транце, к оси съёмного рольганга, тем меньше нагрузка на руки.
За пару часов работы ленточной и орбитальной шлифмашинками, а также реноватором со шкуркой 80-го зерна, весь в пыли по безветренной погоде, снимаю сорокалетний слой эпоксидки с бортов выше слома:



И начинаю ломать бошку над тем, откуда взялись вот эти трещины.





Т.е. в 1977-м обшивал Бесёнка пусть и строительной, но нормальной фанерой.
О! Вспомнил! Покрывал борта со старой/родной палубой повторно, не в 77-м, а лет тридцать назад. Подновлял лодочку… А то, что ниже линии слома борта, не перекрывалось, только ремонтировались мелкие коцки и пара небольших… пробоин выше ватерлинии.
Пайол подождёт! Сначала оклею верх, потом дошпаклюю днище мукой пшеничной (высчега сорта!) на смоле, чтоб смело хранить Бесёнка на фазенде, под старым тентом от бассейна, в зарослях sunglasses. (Бассейн не я делал! Зато там приятно пускать модельки, а не только...)

Пайол подождал-подождал, да и оклеился. Стеклом. Практически без пузырей вот такого вида:





Кокпит ждёт нескользяшки.
Лето настало в полный рост. Даже дожди первой недели июня законцились.



Хочется на воду (которая, кстати открыта). Но на очереди следующая операция — оклейка новой деки. Не так много работы, но ответственность выше: «палуба» всем видна, в отличие от днища. Которое, днище, то есть, практически готово (зашпаклёвано и зашлифовано) к финишной шпаклёвке и окраске.

Ну вот. Дека с бортами выше слома оклеены. Подробности технологического процесса — в комментарии от 7.06.2020 г.







Была лодочка в стиле «серый низ, белый верх», а стала…



Ничего, будет в итоге раскрашена как минимум в три колера.
Впереди увлекательный процесс: шпаклёвка-шлифовка-шпаклёвка-шлифовка-грунтовка-покраска-раскраска, не очень любимый, а куда крестьянину податься? copyright
Будучи милостиво отпущен с дачи, покрыл финишной шпаклёвкой верх Бесёнка:





Четыре часа работы в тёплом боксе (+32ºС при открытых воротах), и пудра от Юрия (коллега malez69, спасибо!) со смолой сотворили маленькое чудо!
И ещё четыре часа удовольствия и — оп-ля, верх практически можно красить. Что характерно, чуть вода в Волге начала спадать, мошка появилась. И сразу озверелая…



А рукомойник, рукомойник-то, крррасавЕц! Отцовский. Сороа годков как и не бывало:





Если ничто не помешает, типа поездки за внуком в Ленинград, то пора купить автомобильную краску (серебристого колера?...) да и покрасить Бесёнку деку. И полачить полимочевиной с отвердителем.
А там и до остальной наружки рукой подать. Днище, транец, борта ниже слома.

Так. Концепция слегка поменялась.
Спасибо Владу, по его ссылке ребёнок в Питере (Где я? Это Ленинград? Город на Неве?.. copyright) через пару дней забирает/отправляет супер-краску, лодочную, нам с Тихометром (привезли-таки внука на машине!) сюда, в Сталинград. Потому, времени не тратя даром, готовим корпус к покраске методом шпаклёвки/шлифовки/подмазки/шкурения вручную и орбиталкой и, есс-но, грунтовки.
Результат конечный сего процесса (ну почти...) см. ниже:





Традиционно, на фоне белого рукомойника автомобиля:



Сбившись в счёте итераций выше приведённого процесса, принимаю волевое решение: прекратить! И загрунтовать корпус от киля до слома борта (дальше баночка грунта закончилась).
Таким образом, распрощался с грехами молодости в виде аутентичных потёков смолы, отдельных пузыриков под стеклотканью и тому подобного, пройдясь по загрунтованному шкуркой Р-320.
Уффф!
Перевернув Бесёнка вниз ногами килём, заматовал слегка кокпит, т.е. днище с пайолом, под покраску.
Пока всё. Ждём с нетерпением краску из Ленинграда.
Нетерпение такое, что еле-еле — с помощью супруги — удержался, чтоб не спустить Бесёнка просто в дачный бассейн… Для выявления его истинной ВЛ с грузом Тишки на борту.
Пока ждал белую краску, не удержался, добил банку «кобальта»:





В бассен спустить не сульба… Жена дороже! Встала, сами знаете, чем и как. pensive

Покрасил в два слоя приехавшей из Ленинграда белой (марку краски см. выше) и также в два слоя — лаком:







Блестит! Местами… Ну не маляр я.
Да и схему окраски изменил бы немного: понравилось, как выглядел корпус за счёт широкой белой ленты малярного скотча, слившейся с белыми бортами, когда линия тёмно-синего опустилась к килю…
Может быть, посмотрим.

Первый слой ПФ-115 цвета слоновая кость в кокпите и рецессе:







Баночка закончилась… Главное — хоть так, но завтра спуститься бы! Мотор с бензобаком уже в багажнике.
А слои ещё добавятся. Но потом.
Наступило завтра.
Закинули Бесёнка на воронье гнездо багажник, привезли на берег Волгоградского вдхр. Точнее, в бухточку у села Виновка. Ибо на море волны с барашками.
Сбросили. Саша снял ролики, которые оформил в один ютубовский.
Заранее прошу не кидатьсчя шайками: бензин с маслом три года простоял в гараже, мотор не выставлял, винт не подбирал.



Все счастливы! Включая меня.
Ну, 10..12 км/ч имеем, в одного ходить по тихой воде — вполне, но с внуком — явный перебор. В смысле перегруз для трёх лошадиных сил. «Пятёрка» либо «шестёрка» были бы прямо в масть.
А дальше будем посмотреть.
Однако, молодой чел на пляжике подходил, интересовался судном… К чему бы это?

Продолжение… следует? А надо?

Реставрация "Бесёнка" или Сорок лет спустя.

Да уж…

Недавно попытался наживить проволокой пять деталей лодочки проекта Б-3, которую собирался методом СиС построить для семилетнего внука. Сделал пяток скруток по килю, приторочил кое-как транец. Вспомнилось, как мучился с джек-шпротом лет тридцать назад, и стало совсем грустно: всё вихляется, весь этот карточный домик, три или четыре шаблона напрашиваются, а рейки выдержанные кончаются…
И тут осенило — есть же в гараже на бывшей даче родителей аутентичный Бесёнок! Жив-здоров, висит себе на тросиках весь сухой, ждёт меня.
Дача нынче принадлежит племяннику; звоню ему: — Санёк, дай ключи или давай вместе лодку заберём, погрузим на багажник, привезём в город… Он: — Дядь Жень, я дал Бесёнка другу покататься. Лодка за Волгой, у друга на даче. Отвозили на Ниве, а теперь друг Ниву продал…
Вот зараза!
Делать нечего, в пятницу, тринадцатого (чуете денёк-то!), поехали с родственничком за лодкой. Привезли, сгрузили в старый гараж. Поставил килем к стенке. Машина помещается, уже хорошо.
Можете посмотреть:



Читать дальше →

О жизни и весне.

Я сегодня походил по обмелевшей Волге (летний ординар уровня воды, минимум, по утрам до 15-ти см в плюсе от ординара — ГЭС регулирует). И это в последний день весны! Ну, и окунулся. Прохладнее, чем в Береславке, но ничего не полопалось…
Сбросил Соло-Б2.0 в новом для меня месте: и не далеко, и слип широкий — целиться прицепом на заднем ходу приятно.
Штиль, зеркало. Едешь, +32, солнце африканское, а воздух как из духовки. А то — прохладно, когда на траверсе выход балочки к реке.
И узнал, заскочив в одну из лодочных стоянок, что этой весной скончался заядлый лодочник-самодельщик и рыбак, мой второй по счёту нач. КБ, Жуков Борис Иванович, 1938-го года рождения.
Царствие небесное! Ему и другим лодочникам и рыбакам, не дожившим до нынешней навигации.
Осенью нашёл-таки номер его сотового, договаривались с ним, с Б.И., что покажу ему Соло-Б2.0 на ходу. Не довелось.
А вчера мы похоронили моего младшего брата, Илью Владимировича Данилова.
15.05.1956 — 26.05.2019.
Заядлый был охотник, любитель дружеских компаний, отец единственного сына, Александра, моего племяша, и дед двух внуков. Единственный, кому удалось перевернуть мою первую лодку — в компании с такими же пацанами-шалопаями, восьмиклассниками, кажись. Без меня, само собой.
Любитель жизни.
Какая-то полоса утрат пошла. Давно живу.
Но будем жить, братцы!
У меня десятый внук на подходе.