Самодельное ДУ поворотом подвесного мотора. Часть I.

На соседнем дружественном форуме (стр. 9, сообщение 220) рассказывается о моей гребной лодке «Ирис» с самодельным дистанционным управлением газом, переключением нейраль-ход-нейтраль, а также поворотом моторчика Ямаха-3. Успешная эксплуатация лодочки навела на мысль: — а не собрать ли подобное ДУ поворотом ПЛМ для мотолодок с моторами мощностью до 20…30 лошадиных сил?
Основные идеи следующие:
– уйти от покупных систем с натяжными тросами или тросами типа «тяни-толкай», рулевых машинок, «кочерёг», металлопластиковых штурвалов (баранок), с их завышенным весом, прогрессирующими зазорами/износами, да и солидной по нынешним временам ценой;
– использовать самодельные рулевые тяги с закрытыми (от пыли и влаги) шаровыми шарнирами «от автопрома», стандартные шарикоподшипники закрытого типа, материалы, которые можно купить на строительном рынке или в магазинах типа OBI либо Леруа Мерлен;
– получить прогрессивную характеристику рулевого управления – с большим передаточным числом в околонулевой зоне и с меньшим i, т.е. с ускорением, при повороте мотора ближе к «право-/лево на борт».
Схемка ДУ на «Ирисе» была такая:



На «более серьёзные» мотолодки думаю сделать дистанционное рулевое управление ПЛМ следующим образом:



Итак, баранка в стиле болидов автомобильной формулы F-1 вращается на шарикоподшипниках совместно с эксцентрическим шкивом, перемещающим посредством тросиков носовую поперечную рулевую тягу впрао/влево, т.е. поперёк корпуса лодки. На втором конце этой тяги шаровой шарнир, закреплённый своим пальцем с гайкой на переднем рычаге качалки. Тяга наклоняет двухрычажную качалку, установленную продольно в корпусе лодки также в шарикоподшипниках. Качалка вторым своим (кормовым) рычагом через кормовую рулевую тягу и поводок поворачивает мотор. Кормовая рулевая тяга практически повторяет конструкцию таковой, применяемой в рулевых трапециях автомобилей.
Для необходимого поворота мотора на ±35º от ДП достаточно назначить следующие размеры элементов ДУ:
– угол поворота баранки ±90º;
– диаметр штурвала по оси рукояток 280 мм;
– малый радиус шкива эксцентрического в секторе ±30º от ДП составляет 46 мм, по крайним точкам – 72 мм;
– ход рейки (носовой рулевой тяги) 185 мм;
– радиус (длина) поводка подвесного мотора 200 мм;
– ход кормовой рулевой тяги (хорда траектории переднего конца) 210 мм.

С учётом того, что тросики (см. верхние элементы схемы) натянуты, обеспечивают беззазорное перекатывание друг по другу рейки и шкива, а также передачу минимально приемлемых усилий, можно сказать, что получили механизм как бы по схеме «зубчатая рейка-шестерня» с прогрессивной характеристикой.
Конструкция штурвала наборная, клеёная из фанеры, с пустотками внутри, лёгенькая, 260 граммов:



Конструкция эксцентрикового шкива аналогичная, склеен он эпоксидной смолой из пяти слоёв фанеры:



В качестве рейки взята метровой длины труба квадратного сечения 15х15 мм с толщиной стенки 1,5 мм из сплава АД-31:



Длина свободного конца рейки определится по месту, при компоновочных работах в конкретной лодке. К нему, свободному концу рейки, будет затем прикреплён вкладыш с резьбой М10х1 для ввинчивания хвостовика шарового шарнира. Как и остальные шаровые шарниры, этот представляет собой половинку стойки стабилизатора поперечной устойчивости от легкового автомобиля. Любого, практически. И вот тут-то самое халявное место (!) в моей схеме: знакомый с автосервиса вынес небольшую охапку изношенных и выброшенных стоечек… Но! Как правило, из двух шарниров одной стоечки хотя бы один не имеет износа, туговат при шевелении за палец… А то и оба – набил под резиновый чехол консистентной смазки, распилил пополам, нарезал резьбу, и в дело! Сама кормовая рулевая тяга будет выглядеть примерно так:



Тело тяги – круг Ø12…14 мм из того же сплава АД-31.
Подшипниковый узел штурвала выполнен на шарикоподшипниках закрытого типа размерности Ø52х Ø40х7 мм, «миллионной» серии. Детали, ступица и корпус, изготовлены из капролона, круг Ø72 мм:



Россыпь мелких подшипников будет использована в подшипниковых узлах качалки, а наружная обойма от постороннего подшипника использована как дистанционная втулка между «миллионниками» в ступице, которая весит в сборе менее трёхсот граммов:



Здесь шкив надет на ступицу, вставленную на подшипниках в корпус:



Для фиксации тросиков от проскальзывания по шкиву будут изготовлены резьбовые прижимы.
Вообще-то тросик здесь применён один, с запрессовкой концов в отверстия шпилек М5, которые ввёрнуты в сухарь (капролон), за который выполняется натяжение одним винтом М5 этой равновесной тросовой системы – левый на фото конец рейки имеет капролоновый же ролик. Чем и выравнивается система.
После запрессовки тросика в наконечники последние были поочерёдно закреплены в тисках и испытаны на вырывание; моих сил не хватило, чтобы их сдёрнуть каждого поодиночке, а уж при работе в паре…
Поворот мотора будет ограничиваться стопорами, но не на самом моторе, а упорами на баранке штурвала. Для надёжности…
Наш коллега Шурик натолкнул меня на идею применить в качестве элемента, передающего вращение от носового рычага качалки к кормовому, трубой, но не круглой, а квадратного сечения. Где-то квадрата стороной 30…35 мм со стенкой 1,5…2,5 мм из того же АД-31 будет достаточно. А на рычаги пойдёт тавровый профиль 40х20х2,0…3,0 мм. Всё есть в Мерлене. Да и скрепление элементов качалки в единую сборку в этом случае возможно выполнить на винтах/гайках, без аргоно-дуговой сварки. Ну а уж выточить детальки подшипниковых узлов качалки – дело техники и времени. Сами узлы будут вклеиваться в корпус по месту.
Крепление и угловая фиксация эксцентрикового шкива на ступице будет выполнена заодно с баранкой штурвала болтами через дистанционную (-ные) втулку (втулки). Но, для правильного, красивого расположения крепежа на штурвале и обеспечения при этом горизонтальности этой формульной баранки в нейтральном положении, а рейки – в середине хода и мотора – в положении «прямо», всё это будет размечаться на… лодке, которую собираюсь строить на замену старине Бесёнку.
Догадайтесь с двух раз: откуда взялись обводы и параметры Бесёнка-2? sunglasses
Вот такие мы странные люди, конструкторы: фанера ещё только закупается, а ДУ уже делается.
Так что, за попкорном, и на вторую серию. Которая, вполне возможно, раньше случится у Шурика с моим ДУ, но на его Физкультурнике.

PS: кому нужны будут подробности, эскизики сброшу.

PPS: Поколебался, да и соединил ступицу, эксцентриковый шкив и баранку в единый узел — рулевую колонку, прикинув угол смещения горизонтальных осей штурвала и эксцентрика чисто по прорисовке:




Продолжение следует…

Загрузка картопа на кар.

Есть у меня три лодки, две из них вполне на ходу – Сармат с Хондой BF-20 и Ирис с Ямахой-3. На форуме «Катеров и яхт» в теме forum.katera.ru/index.php?/topic/35573-opyt-ekspluatatcii-samodelnykh-motolodok/, сообщение № 220 на стр. 9, рассказано, как перевозится на прицепе комплект из обеих лодок. Но если хочется задействовать лишь гребную лодку, то как-то нелогично, хлопотно и… в общем, дурь – сорокакилограммовую лодочку возить на прицепе массой 180 кг.
На моём KIA Soul имеются релинги, пластиковые, красивые, но крайне непрочные. Что-то перевозить на таком «верхнем багажнике» на десятки километров не реально. Потому решил заменить их полноценным стальным багажником. Устройство состоит из стационарных продольных балок, постоянно закреплённых на штатных местах крепления релингов (по две передних и по три задних шпильки М6), и двух поперечин, ставящихся при необходимости перевозки «негабаритных грузов».



Читать дальше →

Закрытие сезона мокрой воды... (риб)

Собственно о нем родимом и пойдет речь)
Итак она звалась… сорри Аэро восход 350. В основном выбор был сделан из-за вкусной цены в 55т.р. ну и заявленной килеватости в размере 27/17, что в принципе очень похоже на правду, ибо покупка еще одного баджера спортлайн 370 тянула на вполне внушительные 66 косарей, согласитесь, что торг тут не уместен copyright.
К покупке подходил весьма основательно, было проработаны несколько вариантов как и по самопальному изготовления так и по покупки люмишки мелкой из новоделов и как то раз при поездке на своем стареньком баджере с семьей на ТА сторона в не достаточно спокойную погоду я на секунду задумался и представил себя и палубный балласт))) в фанерной скорлупке или амг5м и знаете парни мне стало как то не уютно и это меня сподвигло посмотреть в сторону рибов. Да пофигу что полунадувастик, да пофигу что по мнению многих РИБ начинается после 450 размерчика, ибо тягать мне приходится в одну весьма скромную по размерам харю размер был определен в 350-370см.

Читать дальше →

День рождения рукодельника 80-го уровня!!!

Человека с золотым сердцем, отзывчивой душой, трудолюбивыми руками, Владимира BOBKA , поздравляем с Днем Рождения!
Пусть все дороги ведут к успеху, а все планы воплощаются в жизнь на максимальной скорости!

Строю лодку Север 420



Добрый день коллеги самостройщики. Решил выложить небольшой отчет о моем строительстве. В прошлом году загорелся постройкой лодки, долго выбирал проект, выбрал Север-420, но и этот проект решил переделать под себя.
Поскольку я инженер строитель, и понимал что знаний по судостроению не хватает, а у нас строителей есть такая поговорка: «Что бы не было п… жу, делай все по чертежу», все таки отступил от этого правила, за что и поплатился некоторыми ошибками и отклонениями. Пока что получается вот как то так.
В прошлом году вырезал заготовки, и не хватило времени и смелости начать проект. Но в этом году решил твердо достроить. Сейчас постараюсь выложить фото или ссылку на них, что уже получилось.




На прошлой неделе выполнил первый спуск лодки на р. Лугаhttps://www.google.ru/maps/@59.117429,29.2987351,3a,75y,90t/data=!3m8!1e2!3m6!1s20048719!2e1!3e10!6s%2F%2Flh5.googleusercontent.com%2Fproxy%2FNrPJ6OBSAr5qcO30Bp5mDQX1tIpKJJ5N0JsylD2kTHQuUGMk12KwdCbtQWFLRQ_FgLLney9J99cjNz3E24xbkIVQQyFFDg%3Dw203-h152!7i2560!8i1920?hl=ru Дерево в углу место спуска. Мотор Меркури 15М 2 т, винт родной 9х9, установлен тахометр на провод свечи, течение на реке значительное, один в лодке (83 кг), 15 литров бензина. Выход на глиссер при скорости 18,3 км в час по течению и 23 км в час против течения. Максимальная скорость 43 км в час по течению и 37 км в час против течения.Показания тахометра 5940 об. Второй пассажир 100 кг, по течению выход на глиссер при 23 км в час, максимальная скорость 34 км в час, против течения максимум 30 км в час, в общем для двоих или троих слабоват будет, нужно 25-30 л.с. Виде отчет сделаю в следующий выезд и выложу в ютюбе.

Физкультурник. Первый тест.

Вчера, лодка доехала до Волги. Как это было, можно посмотреть на фотографиях, народ по дороге шеи выворачивал.
Погрузили вдвоём, хотя у меня были сомнения, но друг Гриша, за что ему огромное спасибо, сказал всё отлично и мы тронулись.




На лодочной скинули, первый раз коснулась воды.



Читать дальше →

Катамаран в стиле А. Назарова

Итак, побывав на территории бывшего деревообрабатывающего завода им. Ермана, познакомился со строительством большого (по нашим меркам) катамарана – 13,5 на 4,5 метра. Строит бригада человек около четырёх, обводы взяты из предыдущего ката восьмиметровой длины. Т.е. тупо купили проект (весьма неподробный) у канадцев несколько лет назад, по описанию построили, испытали и продали – успешно. Тот первый кат попал в жестокий шторм на Волге, рядом причаленные лодки и катера потонули либо были сильно побиты и пробиты, а кату – хоть бы что…

Читать дальше →

День рождения нашего главного конструктора.

Поздравляем нашего главного и лучшего конструктора Михаила (jeeet ) с днём рождения! Пожелаем ему здоровья, благополучия и будем ждать новых проектов красивых лодок.
Ура!

Болталка (о разном)

Думаю что бы не засорять другие темы.
Кто был на нашем ботшоу? все как всегда для мажориков? Видел сюжет по вазовскому ТВ, ничего для себя полезного не увидел(, зачем, к чему все эти супер-пупер яхты, народный класс немного попроще от нырков и до 5 метров))))