Физкультурник.

Начну потихоньку рассказ о строительстве.

Долго я шел к этому, но так как опыта строительства не имел, решил начать с чего-то простого. Не вдаваясь особо в муки выбора, перебрал в сети от «Саргана» и катика «Лангуст», до Радуги-34 и АКЛ.
Чем больше я погружался в эти дебри, тем запутанней становилось. Читая форумы КиЯ и мотолодка, наткнулся на Михаила (jeeet ). На тот момент я не знал, что ВОВКА уже начал строить своего Марлина, а возникло желание построить лодку по проекту Михаила, так сказать на зло скептикам. В конце 2012-го года я наткнулся на проект Наноспидстер. Лодочка понравилась, списался с Михаилом и получил проект.
Сразу приступать к строительству не стал, да и у Михаила начался творческий порыв или прорыв, в сети стали появляться картинки очень интересных лодок.
Понравился Кэтбот. Узнав о нём более подробно, решил, что буду его строить, но отсутствие опыта да и гараж в том состоянии, которое сейчас, остановили мой порыв.
Разгреб все, что смог, промерил и понял, начну с малого. Если не получится, то не так обидно, а если все нормально, то будут и следующие.

Начал с того, что из картона склеил модель 1 к 10-ти, понравилась, даже макнул в ванну, нагрузив 400 г:



Теоретический чертеж.



ТТХ
Длина наибольшая 3800 мм
Ширина наибольшая 1560 мм
Ширина по транцу (используется в расчётах максимальной допустимой мощности по ГОСТ) 1500 мм
Ширина по скуле 1200 мм
Угол внешней килеватости днища у транца 22,5 градуса
Пассажировместимость:
максимальная 3 чел.
нормальная 2 чел.
Допустимая мощность двигателя 30 л.с.
Рекомендуемый диапазон мощностей 20-30 л.с.
Допустимая высота волны (по ГОСТ) 0,6 м

Еще пара картинок, что должно получиться:





Почему физкультурник?
Спортивный вид и повадки, но до мировых рекордов не дотягиваем, рыбку ловить с неё не получится, валкое глубокое V. Делаем вывод: физкультурник, для быстрого перемещения и покатушек.
Расчет на получение скоростей 60-70 км/ч под 30 л.с.

Стремимся к этому, но с более скромными движками.



Строительство.

Распечатал шпангоуты и кильсон на принтере, но были проблемы с размерами, пришлось ручками дорабатывать до нормальных размеров.
Купил 4 листа ФСФ s=4мм. (вся лодка будет из неё).
В конце ноября 2012 г. начал все переносить на фанеру и выпиливать:







Как стало совсем холодно, все бросил до весны.

Апрель 2013 года.
Когда стало теплее, вернулся к строительству.
Допилены и подготовлены все шпангоуты, заготовки под транец:



Расчертил кильсон:



Как температура позволила, склеил его:



Заготовил рейку 20Х15 мм, около пятидесяти метров.
Окантовал все шпангоуты.





После чего всё убрал в сторонку.

Транец.

Почему выделил отдельно?
Транец выполнен не совсем в том представлении, как многие думают.
Представляет из себя сендвич фанера/пенопласт/фанера.







Вес транца, если помню, около 5 кг.

Раз речь зашла о весе, разовьём эту тему.

Я не поленился и взвесил каждый шпангоут перед установкой на стапель.
Шпангоуты: 1 — 0,617 кг.
2 — 1,190 кг.
3 — 1,235 кг.
4 — 0,980 кг.
5 — 0,930 кг.
6 — 1,368 кг.
Кильсон без окантовки рейкой — 1,8 кг.

Итого 8,120 кг весь набор. Много это или мало, каждый решает сам. Как по мне, то для «физкультурника» это хороший показатель.

Стапель собран из бруса 40Х40 мм:



Выставив на кирпичики в ноль, довольный, я убрался из гаража.
Это пример, как не нужно делать. Но тогда мне казалось, все супер.

Дата закладки «Корабля» 6 мая 2013 года.
Установил первый шпангоут:



Все делалось по старинке, без лазеров.
Добился точности 0,5 мм по скулам.
На следующий день поставил ещё один:



Так как настил у лодки ровный, в одной плоскости, взял два правила и прикрутил их, после чего высоту остальных шпангоутов ловить не было необходимости.



Делаем пропилы в кильсоне и шпангоутах. Вставляем, все играет, перекашивается, не лезет, чуть выругался, встал, выдохнул.







Вот так закрепил кильсон в носу:



Дальше нужно это все скрепить. Заготовлен уголок 15х15:



— и так все шпангоуты.





Кильсон приклеен, теперь его нужно окантовать рейкой. По килю брусок 20х20 мм с двух сторон. Там где будет настил кокпита рейка 15х20.
Делаем вот такие пропилы:



Примеряем, стараясь сделать так, чтоб брусок входил с натягом:





Вклеил с одной стороны, через день с другой:



Загнуть брусок 20х20 мм в носу не получилось, первый почти загнулся, но в самый последний момент сломался… Сделал пропил, после чего он согнулся без проблем. Развёл эпоксидку и, добавив древесной муки, набил пропил этим составом, все вклеил.
Дальше нужно окантовать рейкой кильсон там, где будет настил.
Что и было сделано:



Для установки транца продолжил окантовку рейкой кильсона:



Как другие ставят транец, я не знаю, придумал такую конструкцию:





Дальше клеим, фиксируя струбцинами и шурупами:



Малкуем транец и киль:







Помните кирпичики под стапелем?
Когда стал малковать киль, я вспомнил про них. Стапель норовил слететь с них при каждом проходе рубанка по килю.

Строим дальше.
Теперь нужно поставить скуловые и бортовые стрингера. По проекту 20х25 мм, гнуть цельный брус не вариант, помня об опыте с килём. Купил рейки 15х20 и 10х20 мм.
Длина рейки 2 метра, нужно сделать 4 метра, клеил на ус, фотографий не делал.

Разметил пропилы в шпангоутах и выпилил. Приступил к установке стрингера:



Приклеивал на эпоксидку с древесной мукой и с запрессовкой шурупами:



Приклеиваем вторую рейку. Наносим клей на обе рейки, даём впитаться, ждём 10-15 минут, наносим ещё раз смолу на рейку, которая ещё не на корпусе, и притягиваем её струбцинами. Эпоксидку наносил кисточкой шириной 20мм, удобно и чисто. После стягивания струбцинами излишки клея удаляются шпателем или тряпкой.



Повторяем ещё три раза и получаем вот такой скелет:









Продолжим.

Клей полностью схватился, я неделю не подходил к лодке. А что дальше?
Дальше нужно отмалковать весь набор. Маленьким рубанком, на глаз, снял лишнее. После от транца, потихоньку, продвигался в нос с помощью шлиф машинки; шкурка с зерном 60. Для контроля провел маркером по кромке шпангоутов.
Из ламинированой ДСП изготовил шлифок длиной 700мм и шириной 80мм.
Шкурку прикрутил не на всю длину шлифка, а лишь 400-450 мм, к одному концу шлифка ближе. С помощью него доводил окончательно, как только линия от маркера начинала исчезать, переходил на следующий шпангоут. Из остатков фанеры выбрал кусок шириной 20 см и в длину перекрывающий три шпации, которым проверял прилегание будущей обшивки к набору.
Показать на фотографиях не могу, получилось так, что не делал их.

В работе:



Дошли до обшивки, начал с бортов. Бумагу решил не переводить, контуры листов причерчивал по набору. Вырезал с припуском 5-8 мм. Соединял на ус, склейку делал на корпусе:







Покажу склейку:



Она же с обратной стороны:


— шкуркой еще не доводилась поверхность.

Борта готовы для приклейки к набору:



Купил ещё 2 листа фанеры и из них заготовил детали днища.
Стыковал заусовкой:



Красный кружок, это место заусовки, фанера в этом месте загнулась не очень плавно:



Прилигание к скуле:



Не сильно придавливаем. И, о чудо! Всё на месте:



Отложил в сторону обшивку днища, стал делать пропилы под подкладки и сами подкладки:



Посмотрел на дату, 29.07.2013г. это последний день когда я строил лодку.
На машине уехал на наш юг.
Вернулся через 2 недели. В гаражном массиве отключили электричество, стройка встала.
В сентябре смена жилья, переезд к родителям, ремонт в новой квартире, так в 2013-м и не получилось продолжить строительство.

Вернулся к строительству только в мае 2014 года.

Продолжение смотрим тут

32 комментария

avatar
A-shurik Лодка нравится, скорее бы ее увидеть живьем, да еще желательно и на воде. Пройти с ней рядом. Плиты прикольные, буду делать подобные для себя. Складные бы сделать… :)
avatar
Влад, я уже говорил, если будет время, всегда рад. Плиты пока не планирую, они для старта не регулируемые.
avatar
Да, для стартов при полной нагрузке — оттого и такие крупные ;)

Управляемые транцевые плиты, натурально, были бы предпочтительнее, но только очень лёгкие.
avatar
Алексей, я надеюсь ответил.
avatar
Может и на руках буду, но тогда с колесиками у транца. ;-)
avatar
Начинаю выкладывать фотки ну и как, да что делал.
avatar
Уменьшались размеры при распечатки. По ширине листа все было нормально, но вот по длине размер убегал в меньшую сторону. Я думаю это связано с проскальзованием бумаги.
Например при длине кильсона 3,8 метра, на выходе получил на 4 см меньше.
avatar
Странно, Саш, я когда на Марлин распечатки делал всё сходилось плюс/минус полмиллиметра. Распечатывал в профессиональной конторе, где студентики свои дипломы, в основном, печатают.
avatar
Мне просто так распечатали.
avatar
Ну да, обычно сходятся распечатанные лекала.
avatar
Саш, согласись, что пропилы проще сделать сразу, ещё до сборки лодки, до установки деталей на стапель.
Кстати, ты такой прибор как «реноватор» пробовал?
Бошевский-чума, правда и стоит… до кризиса червонец стоил :(
avatar
Владимир, соглашусь, но в проекте их не было, все по месту.
avatar
Это потому что микро-спидстер в бесплатном варианте :( Все эти прорези требуют внимательности, потому время на них уходит… вот я и облегчил себе работу.
avatar
А дальше еще интересней.
avatar
Ага, опрятность постройки сильно радует! Приятно дело с такими строителями иметь.
avatar
Спасибо, продолжаю рассказ.
avatar
Младший брат похож на старшего )))
avatar
Как писал Алексей «Все лодки Михаила узнаваемы, так сказать имеют авторские черты… » Назовем мини марлин?
avatar
Назовем *Минимар?
Вообще название лодки, это творческий и увлекательный процесс.
Я называл свою лодку Trident, потом появились такие катера.
Да и я срезал центральный спонсон, поэтому так и осталось кодовое название Овощ. :)
avatar
Есть еще варианты, но это после испытания. Михаил этот проект назвал красная ракета.
avatar
На сколько я знаю RedRocket, это не название конкретной лодки, это название КБ, если я правильно его понял. Он не откликнулся на мое письмо, видимо ему не интересно. Мог бы прояснить многие вопросы. :)
avatar
Может и КБ, я таких тонкостей не знаю, я вижу что Михаил уже 10 дней не заходил на КиЯ. Возможно и почту не видит, проблемы с интернетом? такое возможно?
avatar
Ну да, Red Rocket — это почти все мои лодки ;) Названия отдельным проектам я не даю обычно… просто внутренний шифр, к примеру, этот микро-спидстер проходит как VSS3.8v.2 — «very small speed craft», «сверхмалая быстроходная лодка», длина 3,8м, версия 2.
avatar
На самом деле старший — маленький, твой корпус младше.
avatar
Ошибочка, сейчас посмотрел, был на форуме сегодня.
avatar
Ага, тоже видел его пост по дизелям! :)
avatar
Приветствую!

Ну вот… я отдохнуть пытаюсь ;) 14-й год тяжёлым был, неприятным :( Вот и устал я.

Сайт я посмотрел сразу же, так что, Влад, мне интересно, даже — очень интересно, другое дело, что сил не хватает на всё.
avatar
Михаил привет! :)
Помнишь наши неудачные попытки сделать сайт? Может форма не совсем и подходящая, но здесь есть все для минимального стартапа.
Вливайся по мере возможности, можешь презентировать свои проекты здесь в своем блоге.
Пока у нас маленький и уютный междусобойчик, но без троллейбасов & фантомасов.
Порекомендуй, кого из самостройщиков можно пригласить сюда?
avatar
Помню ;)

Сайт — штука нужная. Но с ним нужно работать: наполнение, обслуживание… в конце-концов, очень хотелось бы что бы кто-нибудь наваял несколько онлайн-калькуляторов для расчёта винтов, сопротивления корпусов типовых и т.п. мелочей. Любительские нужны они перекроют.

Материалы для калькуляторов я могу дать, лежат у меня книги и статьи, но программировать я не умею вообще :(

А по блогу… посмотрим ;) Мне уже пора поактивнее продавать проекты для любительской постройки, понемногу накапливаются и фанерные, и легкосплавные.

Микро-спидстер вот испытает строитель, настроит… а там можно будет выложить сюда собственно документацию проекта, а то я раздал где то 20-30 экземпляров, а отчитывается только один человек (за что ему спасибо!) ;)
avatar
A-shurik ссылочку не забудь проставить в конце этого топика на новый (2014).
avatar
Ну так… не все на самом деле. Из лёгкого сплава или пластика совсем другие. А фанерные я на основе буквально двух вариантов силовой схемы делаю, отсюда и сходство: набор в основном продольный, вырезы облегчения большой площади… и т.д. и т.п… ;)
avatar
Спокоен как удав, после кормёжки. wink
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.