Моя водомоторная история, часть 2

Тагуан-2

Загруженность по работе и бытовые неурядицы не позволили мне начать строительство осенью. Всё началось уже после новогодних праздников.
Как всегда плаз, разметка. Стоп! А почему нос так низко? Надо поднять! Так, а почему нос рубленый? Надо скруглить! И корму полукруглую лучше, как на Радуге делал. В общем, Тагуан превращался в Тагуан-2, то есть в то, что мне хотелось.


Да и в конструкцию я внёс кое-какие изменения, например, продлил стенки рецесса, чтоб они передавали нагрузку от мотора на днище, разгружая транец.



Днище обшил 6мм фанерой, остальное 4ка, даже транец, за исключением самой транцевой доски, конечно.


Переворот — дело эпохальное)))


Компановка «чистарыбацкая»)))

Лодка была построена в исторически сжатые сроки, всего за три месяца, уж больно я к отпуску спешил.





Да, кстати, несколькими годами позже, уже в Я/К Круиз, я нашёл догнивающий корпус изначального Тагуана, папы, так сказать)))
Вот и фото сохранилось:

Найди десять отличий)))

Но, вернёмся к моему Тагуану-2
Конечно, по сравнению с Тритоном это была лодка! Скорость как на Радуге, волна до 0,3 почти незаметна, манёвр…
А вот, с манёвром не всё так хорошо оказалось. При вхождении в поворот на полной скорости лодка, как положено, входила с хорошим внутренним креном, пройдя четверть круга, лодка неожиданно спрямлялась и винт терял упор. Надо что-то делать. В мастерскую, на операцию!
И понеслась, советы на КиЯ, собственные измышления. Резать к чёртовой матери, не дожидаясь перетонита!

Разметил/прицелился…

И рубанул.

Под нож попали и продольные реданы. Заделал.

Заделал, а почему б не покрасить? А, коли лодка любимая, на неё и «Интернешенала» не жалко.

Сделал рамки остекления, из ясеня выклеивал
Поначалу хотелось и кокпит поярче/повеселее сделать:

Но, что-то уж больно весело получилось, перекрасил в серый, так поспокойнее

Вот, какя ляля получилась:

Поехал испытывать на Волгу, в Саратов, к дяде Валере.



Очередные испытания принесли полное разочарование, зря пилил, думалось тогда мне :( Вот, что я писал тгда на КиЯшном форуме:
Лодка с четырьмя пассажирами на борту выходит на глисс с ужасным переходным режимом, впятером если кто-то не «висит» на носу не выходит вообще( и это с «Сузукой 30»). В прежнем варианте подобных проблемм не было( а стоял убитый Вихрь-30). Вдвоём-втроём таких прблемм конечно нет(хотя переходной режим всё равно чуствуется) НО балланс все равно нарушен! Ходить приходится в основном с «прижатым» к воде носом и поджатым к транцу мотором иначе лодка начинает дельфинировать. Если нос приподнять то вдвоём на 13" винте обороты двигателя 5500(в одиночку так вообще максимальные 5600 крутит(как на фото)) но встреча с любой, даже небольшой волной приводит аппарат в состояние маятника. С опущенным носом обороты падают до 5100-5150.(ЖПСом не обзавёлся поэтому и говорю по тахометру)
Есть и приятное: вертеться она и вправду стала лучше, но на полном ходу эффект описываемый мной ранее повторился, причём с такой силой что мой зад оказался без моей воли на соседнем кресле (слава Богу что все эти выкрутасы я проделываю один), поэтому я всегда, как на заднеприводной машине, перед поворотом торможу а с середины поворота начинаю «открывать газ»
Причину всего этого вижу в том, что взяв за основу для переделок «БК», я совершенно не учёл то что у «БК» килеватость к корме уменьшается, следовательно подъёмная сила, возникающая на более плоской корме, приблизительно равна подьёмной силе, возникающей в пусть тримаранном, но более килеватом носу. А у меня то дурака МОНОГЕДРОН 21град.
Вот и получилось, что носовая часть обладает огромной подьёмной силой а корма «тонет».
Мореходность от этой переделки пострадала больше всего. Когда идешь по волне то вспоминаешь хождение «в одиночку, на румпеле» на «метле»(Казанка М) или на «резинках», когда каждая волна стремится подкинуть твой нос повыше а ветер развернуть тебя подальше от намеченной точки.
Даа… «И опыт — сын ошибок трудных»
Но, что ж делать? В мастерскую, на операцию!
Тут уж я не стал слушать советчиков(или антисоветчиков))) с КиЯ, а всё сделал по собственному разумению:
Опять пилил


Опять клеил

Оклеивал и красил:

Испытания показали… Да! Угадал, получилось! И выход на глисс и отсутсвие дельфинирования, да и остойчивость, относительно изначального варианта изменилась мало. Мореходность? Стало получше, чем в изначальном варианте, то есть до 0,3 очень хорошо, до 0,4 терпимо, дальше — экстрим.
Грузоподъёмность? Вот, смотрите:

И с таким экипажем я вышел на глисс! Мотрор был максимально поджат к транцу, винт стальной Солас НьюСатурн 13". Фоток самого глиссирования нет, потому как, пока вышел на режим, успел прилично отойти от лагеря и фотать было некому. Но свидетели этому — мой тогдашний экипаж, который сам «прибалдел» от того, что с такой массой глисировали (один дядя Рашид, что на носу сидит, больше 120кг весит))

Но, надо признаться, что вывести перегруженную лодку на режим глиссирования было крайне сложным делом. Ведь, как оно происходит: В переходном режиме любая лодка задирает нос и, при недостаточной мощности движка надо переместить тяжесть на нос, чтоб чуть приопустить его, а вот с этим у Тагуана беда… начинают замываться плоские носовые участки и внутренние своды тоннелей, смоченная поверхность резко возрастает, растёт соответственно и сопротивление, лодка «вязнет» и не едет. Перемещение живого балласта (коим и служил, в основном, сам капитан(сам свои команды быстрее выпоняешь)) приходилось проводить с точностью до сантиметров, вылавливая состояние пока нос совсем не «увяз». В общем, без «танцев с бубнами» не обходилось)))

Остались фотки «стандартной перегруженой» покатушечной нагрузки Тагуана 5 человек + шашлык+мангал+уголь+посуда+и т.д. + 20-25литров в баке и 20 л. канистра.

Светловласый юноша на корме — Женя Фомин, тоже самостройщик (мы с ним через КиЯшный форум познакомились), вот Тагуан и Женин Пиран идут параллельным курсом:
Именно благодаря Жене Фомину я попал я Я/К «Круиз», что в Капотне (за что ему огромное СПАСИБО) и теперь мог кататься не только во время отпуска, мой сезон теперь с мая по октябрь.



А на Москва-реке волну больше 0,2метра надо ещё поискать.

На Тагуане я славно шалил:

На нём же я впервые в жизни самостоятельно шлюзовался:


Ходил на нём в поход до Оки (140км в один конец+4шлюза и 2 разводных моста).


Для Москва-реки и Оки это вполне неплохая лодка:

Но для Волги она была «жидковата», к тому же, купленый по случаю, Эвинруд Е-Тек 60 не давал мне покоя, хотелось новых скоростей, да и спать в лодке было моим давнишним потаённым желанием, пришло время строить что-то новое.

Но, перед тем, как перейти к «Марлину» я хочу вспомнить её пару водомоторных историй.

Компромисс
Есть у меня дружёк-приятель хороший, прживающий в славном посёлке Линёво (бывший Гусенбах) Волгоградской области. Во времена постройки/перестройки Тагуана он работал охранником того учебного заведения, где я преподавал и где находится моя мастерская. Устав от постройки, когда происходил какой-нибудь «затык» в строительстве я приходил к Лёхе, он наливал мне кофе, давал в руки гитару и мы пели и пили кофе. Вот так посидишь, попьёшь кофейку, поорёшь песен, покуришь, глядишь и мысли в порядок пришли и понятно как с проблемой в строительстве справиться, понимаешь что и как делать, как «затык» обойти.
Ну, вот, отвлёкся. Лёха — страстный рыбак, обазил все окрестные речки, благо их там, в Волгоградской области много: Медведица, Терса, да не упомнишь всех. Загорелся он, глядя на меня, себе тоже маленькую лодочку построить, под вёсла, а даст Бог, и под мелкомотор.
Я предлагал ему джонбот, но он категорически отказался, сказав, что такую упаковочную коробку он бы и сам себе слепил. Стали листать КиЯ, нашли «Компромисс-2» — неплохой проект. Но я был бы не я, если б не внёс улучшения/изменения. В результате длина выросла с 3,2 до 3,55м а обшивка днища получила небольшую (15мм) прогибь.


Конечно, строил, в основном я а Лёха помогал (вот он, на фото), но наружнюю оклейку с феном он произвёл сам и произвёл неплохо.


И повёз он её к себе на родину, испытывать

Лодка очень неплохо ходит под вёслами, но после того, как он приехал к нам, когда мы были на Волге
и мы дали ему попробовать пройтись с Мерк 2,5 он загорелся покупкой мотора.

Мотор впоследствии был куплен Ямаха 3 (который Мальта), самый «настоящий» из мелкомоторов, с упрвлением газом на настоящем румпеле а не «ползунком» как на МеркоТохах.
Выявился вот ещё какой момент — это необходимость установки скуловых брызгоотбойников, без них носовой бурун доходил до привальника (при двух-трёх человеках на борту). Брызгоотбойник сделали из ал.уголка 20х20 и прикрепили через герметик на нержавеющие шурупы.

9 комментариев

avatar
Отличное повествование.
avatar
Присоединяюсь к оценке рассказа и истории в целом. Плюсик.
avatar
Ребят, спасибо за тёплые отценки :)
Сейчас ещё фоток в статьи подкину, нашёл на домашнем компе.
Это ж хорошо, когда картинок побольше ;)
avatar
Вовка, мощные топики зарядил! :)
Респект.
avatar
Сегодня ездил к Димке, нашёл фотки про грузоподъёмность Тагуана, пришлось дополнить ;)
Жаль, что у Ивана, на мотолодке, нельзя топики корректировать, нашёл у Димки фото Марлина с ходовым тентом
avatar
Где то ты ещё выкладывал ссылку на видео с ходовым тентом, снимали со второй лодки… там ещё у тебя штурман такой серьёзный, вся в розовом и чуть ли не бантом ;)
avatar
Миш, я сам это видео найти не могу, обыскался.
Да и фотки с малой пропали, когда комп очередной раз рухнул.
Одна надежда, что может быть на какой-то из карт памяти остались.
avatar
У меня оно на винтах лежит. Могу через скайп передать. И фотки кое-какие твои.
avatar
Давай, сейчас в скайп выйду ;)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.