Моя водомоторная история.

По совету друзей я приобрёл автомобиль Москвич.
Ой, стоп, чего-то не то пишу)))
По совету Влада я решил начать свой топик, в коем поведать о моей водомоторной истории.
Всё началось в те далёкие годы, когда деревья были большими а страна, в которой мы жили, называлась Союз Советских Социалистических Республик. Это был 1982 год, мне исполнялось 10 лет, когда я с родителями поехал в очередной отпуск.


Местом отпуска оказалась тур.база в Волжских разливах, под Саратовом. Основным развлечением была рыбалка, а добраться до хороших мест лова можно было только на гребном «Фофане», благо лодки на базе присутствовали с избытком.
Отец, отслуживший срочную в подводном флоте, обучил мня хождению под вёслами и, надо признаться, что мне это дело так понравилось, что я остатк отпуска был основным гребцом в нашей семье.

К тому же, отец договорился и я в первый раз прокатился на моторной лодке, катере, как тогда говорили, это был предел мечтаний)))
С тех пор я не пропускал возможности походить под вёслами, в парках отдыха, на турбазах, везде где была возможнось я с удовольствием занимался этим делом.
Где-то в эти же времена я впервые увидел в киоске «Союзпечать» журнал «Катера и яхты» и упросил родителей его купить. Сколько там всего было интересного! Катера, лодки, парусники, истории всякие, технические вопросы, в общем, всего не перечесть. С тех пор родители регулярно покупали мне свежие «КиЯ» а я рисовал лодки.
Впрочем, рисовал я не только лодки но и самолётики, багги и т.д, выписывал «Моделист-конструктор»(помните такой журнал?) и, конечно, занимался моделизмом, в основном авиамоделизмом. Авиация, в конечном счёте, и пресилила, я поступил и окончил Московский Авиационный Техникум. Я благодарен судьбе за учёбу в нем, благодаря технарю я знаком с аэродинамикой, конструкцией самолётов, с расчётами на прочность и главное, том меня научили думать, понимать как оно всё работает.
К своей детской любви к лодкам я вернулся совершенно неожидано, в 27лет, успев пособирать самолёты Су на опытном производстве, отслужив армии и, уйдя с завода, переучиться на столяра 6го разряда.
А произошло это вот как:

Малыш
У меня есть очень хороший друг Димка, дружим с ним уж больше полжизни, а у Димки отец, дядя Валера. Ну так вот, прихожу я как-то к ним на дачу, поднимаюсь на второй этаж и застываю в недоумении… Передо мной стоит самый настоящий стапель а в стапеле шпангоуты…
— Ексель-моксель, дядь Валер, это что, под какой мотор, спрашиваю.
— Да вот, говорит, Вихрь 30 по случаю достался.
Тут я вообще в осадок выпал. Проект-то, швертбот какой-то из журнала «Сделай сам», размер 3,05х1,2м, корма узкая и под тридцатку.
— Нет, говорю, не пойдёт, вы хоть корму расширьте, как мидель-шпангоут все, что за ним сделайте.
Прислушался ко мне дядь Валера, переделал шпангоуты и поехали они её регистрировать. Вот, кстати, на переднем плане этот картоп:

30ку им, конечно на этот тузик поставить не разрешили, только 8й Ветерок, ну да ладно, и то неплохо. Меня в том году в отпуск не пустили, уехали они в отпуск, на Волгу с картопом но без меня :(
Вернулись они, конечно, полные впечатлений и рассказов, травили мне душу, а я всё спашивал: «Лодка как?»
— Нормально, говорят, только, сидя в одиночку на корме на глисс не выходит, приходится вперёд шаг делать, да ещё валкий больно.
К следующему отпуску я провёл ряд мер по улучшению лодки: сделал и установил транцевые плиты 200х150 и наклоном 5градусов и пенопластовые були.
И вот, о чудо, я лечу на Малыше )))

Это был мой первый отпуск на мотолодке и понеслась)))
На следующий год было решено построить лодку под имеющуюся 30ку.


Радуга
Перелистал все, сохранившееся с детства номера «КиЯ» — нет, ничего не понравилось. Записались с Димкой в центральную политехническую библиотеку, перерыли всю, имеющуюся там подписку КиЯ, понравившееся ксерокопировали.
Потом собрались на «совет стаи», по решению совета была выбрана Радуга-50, дядя Валера даже сшил её модельку из картона.
Проект Радуга-50 довольно необычен по методу постройки, он собирается из пенопластовых деталей, то есть, сшей и склей из пенопласта, затем оклей.
От такой технологии мы решили отказаться в пользу классического фанерного самостроя. Мало того, мы решили уменьшить размеры и построить лодку в размере 4/5, то есть 4метровую. Определили шпацию как 400мм и я стал расчерчивать плаз, опираясь на длины обшивки.
Норисовал я плаз, дядя Валера стал собирать шпангоуты на даче а я, с помощью Димки, выклеивал на работе форштевень и заготавливал/возил на дачу материал.
В полуразобраном парнике установили стапель, обшили фанерой, стеклотканью… и у меня на работе случился очередной аврал, всё что выше привальника дядя Валера достраивал без нас. Квадратишь-практишь конечно, но на ходовые не влияет.
Вот единственная сохранившеяся фотка:

Что сказать о «Радуге», испытателем её довелсь быть мне, ещё без лобовика, без дистанции, на румпеле. Ощущения непередаваемые, после Малыша это просто ЧУМА: скорость, манёвренность, мореходность! Я летел по волжской 30сантиметровой волне, совершенно её не чуствуя, разворачивался с полного хода без всяких проскальзований кормой! Диаметр циркуляции составлял чуть больше двух длин корпуса! Это была сказка.
Но в статике лодка получилась крайне валкой, нет, перевернуть её было невозможно, но она постоянно стояла с креном на левый или правый борт. Чуть, полшага, сделал в сторону и крен поменялся. Виной тому была моя ошибка в вычислениях(помните, как я описывал, что строил шпангоуты по развёрткам корпуса?), в результате которой килеватось оказалась больше 25градусов, обе скулы никогда не были в воде, лодка опиралась то на левую то на правую скулу.
В общем, как срезюмировал дядя Валера: Да, ребята, на ходу у нас получилось глубокое V а на стоянке глубокая Ж )))
Тритон
Судьба распорядилась так, что дядя Валера вернулся на свою историческую родину, в Саратов, а как в Саратове без лодки? в общем, Радуга осталась ему а я забрал прицеп.
Но без лодки то я уже не мог!
Пришлось, в срочном порядке, строить новое плавсредство, да и Димка подначивал, давай мол, себе новую построим, чтоб от Старого не зависеть.
Ну, тут уж я почуствовал себя достаточно знающим и решил спроектировать следующую лодку самостоятельно (как же я был наивен)))
Проект рисовался по вдохновению и совершенно «от балды», то есть:
Разговор по телефону:
— Дим, сколько длину-то делать?
— Да я думаю метра три с половиной.
— А ширину, метр сорок пойдёт?
— Да, маловато, мож пошире?
— Метр пятдесят? Метр шестьдесят?
— Ну давай.
Как-то так это всё происходило. В результате родилась лодочка 3,6х1,6м (1,46 по скуле) с килеватостью 12градусов. Помятуя о валкости Радуги, я специально решил построить лодку с относительно малой килеватостью.
С лёгкой руки, вернее, с лёгкого языка Димки, лодка получила имя «Тритон» или ласково «Тритончик», за характерный изгиб в линиях привальника и фальшборта.
Первый же год, под Н-23 (взяли у Димкиного шурина) показал, что лодка получилась неудачной, она тяжело выходила на глисс, была подвержена дельфинированию.
В мастерскую!- сказал я и опять началась «работа над ошибками».
Кринолины, длиной 0,35м исправили выход на глисс, но всё равно, это было не то, не та лодка, которую хотелось. Она отставала от Радуги во всём, в скорости, в манёвре, о мореходности, вообще, говорить не приходилось, та ещё «зубодробилка» была, хорошо она ходила только по глади. Хорошо, но медлено, правда остойчивость была на высоте, для рыбалки в самый раз, да и забираться в лодку с кринолинов было очень удобно.
Переделывать её дальше было безсмысленно и к следущему сезону я ограничился косметическим ремонтом и покраской Тритончика (не самой удачной).


И поехал в очередной отпуск:

Что же построить нового? С этим вопрсом я ложился спать и вставал больше года.
Дяде Валере (он тогда жил уже в Саратове) вместе с домом досталась подшивка «КиЯ». И вот, во время этого отпуска, когда Тритон стал синим (созрел))) мы втроём, нет вчетвером, мой сын Вася тоже участвовал, читали/перечитывали подшивку КиЯ.
— А, может эту?
— А этот как?
— Вовк, мне всегда хотелось Бостонский Китобой построить, мож его?
— Да, там поверхности двойной кривизны.
— Но, смотри, люди же как-то строят.
— А вот, смотри, почти БК и конструктор толковый, В.В.Вейнберг
— Ну ка, дай посмотрю.
— Пап, красивый.
— Как называется, Тагуан?

Вот, заснял я этот творческий коллектив на природе:

С этого момента и началась история Тагуана, вернее Тагуана-2
Окончание статьи volnanavolge.ru/blog/25.html

5 комментариев

avatar
Он, вообще бесподобный был, дядя Валера. Это он нас, охламонов к лодкам пристрастил, правда, про меня говорил: «Ты, чёт, Вовк, сильно увлёкся»))) Вот уж два с половиной года без него, пипец как его не хватает.
Знаешь, он мне как второй отец, главный мой учитель по жизни, мы с Димкой постоянно его цитируем, да и в поступках всегда подумаешь «а Старый так бы поступил?»
avatar
Особенно, когда подопью и компания хорошая )))
avatar
Леха, ты гитару главное найди для похода…
Я ваще валяюсь, молчал молчал и тут два таких приличных топика выдал. :)
avatar
Пока заняться нечем, можно и пописать ;)
Жду чертежей.
Я там топики потихоньку дополняю фотками, да и текст чуть правлю/причёсоваю, благо такая возможность есть ;)
avatar
Аналогично!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.