Выбор лодки.

Горожанин и лодка. Поиск оптимального судна для отдыха на воде.
Мысли вслух.


Идя навстречу пожеланиям трудящихся (форумчан), начну разговор на тему выбора судна (лодки, если по-русски) для рекреации горожанина. Кто-то разовьёт тему, кто-то скажет: — А зачем? Посмотрим…
Начну не с Адама и Евы, но с середины пятидесятых прошлого века.
Лето. Сидим мы, значить, в заводском детском саду на горшках перед приходом за нами родителей, ждём… И вот гудит второй гудок (паровой, на котельной) – завод заканчивает первую смену, мы кричим – «Пять двадцать, пять двадцать! (вечера, тоисть)», значит, вот-вот нас заберут… Приходит отец, его друг дядя Миша, мы с Ольгой, моей подружкой, отклеиваемся от горшков, напяливаем трусики и ускоренным шагом идём с родителями вокруг завода на берег Волги. Там у знакомого бакенщика дядя Миша забирает мотор о трёх лошадях, взваливает его на плечо, а отец берёт пару вёсел, тоже на плечо. Спускаемся с крутого берега к реке. Дядя Миша снимает замок с цепи, привязывающей деревянную лодку-великовражку к вбитой в грунт свае, прикручивает на лодку подвесник. Забираемся в лодку с острыми носом и кормой: мамы, папы, мы с Олей; отец садится на вёсла и гребёт к левому берегу наискосок, чтобы меньше сносило течением. А дядя Миша начинает верёвкой с палочкой на конце заводить мотор… Отец гребёт, дядя Миша дёргает… почти до середины реки. Наконец мотор заводится, вёсла укладываются по бортам, лодка весело и, главное! – гораздо быстрее, чем на вёслах, бежит к Щучьему прорану, рассекающему Сарпинские острова перпендикулярно течению.
Дальше – до заката наслаждаемся всеми прелестями Волги, жары, воды, разогретого чистейшего песка… дети купаются в застругах с тёплой водой, взрослые бесятся и заигрываются в Волге. Все успевают накупаться, обсохнуть, отряхивают песок с тряпиц и одежды и… лента перематывается назад: отец на вёслах, дядя Миша дёргает, мотор заводится, переправляемся на правый берег, причаливаем. Лодка – на цепь, мотор на плечо, вёсла в руки, всё – бакенщику… Идём домой, все устали. Но отдохнули! Засыпаем счастливые.
Мой брат ещё не родился. ГЭС ещё не возводится.
Через лет этак пятнадцать строю первую свою лодку, находясь под воздействием магии Волги и помня, как вчера, о чём рассказал выше. И не задумываясь над вопросами, которые хочу поднять ниже.
Они, горожане, желающие отдыхать на воде и рядом с водой, разные бывают: с автомобилем и без, с гаражом/мастерской и без, рыболовы и рыбоненавистники, парусники, мотолодочники и гребцы-любители. А также более обеспеченные и победнее, идейные самостройщики и убеждённые любители «фирмы»… Пенсионеры, в конце концов! И живущие на берегу/в отдалении/совсем далеко от любимой акватории. У акватории с диким необорудованным берегом; с причальной стенкой; с возможностью заехать колёсами трейлера в воду по крутому/отлогому берегу или культурному слипу.
Особняком стоят господа, имеющие материальные, финансовые и организационные возможности содержания лодок в яхт-клубах и на стоянках. Но стоимость такого содержания как-то до неприличия возросла за последнюю четверть века…
Мне лично, вы и сами уже знаете, ближе трейлерное содержание лодки в специальном гараже, он же и мастерская. Но не будем ударяться в частности…
Итак, выбирает человек, что ему иметь в смысле размера лодки, а дальше неизбежно возникают вопросы хранения, транспортировки, спуска/подъёма, заправки, путевых расходов.
Если у человека нет лодкоместа в ЯК или на стоянке, то ему прямая дорога в трейлерщики. При условии, конечно, наличия в семье автомобиля-тягача; обычно это постфактум. И тут встаёт проблема выбора массогабаритных и мощностных характеристик судна.
Реально машинки классов A, B, C (от Таврий и «восьмёрок» до Форда Фокуса, с одним ведущим мостом) могут тягать прицеп с лодкой массой не более 600 кг, ну 700. Всё, более тяжёлый трейлер в воду не загнать и надёжно из воды не вытащить. При обычном весе собственно прицепа 150…200 кгс на лодку в полной комплектации остаётся 400…450 кгс, хотя это многовато с точки зрения надёжности выезда на берег с лодкой на прицепе. Есть возможность буксировать прицепы автомобилями упомянутых классов и потяжелее, если они снабжены тормозами инерционного действия. Но не потянут возок из воды на берег! Лично мой опыт говорит, что в этом случае реально стоит ограничить вес лодки величиной 300 кгс; можно ещё чуть пригрузить возок, к примеру, второй лодкой, которая снимается при спуске/подъёме «основного» судна и процесс не усугубляет… Да и на дороге такой облегченный автопоезд ведёт себя безопаснее.
Получается (с точки зрения наличия авто указанных классов), хорошо бы иметь лодку (водоизмещатель/полуглиссер/глиссер) длиной до 4,5 м, ну пусть 5,0 м, с мотором до тридцати, ну пусть до сорока лошадок, массой в пределах 30…75 кг. И потребление горючего такими моторами, особенно четырёхтактными, таково, что одним и тем же рейсом можно завезти и судно, и всё снабжение, включая заправленные запасные бензобаки. Стоимость такого комплекса для отдыха на воде, включая трейлер, мотор и лодку, вполне сопоставима с доходами условного владельца жигулей/логана/фокуса/короллы. И эксплуатационные расходы «он» потянет.
Следующий вариант: человек имеет «Ниву» или какой-то другой кроссовер того же «сцепного веса». Тогда, по-моему, рассуждая аналогично изложенному, можно замахнуться на больший прицепчик и большую лодку – длиной до 6,0 м, с мотором 50…70 л.с., ну пусть будет сто лошадок. Хотя прокормить этот табун уже втрое, а то и впятеро станет дороже, чем в первом варианте.
Не забудем, что хранить лодку наш условный владелец кроссовера будет или на улице (на стоянке?) под чехлом, или в гараже с внутренней длиной хотя бы семь метров – уже нестандарт. Или товарищ живёт за высоким забором, в фольварке с хозблоком и гаражом (гаражами?) любого желаемого размера… И уже совсем не товарищ.
Третий класс (уже вариантом назвать опасаюсь) видим весной, летом и осенью на дорогах, ведущих из ЦО на юг, к Дону, Ахтубе, дельте Волги: большие внедорожники буксируют двух- и трёхосные прицепы с лодками и катерами любой мыслимой длины, максимальной разрешённой ширины по ПДД, 2,55 м или даже больше, с мотором/моторами от 150 л.с. и до… «на все деньги». Не наш случай. Кто-то из нас даже и строил такие лодки на заказ, но не для себя.

Продолжение следует?

Следует!
Пусть не совсем по теме, но…

Свадьба наша с моей единственной состоялась 28 апреля 1972 года, когда мы учились на четвёртом курсе политеха.
На второй день мы с утра поздоровались с гостями и втроём с другом-однокашником, Валерой, отчалили на дачу к моим родителям — отоспаться и покататься на лодке (так и не вооружённый парусом швертбот «Мотылёк», 3,3 м, да ещё и без шверт-колодца) под пятисильным ПМ «Прибой», по Береславскому водохранилищу.
Водоём этот — средний из трёх в системе Волго-Донского судоходного канала имени В.И. Ленина. Где-то 9,6 на 0,9 км. С соседними соединён прорытым и облицованным по берегам камнем и бетоном каналом шириной около 50-ти метров.
Ну, притащили вдвоём с Валеркой на своих мощных плечах лодку на берег. На небе — ни облачка. Вода — зеркало, температура её уже под 20ºС — у нас лето рано начинается; воздуха — около 25-ти. Оставили молодую жену мою сторожить лодку и пошли за моторчиком и снабжением…
Пока ходили туда-сюда, начал подниматься ветерок, появилась рябь, а потом и волны.
Собрали в кучку судно, я дал кружок «для прогрева и проверки систем», жене молодой сказали, что прокатимся до входа в канал, чуток по каналу и вернёмся… Ну, типа, на часок.
Отчалили. Пенелопа (Ирина, то есть) помахала платочком и осталась на пляже — ожидать меня, как и положено по сценарию.
Плывём. Водоизмещающий режим, как принято говорить. Вошли в канал, подгоняемые хорошим ветром, не ветерком уже.
И дует, зараза, восточный — вдоль канала… Уже под метр волна, брочинг, слеминг и серфинг, как говорится. При высоте борта 180 мм от скулы. Понимаем, что не потонем: берег-то в считанных метрах. Но лодку жалко!
Обмениваемся впечатлениями, уже перекрикивая шум ветра. Адреналин! И уже понимаем (я-то уж точно!), что обратно против урагана нам не попереть.
И тут мотор как-то быстро заглох. Или «поймал клина» в просторечьи. Натурально заклинил!
Причалили к необорудованному берегу, проще сказать, выбросились на камни. Где-то километрах в восьми от Береславки, в канале, то есть…
Вытащили лодку, сняли моторище (19 кг массы), бензобак, всё сложили под кустами, растущими по высоким берегам канала, и стали определяться, где мы и насколько глубоко вляпались.
А ветер уже реально воет! Метров 15...20 в секунду. Может, и больше.
Определились: вылезли на траверзе знаменитого посёлка Прудбой, старинного места ещё казачьих военных сборов и учений. Ага, так это по трассе Калач-на-Дону — Волгоград, 8…9 км до того места (Новый Рогачик), откуда до дач примерно 7 км пешком… Ну, и до трассы от канала с полкилометра.
Вышли на трассу, проголосовали, какой-то грузовик почти сразу подхватил нас с Валерой. Дальше пешком.
Быстрым шагом, за час дотопали. Дача пуста. Бегом на берег!
По бережку ходит моя молодая жена, смотрит вдаль, в сторону входа в канал, и… правильно, безутешно рыдает, полагая себя вдовой молодою, на третий-то день после свадьбы.
В общем, утешал, как мог. Всё про себя услышал, но главное – как меня любит.
Потом посмотрел на водоём. Волны вдоль водохранилища до неба (ну, может, поболее метра), все в пенных барашках… Стало совсем совестно и – задним умом — страшновато. Но кто же знал, что погожее утро превратится в ад?
Через пару дней мы с дедом моим на его Москвиче-402 с верхним багажником привезли лодку и всё остальное из кустов на канале. Разобрал движочек – сгорел нижний подшипник шатуна верхнего цилиндра. Осенью мы с женой поехали на ГАЗ, проходить преддипломную практику; там, в Горьком, в Спорттоварах были, как ни странно, запчасти практически ко всем советским моторам в широком выборе. И я всё купил! По возвращении с практики отремонтировал, мотор до самой продажи работал как часы, ни разу не подвёл.
А почему заклинил? В КиЯ прочитал, что нельзя игольчатые подшипники КШМ двухтактных моторов собирать с применением пластичных смазок (солидола, как я сделал): она долго не вымывается бензином топливо-воздушной смеси, а обороты таковы у роликов, что требуется жидкая смазка, уж никак не консистентная, вот и горят… А надо было «приклеивать» ролики на сливочное масло, которое после сборки мотора легко и без остатка вымывается горячей водой.
Про тот ветер добавлю.
Он дул ещё три дня, неся просто тучи пыли из казахских степей. Народ, поддерживая политику родной партии и Советского правительства и не взирая на сильнейший ветер,, исправно пошёл на Первомайскую демонстрацию, где все белые капроновые рубашки перекрасились в коричневый цвет… Потом наступила сушь и жара, знаменитая тем, что была первой с довоенных времён. Но 40ºС держались пару месяцев! И ни одного дождя…
Мы с Валеркой в июле как раз попали в эти самые лагеря в Прудбое в том памятном жарком 72-м. Так, как там в столовой, я не потел никогда в жизни: жара, суконная форма со стоячим воротничком гимнастёрки (послевоенная, с дивизионных складов), кирзовые сапоги, пища огненно горячая… Броня танков давала реальные ожоги; политзанятия проводились на берегу речки Карповки и заключались в купании. Причём, раз на третий мы перестали снимать х/б, а только разувались: прыгали в воду, охлаждались, вылазили на берег и обувались; потом строем шли с километр в расположение (армейские палатки, каждая на восемь-десять курсантов), к концу маршрута форма практически высыхала – такой был суховей… И пыль из-под гусениц как пудра, до небес.
И мораль: не лезь в двигатель, пока он работает. А то – улучшение, форсировка… я двигателист, с закрытыми глазами любой мотор перебираю…

9 комментариев

avatar
Всё по теме, тема создана для поиска, той золотой серединки, которая в наших реалиях, позволит в полной мере насладится отдыхом на воде и не разорительно для кошелька.
avatar
Да, конечно, первый вариант наиболее необременителен и изначально я выбрал именно его, слиповался «Волгой 3110» без проблем, но стоило пересесть на «Короллу» с передним приводом, и слипование стало задачей посложнее, появилась ручная лебёдка. Пересаживаться обратно в «Волгу» уже как-то не хотелось, в мастерской стоял Эвинруд 60 и ждал своей лодки, да ещё приятель продавал ХюндайСантаФе и махнул я свою Короллу на этого бегемота, перешёл, так сказать в другой класс.
Слиповался я теперь без проблемм, но удовольствия от езды не получал, да и жрал этот СантаФе как минимум в два раза больше Тойоты, рулился вообще отвратительно, впрочем, чего взять с этого чемодана.
То есть, Евгений, конечно прав, говоря о том, что «следующий вариант» втрое или впятеро дороже оказывается.
Но, возвращаться в «первый», уже сложно, пожалуй, только очень сильные финансовые затруднения смогут меня туда вернуть. К тому же я с большой любовью отношусь и к Эвинруду своему и к Субару Аутбек III.
Кстати, я рассказывал, нет? У меня в том году на лодочной забавный случай произошёл: Капошусь я, значит, с лодкой (на берегу, на прицепе), подходит мужичёк, ну и зацепились языками, о том, о сём, что лодка самодельная и т.д. О — говорит — какой у тебя мотор оригинальный, классный, конечно, но, блин, необычный как Субару. Я улыбаюсь и показываю ему свой автомобиль.
Ну так вот, я отвлёкся как всегда, мне мой Эвинруд Е-Тес настолько по душе, что когда стало понятно, что он не очень подходит моему «Марлину» я заложил новую лодку )))
Думал и о 3м, предлагали на лодочной несколько «водоизмещателей» от 8 до 11 метров, но нет, не моё, сколько ни ходил на них а удовольствия не получаю.
Возможно, если лодочную разгонит злойСабянин, перейду опять в «первоклашки» но остаюсь пока в «следующем варианте, 2м классе».
avatar
Да, забыл добавить, что «болезнь роста» началась после вступления в ЯхтКлуб.
Не вступи я в «Круиз», так бы и остался в «первом классе».
avatar
Есть ещё варианты:

1.Знакомый вступил в бесплатный клуб… бывает. Хранение — нет проблем. Т.е. можно задумываться над лодкой, которая будет уже на верхней границе «маленьких лодок», т.е. 7-8м.

2.Другие знакомые живут в своём доме, держат 9м катер «на огороде», до реки им порядка 5км, возят микро-трактором. Слип — с электролебёдкой. Катер — старый пластиковый «кроссовок», из которого выкинули чугунные ДжиЭм и повесили на транец 50л.с. ПЛМ. Ходят за 10км от слипа «на шашлыки» и «покупаться».

3.Видел людей, которые держали 7-8м лодку на стоянке в 1км от реки, тягали вообще чем-то вроде мотоблока (одноосный трактор), цепляли тягач якорем (почти метровые уголки, забываемые в почву) и спускали и вытягивали лебёдкой с приводом от мотора тягача.

4.На море несколько человек держат лодки в 2км от берега, арендуя у поселянина кусок поля (которое поливать всё равно нечем), тягают старым ГАЗ-66. На 6-8чел. вполне посильные расходы.

P.S. Я к чему… маленькие лодки — они и есть маленькие лодки, они очень ограничены. И с теми же 20-60л.с. можно ходить на 6-8м лодке, что уже расширяет возможности на воде.
avatar
Ещё забавное:

Как то нужно было вытянуть из воды 8м 2,5т катер на пляж. Электричества нет. Большого внедорожного грузовика нет. Трактора большого нет.

Притащили лебёдку электрическую, подключили хорошим кабелем 25м длины к дружественному кроссоверу с мощной аудиосистемой (у него был усиленный генератор ;) ): лебёдку закрепили на якорях (куски трубы дюймовой) — и на катках из пластиковой трубы и шинах вытянули катер для ремонта ПОКов…

Т.е. не обязательно вытягивать лодку машиной. Мощности генераторов может хватить на весьма мощную лебёдку. А лебёдку не обязательно крепить на подрамник — а подрамник к раме «настоящего внедорожника»…

А в самом начале 90-х мы вытягивали катера «Волга» на большой и тяжёлой тележке (ПК же висят почти на метр под лодку!) обыкновенным ручным приводом… "… ещё 500 качков..." и катер на берегу ;)
avatar
Когда-то у меня бела загородная жизнь, свои моторно-гребные лодки «Скиф» я доставлял на берег и обратно на себе и единовременно на мотоцикле Днепр, с приводом на люльку, в тот день он почему-то завелся. В другой раз такой роскошью воспользоваться не удалось. На тот же не оборудованный берег, другие лодочники доставляли свои Казанки, Прогрессы и картопы и надувнухи на машинах, типа нива, копейка, паджерик и крузак. Илистый берег с распростертыми объятьями принимал всех, конечно нужно было знать фарватер! Только дядя Витя спускал свой Амур на тракторе, ему было пофигу есть дорога, где там яма под водой, он делал это легко и не принужденно… Все местные вообще это делали очень ловко и без трактора, но до воды еще доехать надо. Пойма весной затопляется и проехать можно не всегда.
Меня это тоже не касалось, осадка моей лодки была ничтожной и я сбрасывал ее чуть замочив ноги (сапоги, в зависимости от погоды времени года), немного стаскивал на глубину, усаживал пассажиров, заводил мотор и отправлялся на противоположный берег на пляж или рыбалку…
Моя лодка побольше и тяжелее достроилась и даже прицеп я купил, а машины так и нет. Но это не беда, было бы желание.

Любой тип и размер лодки оправдан исключительно желанием и здоровьем владельца, поддержкой со стороны семьи и друзей.
Возможности, которые предоставляет = удовольствие от комфорта неспешного передвижения или передозировку адреналина от скорости или прыжкам по волне… Мобилизация всех ресурсов по доставке, экипировке и содержанию это стремление быть на воде окупается с лихвой. Но многие ограничиваются просто выездом на 30минутную рыбалку, недалеко от базы, кто-то за все лето так и не вышел или вышел 1-2-3 раза.
У нас на лодочной был дедушка на надувнухе с мотором Хонда 2.3 не уступал рыболовам на Крестлайнере с Хонда150. Кстати этот Крейстлайнер по осени не с первой попытки уехал, так как НиваГрандЧероки (HEMI POWER) не Шмогла его по песочку вытащить… Моя лодку выпорхнула в тот же подъемчик легко и не принужденно усилиями автомобиля-кабриолета УАЗ…

Большая лодка это бОльшие возможности, но и всегда большие усилия и стоимость владения. Стояла у нас на базе самодельная лодка, по-моему по проекту Лунь, но так и не увидела воду, подходящего мотора для нее не нашлось… :(


сели на мель

Вот наглядный пример, когда обе лодки «сели на мель». «Паркуюсь в стиле как хочу и где хочу», мне ничто не мешает, дождаться прилива и в одного столкнуть ее обратно. А вот лодку побольше нужно будет пришвартовать на глубине на растяжки. В прибойную волну это самый правильный вариант.



А это Андрей, столкнуть его лодку обратно в воду будет с разы сложнее, даже втроем. :) Но есть вероятность, что водометом можно углубиться (спустя какое-то время) и слезть с меляка…

Слышал от владельцев больших лодок, что им хочется поменьше, а владельцам маленьких наоборот. Вот так и мечемся…
Мой размер лодок пока до 5.5м и с мотором не более 60л.с. Я долго искал оправдание заиметь лодку с мотором 150-200 злых лошадей, но так и не нашел. :(
А полуглиссеры мне нравятся, это другой уровень комфорта и отдыха. Хотя иной раз и хочется прослезится от скорости…
avatar
Жень, спасибо за вторую часть рассказа.
Не сразу заметил/прочитал, но, прочитав получил большое удовольствие.
Надо бы было её в отдельный топик, к примеру «Случаи из водомоторной практики» перенести.
Может откроем такую ветку, что народ думает?
avatar
Володь, я не против.
avatar
Возвращаясь к выбору лодки, скажу, что очень многое зависит от возможностей хранения.
Эх, вот закроют мой «Круиз» (а всё к этому и идёт, мер Собакин уже вплотную к нам подобрался а руководство клуба, аки страусы, зарыли голову в песок и мало чего предпринимают) и что тогда, на дачу иль в дальнее подмосковье?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.