Часть 3. Переворот, или биатлон с Д.Губерниевым

Здравствуйте.
Продолжаю эпопею строительства, а с ней и рассказ.
Честно говоря, момент переворота я очень ждал. В моем понимании эта некоторая веха, которая говорит — осталось немного. Ведь корпус с кропотливой подготовкой и оклейкой, бесконечной шлифовкой и пр. и пр. — корпус готов. Ну в крайнем случае отпилить все верхние надстройки, поставить двигатель — и алга! Можно на воду.
Так вот — переворот состоялся. Думал выйти в эфир после обшивки рубки, но уж очень меня факт переворота обрадовал. Чем и хочу поделиться. Ну обо всем по порядку.

Итак, конечный цвет лодки был выбран. Напомню, что в качестве краски была выбрана краска-грунт от Тиккурилы Темакоат РМ40. Краска наносилась валиком и тут же размазывалась кистью. Краска (хотя я теперь считаю это грунтом) оставила неодназначное впечатление. Сильная токситропность, великолепная адгезия. При нанесении валиком дает большую шагрень. Кисточка исправляет шагрень, но не полностью. Потом существенный момент — этот готовый грунт, налитый в емкость довольно долго остается пригодным к работе (несколько часов). Однако, нанесенный тонким слоем высыхает очень быстро. Буквально несколько минут. Пришлось очень шустро наносить.






Но главное даже не в удобстве (точнее, неудобстве) нанесения. Фотографии не передают внешнего вида, но на вид после высыхания это не краска. Это грунт. Кроме того, высохшее покрытие очень некрепкое к любым внешним воздействиям. Проведение любым предметом по грунту оставляло на покрытии следы. В общем было принято решение покрывать поверх грунта краской Темабонд 50 от Тиккурилы. К тому же в своих проспектах производитель именно такую схему окраски лодок и советует.

Читать дальше →

Мотолодка "Сармат" - неглубокое V.

В школе, когда случались сочинения по литературе, я всегда выбирал тему не по произведениям изучаемых классиков, а «свободную». И здесь поступлю также, но чуть ближе, чем от Адама и Евы.
С 1966 по 2010 годы, не торопясь, как это позволяли работа и семейные заботы, построил пять лодочек:
– корпус швертбота «Мотылёк» из журнала «Моделист-конструктор» №6 за 1967 год, стр. 35...38, на воде с 1970-го по 1977. До шверта и паруса дело не дошло. Лодка эксплуатировалась с моторчиком «Прибой». Сгнила лет за восемь, была отвезена на свалку, откуда на следующий день забрана кем-то (Счастливого плавания, пацаны!). Снимки за давностью пока найти не удалось;
– картоп микромотолодка «Бесёнок», собственный проект по фотографии и описанию из журнала «Катера и яхты»; первый сброс на воду в 1977-м, сейчас хранится под навесом в целости и сохранности. Была тема в «Деревянном судостроении» форума КиЯ, товарищ строил, я консультировал; пара публикаций в КиЯ (№ 6 за 1987 год и позже);

Под Ветерком-8Э, за рулём мой пятилетний Лёша:



Под Приветом-22:



Под Хондой-20:



– тузик «Джек-шпрот» по эскизам оттуда же, из КиЯ («Лодка из семи деталей»), на воде с 1980-го(?) года. Лодка отвезена в яхт-клуб после появления обильной гнили по дереву и фанере из-за хранения под яблоней на даче в течение почти десяти лет, не знаю, чем закончила. С фото также туго, но пара снимков нашлась-таки:





– мотолодка «глубокое V» «Пакетбот-370» в стиле катера «Джет стар», по схеме обводов из КиЯ № 1 за 1969 год; первая вода 13.08.2006. Была публикация в КиЯ № 4 за 2010 год;

– гребная лодочка «Ирис» (жена, естественно, Ирина; липучая квадратная конфетка не причём) 3,5 на 1,37 метра по собственным обводам, в стиле швертботообразных супер-яхт открытого моря. Первые испытания 14.11.2009, периодически катаюсь на вёслах и под «Ямахой-3».


Читать дальше →

Хреновый Самовар - сезон 2020 закрыт!



В этом сезоне я тестировал несколько навесок и несколько винтов, если точнее, то 6.
Рубеж 60км.ч. мной еще не взят, но я значительно к нему приблизился.
Спасибо большое Руслану (Tabletka) за винты, они сыграли под закрытие очень сильно.
Пожалуй с ними я и начну следующий сезон.



Мне весь сезон везло с погодой, как и сегодня СЗ 5-8м.с.
Лодка позволяет выходить в бОльшую волну, но максимальные показатели скорости не будут достоверными.



Часть запланированного в этом сезоне я успел сделать.
Остальное плавно переезжает на следующий. Направление задано, план действий известен.
Для меня стало неожиданностью сама возможность не просрать сезон.
Я понимаю, что где-то есть идеальные лодки и идеальные люди, но это не я.
Всем спасибо...

Построил очередную яхту

Всем здравствуйте!
Лодка живет и отлично поживает. Этот сезон прошел отлично, пропустили вего два выходных. Продолжает радовать.
Была испытана при экстремальной нагрузке. По моим прикидкам 700 кг. Грузились ночью, винт менять некогда. На девятом винте раскрутилась и оторвала поток от кормы. Скорость около 16 км, ч.

А я тем временем построил еще одну яхту. На этот раз сухопутную:)))



Уже прокатились по маршруту СПб-Мышкин-Углич-Нижний Новгород — Казань-Йошкар Ола-Кастрома-Ярославль-Вологда-Кириллов-СПб. Если коротко — в восторге. Вобщем приключения продолжаются

Миникатик прикатил до воды



Небольшой пост на тему моего миникатамарана.
400часовой марафон (#самоизоляции май-июль) позади, лодка у воды.
Начинается новая страница, но об этом позже.

p.s. Лодка без носовой шпации, иначе она уже не помещается в гараж, выезжала она очень впритык, пришлось вызывать квадроцикл.

Реставрация "Бесёнка", часть III.

На повестке дня, как говорится, монтаж пайола методом вклеивания в корпус.
Основа пайола была изготовлена из качественной фанеры марки ФСФ сорта 2/2 толщиной 7 мм. Эта деталь подогнана к корпусу Бесёнка в части снятия малки по боковым кромкам «на нет» — в соответствии с переменным углом килеватости «закрученного» днища от шпангоута № 1 до переборки, шп. № 5.
Таким образом пайол будет нести нагрузку — вес экипажа и багажа — с опорой на листы днищевой обшивки по контуру и на кильсон в ДП.



И будет герметичным, т.е. образуется ванночка с практически плоским дном, удобная для мытья и просушки после покатушек. И придающим корпусу в целом запредельно высокую жёсткость корпусу на кручение и изгиб. При этом (кручение и изгиб) клеевые швы хорошо работают именно на сдвиг.
А вот сам пайол из «семёрки», хоть и с поперечным направлением наружных слоёв шпона, под сосредоточенной нагрузкой (к примеру 90 кгс, как мой вес) может прогнуться на величину, достаточную для разрушения клеевых швов по контуру в следствие поворота сечения фанеры в заделке, т.е. от напряжений растяжения в клеевом шве. Что не есть хорошо; хорошо, когда шов работает на сдвиг. Ибо при сдвиге вся площадь шва равномерно нагружается, а при описанном выше изгибе возникает кромочный эффект, т.е. фактор концентратора напряжений.
Поэтому решено усилить фанеру t=7 мм накладками толщиной 4 мм — в разы увеличить жёсткость «мостиков» и, соответственно, максимально уменьшить их деформации.
Вот и наклеил:



И ведь процесс приятно пошёл! Притягивал накладки (более тонкие и, соответственно, менее жёсткие детали) постепенным смещением «фронта» шурупов справа налево (по снимку), последовательно выдавливая излишки клея и отдельные пузыри воздуха.
Через сутки, после отверждения клея, выверну саморезики и ещё раз стругану по кромкам пайол в сборе.
Всё, смола «встала».
Подправил малковку пайола в сборе. В лунки из-под саморезов поставил чопики из дерьма зубочисток и спичек, пропитал днище лодки и пайол снизу смолой, замешанной на остатках старой порции Этала-45М:



Теперь с лицевой стороны пайола временно закреплю пару технологических рукояток и — ответственный момент! — вклею пайол в корпус.

Анекдот, якобы морской.
У капитана дальнего плавания спрашивают:
— Сэр, правда ли, что выходить в море в понедельник — плохая примета?
— Да полная ерунда! Сто раз отчаливал в понедельники. И ничего!
После паузы, он же:
— Другое дело — пятница, тринадцатое, никогда бы не вышел в море!
Так вот, сегодня пятница, тринадцатое (марта), а я развожу клей и нервно промазываю склеиваемые поверхности пайола и лодки.
Фффух… Вклеил. Даже клей выступил по контуру там, где ожидалось:



Кто интересуется стариной — применил дверные ручки отечественного производства, которым более полувека и которые считались даже неким изыском интерьерным. И которые с честью отстояли своё на транце Бесёнка, нынешнего моего пациента. А фанерные квадратики неправильной формы это «мухи» под головками саморезов, чтобы не делать больших лунок в притягиваемом пайоле.
Теперь пару суток выдержки, до полного отверждения клея. Ну почти. И будем топтаться по пайолу, с трепетом ожидая, что «моннлит» и ничего не треснет с противным скрежетом. Или хрустом?..
Пару дней спустя:







И никакого хруста либо треска даже во время пляски на свежевклеенном пайоле. Монолит!
Обрадовался и начал шпаклевать дно ванночки, заметно расширив его за счёт художественного вырезания реноватором по набору:



Подготовил донышко кокпита к оклейке, зашпаклевал и зачистил:





Получившаяся площадка понравилась: и ходить свободно-удобно, не то, что раньше без пайола, и мыть-убирать будет приятно.
Народ, как думаете, стоит сейчас оклеивать? Или до тепла подождать?
А пока Чапай народ думает, уровень воды в Волге стал на 3,5 м выше ординара. Снимал 31.03.2020, будучи в самоизоляции на берегу:





Неожиданно рано.
И в эллинге стало +12ºС при 19ºС за бортом.
С помощью самоизоляции в гараже, муки пшеничной, высший сорт, подогретой феном смолы ЭД-20, Этала-45М и шпателей выполнил плавный переход реек комингсов кокпита в бимсы переборки:







— и шп. № 1:



Ну, и поставил малюсенькую полупереборочку, оформив окончательно «ванночку» кокпита, с возможностью, если захочется в дальнейшем, установки съёмной крышки/лючка носового отсека.
Выше показаны все углы кокпита после черновой обработки электролобзиком, уж извините. Всё будет шлифоваться, шпаклеваться и… так далее.

Дожили! 32 градуса в тени. Самоизоляция.
Гружу Бесёнка на багажник:











Еду на фазенду. И разгружаю: youtu.be/HTXoiPSAbGw
Чёрная стропка, видная в начале погрузки и в ходе разгрузки, не даёт лодке самопроизвольно скатываться с рольганга под любым углом наклона, от вертикали до горизонта. Облегчение, как-никак, рекомендую. Притом, чем ближе по высоте ЦТ лодки, стоящей на транце, к оси съёмного рольганга, тем меньше нагрузка на руки.
За пару часов работы ленточной и орбитальной шлифмашинками, а также реноватором со шкуркой 80-го зерна, весь в пыли по безветренной погоде, снимаю сорокалетний слой эпоксидки с бортов выше слома:



И начинаю ломать бошку над тем, откуда взялись вот эти трещины.





Т.е. в 1977-м обшивал Бесёнка пусть и строительной, но нормальной фанерой.
О! Вспомнил! Покрывал борта со старой/родной палубой повторно, не в 77-м, а лет тридцать назад. Подновлял лодочку… А то, что ниже линии слома борта, не перекрывалось, только ремонтировались мелкие коцки и пара небольших… пробоин выше ватерлинии.
Пайол подождёт! Сначала оклею верх, потом дошпаклюю днище мукой пшеничной (высчега сорта!) на смоле, чтоб смело хранить Бесёнка на фазенде, под старым тентом от бассейна, в зарослях sunglasses. (Бассейн не я делал! Зато там приятно пускать модельки, а не только...)

Пайол подождал-подождал, да и оклеился. Стеклом. Практически без пузырей вот такого вида:





Кокпит ждёт нескользяшки.
Лето настало в полный рост. Даже дожди первой недели июня законцились.



Хочется на воду (которая, кстати открыта). Но на очереди следующая операция — оклейка новой деки. Не так много работы, но ответственность выше: «палуба» всем видна, в отличие от днища. Которое, днище, то есть, практически готово (зашпаклёвано и зашлифовано) к финишной шпаклёвке и окраске.

Ну вот. Дека с бортами выше слома оклеены. Подробности технологического процесса — в комментарии от 7.06.2020 г.







Была лодочка в стиле «серый низ, белый верх», а стала…



Ничего, будет в итоге раскрашена как минимум в три колера.
Впереди увлекательный процесс: шпаклёвка-шлифовка-шпаклёвка-шлифовка-грунтовка-покраска-раскраска, не очень любимый, а куда крестьянину податься? copyright
Будучи милостиво отпущен с дачи, покрыл финишной шпаклёвкой верх Бесёнка:





Четыре часа работы в тёплом боксе (+32ºС при открытых воротах), и пудра от Юрия (коллега malez69, спасибо!) со смолой сотворили маленькое чудо!
И ещё четыре часа удовольствия и — оп-ля, верх практически можно красить. Что характерно, чуть вода в Волге начала спадать, мошка появилась. И сразу озверелая…



А рукомойник, рукомойник-то, крррасавЕц! Отцовский. Сороа годков как и не бывало:





Если ничто не помешает, типа поездки за внуком в Ленинград, то пора купить автомобильную краску (серебристого колера?...) да и покрасить Бесёнку деку. И полачить полимочевиной с отвердителем.
А там и до остальной наружки рукой подать. Днище, транец, борта ниже слома.

Так. Концепция слегка поменялась.
Спасибо Владу, по его ссылке ребёнок в Питере (Где я? Это Ленинград? Город на Неве?.. copyright) через пару дней забирает/отправляет супер-краску, лодочную, нам с Тихометром (привезли-таки внука на машине!) сюда, в Сталинград. Потому, времени не тратя даром, готовим корпус к покраске методом шпаклёвки/шлифовки/подмазки/шкурения вручную и орбиталкой и, есс-но, грунтовки.
Результат конечный сего процесса (ну почти...) см. ниже:





Традиционно, на фоне белого рукомойника автомобиля:



Сбившись в счёте итераций выше приведённого процесса, принимаю волевое решение: прекратить! И загрунтовать корпус от киля до слома борта (дальше баночка грунта закончилась).
Таким образом, распрощался с грехами молодости в виде аутентичных потёков смолы, отдельных пузыриков под стеклотканью и тому подобного, пройдясь по загрунтованному шкуркой Р-320.
Уффф!
Перевернув Бесёнка вниз ногами килём, заматовал слегка кокпит, т.е. днище с пайолом, под покраску.
Пока всё. Ждём с нетерпением краску из Ленинграда.
Нетерпение такое, что еле-еле — с помощью супруги — удержался, чтоб не спустить Бесёнка просто в дачный бассейн… Для выявления его истинной ВЛ с грузом Тишки на борту.
Пока ждал белую краску, не удержался, добил банку «кобальта»:





В бассен спустить не сульба… Жена дороже! Встала, сами знаете, чем и как. pensive

Покрасил в два слоя приехавшей из Ленинграда белой (марку краски см. выше) и также в два слоя — лаком:







Блестит! Местами… Ну не маляр я.
Да и схему окраски изменил бы немного: понравилось, как выглядел корпус за счёт широкой белой ленты малярного скотча, слившейся с белыми бортами, когда линия тёмно-синего опустилась к килю…
Может быть, посмотрим.

Первый слой ПФ-115 цвета слоновая кость в кокпите и рецессе:







Баночка закончилась… Главное — хоть так, но завтра спуститься бы! Мотор с бензобаком уже в багажнике.
А слои ещё добавятся. Но потом.
Наступило завтра.
Закинули Бесёнка на воронье гнездо багажник, привезли на берег Волгоградского вдхр. Точнее, в бухточку у села Виновка. Ибо на море волны с барашками.
Сбросили. Саша снял ролики, которые оформил в один ютубовский.
Заранее прошу не кидатьсчя шайками: бензин с маслом три года простоял в гараже, мотор не выставлял, винт не подбирал.



Все счастливы! Включая меня.
Ну, 10..12 км/ч имеем, в одного ходить по тихой воде — вполне, но с внуком — явный перебор. В смысле перегруз для трёх лошадиных сил. «Пятёрка» либо «шестёрка» были бы прямо в масть.
А дальше будем посмотреть.
Однако, молодой чел на пляжике подходил, интересовался судном… К чему бы это?
Продолжение… следует? А надо?

Реставрация "Бесёнка" или Сорок лет спустя.

Да уж…

Недавно попытался наживить проволокой пять деталей лодочки проекта Б-3, которую собирался методом СиС построить для семилетнего внука. Сделал пяток скруток по килю, приторочил кое-как транец. Вспомнилось, как мучился с джек-шпротом лет тридцать назад, и стало совсем грустно: всё вихляется, весь этот карточный домик, три или четыре шаблона напрашиваются, а рейки выдержанные кончаются…
И тут осенило — есть же в гараже на бывшей даче родителей аутентичный Бесёнок! Жив-здоров, висит себе на тросиках весь сухой, ждёт меня.
Дача нынче принадлежит племяннику; звоню ему: — Санёк, дай ключи или давай вместе лодку заберём, погрузим на багажник, привезём в город… Он: — Дядь Жень, я дал Бесёнка другу покататься. Лодка за Волгой, у друга на даче. Отвозили на Ниве, а теперь друг Ниву продал…
Вот зараза!
Делать нечего, в пятницу, тринадцатого (чуете денёк-то!), поехали с родственничком за лодкой. Привезли, сгрузили в старый гараж. Поставил килем к стенке. Машина помещается, уже хорошо.
Можете посмотреть:



Читать дальше →

испытания стальной лодки ... выезд первый




Первый выезд лодки, сперва навесил мотор в гараже для наглядности. Не сфоткал заднюю банку а с ней засада, получилась очень высоко так что мотор не повесить, пришлось пока вырез сделать.


Вот так смотрится с рулевым во главе на телеге.



На воде в статике ведет себя пристойно, при движении тоже неплохо может только мотор чуть высоковат. Видео не все получилось ( что то с камерой не то ) но могу сказать что результатом я практически удовлетворен.
Итак что имеем.....
С одним человеком по течению 30 км/ч., против течения 22 км/ч.
С тремя по течению 27 км/ч,, против 20 км/ч.
С пятью по течению 25 км/ч., против 16 км/ч.
Скорость течения не известна но оно есть, мотор М 15 с родным не новым винтом.
При смещении на один борт четырех человек лодка не черпанула воды и еще был небольшой запас. Видео вставить сюда не могу видимо надо куда то заливать и потом давать ссылку.
vk.com/video266443337_456239205
vk.com/video266443337_456239204
vk.com/video266443337_456239206
vk.com/video266443337_456239209
vk.com/video266443337_456239207
vk.com/video266443337_456239208