испытания стальной лодки ... выезд первый
Первый выезд лодки, сперва навесил мотор в гараже для наглядности. Не сфоткал заднюю банку а с ней засада, получилась очень высоко так что мотор не повесить, пришлось пока вырез сделать.
Вот так смотрится с рулевым во главе на телеге.
На воде в статике ведет себя пристойно, при движении тоже неплохо может только мотор чуть высоковат. Видео не все получилось ( что то с камерой не то ) но могу сказать что результатом я практически удовлетворен.
Итак что имеем.....
С одним человеком по течению 30 км/ч., против течения 22 км/ч.
С тремя по течению 27 км/ч,, против 20 км/ч.
С пятью по течению 25 км/ч., против 16 км/ч.
Скорость течения не известна но оно есть, мотор М 15 с родным не новым винтом.
При смещении на один борт четырех человек лодка не черпанула воды и еще был небольшой запас. Видео вставить сюда не могу видимо надо куда то заливать и потом давать ссылку.
vk.com/video266443337_456239205
vk.com/video266443337_456239204
vk.com/video266443337_456239206
vk.com/video266443337_456239209
vk.com/video266443337_456239207
vk.com/video266443337_456239208
90 комментариев
Рад от души, шикарная лодка, просто классика!
Как спадёт адреналин и состояние первичного счастья, спокойно обкатаешь лодочку, привыкнете друг к другу, доделаешь и зарегистрируешь. Но перво-напево нужен тахометр, без него сложно определить загрузку мотора (процент съёма/утилизации мощности) и оптимизировать параметры гребного винта; это — под дистанционным управлением Михаила со товарищи (с нами, то бишь).
А как думаешь назвать эту красавицу?
Всю информацию скидывай в топик, а не комментарии.
Чтобы можно было отредактировать, при необходимости.
Но уже можно сказать, что лодка получилась ходкая!
По гладкой воде без течения в одного, втроём и впятером — 26, 23,5 и 20,5 км/ч соответственно. Уже хорошо, а ещё винт подберёшь… Добавится!
Устранимо!
Зуб даю!
А пока работаю с нэтбука и чиню большой компьютер…
Во-первых, поздравления с завершением некого этапа!
Во-вторых… а корпус сколько весит с пайолом и банками? Для статистики и вообще полезно знать точно.
В-третьих, остойчивость — нормально, 4чел. на борту это всё же жёстче, чем по нормативу (60% на 200мм комингса кокпита и 40% в ДП лодки).
В-четвёртых, скорости вполне пристойные, учитывая, что корпус не пушинка, а из стали с нормальным набором, и пассажиры были.
Можно немного и прибавить: поставить хороший винт (будут данные по оборотам — посчитаю), уточнить положение ПЛМ по высоте (я, всё же, старался уменьшить осадку), и — зачистить швы, прошпаклевать и окрасить с хорошим качеством поверхности. Эффект будет.
По брызгообразованию: брызги можно и нужно «прижать» — брызгоотбойник по второй скуле, могу сделать эскизно… для начала — проверить, т.е. наклеивать просто реечку 25...30*15мм… если эффект будет недостаточен — увеличить его ширину в месте выхода брызг, потом приварить «полноценный» брызгоотбойник из металла. Ещё стоит поставить привальный брус ламинированный из рейки, 50*25...30мм. Должно несколько улучшить ситуацию. Радикально решается установкой D-образного баллона по линии борта вместо привального бруса — хорошее решение, к слову. Только где баллон прикупить — не знаю, хотя и видел подобные.
В принципе, с нагрузкой 5чел. идёт лодка, это уже чуть больше водоизмещение, чем нужно: 300кг корпус примерно, 35кг ПЛМ, барахло 15кг, 5чел. в среднем… по 80кг? На круг — 750кг или 50кг/л.с. для ориентира если очень грубо прикидывать. Ну, если прикидка близка к реальности, то вполне.
Если честно, то ширины днища немного не хватает :( Первоначально я больше ширину по скуле принял, а потом пришлось сократить для «попадания» в ширину листа для раскроя.
Если упереться, то можно побороться, 10...15% попытаться отыграть с полной нагрузкой.
Зато налегке — даже чуть лучше расчётного, несмотря на качество поверхности днища и винт, очень радует, что можно, как и задумано, управлять сидя на кормовой банке, дифферент ходовой правильный, близкий к оптимальному.
Что ещё? Мотор мощнее поставить можно, но… я бы ограничился 15...20л.с. — экономичнее, стальные лодки не для рекордов скорости ;) Ну и с 30л.с. с одним рулевым лодка будет уже проявлять стремление «притопить» нос, что уже явно лишнее. Если же ходить с 4...5чел. или возить какие-то грузы, то 25...30л.с. могут быть уместны, но стоит прикупить после первых проб более подходящий «грузовой» винт.
Да, если выходить на Каму, то есть смысл приварить в корме пару кильков-плавничков, на волнении будет полезно, снизится склонность к зарыскиванию на попутной волне… склонность тут очень умеренная, всё-таки, лодка узкая и длинная, но не повредят кильки на большой реке.
Если что, то можно сделать кильки умеренно высокими и улинёнными, тут это позволительно, и выполнить основную их часть из деревяшки, приварив к днищу только кронштейны, к которым они будут крепиться саморезами. Грубо, да :(
P.S. Ещё раз повторюсь, налегке хода — мне самому понравилось.
Это нормально, так всегда бывает ;) Я сам переживаю за каждую лодку по моему проекту, десятки лодок — а всё равно переживаю.
Я не сомневался, к слову. Т.е. у меня была уверенность в том, что лодка будет завершена. И, к слову, очень неплохо вышла.
Если что, то можно будет сделать вариант этого же проекта с 2мм днищем и шпангоутами, не приваренными к обшивке, т.е. более «правильный». Для компенсации роста массы обшивки шпангоуты в «кружево» немного превратить… то на то и выйдет, а работы по выведению поверхностей днища будем меньше. Детали проекта практически не меняются, контур шпангоутов я сместить могу малыми трудозатратами. Но это так, на перспективу.
Теперь нужно стремиться дальше — более крупные и сложные корпуса из стали, например, могут быть вполне коммерчески привлекательными. Тут уже более высокие требования к качеству обшивки, рихтовка, шпаклёвка и т.п…
Легкосплавные лодочки — уже как бы намечены… тоже жду ;)
Да, это важно. Наверное, для этого и работают по проектам ;)
P.S. Испытания лодки — мне на день рождения подарок ;) Тут меня понимают.
По большому счету я через это все ищу для себя вариант лодки для туризма и рыбалки с небольшой автономностью. Пока больше склоняюсь к переходникам и водоизмещателям но и глиссер не скидывается со счетов, хотя в приоритете простор в лодке и малая мощность мотора. Алюминий мне интересен как сварщику и маленькую лодку делать конечно же нужно но скорей всего зимой.
Водоизмещатели в чистом виде на реках не факт, что имеют смысл (в море — другое дело), а полуглиссеры — перспективны, да.
В целом логично, я тоже выступаю за решение проблем умеренными по мощности двигателями, что дешевле в эксплуатации. А это важно.
Зимой так зимою ;)
Попробуй, Юра, а не получится самому, я возьмусь помочь. Но это крайне полезно как в плане безопасности, так и в борьбе с брызгами (эт я в поддержку Михаила, нашего Главного конструктора. Хоть и не требуется таковая).
Для начала — рейка обычная, сосна или лиственница, примерно 15мм высоты и 25...30мм ширины, ставить от носа до кормы, на носовой четверти длины можно заузить для эстетики. Важно что бы внешняя нижняя кромка была острой! Верхнюю кромку можно и скруглить, будет красивее и практичнее.
Крепить… я бы просто приклеил — на пробу. Если будет эффективен, тогда отодрать, зачистить и приварить или полосу из стали (2...3мм толщины, ширина 25...35мм), или полосу с немного отогнутой внешней кромкой (вниз отогнуть) для повышения эффективности.
И да, брызгоотбойник ставить по второй скуле! Скорее, даже на панель борта вплотную к скуле.
Размер — какие есть нужно для начала узнать. Так определимся.
Ставить — как привальный брус, т.е. на панель борта, верхняя кромка — точно на шов между бортом и «фальшбортом».
На картинке нечто подобное, но размеры могут быть и другими, главное — не слишком маленький, и не чрезмерно большой ;)
Можно и не «пневматический», а «жёстковспененный», только такие реже встречаются, и могут стоит дороже. Но «жёстковспененный» будет практичнее.
Крепят и те, и другие или через накладку-ликпаз (приклеивается к борту), или на шнуровках, или вообще на эластичных «ремнях» (т.е. с носа и кормы идут «резинки», которые стягивают баллоны).
Тут на старых моих эскизных вариантах есть и небольшой «жёстковспененный» привальник, и брызгоотбойник из рейки… баллон, понятное дело, стоит поставить побольше, тут он очень маленький, именно что привальный брус.
Вот на такое можно ориентироваться — тут привальник «жёстковспененный», но пропорции верные ;)
Помните ролики и фото?
Миша, а кто проводил те буксировочные испытания? «Молодым коллегам» можешь их показать?
То Макс Ярошевич делал модель и буксировал, он здесь тоже присутствует ;) Тогда было нужно сделать проект лодки для выхода в Балтику, но очень дешёвую, и с более-менее вменяемыми скоростями, потому обводы принципиально однотипны, но с другим характером, требования к мелкосидящей лодке для рек и лодке для морских заливов и моря несколько отличаются ;) Но… да, родственники.
Идея таких обводов появилась у меня давно. Решение очевидное и не стоит ничего, кроме некоторых исследований, т.е. в постройке корпус не становится дороже. Да и мысль эта не новость — в разных вариациях к ней приходили разные люди параллельно и независимо друг от друга. Но применяется редко, побаиваются строители и заказчики, а коммерческие проектировщики всякое такое не очень понимают, и сторонятся в силу невозможности прогнозировать силами простейшего софта.
Есть возможность коррекции и повышения эффективности за счёт простейших накладных элементов, хотя и немного непривычных для судостроения. Кое-что из этого арсенала встречалось в проектах и на натурных судах, но компромиссно, неуверенно. Но идея вполне работоспособная, и к ней, повторюсь, приходят с разных сторон.
Давайте ссылку — где и какие есть в продаже, выберем. Тогда можно и по первой скуле на носовых 2/3 какую-нибудь поставить накладочку, будет лучше… и по второй скуле — уже основную. И привальный брус какой-нибудь… в общем, нужно подумать исходя из реального ассортимента.
Ну, где-то на верхнем пределе — как и заказано, «для мелких рек — лодка с минимальной осадкой» ;)
Откидывать его как бы особо и не нужно, просто не садить в самый-самый нос людей, и стараться разместить основную массу груза ближе к миделю. На ходу углы дифферента близки в оптимальным, стоит для начала поискать центровку с разным числом пассажиров, при которой максимальная скорость будет максимальной.
Не повредит попробовать другой винт, шагом поменьше — не 9", а, например, 8" или вообще 7...7,25", но диаметром побольше, максимально возможного для этой модели ПЛМ, т.е. не 9" диаметр, а, к примеру, 9 1/4". Я бы даже сказал, что винт обязательно нужно попробовать другой. И измерять обороты!!!
Если что, то:
1.будет другой винт — будет по другому реагировать на изменения заглубления, например, некоторые стальные винты (не все!) позволяют уменьшить заглубление/убрать «прохваты», например, уменьшение шага около ступцицы и увеличение шага или уменьшение шага около законцовок лопастей по отношению к номинальному шагу на 0,6D винта, заметно снижает склонность к «прохватам»;
2.винт с большим углом откидки лопастей в корму («большой рейк», «high bow lifting» — это тоже самое) даст тот же эффект, что увеличение угла откидки ПЛМ от транца — нос чуть приподнимется;
3.стоит осмотреть входящие кромки подводной части ПЛМ — зачистить кромки от заусенцев и забоин, чуть-чуть заострить их… как минимум не вредно, а в 90% полезно, тут же — отрихтовать кормовую кромку днища, тщательно зачистить шов по килевой линии;
4.для регулировки заглубления винта стоит прикупить или сделать простейший регулируемый подмоторный кронштейн, который позволит изменять высоту навески ПЛМ и отдаление от транца — это очень полезная штука, и недорого совсем, т.к. мощности очень невелики.
Вот, такие направления стоит отработать.
Скорости с разной центровкой могут отличаться едва-едва, буквально на 0,2...0,5км/ч, но стоит обращать на это внимание.
Скорости имеются в виду долговременные, не пиковые мгновенные значения, проскакивающие на дисплее.
И все перечисленные мелочи в сумме влияют довольно заметно. Нужно действовать, как говорилось, не спеша и последовательно.
Проект неординарный, выполнен качественно, показывает хорошие ходовые качества… Что ещё нужно для популяризации самостроя?!
Кстати, какое имя собственное будет носить эта красивая моторная яхта из стали?
А, Юра?
Миша?
А ознакомительный топик мог бы дать и наш админ. В плане привлечения к ресурсу. А, Влад?
Я так думаю!
Ну и особого интереса такого рода проекты не вызывают у публики: публика состоит сейчас в основном из экзальтированных мужичков 40...60-летных, который обижает обсуждение ТТХ или конструктивных особенностей, а не того, насколько они классные, и как классно они всё придумали. В общем, не интересно им — и всё, «главное же — это эмоции» ;) Чупа-чупс им тогда.
И я за всё время на КиЯ не создал ни одной темы ;) Если Юрий захочет сделать тему и там — я поддержу.
Если что, то взвесить лодку можно так: загнать на весы прицеп с лодкой, а потом — пустой прицеп, разница и будет весом лодки.
Обороты — понятно, тахометр. В любом случае вещь полезная.
Винты… в принципе, можно взять и немного «перегнуть» винт 9*9", но это скорее крайний случай.
Автору и исполнителю все карты в руки.
Ссылка сюда, это и есть привлечение к ресурсу.
У Михаила подпись на КИЯ — ссылка на его блог.
Это правильно.
Мне не с кем общаться на КИЯ, мне и здесь хорошо.
Шикарный аппарат получился.
Это совершенно незабываемые ощущения — спуск новой лодки!
Осталось только немного «подмарафетить»
Про стальные винты — не на лодку для мелководья их ставить а вот с меньшим шагом и бОльшим дисковым отношение я бы проигрался.
P.S. Вадим катамаран не собирается в этом году на воду отправить? Очень интересно мне, что получилось — обводы родственны «толстому коту» и этой 6,5м лодке.
Вот думаю может такие использовать как брызгоотбойники, не совсем та конфигурация но зато простота в монтаже.
Думаю, молдинги эти или подобные пойдут на привальный брус, по максимальной ширине борта. Но твоей лодке вряд ли предстоит толкаться бортами с другими лодками где-то у стенки в порту. Или?..
Я прикручивал на саморезах, их сдуло к еб№; ням…
А ведь тоже хотел только попробовать. )))
Видится на сварной лодке с этим намного проще.
Приварить вроде и проще и дешевле но сгорит краска внутри (жалко ) а снаружи так и так подкрашивать т.ч. в принципе это основной вариант но ищу и другие.
Бортами биться у нас негде, баз и стоянок нет.
Герметичная клепка?
Точечная сварка правда все испортит?
Стоит ещё поискать ПВХ-профили, были комплекты накладных продольных реданов для ПВХ лодок, брызгоотбойники всякие — я несколько раз видел такие…
В магазине постоянно о них спотыкаюсь…
Такой профиль идет как защита и буртик там для крепления тента, не для брызг.
Внимание вопрос, теперь как крепить этот профиль?
И похоже, что да, пошире стоит поставить полку, ближе к 40мм в основной части. Можно полосу, можно попробовать полособульб изогнуть, иногда угольник гнут — вариант более живучий, к слову.
Тахометр — вещь универсальная, пригодится, лодок в кадре было несколько, всем будет полезно измерить обороты при типичных нагрузках, и можно будет прикинуть для каждой как там винт себя проявляет, и, если что, быстро пересчитать оптимальный. Потому тахометр может себя и окупить быстренько, с учётом цен на топливо.
Весы — отлично! Полезно будет сопоставить теоретическую и практическую величину. У меня по стальным маленьким лодкам нет статистики толком :(
И тогда можно взвесить:
1.корпус как выходил на испытания;
2.корпус без лишнего;
3.корпус без ПЛМ;
4.корпус «голый», без пайолов.
Т.е. последовательно «раздевать» лодку при взвешивании.
Тахометр нужно брать, а весы пока еще не дали т.к. человек нужный ушел в отпуск и уехал на рыбалку.
Приварить от форштевня до транца вдоль второй скулы. Т.е. эскиз делать даже смысла нет.
Вывести на воду, посмотреть насколько эффективно работает. 90% вероятно, что проблема потеряет остроту ;)
Помните мою старую рассказку volnanavolge.ru/blog/25.html#comment7214
там, где я описываю Компромисс-2, там под мотором такая же беда была, 20мм уголка хватило чтоб в корне изменить ситуацию.
Важный момент. ИНтересно, сколько такая из металла весит?
Но лодка для стали не тяжёлая, обшивка минимальной, по-сути, толщины, набор наиболее эффективной схемы, и оборудования в ней нет от слова вообще.
Но ждём взвешивания, мне и самому интересно, что получилось в реальности, потому что и толщины реальные отличаются от эталонных, и сварка, и кое-что из мелочей иначе сделано… в общем — взвесить нужно ;)
Не скажу, насколько востребована твоя замечательная стальная лодка на Волге, но вижу, что подобные водоизмещайки перевозят дачников, мелкими группами, с правого берега Волги на Сарпинский остров, к примеру.
Думаю, что на мотолодке.ру стоит попробовать продать. И на форуме КиЯ тоже.
Как мне видится, такой тип лодок подойдёт для служебного использования речниками-путейцами, как экспедиционное судно.
У городского лодочника-любителя, владеющего «местом» на стоянке, как лодка для отдыха, т.е. нетрейлерная. Хотя… может быть, кто-то и возит подобные длинномеры на каждый выход на воду; я просто не видел лично. Да и как лодка-хозяйка на многих реках и речках у крестьян (есть ещё такие?) — вполне подойдёт. Хоть сено возить!
Так что, Юра, давай объявления и в «Кают-компании журнала „Катера и яхты“, и на АВИТО в Санкт-Петербурге, и в Самаре. С фотографиями, видеороликами, с упоминанием проекта и его автора — для упрощения регистрации.
Пробуй!
Удачи!
Ну не может быть, что бы у какого-либо корпуса осадка подводной частью ПЛМ была бы меньше. Вот не верю.
Тут и так ПЛМ висит очень высоко, практически на верхнем пределе.
Сократить осадку можно просто вынеся ПЛМ за транец на некоторое расстояние, но это буквально миллиметры будут… максимум — десятки миллиметров уменьшения осадки.
А на этой лодке фокус со сбрасыванием газа не проходит и на глисс её не вытащишь, получается что в глазах обывателей она немного но проигрывает другим лодкам. Хотя конечно это все условно и больше предрассудки но переубедить людей сложно.
Хм-м… можно рекламировать эту лодку как очень экономичную: путевой расход топлива будет заметно ниже, чем на большинстве глиссирующих корпусов, за исключением очень тщательно настроенных комплектов (в ваших краях, как я подозреваю, таких попросту нет), и это постоянно подчёркивать — при нынешней стоимости бензина фактор экономичности/эффективности весьма весом.
А в данном же случае ПЛМ и без сброса оборотов сидит выше, чем обычно — буквально на верхней границе «обычных» винтов.
Но ведь это где-то так же, как на этом 6,65м стальном корпусе ведь?
И ещё: если есть желание, то можно поставить небольшие транцевые плиты, буквально подрезать выпуск днища за транец и установить на… не петлях, они дадут прирост сопротивления… а, допустим, на эластичной манжете и «верхних» петлях — тогда можно опустить плиты при прохождении мелкого участка, корма несколько подсплывёт, осадка мотором уменьшиться.
Злоупотреблять всем таким не стоит — винт начнёт прохватыватьь воздух, активно аэрироваться — но корпус не будет «подсасываться» к грунту, а скорее начнёт сильнее подвсплывать, даже сильнее, чем классические глиссеры.
Конструктивно это сделать не трудно, работы там тоже не много.
Единственная проблема — привод для транцевых плит, его придётся купить, можно просто купить какие-нибудь недорогие плиты, но использовать только привод/исполнительный механизм. Можно поискать на каком-нибудь «авито» одну, не парную, плиту — должно хватать мощности в нашем случае и одного привода.
Собственно, такую возможность я продумывал ещё на стадии эскизов.
P.S. В общем, рекомендую упирать на экономичность лодки и очень слабую зависимость скорости от нагрузки — с ростом нагрузки скорости падают очень незначительно! Кроме того, лодка вполне безопасна. Если что, смогу что-то нибудь посчитать для убеждения потенциального покупателя ;)
И да, можно предлагать лодку не только в ваших краях, но и в той же… ну, Перми… Березниках, Соликамске… там она вполне будет уместна… Самара и т.п. — далековато, но тем не менее ;)
И, быть может, на объявления могут обратить внимание в смысле заказа других экземпляров по этому проекту, при низкой стоимости материалов, можно получить неплохую оплату именно труда строителя/сварщика, особых альтернатив у этого проекта и нет сегодня.
P.P.S. Можно на «мотолодка» выложить объявление и сделать тему по этой лодке, и, если Иван будет не против, можно сделать и статью по постройке стальной лодки, я помогу. В статье важно показать сам подход к постройке, кратко описать шаги и некоторые приёмы работы, указать совершённые ошибки и пути их недопущения в будущем и другими строителями, результаты и их оценка. А я смогу немного сгладить и подчистить текст, выступить редактором, без изменений смысла. Ну и комментарий конструктора добавлю. Вот можно взять за образец Вовкину статью: www.motolodka.ru/sbuild/marlin/marlin1.htm
Писать статьи это не ко мне, я читатель и работяга а не писатель и технарь.
За предложения спасибо но я пожалуй ограничусь пока продажей на АВИТО, тем более что я хочу только вернуть потраченное на материалы и думаю покупатель найдется.
Общий вес 380 кг. а два листа фанеры которые на полу 58 кг.
В лодке для баланса лежит чугунная плитка в 15 кг. весом а погрешность весов 5 кг.
Итого получилось 365 кг. и погрешность ± 5 кг.
Так, это в смысле «365кг массы лодки в сборе, из них 58кг приходится на настил кокпита/пайол?
Тогда как бы нормально всё, 365-58=307кг при 300кг ориентировочно-расчётных, при том, что палуба и комингс кокпита из стали, а не из фанеры, как по проекту.
Кстати, Юрий, фанера — тяжёлая ;), потому я и предлагаю всё время выполнять настилы банок и пайолы из футерброда фанера 4мм/пенопласт 20мм/фанера 4мм, по прочности этого более, чем достаточно, жёсткость высокая, а масса — умеренная, тем более, что объёмы настилов/пайолов можно включать в общий объём аварийного запаса плавучести.
P.S. Если масса корпуса лодки 365кг, то водоизмещение с 5-ю людьми составляло что-то около 815кг или 54,33кг/л.с., что очень неплохо. А проектное водоизмещение 650кг достигалось с 3-мя людьми. Хм-м… да неплохо так получилось.
В общем, вполне предсказуемые результаты оказались, с поправкой на резервы (винты, отделка и т.п.), впрочем, я стараюсь заявлять где-то с учётом факторов неидеальности, потому всё нормально.
Ну и да, результаты в абсолютном зачёте — хорошие, что не может не радовать ;)
На видео лучше видно.
Очень грустно, но такова жизнь…
Пока корпус в руках строителя не помешало бы провести полноценные испытания.
Для демонстрации ее возможностей по проходимости, мореходности и т.д.
Тем более есть поддержка и рекомендации от Михаила.
Продать непонятный корпус будет сложнее.
К таким же непонятным корпусам отношу и катамараны.
Каких только недостатков им не навешивают, не перестаю удивляться…
По этому был выбран путь избавления от всего наследия металлических лодок с последующим переходом на алюминий, но похоже это будет не быстро и не просто. У меня нет своего прицепа, подходящего бокса для работы и необходимых для прогрессивного роста в плане лодкостроения средств. На данный момент есть только желание двигаться дальше и две лодки которые нужно продать что бы было на что.
Проводить полноценные испытания проблематично из за сложности доставки до воды, отсутствия времени ( во всяком случае пока) и равнодушия соратников по рыбалкам, что неизменно влечет за собой легкое нежелание заниматься дальнейшими испытаниями.
Вот как то так пока.
А те кто помогает, у них нет времени ни на покатушки, ни на рыбалку.
Если что, Вадик вроде прицеп в аренду сдавал 6метровый.
Арендовать конечно вариант, а если нет в ближайшей округи у кого, это вообще опа!
И пожелать построить уже чисто для себя, что твоей душе будет приятно.
Как аргументировали братья, покупавшие (и купившие-таки!) мой Пакетбот-370, «Ты себе ещё построишь!»
Ещё один человек взял этот проект. Попробую его расшевелить, что бы снимки присылал постройки.
Так что Юрий, как только — так новую тему ждём ;)