Реставрация "Бесёнка" или Сорок лет спустя.

Да уж…

Недавно попытался наживить проволокой пять деталей лодочки проекта Б-3, которую собирался методом СиС построить для семилетнего внука. Сделал пяток скруток по килю, приторочил кое-как транец. Вспомнилось, как мучился с джек-шпротом лет тридцать назад, и стало совсем грустно: всё вихляется, весь этот карточный домик, три или четыре шаблона напрашиваются, а рейки выдержанные кончаются…
И тут осенило — есть же в гараже на бывшей даче родителей аутентичный Бесёнок! Жив-здоров, висит себе на тросиках весь сухой, ждёт меня.
Дача нынче принадлежит племяннику; звоню ему: — Санёк, дай ключи или давай вместе лодку заберём, погрузим на багажник, привезём в город… Он: — Дядь Жень, я дал Бесёнка другу покататься. Лодка за Волгой, у друга на даче. Отвозили на Ниве, а теперь друг Ниву продал…
Вот зараза!
Делать нечего, в пятницу, тринадцатого (чуете денёк-то!), поехали с родственничком за лодкой. Привезли, сгрузили в старый гараж. Поставил килем к стенке. Машина помещается, уже хорошо.
Можете посмотреть:





Мрак какой-то! Не своё, ухаживать не нужно.
Зато снаружи корпус вполне себе ничего! Есть сколы, виднеется стеклоткань в них, но главное — сквозных повреждений нет. И плиты транцевые на месте, прочно держатся.





Да и внутри набор не поломан, хотя и требует очистки, новой пропитки. А палуба… Надо подумать. Как и про сиденье/банку, слани. И по комингсу-волнолому.
В общем, надо руки приложить. Буду прикладывать. И выкладывать. Процесс. Не торопясь, чтобы будущим летом к приезду внука поспеть. Под Ямаху-3.
ОК?
Или не стоит?
СтОит, по мнению коллег. Как выяснилось.

Тогда начну с первоисточника. Вот та самая статья «Лодки для перевозки на крыше автомобиля» в журнале «Катера и яхты» № 3 (55) за 1975-й год, точнее, её часть с подзаголовком:

«Мотолодка для автомобилистов «Аполло».

«Аполло» на крыше автомобиля



2,7-метровую мотолодку «Аполло» английские конструкторы по праву назвали уникальной: это одна из немногих моделей глиссирующих лодок, предназначенных специально для перевозки на верхнем багажнике массового легкового автомобиля класса наших «Жигулей». Несмотря на малые размеры, «Аполло» имеет обводы типа глубокое V с углом килеватости у транца свыше 20°, четырьмя продольными реданами и скуловыми брызгоотбойниками (все как на «настоящих» — больших океанских гоночных катерах!).
Трудно судить о том, достаточна ли остойчивость лодочки на стоянке у бона, когда в нее садятся пассажиры — ширина ватерлинии в грузу явно меньше наибольшей ширины лодки в 1,25 м. Однако сотрудники английского журнала «Small Boat», пробовавшие «Аполло» на ходу с 25-сильным подвесным мотором, пришли в восторг от того, как лодка входила в самые крутые повороты на полном дросселе. Максимальная скорость под этим мотором достигала 66 км/ч. Оптимальным же считается мотор мощностью 18—20 л. с. С 9-сильным мотором «Аполло» выходит на глиссирование.

Лодка «Аполло» на ходу



Корпус лодки выклеен из четырех слоев стекломата; из стеклопластика же отформованы два сиденья для водителя и пассажира. Бензобак крепится в носу под палубой, чтобы противодействовать обычному на таких маленьких лодках дифференту на корму и улучшить приемистость при включении полного хода.
Вес лодки — 59 кг — предельная цифра для лодки — «картоп».
Конструкторы расценивают «Аполло» как серьезную попытку создания быстроходной прогулочной лодки для автомобилистов.»

Тогда, летом 75-го, эта публикация в только что купленном Журнале и побудила меня, инженера-конструктора с аж двухлетним стажем и уже год как владевшего микро-автомобилем ЗАЗ-965А, построившего корпус мини-швертбота «Мотылёк» по чертежам из «Моделиста-конструктора» 1966 (?) года и немало походившего на нём под ПЛМ «Прибой», нарисовать/спроектировать/построить свою микро-мотолодку с обводами как бы «глубокое V» в означенных размерениях.
Нет, не так… ЭТА заметка дико возбудила мою фантазию, в результате чего и появился эскиз будущего «Бесёнка» с силуэтом популярного тогда ПЛМ «Нептун»:



Полдня ушло на черчение, потом пригласил коллег, которые лодочники и спортсмены-водномоторники, прямо к кульману с этим эскизом; произошла дискуссия на тему «полетит — не полетит, утка — не утка эта заметка»; ещё полдня проспорили… И понеслось-покатилось.
Нам тогда повезло со свободным временем: технические службы нашего завода начали переезжать из здания заводского общежития, расположенного километрах в двух от завода, в городе, в новый корпус на территории собственно завода. Переезд заключался в широком комплексе работ, от перевозки оборудования и переноски на руках солидного объёма документации до отделки стен в помещениях технических отделов, комплектации, расстановки и налаживания всего и вся. Был негласный уговор с руководством — мы, ИТР, выполняем несвойственную работу, а начальники закрывают глаза на отсутствие контингента «где-то после обеда» на своих рабочих местах. Разумеется, при неукоснительном выполнении конструкторского и технологического сопровождения серийного производства. Что и выполнялось реально обеими сторонами, т.е. к ИТР ни разу вопросов не возникло: всегда были дежурные, производственные вопросы успешно решались. Хотя сотовых телефонов ещё тридцать лет не было!
И продолжалась эта халява — пардон, работа — до примерно января 77-го. Кто-то хорошо позагорал на пляже, кто-то успел смотаться в путешествия, а я успел собрать Бесёнка. «После обеда, ближе к вечеру». Притом, что был ответственным за электроинструмент в ОГК, т.е. всегда уходил из инженерного корпуса последним, заперев дрели, перфораторы и проч. в кладовке.
Корпус собран на реечном наборе с фанерными кницами, с обшивкой из строительной фанеры (другой-то не было!) s=4 мм и оклеен в один слой стеклотканью неизвестной марки, с перехлёстом по килю, на смоле ЭД-20, спасённой моим отцом от сжигания при плановой утилизации в качестве просроченной по ТУ; той шестнадцатилитровой банки мне хватило на последующие двадцать лет и ещё на пару лодок и прочие нужды.
А знали бы вы, что пошло на обшивку палубы в носу лодки, бака, то есть. Лакированая задняя стенка от древнего шифоньера. Очень качественная мебельная фанера неизвестного возраста. Заметны ещё и сегодня следы былого шика на баке Бесёнка. Умели же наши предки делать вещи!
Летом сбросил корпус новой лодки на воду сразу после оклейки — без какой-либо шлифовки и окраски! — и обнаружил несколько малюсеньких фонтанчиков изнутри днища: лодка фильтровала воду через незаметные глазу поры в смоле.
Расстроился слегка. Но не надолго.
Привёз лодку в гараж, развёл в эпоксидной смоле алюминиевую пудру до консистенции сметаны и широким шпателем сделал Бесёнка похожим на лодку, сваренную из алюминиевых листов. По крайней мере, от киля до борта и по транцу. А выше линии борта и весь корпус изнутри был пропитан смолой.
Всё! Навсегда водотечность Бесёнка исчезла.
И не стал ничего больше делать с днищем, бортами и транцем. Никаких многоэтапных шлифовок, шпаклёвок, покраски. Хотя да, поверхность обшивки, особенно на бортах, оставляла желать лучшего. Днище же гладенькое и отлично скользит.
А вот первый выход со старым Вихрём (17...20 л.с.?) был коротким и сильно разочаровал, лодка утюжила воду как какой-нибудь РБТ. Даже друг, отклонявшийся сильно вперёд, не спас положения — мотор с трудом заводился и явно не тянул. Убитый мотор, взятый для пробы у вечно пьяного дачного сторожа.
Потом были куплены последовательно Ветерок, Привет, HONDA-BF20. Было много выходов в одиночку и с детьми, и просто детей по одному, и вообще много счастливых часов и мгновений. Лодка полетела. И славно послужила. В первую очередь потому, что свято соблюдалось правило — Покатался — просуши. Пару-тройку дней на рыбалке/охоте, иногда в дождиках и слякоти, но после — в сухой гараж и на талях к потолку.
Прошу прощения за нудные длинные воспоминания, но… Так было. Зато, надеюсь, понятно становится, куда в первую очередь следует прикладывать руки — к отделке и покраске корпуса.
И опять момент нехороший. Не будет в старом гараже ни света, ни тепла. Т.е. можно хранить Бесёнка, пилить-строгать, крутить вручную шурупы-гайки, макетировать. А уж работать с клеем и электроинструментом придётся в лодочном гараже-эллинге, красить — так вообще по-теплу.

Зима. Третий день нового года. За бортом плюс 2°С.
Снега нет, и вообще, всё как будто бы середина ноября. Сушь.
Решил: А чего дома сидеть-то? Произведём рокировку Б-1 и Б-2.0. Т.е. новую лодку переместим в старый гараж, а старую — в новый; тут и свет есть, и инструменты-материалы всякие в ассортименте, и тепло, выше нуля.
День на выведение из органона новогодних токсинов-алкалоидов и «за работу, товарищи!»
С помощью ранее описанного приспособления (и супруги!) погрузил на багажник Соула лодочку Соло-Б2.0:







Перевезли Б-2 в старый гараж, вытащили оттуда Б-1 и загрузили на багажник. Б-2 оставили в старом, а Б-1 привезли к новому гаражу. Вот так смотрится Бесёнок на багажнике; примерно те же ракурсы, можно сравнить:







Соло-Б2.0 массивнее смотрится, а Соул с Бесёнком — как бы «так и должно быть», гармоничнее, что ли. В поведении машины на дороге не нашёл отличий.
Вот с понедельника и начнём ремонт Б-1! Не, ну не завтра же; и так два с половиной часа в поте лица: пока завалы разобрали в гаражах, пока отработали подачу и исполнение — что особенно важно! — команд при погрузке-разгрузке лодок…
Обошлось без травм и соударений. И то хорошо. Даже тост подняли за обедом «Ну, за взаимопонимание!» copyright (Да я и зарычал всего однажды, тихо, «про себя».) Ибо сын и внук продолжают праздновать где-то за Волгой…

Продолжение смотрим здесь: volnanavolge.ru/blog/1422.html

10 комментариев

avatar
Думаю стОит, лодочка то историческая, сколько ей уж лет исполнилось?
avatar
Обзорная статья про «лодку автомобилиста» в журнале «Катера и яхты» с двумя фотографиями лодочки Аполло, первое упоминание термина картоп в Союзе, разработка чертёжа Бесёнка, сборка шпангоутов — 1975, сборка корпуса — 1976, первый спуск — 1977. Перманентная «лабораторная работа» с Бесёнком вплоть до последней модернизации в 2010 году. В 2017-м Бесёнок стал донором элементов рулевого ДУ для «проекта Б-2» (Соло-Б2.0). Ставились моторы Вихрь, Прибой, Ветерок-8Э, Привет, Yamaha-30, Tohatsu-6, Honda-BF20.
Вроде бы ничего не забыл…
Так что, считаем сами: сорок третий год пошёл лодке со дня спуска на воду.
avatar
Дядь Жень, на мотолодку этот материал закинуть.
Для тех, кто про срок службы фанерных лодок спорит, будет поучительно. )))
avatar
Надо подумать.
avatar
Думаю, начать парой фраз, а потом дать ссылку на эту тему.
Как, Влад, нормальный вариант? Или тамошний контингент читать много не осиливает? По моим наблюдениям, они любят лупить короткими очередями комментами…
А тему назвать типа «О долговечности фанерных/композитных корпусов».
Нет?
avatar
впечатляющее долголетие…
avatar
Влад, у меня например тоже пока нет веры в фанеру. Но это скорей от привязанности к всему металлическому и отсутствия опыта работы с фанерой.
А так то да, наглядный аргумент!
avatar
Добавил в тему некие интимные подробности рождения проекта «Бесёнок». Приятного просмотра, коллеги!
avatar
Добавил про рокировку лодок между гаражами. Приятного просмотра, коллеги!
avatar
Ну, не знаю, не знаю, по мне так Б-2 более правильных форм, а Б-1 в основном из-за серого цвета менее приметен.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.