Реставрация "Бесёнка", часть II. Ремонт палубы/деки.

Предыдущая тема volnanavolge.ru/blog/1420.html

Итак, Бесёнок переселился в эллинг, где хороший свет и относительно тепло.



К транцу Б-1 через шпигат слива воды из рецесса шпильками М8 прикручен кронштейн с колёсиками, который хорошо помог в работе с лодкой Соло-Б2.0:



Под киль подставлен простой, но очень заслуженный чурбак. Выдержанный, характер нордический, замечен в связях с Запорожцем ЗАЗ-965А и Жигулями ВАЗ-2101. Короче, ровесник Бесёнку:



С корпуса отвинчено всё, что можно скрутить и снять, включая ручки и транцевые плиты, направляющие кресла пилота и прочее, и прочее. И уже раскурочена палуба, точнее, дека от самого носа до кокпита. И тут же принято решение о продлении кокпита в нос, до первого шпангоута. Т.е. убран бимс (шпангоут № 1а) с кусками подпалубных стрингеров:



Все гвоздики Ø1,2х22 мм, которыми дека притягивалась к верхнему (подпалубному) набору в процессе приклеивания смолой ЭД-6/-20, аккуратно извлечены без особых затруднений. Гвозди эти сохранились на удивление хорошо за сорок с гаком лет, будучи покрытыми лишь тонким слоем смолы:



Лишь три-четыре штучки из них порвались в процессе выдёргивания; пришлось остатки их просто заглубить в дерево во избежание порчи рубанков во время зачистки и выравнивания подпалубного набора. Который, набор то есть, решено развить: добавятся зоны планширей побортно шириной 50...80 мм. А то приходилось опираться локтями об узенький край наклонных участков борта. Значит, предстоит изготовить реечки и ламинировать из них — по месту или по шаблону — стрингера-комингсы.
Обратите внимание на желтоватое пятно в районе киля (первое фото), в шпации перед кормовой переборкой. Это небольшой район днища, отмытый от вековых наслоений:



Тут-то и вскрылась правда жизни древней лодки! И грибок, и чёрная плесень (не одно и то же?), и расслоение фанеры на днище очагами.
Да уж… Отмоем, ототрём, зачистим. Придётся шелушить шпон в этих очагах до живых слоёв, пропитывать смолой, шпаклевать, а местами — ставить фанерные заплатки.
Но в целом корпус неплохо сохранился, что радует. Нигде пока не выявлена необходимость менять обшивку бортов либо днища. Только ремонт — хорошее русское слово.

Ну вот, наконец-то выпал первый снег. Глубокий, сантиметров пять-семь. После Рождества Христова по православному календарю. Но выпал же!



Из бросовой дощечки соорудил кондуктор, на котором буду ламинировать передние части комингсов, а из старого бруса, служившего много лет лагой в стапеле, напилил реечек сечением 10х20 мм, которые станут комингсами (См. шедевр «Дом, который построил Джек»):



Комингсы имеют — сугубо для красоты — переменную кривизну. Поэтому, во избежание лишней борьбы с изгибом реек непосредственно в корпусе Б-1 и в целях обеспечения симметричности обвода кокпита оба комингса выполняются клеёными. На том самом кондукторе. Смола + ТЭТА. Ламинирование:



Изнутри кондуктора:



— и на батарею, до утра. И так два раза. Получились две сборочки ламинированные, ну очень идентичные. Лежат стопочкой:



И раздельно:



Не терпится проверить, прикинуть, как будет смотреться новый контур кокпита. Вот, с понедельника и…
Прикинул. Поставил реечки враспор.
Фас, профиль copyright:





Мне понравилось. А вам?
Добавим дюжину полубимсов, точнее — бобышек для связи с бортами.
Просится ещё продольная связь в ДП между бимсом первого шпангоута и форштевнем. Ну-таки добавим. Будет сей стрингерок нормальной опорой для носовой утки; а то раньше она держалась лишь на фанерке.
Добавил бобышек, вклеил в корпус основу деки и комингсов в пределах кокпита. Смола ЭД-20, отвердитель Этал-45М:



Завтра сниму струбцины и саморезы с гладкими шайбами, послезавтра клей наберёт процентов 70...80 прочности. А на второй день, при «нуле» в эллинге, выступившие капли клея уже почти не липнут, но ещё легко продавлиавются ногтем. В общем, два дня выдержки — оптимум, можно строгать-пилить, ничего не отваливается.
Приклеил липовый носик на нос. В смысле — заготовку из липы, с припуском на обработку в положении вверх килем:



На очереди стрингерок от форштевня до бимса шп. № 1.И вот он, из рейки 22х35 мм, с опорой на фанерную накладку-усилитель первого бимса и на киль:





Всё пока, даю выдержку на полный набор прочности клея. Чай, не лето!
И погоню дальше.

Погнал.
Пока суть да дело, ожидаючи от ребёнка отвердитель с тканью, потокарил маненько, как говаривали обе мои бабушки:



А как говаривал товарищ Бендер, «смотрите, Шура, что можно сделать из сноповязалки и швейной машинки Зингера»:



— но вместо автомобиля «Лорен-Дитрих» получили удлинитель румпеля — из черенка от снежной лопаты всемирно известной фирмы Fiskars и капролонового круга Ø50 мм. Чтобы и мне, и внуку(-кам) удобно было рулить при оптимальной дифферентовке Бесёнка, стараясь вывести его на редан. Крепится и, заметим, надёжно держится, сия приблуда приспособа винтовым хомутом. Видно?
Начинаю примерку и подгонку заготовки пайола:





Ещё подгонять и подгонять. Малковать с переменным углом к горизонтали, добиваясь ширины контактирующей с днищем поверхности миллиметров в 16...22 шириной.
Заготовка пайола выпилена из второй половины листа ФСФ толщиной 6,5 мм с поперечным направлением волокон шпона наружных слоёв. Первая половина листа — в лодке Соло-Б2.0 в той же роли.
Ну, и отмалковал, куда ж деваться-то.

Расковырял обшивку днища. Общий вид:



И поближе дефекты обшивки по шпациям:
— вторая



— третья:



— четвёртая, перед переборкой:



— вот самое проблемное место. Отошёл один слой шпона, а в самом кормовом участке ещё и средний слой… Хорошо, что лишь небольшой пятачок площадью в коробку спичек.
Фффу-х… Постараюсь не включать больше таких жутко неприятных картинок.
Отрадно, что обшивка пострадала меньше, чем я ожидал увидеть в процессе ковыряния различными инструментами. Да и киль после зачистки выглядит вполне бодро.
Основной вид дефекта обшивки — расслоение строительной фанеры, собранной на казеиновом клее, от намокания вследствие разрушения (истирание, ультрафиолет и др.) слоя ЛКМ; чёрным грибком (или это просто плесень?) были поражены только наружные слои шпона, стали рыхлыми.
Планирую просто в проблемных местах днища наложить фанерные карточки на толстый-толстый слой клея с пластификатором, пригрузить до безусловного удаления воздушных пузырей в слое клея и выдержать в таком виде пару-тройку дней. А уже потом смачно наложить надёжное покрытие, в миллиметра полтора.
Подогнал по контуру и отмалковал заготовку пайола и выставил кусками кильсон:



Пайол прилегает неплохо. Вроде бы…
Теперь заняться вырезкой и наклейкой карточек на места днищевой обшивки с проплешинами.
И тут наступила Зима. С морозами под -20С, в середине февраля.



В эллинге тоже минус, клеить боязно. Но надо!
И как накаркал…
Такая история. Решил добавить в смолу 10 процентов дибутилфталата, ДБФ. В целях ещё большего отдаления возможности охрупчивания клеевых швов вследствие воздействия ударных и вибронагрузок на корпус. Принёс канистру со смолой и баночку ДБФ домой, отогрел. Отвесил в чистую баночку с резьбовой крышкой ~650 граммов смолы и добавил ~65 гс пластификатора. Тщательно и долго перемешивал.
Принёс обратно в эллинг.
Развёл клей на смоле из баночки с остатками Этала-45М. Приклеил с запрессовкой шурупами-саморезами опорные детали под заднюю кромку пайола и карточки из фанеры s=4 мм — на проблемные места днищевой обшивки:



— и ушёл домой.
А на завтра, когда пришёл в эллинг посмотреть степень полимеризации, чуть не поседел: не встаёт смола!



Ладно. Пришёл ещё через сутки. Встала-таки, зараза! Хоть и слегка продавливается ногтем.
И что это было???
Зато следующие карточки наклеил на смоле из баночки, с ДБФ, с новым отвердителем, что ребёнок прислал недавно. Т.е. с новым 45М:



Стало понятно, что, во-первых новый отвердитель заметно жиже старого, и во-вторых смола тоже по-жиже — при практически постоянной температуре в боксе.
Ну что же, завтра будем посмотреть.
Посмотрел. И снял прижимы:



Очень надеюсь, что «лишний» пластификатор в клее позволит не беспокоиться об опасности растрескивания швов и покрытых им поверхностей.
Вот. Такой компот… В раздумьях: пропитывать площади днища, которые перекроются пайолом, сейчас или по теплу?.. Пайол-то подогнал, руки чешутся. Альтернатива — заняться раскроем и подгонкой деки (да в тему же!). И?..
Вопрос выше остался, слишком много советов «от друзей». Ноль!
Вклеил кусочки кильсона в третьей и четвёртой шпациях:



И, в соответствии с темой топика, приступил наконец-то к деке. Очень черновая примерка носового куска. S=4,5 мм:



И дальше в корму:



Образ спортивной мотолодки SB или SC из шестидесятых-семидесятых:



Теплеет, уже днями +4...6ºС, в эллинге до трёх доходит. Днями решусь, да и приклею все эти листики на свои места. А там — рубанок в руки, да и отсечь всё лишнее.
О, уже +7ºС в эллинге! А вчера, 27 февраля, вообще на улице до +16,3ºС дошло!
Всё, смело клею передний кусок деки. Позавчера помазал — покрыл! — смолой внутренние поверхности первой шпации. Все. Смола + 10% ДБФ + 50% старого Этал-45М. Встало до состояния «слабо липнет» за полтора суток. Отлично!
Развёл также, только 45М новый, из Питера. И приклеил:



Прижимал через бросовые куски фанеры. Притом лишь в ДП — саморезами. По внутреннему контуру кокпита — струбцинами. По наружному контуру деки — гвоздиками Ø1,2х25 и тоже через фанерку, с предварительным сверлением отверстий Ø1,5 мм одновременно — и заранее! — в деке и прижимных планках:



В таком пироге и гвоздиках заложен некий умысел. Когда смола встанет, то надо будет просто отодрать фанерные прижимы вместе с гвоздями, начиная с любого конца прижимов, отчего в деке останутся мелкие дырочки. Из-под гвоздиков. Шпаклевать которые будет легко и приятно. Никаких тебе чопиков в палубе и коцек на ножах рубанков — при доведении контура деки до «состояния конфетки». Третье — волна по краю палубы от точек запрессовки ожидается минимальная.
Такая идея.
Завтра посмотрим…
Наступило завтра. Посмотрел.
Результаты мне понравились. Всё приклеилось, по всем реечкам набора. И без волн!
Накладки с гвоздиками легко отодрал, саморезы вывинтил. Гут.
Далее. На двух гвоздиках зафиксировал длинный кусок фанеры по правому борту — в продолжение носового куска. Промазал клеем всю нижнюю поверхность бортового куска, поставил его на набор, сориентировав по отверстиям из-под тех самых двух гвоздиков, и прижал струбцинами. Хорошо.



Через сутки клей в швах встал не вполне. Но нетерпение… Поснимал струбцины и струбцинки, накладки. И струганул по наружному краю деку от носа до кормы. Ну почти, ибо накладочка будет продолжена: не хватило цельного куска. Жаль.
Вид по правому борту в корму:



Вид в нос:



И что? Да радует глаз. И наощупь. Т.к. поверхность деки гладкая, от гвоздей луночки как укол иголкой, объём шпаклёвки ожидается минимальный. И никаких чопиков! Почти, ибо полдюжины саморезов на всё-про-всё было, но в целом это ерунда.
(Нижайшая просьба — не пинать за бардак в лодке и окрест, сие — творческий беспорядок.)
Во избежание нехороших явлений, сразу после описанных выше манипуляций и фотосессии прижимы вернул на место; пусть смола отвердеет до конца.

Всё, коллеги! Тему закрываю. Я так думаю. copyright
Ремонт деки закончил. Шпаклёвка, шлифовка, оклейка, покраска и лакировка будут по теплу. Пока вчерне прострогал по контуру деку. Выглядит — на мой взгляд — почти симпатично:



Продолжение следует?
Нет, встретимся в другой теме про ремонт Бесёнка.
ОК?

44 комментария

avatar
После ремонта, да современными покрытиями, еще столько же прослужит.
avatar
Добавил про ламинирование комингсов. Смотрим…
avatar
Добавил примерку комингсов. Даём оценку. Советы приветствуются.
avatar
Оценка 5. Посоветовать пока нечего. smile
avatar
Дядь Жень, мне ваш топик, как бальзам.

Смотрю и не нарадуюсь.
У меня есть «морально устаревшая лодка», вот думаю ковырять ее или нет.
Если ковырять, то где, когда и для чего!?
На счет плесени и грибка инспектировал, не нашел.
Повезло с хранением, сухой и отапливаемый гараж, перепадов температур нет.

Вопрос возраста мне был всегда интересен.
Мне попадались гоночные фанерные корпуса, 70х и 80х годов постройки, которые до сих пор в строю. Латаные перелатанные…
Так же попадались прогрессы и казанки 80х годов, которые бОльшую часть своего времени провели в огороде или еще где-то в сарае, но не на воде.
Но выводы слышу следующие — «дюраль вечен, а фанера сгниет через год».
))))
avatar
Кстати, провёл небольшое расследование… Крыша гаража на даче, где Б-1 содержался, последние лет восемь не ремонтировалась, через прорехи осадки попадали в лодку. От этого киль и днищевая обшивка рядом с ним пострадали более всего, т.к. влага накапливалась лужицей удалялась не руками, а естественным испарением.
Благо, осадков в наших Палестинах в принципе немного в году; мы находимся на границе степей и полупустыни.
avatar
А на улице под открытым небом реально держать фанерную лодку? Может какие супер покрытия и килем вверх например.
avatar
Юра, у Даняева лодка почти как у меня Сармат, только побольше, с каюткой, с Сузуки-30А. Держит на воде полгода. С осени до весны вытаскивает на сушу, закрывает всячески, банерами. Подробно смотреть надо на КА КиЯ, в профиле у Даняева. Понятно? Нет? Если не сможешь — наведу по телефону. Интересно! Несколько лет уже.
avatar
Я больше про небольшие открытые лодки, у нас многие вытаскивают на берег и переворачивают металлические ( сталь, дюраль ) лодки. Выезжают если не часто то нормально, каждый день конечно не вариант.
avatar
Нормальный вариант!
Не скапливаются осадки, не тают и не замерзают в корпусе.
Этот же способ вполне хорош и для композитных лодок, правильно построенных, с правильными покрытиями. Главное в их хранении — обеспечить вентиляцию и — желательно! — приподнять, от «до пояса» и выше, над землёй. Но под навесом — ещё лучше.
avatar
Чуть текста и пару фото добавил в тему. Про зимнюю склейку. Смотрим, кому интересно.
avatar
Добавил стрингерок и ещё пару фото.
avatar


Носик то липовый. )))
Отлично выходит.
У меня тоже носики были и будут, правда из пенопласта!
avatar
Нечаянная радость: ребёнок прислал ткань и отвердитель.





На этикетке изложены основные ТТХ.
avatar
Добавил пару снимков и абзацев текста про пайол и румпель. Смотрим, кому интересно, коллеги.
avatar
Евгений я правильно понял что стенки капролоновой детали максимально тонкие и прожимаются хомутом? У меня на джонботе румпель далековато от банки и приходится немного тянуться назад, если поставить рег.транец то еще дальше отодвинется и возможно понадобится удлинитель.
avatar
Юра, там, где виден винт хомута, имеется пропил s=3 мм длиной ~30 мм, а стенка толщиной примерно 3,5 мм. Пружинит легко.
Посадка по двум пояскам, в глубине проточки и по краю, подогнал плотненько. Поэтому после затяжки хомута румпель стал практически монолитным.
Тебе надо сначала сесть в лодку, попробовать рулить, определиться с конкретной длиной удлинителя. Ну, и заказать знакомому токарю!
avatar
Добавил анализ дефектов днища изнутри лодки. Смотрим, коллеги.
avatar
Добавил пару снимков. Один по теме, другой под настроение.
avatar
Дядь Жень, скоро весна! )))
avatar
А я об чём! Приближаю, как могу.
avatar
Хотя сейчас подскочило до нуля.
avatar
Добавил нюансы работы с клеем на холоде. Смотрим, кому ещё интересно.
avatar
Я клеил сендвич на банку заднюю при +10 и ждал два дня пока потеки затвердеют и не будут продавливаться ногтем. Смола и отвердитель свежие, пропорции на весах проверял, вроде тепло а не твердела. А потом этой же смолой мазал торцы пайолов уже при +2 и все нормально было, твердела за сутки в камень.
avatar
Ну, у меня вот так. Сегодня вечером ещё пощупал — липнет, но явно меньше. Ждём-с! И прижимы не снимаю пока.
avatar
Дядь Жень, интересно получается.
Со смолой не торопитесь проверять, для полимеризации при отрицательных температурах нужно больше времени.
Вопрос почему не сделали сплошные накладки, а замысловатой формы?
Экономии по весу там особой нет, а вот возни больше.
avatar
Влад, класть фанеру большими картами не хочу по двум как минимум причинам.
1. Сложно обеспечить максимальное соприкосновение фанеры к фанере, т.е. процент проклейки к общей площади большой латки. А вот в качественной постановке маленьких карточек я уверен: клей выдавился по всему периметру деталек.
2. Массу нагонять не хочу, «боремся за культуру веса».
Да и клей жалко…
Ну, и добавил фото отремонтированных участков со снятыми прижимами. И смола уже почти не липнет и ногтем продавливается не сильно.
avatar
Пара снимков добавилась. В тему!
avatar
И ещё парочка фоточек!
avatar
Стильная игрушка для внука получается thumbsup
Интересно как под маленьким моторчиком поедет.
Ей бы Ямаху 6-8, 2т 2цилиндра в самый раз было.
avatar
Автобот под Я-6 отлично ходит, даже вдвоём очень неплохо глиссирует а, главное, с такой умеренной мощностью очень безопасный аппарат получается.
avatar
А вот под «троечкой» — это интересно посмотреть.
avatar
Да с «шестёркой» всё понятно, какие будут ходовые. Тестировал в 2008-м:

avatar
Поставил на клей передний участок деки. Смотрим!
avatar
Всегда нравились ровные и длинные ряды одинакоо красных струбцин smile. У меня все самодельное невзрачно-разнокалиберное disappointed.
avatar
Копил долго, не за раз купил. Это такая серия, на 2, 3 и 4 дюйма. У трёх оторвались чашки, одна разлетелась по скобе.
avatar
Где-то у Вадика есть фото с неимоверным количеством струбцин, больше сотни, мы тогда рекорд поставили smile
avatar
Ещё приклеен кусок деки, теперь по правому борту. И слегка — философии. Смотрим?
avatar
Коротко: приклеен кусок деки по левому борту. До субботы 06.03.20 никаких телодвижений, отверждения ждём-с. Тогда будут фото, после чернового прострагивания по контуру.
avatar
Подождать отверждения, это правильный подход.
avatar
Есть мнение — закрыть тему. Ремонт деки закончен. Добавил чуток нового в тему. И всё!
avatar
Поздравляю ДядьЖень. Весьма к сроку, все успели…
У нас уже некоторые сезон открыли, Самарские тоже собираются.
Вопрос есть, а лодку красить будете вообще, в стиле Б-2 или иначе?
А топик весьма продуктивный получился. )
avatar
Спасибо, Влад!
В общем да, как Б-2.0. Пока есть белая эпокси и ультрамарин, ПУ-лак, который против УФ. Нескользящей нет. Но подумаю над схемой колеровки, чтобы не делать «близнецов».
avatar
Отлично, это повод для нового топика! )))
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.