Осень. Волга.

Сегодня выдался замечательный день. Просто покатушки, ни каких настроек, замеров.
Была надежда на хорошую волну, чтоб вдоволь попрыгать, но нет.
Ну нет так нет, просто дал круг в 80км. Чем выше скорость, тем меньше волна, так и прошли этот круг в полную тапку, расход около 15 литров.

Возможно последний выход в этом году. В мыслях уже следующее лето.

Ближайшие планы №4

Высокоэффективная гидродинамика и конструктивизм.



Перефразируя Ле Корбюзье: «лодка — машина для выполнения строго определённых задач».

Луис Салливан: «форма определяется функцией».


Вот от этого и будем отталкиваться, концепция исключительно здравая.

Постановка задачи: простая в постройке лодка, которая сможет решать широкий спектр задач и достигать высокой экономичности в эксплуатации не ценою ограничения скоростей и грузоподъёмности, а за счёт максимально возможной эффективности гидродинамики.


Читать дальше →

Самодельное ДУ поворотом подвесного мотора. Часть V. Ходовые испытания.

То, о чём долго говорилось и писалось, произошло: лодка увидела воду 06.09.2017, в час пополудни.





Приклеен скотчем приборный щиток (почему скотчем — чуть ниже), со стартера пуск и минутный прогрев умного двигателя (сам сбросил обороты по достижении нужной ему температуры)… Можно выходить на простор озёрной волны.



Вышел из канала в двухметровой стене камыша, повернул влево, носом на ветер. Да уж… Волна где-то под 0.4...0,5 метра. Жму на газ, лодка просто выпрыгивает на редан. Но!
Но!
Начинается раскачка с борта на борт. Нехорошая такая, прогрессирующая. Лодка прикладывается к встречной воне скулами поочерёдно. Кильнуться — раз плюнуть.
Всё, как на первом Бесёнке. Автоколебания корпуса относительно продольной оси, связанные с системой: раскачка тяжёлого мотора, руки с баранкой стараются оставаться горизонтальными, а корпус как бы сам быстро-быстро вращается с боку на бок, практически живёт своей отдельной жизнью.
Сбросил газ, с хорошим чувством уверенности в лодке развернулся (мореходность, высота борта), и обратно в тихий коридор из камыша. Прошёл к мотору и задемпфировал его рычажком, регулирующим момент поворота ПЛМ на баллере.
Вышел ещё разок на простор, прокатился по волне и против неё, без фанатизма, ещё набрался впечатлений на скоростях до 30...35 км/ч. И хорош для первого раза, да ещё с такой волной!
Волна, кстати, с барашками и крутая. На Бесёнке и на Сармате в такую погоду я взял себе за правило без особой нужды не выходить. Но на завтра и ещё почти неделю обещают дожди. Фронт приближается, из-за чего и порывистый ветер…

Теперь вернусь к выше отмеченным нюансам.

Можно сказать, в последний момент изменил высоту установки штурвала. Закрепил кресло, уселся, понажимал, покрутил, подёргал — все органы управления удобны, доступны, а баранка показалась низковатой. Поднял её со всеми потрохами миллиметров на шестьдесят, стало очень удобно. Зато щиток приборов — не пришей кобыле хвост. Но пришил скотчем. Чисто на первый выход. Ведь на нём кнопка стартёра, глазок давления масла, тахометр и радар-детектор с GPS-спидометром.

По автоколебаниям. Если кто помнит по старым публикациям в КиЯ, на Бесёнке от РДУ с горизонтальной осью штурвала пришлось уйти на схему с почти вертикальной осью и, соответственно, с горизонтальной баранкой «по-автобусному», между ног. Чем и была побеждена эта раскачка. А то ведь приходилось фиксировать штурвал, сильно упираясь локтем в комингс.
Ещё можно было бы существенно увеличить передаточное число РДУ. Но это не мой путь. Хочется именно чувствительного, резкого, но безопасного руления. Пока вижу выход в установке «демпфера крутильных колебаний» мотора относительно вертикальной оси (баллера). Демпфироваие затяжкой регулятора — нестабильно и вообще неправильно, нужен гидроамортизатор. Я так думаю copyright.

Автопоезд после первого выхода на воду:







По сравнению с уже привычной буксировкой Сармата тащить эту лодку гораздо приятнее, ибо минус 100...120 кг массы — нехилое облегчение.

К сожалению, видео пригодного качества не получилось. Но всё впереди!

Состоялся второй выход на воду, опять без видео… Оператор был на каторге (картошка, заготовки).
После первого выхода был установлен новый ролик в РДУ, с меньшим радиусом перекатывания этой квази-шестерни по квази-рейке зубчатой.

Вот так аккуратненько поехал:







Выход на редан за пару-тройку секунд:





Но раскачка осталась, хоть и меньшей амплитуды, чем в первый выход. Замечу, что к лодке я постепенно приспосабливался больше и больше. Удалось разогнать её до 52-53 км/ч по GPS.
Обнаружилось, что они, эти автоколебания, начинаются на гладкой воде при резком открытии дросселя и при резком же сбросе газа. При этом баранка была жёстко, насколько это возможно руками в кокпите, с упором локтями, зафиксирована.
Мысленные и натурные эксперименты привели к осознанию основных причин этого:
— масса мотора 50 кг сосредоточена на плече около 0,17 м от оси баллера и свободно болтается в горизонтальной плоскости в пределах упругих деформаций системы РДУ, включая подвеску мотора на резино-металлических опорах. Эта система легко выводится из равновесного состояния случайными воздействиями типа резкого изменения крутящего момента на гребном валу (импульс кренящего момента!) или несимметричной по бортам встречи с волной;
— поперечная составляющая вектора тяги винта, возникающая при колебаниях мотора (см. предыдущий пункт) имеет знакопеременный, синфазный характер относительно корпуса и также раскачивает лодку.
Отсюда следуют рекомендации (мне) по борьбе с автоколебаниями:
1. Задемпфировать массу мотора установкой горизонтального амортизатора.
2. Поднять жёсткость кинематики РДУ, кардинально увеличив его передаточное число.
И держим в голове ещё способ (BOBKA напомнил, спасибо) — укорочение внутренних реданов со стороны транца.

Сын также порулил, он дошёл до скорости 46,7 км/ч:





Ну что ещё?.. Неожиданно заработал тахометр, правда, считает от 3000 об/мин и до 6000.

Продолжение следует.

проводы лета 2017

немного покатались, потом посиделки с песнями…
на следующий день даже мысль была — а не завязать ли с алкоголем :))
вечер был красивый…



зы. как-то странно…
написал топик, а его нет.
попробовал еще раз.

Самодельное ДУ поворотом подвесного мотора. Часть II-прим. Корпус, отделка/сборка.

Рискну продолжить.

Больше года получился перерыв в работах по беззазорному ДУ в части строительства корпуса. Причины… не будем о грустном!

Корпус снят со стапеля, оклеен стеклотканью, установлены продольные реданы шириной 35 мм, скуловые брызгообойники шириной 40 мм.
Под рецессом собран аккумуляторный ящик, от передней стенки которого и до шп. 1 вклеен настил (пайол), опирающийся на днищевую обшивку и продольно-поперечный набор. Так ЭТО выглядело пару месяцев назад:



Установлена обшивка бака – дека из ФСФ 4,5 мм, с лючком, врезанным так, чтобы обеспечить доступ к крепежу носового рыма и узла педали акселератора (щиток приборов не закреплён, просто лежит «для примерки»):

Читать дальше →

Физкультурник. Лето 2017.

Пора подвести промежуточные итоги.

Зимой куплен мотор, да китаец, да не 30 л.с., но в данное время, меня эта покупка удовлетворяет на 100%.
За все время, а это 19 часов, моторчик работал отлично. Первый запуск был комичным, пытался запустить без подсоса и мне это почти удалось.))))
В последствии двигатель заводился всегда с первой, край второй протяжки.
Кормлю Мотюлем полусинтетикой.

Свеча после 19 часов.
Мотор комплектовался винтом 9 шага, на нем и обкатывал.
В последствии куплен винт 12 шага, он оказался универсальным в моем случаи.
Выход на глиссер с нагрузкой 250 кг не проблема, ходить в одного, тоже приятно.
Средняя нагрузка когда выходим семьей около 170-180 кг.
Моторчик раскручивается до 5200-5300. Когда один 5400-5600.
Достиг скорости больше 50км в час. В целом все ожидания от комплекта оправдались.
Получил именно то, что хотел изначально.
Сама лодка вызывает постоянный интерес у окружающих. На воде, не зависимо от типа судна, капитаны и пассажиры долго провожают взглядом.

За это лето, осмелел сам, понимая потенциал лодки, ветер и волна уже не останавливают, а наоборот вызывают желание прохватить.
В такую погоду, скорости около 45-48 км в час хватает, а вот в штиль достигнутая скорость в 53 км в час не устраивает, хочется большего.

Читать дальше →

Посоветуйте транец

Здравствуйте!
ПОсоветуйте транец для доп. мотора.
Принципиально возможно две конструкции.
Это раз


а это два


Вариант два вроде как лучше, но при этом смущает его количество соединений. Наверняка будет болтаться и греметь.
Вариант 1 конечно греметь не будет. Но как то не современно.
Доп мотор Мерк 3,3 13 кг веса.

Открыл навигацию. Новый мотор.

Кто-то уже давно на воде, я только выбрался, чему несказанно рад.
Новый мотор, лодка не претерпела изменений. Бак в нос, 2 человека на борту, пару вёсел, комплект инструмента и ЗИП от мотора.
Началась обкатка, 10 минут на холостых, 20 минут на холостых, но под нагрузкой, потом стал периодически добавлять газ и опять на холостые. Скучновато, но куда деваться. Снял небольшое видео, после часа обкатки.
Первые впечатления от мотора положительные. Говорить о том, что он по мощности не уступает Нептуну-23 рано. Надеюсь в следующие выходные продолжу обкатку.