Маленькая быстрая лодка

В РФ некоторой популярностью пользуются водномоторные соревнования клубного масштаба, с весьма свободным техническим регламентом, отдалённым от норм UIM. Некоторые наши коллеги (не будем показывать пальцем, но это Вовка ;) ) принимают участие в подобных покатушках, и даже умудряются показывать неплохие результаты на универсальных комплектах «корпус+ПЛМ+винт», хотя корпуса и со спортивным характером. В своём комментарии к статье Вовки о постройке его нынешней лодки ( www.motolodka.ru/sbuild/marlin/marlin1.htm ), я упоминал о том, что делал проект весьма компромиссный, для многоцелевого использования, и о высказанном заказчиком пожелании «сделать лодки попроще» для ускорения постройки (что, впрочем, никак не сказалось на реальных сроках постройки, как, впрочем, и всегда), там же проскользнуло упоминание о типовых способах значительного отдаления границ потери продольной устойчивости глиссирования, иными словами, той предельной скорости, после которой лодка начинает «дельфинировать» и/или «рикошетировать».




Читать дальше →

ломаем сэндвич

возникла задумка сделать некую сухопутную инсталляцию.
И подумалось, а почему бы не сэндвич?



Зы. Не знаю, видео вставилось или нет. Если что прошу модератора подправить.

Праздники. Большие и маленькие.

Возможно, не открою Америки, но и возможно, будет интересно сообществу — расскажу про розжиг мангала с помощью изделия «кружка-стартер для розжига угля».
Сегодня по морозцу съездили на дачу: контроль наличия отсутствия проникновения посторонних на объект, утепление отдельных неутеплённых растений и вообще… Погода хорошая, хоть и ветреная.



И — зажарить завалявшиеся в морозилке десяток чевапчичей. Честно? Я лишь для этого и ехал… Хоть жена и была другого мнения относительно целей вояжа.


Читать дальше →

Идея строительства катера Surf Scoter 22



Все таки решил я построить этот катер, долго терзали сомнения, но уж больно красивый этот катерок и мои терзания закончились приобретением комплекта чертежей у Сэма.Скажу сразу, чертежи он высылает толко в формате PDF. Заказал изготовление чертежей шпангоутов и обшивки корпуса в CDR и послал в несколько компаний для выяснений цены вырезки деталей на станке с ЧПУ фрезой. Жду ответов. Строить где, пока не решил. Два варианта: буду готовить все к лету и в деревне сделаю шатер и начну строить и второй вариант поищу место в городе с теплом что бы начать зимой стройку.

Получил проект в PDF и регистрацию на сайте www.devlinboat.com. По Проекту возникали вопросы, Sam Devlin оперативно отвечал и отправлял мне нужную информацию. Заказал и получил файлы в корел для всех основных деталей: шпангоуты, развертки корпуса, палуба, надстройка. В компаниях провел опрос по цене изготовления деталей на оборудовании с фрезой. Посчитал стоимость корпуса, умножил на 2 и пока решил строительство не начинать. Надо правильно соотносить свои желания с возможностью отвлечь финансы из семейного бюджета.

Винты, лифты и скорость



На мотолодке, в теме про мой любимый Е-Тек, появился очень интересный любитель скорости, по имени Ян.
С помощью установки пауэрлифта, подбора винтов и прочего он добился очень большого прироста скорости, почитайте: Эвинруд E-Tec (Evinrude E-Tec) часть 25
Есть желание обсудить необходимость именно пауэрлифта, винты и расстояние от ноги мотора до транца.

Осень. Волга.

Сегодня выдался замечательный день. Просто покатушки, ни каких настроек, замеров.
Была надежда на хорошую волну, чтоб вдоволь попрыгать, но нет.
Ну нет так нет, просто дал круг в 80км. Чем выше скорость, тем меньше волна, так и прошли этот круг в полную тапку, расход около 15 литров.

Возможно последний выход в этом году. В мыслях уже следующее лето.

Ближайшие планы №4

Высокоэффективная гидродинамика и конструктивизм.



Перефразируя Ле Корбюзье: «лодка — машина для выполнения строго определённых задач».

Луис Салливан: «форма определяется функцией».


Вот от этого и будем отталкиваться, концепция исключительно здравая.

Постановка задачи: простая в постройке лодка, которая сможет решать широкий спектр задач и достигать высокой экономичности в эксплуатации не ценою ограничения скоростей и грузоподъёмности, а за счёт максимально возможной эффективности гидродинамики.


Читать дальше →

Самодельное ДУ поворотом подвесного мотора. Часть V. Ходовые испытания.

То, о чём долго говорилось и писалось, произошло: лодка увидела воду 06.09.2017, в час пополудни.





Приклеен скотчем приборный щиток (почему скотчем — чуть ниже), со стартера пуск и минутный прогрев умного двигателя (сам сбросил обороты по достижении нужной ему температуры)… Можно выходить на простор озёрной волны.



Вышел из канала в двухметровой стене камыша, повернул влево, носом на ветер. Да уж… Волна где-то под 0.4...0,5 метра. Жму на газ, лодка просто выпрыгивает на редан. Но!
Но!
Начинается раскачка с борта на борт. Нехорошая такая, прогрессирующая. Лодка прикладывается к встречной воне скулами поочерёдно. Кильнуться — раз плюнуть.
Всё, как на первом Бесёнке. Автоколебания корпуса относительно продольной оси, связанные с системой: раскачка тяжёлого мотора, руки с баранкой стараются оставаться горизонтальными, а корпус как бы сам быстро-быстро вращается с боку на бок, практически живёт своей отдельной жизнью.
Сбросил газ, с хорошим чувством уверенности в лодке развернулся (мореходность, высота борта), и обратно в тихий коридор из камыша. Прошёл к мотору и задемпфировал его рычажком, регулирующим момент поворота ПЛМ на баллере.
Вышел ещё разок на простор, прокатился по волне и против неё, без фанатизма, ещё набрался впечатлений на скоростях до 30...35 км/ч. И хорош для первого раза, да ещё с такой волной!
Волна, кстати, с барашками и крутая. На Бесёнке и на Сармате в такую погоду я взял себе за правило без особой нужды не выходить. Но на завтра и ещё почти неделю обещают дожди. Фронт приближается, из-за чего и порывистый ветер…

Теперь вернусь к выше отмеченным нюансам.

Можно сказать, в последний момент изменил высоту установки штурвала. Закрепил кресло, уселся, понажимал, покрутил, подёргал — все органы управления удобны, доступны, а баранка показалась низковатой. Поднял её со всеми потрохами миллиметров на шестьдесят, стало очень удобно. Зато щиток приборов — не пришей кобыле хвост. Но пришил скотчем. Чисто на первый выход. Ведь на нём кнопка стартёра, глазок давления масла, тахометр и радар-детектор с GPS-спидометром.

По автоколебаниям. Если кто помнит по старым публикациям в КиЯ, на Бесёнке от РДУ с горизонтальной осью штурвала пришлось уйти на схему с почти вертикальной осью и, соответственно, с горизонтальной баранкой «по-автобусному», между ног. Чем и была побеждена эта раскачка. А то ведь приходилось фиксировать штурвал, сильно упираясь локтем в комингс.
Ещё можно было бы существенно увеличить передаточное число РДУ. Но это не мой путь. Хочется именно чувствительного, резкого, но безопасного руления. Пока вижу выход в установке «демпфера крутильных колебаний» мотора относительно вертикальной оси (баллера). Демпфироваие затяжкой регулятора — нестабильно и вообще неправильно, нужен гидроамортизатор. Я так думаю copyright.

Автопоезд после первого выхода на воду:







По сравнению с уже привычной буксировкой Сармата тащить эту лодку гораздо приятнее, ибо минус 100...120 кг массы — нехилое облегчение.

К сожалению, видео пригодного качества не получилось. Но всё впереди!

Состоялся второй выход на воду, опять без видео… Оператор был на каторге (картошка, заготовки).
После первого выхода был установлен новый ролик в РДУ, с меньшим радиусом перекатывания этой квази-шестерни по квази-рейке зубчатой.

Вот так аккуратненько поехал:







Выход на редан за пару-тройку секунд:





Но раскачка осталась, хоть и меньшей амплитуды, чем в первый выход. Замечу, что к лодке я постепенно приспосабливался больше и больше. Удалось разогнать её до 52-53 км/ч по GPS.
Обнаружилось, что они, эти автоколебания, начинаются на гладкой воде при резком открытии дросселя и при резком же сбросе газа. При этом баранка была жёстко, насколько это возможно руками в кокпите, с упором локтями, зафиксирована.
Мысленные и натурные эксперименты привели к осознанию основных причин этого:
— масса мотора 50 кг сосредоточена на плече около 0,17 м от оси баллера и свободно болтается в горизонтальной плоскости в пределах упругих деформаций системы РДУ, включая подвеску мотора на резино-металлических опорах. Эта система легко выводится из равновесного состояния случайными воздействиями типа резкого изменения крутящего момента на гребном валу (импульс кренящего момента!) или несимметричной по бортам встречи с волной;
— поперечная составляющая вектора тяги винта, возникающая при колебаниях мотора (см. предыдущий пункт) имеет знакопеременный, синфазный характер относительно корпуса и также раскачивает лодку.
Отсюда следуют рекомендации (мне) по борьбе с автоколебаниями:
1. Задемпфировать массу мотора установкой горизонтального амортизатора.
2. Поднять жёсткость кинематики РДУ, кардинально увеличив его передаточное число.
И держим в голове ещё способ (BOBKA напомнил, спасибо) — укорочение внутренних реданов со стороны транца.

Сын также порулил, он дошёл до скорости 46,7 км/ч:





Ну что ещё?.. Неожиданно заработал тахометр, правда, считает от 3000 об/мин и до 6000.

Продолжение следует.