Самодельное ДУ поворотом подвесного мотора. Часть II-прим. Корпус, отделка/сборка.
Рискну продолжить.
Больше года получился перерыв в работах по беззазорному ДУ в части строительства корпуса. Причины… не будем о грустном!
Корпус снят со стапеля, оклеен стеклотканью, установлены продольные реданы шириной 35 мм, скуловые брызгообойники шириной 40 мм.
Под рецессом собран аккумуляторный ящик, от передней стенки которого и до шп. 1 вклеен настил (пайол), опирающийся на днищевую обшивку и продольно-поперечный набор. Так ЭТО выглядело пару месяцев назад:
Установлена обшивка бака – дека из ФСФ 4,5 мм, с лючком, врезанным так, чтобы обеспечить доступ к крепежу носового рыма и узла педали акселератора (щиток приборов не закреплён, просто лежит «для примерки»):
Затем решено было смонтировать опоры (сугубо из подручных материалов) для удобства работ по шпаклёвке и окраске днища, бортов и транца:
Ну, и выполнена, в конце концов, шпаклёвка (остатки белой эпокси МТ-0012 и самодельная, из смолы ЭД-20 с ЭТАЛОМ-45М в смеси с аэросилом от коллеги rbt06) и окраска в два слоя двухкомпонентным Реафлексом-50:
В составе этой краски имеются некие летучие компоненты, поэтому из-под велюровых валиков покрытие получилось «почти глянец» — за счёт хорошего поверхностного натяжения поверхности в процессе первоначального испарения оных веществ. По крайней мере, лучше, чем поверхность корпуса «Сармата», покрашенного питерской краской БЭП, «чисто эпокси».
Ещё один переворот с перестановкой кормовой опоры (на которой, кстати, установил ось с роликами на шарикоподшипниках – очень удобно было вывозить лодку и шлифовать корпус вне гаража, дабы не пылить внутри), установка бортовых листов деки:
— виден временно установленный разъём ПЛМ, развешенный по набору кабель к щитку приборов, педаль «газа» чуть правее ДП, кнопка «Стоп» с чекой и… страхолюдное болотно-коричневое нутро лодки – плод неудачного подбора морилки и самодельной же шпаклёвки. Нет, конечно, всё станет жёлтым под «нескользяшкой» от Интернейшнл. Но позже.
Здесь видны лючки для доступа к рулевой тяге и шаровым шарнирам РДУ:
В общем, пока лодка смотрится в стиле глиссеров сороковых-пятидесятых годов:
День Знаний праздновал в гараже…
По совету друзей (ВОВКА, Влад, Шурик) закрепил машинку ДУ реверсом на основание кресла пилота справа:
Продольную качалку РДУ
— установил в корпус на шаровых опорах:
Педаль газа соединил с тягой, снабдив последнюю оттяжкой из резинотканевого такелажного жгута:
Возвращает отлично, как в автомобиле.
Рулевая тяга на поводок мотора типа талрепчика, регулируемой длины:
За некрашеные комингсы прошу извинить… Шурин старшего сына, столяр, намекал, что может подогнать дубовую рейку, вот тогда и отделаю подорех дуб кокпит, пайолы — нескользяшкой от… не будем рекламировать.
Вот и кормовой диванчик готов. Всё по «авиамодельной технологии»: набор объёмных и профилированных подушки и спинки из реечек сечением 40х20 мм, обшивка — ФСФ s=4,0 мм. Подушка/сидение легкосъёмная, с опорами крючками на дюралевый пруток и складную подставку; спинка откладывается, вращаясь на вынимаемой оси:
Геометрия опор и крючков сидения таковы, что вынуть его можно только если наклонить до пайола, сложив переднюю опору на петлях:
Продолжение следует.
Больше года получился перерыв в работах по беззазорному ДУ в части строительства корпуса. Причины… не будем о грустном!
Корпус снят со стапеля, оклеен стеклотканью, установлены продольные реданы шириной 35 мм, скуловые брызгообойники шириной 40 мм.
Под рецессом собран аккумуляторный ящик, от передней стенки которого и до шп. 1 вклеен настил (пайол), опирающийся на днищевую обшивку и продольно-поперечный набор. Так ЭТО выглядело пару месяцев назад:
Установлена обшивка бака – дека из ФСФ 4,5 мм, с лючком, врезанным так, чтобы обеспечить доступ к крепежу носового рыма и узла педали акселератора (щиток приборов не закреплён, просто лежит «для примерки»):
Затем решено было смонтировать опоры (сугубо из подручных материалов) для удобства работ по шпаклёвке и окраске днища, бортов и транца:
Ну, и выполнена, в конце концов, шпаклёвка (остатки белой эпокси МТ-0012 и самодельная, из смолы ЭД-20 с ЭТАЛОМ-45М в смеси с аэросилом от коллеги rbt06) и окраска в два слоя двухкомпонентным Реафлексом-50:
В составе этой краски имеются некие летучие компоненты, поэтому из-под велюровых валиков покрытие получилось «почти глянец» — за счёт хорошего поверхностного натяжения поверхности в процессе первоначального испарения оных веществ. По крайней мере, лучше, чем поверхность корпуса «Сармата», покрашенного питерской краской БЭП, «чисто эпокси».
Ещё один переворот с перестановкой кормовой опоры (на которой, кстати, установил ось с роликами на шарикоподшипниках – очень удобно было вывозить лодку и шлифовать корпус вне гаража, дабы не пылить внутри), установка бортовых листов деки:
— виден временно установленный разъём ПЛМ, развешенный по набору кабель к щитку приборов, педаль «газа» чуть правее ДП, кнопка «Стоп» с чекой и… страхолюдное болотно-коричневое нутро лодки – плод неудачного подбора морилки и самодельной же шпаклёвки. Нет, конечно, всё станет жёлтым под «нескользяшкой» от Интернейшнл. Но позже.
Здесь видны лючки для доступа к рулевой тяге и шаровым шарнирам РДУ:
В общем, пока лодка смотрится в стиле глиссеров сороковых-пятидесятых годов:
День Знаний праздновал в гараже…
По совету друзей (ВОВКА, Влад, Шурик) закрепил машинку ДУ реверсом на основание кресла пилота справа:
Продольную качалку РДУ
— установил в корпус на шаровых опорах:
Педаль газа соединил с тягой, снабдив последнюю оттяжкой из резинотканевого такелажного жгута:
Возвращает отлично, как в автомобиле.
Рулевая тяга на поводок мотора типа талрепчика, регулируемой длины:
За некрашеные комингсы прошу извинить… Шурин старшего сына, столяр, намекал, что может подогнать дубовую рейку, вот тогда и отделаю под
Вот и кормовой диванчик готов. Всё по «авиамодельной технологии»: набор объёмных и профилированных подушки и спинки из реечек сечением 40х20 мм, обшивка — ФСФ s=4,0 мм. Подушка/сидение легкосъёмная, с опорами крючками на дюралевый пруток и складную подставку; спинка откладывается, вращаясь на вынимаемой оси:
Геометрия опор и крючков сидения таковы, что вынуть его можно только если наклонить до пайола, сложив переднюю опору на петлях:
Продолжение следует.
52 комментария
А мы ждем ходовых, под 20 сильным японским вихрем.
А так-то — сосна.
На рейку пустил брусья от стапеля, на котором в середине семидесятых строил «Бесёнка». Осталось четыре реечки 45х20х4000 мм, из последнего бруса 150х50. НЗ…
Олег, ты спросил, я ответил по факту «совершённых деяний».
Придется что-то думать.
Этот ёжик с двумястами иголочками-зубочистками (на смоле) по деке и рецессу уже подстрижен наголо и зашлифован.
НО!
Не считаю правильным на винтах НЕсуперкавитирующих (или НЕЧПВ) вентилировать хотя бы часть диска винта. Т.е. АКП мотора не может в динамике висеть НАД поверхностью потока воды, отрывающегося от среза транца.
Использую стальные нержавеющие винты SOLAS, шаги 9" и 11". Был бы рад на обсуждаемый корпус найти аналогичный винт с шагом 12 дюймов, но, похоже, без перепрессовки втулки варианта нет.
Если уж хочется минимизировать величину сопротивления подводной части ПЛМ, то следует решать вопрос кардинально и принципиально, трёх- пятилопастные ЧПВ будут уместны. А уж если поднимать сигару редуктора — так до его нижней образующей. И прощаться со «шпорой» редуктора.
Я так считаю, и попробуйте меня столкнуть с этого убеждения.
Не вполне удачный, ибо, пока ехали на Береславское водохранилище, поднялся восточный ветер, «назарбай» в просторечии. Волна, если выйти из прохода в камышах, сопоставима со строительной высотой лодки. Посему скорость максимальную развить не удалось…
Открою специально тему по испытаниям, но чуть позже.
Пока могу сказать, что лодка оставила впечатление некоего крепыша, гораздо жёстче первого Бесёнка, очень негулкая, т.е. шлепки волн глухие, не как «половником по кастрюле». Волну встречала очень достойно, с хорошей всхожестью.
Пока так.
Про рулевое ДУ — отдельная песня, в новой теме.
Изготовил талрепчики односторонние, с шарикоподшипниками закрытого типа, для крепления кресла в кокпите в двух положениях, с учётом разности длины ног пилотов. Они притягивают/крепят к пайолу переднюю верхнюю часть сиденья — корпусочки (гайки) от руки навинчиваем на тело крюка по резьбе М6.
Детальки:
В сборе:
Использованы стандартные изделия и шестигранники дюралевые, S=14 и S=17 мм, оставшиеся с советских времён.
Пришлось научиться плавать в контексте «не тонуть», когда при традиционных заплывах на подручных средствах по прудам — затопленным и перегороженным дамбами оврагам — первого-второго мая, будучи в первом классе, меня столкнули с «лодки» — пары старых связанных дверей. От деда получил взбучку, ибо вода в прудах и в Волге на майские несильно тёплая, хоть и был я в одежде.
Ныне модное в европах увлечение греблей на досках живо напомнило детские заплывы по весне «на дверях и воротах». И он, этот способ, SUP или сапсёрфинг, издавна вызывает стойкое неприятие.
«Но тема не об этом », потому искренне прошу извинить меня за :offTopic:…
Никаких у нас прудов не было, были котлованы на стройках с глиняными берегами.
Не одни сапоги они скушали. Плавать на тот момент не умел никто, из нашей компании горе мореплавателей…
Берег оказался крутой и скользкий, вылез без штанов, без сандалий, и в одном гольфе. Благодаря тому, что перед этим был слышен анекдот как Чапаев шел по дну пешком, и это в голове у меня засело…
С разрешения коллеги ViadPK. (В миру Крючков Владимир Палыч)
Мои штаны, видимо, утонули и искать их… не стали. А у брата, видимо, было двое, он мне одни отдал, я их натянул, резинка оказалась подмышками.
Ну идем уже по улице. Я говорю, надо второй гольф снять и спрятать, будто их не было, а то мамка сразу заметит.
Ну, спрятали под забором.
Там недалеко виадук (точнее пеший путепровод через железную дорогу).
Приходим домой, мамка уже ждёт:
— Ну-ка, колитесь, где были, чё делали?
Оказалось, по виадуку шла соседка со второго этажа, нас видела и мамке рассказала: Вовка в Петькиных штанах, чё-то под забором прятали, идут домой…
С разрешения коллеги ViadPK
На солнышке она еще ярче заиграет… ))))
Слева тумблер включения всех приборов. Справа место для тумблера подсветки приборов. Только надо ли? И кнопка стартёра:
Уютненько! По кокпиту нескользяшка Интернешнл; кончилась, зараза, на второй слой нету. И не хватает упора для левой ноги.
Хочу после 20.05 на воду. Тем более, жена уедет за внуком на полторы недели…
Очень красивая лодка, лапочка просто
матомлаком. Лак тот же, акриловый двухкомпонентный, слегка разбавленный растворителем № 10. Очень понравилось работать с ним: один валик велюровый, тарелка одноразовая; на пару квадратных метров ушло 100 мл лака и 50 мл отвердителя; уложился в 40 минут; глянец образовался. Жду полного отверждения.Осталось закомуфлировать под «нерегистрат» и нанести на борта имя сей моторной яхты.
Кстати, как вам "Соло Б-2" и «Solo B-2», по-разному на правом и левом бортах?
Тащуся… ))))
Да, я слежу за ходом проекта, читаю все публикации и дополнения, интересно!
Для темы сниму на проф. камеру… А это было на водостойкий телефон.
— как обычно, на фоне рукомойника. На дороге жарковато, +34.
Ждём ходовых. Обещают штиль, безоблачное небо и +34ºС в тени; но! сугубо до выходных! А там грозятся прохождением фронта и «жарой» до +20...22ºС. И есть винты с шагом 9" и 11" (нерж. сталь, Solas, 3 лопасти), 10" (Al, Honda, 4 лопасти, штатный).
С уважением — Е.Д.
Море позитива! Хотя и не без замечаний.
Подробности
письмомпозже.И тем не менее.
Как обычно, синоптики наврали насчёт ясного неба и полного штиля. Было пасмурно и дул слабый до умеренного юго-западный. Но не суть.
Взял с собой винты шагом 9" и 10" (см выше), но поехал сразу и до конца на 11".
Мотор прижат к транцу, АКП параллельна килю — без нагрузки на подвеску от упора винта.
Мотор уютно урчит после прогрева; нажимаю педаль газа, за пару-тройку секунд выхожу на редан и осторожно разгоняюсь. Хорошо! Раскачки нет. Наглею постепенно — до полного открытия дросселя.
Иду против ветра, слабая вибрация и микросотрясения от стиральной доски, в смысле — ряби. На полном дросселе и против ветерка с рябью тахометр кажет 6200 об/мин, GPS-спидометр — 52,5 км/ч.
Разворот на 180º со сбросом газа (5000 об/мин, ~40 км/ч) и снова полный газ. Обороты 6400, скорость — не знаю! Т.к. стрелка легла на ограничитель — 30 узлов или 55,56 км/ч, т.е. полная шкала. Причём, не кратковременно, а как будто залипла.
Иду к берегу и переставляю упор откидки ПЛМ на одно отверстие.
«Разбег, толчок, прыжок», и стрелки кажут 6400 об/мин и 30 узлов/55,56 км/ч (легла на ограничитель). Притом почти без разницы, по ветру или против ветерка с рябью. НО!!!
Движение в первом варианте откидки мотора более уверенное/солидное/безопасное по ощущению, а с откидкой (
с приподнятым носомс дифферентом на корму, то есть) всего на одно отверстие (!) — повышенная поворачиваемость и слабый намёк на бортовую раскачку. Которая, впрочем, с зафиксированным рулём быстро, на втором колебании от нуля, затухакт.Конечно, необходимо поснимать ход лодки с разными настройками и загрузками со стороны. Однако… см. тексты выше.
И впечатления о приборах.
Тахометр настраивал ещё в гараже, по прилагаемой ИЭ. Всё чётко, нет замечаний.
Спидометр на основе преобразования сигналов GPS. Показания при наборе и сбросе скорости отстают от показаний тахометра, некий гистерезис как бы имеется, секунда… полторы. Легко привыкнуть, не страшно. Зато на установившихся режимах просто скала. Ни тряска, ни повороты не влияют на стрелку!
Первый вывод: буду в полтора… два раза загрублять РДУ. Чего ради мне этот «формульный» эксрим?..
Второй: надо кататься и набирать статистику.
Винтами играть — не вижу смысла. Разве что разорюсь на Solas 3-9,25"-12" нержавеющий (появился в продаже, раньше не было на «мой» гребной вал), понижу рабочие обороты при «неэктремальных» скоростях 40...45...48 км/ч.
Третий вывод: не зря укоротил внутренние реданы на полметра от транца.
Четвёртый вывод: лодка будет хороша и под мотором 9,9 (15) л.с. Да и под 9,8 с рабочим объёмом ~170 кубиков вполне шустра будет.
Как-то так пока.
В век GPS навигаторов какие нафиг ограничители? В недоумении…
Дядь Жень, соглашусь, что великоват этот мотор для mr. Solo.
Если под дистанцию лучше мотор под который ее можно установить из магазина (9.9-15сил).
2. volnanavolge.ru/blog/1266.html — вот сюда будет в тему. Перенесём, Влад?
". Объяснение такое. На разных оборотах (6200, 6400) и откидках ПЛМ стрелка чётко останавливалась на последней жирной черте шкалы — 30 узлов/55 км/ч. Я и сделал вывод, что стрелка упиралась в механический ограничитель.
Это же формат блога. :)
Ограничитель уничтожить!..