Самодельное ДУ поворотом подвесного мотора. Часть II-прим. Корпус, отделка/сборка.

Рискну продолжить.

Больше года получился перерыв в работах по беззазорному ДУ в части строительства корпуса. Причины… не будем о грустном!

Корпус снят со стапеля, оклеен стеклотканью, установлены продольные реданы шириной 35 мм, скуловые брызгообойники шириной 40 мм.
Под рецессом собран аккумуляторный ящик, от передней стенки которого и до шп. 1 вклеен настил (пайол), опирающийся на днищевую обшивку и продольно-поперечный набор. Так ЭТО выглядело пару месяцев назад:



Установлена обшивка бака – дека из ФСФ 4,5 мм, с лючком, врезанным так, чтобы обеспечить доступ к крепежу носового рыма и узла педали акселератора (щиток приборов не закреплён, просто лежит «для примерки»):







Затем решено было смонтировать опоры (сугубо из подручных материалов) для удобства работ по шпаклёвке и окраске днища, бортов и транца:



Ну, и выполнена, в конце концов, шпаклёвка (остатки белой эпокси МТ-0012 и самодельная, из смолы ЭД-20 с ЭТАЛОМ-45М в смеси с аэросилом от коллеги rbt06) и окраска в два слоя двухкомпонентным Реафлексом-50:



В составе этой краски имеются некие летучие компоненты, поэтому из-под велюровых валиков покрытие получилось «почти глянец» — за счёт хорошего поверхностного натяжения поверхности в процессе первоначального испарения оных веществ. По крайней мере, лучше, чем поверхность корпуса «Сармата», покрашенного питерской краской БЭП, «чисто эпокси».
Ещё один переворот с перестановкой кормовой опоры (на которой, кстати, установил ось с роликами на шарикоподшипниках – очень удобно было вывозить лодку и шлифовать корпус вне гаража, дабы не пылить внутри), установка бортовых листов деки:



— виден временно установленный разъём ПЛМ, развешенный по набору кабель к щитку приборов, педаль «газа» чуть правее ДП, кнопка «Стоп» с чекой и… страхолюдное болотно-коричневое нутро лодки – плод неудачного подбора морилки и самодельной же шпаклёвки. Нет, конечно, всё станет жёлтым под «нескользяшкой» от Интернейшнл. Но позже.

Здесь видны лючки для доступа к рулевой тяге и шаровым шарнирам РДУ:



В общем, пока лодка смотрится в стиле глиссеров сороковых-пятидесятых годов:



День Знаний праздновал в гараже…
По совету друзей copyright (ВОВКА, Влад, Шурик) закрепил машинку ДУ реверсом на основание кресла пилота справа:





Продольную качалку РДУ





— установил в корпус на шаровых опорах:



Педаль газа соединил с тягой, снабдив последнюю оттяжкой из резинотканевого такелажного жгута:



Возвращает отлично, как в автомобиле.

Рулевая тяга на поводок мотора типа талрепчика, регулируемой длины:





За некрашеные комингсы прошу извинить… Шурин старшего сына, столяр, намекал, что может подогнать дубовую рейку, вот тогда и отделаю под орех дуб кокпит, пайолы — нескользяшкой от… не будем рекламировать.

Вот и кормовой диванчик готов. Всё по «авиамодельной технологии»: набор объёмных и профилированных подушки и спинки из реечек сечением 40х20 мм, обшивка — ФСФ s=4,0 мм. Подушка/сидение легкосъёмная, с опорами крючками на дюралевый пруток и складную подставку; спинка откладывается, вращаясь на вынимаемой оси:









Геометрия опор и крючков сидения таковы, что вынуть его можно только если наклонить до пайола, сложив переднюю опору на петлях:



Продолжение следует.

52 комментария

avatar
Олег это то, что ты хотел на погонять.Думаю и под твоим побежит хорошо.
А мы ждем ходовых, под 20 сильным японским вихрем.
avatar
Олег, ИСПОЛЬЗОВАЛ. Ибо цех на деревообрабатывающем заводе им. Ермана закрылся, брать рейки/доски с приемлемым количеством сучков стало негде.
А так-то — сосна.
На рейку пустил брусья от стапеля, на котором в середине семидесятых строил «Бесёнка». Осталось четыре реечки 45х20х4000 мм, из последнего бруса 150х50. НЗ…
avatar
Смолой с аэросилом. Верхние части набора — акриловым лаком. Но это — на текущем корпусе, а раньше и олифой бывало, и просто смолой, и просто «яхтным» (тьфу, турецкая бодяга) лаком.
avatar
Смола с аэросилом — как вариант, параллельно с выравниванием дефектов и заполнением углов. Не скажу, что это вариант для всеобщего внедрения.
Олег, ты спросил, я ответил по факту «совершённых деяний».
avatar
У нас тоже толковой древесины не стало, надо искать.
Придется что-то думать.
avatar
Ну, и чисто поржать:



Этот ёжик с двумястами иголочками-зубочистками (на смоле) по деке и рецессу уже подстрижен наголо и зашлифован.
blush
avatar
Точнее, с двумястами пятьюдесятью…
avatar
Дядь Жень, а высота транца? ;)
avatar
Около 430-ти мм. Отверстия под болты пока не сверлил, уточню их координаты по результатам ходовых.
avatar
Вот и у Шурика 435мм, но оказалось катастрофически мало.
avatar
440 мм проектных.
avatar
Что-то засомневался… Замерю, выложу.
avatar
Замерил, склероз не подвёл: 435 мм, есть свобода для творчества…

НО!

Не считаю правильным на винтах НЕсуперкавитирующих (или НЕЧПВ) вентилировать хотя бы часть диска винта. Т.е. АКП мотора не может в динамике висеть НАД поверхностью потока воды, отрывающегося от среза транца.
Использую стальные нержавеющие винты SOLAS, шаги 9" и 11". Был бы рад на обсуждаемый корпус найти аналогичный винт с шагом 12 дюймов, но, похоже, без перепрессовки втулки варианта нет.

Если уж хочется минимизировать величину сопротивления подводной части ПЛМ, то следует решать вопрос кардинально и принципиально, трёх- пятилопастные ЧПВ будут уместны. А уж если поднимать сигару редуктора — так до его нижней образующей. И прощаться со «шпорой» редуктора.

Я так считаю, и попробуйте меня столкнуть с этого убеждения.
avatar
Honda 20 не потянет НЕсуперкавитирующих или НЕЧПВ) по оборотам, это грузовик. Смысла оголять редуктор и винт нет, а повесить правильно мотор есть. Ходовая ватерлиния, а не два пальца от киля, как многие считают. Повторяю уж крайний раз, не буду вмешиваться…
avatar
Тему продлил, можно посмотреть новое выше.
avatar
Бомба!
avatar
Первый спуск состоялся!

Не вполне удачный, ибо, пока ехали на Береславское водохранилище, поднялся восточный ветер, «назарбай» в просторечии. Волна, если выйти из прохода в камышах, сопоставима со строительной высотой лодки. Посему скорость максимальную развить не удалось…

Открою специально тему по испытаниям, но чуть позже.

Пока могу сказать, что лодка оставила впечатление некоего крепыша, гораздо жёстче первого Бесёнка, очень негулкая, т.е. шлепки волн глухие, не как «половником по кастрюле». Волну встречала очень достойно, с хорошей всхожестью.

Пока так.
avatar
На редан лодка просто выскакивает, газ на педали — нормально и приятно!
Про рулевое ДУ — отдельная песня, в новой теме.
avatar
Поздравляю с рождением лодки, ждем больше подробностей с фото-видео фиксацией.
avatar
Спасибо, Саша!
avatar
Не совсем в тему, но…

Изготовил талрепчики односторонние, с шарикоподшипниками закрытого типа, для крепления кресла в кокпите в двух положениях, с учётом разности длины ног пилотов. Они притягивают/крепят к пайолу переднюю верхнюю часть сиденья — корпусочки (гайки) от руки навинчиваем на тело крюка по резьбе М6.

Детальки:



В сборе:



Использованы стандартные изделия и шестигранники дюралевые, S=14 и S=17 мм, оставшиеся с советских времён.
avatar
Дядь Жень, смотрю с телефона, случайно нажал "-"… )))
avatar
Навеяло.

Пришлось научиться плавать в контексте «не тонуть», когда при традиционных заплывах на подручных средствах по прудам — затопленным и перегороженным дамбами оврагам — первого-второго мая, будучи в первом классе, меня столкнули с «лодки» — пары старых связанных дверей. От деда получил взбучку, ибо вода в прудах и в Волге на майские несильно тёплая, хоть и был я в одежде. blush
Ныне модное в европах увлечение греблей на досках живо напомнило детские заплывы по весне «на дверях и воротах». И он, этот способ, SUP или сапсёрфинг, издавна вызывает стойкое неприятие.

«Но тема не об этом copyright», потому искренне прошу извинить меня за :offTopic:…
avatar
Мы плавали на «плотах», это деревянные щиты из досок для заборов-ограждений на стройке. Иногда их вязали по несколько штук, на сколько могли осилить толпой.
Никаких у нас прудов не было, были котлованы на стройках с глиняными берегами.
Не одни сапоги они скушали. Плавать на тот момент не умел никто, из нашей компании горе мореплавателей…
avatar
Хэ, тоже также катались, то на двух шпалах по пруду, то старший брат сколотил «плот» из досок. Причем НА РЕКЕ. Его плотик не держал, поэтому поплыл я. Течение там приличное, в руках одна палка метра полтора. Унесло далековато, потом занесло в залив, мне плавать надоело, грести нечем, подумал что в заливе мелко и шангул с плотика в воду, а там оказалось с крышечкой. Дошел до берега пешком под водой.
Берег оказался крутой и скользкий, вылез без штанов, без сандалий, и в одном гольфе. Благодаря тому, что перед этим был слышен анекдот как Чапаев шел по дну пешком, и это в голове у меня засело…

С разрешения коллеги ViadPK. (В миру Крючков Владимир Палыч)
avatar
Там ещё было продолжение.
Мои штаны, видимо, утонули и искать их… не стали. А у брата, видимо, было двое, он мне одни отдал, я их натянул, резинка оказалась подмышками.
Ну идем уже по улице. Я говорю, надо второй гольф снять и спрятать, будто их не было, а то мамка сразу заметит.
Ну, спрятали под забором.
Там недалеко виадук (точнее пеший путепровод через железную дорогу).
Приходим домой, мамка уже ждёт:
— Ну-ка, колитесь, где были, чё делали?
Оказалось, по виадуку шла соседка со второго этажа, нас видела и мамке рассказала: Вовка в Петькиных штанах, чё-то под забором прятали, идут домой…

С разрешения коллеги ViadPK
avatar
В миру Крюков Владимир Палыч, без Ч. Чтоб мне пусто было… Ачипятка вкралась!
avatar



avatar
Лодку надо на свет выкатить!
На солнышке она еще ярче заиграет… ))))
avatar


Слева тумблер включения всех приборов. Справа место для тумблера подсветки приборов. Только надо ли? И кнопка стартёра:



Уютненько! По кокпиту нескользяшка Интернешнл; кончилась, зараза, на второй слой нету. И не хватает упора для левой ноги.



Хочу после 20.05 на воду. Тем более, жена уедет за внуком на полторы недели…
avatar
Дядь Жень, цвет-огонь!
Очень красивая лодка, лапочка просто wink
avatar
Володя, спасибо за оценку! Но… Рановато. Вот спущу…
avatar
Влад, спасибо!
avatar
Сегодня, коллеги, покрыл деку матом лаком. Лак тот же, акриловый двухкомпонентный, слегка разбавленный растворителем № 10. Очень понравилось работать с ним: один валик велюровый, тарелка одноразовая; на пару квадратных метров ушло 100 мл лака и 50 мл отвердителя; уложился в 40 минут; глянец образовался. Жду полного отверждения.
Осталось закомуфлировать под «нерегистрат» и нанести на борта имя сей моторной яхты.
Кстати, как вам "Соло Б-2" и «Solo B-2», по-разному на правом и левом бортах?
avatar
Дядь Жень, это чтоб никто не догадался smile
avatar
Ага.
avatar
Добавлены описание и снимки устройства кормового диванчика — для бабушки с внуком/внучкой/внучками или иного пассажира. Приятного просмотра!
avatar
Ажурненько все так!
Тащуся… ))))
avatar
Цвет «мебели» мерзкий, буду перекрашивать в бежевый.
avatar
мне надоел цвет фанеры, пропиток до отрыжки!!! :)))
avatar
Лучший цвет для техники — серый, матовый ;) Разнообразить можно за счёт оттенков, от умеренно светлых до самых тёмных, «графитовых». Строго и круто.

Да, я слежу за ходом проекта, читаю все публикации и дополнения, интересно!
avatar
Аналогично!
avatar
Все промолчали? Тогда нате вам:







Для темы сниму на проф. камеру… А это было на водостойкий телефон.
avatar
Готов на воду, да грехи не пускают…
avatar
А так-то вот так:



— как обычно, на фоне рукомойника. На дороге жарковато, +34.
avatar
Зная веса и расположение ЦТ корпуса, мотора, бензобака, водителя, сидений, АКБ, ДУ, прикинул на пальцах/калькуляторе ( ;) ) расположение ЦТ комплекта в сборе. Получилось расстояние в пределах 0,94...0,974 м от среза днища по транцу, в зависимости от полноты налитого в топливный бак бензина. В общем, близко к рекомендациям.
Ждём ходовых. Обещают штиль, безоблачное небо и +34ºС в тени; но! сугубо до выходных! А там грозятся прохождением фронта и «жарой» до +20...22ºС. И есть винты с шагом 9" и 11" (нерж. сталь, Solas, 3 лопасти), 10" (Al, Honda, 4 лопасти, штатный).

С уважением — Е.Д.
avatar
хм, да уж кто-то засиделся… )))))))))
avatar
Хм, а я с воды.
Море позитива! Хотя и не без замечаний.
Подробности письмом позже.
avatar
Сегодня с 11.00 по 12 с копейками выполнял «ходовые испытания». Как бы. Много ли наиспытываешь в одно лицо…
И тем не менее.
Как обычно, синоптики наврали насчёт ясного неба и полного штиля. Было пасмурно и дул слабый до умеренного юго-западный. Но не суть.
Взял с собой винты шагом 9" и 10" (см выше), но поехал сразу и до конца на 11".
Мотор прижат к транцу, АКП параллельна килю — без нагрузки на подвеску от упора винта.
Мотор уютно урчит после прогрева; нажимаю педаль газа, за пару-тройку секунд выхожу на редан и осторожно разгоняюсь. Хорошо! Раскачки нет. Наглею постепенно — до полного открытия дросселя.
Иду против ветра, слабая вибрация и микросотрясения от стиральной доски, в смысле — ряби. На полном дросселе и против ветерка с рябью тахометр кажет 6200 об/мин, GPS-спидометр — 52,5 км/ч.
Разворот на 180º со сбросом газа (5000 об/мин, ~40 км/ч) и снова полный газ. Обороты 6400, скорость — не знаю! Т.к. стрелка легла на ограничитель — 30 узлов или 55,56 км/ч, т.е. полная шкала. Причём, не кратковременно, а как будто залипла.
Иду к берегу и переставляю упор откидки ПЛМ на одно отверстие.
«Разбег, толчок, прыжок», и стрелки кажут 6400 об/мин и 30 узлов/55,56 км/ч (легла на ограничитель). Притом почти без разницы, по ветру или против ветерка с рябью. НО!!!
Движение в первом варианте откидки мотора более уверенное/солидное/безопасное по ощущению, а с откидкой (с приподнятым носом с дифферентом на корму, то есть) всего на одно отверстие (!) — повышенная поворачиваемость и слабый намёк на бортовую раскачку. Которая, впрочем, с зафиксированным рулём быстро, на втором колебании от нуля, затухакт.
Конечно, необходимо поснимать ход лодки с разными настройками и загрузками со стороны. Однако… см. тексты выше.
И впечатления о приборах.
Тахометр настраивал ещё в гараже, по прилагаемой ИЭ. Всё чётко, нет замечаний.
Спидометр на основе преобразования сигналов GPS. Показания при наборе и сбросе скорости отстают от показаний тахометра, некий гистерезис как бы имеется, секунда… полторы. Легко привыкнуть, не страшно. Зато на установившихся режимах просто скала. Ни тряска, ни повороты не влияют на стрелку!
Первый вывод: буду в полтора… два раза загрублять РДУ. Чего ради мне этот «формульный» эксрим?..
Второй: надо кататься и набирать статистику.
Винтами играть — не вижу смысла. Разве что разорюсь на Solas 3-9,25"-12" нержавеющий (появился в продаже, раньше не было на «мой» гребной вал), понижу рабочие обороты при «неэктремальных» скоростях 40...45...48 км/ч.
Третий вывод: не зря укоротил внутренние реданы на полметра от транца.
Четвёртый вывод: лодка будет хороша и под мотором 9,9 (15) л.с. Да и под 9,8 с рабочим объёмом ~170 кубиков вполне шустра будет.
Как-то так пока.
avatar
Мои поздравления! Такие данные лучше оформить в отдельный пост!!!
В век GPS навигаторов какие нафиг ограничители? В недоумении… scream
Дядь Жень, соглашусь, что великоват этот мотор для mr. Solo.
Если под дистанцию лучше мотор под который ее можно установить из магазина (9.9-15сил).
avatar
Спасибо за поздравления!

2. volnanavolge.ru/blog/1266.html — вот сюда будет в тему. Перенесём, Влад?

". Объяснение такое. На разных оборотах (6200, 6400) и откидках ПЛМ стрелка чётко останавливалась на последней жирной черте шкалы — 30 узлов/55 км/ч. Я и сделал вывод, что стрелка упиралась в механический ограничитель.
avatar
Логичнее создать новый пост!
Это же формат блога. :)
Ограничитель уничтожить!..
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.