Постройка небольшого переходника. Часть 1.

Здравствуйте.
Решил поделиться.
Захотелось очередную лодку. В принципе этого достаточно, но было еще несколько предпосылок, основная из которых моя женщина, увлеченная путешествиями (особенно водными) и разделяющие все мои увлечения.
Являясь водномоторником с очень большим стажем, я смог сформулировать требования к необходимой для меня лодке. Долго смотрел в сторону водоизмещателей, но отказался от этого по причине сложностей со слипованием и транспортировкой. Кроме этого, все таки постоянное движение со скоростью около 10 км/час, что само по себе и неплохо, но требует уйму свободного времени. Отсюда было принято решение смотреть в сторону катера переходного режима.

Тех. задание было следующее:
  • полноценная трейлерность. Водоемов вокруг интересных много, не хочется замыкаться на одном.
  • длина до 5,5 метров.
  • наличие рубки-убежища.
  • маломощный мотор (возможность кантовать и обслуживать одному).

Обзор рынка готовой продукции подходящих вариантов не выявил. Ездил смотреть раскрученную ныне лодку «Фишроад 530», даже прокатился на ней на тест-драйве. Лодка, пожалуй, неплохая — но не легла на сердце. Просто не понравилась. Ни ходом, ни обзорностью.

Вобщем на просторах интернета был найден проект Михаила Jeeetа, который я и решил строить. Как раз в это время я построил себе теплую мастерскую с внутренним размером 5 на 6,9 метра. Мастерская и стала ангаром.

Проект выглядит следующим образом:





Длина 4,9, ширина 2. Весь строится из 4 мм фанеры.
Поскольку здесь находятся самостройщики, описывать процесс подробно смысла не вижу — ничего необычного не происходило.
Единственно — все заготовки я делал по заказу в организации, которая по CAD-овским файлам нарезала полностью набор и обшивку. Они же для этого закупили фанеру 4 мм марки ФСФ очень хорошего качества. Качеством нарезки я в целом удовлетворен, хотя не обошлось без небольших «косяков».
Хочется отметить, что далеко не все конторы берутся нарезать 4-мм фанеру, ссылаясь на то, что тонкая фанера «играет». По-видимому, это правда, поскольку на некоторых заготовках присутствовала небольшая волнистость. Эти недочеты впоследствии убирались ленточной шлифмашинкой.
В целом нарезка набора мне очень понравилась, сэкономила массу времени и избавила от монотонного кропотливого труда.
Полученные детали, в случае необходимости, сращивались на «подложке» (места были продуманны заранее, до нарезки) и затем окантовывались рейкой 15х15. Сам по себе процесс не сложный, однако отнял довольно много времени из-за большого количества деталей набора.



Сама установка набора сложностей не вызвала. Все детали собирались как части пазла и не требовали какой подгонки. Набор был полностью выставлен за вечер. Крайне удобно при этом пользоваться лазерным нивелиром.



Далее я неожиданно столкнулся с трудностью. Дело в том, что все пересечения элементов набора надо было укреплять рейками. Для прочности я решил укреплять все четыре угла каждого пересечения. Работа эта оказалась крайне неблагодарной. Практически все стыки были разной длины, поэтому приходилось ползать внутри набора сначала вымерять размеры и углы, затем делать заготовки, проверять их, в случае необходимости подгонять и только потом разводить клей и приклеивать.



Работа эта заняла просто уйму времени. Честно говоря я не ожидал, насколько это будет долго.
В конечном итоге это было сделано и набор был полностью закончен. Сам набор получился легким, я совершенно спокойно катал его по ангару и не напрягаясь поднимал за концы.

По завершению склейки набора все было отмалковано.
Почему то перестали грузиться фотографии. Продолжу в следующей части

25 комментариев

avatar
Вот та золотая фраза ( но было еще несколько предпосылок, основная из которых моя женщина, увлеченная путешествиями (особенно водными) и разделяющие все мои увлечения.) после которой появляются крылья.
Как этого мне не хватало на момент постройки.
avatar
Вопрос к Михаилу. Не слишком много продольного набора в этом проекте? Скажем так, замена дна на 6 мм и убрать пару продольных?
avatar
Тут несколько причин для выбора именно такого сочетания решений, частью взаимосвязанных: во-первых, продольный набор строго задаёт профилировку днища и значительно облегчает укладку фанеру обшивки; в-вторых, в корме ширина по скуле значительная, что вызывает естественное желание получить достаточные прочность и жёсткость обшивки, а в носу — значительная кривизна обшивки, что затруднило бы использование той же 6мм фанеры, особенно невысокого качества (скорее всего, пришлось бы запаривать кипятком под ветошью); в-третьих, развитый часто поставленный набор и умеренная толщина обшивки выгоднее с точки зрения массы конструкции при прочих равных; в-четвёртых, продольный набор «вписан» в обстройку, что тоже снижает массу и повышает жёсткость конструкции.

Это если кратко.

А вот соединения продольного и поперечного набора можно выполнять со стыковкой «по диагонали», т.е. по две реечки на стык, одна слева-в корму, вторая справа-в нос. Этого достаточно. Более того, есть мнение, что достаточно и по одной реечке на стык… при хорошем качестве клеевого шва на основе эпоксида.
avatar
Миш, ещё вопрос, центральный кильсон, он коробчатый, чем-то заполнен? и почему именно так? Если делать его так как у меня, с окантовкой с двух сторон, то и склейка по площади больше, тут же стыковка двух листов дна, да и вес будет меньше.
avatar
Кильсон, транец, слани, настил кроватей имеют одинаковую конструкцию — коробчатые с заполнением 20 мм пенопласта.
avatar
В данном проекте, несмотря на минимальные размерения и умеренные нагрузки на днище, хотелось получить некоторый запас прочности, например, на случай посадки на мель или удары о грунт (на волнении бывает такое, даже о песчаный пляж), ну и корпус получается жёстким (проверено на более крупных скоростных поперечно-реданированных корпусах). Объём пенопласта идёт в счёт запаса аварийной плавучести, это тоже в плюс.
avatar
По поводу укладки фанеры подтверждаю. Уложить 6-ку в носу будет нереально. Там и с 4 мм очень сильно пришлось повозиться. Сильно — в прямом смысле. Стяжные ремни, мощные шурупы и какая то там мать.
avatar
Спасибо за комментарий.
avatar
Маньяки smile
avatar
Олег молодец, приятно смотреть на культуру строительства.
avatar
Леха, а какую тряпку применяете на мокрый угольник?
avatar
Олег, вопрос по высоте транца, под ногу S или L у тебя?
avatar
Нога, конечно, L. Ибо концепция лодки — повышенная мореходность, нет смысла делать низкий транец
avatar
Думаю, что с галтелями и дальнейшей проклейкой провозился бы еще больше. Укрепление рейками 4 углов было выбрано именно по причине повышения надежности узла.
  • Oleg
  • 0
avatar
Галтель из эпоксида, строго говоря, не совсем то… полоски ткани армирующей важнее, но их нужно наклеивать «по диагонали» (слева-в нос/справа-в корму), нагруженные метса — со всех сторон и в несколько (обычно — в три) слоя с перехлёстом.

Мне не нравятся «мокрые угольники» в большинстве случаев, т.к. многослойные (т.е. надёжные) трудоёмки, и корпус изнутри частенько начинает выглядеть неопрятным, «заляпанным эпоксидом» :(

Во многих случаях соединение на рейке (треугольного сечения, например, в идеале — из выдержанной мелкослойной ели ;) сорта «Отборный» ) даёт и уменьшение массы, что в некоторых случаях решает вопрос.
avatar
Делал рейкой треугольного сечения, но сейчас бы брал просто квадрат. И да делал как Михаил пишет, с одной стороны в нос с другой в корму.
avatar
Олег, большая просьба, периодически освещать свою постройку, проект очень интересный.
avatar
avatar
В общем и целом, деревянное лодкостроительство постепенно сползает в фанерное, а набор из продольно-поперечного, со стрингерами и шпангоутами — в сотовый. Основная причина — дефицит строевого леса: мало-мальски протяжённые кили и стрингера ламинируются из коротких реечек, и не только кривых участков…
А что, вон, вертолётостроители лопасти несущих винтов давно заполняют откровенными сотами, едва ли не бумажными, что придаёт им феноменальные жёсткость как на кручение, так и на изгиб. Для лодок это конструктивное решение позволяет ещё и уменьшить толщину днищевой обшивки, в разумных пределах, конечно.

Лично мне грустно…

unamused
avatar
Скоро из газет будем строить кораблики на один сезон. :)
Фанера 4сорт (у меня) не брак!.. :)
avatar
Олег добрый день.
Вот Вы указываете в начале топика что ходить со скоростью 10 км/час это медленно.
Далее есть размерения проекта, на какие скорости расчитываете? С каким мотором?
P/S на каком этапе стройка на сегодняшний момент?
Спасибо за ответ.
avatar
Олег, добрый день!
Как успехи в строительстве вашей лодочки? Что нового?
avatar
Да все нормально. Ждем жидкую воду. Надеюсь в мае испытать.
А пока вот так
avatar
Точнее так
avatar
А я вот так в пятницу и субботу.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.