Самодельное ДУ поворотом подвесного мотора. Часть II. Корпус.

И вот, фанера марки ФСФ толщиной 4 мм в количестве четырёх листов 2,44х1,22 м закуплена, беспорядок в гараже приведён в относительный порядок – тот же беспорядок, но творческий: старые лодки распиханы по потолку и стенкам, на прицепе сооружается стапель.



Напомню, что лодку начал делать на замену «Бесёнку», 1977-го года рождения, и первоначально (!) с целью реализации самодельного ДУ мотором, включая поворот ПЛМ. Для чего набросок на миллиметровке, практически от руки, отправил нашему Генеральному конструктору для освистания и получения замечаний. Причём с просьбой дать рекомендации по днищу, «верх» лодки хотелось порисовать в разных стилях самому – в стиле катеров Riva, либо Delta Р. Леви, либо… И т.д. Вскоре получил от Михаила, как настоящего конструктора, его видение микромотолодки:









— с рекомендациями в соответствии со стандартами ГОСТ и ISO, расчётной центровкой и ещё кое-чем… Ну и я, как настоящий конструктор, всё учёл, сердечно поблагодарил Мишу, и набросал свой эскиз лодки, минимально отличающейся по обводам ниже скулы, но решённой по-своему выше скулы:



Хочется надеяться, что Миша будет доволен результатами ходовых этого корабля. Реально ещё кумекал, пересчитывал, была борьба карандаша с резинкой, в материале что-то подправляется… Название условное, для ориентировки. Мощность в диапазоне 3...22 л.с., с дублированием сектора газа педалью. Экипаж полтора-два человека. Одно из условий – возможность перевозки на верхнем багажнике Соула, с погрузкой как в одной незавершённой теме рядом.
Итак.
Стапель из брусьев очень смолянистой сосны сечением 50х125 мм установлен на поперечных связях прицепа на расстоянии 500 мм друг от друга, притянут шпильками М8 с утопленными в дерево гайками, раскреплён к раме прицепа поперечными стяжками:





Стяжки эти появились после органолептичекого контроля жёсткости стапеля в поперечном направлении – большим пальцем руки без особого напряжения рама прогибалась на видимые глазу несколько миллиметров. Закон Гука в действии: напряжения от нагрузки пропорциональны деформациям… А как же притягивание будущих элементов продольного набора к набору поперечному, это рама дугой пойдёт?! Отсюда – стяжки, ведь рама прицепа на порядок жёстче рамки стапеля.
И, забегая вперёд, сразу и вдогонку к изложенному, пришло решение – не гнуть на стапеле киль и стрингера, а изготавливать их на плазе ламинированием из сосновых реек 30х8 и 40х8 мм просто по теоретическому чертежу.







На том же «плазе» собраны шпангоуты и транец:







На тимберсы пошли рейки 50х20 мм, на кницы – фанера 4 мм.
В транец вертикально зашиты два бруска 35х70 мм, к внутренним сторонам которых приклеены две кницы (?) из фанеры 6,5 мм для передачи нагрузок от подвесного мотора на киль, который будет вклеиваться между этими самыми кницами. В итоге, вкупе с деталями самоотливного рецесса, получится пространственная ферма – подрамник ПЛМ, который ударами тяжёлой кувалды по местам прилегания струбцин мотора далеко не сразу разрушишь – проверено на предыдущих корпусах: лодка отпрыгивает от ударов без разрушения… Её жалко было, больше не буду.
Слегка коснусь «культуры веса».
Шпангоуты номеров с первого по четвёртый – 1,05, 1,29, 1,49, 1,31 килограммов, транец 4,83, киль 2,4 и привальные брусья (бортовые стрингеры) с брештуком ещё 2,5 кило. Само собой, будут ещё элементы набора, позже взвесим. А пока – вот:


Шпангоуты выставлялись с помощью лазерного уровня типа «куб», подкреплены укосинами, привальник лежит свободно, не разгибаясь; ламинированная часть киля/форштевня склеивается на ус со сплошной кормовой частью киля.
Ниже – киль и бортовые стрингера вклеены с запрессовкой саморезами в поперечный набор:





Всё подогнано в носу на брештук и склеено. Клей после отверждения уберу! Обещаю…







Клею Клейберитом ПУР-501. Начал в феврале, при температуре в гараже +4,5ºС, текучесть клея была «не очень», но проверка прочности клеевого шва подтвердила: работаем! Обшивку буду ставить уже на смолу. И в гараже теплеет постепенно.

31.03.2016.

Идём дальше.
Обдумал варианты конструкции скулы. Их два, как бы основных:
— по месту ставить сплошной стрингер из рейки сечением примерно 25х40 мм, на всю длину, от форштевня до транца;
— сплошной стрингер на длине от транца до шпангоута № 2, а от него до форштевня —
на некоем подкладном элементе свести листы борта и днища с последующей оклейкой стеклотканью снаружи/изнутри.
Но пробные прикидки на стапеле показали, что сплошную рейку не удастся поставить из-за большого угла закрутки, да ещё и с одновременным изгибом.
Соединять обшивку по второму варианту «в воздухе» не нравится мне лично, всегда (кроме случая с джек-шпротом) сводил фанеру на твёрдое основание — детали набора.
Долго смотрел то на стапель, то на эскиз, и вдруг осознал (типа: «эврика!»), что скуловые стрингера-то лежат каждый в своей плоскости, на проекции «корпус» это практически отрезки прямой:



А значит, корректно и не слишком трудоёмко сделать их ламинированными на всю длину, т.е. выклеить на плазе по координатам. Середину наружной стороны ламинированных стрингеров принять за теоретическую кривую, отбить её чётко карандашом, и врезать стрингера в шпангоуты так, чтобы эта карандашная линия совместилась с пересечениями топ- и флортимберсов шпангоутов. Ну, а потом достаточно простой малковки стрингеров и всего набора под прилегание обшивки. И дело десятое, что немалкованные части стрингеров будут иметь причудливую форму, завинченную, и даже не слегка.
В общем, решение принято, один стрингер уже заневолен, жду отверждения клея; завтра — очередь второго.

02.04.2016.

Теперь все стрингера склеены и врезаны в набор. В носу, не мудрствуя лукаво, вклеил ещё дощечку — квазибрештук, куда свёл скуловые стрингера:



Сутки дал клею на отверждение и начал малковку набора под обшивку днища. Как и проектировал Генконструктор, на первом шпангоуте образовалась серповидная щель между прямым флортимберсом и приложенным к килю и скуловому стрингеру пробным куском фанеры. Не поверите, но практика подтвердила чертёж! Стрелка погиби в пределах 20...25 мм. Итак, малковка и предварительный раскрой и подгонка днищевой обшивки:









Почему не зашиваю сначала борта, потом днище?
Во-первых, малка под них имеет малую ширину на участке от транца до шп. № 2, далее ассимптотически стремится к нулю в связи с уменьшением угла между флор- и топтимберсами; в районе форштевня — вообще «скулы впалые», как у дистрофика.
Во-вторых, оставляю на десерт борьбу с закрученными бортами на участке от форштевня до шп. № 1. Даже мысли про диагональную зашивку появляются. Периодически.
Отмалкованная кромка уже приклеенной днищевой фанеры к тому же увеличит (добавит) ширину клеевого шва при установке обшивки бортов. И всё безобразие прикроется скуловыми брызгоотбойниками. Как мне кажется… smile sunglasses
И вообще, что хотят, то и делают: в тени сегодня после обеда +22ºС. К вечеру в гараже под +15ºС! Того и гляди — можно будет смолой поработать…

08.04.2016.

Две недели пролетели, а мало чего прибавилось…
Весна идёт, а гараж прогревается архимедленно. За бортом бывает уже +22, а внутри 14...16, и смола не становится до конца, липнет.
Что сделано: отмалкован набор под прилегание днищевой и бортовой обшивки; раскроена фанера на всё днище; улучшен китайский рубанок под операции малковки:





То есть, строгаем вдоль стрингера, слегка опираясь прикрученным к рубанку боковым хвостиком на соседний стрингер. Подразумевается, что обшивка между этими стрингерами представляет собой сочетание цилиндрических и конусных поверхностей, т.е. разворачивается на плоскость; «хвостик» — шпилька М8, трубка Ø10х1,0 мм и гаечки М8 — выставлен примерно в одну линию с лезвием. Поэтому простроганные сим устройством стрингера обеспечивают хорошее прилегание фанеры, изогнутой в разумных пределах.

19.04.2016.





Вот, всё как в учебнике по начертательной геометрии и в полном соответствии со схемой обводов от Михаила. Пересечение конусной поверхности (обшивка) плоскостью (шпангоут), не проходящей через ось конуса — эллипс. Эти сегментные щели, образовавшиеся от нежелания делать флортимберсы с погибью, заполнятся реечками, подогнанными по месту. Зато фанера встала полностью по своему желанию…
«Единственное, что отличает малковку в носу, это постепенное сползание линии скулы со стрингера. Видимо, здесь буду фанеру борта клеить на дополнительные рейки, установленные поверх обшивки днища. Но участок этот будет всего около 800 мм от форштевня.» — писал я в комментарии от 10.04.2016. Ан, нет! Фанерка бортовая легла в носу поверх обшивки днища почти без проблем; лишь пришлось строгануть внутренний слой заготовки борта на ширину скулового стрингера, т.е. на ~30 мм, по длине ~450 мм на угол 3…5º для приемлемого сопряжения обшивок. На самом форштевне сострогал «на нет» днищевую обшивку на ту же ширину, чтобы линия носа осталась без ступеньки, если смотреть на корпус сбоку:









На сегодня корпус от киля до борта обшит полностью на ЭП-20 с дибутилфталатом и ПЭПА. Но смола до сих пор полимеризуется медленно, хотя в помещении уже +17…19ºС. Пора бы уж ей, смоле то есть, кончать меня мучить … Ибо все операции по обшивке фанерой на этой микрухе, по прикидкам, выполнены за 15…20 часов чистого времени (со всеми примерками, подгонками, вырезаниями «кружавчиков», замесами и закручиванием/выкручиванием примерно семисот саморезов), а по факту – за три недели.
И пока ещё не встала смола на полустрингерах по слому бортов у транца и на соединительных «портянках» по бортам. Покупка баночки «фирменного» эпоксидного клея в хозмаге ничего не дала в плане ускорения работ, полимеризуется он такими же черепашьими темпами.







Выступавшая фанера бортов прострогана/отторцована заподлицо с днищем. Можно приступать к изготовлению скуловых брызгоотбойников, искать стеклоткань и смолу с тем, чтобы к началу лета покрыть и перевернуть корпус. Ну, как карта ляжет… А уж жара в гараже к тому времени, да по нашему климату – гарантирована.

05.05.2016.

Продолжение следует…

22 комментария

avatar
Мощненько!.. :)
avatar
Дядь Жень, я сегодня целый день собирался позвонить, узнать как там Б-2, чуствовал что ли wink

А скуловые стрингера, по месту?
avatar
Ждите ответа… Ждите ответа… Прямо в статье. grinning
avatar
Спасибо на добром слове, Олег!
avatar
Народ, сегодня продолжил про начало конца малковки набора.
avatar
Очень порадовал, спасибо. :)
avatar
Спасибо за продолжение, хорошо получается, так через месяц и на ходовые.
avatar
Да хотелось бы… А тут дача в полный рост.

sweat
avatar
Рассказывать особо и не о чем.
Лодка маленькая, работать рубанком нравится, вот и делаю, не торопясь…
С кормы и до куска фанеры, что на предпоследнем фото, проверяю метровой линейкой совпадение общей образующей линии (прямая), ведя линейку по отбитым карандашом линии киля и линии скулы соответственно на киле и на скуловом стрингере; строгаю киль и стрингеры, пока не дойду до этих линий. Получаются поверхности киля, стрингеров и флортимберсов, лежащие в одной закручивающейся поверхности — «бывшей» плоскости; угол крутки всего 3...4 градуса.
А от шпангоута № 2 и до носа фанера заметно конусит, более чем на 20 градусов (откуда и погибь флортимберса!), поэтому простое прикладывание линейки не прокатит. Здесь на гвоздиках и одном саморезе временно приторочиваю этот самый кусок фанеры, что на снимках, и смотрю уже прилегание его к набору. Смотрю прилегание и снаружи, и изнутри. Смотрю — строгаю, смотрю — строгаю, и т.д. Говорю же, нравится процесс, тонкая стружка, никто не мешает, подгонка идёт постепенно…
Короче — кайф!
Единственное, что отличает малковку в носу, это постепенное сползание линии скулы со стрингера. Видимо, здесь буду фанеру борта клеить на дополнительные рейки, установленные поверх обшивки днища. Но участок этот будет всего около 800 мм от форштевня.
avatar
Ещё микропорция текста прибавилась в топике… Смотрим, критикуем.
avatar
Да, рубаночком здорово, «в кайф», но я почти всё «трактором» фигачу, лищь изредка беру в руки короткий рубанок-строжёк, быстрее так, но рубанком ровнее и правильней.
avatar
Пока идёт медленный весенний прогрев гаража-верфи, решили с супругой съездить на историко-экологическую экскурсию в станицу Вёшенскую, в историко-мемориальный комплекс имени М.А. Шолохова, на Тихий Дон.
Всё понравилось, кроме — естественно! — волгоградских дорог. Хотя… Это противоестественно: едем по колдобинам трассы ст. Кумылженская — ст. Вёшенская по долине речушки, проезжаем стеллу на границе с Ростовской областью — как будто кто рубильник переключил — дорога пошла просто отличная! Дорога-то идёт по берегам одной и той же речки, грунт тот же, климат на может быть другим на расстоянии 20-ти метров по определению… Чем объяснить сей феномен? Нет ответа…
Экскурсия понравилась, не меньше, чем где-нибудь в Италии либо в Греции, но здесь выложу снимки «по профилю».
avatar






Этот Мерк-20 куплен писателем в Финляндии в 1962-м. Прообраз Вихря?
avatar


Хранится в гараже, где и все четыре автомобиля великого писателя. Всё на ходу: 21-я Волга, ГАЗ-69, УАЗ-469 и Победа М-20. Последняя — подарок музею генерала Плиева, уже после ухода писателя.
avatar
Прибавилось на корпусе и в тексте.
Смотрим.
Только тапками не сильно кидаемся.
avatar
Спасибо, Олег!
Я один раз делал по СиС, так там гуляло всё… Шаблоны так и так нужны. Лучше уж сразу шпангоуты ставить.
avatar
Хотел я, хотел написать про прогибь на флортимберсах, но не стал, думал старший товарищ и так разберётся smile
Просто я сам сталкивался с подобным ещё при постройке Тагуана. Там я притягивал обшивку сначала «насухую» вытачивал эти «сегментные вставки», примерял, клеил, ещё раз проверял/подтачивал и уж после всего этого обшивал фанерой.
Кстати, на Мишиных чертежах эта прогибь указана и указана правильно, проверяю уже не на первом корпусе и всё сходится «в нули» wink
Дядь Жень, мож стоило хотя бы Этал приобрести? Потому как оклейка на ЭД это садомазо, не стоит этого делать и труднее и качество хуже.
Про «чистенько-аккуратьненько» это Олег верно подметил wink Я обычно всё наперепачкаю (особенно инструменту достаётся, бедные мои шуруповёрты) да и сам изговняюсь в смоле grinning
avatar
Володя, спасибо за комментарий. Поправил текст в части погиби флортимберсов.
А вот эпиталовская смола с разгону не находится в Сталинграде. Но не беда! Всё равно феном работать при оклейке, ЭД-20 становится как вода, пропитка фанеры и стеклоткани отличная.
комментарий был удален
avatar
За бортом уже 26ºС, а в гараже всё ещё 19,8ºС…

Все лишние «портянки» и прижимы сняты, корпус готов к установке скуловых брызгоотбойников, шпаклёвке лунок от саморезов и оклейке стеклотканью.





А вот так нагляднее смотрится корма без мотора:



Вот, посчитал раньше, что этих дырочек более семисот, так, ерунда. Но если минуты потратить на одну, то… пара полных рабочих смен обеспечены. Потом отверждение, шлифовка, изготовление и приклеивание реек на скулы, шлифовка, шпаклевание, шлифовка, оклейка, шлифовка, шпаклевание, шлифовка и т.д по кругу. В общем, кайф непередаваемый…

08.05.2016
avatar
Дядь Жень, ты свес фанеры плинтусом обложил? grinning
avatar
Ну… да. На 28 мм продлил днище и на столько же — ширину заделки фанеры на транце.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.