Новая лодка, перехожу со стали на АМг. Сборка лекал.

Всем привет.
Ну вот и настало время заложить новую лодку.
Если кто не в курсе, то лодка такая.



Размеры
Длина 3800 мм.
Ширина 1600 мм.
Высота борта 500 мм.
Лодка для рыбалки, преимущественно налегке ( 2 чел. + спиннинги со снастями) и под мотор 9.9-15 лс.

Лекала давно ждали своего часа, и вот сегодня сподобился выставить их на стапеле, оставшемся от предыдущей лодки. Сразу скажу, что резать болгаркой лекала из стали s=3 мм (Михаил закладывал 4 мм, но в доступе была только тройка) то еще удовольствие, десятки я конечно не поймал но постарался уложиться ± 1 мм
Вообще-то всё сошлось, кроме продольных, которые в горизонтальной плоскости. Завести их в замки не получилось, от слова совсем. Пришлось немного подрезать.


Отрезал по замку, и все получилось.

Потом вставлю вырезанные куски.
В корме тоже засада, забыл один кусочек вырезать, завтра размечу и вырежу.
Общий вид в сборе, практически.





Продолжение следует...
Началась примерка вырезанных днищевых листов…







Общий вид как организовано прижатие к лекалам.












А вот так выглядят места соприкосновения АМг с лекалами.



64 комментария

avatar
Прошу прощения за окружающий бардак smile.
avatar
Передохнул немного после трудов праведных и продолжаю.
Лекала практически готовы но пока на легких прихватках, проваривать не стал т.к. надо проверить геометрию. Есть мысль вырезать днищевые листы и скулу и проверить ими, посмотреть как лягут в лекала и если надо то поправить.
Может у кого есть мнения как проверить правильность сборки?
Вроде конструктив лекал подразумевает почти 100 процентную точность но все же.
avatar
Уклы проверить, диагонали от транца, ну можно из тонкой фанеры вырезать дно и приложить.Отличный стапель. thumbsup
avatar
Спасибо Александр.
Отличный стапель
.
Мне тоже нравится smile .
Вообще по работам Михаила все делать легко и просто (почти просто smile и это сугубо моё мнение), лекала собрались как пазлы.
avatar
Юрий, нужно ещё сделать выборки под зиги! Вначале — зиги, а потом — контуры листов обшивки.

Выборки — под размеры зигов, примерные размеры для них. Зиги — линия разметки зиговки.
avatar
Михаил приветствую. Вот по поводу зиговки днища я хотел бы поговорить. Я вообще склоняюсь к тому что бы отказаться от зиговки днища, все же толщина 3 мм. не маленькая а за счет скулы и небольшой но килеватости жесткость будет нормальная. Да и набор не слабый будет. Уж точно не хочу делать так называемую ступеньку, придется все днищевые части поперечных лекал изрезать и теряется их смысл как опоры для обшивки ведь вырезы будут не в размер зигов а примерные.Просто может практически не остаться точек опоры у поперечных лекал.
Как вариант можно сделать несколько простых ( типа желоб) зигов, хотя при существующих вводных и в сравнении с некоторыми другими лодками я склонен все же отказаться от них.
Какие мнения?
avatar
Как вариант можно сделать несколько простых ( типа желоб) зигов, хотя при существующих вводных и в сравнении с некоторыми другими лодками я склонен все же отказаться от них.

Я бы сделал зиги: жёсткость будет выше, меньше повреждений…

3мм — это не много, если АМг5 и ширине по скуле, килеватости, стрингеров и т.п., скорости и водоизмещения — будет 3мм минимум ;)

Если 1561/АМг61 — вроде бы больше, запас небольшой будет, но по ударах другие проблемы… судостроители не заморачиваются, а но в авиации и, в первую очередь, в автомобилестроением ситуация сложнее… потому, 3мм — не много.

Зиги можно делать, можно и сделать маленькие реданы продольные (на сварке), гидродинамики будет лучше.

Схему показываю, это эскиз, можно и иначе, но примерно такое. Да, и реданы похожие ставить.

avatar
Такого плана зиги у меня не получатся. уж проще потом приварить будет что то. Деформации при сварке вот что меня беспокоит, но можно попробовать.
Участок между скулами и борт из 2 мм. и тут уж придется прокатать, только еще не определился с расположением зигов.
Еще можно рассмотреть вариант с загибом вместо сварки стыка участок между скулами+борт. Прокатать тонким и относительно острым роликом по линии стыка и потом загнуть по этому месту.Линия там почти прямая и угол сгиба вроде вполне подходящий.
Но это пока только мысли и сперва нужно попробовать на каком то куске материала.
А так то заманчиво уйти от одного продольного шва.
avatar
А так то заманчиво уйти от одного продольного шва

Это с технологом нужно подумать, но — хорошим технологом. Дороги технологи :(

По тому я бы сделал зиги, примерно, как на фотографии (Кирилл «Merc» делал), только пореже зиги.

Но технолог нужен, я же делаю для проектов минимум оснастки и очень простых решений, серийные же проекты дешёвые. Компромисс :(
avatar


Снимок.
avatar
Михаил вот то что могу на сегодня сделать на зигмашине.

Это я называю «ступенька», размер по высоте один ( ± 1 мм.).

Вот остальные варианты, немного разнятся высота и ширина зига но принцип один.
Немного поближе.


Это все сталь 1.5 мм., на АМг может быть немного глубже но скорей всего не существенно.
avatar
Михаил, этот снимок вы уже показывали мне. Сперва я думал так и сделать днище но сейчас все же склонен отказаться от зигов на днищевых листах.
Вы же пишете что 3 мм. пусть в минимуме но приемлемо для днища. На сравнимом с этой лодкой «Крыме» днище 2 мм.
avatar
Юра, удачи тебе!
Все получится, жду продолжения!
avatar
Юра, а можешь рассказать про лодку или добавить в описание размеры.
Под какие задачи, картоп, прицеп?
avatar
Влад, добавил размеры в шапку. Вес не считал но точно лодка для прицепа, если получится попасть в неригистрат с мотором 9.9 то будет супер.
Задачи простые, рыбалка на спиннинг вдвоем или небольшие переходы ( до 50 км. с ночевкой) т.ч. загрузки небольшие. Полное водоизмещение если не путаю всего 450 кг.
avatar
Размеры и т.п.:

Длина наибольшая — 3770мм, ширина наибольшая — 1637мм, высота борта — нос 650мм, корма — 500мм.

Углы внешней килеватости (по ГОСТ/ISO) — по транце 5 градусов, ширина по скуле 1336мм.

Водоизмещение — 450кг, углы заливания в полном водоизмещение — 30 градусов (реально — >30 градусов, практически 32...33 градусов).

Допускаемая высота волны по ГОСТ 19105-79 — до 0,7м (315мм высоты минимального надводного борта в водоизмещении 450кг при проектном положении ЦТ 1275мм от транце по длине и 500мм от ОЛ по высоте).

Допустимая мощность ПЛМ — до 30л.с., минимальная — 5л.с., рекомендуемая — 10...20л.с…

Особенности: «отгибы скулы», две скулы, носовой транец.

Назначение: лодка для малых рек и подобных водоёмов, умеренная мощность, адекватная статическая остойчивость.

Картинки:





avatar
Михаил, вопрос по лекалам.
Угол что на снимке должен быть 90 гр.?
И поперечное лекало №5 должно быть параллельно той части родольного лекала №3 которая задает транец?
У меня не сходятся между собой лекала №3 продольные.


Вот почему я еще хочу вырезать на плазме обшивку днища ( в случае с зиговкой плазма отпадает), что бы по ним дополнительно проверить правильность лекал.
avatar
Так. Продольные лекало для обшивки борта НУЖНО малковать в вырезами, иначе будет кривовато… очень маленькие углы малковки, но они нужны.

Для днище — этого нет нужды.

Ну и проверять продольные лекалы для борта.

Картинки, будет видно:









avatar
Да, и толщины листов продольных лекалов для бортов — нужно ручками малковать, 3мм или 4мм… это не очень сложно, углы малковки небольшие.
avatar
С малковкой понятно. Меня интересует наружный угол продольного лекала ( отмечен красным), 90 гр. или нет и параллельны ли две красные линии( попер. лекало 5 и продольное для борта).
У меня два продольных для борта не сходятся ровно в корме.
avatar
наружный угол продольного лекала ( отмечен красным), 90 гр. или нет и параллельны ли две красные линии( попер. лекало 5 и продольное для борта)

Наружный — 90 градусов.

Внутренний — на 50мм от транце 90 градусов.

И можно поставить вертикальные (короткие) детали для транце продольных лекал, будит точнее.
avatar
Да, это проецировать на основную плоскость! Т.е. не реальные детали/линии, а проецировать линии на горизонтальную плоскость (основная плоскость, ОП).
avatar
Понятно, завтра проверю углы и попробую свести бортовые лекала друг с другом.
avatar
Да, и проецировать — тоже 90 градусов при разворачивается лекала для борта по наружные линии.

P.S. «Пардон, такая языка скоро уйдет» copyright Альфред Бестер :(
avatar
Отлично! Размеры мне нравятся.
avatar
Ну, не очень узкая лодочка, и по скуле умеренно узкая… компромисс ;)

Я бы 10л.с. для 2-х человек и под 15л.с. для 3-х. Можно и 30л.с., но это будет не оптимально. Но можно.

Борт низкий — минимум реальный. Но парусность малая. Для малых водоёмов это адекватно. Можно и выше сделать — сделать корпус до линии борта и сделать дополнительные детали, 150...200 больше будет, до 800мм по носу и до 700мм для корме, но масса увеличивает при 1,5мм металла. Изменений ее будет. Дистанционное управление обязательно!

Вроде бы, достаточно.
avatar
Дистанция для увеличенного варианта? Я планировал под румпель.
avatar
Я бы хотел румпельную 450ку… интересно, как оно.
Понимаю, что это за лодки, но погоды под них может не быть.
нужна лодка, которую можно использовать в большинстве случаев.
У нас «большая» река из нее вход в маленькую, если на большой дует надо пройти в маленькую, но как?
Я однажды пережидал швалик на острове, когда у меня был скиф. )))
avatar
У нас река не большая и волны серьезной нет, т.ч. эта лодка для рыбалки «выходного дня» вполне подходит.
avatar
Я понял, это лодка для ваших мест…
avatar
Замкнул бортовые лекала и выставил вертикальные детали для транца.

Видно что не все сходится но пока это предварительно, все на прихватках и будет ровняться .

Нет точности в наружных углах, нужно будет поправить и все сойдется по прорезям.
Думаю что когда начну укладывать обшивку вылезут еще какие нестыковки, тогда можно будет подправить и после окончательно закрепить лекала.
avatar
Юра, ну так нельзя мучить коллег!
Где новые кино/фото/видео документы, шифровки/отчёты?
avatar
Евгний, сам в нетерпении! smile А если серьезно то пока показать нечего, вырезал на плазме днищевые детали и пока все на этом встало. Времени свободного нет пока совсем. Кстати прижать листы к лекалам ( особенно в носу) оказалось не так просто, 3мм. АМг довольно жесткий оказался. Делаю прижим о форме лекал и наверное буду делать над стапелем раму на которой размещу растяжки винтовые.
avatar
Юра, рад, что работа движется, обрастаешь немного оснасткой, класс!
avatar
Влад, а куда деваться, работаю в основном один и надо приспосабливаться.
avatar
Я не знаю самостройщиков, которые работают не одни. )))
У меня нет места, вдвоем это будет война и рукопашная…
avatar
Начал ложить листы обшивки в лекала, сперва днищевые. И сразу возникла проблема с прижатием их к лекалам, обводы не самые простецкие и жесткость АМг 5М толщиной 3мм. не так то просто вывернуть в нескольких плоскостях. Пришлось в носовой части ставить аж три растяжки, ближе к корме все намного проще.
Возникает вопрос что будет если я прихвачу листы между собой и отпущу растяжки? Есть ощущение что все сыграет обратно и листы отойдут от лекал.
Может надо собирать набор и задавливать его а он уже прижмет листы?
Но думаю что это будет не просто в силу хорошей жесткости материала, да и собрать набор отдельно тоже наверное проблематично.
Что скажут более опытные товарищи?
avatar
Юра, на мой взгляд, если варить короткими прихватками (прерывистый шов) листы днища и бортов по килю и по скулам, а борта распереть временно на ширину палубы, то практически ничего не отыграет. А потом ставить — на прихватках же! — переборки, шпангоуты и кницы, то будет лишь играть, т.е. слегка закручиваться относительно продольной оси. Ито лишь слегка: рапорки-бимсы окончательно выставить в горизонт/параллельно, зафиксировать диагоналями. Всё! — корпус будет жёстко держать геометрию. А дальше дело технтки — проварка швов, вваривание пайолов, планширя и всего остального; образуются пространственные ферменные конструкции, можно сбрасывать корпус с третьего второго этажа, и всё будет монолит! Геометрия не уйдёт.
Зуб давать? smile
avatar
Мне понравился вариант с временными уголками, которые приварены снаружи и прихвачены пинцами за постели, кондутор.
avatar
Евгений, в носу еле задавил реально, больше всего там и вероятны проблемы.
А чтобы варить набор нужно убрать растяжки, борта ведь тоже лучше распереть в районе скулы чтобы зафиксировать стык отгиб скулы- борт да и стык отгиб скулы- днище тоже.
avatar
Ну так добавь и по скулам распорок. Должно получиться.
Напряжения в листах останутся, но со временем релакируют, т.е. уменьшатся. Но после полной сборки/сварки — ещё раз! — всё станет монолотом.
И все страхи уйдут и забудутся!
avatar
Блинннн… Монолитом же!
avatar
Добавил фото. Собрал корпус на прихватках. Более менее стало понятно что должно получится на выходе.
Скоро наверное буду доставать из лекал и проваривать потихоньку.
Хотя проваривать скорей всего уже весной, гараж холодный а скоро зима.
avatar
Вообще радостно видеть, что работа движется. Пока тепло нужно варить, на сколько есть возможность.
Я понял, что строить нужно постоянно, даже если есть всего час два на стройку. За неделю набегает прилично, потом не отыграть. Всякие режимы пробовал.
В среднем получалось 5-7 в день. Но 150 в месяц оказалось мало. Перерывы серьезно отодвигают спуск…
avatar
В отпуске еще что то двигалось, теперь максимум 2 часа после работы и пол дня в выходной.
В принципе лодка не тяжелая и можно при желании по выходным зимой таскать в теплый гараж, метров 100 всего.
avatar
Тогда вообще не вижу проблем. А если не таскать, а катать?
Даже по два часа в день, эту фору потом сложно отыграть.
avatar
Теплый бокс постоянно занят на неделе, только если по выходным когда. В принципе ты прав, каждый час работы хорошо т.ч. сколько получится времени выделить все мое.
avatar
Я все это проходил. Лодка сама себя не построит.
Бывало такое, что нет времени, думал потом наверстаю.
Но сколько бы я не проводил времени в гараже, оставался с ночевой, этого все равно мало, упущенного времени не удалось наверстать. Лодка увидела воды на почти год позже.
avatar
Влад, это все понятно и мной тоже пройдено не раз.
Я на воде не был два сезона ( испытание лодок не в счет), поэтому буду стараться к следующей навигации закончить все дела и наслаждаться отдыхом на воде.
А не работой в гараже, хотя это тоже свой кайф. smile
avatar
Нужно чередовать. )
Сломал всю голову, как компенсировать часы проведенные в гараже отдыхом на воде. По какому курсу считать?
Но обдумываю следующий проект.
avatar
Но обдумываю следующий проект.

Вот вот. Ставишь перед собой цель, достигаешь ее, и без остановки к следующей цели.
Я в таком режиме уже лет пять наверно живу, в принципе мне такой ритм нравится. Только на воду времени нет.
avatar
Юра, нужно себя заставлять.
Я осознал, что мой ритм не подходит и не нравится моему ближайшему окружению. Нужно менять, нет не ритм, окружение.
Тебе для поднятия настроения.
avatar
Симпатично. У меня такого порядка и простора нет. weary
avatar
Так он мало у кого есть. Я доделываю лодку прямо на базе, без инструмента, всяких условий и удобств, в прямом смысле на коленке… )))

Я показывал, как лодку на стене строили, не от хорошей жизни. Гараж был занят под завязку прицепами. )))
Кстати многие и не строят лодки, ждут, когда условия появятся, оборудованная мастерская, простор для творчества, вдохновение! )))
avatar
Достал корпус из лекал и водрузил на стол, будем пробовать варить наружные швы.

avatar
Интересная лодка! При возможности больше фото ракурсов. )))
Даешь испытания в сезоне 2021. )))
avatar
В этом сезоне точно нет, работы еще много и не все ясно с внутренним наполнением.
avatar
О! Уже материализуется ;)
avatar
Потихоньку двигается.
avatar
Отлично!
avatar
Вот думаю не приварить ли уголок на киль, не будет мешать?
А то шов не очень ровный и красивый получается.
avatar
Обварить и спустить на воду, уголки на киль оставить на десерт.
Шов изначально функционален, а уже после красив.
Вообще проектом уголок предусмотрен?
avatar
Детали особо не обговаривались, но в целях укрепления и эстетики думаю уголок будет уместен.
На счет обварить и на воду полностью согласен. Если все срастется то может и успею.
avatar
Неожиданный поворот, я верю, что успеешь.
Это нормальная ситуация для самостройщиков.
Еще мой дед, отец рассказывал, как они пытали спортивные лодки уже по первому льду, который подтаивал к обеду. МОжно было подождать до весны, а можно за зиму сделать доводку и доработку и даже построить другой корпус. Я понимаю это не совсем твой случай, готовая лодка позволит ее демонстрировать заказчикам, показывать презентационные материалы и т.д.
Ну ты понял.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.