Ходовые испытания микролодки проекта Б-2. Часть III.
Лето продолжается. Выполнил ещё одну лабораторную.
На этот раз с пассажиром.
Итак, снова Береславка, воздух +30ºС, вода +22ºС. Почти штиль, мелкая рябь — фрагментами на зеркале озера. Нагрузка — пилот + пассажирка (она же фотограф).
1. Винт шагом 12". Не вышел на редан. Нос в небо и т.д. Н-да…
2. Штатный винт, шёл с моим японовихрём Хonda-BF20D2:
Ну, и поджал мотор к транцу перестановкой фиксатора на последнее отверстие. За долгих 10...12 секунд еле-еле поехали, т.е. заглиссировали. Но как только нос опустился, быстрый разгон до 26-ти узлов:
Главное — выйти на редан, а там уж лодка летит.
И вот так на крейсерском ходу:
3. Старт получается побыстрее, если пассажир(ка) встаёт с кормового диванчика и наклоняется над пилотом, а как нос опускается, сразу садится на своё место. И лодка опять летит под полтинник!
Да уж, двухтактный Привет-22 вытаскивал Бесёнка на редан пошустрее и без особых камланий. Но ставить транцевые плиты не буду принципиально!
И как обычно, некому было снимать нас вдвоём, на ходу, в Б2.0. Зато Пассажирка (да ладно уж, жена...) поснимала меня, когда вернул винт, шаг 12", мотор отжат. Вот разгончик:
И такой ракурс:
Продолжение следует? Не уверен! Хочу просто кататься.
А пока — мысли вслух. Цельнотянутые из моей же темы в КК КиЯ.
С момента зарождения идеи «микромотолодки проекта Б-2», которая в итоге получила имя «Соло-Б2.0», постоянно задавался вопросами: — область применения (для чего такая малышка нужна?) и кто её гипотетический владелец (кому она нужна?).
Первый «Бесёнок», условно Б-1, спущенный на воду впервые в 1977-м, родился как универсальная лодка-картоп, на которой можно перемещаться по реке и водохранилищам (туризм выходного дня, пляжные покатушки, рыбалка и охота) при высоте волны до 0,3...0,4 м. Отсюда — достаточно килеватые обводы, почти глубокое V, позволяющие ходить вдвоём быстрее стандартных дюралек с советскими подвесными моторами. Вдвоём, потому что так оптимально и безопасно охотиться; и охотились, и с братом, и с отцом. Кокпит Б-1 минимален, но достаточен для двоих взрослых, не сильно упитанных, и был вполне достаточен для меня с двумя-тремя детьми, пока те были не старше лет двенадцати. Рассаживались по-разному: тандемом; рядом; водитель у переборки рецесса, а остальные — кто где. В общем разные варианты опробованы.
Б-2 задумывался изначально как лодка-носитель для отработки вариантов беззазорного самодельного рулевого управления — не нравится покупное РДУ с тросом типа «тяни-толкай», которое имеет неустранимый люфт на штурвале. Для максимальной безопасности кокпит выполнен минимальной ширины, приоритет отдан эргономичности рабочего места пилота, кормовой диванчик — лишь для «бабушки с внуком» или парочки внучек. Лодка получилась, недостатки и детские болезни по большей части отработаны, сейчас «Соло-Б2.0» радует и доставляет удовольствие. Комфортно носиться по водной глади, и даже по небольшой волне, с минимальными затратами — с детства мечтал. Теперь верю информации в старинном номере КиЯ, что прототип «Бесёнка», английский «Аполо», развивал с мотором «Джонсон-25 Спортстер» 66 км/ч.
И, наконец, дождался… Человек на берегу, посмотрев полёты Б-2 и несложные манипуляции с лодкой и прицепом, спросил «сколько стоит и где купили», Ну, объяснил, что почём. Значит, кому-то, кроме меня, нравится «Соло-Б2.0»…
Думается, что Б-2 в чистом виде — лодка эгоиста. Но если расширить кокпит до метра или чуть больше, сдвинуть на ~0,3 м к корме сиденье и выполнить его двухместным, от борта до борта, отказаться от длинной носовой деки и стильной приборной доски, ДУ перенести на правый борт («как у Зимина»), то утилитарность лодки существенно возрастёт. Хотя, Б-2 всё же стилизация под ретро-лодки сороковых-пятидесятых-шестидесятых годов прошлого века, и с ростом многофункциональности что-то в его облике (духе?) утратится.
Более того, если плясать от рациональности и минимализма, то можно в предложенных обводах выполнить истинный картоп, лёгкий, с планширем минимальной ширины, воздушными ящиками под рецессом и в носу (якорный + рундучок), с вкладным пайолом (а то и совсем без оного), лавками-банками, а главное — в румпельном варианте с ПЛМ мощностью до 9,9 (15) лошадок. Т.е. нерегистрат, минимализм в абсолюте. Метод изготовления СиС приветствуется, а здравый смысл — особенно: широкий планширь не очень удобен, зато реально обеспечивает безопасность и чувство уверенности на воде, проверено. Главное — уложиться в 45...55 кг массы голого корпуса и в 280...320 кг полного водоизмещения.
С уважением — Е.Д.
На этот раз с пассажиром.
Итак, снова Береславка, воздух +30ºС, вода +22ºС. Почти штиль, мелкая рябь — фрагментами на зеркале озера. Нагрузка — пилот + пассажирка (она же фотограф).
1. Винт шагом 12". Не вышел на редан. Нос в небо и т.д. Н-да…
2. Штатный винт, шёл с моим японовихрём Хonda-BF20D2:
Ну, и поджал мотор к транцу перестановкой фиксатора на последнее отверстие. За долгих 10...12 секунд еле-еле поехали, т.е. заглиссировали. Но как только нос опустился, быстрый разгон до 26-ти узлов:
Главное — выйти на редан, а там уж лодка летит.
И вот так на крейсерском ходу:
3. Старт получается побыстрее, если пассажир(ка) встаёт с кормового диванчика и наклоняется над пилотом, а как нос опускается, сразу садится на своё место. И лодка опять летит под полтинник!
Да уж, двухтактный Привет-22 вытаскивал Бесёнка на редан пошустрее и без особых камланий. Но ставить транцевые плиты не буду принципиально!
И как обычно, некому было снимать нас вдвоём, на ходу, в Б2.0. Зато Пассажирка (да ладно уж, жена...) поснимала меня, когда вернул винт, шаг 12", мотор отжат. Вот разгончик:
И такой ракурс:
Продолжение следует? Не уверен! Хочу просто кататься.
А пока — мысли вслух. Цельнотянутые из моей же темы в КК КиЯ.
С момента зарождения идеи «микромотолодки проекта Б-2», которая в итоге получила имя «Соло-Б2.0», постоянно задавался вопросами: — область применения (для чего такая малышка нужна?) и кто её гипотетический владелец (кому она нужна?).
Первый «Бесёнок», условно Б-1, спущенный на воду впервые в 1977-м, родился как универсальная лодка-картоп, на которой можно перемещаться по реке и водохранилищам (туризм выходного дня, пляжные покатушки, рыбалка и охота) при высоте волны до 0,3...0,4 м. Отсюда — достаточно килеватые обводы, почти глубокое V, позволяющие ходить вдвоём быстрее стандартных дюралек с советскими подвесными моторами. Вдвоём, потому что так оптимально и безопасно охотиться; и охотились, и с братом, и с отцом. Кокпит Б-1 минимален, но достаточен для двоих взрослых, не сильно упитанных, и был вполне достаточен для меня с двумя-тремя детьми, пока те были не старше лет двенадцати. Рассаживались по-разному: тандемом; рядом; водитель у переборки рецесса, а остальные — кто где. В общем разные варианты опробованы.
Б-2 задумывался изначально как лодка-носитель для отработки вариантов беззазорного самодельного рулевого управления — не нравится покупное РДУ с тросом типа «тяни-толкай», которое имеет неустранимый люфт на штурвале. Для максимальной безопасности кокпит выполнен минимальной ширины, приоритет отдан эргономичности рабочего места пилота, кормовой диванчик — лишь для «бабушки с внуком» или парочки внучек. Лодка получилась, недостатки и детские болезни по большей части отработаны, сейчас «Соло-Б2.0» радует и доставляет удовольствие. Комфортно носиться по водной глади, и даже по небольшой волне, с минимальными затратами — с детства мечтал. Теперь верю информации в старинном номере КиЯ, что прототип «Бесёнка», английский «Аполо», развивал с мотором «Джонсон-25 Спортстер» 66 км/ч.
И, наконец, дождался… Человек на берегу, посмотрев полёты Б-2 и несложные манипуляции с лодкой и прицепом, спросил «сколько стоит и где купили», Ну, объяснил, что почём. Значит, кому-то, кроме меня, нравится «Соло-Б2.0»…
Думается, что Б-2 в чистом виде — лодка эгоиста. Но если расширить кокпит до метра или чуть больше, сдвинуть на ~0,3 м к корме сиденье и выполнить его двухместным, от борта до борта, отказаться от длинной носовой деки и стильной приборной доски, ДУ перенести на правый борт («как у Зимина»), то утилитарность лодки существенно возрастёт. Хотя, Б-2 всё же стилизация под ретро-лодки сороковых-пятидесятых-шестидесятых годов прошлого века, и с ростом многофункциональности что-то в его облике (духе?) утратится.
Более того, если плясать от рациональности и минимализма, то можно в предложенных обводах выполнить истинный картоп, лёгкий, с планширем минимальной ширины, воздушными ящиками под рецессом и в носу (якорный + рундучок), с вкладным пайолом (а то и совсем без оного), лавками-банками, а главное — в румпельном варианте с ПЛМ мощностью до 9,9 (15) лошадок. Т.е. нерегистрат, минимализм в абсолюте. Метод изготовления СиС приветствуется, а здравый смысл — особенно: широкий планширь не очень удобен, зато реально обеспечивает безопасность и чувство уверенности на воде, проверено. Главное — уложиться в 45...55 кг массы голого корпуса и в 280...320 кг полного водоизмещения.
С уважением — Е.Д.
27 комментариев
Очень радостно что лодка получилась, получилась именно такой как задумывалась, лодкой для получения удовольствия.
Обычный выход: ветровые и кильватерные волны, ветер до 6 м/с; перешли с правого берега к левому, поднялись к верхней оконечности острова Голодный, повернули вправо и подошли к катеру, стоявшему на якоре вблизи левого берега воложки Куропатка, левого рукава Волги. Переговорили с мужиками, выяснили, что пока ничего не ясно: торчат на четверть метра из песчаного дна рёбра шпангоутов, и всё… Развернулись, отправились восвояси.
Главное впечатление от выхода — встреча с ГИМСовцами.
Пока мы барражировали вдоль берега о. Голодный, смотрим — от базы МЧС (на правом берегу Волги, чуть пониже Речного вокзала) отделился кораблик с характерной раскраской и пошёл нам «на перехват». Саша ещё издали увидел эту лодку и предположил, мол, это за нами. И точно: Казанка-5М2 с Я-60, экипаж дежурный, из двоих эмчеэсников, один в жилете, один в чёрной форме речника. Встретились почти на середине реки, заглушили моторы.
— Добрый день! Документы имеются?
— А как же! Вот судовой.
— Водительское?
— Пожалуйста!
А сами пялятся на наше микро. Ну, и пошли разговорчики: не страшно ли по волне, из чего сделана лодка, есть ли помпа, какая скорость и т.д. «А помпу всё же советую поставить!» Ну, пришлось и мне спросить, а как у них… Казанка их идёт полтинник по гладкой воде.
Расстались с взаимными наилучшими пожеланиями. Винт я поставил с «девятым» шагом, так что стартанули мы достаточно лихо: тычок кнопки стартера, Саша с диванчика пригнулся ко мне, и через три-четыре секунды лодочка уже вышла на редан. И попрыгали по волновой толчее своей дорогой. Мягонько так пошли, особенно на кормовом диванчике.
В общем, думаю, их впечатления о встрече побогаче, чем наши.
А вот река мне не понравилась. Вне судового хода много перекатов, местами видно желтеющее песчаное дно, глубина метр...07 м на глаз. Я бы ночью, если б «край, как надо», полз на минимальном. И ведь есть ещё и торчащие обломки баржи! Сашины рекомендации, как аборигена данного участка акватории, сильно помогали.
Но в целом — довольно приятное состоялось закрытие летнего сезона.
И — на почти максималке
Гораздо более половины веса приходится на гидродинамическое поддержание и чуть — на статику, в соответствии с законом Архимеда.
Я всегда удивлялся, как мой катик, (в статике) сидящий по самые помидоры в воде идет с продувкой тоннеля!!! )))
На статику там мизеры, доминирует гидродинамика, да.
Более того, даже на «толстом коте» с его верхней частью переходного режима гидродинамика влияет сильнее гидростатики, что несколько вразрез с распространённым мнением.
Мысль.
Сделать из этих остатков к следующему лету корытце для внука, уложившись длиной днищевой обшивки в стандартные 2,44 метра без стыка, под имеющуюся Ямаху-3. Научить Тишку заводить, глиссировать, рулить — под присмотром из другого корытца, на закрытой акватории.
Младшие дети мои в этом возрасте рулили на Бесёнке с Прибоем.
(Вот зачем это написал?! Держите меня четверо, а то… )
Пусть Тишка на нем рулит под ямой 3, делов то…
Но это всё мысли. По крайней мере — пока.
Этой лодки не было на форуме.
Мне о ней ничего неизвестно.
А что будет (ли?) у меня, пока неизвестно даже мне.
Может, админ что-то может восстановить?
Влад, ау!
Вспомнил свои впечатления от покатушек прошлой осенью и полез в корпус.
Снял кресло пилота (кто ещё так приятно польстит? ), натянул рабочий комбез на зимнюю одёжу, протянул LED-переноску/фару и устроился на правом боку в кокпите, на пайоле, мордой лица влево-вперёд: а как здесь поставить упор для левой ноги?
Чтобы надёжно (без деформаций при резком торможении; под правой-то ногой педалька газа, сильно не обопрёшься...), минимальной массы, да чтоб был съёмным и не мешал доступу хотя бы к первому шпангоуту. А вдруг захочется из форпика сделать объём непотопляемости
— это на пляжной микролодочке?!Само собой, надо, чтобы мелкие внуки/внучки не запутались в кустарнике (лесе?) подкрепляющих элементов при играх/обследовании подпалубного пространства.
Полежал-полежал и понял, что есть четыре места для раскрепления подножки-упора — 1) передняя оконечность пайола (сэндвич из ФСФ 4 мм + 6,5 мм); 2) левый подпалубный стрингер; 3) скуловой стрингер; 4) привальный (?) брус.
Конструкция вертится в голове как 3D-видеоролик. А как остановится и созреет — сообщу.
И без подпалубного набора вполне обошёлся, и ногой давил, — не шелохнётся.
И дошло до реализации.
Ещё одно, протёр очки и выяснил, что переменный характер неких помех при возврате педали газа к холостому ходу зависит от положения мотора при перекладке руля: в положении лево на борт почти свободно, в положении право на борт заедание тросика. Причина — излом оплётки непосредственно у мотора. Недостаток сей как следствие миниатюризации. А стандартных тросов менее шести футов не выпускается… Выходом было бы изменение выхода тросов ДУ из мотора с продольного на поперечное. Но уж как есть.
Правда, на ходу вибрация мотора помогает сбросу газа, уменьшая трение.
Будем думать.
Выяснить максималочку, может даже винтов новых прикупить для разнообразия?
Будем стараться. По крайней мере, до июля никаких внуков на отдых принимать не планируем. А потом приедут внучки, придётся пересаживаться на Сармат.
Где-то так.
И вообще, так сделано на старых заднемоторных авто не зря! Боуден плюс пружинка растяжения на рычажке дроссельной заслонки карбюратора.
Изготовлены кронштейн с гильзой-натяжителем — резьба М8х1 — и бобышками:
моторный упор с наружными размерами как у фирмЫ:
Тросик диаметром 2 мм нержавеющий, очень гибкий и прочный, наконечники с резьбой М5. Узел сей после неоднократных прикидок и примерок на лодке и моторе есть неразборный, ибо наконечники опрессованы навечно.
Ну, то есть, до критического износа. Но это неточно.
Остаётся перебросить японовихрь с Сармата на Соло-Б2.0.
И отрегулировать газульку.
И покататься.
Время до ледостава есть, вода пока +23...24ºС…