Ходовые испытания микролодки проекта Б-2. Часть III.

Лето продолжается. Выполнил ещё одну лабораторную.
На этот раз с пассажиром.
Итак, снова Береславка, воздух +30ºС, вода +22ºС. Почти штиль, мелкая рябь — фрагментами на зеркале озера. Нагрузка — пилот + пассажирка (она же фотограф).

1. Винт шагом 12". Не вышел на редан. Нос в небо и т.д. Н-да…

2. Штатный винт, шёл с моим японовихрём Хonda-BF20D2:





Ну, и поджал мотор к транцу перестановкой фиксатора на последнее отверстие. За долгих 10...12 секунд еле-еле поехали, т.е. заглиссировали. Но как только нос опустился, быстрый разгон до 26-ти узлов:



Главное — выйти на редан, а там уж лодка летит.
И вот так на крейсерском ходу:





3. Старт получается побыстрее, если пассажир(ка) встаёт с кормового диванчика и наклоняется над пилотом, а как нос опускается, сразу садится на своё место. И лодка опять летит под полтинник!
Да уж, двухтактный Привет-22 вытаскивал Бесёнка на редан пошустрее и без особых камланий. Но ставить транцевые плиты не буду принципиально!

И как обычно, некому было снимать нас вдвоём, на ходу, в Б2.0. Зато Пассажирка (да ладно уж, жена...) поснимала меня, когда вернул винт, шаг 12", мотор отжат. Вот разгончик:











И такой ракурс:



И такой:



Продолжение следует? Не уверен! Хочу просто кататься.

А пока — мысли вслух. Цельнотянутые из моей же темы в КК КиЯ.

С момента зарождения идеи «микромотолодки проекта Б-2», которая в итоге получила имя «Соло-Б2.0», постоянно задавался вопросами: — область применения (для чего такая малышка нужна?) и кто её гипотетический владелец (кому она нужна?).
Первый «Бесёнок», условно Б-1, спущенный на воду впервые в 1977-м, родился как универсальная лодка-картоп, на которой можно перемещаться по реке и водохранилищам (туризм выходного дня, пляжные покатушки, рыбалка и охота) при высоте волны до 0,3...0,4 м. Отсюда — достаточно килеватые обводы, почти глубокое V, позволяющие ходить вдвоём быстрее стандартных дюралек с советскими подвесными моторами. Вдвоём, потому что так оптимально и безопасно охотиться; и охотились, и с братом, и с отцом. Кокпит Б-1 минимален, но достаточен для двоих взрослых, не сильно упитанных, и был вполне достаточен для меня с двумя-тремя детьми, пока те были не старше лет двенадцати. Рассаживались по-разному: тандемом; рядом; водитель у переборки рецесса, а остальные — кто где. В общем разные варианты опробованы.
Б-2 задумывался изначально как лодка-носитель для отработки вариантов беззазорного самодельного рулевого управления — не нравится покупное РДУ с тросом типа «тяни-толкай», которое имеет неустранимый люфт на штурвале. Для максимальной безопасности кокпит выполнен минимальной ширины, приоритет отдан эргономичности рабочего места пилота, кормовой диванчик — лишь для «бабушки с внуком» или парочки внучек. Лодка получилась, недостатки и детские болезни по большей части отработаны, сейчас «Соло-Б2.0» радует и доставляет удовольствие. Комфортно носиться по водной глади, и даже по небольшой волне, с минимальными затратами — с детства мечтал. Теперь верю информации в старинном номере КиЯ, что прототип «Бесёнка», английский «Аполо», развивал с мотором «Джонсон-25 Спортстер» 66 км/ч.
И, наконец, дождался… Человек на берегу, посмотрев полёты Б-2 и несложные манипуляции с лодкой и прицепом, спросил «сколько стоит и где купили», Ну, объяснил, что почём. Значит, кому-то, кроме меня, нравится «Соло-Б2.0»…

Думается, что Б-2 в чистом виде — лодка эгоиста. Но если расширить кокпит до метра или чуть больше, сдвинуть на ~0,3 м к корме сиденье и выполнить его двухместным, от борта до борта, отказаться от длинной носовой деки и стильной приборной доски, ДУ перенести на правый борт («как у Зимина»), то утилитарность лодки существенно возрастёт. Хотя, Б-2 всё же стилизация под ретро-лодки сороковых-пятидесятых-шестидесятых годов прошлого века, и с ростом многофункциональности что-то в его облике (духе?) утратится.

Более того, если плясать от рациональности и минимализма, то можно в предложенных обводах выполнить истинный картоп, лёгкий, с планширем минимальной ширины, воздушными ящиками под рецессом и в носу (якорный + рундучок), с вкладным пайолом (а то и совсем без оного), лавками-банками, а главное — в румпельном варианте с ПЛМ мощностью до 9,9 (15) лошадок. Т.е. нерегистрат, минимализм в абсолюте. Метод изготовления СиС приветствуется, а здравый смысл — особенно: широкий планширь не очень удобен, зато реально обеспечивает безопасность и чувство уверенности на воде, проверено. Главное — уложиться в 45...55 кг массы голого корпуса и в 280...320 кг полного водоизмещения.

С уважением — Е.Д.

4 комментария

avatar
Хотел продолжить часть вторую, про испытания, а вышла строка, что объём топика превысил 15000 знаков. Пришлось открыть сие продолжение, часть III…
avatar
Добавил мысли вслух. Читайте, если кому интересно.
avatar
Поддерживаю, здравые мысли вслух!
avatar
Дядь Жень, всё в точку, добавить нечего.
Очень радостно что лодка получилась, получилась именно такой как задумывалась, лодкой для получения удовольствия.
  • BOBKA
  • +1
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.