И снова Ладога.

Здравствуйте!
В очередной раз были на Ладоге.
В связи со штормовой погодой поменял место дислокации. Переехал в Карелию, Тиурула. В очередной раз порадовался безусловной трейлерности лодки.
На базе встречает и провожает девушка


Выход из Шхер в Лдаогу в этот раз выглядел вот так




Сами места, как всегда, великолепны










Идя на лодке на крейсере (18-20 км/ч) и попивая чаек с интересом наблюдали с женой за скачущими по волнам лодкам и летающими в них людям.
При обустройстве лагеря в очередной раз поразился вместимости рундуков и какие мы барахольщики.
Продолжил играться навеской мотора. В результате с полной загрузкой преодолеть рубеж 25 км. СТабильно шли 25,2 км/ч. ОДнако утонувший смартфон не даст возможности подтвердить этот факт документально.
Прикладываю видео лодки со стороны. Это все, что могла снять жена.
Ну как то так.
Жизнь прекрасна и местами удивительна, чего и вам всем желаю.
www.youtube.com/watch?v=OAtSrOU_ZCE

7 комментариев

avatar
Со стеклом и тентом лодка хорошо вписывается в северный пейзаж, уместной воспринимается.

На ходу впечатление от носового буруна улучшилось, дифферент близок к оптимальному. Скорость — хороший результат.

Хм-м, приятно читать и рассматривать, снова повторюсь!
avatar
На видео не так видно, как хотелось. Но по моему все равно разобрать можно, как отрывается поток от транца.
Какой смысл мне в данном конкретном случае в транцевых плитах? Дифферент настроен сейчас оптимально, отрыв потока от транца происходит на скорости чуть меньшей 13 км/ч. В случае необходимости дифферент можно оперативно изменить путем перемещения груза или человека.
Кстати, мотор на видео висит на третьем отверстии. После перевески раскрутился сильнее. Буду еще с высотой играться
avatar
разобрать можно, как отрывается поток от транца

Это не суть важно, тем более, что так и должно быть.

Какой смысл мне в данном конкретном случае в транцевых плитах?

Несколько перераспределится характер давлений на днище, пик давления уменьшится за счёт «размазывания» по длине, но на самой корме давление немного возрастёт — это улучшит характеристики.

Вопрос в том, насколько… и посчитать можно, но уж больно трудоёмко и дорого. В общем виде решение не то, что бы очень простое, но решается умеренными средствами, а точно — суперкомпьютер :(

Дифферент настроен сейчас оптимально

У меня есть подозрение, что дифферент стоит уменьшить на 0,5...1 градус, что приведёт к некоторому снижению сопротивления и уменьшению «носового буруна».

В случае необходимости дифферент можно оперативно изменить

А если в нос сместить ЦТ, то скорость изменяется? А характер замывания в носовой половине?

Но на самом деле иногда бывает полезно оперировать не одной (смещением ЦТ), а двумя переменными — смещением ЦТ и перераспределением давлений за счёт транцевых плит (и прочих элеронов-элевонов-закрылков).

Т.е. полезность несомненна, но вот её цена останавливает от жёстких рекомендаций или тотального применения всегда и везде всего арсенала средств. Зачастую прирост неадекватен затратам.

После перевески раскрутился сильнее

Хм-м… я полагал, что на таких скоростях всё такое сказывается в меньшей степени, кстати. Чувствительность, в принципе, признак скорее хороший (всё остальное работает без косяков), потому — стоит искать компромисс между эффективностью и работой на волнении, по вкусу.
avatar
Уменьшение дифферента ведет к заметному снижению скорости. При этом отрыв потока происходит на тех скоростях, но выглядит «более красиво» (волнообразование меньше). Что, в принципе, вполне логично: нос идет вниз, корма вверх. Но сумарно сопротивление носовой части при погружении превышает сопротивление тянущей воды за кормой. Именно показанный на видео дифферент дает оптимальное соотношение скорость-обороты.
avatar
Уменьшение дифферента ведет к заметному снижению скорости.

Ха!

Тогда можно успокоится и забыть о транцевых плитах. Они если и дадут улучшение, то на уровне допуска измерений.

Я прикидывал углы атаки днища по видимому на видео дифференту, и получалось, что они близко к оптимальным… о чём и написал, получается же, что они и есть оптимальные.

выглядит «более красиво» (волнообразование меньше)

Хотел написать «я предполагал!», но подождём ещё катамаран Вадима, там близкие идеи, хотя и по-другому немного реализованы.

Результат в целом — ожидаемый, но детали — очень интересные, и в мелочах не так, как я предполагал, одно влияет сильнее, другое — меньше… суммарно — сходится.
avatar
Вот я и хочу донести — все говорят о транцевых плитах. Теория понятна. Однако отрыв воды от транца начиная с 13 км/ч происходит очень «плавно», без ступеньки. Фактически поток воды за транцем является естественным продолжением обтеканием потока воды днища. Поставлю я транцевые плиты — что это может дать в такой ситуации? Уменьшит давление на транце — увеличить осадку носом.
Единственно где они могут сработать — при большой загрузке. Возможно при большой загрузке в корме (добавление человека на задней банке например) — возможно поможет уменьшить дифферент. Но поскольку 95% времени загрузка уже устаканилась — не вижу практического смысла в плитах.
Еще хочу отметить (на видео не попало) — отсутствие горба при разгоне на всем диапазоне скоростей. Дифферент практически не меняется (очень слабо). Горб отсутствует.
avatar
все говорят о транцевых плитах

О них говорят, потому что они на слуху… а на слуху они, потому что о них говорят ;) Круг замыкается.

На самом деле, использование транцевых плит на полуглиссерах основано на опыте эксплуатации лодок с другими, условно назовём их «типовыми», обводами, которые, действительно, лучше работают при принудительном уменьшении углов дифферента, т.к. профиль днища является развитием или водоизмещающих, или вариацией на тему глиссера.

В нашем же случае вопрос решался ещё на стадии проектирования обводов, и тут гидродинамика посложнее выходит, с иными зависимостями. Ничего нового, но и совсем не типовой результат.

Уменьшит давление на транце — увеличить осадку носом

Скорее всего, осадка носом возрастёт в малой степени, а в большей — уменьшиться осадка всей лодки, углы атаки изменятся, опять же, слабо, особенно, если чуть-чуть сдвинуть и ЦТ. Иными словами, вырастет гидродинамическая составляющая сил поддержания (гидростатика — уменьшится).

Но транцевые плиты ещё хороши и тем, что их положением можно управлять — оперативно или нет (на стоянке подстраивать), т.е. есть шанс получить прирост без сколь-нибудь значительно риска ухудшения достигнутого без плит в тех случаях, когда плиты будут установлены в «нейтральном» положении.

Останавливает только стоимость монтажа и трудоёмкость работ.

отсутствие горба при разгоне на всем диапазоне скоростей. Дифферент практически не меняется (очень слабо).

А вот это и было целью проектирования именно таких обводов!

Особенно полезно — в достижении очень неплохих характеристик ходкости для столь короткой и широкой лодки, т.е. не в ущерб обитаемости, мореходности, грузоподъёмности и т.д… Улучшение получено не ценою ухудшения других эксплуатационных характеристик.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.