Снова строю Бесёнка...

Пока ждём тепла, а в начале марта 18-го началась шикарная русская зима, со снегом по колено, морозами от -8ºС и ниже, решил построить радиоуправляемую модель моей старинной микролодки «Бесёнок». Но не один к одному, а в масштабе один к шести. Ибо проект Б-2 (http://forum.katera.ru/index.php?/topic/57953-mikromotolodka-proekta-b-2/) практически закончен, остались работы по лакировке новой приборной доски, палубы (деки) и по покраске кокпита нескользяшкой; ну, и собрать всё и отладить — ещё на пару дней…
Второе — мой ребёнок (https://www.instagram.com/p/Bd7hGd8h7L6/?taken-by=aaz38) предоставил комплект аппаратуры и запчастей, фанеру s=2,0 мм, движок на 17000 об/мин, дейдвуд с валопроводом и ГВ типа ЧПВ — строй-не-хочу. Предварительно собранная на столе аппаратура работает, всё крутится, поворачивает и меняет направление и обороты.

Итак, начнём-с.

Откуда взялся М1:6? Пересчётом масс. Б-1 в полной боевой готовности, с топливом и пилотом, имеет 260 кг, а масса комплекта РУ (радиоуправления) + мотор + валопровод с ГВ + рулевое устройство с забором воды на охлаждение мотора + аккумуляторы (АКБ) составляет 0,75...0,8 кг + кидаем на корпус 0,45...0,55 кг, итого 1,2...1,35 кг составит масса модели. Извлекаем корень кубический из чисел «260» и «1,3», получаем соответственно ~6,383 и ~1,091, делим одно на другое — вот и всё, масштабирование по массе/объёму даёт линейный масштаб «один к шести».







Далее, пересчитываем таблицу плазовых ординат по ТЧ Бесёнка с учётом выбранного масштаба, размечаем на фанере s=4,0 мм шпангоуты и «киль» по новой таблице, выпиливаем аккуратно (в меру моих старческих способностей), но без фанатизма и «надстройки» выше линии Б, и строим скелет/каркас модели:



— здесь видны ещё и как бы скуловые стрингера, предназначенные лишь для точной подгонки контуров деталей обшивки днища и бортов.



— здесь собранный карточный домик на фоне листа двухмиллиметровой фанерки 900х320 мм по 330 р/шт. Дорог нынче овёс для моделистов…

За неимением свободной и качественной базы для жёсткого монтажа каркаса модели, снимаю часть столешницы с верстака в гараже/эллинге, прикручиваю струбцинами её, столешницу, к барной стойке в студии/кухне. Пока жена не видит, собираю на столешнице — из гаража, не конкретно на барной стойке! — каркас. Закрепляю «палубу» саморезами с мухами, поперечными балочками s=6,5 мм притягиваю «киль» и шпнагоуты:







Всего шестью шурупами получилось выставить и плотно прижать к практически идеальной плоскости каркас для сборки корпуса модели методом СиС. Не надо смеяться, я ещё не произнёс ключевого слова «лопата».

Затем, с помощью острого канцелярского ножа со сменными лезвиями, карандаша, кистей и локтей обеих рук, идиоматических выражений и последовательного приближения, срезая лишнее, получил детали бортов и днища из тонкой и дорогой фанерки. Кстати, режется сия в два-три прохода, практически насквозь; главное при этом что-то подложить, чтоб не повредить столешницу. Барной стойки, в смысле…





Симметричность побортная проверена наложением правых и левых деталей друг на друга. Надежда, что корпус, хотя бы визуально, кривым не будет.

В общем, мягкая вязальная проволока Ø0,9 мм имеется; в «киле» будут выпилены местные выборки под скрепки и ленточки стеклоткани, сами ленточки из лёгкой ткани нарежутся и — вперёд, пока жена в отъезде а сын не в командировке, к сборке на мокрых угольниках и фиксации скорлупы на каркасе, пока смола не застыла, через изоляторы из полиэтиленовой плёнки.



Итак, борта и днище скручены вязальной проволокой:



— а борта развалены проволочными оттяжками к бывшему школьному треугольнику. Для удобства, временно.



Проверяем прилегание сей вихляющейся в руках «калоши» к каркасу. Вроде бы, приемлемо:





— а после окончательной подгонки и проклейки стыков деталей днища и бортов полосками стеклоткани в два слоя нахлобучиваем будущий корпус на каркас и стягиваем всё это безобразие скотчем, проволокой — борта к транцу, а в носу — саморезами с мухами задавливаем обшивку окончательно, но без фанатизма:







Пока всё. Разбираем беспорядок, снимаем столешницу с будущим корпусом со столешницы барной стойки, пылесосим окрестности и ждём полимеризации мокрых угольников.
Да, пока возюкались со смолой и тканью, фото не делали, но вы и сами знаете, как ЭТО бывает… В общем, прожили с ребёнком три часа интенсивной жизни. И даже без идиоматических оборотов речи. В четыре руки, оно приятнее!

Далее по А.И. Райкину: «Если меня прислонить к тёплой стенке, то со мной ещё очень даже можно!...»
Прислонил. К батарее, на ночь. Утром этот кокон освободил от полиэтиленовой паутины, и вот что вылупилось:







Скрутки, т.е. наружные концы скрепок, легко обломились после раскручивания и небольшого числа раскачиваний, причём практически вровень с наружной поверхностью обшивки. Желания выдернуть проволочки из-под отверждённых бывших «мокрых угольников» даже не возникло. Монолит! А бугорки от проволочек мизерные. Пустая корка как на фото, без транца, скруток и оклейки весит пока 180 граммов. В голове держим цель, не выпасть за 550 г.
Самое приятное, смола (ЭД-20 + ТЭТА) встала полностью, снятая с каркаса скорлупа практически «не сыграла», форму держит хорошо.
Не понравилось качество склейки слоёв дорогущей фанеры-«двойки»: лёгкое касание пальцем — ну просто случайно чуть задел! — в нормальном к её поверхности движении привело к сколу/отщеплению наружного слоя шпона. Видно маленький треугольничек у носового стыка борта и днища справа? Это скол, пока не отвалившийся кусок шпона:



Под звуки подведения результатов сами знаете чего накинул на скорлупку, смазанную смолой, тонкую стеклоткань:



Действительно тонкую: взвесил кусок известной площади, поделил одно на другое и удивился — 61 грамм на квадратный метр…
Виден и кусок телеэкрана с известной медийной персоной:



Вместо транца стоит пока его рамка из четырёхмиллиметровой фанеры для того, чтобы проще было упражняться с механическими и радиокомпонентами. Бич конструктора — широкий выбор вариантов компоновки и решений отдельных узлов.

Теперь очередь за насыщением корпуса силовыми элементами, переборками и лонжеронами, начиная с транца.

Начинаем насыщать.
Вклеена таранная переборка и моторама. К мотораме привинчена цанга крепления дейдвуда, в котором установлены радиально-упорные шарикоподшипники гребного вала:





Рулевая машинка, рулевая тяга и руль с кронштейном смонтированы на отдельном лонжероне. Лонжерон сей вырезан из фанеры s=4 мм, с окнами для облегчения, и оклеен с боков накладками s=2 мм. Получилась балочка/рама рулевей сборки, лёгкая и достаточно жёсткая на изгиб/кручение:





Ребёнок мой, опытный авиамоделист, рассмотрел узел привода руля и дал «добро» на окончательный монтаж его в корпус модельки. А пока он от щедрот своих отсыпал необходимой аппаратуры.

Я и не утерпел… Вклеил балочку рулевого управления в корпус, фанерку — на транец, обтянул тканью, налил немножко воды в ванну.
И вот он, первый спуск на воду! Пусть и пробный. Зато в ДР родной жены, которая, к сожалению, в отъзде (помогает снохе с микровнуком, месяц от роду).
Сложены в корпус почти все ингредиенты, навалом, но с выдержкой положения ЦТ по проекту:



Почему «почти»? Не хватает пока палубы с надстройкой, реданов и многих мелочей. Взвешивание в таком комплекте показало 961 грамм; есть ещё запас в 400...450 г.
Хорошо села лодка, практически как прототип с одним пилотом, пожалуй:







Бутылку шампанского о форштевень разобьёт супруга после полной готовности. Пока же будем работать!

Где-то уже ближе, чем на горизонте, размещение и закрепление механики, радиоаппаратуры… Покраска уже за горизонтом. Но руки делают, хотя глаза боятся.

Продолжение см. во второй части.

13 комментариев

avatar
Дядь Жень, это именно Б-1 воссоздаётся в виде модели?
avatar
Да, Волдь, только до слома борта. А выше будет объёмная надстройка — для самовосстановления в случае оверкиля.
avatar
Добавлено текста и фото про склейку будущего корпуса на каркасе. Читаем (кому интересно)…
avatar
Добавлено, теперь про снятие корки корпуса с каркаса. Читаем?
avatar
Прикольно, вот бы мне в детстве такое уметь а то гоняли по лужам куски пенопласта с моторчиком на батарейках. smile
avatar
А мы ещё и на дверях деревянных, связанных, плавали по пруду, «на шестах». Почти шесть десятков лет назад пацаны меня столкнули с такого, где-то на майские, вот и научился плавать. А то бы утонул… blush
avatar
Юра, да ведь и сейчас не поздно! Мы с другом делали резиномоторные простенькие модельки, пускали и в больших лужах, и в глубоких омутах с прозрачной водой. Особенно нравилось пускать упрощённые модельки подводных лодок, двухвинтовых, и наблюдать за их ходом, ныряя с ластами и маской. Подлодки очень просто сделать. Главное, отбалластировать, чтобы в статике лодка плавала горизонтально и по КВЛ, расположенной на два… три миллиметра ниже «наружной палубы». Тогда ставишь горизонтальные рули на небольшой отрицательный угол атаки, и лодка уходит со старта под воду, а когда завод кончается, чётко и неторпливо всплывает через десяток метров. Заводили резиномоторы с помощью ручной дрели с крючком в патроне.
Шикарно!
avatar
Ну я теперь типа взрослый и мне не до игрушек. smile Напридумывал себе проблем и делаю вид что я весь в делах и мне некогда, а на дверях мы тоже гоняли только у нас это было болото.
avatar
И ещё добавлены пара снимочков, про оклейку будущего корпуса. Смотрим?
avatar
конечно смотрим… ))))
avatar
Добавил про рулевую машинку. Смотрим.
avatar
Пробный спуск на воду добавлен. Смотрим.
avatar
Интересно что окажется крепче, бутылка или форштевень. smile А вообще завидую белой завистью.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.