Снова строю Бесёнка...
Пока ждём тепла, а в начале марта 18-го началась шикарная русская зима, со снегом по колено, морозами от -8ºС и ниже, решил построить радиоуправляемую модель моей старинной микролодки «Бесёнок». Но не один к одному, а в масштабе один к шести. Ибо проект Б-2 (http://forum.katera.ru/index.php?/topic/57953-mikromotolodka-proekta-b-2/) практически закончен, остались работы по лакировке новой приборной доски, палубы (деки) и по покраске кокпита нескользяшкой; ну, и собрать всё и отладить — ещё на пару дней…
Второе — мой ребёнок (https://www.instagram.com/p/Bd7hGd8h7L6/?taken-by=aaz38) предоставил комплект аппаратуры и запчастей, фанеру s=2,0 мм, движок на 17000 об/мин, дейдвуд с валопроводом и ГВ типа ЧПВ — строй-не-хочу. Предварительно собранная на столе аппаратура работает, всё крутится, поворачивает и меняет направление и обороты.
Итак, начнём-с.
Откуда взялся М1:6? Пересчётом масс. Б-1 в полной боевой готовности, с топливом и пилотом, имеет 260 кг, а масса комплекта РУ (радиоуправления) + мотор + валопровод с ГВ + рулевое устройство с забором воды на охлаждение мотора + аккумуляторы (АКБ) составляет 0,75...0,8 кг + кидаем на корпус 0,45...0,55 кг, итого 1,2...1,35 кг составит масса модели. Извлекаем корень кубический из чисел «260» и «1,3», получаем соответственно ~6,383 и ~1,091, делим одно на другое — вот и всё, масштабирование по массе/объёму даёт линейный масштаб «один к шести».
Далее, пересчитываем таблицу плазовых ординат по ТЧ Бесёнка с учётом выбранного масштаба, размечаем на фанере s=4,0 мм шпангоуты и «киль» по новой таблице, выпиливаем аккуратно (в меру моих старческих способностей), но без фанатизма и «надстройки» выше линии Б, и строим скелет/каркас модели:
— здесь видны ещё и как бы скуловые стрингера, предназначенные лишь для точной подгонки контуров деталей обшивки днища и бортов.
— здесь собранный карточный домик на фоне листа двухмиллиметровой фанерки 900х320 мм по 330 р/шт. Дорог нынче овёс для моделистов…
За неимением свободной и качественной базы для жёсткого монтажа каркаса модели, снимаю часть столешницы с верстака в гараже/эллинге, прикручиваю струбцинами её, столешницу, к барной стойке в студии/кухне. Пока жена не видит, собираю на столешнице — из гаража, не конкретно на барной стойке! — каркас. Закрепляю «палубу» саморезами с мухами, поперечными балочками s=6,5 мм притягиваю «киль» и шпнагоуты:
Всего шестью шурупами получилось выставить и плотно прижать к практически идеальной плоскости каркас для сборки корпуса модели методом СиС. Не надо смеяться, я ещё не произнёс ключевого слова «лопата».
Затем, с помощью острого канцелярского ножа со сменными лезвиями, карандаша, кистей и локтей обеих рук, идиоматических выражений и последовательного приближения, срезая лишнее, получил детали бортов и днища из тонкой и дорогой фанерки. Кстати, режется сия в два-три прохода, практически насквозь; главное при этом что-то подложить, чтоб не повредить столешницу. Барной стойки, в смысле…
Симметричность побортная проверена наложением правых и левых деталей друг на друга. Надежда, что корпус, хотя бы визуально, кривым не будет.
В общем, мягкая вязальная проволока Ø0,9 мм имеется; в «киле» будут выпилены местные выборки под скрепки и ленточки стеклоткани, сами ленточки из лёгкой ткани нарежутся и — вперёд, пока жена в отъезде а сын не в командировке, к сборке на мокрых угольниках и фиксации скорлупы на каркасе, пока смола не застыла, через изоляторы из полиэтиленовой плёнки.
Итак, борта и днище скручены вязальной проволокой:
— а борта развалены проволочными оттяжками к бывшему школьному треугольнику. Для удобства, временно.
Проверяем прилегание сей вихляющейся в руках «калоши» к каркасу. Вроде бы, приемлемо:
— а после окончательной подгонки и проклейки стыков деталей днища и бортов полосками стеклоткани в два слоя нахлобучиваем будущий корпус на каркас и стягиваем всё это безобразие скотчем, проволокой — борта к транцу, а в носу — саморезами с мухами задавливаем обшивку окончательно, но без фанатизма:
Пока всё. Разбираем беспорядок, снимаем столешницу с будущим корпусом со столешницы барной стойки, пылесосим окрестности и ждём полимеризации мокрых угольников.
Да, пока возюкались со смолой и тканью, фото не делали, но вы и сами знаете, как ЭТО бывает… В общем, прожили с ребёнком три часа интенсивной жизни. И даже без идиоматических оборотов речи. В четыре руки, оно приятнее!
Далее по А.И. Райкину: «Если меня прислонить к тёплой стенке, то со мной ещё очень даже можно!...»
Прислонил. К батарее, на ночь. Утром этот кокон освободил от полиэтиленовой паутины, и вот что вылупилось:
Скрутки, т.е. наружные концы скрепок, легко обломились после раскручивания и небольшого числа раскачиваний, причём практически вровень с наружной поверхностью обшивки. Желания выдернуть проволочки из-под отверждённых бывших «мокрых угольников» даже не возникло. Монолит! А бугорки от проволочек мизерные. Пустая корка как на фото, без транца, скруток и оклейки весит пока 180 граммов. В голове держим цель, не выпасть за 550 г.
Самое приятное, смола (ЭД-20 + ТЭТА) встала полностью, снятая с каркаса скорлупа практически «не сыграла», форму держит хорошо.
Не понравилось качество склейки слоёв дорогущей фанеры-«двойки»: лёгкое касание пальцем — ну просто случайно чуть задел! — в нормальном к её поверхности движении привело к сколу/отщеплению наружного слоя шпона. Видно маленький треугольничек у носового стыка борта и днища справа? Это скол, пока не отвалившийся кусок шпона:
Под звуки подведения результатов сами знаете чего накинул на скорлупку, смазанную смолой, тонкую стеклоткань:
Действительно тонкую: взвесил кусок известной площади, поделил одно на другое и удивился — 61 грамм на квадратный метр…
Виден и кусок телеэкрана с известной медийной персоной:
Вместо транца стоит пока его рамка из четырёхмиллиметровой фанеры для того, чтобы проще было упражняться с механическими и радиокомпонентами. Бич конструктора — широкий выбор вариантов компоновки и решений отдельных узлов.
Теперь очередь за насыщением корпуса силовыми элементами, переборками и лонжеронами, начиная с транца.
Начинаем насыщать.
Вклеена таранная переборка и моторама. К мотораме привинчена цанга крепления дейдвуда, в котором установлены радиально-упорные шарикоподшипники гребного вала:
Рулевая машинка, рулевая тяга и руль с кронштейном смонтированы на отдельном лонжероне. Лонжерон сей вырезан из фанеры s=4 мм, с окнами для облегчения, и оклеен с боков накладками s=2 мм. Получилась балочка/рама рулевей сборки, лёгкая и достаточно жёсткая на изгиб/кручение:
Ребёнок мой, опытный авиамоделист, рассмотрел узел привода руля и дал «добро» на окончательный монтаж его в корпус модельки. А пока он от щедрот своих отсыпал необходимой аппаратуры.
Я и не утерпел… Вклеил балочку рулевого управления в корпус, фанерку — на транец, обтянул тканью, налил немножко воды в ванну.
И вот он, первый спуск на воду! Пусть и пробный. Зато в ДР родной жены, которая, к сожалению, в отъзде (помогает снохе с микровнуком, месяц от роду).
Сложены в корпус почти все ингредиенты, навалом, но с выдержкой положения ЦТ по проекту:
Почему «почти»? Не хватает пока палубы с надстройкой, реданов и многих мелочей. Взвешивание в таком комплекте показало 961 грамм; есть ещё запас в 400...450 г.
Хорошо села лодка, практически как прототип с одним пилотом, пожалуй:
Бутылку шампанского о форштевень разобьёт супруга после полной готовности. Пока же будем работать!
Где-то уже ближе, чем на горизонте, размещение и закрепление механики, радиоаппаратуры… Покраска уже за горизонтом. Но руки делают, хотя глаза боятся.
Продолжение см. во второй части.
Второе — мой ребёнок (https://www.instagram.com/p/Bd7hGd8h7L6/?taken-by=aaz38) предоставил комплект аппаратуры и запчастей, фанеру s=2,0 мм, движок на 17000 об/мин, дейдвуд с валопроводом и ГВ типа ЧПВ — строй-не-хочу. Предварительно собранная на столе аппаратура работает, всё крутится, поворачивает и меняет направление и обороты.
Итак, начнём-с.
Откуда взялся М1:6? Пересчётом масс. Б-1 в полной боевой готовности, с топливом и пилотом, имеет 260 кг, а масса комплекта РУ (радиоуправления) + мотор + валопровод с ГВ + рулевое устройство с забором воды на охлаждение мотора + аккумуляторы (АКБ) составляет 0,75...0,8 кг + кидаем на корпус 0,45...0,55 кг, итого 1,2...1,35 кг составит масса модели. Извлекаем корень кубический из чисел «260» и «1,3», получаем соответственно ~6,383 и ~1,091, делим одно на другое — вот и всё, масштабирование по массе/объёму даёт линейный масштаб «один к шести».
Далее, пересчитываем таблицу плазовых ординат по ТЧ Бесёнка с учётом выбранного масштаба, размечаем на фанере s=4,0 мм шпангоуты и «киль» по новой таблице, выпиливаем аккуратно (в меру моих старческих способностей), но без фанатизма и «надстройки» выше линии Б, и строим скелет/каркас модели:
— здесь видны ещё и как бы скуловые стрингера, предназначенные лишь для точной подгонки контуров деталей обшивки днища и бортов.
— здесь собранный карточный домик на фоне листа двухмиллиметровой фанерки 900х320 мм по 330 р/шт. Дорог нынче овёс для моделистов…
За неимением свободной и качественной базы для жёсткого монтажа каркаса модели, снимаю часть столешницы с верстака в гараже/эллинге, прикручиваю струбцинами её, столешницу, к барной стойке в студии/кухне. Пока жена не видит, собираю на столешнице — из гаража, не конкретно на барной стойке! — каркас. Закрепляю «палубу» саморезами с мухами, поперечными балочками s=6,5 мм притягиваю «киль» и шпнагоуты:
Всего шестью шурупами получилось выставить и плотно прижать к практически идеальной плоскости каркас для сборки корпуса модели методом СиС. Не надо смеяться, я ещё не произнёс ключевого слова «лопата».
Затем, с помощью острого канцелярского ножа со сменными лезвиями, карандаша, кистей и локтей обеих рук, идиоматических выражений и последовательного приближения, срезая лишнее, получил детали бортов и днища из тонкой и дорогой фанерки. Кстати, режется сия в два-три прохода, практически насквозь; главное при этом что-то подложить, чтоб не повредить столешницу. Барной стойки, в смысле…
Симметричность побортная проверена наложением правых и левых деталей друг на друга. Надежда, что корпус, хотя бы визуально, кривым не будет.
В общем, мягкая вязальная проволока Ø0,9 мм имеется; в «киле» будут выпилены местные выборки под скрепки и ленточки стеклоткани, сами ленточки из лёгкой ткани нарежутся и — вперёд, пока жена в отъезде а сын не в командировке, к сборке на мокрых угольниках и фиксации скорлупы на каркасе, пока смола не застыла, через изоляторы из полиэтиленовой плёнки.
Итак, борта и днище скручены вязальной проволокой:
— а борта развалены проволочными оттяжками к бывшему школьному треугольнику. Для удобства, временно.
Проверяем прилегание сей вихляющейся в руках «калоши» к каркасу. Вроде бы, приемлемо:
— а после окончательной подгонки и проклейки стыков деталей днища и бортов полосками стеклоткани в два слоя нахлобучиваем будущий корпус на каркас и стягиваем всё это безобразие скотчем, проволокой — борта к транцу, а в носу — саморезами с мухами задавливаем обшивку окончательно, но без фанатизма:
Пока всё. Разбираем беспорядок, снимаем столешницу с будущим корпусом со столешницы барной стойки, пылесосим окрестности и ждём полимеризации мокрых угольников.
Да, пока возюкались со смолой и тканью, фото не делали, но вы и сами знаете, как ЭТО бывает… В общем, прожили с ребёнком три часа интенсивной жизни. И даже без идиоматических оборотов речи. В четыре руки, оно приятнее!
Далее по А.И. Райкину: «Если меня прислонить к тёплой стенке, то со мной ещё очень даже можно!...»
Прислонил. К батарее, на ночь. Утром этот кокон освободил от полиэтиленовой паутины, и вот что вылупилось:
Скрутки, т.е. наружные концы скрепок, легко обломились после раскручивания и небольшого числа раскачиваний, причём практически вровень с наружной поверхностью обшивки. Желания выдернуть проволочки из-под отверждённых бывших «мокрых угольников» даже не возникло. Монолит! А бугорки от проволочек мизерные. Пустая корка как на фото, без транца, скруток и оклейки весит пока 180 граммов. В голове держим цель, не выпасть за 550 г.
Самое приятное, смола (ЭД-20 + ТЭТА) встала полностью, снятая с каркаса скорлупа практически «не сыграла», форму держит хорошо.
Не понравилось качество склейки слоёв дорогущей фанеры-«двойки»: лёгкое касание пальцем — ну просто случайно чуть задел! — в нормальном к её поверхности движении привело к сколу/отщеплению наружного слоя шпона. Видно маленький треугольничек у носового стыка борта и днища справа? Это скол, пока не отвалившийся кусок шпона:
Под звуки подведения результатов сами знаете чего накинул на скорлупку, смазанную смолой, тонкую стеклоткань:
Действительно тонкую: взвесил кусок известной площади, поделил одно на другое и удивился — 61 грамм на квадратный метр…
Виден и кусок телеэкрана с известной медийной персоной:
Вместо транца стоит пока его рамка из четырёхмиллиметровой фанеры для того, чтобы проще было упражняться с механическими и радиокомпонентами. Бич конструктора — широкий выбор вариантов компоновки и решений отдельных узлов.
Теперь очередь за насыщением корпуса силовыми элементами, переборками и лонжеронами, начиная с транца.
Начинаем насыщать.
Вклеена таранная переборка и моторама. К мотораме привинчена цанга крепления дейдвуда, в котором установлены радиально-упорные шарикоподшипники гребного вала:
Рулевая машинка, рулевая тяга и руль с кронштейном смонтированы на отдельном лонжероне. Лонжерон сей вырезан из фанеры s=4 мм, с окнами для облегчения, и оклеен с боков накладками s=2 мм. Получилась балочка/рама рулевей сборки, лёгкая и достаточно жёсткая на изгиб/кручение:
Ребёнок мой, опытный авиамоделист, рассмотрел узел привода руля и дал «добро» на окончательный монтаж его в корпус модельки. А пока он от щедрот своих отсыпал необходимой аппаратуры.
Я и не утерпел… Вклеил балочку рулевого управления в корпус, фанерку — на транец, обтянул тканью, налил немножко воды в ванну.
И вот он, первый спуск на воду! Пусть и пробный. Зато в ДР родной жены, которая, к сожалению, в отъзде (помогает снохе с микровнуком, месяц от роду).
Сложены в корпус почти все ингредиенты, навалом, но с выдержкой положения ЦТ по проекту:
Почему «почти»? Не хватает пока палубы с надстройкой, реданов и многих мелочей. Взвешивание в таком комплекте показало 961 грамм; есть ещё запас в 400...450 г.
Хорошо села лодка, практически как прототип с одним пилотом, пожалуй:
Бутылку шампанского о форштевень разобьёт супруга после полной готовности. Пока же будем работать!
Где-то уже ближе, чем на горизонте, размещение и закрепление механики, радиоаппаратуры… Покраска уже за горизонтом. Но руки делают, хотя глаза боятся.
Продолжение см. во второй части.
13 комментариев
Шикарно!