Винты, лифты и скорость
На мотолодке, в теме про мой любимый Е-Тек, появился очень интересный любитель скорости, по имени Ян.
С помощью установки пауэрлифта, подбора винтов и прочего он добился очень большого прироста скорости, почитайте: Эвинруд E-Tec (Evinrude E-Tec) часть 25
Есть желание обсудить необходимость именно пауэрлифта, винты и расстояние от ноги мотора до транца.
211 комментариев
Иль никому не интересна данная тема?
Ты тему про лифт читал?
Не люблю этого человека, он черезчур амбициозен, так и хочется сказать «сделай рожу попроще и к тебе потянутся люди»)))
А тема про лифт, которая была ранее:
Выносной алюминевый транец с гидроподьемом — в чем его фишка?
У меня жена акустическую гитару юзает.
Проскальзование — это вторично…
Но последовательно требует денег и времени :(
Что с лифтом, скоростью, винтами?
Викинг говорит что на Ракере ходил только в полупогружном, до 40 говорит проскальзывает нещадно, потом воздух скидывает и резкий подрыв
Без лифта очень уж геморно высоту навески менять, да и высота транца конечна, выше четвёртой дыры не повесишь.
Вижу, что неееет, поленился. ;)
А винты нынче дороги, стоимость лифта и сета винтов сопоставима со стоимостью мотора бОльшей мощности.
Винт Ракер уже есть, Баллистик, если что, можно тоже за 20ку найти, ну, чуть больше, хрен с ним.
Это всяко дешевле замены мотора, да и сама мысль заставить комплект ехать быстрее греет душу :)
К тому ж, лифт мне для нового проекта нужен по-любому, сам понимаешь ;)
Единственный вариант, когда оправдан лифт, как приятный бонус к настроенному сетапу с бОльшей энерговооруженностью.
А если ты решил остановится на двух винтах, то это очень мало.
Но пробуй и меня не слушай, я буду молча посмотреть. )))
Гидравлика, конечно, весят, она позволяет нормально стартовать.
Буду думать, но от лифта не откажусь ;)
Мой рекорд 3 раза за день пришлось перевешивать мотор.
Это хорошо, что ты знаешь такие винты как Raker и Ballistic, но сет винтов намного шире… Уйдет не один сезон, если попробовать множество винтов (не один и не два) на множестве навесок (конечно с лифтом, на меня не надо ровняться), центровок и откидок мотора… )))
Первые мои три сезона, основная наработка двигателя это работа с навесками и центровками. )))
Опять же — почему «не один сезон»? Работы по настройке совсем не длительны, 10мин. на воде — четверть часа на изменение высоты с «ручным» лифтом… вновь 10мин. на воде… за день найдёшь оптимум, тем более, что углы откидки можно оперативно корректировать… После некоторой практики настройки подобрать — вообще дело пары часов, если неспешно всё делать.
А с винтами — толку перебирать всё, что есть на рынке нет никакого :( Нужно искать закономерности, т.е. пересчитывать хотя бы первых приближениях, и только потом пробовать близкие к полученным данным варианты винтов. Тогда исключаем заведомо неподходящие.
Ну и анализировать. Например, я тут посмотрел на 18" винт Шурика и задумался… там профиль лопастей очень подозрительный, с тонкими выходящими кромками, а не клиновидный.
И т.д. и т.п…
Мудрите вы.
Вовка начал с 19, а закончил 24?
А с лифтом это будут винты 27+ или 30ки с бОльшим % slip?
Т.е., как не трудно догадаться, я не считал ЧПВ ;)
Да, ещё очень полезно было взвесить лодку в полной боевой — это сильно поможет оценить потенциал и стать дополнительным источником уточнений/проверок данных! Не посчитать грузы и массы, а банально загнать на весы или лодку со всем=всем-всем, или загнать прицеп без лодки, потом с лодкой…
Диаметр! Без диаметра шаг не имеет смысла.
Нужно хотя бы прикинуть реальную отдачу мотора и уже ориентируясь на неё подбирать варианты… а гадание — это не верный способ :(
На ЧПВ уже имеет значение и профиль, и углы откидки лопастей от ступицы («рейк»), и заглубление диска винта добавляется ко всем прочим переменным… т.е. расчёты становятся без постоянного уточнения данных немного зыбкими — много вариантов (для гладкой воды, для волны, для разных нагрузок и заглублений… в общем, уже приближение к гоночной кухне).
Но… основные параметры хотя бы прикинуть стоит.
Кстати, может быть ты встречал данные по винтам для E-Tec класса V-50 — вполне можно на них ориентироваться, то ли норвеги, то ли кто ещё из скандинавов, гонялись на «эвике» в этом классе, там скорости за 80км/ч… вполне можно взять их параметры винтов за ориентир.
На счет того, что наобум, обижаешь, я не занимаюсь подбиранием винтов. Но начальный пропчарт всегда шире… Я напомню, вовка от моего 24го отказался, диаметр 13 7/8…
Рон Хилл называет его нитро почему-то...
Такой редуктор в SST-60
Вот Вовкин вариант (Racing Science RC 4,5)
Но там кат… и люди уже поработали с винтами, не баллистиками…
В старших классах эвики 115 в 3B классе, сейчас их подвинул Мерк 4такта 2.1литра 115ProXS
Это список моторов для класса…
Полез искать — ничего нет :( Может быть, и ошибся.
Это редуктор серии Nitro, были такие с 70-х годов, там азотированные шестерни (отсюда и Nitro), и как понимаю, другие передаточные числа и меньший мидель.
Дедушки в олдскул или покерран на больших и быстрых лодках…
Мне этот винт больше понравился, чем мой с клиновидными лопастями. И это более дешевый (чуть дороже соласа) вариант на попробовать и работать с ним…
Я курсе истории ;) Дело не в том, что винт хорош или плох, а в том, что выбора реального не было — я с этим полностью согласен.
А сам винт — другая история. Он себя ещё не проявил полностью, потенциал некоторый остался.
Почему он должен стать таким? Ну, не выпрыгивать лодка будет, но это вполне нормально…
Раз повесил и ходи, так как водоизмещение (нагрузка) величина не постоянная.
А если для гонок, проигрыш старта из-за приема, возможный проигрыш в итоге… Нужно тогда иметь бОльший выигрыш по максималке, учитывая скорости лодок соперников в литровом (любительском, СНП) классе без лифта ~75км.ч.+.
Или выставляться по середине, без потерь на поворотах и случайных ошибках пилотирования…
Считаю, что работа лифтом в течении заезда нужна, пусть и в узком диапазоне.
Опять же — почему?
Ну вот — сам и ответил: для разных скоростей и нагрузок можно лифтом подстроить заглубление. Очень удобно.
Всё никак не пойму, причём лифт к стартовым характеристикам?!
Тем более, что стартовать ВСЁ РАВНО нужно уметь — и собственно разгон приходится начинать с таким расчётом, что бы под сигнал пересекать линию старта уже на скоростях повыше… Тут же не с места стартуют ;)
Более того, я вообще считаю, что нужен троттлмен для оперативного управления углами откидки, высотой установки и оборотами. А штурман — не нужен.
И навигатор… Я общался со спотсменом, он был в составе команды Seagull
Больше 80миль ехать нельзя!
Команда не пристегнута, где-то на тренировке на Мальте вылетали из кокпита, резво так. Видео сейчас вряд ли найду, но по выглядит забавно со стороны…
Лифт имеет место быть в отдельных случаях, но никак не механический.
В своё время других толком и не было ;) У меня вообще гоночный кронштейн подмоторный в юности был — можно поднять мотор, можно наклонить… и вполне себе пользовался: в одного — повыше, на волне или втроём — пониже, т.к. винты разные использовались для разных случаев.
Я к тому, что лучше иметь возможность регулировки заглубления винта, чем её не иметь. А уж какими средствами это реализуется — дело второе.
У того же Вовки можно поставить более-менее «обычный» винт для покатушек с лыжами и резкими стартами, опустив мотор пониже, а можно поднять и показать хорошие максимальные скорости с ЧПВ… плюс ко всему — результаты можно показывать в различных волновых условиях, например.
Это верно даже при скудном выборе винтов.
У меня жене скучно просто так сидеть рядом ;) Пусть себе делом занимается, спокойствию в семье способствует, да и веселее ;)
Вовка только винты распробовал, может и до лифта с переделкой редуктора доберется. Тут слух прошел, что лодка диана должна под 60кой 80+ разменять. Несладко Вовке придется, если это вдруг произойдет.
Какие мысли?
Даю подсказку лодка Tuff16
P.S. Меня откровенно смущают такие мощности на подобных лодочках.
Обычный сетап 16Таффа, это 60сил.
Кстати много комплектов сбалансированных без лифта.
Сел, тапку в пол и помчал.
Сам много раз попадал, рябь, ветер, сдувает с курса, чуть в яхту не приехал...
Вовка сдулся, не пишет ничего…
Я кстати не верю в сказки, когда лодка ехала 50, поставил лифт и поехала 80+… Хотя и я так могу свою историю рассказать, было 53, стало 74.
Это перебор некоторый. Я бы предложил для 60л.с. лодку подлиннее… ну и т.д… Я всегда за достижение максимума минимумом средств.
Это ТОЛЬКО для одного варианта — или с «обычными» винтами, или с ЧПВ, и для одного типа задач. Т.е. не наш случай, у нас лодки всё больше многоцелевые, в чём и интерес.
Если винты менялись — кое-как ещё… тут такое дело, что GPS в РФ работает вне зон повышенной точности (это 6м точность), а датчики GPS в телефонах и большинстве навигаторов вообще 5м точность… и работают медленно, от 1 до 10 замеров в секунду… это я к тому, что замеры идут с неадекватной точностью. И тут же: есть мнение, что вертикальные колебания лодки, будь то волна или неустойчивости, учитываются при работе таких приёмников, добавляя в показания скорости сколько-то там.
Потому цифры тут отдельно, а прибавка скорости — сама по себе. Но то, что можно неплохо добавить за счёт точной регулировки погружения винта — однозначно. Вопрос — сколько именно ;)
Более того, я сам использовал на маленькой лодочке.
4 (четыре) уголка или П-профиля и пластина-подмоторная доска — что именно из этого сложно?
Тоже где-то верно.
Но тут же: топливо не дешевеет, а на горизонте уже вообще тотальный запрет ДВС, а электрический привод всем хорош, да вот стоимость и ёмкость АКБ не радуют, оттого приходится задумываться над устранением ВСЕХ источников паразитного сопротивления. И тут эффективные винты весьма актуальны.
Например, Torqeedo заявлял «высокий пропульсивный КПД» винтов своих ПЛМ — потом выяснилось, что «высокий» это аж 0,5, т.е. даже чуть ниже, чем у «Нептун-23» :( Это же бида-печаль, плинтус чуть выше.
Потому имеют смысл ЛЮБЫЕ средства для повышения скорости БЕЗ увеличения утилизируемой мощности.
И ещё немного в пользу выжимания скоростей: уже считали путевой расход для лодки Шурика — 18л/100км как бы неплохо, особенно для 2Т мотора и не-оптимального винта. А ведь можно улучшить ;) Скажем, винт оптимальный — ЧПВ нужного диаметра и шага, вот и лифт пригодится, лодку облегчить за счёт 3 и 2мм фанеры… а дальше — реданированный корпус, особо гладкие покрытия и т.д. и т.п…
В общем, я выступаю за совершенствование, а не решение всего и всяк мощностью.
Как говорят юристы де юре и де факто...
)))
Но хорошо, когда идеал вообще есть ;)
О чем я много раз говорил, что заглубление величина непостоянная…
Это он еще по чистогану наваливает. Сетап конечно чисто спорт, ну а вдруг!..
Ну да ладно, обещал ведь молчать…
Пока простой, механический.
Спасибо Александру Карпову (на форумах «Викинг»), он любезно предоставил мне лифт американского производства Detwiler (хотел тут фото вставить, но крупное не лезет а сжимать в телефоне я не умею, чуть позже с компа вставлю).
Если помните, то в прошлом году, впрочем как и в этом мой Марлин не хотел бежать больше 70км/ч, виной тому думаю довольно пошарпанное днище, надо бы перекрасить, собирался по весне да не выпало такой возможности, работа украла свободное время а небольшая авария свободные деньги
Да ладно, не будем о грустном, вернёмся к лифту.
Значит было (с винтом Raker 13.5х24") 70км/ч и 5400об/мин, с лифтом и соответственно с поднятием мотора вышло устойчиво 73км/ч и 5600об/мин.
Изменился старт, он отличается от обычного и происходит приблизительно следующим образом: газую, лодка трогается но разгоняется вяло, мотор крутит больше 5000об/мин, винт крутится как бы в пузыре, потом, при достижении определённой скорости (где-то 35-40км/ч) винт «подхватывает» и начинается активный разгон до 65км/ч и постепенно стрелка достигает 73км/ч.
Наверное есть возможность добавить ещё парочку километров чтоб добраться до заветной цифры 75.
На днях поэкспериментирую с аккумулятором (подвигаю туда-сюда) и выложу из лодки абсолютно всё, включая коврики и тент.
Да, хочется добавить что в этом режиме лодка идёт гораздо стабильнее в продольном направлении «дельфин» почти отсутствует.
По прежнему считаю, транец был изначально коротковат.
Я тебе уже говорил по телефону, мне казалось ты давно преодолел отметку 75км.ч. и без лифта. В любом случае желаю тебе удачных экспериментов.
Хм-м… Вов, а вот это говорит о том, что у тебя часть упора винта расходуется на увеличение ходового дифферента… т.е. ЦТ в тебя дальше в нос, чем это необходимо, и несколько выше оптимального.
Смотри: ты поднял ПЛМ, ось реакции упора гребного винта сместилась выше, плечо между осью реакции и ЦТ уменьшилось…
Подкинь ему мысль насчёт регулировки выноса ПЛМ за корму, иногда даже +- 25мм могут немного помочь, не радикально, конечно, но.
Все получится.
На полном ходу, посреди Иваньковского водохранилища, в 15км от 1го шлюза, развалился верхний подшипник, тот что на вертикальном валу, он игольчатый и рассыпался, разрушая к ебенеме шестерёнки и прочее. Целыми остались только сальники.
Масло было свежее, в уровне.
Когда открывал сливную пробку редуктора, сумасшедшим давлением бОльшую часть масла выплеснуло на меня, из 600 грамм выплеснуло как минимум 400. Причина такого сумасшедшего давления не ясна, масло было сгоревшее ещё тёплое, воняло безбожно, хотя с момента остановки мотора прошло больше трёх часов.
На вскидку никаких гипотез не выскажу.
Сделай снимки деталей, а?
А так… я бы поискал следы песчинки, например, которая начала цепную реакцию… следы перегрева на остатках шестерён есть? А на кусках иголок?
Вибрации… малореально.
И давление это… пока ничего, кроме версии Шурика, не пришло на ум :( Но сгоревшее — это высокие t, и не кратковременно… т.е. перегрев мог послужить спусковым крючком, и привести к крашу, но вопрос «что же вызвало перегрев?!» тогда особо острый. Нет версии у меня, что было сначала — перегрев, или мехнический дефект.
И как оно происходило: ты шёл… на крейсере же? В общем, шёл и хрясть! — заклинило редуктор? Или мотор взвыл? Не было изменений звука, как бы похожих на рост нагрузки?
P.S. Ещё раз сочувствую.
Я не разбирал редуктор, пришли очень поздно, надо было уже домой ехать, разобрал мой приятель, местный Кимрский моторист Дмитрий.
Похоже, что предварительный диагноз у тебя был верным, это напоминает разрушение подшипника. Но не обязательно так.
А вот в чём первопричина поломки — сложнее.
При заправке маслом в этом сезоне песчинка или что-то подобное не могло попасть? Воды не было? Опять же, трещины? Как бы стоит подумать.
Что делать собираешься? В РФ искать потроха, искать на и-бей редуктор в сборе, а США искать? Как то несколько лет назад Макс Ярошевич заказывал в США потроха редуктора для «мерка», со всеми расходами выходило ощутимо дешевле, чем через местных.
Влад, да! 15.5х20" Raker и 13 7/8х19 Viper уже есть в моей коллекции пропеллеров
Обратись напрямую к производителям, у вас всё ещё можно получить из-за границы. Но ищи классом выше, и на чуть более высокие нагрузки.
Миш, как классом выше? Стоит там torrington bh 1616 и вариантов то больше нет.
Те же размеры, но на более высокие нагрузки, с более высоким классом точности и т.п… Рост цены — геометрический, конечно, но на мой взгляд смысл есть.
Я не искал расшифровку параметров и аналоги :(
Или перейти на другой ПЛМ ;) Ты проигрываешь очень много из-за снижения упора винтов на высоких скоростях, всё же, передаточное отношение слишком велико. Ну и сами винты не оптимальны. В общем, основные резервы — в оптимизации пропульсивного комплекса.
Миш, я как раз перехожу)))
У меня теперь точно также как на их Ямаха60 будет 2,33
Jeeet писал:
Вторая группа резервов — снижение массы и оптимизация центровки, смещение ЦТ в корму и концентрация масс вблизи ЦТ.
Миш, это самый сложный момент, требующий коренных переделок, да и резерв тут не больше 10-15кг.
С центровкой пробовал, откручивать кресло, ездил туда-сюда, скорость практически не менялась.
Jeeet писал:
Третья — доводка поверхностей днища, качества кромок и проверка геометрии днища.
Тут согласен на 200%
Но, в этом году не было возможности.
Jeeet писал:
Собственно, в классе V-50 лидеры едут за 90км/ч, с близкой к вашим массой в боевом состоянии, обходятся без плит, они там не нужны.
Плиты нужны для улучшения стартовых характеристик при запредельно кормовых центровках и предельно малой ширине по скуле, так же они нужны для принудительного уменьшения дифферента при прохождении волны (прижать нос для уменьшения перегрузок — и угол атаки снижается и корпус встречает волну более острыми носовыми образованиями) и при заходе в циркуляцию.
Прижимать нос для повышения стабильности на высоких скоростях я нахожу ошибочной стратегией. Проблему нужно решать на другом уровне."
Миш, я, как починюсь и встречусь с Викингами, сниму видео хода 420 Викинга, он «идёт на пятке», никакого прижима носа, тр.плиты работают как элевоны, причём отклонены они на разные углы и касаются воды малой своей частью.
Пробуй постепенно!
Точно не знаю а подсказать никто не хочет.
Нагрузил лодку капитально, чтобы было понимание одной бухашки 12х0,5 водки, 5х0,5 коньяка, 6литров рома и под всё это закуски с запасом, одних салатов два тазика
+ большая и две мелких палатки, стулья, стол, дополнительно 40литров горючки и т.д.
И вот со всем этим попробуем
взлететьвыйти на режим глиссированияПробовать буду на Вайпере 13,75х19", ну а коль не поедет придётся «родной»17" ставить, на нём слона на глисс вывести можно
Приятно попраздновать!
Семь футов под килем!
И, само собой, здоровья, реализации мечт, и вообще!
Отлично погуляли, проводили лето.
Выпили всё, да не всё доели :D
Прогулял лодочку, примерил старые винты.
Всё-таки Raker это бомба, пусть недокрут, пусть 5000-5100, но скорость 70-72, на 4200 получается 50-51км/ч, очень комфортно.
Raker 13,5x20" оказался «универсальным», максимум, что на нём видел 70-71км/ч при 5600об/мин
А ПауэрТэч 21«говно, как на старой редукции так и на новой 68км/ч, алюминиевый Солас такие же результаты давал.
Наверное, если вернуть внутреннюю пару реданы до транца пару км/ч прибавится, но раскачка… В спорте это неизбежно, после 75 и Викинг510 начинает раскачивать, надо удерживать его, парируя раскачку рулём, но в руле у меня люфт, да и, признаться честно, неохота мне этим заниматься, хочется просто ехать и ловить кайф, а катамаран всё-таки интереснее на этих скоростях
Стартовые характеристики ухудшатся, но это вполне приемлемая плата как на мой вкус.
Насчёт раскачки: у Шурика лодочка едет на FrD=6,2 без неустойчивостей (в стабильных условиях, при прохождении одиночных волн — это вполне понятно), потому я бы скорее предположил некую асимметрию, по развесовке, в корпусе… где-то что-то есть такое. В общем, у твоего корпуса тоже может быть потенциал в этом отношении, обычно вначале теряется продольная устойчивость (т.е. начинается дельфинирование), раскачка у тебя была скорее «диагональная», чем поперечная в чистом, так сказать, виде — снова предположу, что так может реагировать лодка на смещение масс от ДП и в нос, скажем, на массу рулевого.
Такие вот мысли.
P.S. Поздравляю!
Да и смысл? У Викингов-420 я могу выиграть только при приличном волнении, на «глади», без серьёзного апгрейта корпуса с наращиванием внутренних продольных реданов, с появляющейся при этом поперечной раскачкой, мне тягаться бесполезно.
Я катался на В-420 и скажу тебе что после 65км/ч это экстрим, гидроциклы «молча курят», это постоянная работа рулём чтоб удержать лодку в вертикальном положении.
Марлин же, в нынешнем варианте, стабилен до максимальных скоростей, управляя им я получаю удовольствие
По поводу раскачки, дельфинирование у меня присутствует на скоростях от 55 до 65км/ч, и до этой скорости и после дельфин отсутствует, что очень меня радует
На максимальных скоростях поперечная раскачка возникает только от неудачного воздействия волн, но легко устраняется рулём и газом.
Да, отличная у нас лодочка получилась, кататься на ней одно удовольствие
Но пока это только слухи.
Есть где почитать, посмотреть фото, видео?
Как я уже ранее писал, при мне Алексей разогнал свой В-420 с Yamaha 60 FETOL до 84км/ч, винт Баллистик 22", по диаметру он порядка 13,25-13,5, Александр Фёдорович (Викинг-560) его обтачивал по диаметру из 13,75
А почитать, ты и сам знаешь forum.savaviking.ru/viewtopic.php?f=5&t=231
Не успеваю за всеми. Я только недавно посмотрел энерговооруженность у ЯН, на которого ты ссылаешься, менее 7кг… что уж не ехать. Тогда 83км.ч. это слабо для такой вооруженности.
С Викингами не все так однозначно, ибо большая лодка В700 под 300кой едет откровенно слабее своих одноклассников, даже не топовых, например Bernico.
510 Викинг Максимовича едет под стольник, это неплохо.
5метров корпус и мотор 140сил, это нормально?
Опять же влом считать вооруженность.
Я считаю лодки с моторами с более скоростной редукцией поедут быстрее. Пока не готов это доказать на своем примере. Но как дострою большую лодку можем вернуться к этому разговору.
Ох, не верю ;)
У меня два предположения:
1.или моторы у них форсированы, т.е. по старой советской привычке грубо нарушают правила;
2.или что-то они не то делают вообще.
Анализ винтов для серьёзных проектов (рекордные лодки, «большие» катера и т.п.) показывает, что физика — она всегда физика, и весть винт выходит на утилизация момента на более низких оборотах, то никак быстрее не поедешь, чем на оптимальном.
Отсюда и решение задачи.
Вов, ты хотя бы лодку ВЗВЕСЬ, блин! И я тебе ТОЧНО скажу, что ты можешь, а что — нет ;)
У тебя эффективность корпуса можно оценить как очень высокую, не думаю, что лодка с «кривыми» обводами может быть лучше. Нет для этого никаких оснований.
Единственное что нужно сделать кроме снижения массы и улучшения центровки (и равномерности масс) — улучшить качество поверхности днища и ровность кромок реданов.
Остальное — это работа с настройками и винтами.
Мне вообще эти винты даже после внешнего осмотра не нравятся :( Вообще не нравятся.
Тебе нужен типовой ЧПВ, с клиновидным профилем, «клевер».
Насчёт замеров: если у тебя мотор не раскручивается до оборотов максимальной мощности — это косяк в подборе винта. Очень просто всё.
Обороты максимальной мощности обозначены довольно чётко: 5750об/мин. Задача: уточнить.
Делается мулинетка, это недорого и несложно. Калибруется тахометр, ещё лучше — взять на прокат оптический тахометр, уже калиброванный.
Делается график, обороты максимальной мощности будут очевидны, на них и придётся ориентироваться.
После этого можно пересчитать реально измеренную максимальную мощность, это тоже не так уж и сложно.
И можно считать винты.
Иначе — деньги на откровенно неподходящие винты, «подобрать» вслепую НЕВОЗМОЖНО ;) Не верь тем, кто утверждает противоположное, в сети хватает интеллектуально неполноценных, у которых начинаются «гидродинамические шаги» и т.п. бред.
Т.е. тебе нужно:
1.измерить массу корпуса с ПЛМ и тем оборудованием, с которым ты выходишь в скоростные пробеги или гонки;
2.найти обороты максимальной мощности;
3.желательно измерить максимальную мощность;
4.выбрать винт с необходимыми основными геометрическими параметрами для полученных данных;
5.после этого заняться вторичными характеристиками. вроде отброса лопастей (рейк), формы лопастей, длиной ступицы (расстояние лопастей от подводной части ПЛМ) и т.п…
Насчёт форсировки, да, есть и такие товарищи, но не в этом классе, раньше Олег (VN-800) этим баловался, сейчас в «до1000куб.см.) таких нет.
Кривизна обводов тут не при чём, на этой скорости 420ый идёт „на одной пяточке от лыжи“ + чуть касаются транцевые плиты.
Объяснить трудно, надо видеть. Но, чтоб так настроить комплект надо быть настоящим фанатиком, Лёха за один день раз десять менял наклон каждой плиты (200х200мм) и столько же раз высоту навески мотора, а сколько было таких дней.
Настоятельно попрошу Фёдоровича или кого-то из ребят снять Лёху на максималке.
60л.с. не раскручивают такие винты. Физика.
Причём ;) Ненормально пытаться ходить в состоянии неустойчивого равновесия, корпус должен обладать свойством демпфировать собственные колебания от внешних воздействий, «самозатухать» должны раскачка, дельфинирование и т.п…
Тут же: часть затрат мощности, вернее — упора винта, в таком случае тратится на поддержание нужного угла дифферента, т.к. центр гидродинамического давления уходит в корму от ЦТ, и, следовательно, единственно возможный вариант связан с потерями на стабилизацию (сравни со «стабилизационным сопротивлением» самолётов с хвостовым оперением, у «утки», например, такого нет).
Так же присутствуют паразитные составляющие сопротивления из-за замывания и вторичного замывания участков днища у бортов (у тебя — тоже присутствуют после подрезки реданов и шайб, справедливости ради).
Вов, такого рода настройки — дело пары часов :(, если все компоненты исправны и есть в наличии винты.
Собственно, у тебя проблема в том, что не хочешь разобраться в физике процессов — она очень проста, к слову. Отсюда и эти аппеляции.
Ещё раз: ты хотя бы лодку взвесь. Это уже даст хоть какую то пищу для прикидок. Борьба за скорость — это физика, вернее, прикладная её часть. Всё до банальности просто.
Это коллектив и наработанный опыт, который можно использовать.
Вообще рекордный Викинг это Андрей Басов, рекорд 96,4 под «50» Ямахой HETOL пока не побит.
И редуктор там был 1.85, обороты и винт мне неизвестны.
…
Кем зарегистрирован рекорд? Какого рода рекорд? Национальный, в смысле?
Кстати, в классе GT60 рекорд UIM (т.е. в соответствии с правилами, средняя скорость двух заездов в противоположных направлениях, и т.п., включая техосмотр и хронометраж строгий) — 111км/ч, мотор Mercury, 2010 год.
В классе T850 рекорд 106км/ч, в S850 — 164км/ч, для рыбчегов, класс P850RH рекорд 102км/ч, ещё с начала 90-х держится.
В оффшорном классе 3A (это до 1л, однокорпусные) рекорд 124км/ч, что при массе корпуса 350...365кг и экипаже из двух человек может являться некоторым ориентиром ;) Да, в классе 3A EPA максимальная мощность ограничена 60л.с. и мин.масса 365кг.
Ну, это всё — ориентир для понимания важности серьёзного подхода к делу.
Кстати гоночный Эвинруд SST60 c правильным редуктором 1.87.
Литровые офшорники V-60.
3А класс, это 115сил.
=======================================
Сообщение alexei-v » 14 май 2018, 16:23
На глисс тремя пассажирами (2 взрослых и ребенок 50 кг) выходит на скорости 22 -25 км.
=======================================
Как такое возможно?
Научите глиссировать на скоростях от 5км.ч.!!!
))))
Ну, это обыденно: стало похоже на глиссирование — значит глиссирование ;) Кто будет поправлять?!
Вот подумываю, может мне тоже спидометр KUS купить, покажет км. 80-85, а вдруг больше.
Кстати, да! Меня несколько удивляет такое отношение к информации, я бы скорее поблагодарил за исправление моей ошибки, чем воспринял как-то иначе.
Это как в анекдоте: мужик у сексопатолога, «на что жалуетесь?» — да вот друг рассказывает, что за вечер 7 раз жену, а у меня больше 2-х не получается, как быть?, на что врач отвечает «и вы рассказывайте!» ;)
Угадал я с высотой навески, в точку попал
Винт Raker 13,5x24", обороты 5400.
Ежели всё-таки смогу за межсезонье перекрасить и отполировать днище то винтик ещё подраскрутится и поеду чуть быстрее да и форсунки надо снять/почистить
Сегодня, перед тем как вытаскиваться, глянул в навигатор а там почти 650км за сезон + 80км которые я проходил без него.
На слёте Викинговодов не было ни одного 420го, всё или приболели или детей к школе готовили, зато было три 510ых с 140 и 90 силами, под 140ками разгоняются до 100км/ч, есть скриншот экрана.
Попозже выложу ссылки на видео.
Скольжение — 12...14%, получается похоже на реальность ;)
А точно с высотою угадал? ;) Может быть, попробовать ещё приподнять?
Прирост оборотов — отдельно.
Зависимость от заглубления подводной части ПЛМ может быть не-линейной, т.е. при некотором уменьшении заглубления сопротивление может несколько подрасти, но при дальнейшем подъёме ПЛМ сопротивление будет снижаться.
Тут нужно пробовать в более широком диапазоне.
И ещё, просто напомню: при чем выше ПЛМ — тем больше его нужно или относить за транец, или же тем сильнее отжимать для сохранения того же дифферентирующего момента от вектора упора винта к ЦТ. Ну, или сдвигать ЦТ. Можно и нужно комбинировать все средства. Все как бы об этом знают, я на всякий случай.
Надо брать рубеж 80км.ч. У вас там целый клуб с нужными винтами класса «D».
Более широкий пропчарт. И в этом тоже ваша сила брат!
Помнишь, было 64, я о 70 мечтал, а сейчас 75 не предел
Обещанное видео про Викинг 420 от Лёхи:
youtu.be/IjhvCluT4fo
youtu.be/JGQRxPqRxLQ
84км/ч под 60силами впечатляющий результат.
Почитать о том как Лёха до этого дошёл: forum.savaviking.ru/viewtopic.php?f=5&t=231&start=190
Ага, я о том же думал ;) Интересно, что в основном дело — в винтах и передаточном отношении, что даёт некоторые поводы для оптимизма.
Жуть! Лодка вообще не устойчива :(
Кстати, для твоего корпуса можно так же пробовать, только угол атаки нужно принимать больший, т.к. килеватость у тебя больше.
Но я как бы не сторонник такого подхода к покатушечным лодкам, в смысле — не для рекордного пробега по мерной дистанции, риск ничем не оправдан. Выгоднее изначально затачивать корпус на подобные скорости — или реданированный, или катамаран, в обоих случаях с аэродинамической стабилизацией.
Но если отвлечься от неустойчивостей, то интересно, сколько веса выходило в лодке (+ПЛМ+рулевой), и, всё же, измерить мощность ;) Результат очень даже, особенно для такого корпуса.
Думаю, что достаточно мулинетки со стержнями, в старорежимных КиЯ была статья об этом способе.
P.S. Рулевому пора на катамаран пересаживаться.
Я немного читал тему, то что это уже не серийный корпус это факт.
Облегчение, установка водозабора на мотор (на некоторых Викингах), автоматически переносит их в спорт.
А там другие лодки и скорости...
Но результат неплохой, повторюсь.
Жаль нет подтверждения скорости и показания тахометра.
Посмотри винты ронхилл, бюджетно.
Твой вариант не доставляется в РФ, значит будет еще гемморойнее…
Там достойные соперники в виде рибов под 60ками кстати, но со скоростными редукциями. Ну ты понял… Тем более ехать никуда не надо, все под боком!
Жду ответа. )))
А в этом Илюша Белковский на «Ледовую гонку» в Питер собирается на своём В-510
И ещё: может быть, сделать матрицу для катика какого-нибудь? ;) Кто захочет, сможет накатать себе корпус, из стекла, из угля… раз уж на одинаковых лодках ходят, тут хоть корпус будет более современный.
Да и свой я ой как хочу!
А насчёт матрицы спортивно-покатушечного ката — вариант реалистичный в ваших краях. Впрочем, именно спортивно-покатушечный катик из фанеры будет легче, хотя и более трудоёмким… может быть, кто всё же захочет пересесть на такой? ;)
Пусть еще сопли пожуют лет 7-8, а лучше 10… )))
Хотелось компромиссов, но это неправильно. Какая-нибудь блоха тебя объедет, ибо более специальная, чем универсальная.
Буду строить кат чисто под шмонные гонки, но чуть попозже. )))
Приехал и выступил, неводы тут не причем.
Тем более комплекты настроены большой командой или даже более чем…
Про Ледовую понятно, будем посмотреть. )))
Часть лодок была с стандартным забором воды.
И детишкам полезно. Твоя в гонку хотела?
Ну и построй! Вот такое, только без «роскоши», закупи 2мм фанеру, лёгкую фанеру 4мм… и 5...6л.с. ПЛМ, будет игрушка. Безопасно.
Будет знать, как прикалываться!
Без обстройки кокпита и т.п. излишеств.
Сейчас не вспомню фамилию спортсмена из Прибалтики.
Но его подросток обкатывал формульную лодку, без всяких проблем.
Заводи знакомства среди спортсменов, общайся.
Это полезно…
Про масло на касторке, запах стоит от топлива и то неохотно говорят, за винты хотел пообщаться, так тоже не особо говорят.
Они там в своем мире. Вроде и соперники, а на самом деле друзья и помогают во всем в плоть до завести мотор сопернику.
Мой набор просто ледокольный по сравнению с этими лодками.
Как ни странно, но там должен быть балласт — Правила не дают особого простора для облегчения, если их, натурально, соблюдают. Вон, на снимке виден кусок «рифлёнки» — нерационально, если на вскидку?
А так… 2мм фанера в спортивных лодочках до сих пор применяется как основной материал, хотя бутерброды распространены шире, наверное, в мире.
Но интересно, что иногда приходилось видеть как усиливали корпуса установкой продольных элементов, т.к. обшивка днища деформировалась и рост скоростей оказывался ограничен «зарыванием носа», ставили стрингера-лонжероны — и шла прибавка скорости очень заметная. Это давно было, но судя по корпусам, особого прогресса не видно в матчасти :(
Есть совершенно безграмотные!
К сожалению… (((
Как не строй, бывают форс-мажоры, типа этого.
Первый выход лодки и краш… Абыдно, да!
нашим баранаммоему комплекту, предложили мне тут винтик прикупить13,25х23 «Ренегат» Эвинрудовский, очень похож на «Роже» о котором писал Ян в начале этого топика. Просто «Роже» идёт до 19" а «Ренегат» аж до 25"
Что думаете, стоит оно того?
Тебе 4лоп. зачем?
На тест винт дают?
Одна и та же скорость может достигаться на меньших оборотах и за меньший промежуток времени и наоборот. Еще много много всяких промежуточных факторов, лодка, навеска мотора и т.д.
Для бОльшего мотора? Так у меня все винты от «старших братьев», хотя при редукции 2.0 даже 130ке непросто раскрутить такой винт.
Другое дело что его потом хрен продашь ежели не подойдёт
Холодный воздух, холодная вода, хорошо бежит аппарат, даже неразгруженный и с полным баком стабильно 75км/ч.
Но до 70км/ч присутствует дельфин
Зато, как переваливаешь 70 идёт как по рельсам, красиво идёт.
Надо бы моторчик чуть подзадрать, низковато весит, но холодно блин, на следующий год продолжу эксперименты
И всё-таки под ывает меня тот пропеллер купить.
Не покупай: эксперименты — в следующем году только. Вот проведёшь их — и будет понятнее, какой винт нужен и куда двигаться дальше.
Я бы вообще смотрел на гоночные винты с клиновидными профилями лопастей уже, скажем так, это «чистый продукт», а прочее — компромиссы (которые, как известно, разрушают мечту).
RonHill в его размере это множество хороших винтов, при том, что OMC у него в любимчиках.
Вера творит чудеса, но в инженерии рулит расчёт и физика, а чудес не бывает ;)
Давно исчёрпан, даже — сразу. Я ещё после первой пробы агитировал, потенциал корпуса+ПЛМ выше, чем это позволяют явно неподходящие винты, скорость ограничивалась и ограничивается именно винтами.
Может быть, может быть… А принципе, уже те скорости, на которых начинают работать спортивные винты, заодно и передаточное в редукторе изменилось в нужную сторону, что в руку.
P.S. Да, передаточное может быть не только 1:2,33, было ещё когда то давно 1:2,417, и, кстати, 1:2,667 — из тех же времён, это ещё от OMC в наследство досталось для серии 50...60л.с. моторов. Это я вспомнил, а то в голове крутилось, покоя не давало ;)
С РХ тоже не все так просто, попадаешь на 2-3 винта в любом случае. )))
Ну и обеспечить оптимальное заглубление диска… но это понятно.
А если диаметр винтов слишком велик, то их не раскрутить. Шаг — константа, т.к. на конкретные скорости рассчитываем.
Поэтому используется ширпотреб.
Да, ты это сказал!
Я с тобою полностью согласен. Все идут одним и тем же путём, даже если им нужно в другую сторону! ;)
В принципе, я понимаю подобный выбор, но зачастую он вообще против всякой логики, и в таком случае смысла иметь не может.
Может быть, стоит рассказать о практике применения разных винтов на других ресурсах?
Ищете новые пропеллеры гонки?
Следующие гребные винты готовы к отправке СЕГОДНЯ!
ДЛЯ 15-20 HP
9 3/4 x 15 x 4 для Тохацу / Меркурий
9 1/2 x 14,78 x 4 для Тохацу / Меркурий
10 x 15 3/4 x 3 для Тохацу / Меркурия
Для 30-60 л.с.
10 3/4 x 18,2 x 4 для Tohatsu / Mercury 30hp
10 3/4 x 19 x 3 для Tohatsu / Mercury 30hp
11 x 17 x 3 для Tohatsu, Yamaha, Mercury или Suzuki
11 x 19 x 3 для Yamaha
12 x 20 x 4 для Yamaha
КРУГЛЫЕ ДВИГАТЕЛИ
10 x 15 x 3 для Yamaha 30hp
10 3/4 x 16 x 3 для Tohatsu / Mercury 50hp
ПРОФЕССИОНАТЫ ОФФШОРОВ
15 1/2 x 25 x 4 для системы с квадратным контуром
ПЕРВЫМ ПРИБЫЛ — ПЕРВЫМ ОБСЛУЖЕН ЭКВИВАЛЕНТ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ: ПОЗДНИЙ ГОСТЬ ГЛОЖЕТ И КОСТЬ!
Если вас интересует какой-либо из пропеллеров, перечисленных выше, ответьте на это письмо.
Т.е. нужно промерить твой винт, который сейчас не раскручивается.
Диаметр — элементарно измеряется.
Шаг — нужно читать статьи в КиЯ, формулируем запрос «как измерить шаг винта?» и получаем №151, рекомендации, изложенные в статье и выполняем, с единственной поправкой — измеряем шаг на трёх радиусах, 0,3 — у корня, на 0,6, и на законцовках, на 0,9.
После чего можно будет примерно прикинуть, что нужно.
P.S. Но не думаю, что ЧПВ можно будет подобрать со второго раза, тем более, пока не было планомерной работы по вариациям заглубления и т.п. настройке, это нужно делать по 2,5...5мм максимум, имея уже оптимально отцентрированную лодку.
Фиксируй: диаметр-264мм. (Рон заявлял 10 дюймов)
Шаг на радиусе 40мм —
входная кромка 19, центр 18, выходная 18
Радиус 80мм-
входная 19, центр 18, выход 19
Радиус 110мм-
Входная 18, центр 18, выход 18,5
Напомню, крутится 4500об\мин.
АКП чуть над водой при движении. Или +7 см к стандартному(проектному транцу).
Ничего не понял!
Александр, шаг — это то расстояние, которое пройдёт винт если его будут вворачивать без скольжения в некую субстанцию недеформируемую.
Т.е. это одно число. Что-то ты немного не так измерил.
Но если у тебя 18" условных, то…
4500об/мин. и 18" дают при 12% скольжения (это оптимальное значение для сверхкавитирующих ЧПВ) дают при передаточном отношении 1:2 55...56км/ч. Похоже?
А вот диаметр можно чуть-чуть уменьшить, для начала — до 254мм ;) Это может дать прирост оборотов и, скорее всего, скорости.
Но для начала — лифт!
Тут же — стоит подумать над надёжностью забора воды в СО, может быть, вынести заборник на корпус… в общем, при уменьшении заглубления контроль охлаждения станет важной задачей.
По скорости все хуже, 52-54 км в час, от откидки зависит и редуктор 1,85.
Скольжение ближе к 20%.
Если профиль вогнутый, то прилегать и не будет.
Но это мелочи пока.
А так, 22...24% скольжения — это много, мотор не раскручивает винт изрядно. Нужно поднимать, и, скорее всего, немного подрезать по диаметру. Но вначале поднимать, и только потом — подрезать.
Нечто похожее используется в большинстве систем консольных приводов на ЧПВ, от Levi Drive до Trimax, и им подобных: в плоскость диска винта подаются выхлопные газы через специальные патрубки, как правило, в верхнюю половину-треть диска, но это вторично. Т.е. решение, в принципе, типовое.
Интересно было бы посмотреть видео скоростное, кадров эдак 300 в секунду, с хорошим планом на лопастях… но это довольно нетривиальная в любительских условиях задача.
В общем, можно на следующий год попробовать отснять работу винта — заглубление и т.п., просто камерой на кронштейне за транцем, вид «сверху-сбоку-и-чуть-сзади», заодно будет виден характер брызгообразования от подводной части ПЛМ.
А там, быть может, дойдёт дело и до наделки на подводную часть, с целью заострить входящие кромки…
Смелее осваивать…
Саша, не увидел ЧПВ у winrace. Это так?
И сколько итераций потребуется для определения оптимального винта?
Про итерацию к Михаилу или Владу. Пока потрачено на винты 30 тыс.руб.
Именно лифт нужен чтоб оперативно переходить из ЧП режима в бытовой.
Получилось 0,4.
Начал с той же высоты что и в прошлом сезоне постепенно поднимая, по паре сантиметров, дошёл до упора лифта.
Интересно то, что скорость практически не изменилась, разве что при самом верхнем положении винт очень трудно «вывести на режим».
Да, для тех кто не в курсе, что такое «вывести на режим» в случае с частично погружённый винтом, в моём варианте винт проскальзывает где-то до 68-69км/ч, затем «ловит упор» и добавляет так мною желанные нескольколько км/ч.
По скорости и оборотам докладываю: 76км/ч (иногда проскакивало 77 ) около 5500об/мин.
Влад, видео только через Ютюб выложить можно?
Давай я тебе в вацапку кину?
Поздравляю, отличный результат.
Если я тебя правильно понял у тебя кончился и транец и лифт! )))
И это все на штатном охлаждении, о чем я писал очень давно, 15-16 год?!
Видео только через Ютуб и желательно сделать через него.
Я могу выложить на своем канале, если ты не против.
Хм-м… немного недокручиваешь, номинально максимальная мощность заявлена на 5750об/мин. для E-Tec 60, т.е. можно ещё пол-копейки добавить к скоростям.
Если что, то это за счёт мизерного уменьшения диаметра винта можно сделать, но предельно аккуратного. Или просто попробовать винт на 1/4" большего шага и на 1/8" меньшего диаметра (где такой взять — отдельный вопрос).
Ролики начиная с 13-го — красиво идёт, кажется, что если сместить ЦТ немного в корму и чуть уменьшить угол откидки, то это тоже пойдёт на пользу: угол атаки корпуса будет такой же, а подводная часть станет точно «по потоку», уменьшатся затраты на принудительный «подъём носа» частью упора винта… ну, как-то так.
P.S. Ты хорошо управляешь лодкой — точно и скупо.
P.P.S. С цветными бортами корпус лучше смотрится, как на мой вкус. Есть снимки нормального разрешения с новым вариантом оформления?
Резать винт точно не буду, может попробую ещё какой-нибудь.
А вообще все мысли в следующей лодке
А тут подробнее!
Тот самый катамаран?
Я тебя готов отговорить и предложить катамаран несколько иного толка, более спортивный, тебе такой подойдёт в большей степени, вот поверь.
И без тех грёбаных ограничений габаритных — мне они до сих пор в кошмарах снятся, а в жизни сильно ограничат кое-какие характеристики :(
Хочется в разы остойчивее и шире.
Хочется, грешным делом, некоторое подобие хардтопа, особенно после этого холодного и дождливого лета, может быть и не совсем хардтоп а развитое остекление и ветрозащита а то задлбался я в шлеме мотоциклетном ездить
То есть чтоб была возможность смотреть и поверх и сквозь стекло.
В общем, ты меня опять в соблазн вводишь, наступая на «мой любимый мазоль» то есть страсть к полётам над водой.
Люблю я это дело, но, с другой стороны, хочется комфорта.
А, с третьей стороны, хожу я почти всегда один + водка + гитара + немного еды, ну и в окружении братских мотолодок. Лишь изредка бывают пассажиры.
С четвёртой стороны, хотелось бы стационарную полуторную лежанку, чтоб ничего не разбирать, пришёл-упал-уснул. В случае с тем что начал помещаются все хотелки кроме скорости.
Змей ты, Михаил
Можно и топик новый замутить
Марлин2019
Вообще такие файлы не пересылаются через воцап, а заливаются в облако, оттуда можно куда угодно.