Лифты и винты, часть вторая
В предыдущей теме volnanavolge.ru/blog/1272.html мы уже рассуждали об использовании лифтов.
В этой я хочу поделиться своими наблюдениями и ощущениями, несколько подытожить ранее сказанное.
Итак.
В принципе, изменить высоту навески можно, и не снимая мотор с транца.
Делается это следующим образом:
1) Лодка стоит на прицепе. Максимально закручиваем (поднимаем к раме) третье, носовое, колесо прицепа, тем самым опуская нос лодки вниз. Подставляем под «шпору» мотора чурбак подходящей высоты, враспор.
2) Откручиваем и извлекаем верхние болты крепления мотора и ослабляем нижние болты.
3) Поднимаем третьим колесом прицепа нос лодки, тем самым корма опускается и мотор, упёртый «шпорой» в чурбак, начинает подниматься относительно транца. Следим за процессом, чтобы отверстия в транце совпали с необходимыми нам «дырками» мотора.
4) Вставляем и затягиваем верхние болты крепления мотора, предварительно нанеся на них полиуретановый герметик. Извлекаем нижние болты, очищаем их от старого герметика, наносим слой нового герметика, ставим болты на место и затягиваем.
Вуаля!
Но! На «Вуаля» это надо потратить почти час, с учётом того, что лодка уже стоит на прицепе. Если же лодка на воде, то времени понадобится значительно больше. К тому же, необходим полиуретановый герметик, который, согласитесь, не всегда есть под рукой.
А представим себе ситуацию, когда на лодке используются не только алюминиевые, но и стальные винты, и надо срочно поменять сталь на алюминий, соответственно опустив мотор относительно транца. А если хочется попробовать в полупогружном? А если надо «между дырок»? А если транец «уже кончился»?
Вот тогда-то и спасает лифт.
Я давно уже задумывался о покупке лифта, но пугали его цена и вес.
А тут мой дорогой друг Александр, известный на форумах как «Викинг», сосватал мне по сходной цене механический лифт Detwiler, да и деньги можно было отдать не сразу, так сказать, в рассрочку… В общем, повезло, и я стал счастливым обладателем механического лифта.
Но это всё лирическое отступление, введение, так сказать.
Теперь о том, что получилось.
Напомню исходные данные:
Лодка «Марлин» www.motolodka.ru/sbuild/marlin/marlin1.htm
Мотор Evinrude E-Tec 60.
Винт Raker-13,5х24, в дюймах.
Часть 1. Лифт, мифы и реальность.
Первый миф: «Лифт тяжёлый, портит баланс лодки, смещая ЦТ в корму».
Ничего подобного я не заметил. Несмотря на некоторый вынос мотора в корму и собственный вес лифта, дифферент в статике практически не изменился. Не изменилось и поведение лодки со стандартными настройками, когда АКП чуть-чуть выше потока, а винт идёт под водой.
Миф второй: «Лифт даёт свободу, но и усложняет настройку комплекта. Теперь нужно согласовывать не только наклон гребного вала (трим), но и лифт.»
Такое согласование нужно лишь при использовании пауэрлифта, да и то — сомнительно. Есть оптимальный наклон гребного вала, и даже не то, чтобы оптимальный, а самый универсальный, часто используемый, именно при таком фиксированном «триме» и «играют» лифтом, выбирая нужное заглубление винта. Имея пусть и небольшие навыки хождения в режиме ЧПВ, это совсем несложно — оптимизировать его, винта, заглубление.
После того, как заглубление выбрано, можно играть с тримом. Я самолично это делал на Бриз-17 с пауэрлифтом.
В случае с механическим лифтом надо просто поймать правильную высоту.
Миф третий, вытекающий из второго: «В режиме ЧПВ почти нельзя работать тримом»
Враки, можно, и притом в довольно широком диапазоне.
Миф четвёртый: «Надо точно, до миллиметра, ловить высоту»
Как показала практика, скоростные показатели, впрочем как и поведение лодки, в ЧПВ-режиме не меняются в довольно широком диапазоне изменений высоты навески. В моём случае этот диапазон ~60...70 мм.
Миф пятый: «Большой» вынос (толщина) лифта плохо, нам бы лифт поплоще".
Больший вынос позволяет, как ни странно, легче стартовать при более высоком положении мотора. Хотя, конечно, чрезмерный вынос — это тоже плохо.
Часть 2. «Хождение с ЧПВ».
Собственно, для этого мною и приобретался лифт.
Для начала опишу процесс, как это всё происходит, когда нет вертикального лифта с электро- или гидроприводом.
Старт мало чем отличается от старта с обычным винтом, только опытный глаз и слух заметит что винт немного проскальзывает. А проскальзывает он долго, в моём случае аж почти до 5000 об/мин и 68...70 км/ч.
Затем звук чуть меняется, лодка получает ощутимый толчок, обороты чуть падают, винт «зацепился» за воду, и лодка добирает ещё несколько км/ч.
Пока лучшее, что я видел, это устойчивые 77 км/ч на пустой лодке (надо б сейчас, осенью, по холодку прокатиться, глядишь, и увижу заветные 80 км/ч. )
Также я пробовал ходить в этом режиме с «боевым» винтом с пассажирами. То есть нагрузка была: я, 80 кгс, двое друзей приблизительно того же веса, и сын друга (в два раза легче каждого из нас), + немного барахла, то есть, грубо, в районе 300 с небольшим кгс. Винт позволяет идти но, проскальзывание большое, обороты коленвала в районе 5100 в минуту, скорость при этом в районе 64 км/ч.
Погоня за скоростью.
Забавно, но именно с 64 км/ч и началась моя погоня за скоростью. Такую скорость давал «родной Эвинрудовский» винт, которым штатно комплектуются Е-Теки мощностью от 40 до 90 сил, размерностью 13,5х17. Потом был стальной ПауэрТеч с шагом 21" (67 км/ч), следом за ним алюминиевый Солас-21" (68 км/ч) на пустой лодке. Затем я чуть обточил ПауэрТеч по диаметру и получил 69 км/ч, но окончательно испортил винт: раньше, до обточки, он хотя бы мог использоваться как «универсальный полугрузовой», так как позволял вытащить приличный вес на режим глиссирования, сейчас же это просто «бестолковый миксер».
Следующая глава в погоне за скоростью — это Raker-12,5x24 и Ballistic-12,5x22. На этих винтах я перевалил заветные 70 км/ч ещё без лифта, без режима ЧПВ. Здесь Ballistic показал себя чуть лучше, 72-73 км/ч с небольшим недокоутом по оборотам. С винтом Raker же мотор смог раскрутится лишь до 5100 об/мин.
Лифт и переход в режим ЧПВ изменили расклад сил, шага Ballistic'у не хватило, скорость осталась прежней, зато Raker раскрутился и показал себя во всей красе, устойчивые 77 км/ч на пустой лодке, при температуре воздуха больше +25 С°; вода +20 С°.
В этой я хочу поделиться своими наблюдениями и ощущениями, несколько подытожить ранее сказанное.
Итак.
В принципе, изменить высоту навески можно, и не снимая мотор с транца.
Делается это следующим образом:
1) Лодка стоит на прицепе. Максимально закручиваем (поднимаем к раме) третье, носовое, колесо прицепа, тем самым опуская нос лодки вниз. Подставляем под «шпору» мотора чурбак подходящей высоты, враспор.
2) Откручиваем и извлекаем верхние болты крепления мотора и ослабляем нижние болты.
3) Поднимаем третьим колесом прицепа нос лодки, тем самым корма опускается и мотор, упёртый «шпорой» в чурбак, начинает подниматься относительно транца. Следим за процессом, чтобы отверстия в транце совпали с необходимыми нам «дырками» мотора.
4) Вставляем и затягиваем верхние болты крепления мотора, предварительно нанеся на них полиуретановый герметик. Извлекаем нижние болты, очищаем их от старого герметика, наносим слой нового герметика, ставим болты на место и затягиваем.
Вуаля!
Но! На «Вуаля» это надо потратить почти час, с учётом того, что лодка уже стоит на прицепе. Если же лодка на воде, то времени понадобится значительно больше. К тому же, необходим полиуретановый герметик, который, согласитесь, не всегда есть под рукой.
А представим себе ситуацию, когда на лодке используются не только алюминиевые, но и стальные винты, и надо срочно поменять сталь на алюминий, соответственно опустив мотор относительно транца. А если хочется попробовать в полупогружном? А если надо «между дырок»? А если транец «уже кончился»?
Вот тогда-то и спасает лифт.
Я давно уже задумывался о покупке лифта, но пугали его цена и вес.
А тут мой дорогой друг Александр, известный на форумах как «Викинг», сосватал мне по сходной цене механический лифт Detwiler, да и деньги можно было отдать не сразу, так сказать, в рассрочку… В общем, повезло, и я стал счастливым обладателем механического лифта.
Но это всё лирическое отступление, введение, так сказать.
Теперь о том, что получилось.
Напомню исходные данные:
Лодка «Марлин» www.motolodka.ru/sbuild/marlin/marlin1.htm
Мотор Evinrude E-Tec 60.
Винт Raker-13,5х24, в дюймах.
Часть 1. Лифт, мифы и реальность.
Первый миф: «Лифт тяжёлый, портит баланс лодки, смещая ЦТ в корму».
Ничего подобного я не заметил. Несмотря на некоторый вынос мотора в корму и собственный вес лифта, дифферент в статике практически не изменился. Не изменилось и поведение лодки со стандартными настройками, когда АКП чуть-чуть выше потока, а винт идёт под водой.
Миф второй: «Лифт даёт свободу, но и усложняет настройку комплекта. Теперь нужно согласовывать не только наклон гребного вала (трим), но и лифт.»
Такое согласование нужно лишь при использовании пауэрлифта, да и то — сомнительно. Есть оптимальный наклон гребного вала, и даже не то, чтобы оптимальный, а самый универсальный, часто используемый, именно при таком фиксированном «триме» и «играют» лифтом, выбирая нужное заглубление винта. Имея пусть и небольшие навыки хождения в режиме ЧПВ, это совсем несложно — оптимизировать его, винта, заглубление.
После того, как заглубление выбрано, можно играть с тримом. Я самолично это делал на Бриз-17 с пауэрлифтом.
В случае с механическим лифтом надо просто поймать правильную высоту.
Миф третий, вытекающий из второго: «В режиме ЧПВ почти нельзя работать тримом»
Враки, можно, и притом в довольно широком диапазоне.
Миф четвёртый: «Надо точно, до миллиметра, ловить высоту»
Как показала практика, скоростные показатели, впрочем как и поведение лодки, в ЧПВ-режиме не меняются в довольно широком диапазоне изменений высоты навески. В моём случае этот диапазон ~60...70 мм.
Миф пятый: «Большой» вынос (толщина) лифта плохо, нам бы лифт поплоще".
Больший вынос позволяет, как ни странно, легче стартовать при более высоком положении мотора. Хотя, конечно, чрезмерный вынос — это тоже плохо.
Часть 2. «Хождение с ЧПВ».
Собственно, для этого мною и приобретался лифт.
Для начала опишу процесс, как это всё происходит, когда нет вертикального лифта с электро- или гидроприводом.
Старт мало чем отличается от старта с обычным винтом, только опытный глаз и слух заметит что винт немного проскальзывает. А проскальзывает он долго, в моём случае аж почти до 5000 об/мин и 68...70 км/ч.
Затем звук чуть меняется, лодка получает ощутимый толчок, обороты чуть падают, винт «зацепился» за воду, и лодка добирает ещё несколько км/ч.
Пока лучшее, что я видел, это устойчивые 77 км/ч на пустой лодке (надо б сейчас, осенью, по холодку прокатиться, глядишь, и увижу заветные 80 км/ч. )
Также я пробовал ходить в этом режиме с «боевым» винтом с пассажирами. То есть нагрузка была: я, 80 кгс, двое друзей приблизительно того же веса, и сын друга (в два раза легче каждого из нас), + немного барахла, то есть, грубо, в районе 300 с небольшим кгс. Винт позволяет идти но, проскальзывание большое, обороты коленвала в районе 5100 в минуту, скорость при этом в районе 64 км/ч.
Погоня за скоростью.
Забавно, но именно с 64 км/ч и началась моя погоня за скоростью. Такую скорость давал «родной Эвинрудовский» винт, которым штатно комплектуются Е-Теки мощностью от 40 до 90 сил, размерностью 13,5х17. Потом был стальной ПауэрТеч с шагом 21" (67 км/ч), следом за ним алюминиевый Солас-21" (68 км/ч) на пустой лодке. Затем я чуть обточил ПауэрТеч по диаметру и получил 69 км/ч, но окончательно испортил винт: раньше, до обточки, он хотя бы мог использоваться как «универсальный полугрузовой», так как позволял вытащить приличный вес на режим глиссирования, сейчас же это просто «бестолковый миксер».
Следующая глава в погоне за скоростью — это Raker-12,5x24 и Ballistic-12,5x22. На этих винтах я перевалил заветные 70 км/ч ещё без лифта, без режима ЧПВ. Здесь Ballistic показал себя чуть лучше, 72-73 км/ч с небольшим недокоутом по оборотам. С винтом Raker же мотор смог раскрутится лишь до 5100 об/мин.
Лифт и переход в режим ЧПВ изменили расклад сил, шага Ballistic'у не хватило, скорость осталась прежней, зато Raker раскрутился и показал себя во всей красе, устойчивые 77 км/ч на пустой лодке, при температуре воздуха больше +25 С°; вода +20 С°.
23 комментария
Мотор у тебя очень низко висит… до ЧПУ и ЧПВ очень и очень далеко…
Для примера
То, что лодка поехала 77+, а может и все 80, это отличный результат.
Но он достижим и без лифта… )))
Снимай больше видео, это дружеский совет.
Если бы я видел что происходит за транцем лет так 4-5назад мне было бы сейчас намного проще.
А вот величина заглубления зависит от модели винта, на твоём видео очевидно «клевер», он так и работает, «гражданские* же винты типа Raker, Ballistic, Roge работают именно так как я описал, выше они совсем теряют упор. Да и водозабор на моторе при такой эксплуатации надо переделывать.
Согласен что надо снять видео приблизительно с той же точки, чтоб было ясно.
Он либо такой, либо нет!
Гражданские винты, которые ты перечислил к ЧПВ не имеют никакого отношения…
Давай и Solas запишем в ЧПВ, а шо, нихай будэ… )))
А степень заглубления, то есть насколько винт торчит из воды, в режиме ЧПВ может быть разной, не путай ЧПВ и полупогружной, полупогружной это частный случай ЧПВ.
Все «Викинги» ходят именно так как я описал, все и Лёха, чьё видео я приводил в предыдущей части и Олег (VN 800) и все остальные, это и есть ЧПВ, даже звук от движения меняется, становится двойным, мы подходящую к острову лодку уже издалека слышим наш/не наш
Погружения, это даже не на полшишечки, а на полкарасика…
Без переделки штатного охлаждения это все погруженный режим.
Буагага!
Я считаю вопрос настройки навески мотора, это не наличие лифта, а наличие запаса по высоте транца.
На низком транце, да лифт нужен, иначе повыше мотор повесить просто никак.
Посмотрел я сообщения от тестировщиков лифтов от Бориса, мной улучшений не замечено.
Я тебе скажу, что коротконогий AZP 9.9 отработал в полный рост на транце на котором работала моя 60ка с ногой лонг.
Получается алюминиевый винт превратился ЧПВ.
«Посмотрел я сообщения от тестировщиков лифтов от Бориса, мной улучшений не замечено.»
Так не тому он дал лифты, я ему об этом говорил. Надо было дать Bern'у, Шурику нашему, тебе.
Фишка в том, что сколько бы ты не спорил со мной, но лифт в разы упрощает высоту навески, в разы. И не нужны ни помощники ни герметик, пару гаечных ключей и всё.
Лифт безусловно нужен, особенно владельцам коротких транцев. Посмотри пожалуйста первую часть своей темы.
Там на фото алюминиевая лодка… Тоже самое, короткий транец! Комментарии излишни.
Но для ЧПВ и там далеко, лифт увы закончился по высоте… И так бывает. )))
У тебя же сильно изменяется осадка лодки в статике и на расчётных ходах, потому под десяткой лодка просто сидит глубоко, оттого и работает при такой навеске.
Вон, у Шурика из-за глубококилеватых обводов тоже весьма высоко мотор нужно ставить, но даже для его ЧПВ уже нужно намного больше поднимать мотор.
Так что всё намного проще.
Человек достал винт из воды, а зацепа нет.
Он и лифтом его и тримом, а скорости все равно нет.
Кто виноват, конечно винт!
Володь, вот смотри, твоя лодка с мотором на предпоследнем отверстии, особо не разбежишься! Здесь без вариантов, либо лифт, либо переделывать транец!
На твоем моторе есть пропил в нижнем креплении, поэтому можно ослабить «нижние болты»… Этот же вариант на Ямахе
На моем моторе вместо пропила отверстия, поэтому просто ослабить болты нельзя, их надо полностью вынуть. Но я этот же фокус делал с помощью чурбака и двух крепких друзей, которые придерживали мотор, пока регулировал высоту.
Был весь этот аттракцион в 2014году.
Вуаля, мотор навешен!..
Показываю навеску своего мотора, которая все равно низкая для ЧПВ…
Потому как на мой взгляд, Вовке давно пора попробовать ЧПВ с клиновидным сечением лопастей, clever, и поднять ПЛМ до предела — ограничение только водозаборник.
Если что, то и установка водозаборника на корпус — тоже вполне логичное решение было бы.
А вот лифт — решение очень полезное, потому что даёт дополнительные степени свободы по настройке лодки, помогает решить ряд мелких вопросов по тонкой настройке без особых компромиссов.
Ещё лучше — power lift, но для 60л.с. это было бы несколько излишним. А вот начиная с 90...100л.с. в этом есть полный смысл.
Я так полагаю.
Он говорит, как хорош лифт, можно все настроить.
Я говорю о другом, что для ЧПВ нужен скорее не лифт, а транец соответствующей высоты. Лифт это для тонкой настройки под разные винты...
Вот у него уже лифт кончился, а для ЧПВ нужно еще поднимать!!!
У Шурика та же проблема, короткий транец…
А транец да, изначально низковат, на глубококилеватых корпусах стоит делать высоту транца больше «длины ноги», скажем что даже алюминиевые винты у меня работали на второй-третьей «дырке», то есть при L ноге(509mm) высоту можно смело закладывать 530-540мм
Особым любителям ЧПВ посвящается!
Если однажды вы обнаружили, что вал вдруг не крутится, а винт снять (без специнструмента) невозможно.
Поздравляю, вы юзали свой ЧПВ в режиме ЧП!!! )))
Володя, по фото узнаешь марку мотора?
У меня есть видео, где винт самопроизвольно по предательски покинул посадочное место, вместе с кусочком вала. Последствия ЧП и ЧПВ…
Я представил эту картину, как сие произошло где-нибудь по середине водохранилища… )))
Вибрации!
Именно потому для ЧПВ крайне характерно увеличение количества лопастей — 5, а то и 7… увеличение количества лопастей приводит к снижению пиковых нагрузок при входе входящей кромки лопасти в воду, и росту частоты чередования «провал-пик», что благоприятно для работы приводов (валов и их опорных подшипников).
Не уверен, как скоро мы доберемся до этой главы, пока мы не можем отделить полное от Частичного Погружения Винта.
Сколько уж копий сломано обывателями и обувателями на тему многолопастных винтов. Если винт имеет более 3х лопастей он непременно грузовой и сложно доказать, что многолопастной винт 34 или 42 шага не может быть грузовым.
Лично я перестал дискутировать на эту тему…
Ага, все твердят «КПД 3-х лопастного выше, а 2-х лопастного ещё выше», только проблема в том, что на наших скоростях, вернее — относительных поступях, уже всё иначе, всё не так… и пропульсивный КПД — наименьшее, что может волновать.
На самом деле, нас должен интересовать эффективный упор, но т.к. даже грамотные в целом конструкторы и КБ не могут ни точно, ни ориентировочно, назвать сопротивление тех же ПОК или каких-то иных приводов (кроме наклонных валов — по ним есть старые данные ;) ), но зато рассуждают насчёт КПД винтов в зависимости от числа лопастей :(
Я к тому, что падение расчётного пКПД винтов из-за взаимодействия с приводом (подводной частью ПЛМ или ПОК, валом консольного привода и т.п.) учитывается крайне в общем виде, без деталей, без учёта обтекания со срывом потока на высоких скоростях движения и т.п…
На этом фоне разница в числе лопастей — не достойна обсуждения, если честно. Всё равно в расчётах будет слишком велика поправка на незнание.
А вот снижение вибраций — это мы оценить можем ;) И я выступаю за те же многолопастные винты во многих случаях.
А сегодня 8 часов в гараже коптил рыбу
и т.к. процесс практически идет сам собой то обдумывал от безделья как сделать и главное нужен ли он мне вообще.
И по тому прошу высказать мнения про то нужен ли лифт на «гражданской» лодке, тут были мнения что это не так уж и оправдано.
Я конечно лифт еще из за тоннеля думал делать(вдруг регулировать в тоннеле высоту понадобится), но с ним еще «вилами на воде» и может не буду делать к этому сезону.
Думается, что перемены высоты установки мотора в эксплуатации не потребуется.
Может выйдет так что толку от максимально возможного по высоте тоннеля и не будет для моих условий. Михаил сразу сказал что скорей всего тоннель будет не большим.
Так что я в очередной раз убедился что обточка винта по диаметру для моей редукции зло, трёхлопастные винты диаметром меньше 13,5" на моём моторе просто не работают. В то же время Viper 13 7/8 прёт как чёрт, не больше65 но с любой нагрузкой и мотор не надо опускать лифтом.