Обкатка ПЛМ Си-Про-Т9,9 на обновлённом Бесёнке.
Здесь будет продолжение темы про реставрацию Бесёнка (см. volnanavolge.ru/blog/1428.html#comment9915 ).
Итак, при полном поощрении (!!!) со стороны супруги, на подаренные сыновьями

средства к моему некруглому юбилею был приобретён подвесной лодочный мотор Sea-Pro-Т9,9 производства КНР. Обзову его Китаеветерком-12 (далее — КВ-12 или Си-Проша), ибо при весе 31 кгс и рабочем объёме двигателя 246 см.куб развивает он по всем бумагам 9,9 л.с. Правда, по словам продавцов, реально с гребного вала (???) снимается ~12 лошадок. Хочется верить…

Цель покупки — кататься на Бесёнке в режиме румпельного управления. Никакого ДУ. Для скоростных покатушек в микролодке с посадкой по-автомобильному имеется Соло-Б2.0 проекта Б-2.
Главная особенность мотора — применение мотоголовы -9,9/15 в сочетании со всем остальным от ПЛМ -9,8, т.е. редуктор, подвеска, струбцины типа Мерко/Тоха/Ямаха/Парсун/Хидея и т.д. на 8,0...9,8 л.с. Это дало снижение веса на 5...6 кило в сравнении с клонами двухтактной Ямахи-9,9/15 (да и самой Я-15). Что вполне по силам становой тяге вашего покорного слуги. На восьмом десятке-то.
И вот, приобретя масло для двухтактной мототехники от ВНПЗ Лукойл-Волгоград и разбавив его 92-м бензинчиком, также от ВНПЗ Лукойл-Волгоград, произвёл торжественный пуск Си-Прошки прямо в гараже, при температуре воздуха +0,9Сº. В присутствии и при моральной помощи (ах да, и при физической тоже — держал «на массе» вывинченные свечи и смотрел на них искру, пока я дёргал за верёвочку...) соседа по гаражу и сослуживца по Транснефти — Сергея Петровича П. Петрович давно принимает участие, фиксируя на смартфон водные упражнения с нашими лодками.
Первый блин: десять-пятнадцать дёрганий/потяжек кикстартера — ноль.
Выкрутил свечи; влажные! Протёр. Рывок, ещё рывок — нет искры. Почесали репу. Переставил чеку — сослепу не до конца вставил… Со словами «Ой!» и прочими… искра появилась. Хорошая притом. Свечи — в свои гнёзда.
Второй блин: со второй потяжки моторчик сказал «дык-дык» на одном цилинндре и тут же — как пулемёт. Ровная строчка, без пропусков, оба цилиндра в работе. НЕ комом второй блинчик!
Почти сразу, но не торопясь, убрал подсос, газ на ноль… Работает. Струйку писающего мальчика — контрольки системы охлаждения — направил ладошкой в подставленное овальное строительное ведро (на три ведра ёмкости, из-под чего-то белого, но отмытого).
Всё! Последний календарный день зимы заканчивается, трое суток после второго укола от ковида-19, могу принять 30 миллилитров коньячку (виски) Прасковейский за успешный пробный пуск Си-Проши. Снять стресс и перевести его в эйфорию.
И тут всплыл вопрос (или всё же вопросик?): при повторном пуске Т9,9 «на бочке» обратил внимание на излив воды из нескольких дренажных отверстий по разъёму «дейдвуд-редуктор» на минимальных холостых оборотах и (внимание!) на угасающую вплоть до нуля струйку воды из контрольного отверстия. Прибавляю обороты — струйка (не струя, то есть) оживает. Однако…
Опыт с Ветерком-8Э подсказывает, а не в уплотнении ли трубки подачи воды по корпусу помпы дело? Короче, снял редуктор (4 болта и сгон резьбовой муфты вверх по тяге реверса), нашёл резиновую втулочку сдвинутой вверх по трубке. Вот так. Похоже, дефект сборки на заводе. Если неаккуратно пару раз снять-поставить редуктор, то можно, при отсутствии смазки на трубке, выдернуть втулку из помпы, а потом, при повторной сборке, просто придвинуть втулку к краю отверстия без натяга и герметичности, т.е. неплотно прижать со всеми вытекающимипоследствиями потоками воды мимо рубашки охлаждения. Такой косяк в новом моторчике и нашёлся.
Снял втулочку с трубки, вставил в ступенчатое отверстие в крышке помпы, совместив для фиксации приливчик на боку втулки с радиальным отверстием в гнезде под втулку, нанёс каплю-другую консистентной смазки на трубочку и…
Всё?
Не-не-не! Повторно снял редуктор, вымерил зазор между верхом втулки, вставленной в гнездо помпы, и верхом колодца в дейдвуде; разница составила 23 мм; выточил из дюраля дистанционную втулку означенной длины (23 мм) наружным диаметром 17 мм, внутренним 9 мм. Установил редуктор на место, не забыв надеть на водоподводящую трубку новую детальку — дистанционную втулку, исключающую выдавливание резиновой втулки из гнезда корпуса помпы. Вот теперь всё: резиновое уплотнение трубки в гнезде корпуса помпы останется герметичным, с гарантией.
Руки (и голова, к сожалению) дошли до причин события «Переставил чеку — сослепу не до конца вставил…». Их две. Первая — ну очень неухватистая верхняя часть кнопки «Стоп» на румпеле Т9,9, хоть пассатижами тяни, для установки чеки. Вторая — мотор был в магазине единственным, зато в коробке (вскрывали при мне), а оранжевый колпачок кнопки сделан из… материала, лишь отдалённо напоминающего резину; в гараже это оранжевое под руками расползлось, выкинул к…
Зато в мастерской имеется токарный станочек! Полчаса работы, и вот в руках некая тарелочка и кольцо, выполненные из графелона. Он же капролон, но наполненный графитом. Лёгким движением ножовки тарелка делится надвое,брюки превращаются тарелка превращается в два сухаря. Ну, а дальше дело техники; сухари надеваются на кнопку и запираются снизу упомянутым кольцом. От саморазборки сего узелочка фиксируем кольцо на тарелочке вязальной проволокой. Усё, шеф. Стало очень удобно оттягивать кнопочку (буквально двумя пальцами!) и вставлять чеку. Притом безошибочно и с чёткой фиксацией. Вот так выглядит нью-кнопка:




Не удержался, да и порадовал себя ещё разок: купил цифровой «нарумпельный» тахометр производства КНР:

Однако, на румпель примерил и осознал, что это неэстетично и неэргономично: 1) ширина корпуса прибора больше ширины румпеля; 2) табло тахометра смотрится с места водителя под очень острым углом. Вывод нашёлся быстро — поставить приборчик на… сами увидите, куда и как.
Берём кусок холоднокатаного листа стали 08Х13, в обиходе нержавейка, вырезаем две детальки, свариваем их между собой, получаем кронштейн:


Кронштейн ставится вот так, крепится болтом М8х30 и гайкой с капроновым вкладышем на передней рукоятке (? как называется эта деталь?) мотора:

Теперь пилот может смотреть на табло тахометра под прямым углом, а сам прибор лучше защищён от случайных воздействий, нежели на румпеле. Да и провод датчика в этом случае не деформируется при каждом откидывании румпеля, ибо проложен стационарно.

В соответствии с рекомендацией ИЭ по обкатке мотора поставил его на бочку и десять минут аккуратненько погонял на холостом ходу. После недельного перерыва пустился с одного потяга кикстартера, даже до присоединения бензошланга, т.е. на остатке топлива в поплавковой камере. Ну, и слегка, без фанатизма, уже с присоединённым баком, погазовал:
Писающий мальчик писал хорошей, тугой струёй, включая работу на минимальных оборотах. Не зря редуктор снимался!
Ну, и последние минуты работы на бочке. На творческий беспорядок внимание не обращаем:
Приборчик отсчитал первые 10 минут. Настроили. Частоту вращения коленвала показывает адекватно.
Всё, сливаем воду. А то опять морозы накатывают.
До лета! Хотя бы до мая…
Дальше по ИЭ следует, если обкатка идёт на лёгкой лодке, «разогнаться до глиссирования, сбросить газ до n = 3000 +\- 200 об/мин и походить так ~50 минут, временами кратковременно добавляя газ до n/max».
Там же расписано, как нагружать моторчик следующие девять часов до конца обкатки.
До мая ещё далеко. Тем временем устранил пару недочётов.
Недочёт № раз. Выход проводов из подмаховичной платы (основание магнето) заключён в жёсткий кембрик и при манипуляциях рукояткой «газа», т.е. при поворотах сей платы, нижний конец кембрика треплет довольно тонкие проводочки. Пришлось зафиксировать его, нижний конец кембрика, хомутом, установленным под головку одного из «местных» болтов — всё, теперь кембрик обеспечивает плавный изгиб проводков по большому радиусу внутри себя.
Недочёт № два. Защёлка в подвеске фиксирует дейдвуд в рабочем положении на заднем ходу, не позволяя винту вылетать из воды, и освобождает ногу в нейтрали, это нормально. Так на переднем ходу защёлка тоже блокирует откидку мотора! «Эт зачем они её так крепют?» (
к/ф «Формула любви») Чтобы при наезде шпорой на подводное препятствия поставить опыт — что раньше сломается: механизм фиксации, струбцины подвески или вообще, транец… На советских моторах фиксация ноги была только на заднем ходу. Исправил ситуацию простым подгибанием языка защёлки тремя-четырьмя лёгкими ударами средней по массе кувалдочки через деревянную проставку. Всё заработало как на любимом Привете-22. ОК!
По мотору Т-9.9 выполнены основные работы в плене подготовки к продолжению его обкатки, теперь уже на воде. Пора заняться подготовкой собственно корпуса Бесёнка к установке Си-Проши.
Аспекта тут два:
1) требуется увеличить высоту транца от ОЛ, ибо проектировался и строился Б-1 в эпоху монопольного присутствия советских ПЛМ (h тр. = 380...420 мм) и полного отсутствия импортных (h тр. = 420...450 мм);
2) наличие в подвеске Т-9.9 миниатюрных струбцин от ПЛМ «младшего» типоразмера, с явно маловатым расстоянием осей винтов от опорной поверхности. Т.е. чашки прижимных винтов могут не уместиться на коренном транце, а усилие затяжки придётся на самый край транцевой доски, что чревато нехорошим распределением нагрузок, особенно на заднем ходу.
Пришлось наморщить ум
, да и изготовить из стального уголка 40х40х4,0 мм кронштейн сварной конструкции:


Причудливое расположение крепёжных отверстий вызвано тем, что за 45 лет транцевая доска превратилась в сыр голландский с дырочками, которые так любят мыши и которые попадаются не там, где хотелось бы мне теперь. В плане прочности…
Крепится сей сварной узел вот так:



На непрокрас не смотрим,здесь не играем, тут рыбу заворачивали это место установки стойки в процессе ремонта/реставрации Б-1. По теплу подкрашу под слоновую кость и не только.
Подложил брусок высотой 35 мм:


— и навесил моторчик:

Теперь видно, как высоко относительно старой опорной поверхности расположены чашки винтов струбцин. А ведь возможен и дополнительный подъём мотора. Так что, не зря применён заведомо прочный и жёсткий кронштейн:

Смотрим, как антикавитационная плита мотора расположилась по отношению к транцу и линии киля. В первом приближении пусть будет пока так:


А уж серия заездов в ближайшем затоне покажет, какие параметры навески Си-Про-Т9,9 будут оптимальными.
Поворотное основание (из капролона?) индуктивного датчика импульсов системы зажигания болтается вверх-вниз с размахом ~6 мм. Притом радиальный зазор практически отсутствует. Пришлось изготовить — спасибо другу, токарю Сергею — съёмник маховика: стальной блинчик Ø 72 мм, толщиной 12 мм, с центральной резьбой под болт М12х1,25х30 кл. прочности 8.8, и три винта М6х35 кл. прочности 9.8. С моментом едва ли не в десять килограммометров (дальше боялся обрыва винтов М6, крепяших съёмник к маховику) напряг систему… Удар трёхсотграммовым молотом по головке выжимного болта, и маховик подпрыгнул на пару миллиметров! Ффухх… (Оценил лаконичную конструкцию под маховиком: генераторные катушки системы зажигания и питания бортовой сети, 12 В, стоят неподвижно, поводком от привода дроссельной заслонки поворачивается лишь лёгонькая пластиковая деталька с датчиком системы зажигания. Треплются, изгибаются при манипуляциях рукояткой «газа», только два провода датчика. Разобрать-собрать — не вопрос. Понравилось. И магниты в маховике ну очень мощные. :) )
Замерил щупом осевой зазор в пакете «крышка картера-основание датчика-замыкающая пластина» — 1,3 мм. Однако! Пришлось просить Сергея изготовить ещё и стальное кольцо Ø63хØ42х1,2 мм. Всё, болтанка датчика устранена.




Кстати, в походную сумку с заводским комплектом ЗИП всех советских подвесных моторов входил съёмник маховика! На Привете-22 и многих других он представлял собой втулку с выжимным болтом, которая ввинчивалась в центральное отверстие маховика: и соосность приспособления с хвостовиком коленвала была обеспечена, и компактность заведомо прочного съёмника идеальная. И чего у нас не скопировали?.. Не понравилось.
Теперь, кажется, мотор готов к продолжению обкатки. Или?.. Да нет же, готов моторчик!
С целью оптимизации транспортных операций «эллинг — водоём — эллинг» принято решение возить Бесёнка на прицепе/трейлере, загружая его килем вверх на мотолодку Сармат, как это опробовано с комплектом «гребная лодка Ирис — Сармат». Проблема заключается в разнице длин Б-1 и Ирис ~0,7 м в пользу последней; решается установкой дополнительного кронштейна (труба 40х25х1,8 мм + она же, распущенная вдоль). Это не миномёт системы С+Б-1:

— опирается на микро-палубу в носу Сармата, т.е. на бак,

— и крепится микро-рым-болтом М10; опоры-укосины — болтами М8х40, вворачиваемыми в пару отверстий внизу носовой/таранной переборки с обратными гайками М8 (которые усиками впиваются в древесину обвязки сей переборки).

Получилось в итоге (если смотреть на лодку сбоку и не учитывать наличие моего ботинка в кадре; изображение перевёрнуто для наглядности), что опора крайней точки форштевня Бесёнка сместилась в корму на искомые 700 мм и поднялась над палубой Сармата на 200 мм — во избежание контакта с консолью и штурвалом:

Вот, жду помощника и конца дождей: будем снимать мотор с МЛ Соло-Б2.0, ставить её килем к стенке эллинга. Сармат — на трейлер и вооружаем японовихрём, аккумулятором и всем остальным. Ставимминомёт кронштейн на Сармат, сверху Бесёнка и — на воду, в Краснослободский затон. Там спокойно, защита от ветра и волн с реки, нормальный спуск. И, страхуя судном сопровождения (Сармат), добираем 50 минут наработки на частоте 3000±200 об/мин. Всё, дальше веселимся по полной, но на топливной смеси 1:25 ещё девять часов. Играя всякими параметрами и обретая навыки румпельного управления.
Пока планы такие. Ах, да: нужно позаботиться о рабочем месте рулевого. На чём сидеть, на что опираться спиной, высота пятой точки от пайола… И т.д.
Продолжение следует.
Итак, при полном поощрении (!!!) со стороны супруги, на подаренные сыновьями

средства к моему некруглому юбилею был приобретён подвесной лодочный мотор Sea-Pro-Т9,9 производства КНР. Обзову его Китаеветерком-12 (далее — КВ-12 или Си-Проша), ибо при весе 31 кгс и рабочем объёме двигателя 246 см.куб развивает он по всем бумагам 9,9 л.с. Правда, по словам продавцов, реально с гребного вала (???) снимается ~12 лошадок. Хочется верить…

Цель покупки — кататься на Бесёнке в режиме румпельного управления. Никакого ДУ. Для скоростных покатушек в микролодке с посадкой по-автомобильному имеется Соло-Б2.0 проекта Б-2.
Главная особенность мотора — применение мотоголовы -9,9/15 в сочетании со всем остальным от ПЛМ -9,8, т.е. редуктор, подвеска, струбцины типа Мерко/Тоха/Ямаха/Парсун/Хидея и т.д. на 8,0...9,8 л.с. Это дало снижение веса на 5...6 кило в сравнении с клонами двухтактной Ямахи-9,9/15 (да и самой Я-15). Что вполне по силам становой тяге вашего покорного слуги. На восьмом десятке-то.
И вот, приобретя масло для двухтактной мототехники от ВНПЗ Лукойл-Волгоград и разбавив его 92-м бензинчиком, также от ВНПЗ Лукойл-Волгоград, произвёл торжественный пуск Си-Прошки прямо в гараже, при температуре воздуха +0,9Сº. В присутствии и при моральной помощи (ах да, и при физической тоже — держал «на массе» вывинченные свечи и смотрел на них искру, пока я дёргал за верёвочку...) соседа по гаражу и сослуживца по Транснефти — Сергея Петровича П. Петрович давно принимает участие, фиксируя на смартфон водные упражнения с нашими лодками.
Первый блин: десять-пятнадцать дёрганий/потяжек кикстартера — ноль.
Выкрутил свечи; влажные! Протёр. Рывок, ещё рывок — нет искры. Почесали репу. Переставил чеку — сослепу не до конца вставил… Со словами «Ой!» и прочими… искра появилась. Хорошая притом. Свечи — в свои гнёзда.
Второй блин: со второй потяжки моторчик сказал «дык-дык» на одном цилинндре и тут же — как пулемёт. Ровная строчка, без пропусков, оба цилиндра в работе. НЕ комом второй блинчик!
Почти сразу, но не торопясь, убрал подсос, газ на ноль… Работает. Струйку писающего мальчика — контрольки системы охлаждения — направил ладошкой в подставленное овальное строительное ведро (на три ведра ёмкости, из-под чего-то белого, но отмытого).
Всё! Последний календарный день зимы заканчивается, трое суток после второго укола от ковида-19, могу принять 30 миллилитров коньячку (виски) Прасковейский за успешный пробный пуск Си-Проши. Снять стресс и перевести его в эйфорию.
И тут всплыл вопрос (или всё же вопросик?): при повторном пуске Т9,9 «на бочке» обратил внимание на излив воды из нескольких дренажных отверстий по разъёму «дейдвуд-редуктор» на минимальных холостых оборотах и (внимание!) на угасающую вплоть до нуля струйку воды из контрольного отверстия. Прибавляю обороты — струйка (не струя, то есть) оживает. Однако…
Опыт с Ветерком-8Э подсказывает, а не в уплотнении ли трубки подачи воды по корпусу помпы дело? Короче, снял редуктор (4 болта и сгон резьбовой муфты вверх по тяге реверса), нашёл резиновую втулочку сдвинутой вверх по трубке. Вот так. Похоже, дефект сборки на заводе. Если неаккуратно пару раз снять-поставить редуктор, то можно, при отсутствии смазки на трубке, выдернуть втулку из помпы, а потом, при повторной сборке, просто придвинуть втулку к краю отверстия без натяга и герметичности, т.е. неплотно прижать со всеми вытекающими
Снял втулочку с трубки, вставил в ступенчатое отверстие в крышке помпы, совместив для фиксации приливчик на боку втулки с радиальным отверстием в гнезде под втулку, нанёс каплю-другую консистентной смазки на трубочку и…
Всё?
Не-не-не! Повторно снял редуктор, вымерил зазор между верхом втулки, вставленной в гнездо помпы, и верхом колодца в дейдвуде; разница составила 23 мм; выточил из дюраля дистанционную втулку означенной длины (23 мм) наружным диаметром 17 мм, внутренним 9 мм. Установил редуктор на место, не забыв надеть на водоподводящую трубку новую детальку — дистанционную втулку, исключающую выдавливание резиновой втулки из гнезда корпуса помпы. Вот теперь всё: резиновое уплотнение трубки в гнезде корпуса помпы останется герметичным, с гарантией.
Руки (и голова, к сожалению) дошли до причин события «Переставил чеку — сослепу не до конца вставил…». Их две. Первая — ну очень неухватистая верхняя часть кнопки «Стоп» на румпеле Т9,9, хоть пассатижами тяни, для установки чеки. Вторая — мотор был в магазине единственным, зато в коробке (вскрывали при мне), а оранжевый колпачок кнопки сделан из… материала, лишь отдалённо напоминающего резину; в гараже это оранжевое под руками расползлось, выкинул к…
Зато в мастерской имеется токарный станочек! Полчаса работы, и вот в руках некая тарелочка и кольцо, выполненные из графелона. Он же капролон, но наполненный графитом. Лёгким движением ножовки тарелка делится надвое,




Не удержался, да и порадовал себя ещё разок: купил цифровой «нарумпельный» тахометр производства КНР:

Однако, на румпель примерил и осознал, что это неэстетично и неэргономично: 1) ширина корпуса прибора больше ширины румпеля; 2) табло тахометра смотрится с места водителя под очень острым углом. Вывод нашёлся быстро — поставить приборчик на… сами увидите, куда и как.
Берём кусок холоднокатаного листа стали 08Х13, в обиходе нержавейка, вырезаем две детальки, свариваем их между собой, получаем кронштейн:


Кронштейн ставится вот так, крепится болтом М8х30 и гайкой с капроновым вкладышем на передней рукоятке (? как называется эта деталь?) мотора:

Теперь пилот может смотреть на табло тахометра под прямым углом, а сам прибор лучше защищён от случайных воздействий, нежели на румпеле. Да и провод датчика в этом случае не деформируется при каждом откидывании румпеля, ибо проложен стационарно.

В соответствии с рекомендацией ИЭ по обкатке мотора поставил его на бочку и десять минут аккуратненько погонял на холостом ходу. После недельного перерыва пустился с одного потяга кикстартера, даже до присоединения бензошланга, т.е. на остатке топлива в поплавковой камере. Ну, и слегка, без фанатизма, уже с присоединённым баком, погазовал:
Писающий мальчик писал хорошей, тугой струёй, включая работу на минимальных оборотах. Не зря редуктор снимался!
Ну, и последние минуты работы на бочке. На творческий беспорядок внимание не обращаем:
Приборчик отсчитал первые 10 минут. Настроили. Частоту вращения коленвала показывает адекватно.
Всё, сливаем воду. А то опять морозы накатывают.
До лета! Хотя бы до мая…
Дальше по ИЭ следует, если обкатка идёт на лёгкой лодке, «разогнаться до глиссирования, сбросить газ до n = 3000 +\- 200 об/мин и походить так ~50 минут, временами кратковременно добавляя газ до n/max».
Там же расписано, как нагружать моторчик следующие девять часов до конца обкатки.
До мая ещё далеко. Тем временем устранил пару недочётов.
Недочёт № раз. Выход проводов из подмаховичной платы (основание магнето) заключён в жёсткий кембрик и при манипуляциях рукояткой «газа», т.е. при поворотах сей платы, нижний конец кембрика треплет довольно тонкие проводочки. Пришлось зафиксировать его, нижний конец кембрика, хомутом, установленным под головку одного из «местных» болтов — всё, теперь кембрик обеспечивает плавный изгиб проводков по большому радиусу внутри себя.
Недочёт № два. Защёлка в подвеске фиксирует дейдвуд в рабочем положении на заднем ходу, не позволяя винту вылетать из воды, и освобождает ногу в нейтрали, это нормально. Так на переднем ходу защёлка тоже блокирует откидку мотора! «Эт зачем они её так крепют?» (

По мотору Т-9.9 выполнены основные работы в плене подготовки к продолжению его обкатки, теперь уже на воде. Пора заняться подготовкой собственно корпуса Бесёнка к установке Си-Проши.
Аспекта тут два:
1) требуется увеличить высоту транца от ОЛ, ибо проектировался и строился Б-1 в эпоху монопольного присутствия советских ПЛМ (h тр. = 380...420 мм) и полного отсутствия импортных (h тр. = 420...450 мм);
2) наличие в подвеске Т-9.9 миниатюрных струбцин от ПЛМ «младшего» типоразмера, с явно маловатым расстоянием осей винтов от опорной поверхности. Т.е. чашки прижимных винтов могут не уместиться на коренном транце, а усилие затяжки придётся на самый край транцевой доски, что чревато нехорошим распределением нагрузок, особенно на заднем ходу.
Пришлось наморщить ум



Причудливое расположение крепёжных отверстий вызвано тем, что за 45 лет транцевая доска превратилась в сыр голландский с дырочками, которые так любят мыши и которые попадаются не там, где хотелось бы мне теперь. В плане прочности…
Крепится сей сварной узел вот так:



На непрокрас не смотрим,
Подложил брусок высотой 35 мм:


— и навесил моторчик:

Теперь видно, как высоко относительно старой опорной поверхности расположены чашки винтов струбцин. А ведь возможен и дополнительный подъём мотора. Так что, не зря применён заведомо прочный и жёсткий кронштейн:

Смотрим, как антикавитационная плита мотора расположилась по отношению к транцу и линии киля. В первом приближении пусть будет пока так:


А уж серия заездов в ближайшем затоне покажет, какие параметры навески Си-Про-Т9,9 будут оптимальными.
Поворотное основание (из капролона?) индуктивного датчика импульсов системы зажигания болтается вверх-вниз с размахом ~6 мм. Притом радиальный зазор практически отсутствует. Пришлось изготовить — спасибо другу, токарю Сергею — съёмник маховика: стальной блинчик Ø 72 мм, толщиной 12 мм, с центральной резьбой под болт М12х1,25х30 кл. прочности 8.8, и три винта М6х35 кл. прочности 9.8. С моментом едва ли не в десять килограммометров (дальше боялся обрыва винтов М6, крепяших съёмник к маховику) напряг систему… Удар трёхсотграммовым молотом по головке выжимного болта, и маховик подпрыгнул на пару миллиметров! Ффухх… (Оценил лаконичную конструкцию под маховиком: генераторные катушки системы зажигания и питания бортовой сети, 12 В, стоят неподвижно, поводком от привода дроссельной заслонки поворачивается лишь лёгонькая пластиковая деталька с датчиком системы зажигания. Треплются, изгибаются при манипуляциях рукояткой «газа», только два провода датчика. Разобрать-собрать — не вопрос. Понравилось. И магниты в маховике ну очень мощные. :) )
Замерил щупом осевой зазор в пакете «крышка картера-основание датчика-замыкающая пластина» — 1,3 мм. Однако! Пришлось просить Сергея изготовить ещё и стальное кольцо Ø63хØ42х1,2 мм. Всё, болтанка датчика устранена.




Кстати, в походную сумку с заводским комплектом ЗИП всех советских подвесных моторов входил съёмник маховика! На Привете-22 и многих других он представлял собой втулку с выжимным болтом, которая ввинчивалась в центральное отверстие маховика: и соосность приспособления с хвостовиком коленвала была обеспечена, и компактность заведомо прочного съёмника идеальная. И чего у нас не скопировали?.. Не понравилось.
Теперь, кажется, мотор готов к продолжению обкатки. Или?.. Да нет же, готов моторчик!
С целью оптимизации транспортных операций «эллинг — водоём — эллинг» принято решение возить Бесёнка на прицепе/трейлере, загружая его килем вверх на мотолодку Сармат, как это опробовано с комплектом «гребная лодка Ирис — Сармат». Проблема заключается в разнице длин Б-1 и Ирис ~0,7 м в пользу последней; решается установкой дополнительного кронштейна (труба 40х25х1,8 мм + она же, распущенная вдоль). Это не миномёт системы С+Б-1:

— опирается на микро-палубу в носу Сармата, т.е. на бак,

— и крепится микро-рым-болтом М10; опоры-укосины — болтами М8х40, вворачиваемыми в пару отверстий внизу носовой/таранной переборки с обратными гайками М8 (которые усиками впиваются в древесину обвязки сей переборки).

Получилось в итоге (если смотреть на лодку сбоку и не учитывать наличие моего ботинка в кадре; изображение перевёрнуто для наглядности), что опора крайней точки форштевня Бесёнка сместилась в корму на искомые 700 мм и поднялась над палубой Сармата на 200 мм — во избежание контакта с консолью и штурвалом:

Вот, жду помощника и конца дождей: будем снимать мотор с МЛ Соло-Б2.0, ставить её килем к стенке эллинга. Сармат — на трейлер и вооружаем японовихрём, аккумулятором и всем остальным. Ставим
Пока планы такие. Ах, да: нужно позаботиться о рабочем месте рулевого. На чём сидеть, на что опираться спиной, высота пятой точки от пайола… И т.д.
Продолжение следует.
78 комментариев
Да, опытного инжинера-механика не проведёшь
Румпель для активного вождения небольшой лодки даже удобнее, да и развесовочка поинтереснее.
Теперь ждём испытания на воде, ну и видео с параллельно идущего Сармата, впрочем как и видео Сармата с параллельно идущего Б-2
А я то был не внимателен и подумал что моторчик и на Б-2 планируется попробовать как альтернативу.
Мне сообщили, что в Волгограде нет льда на Волге, возможно наврали.
Но почему-то я верю. Я бы не вытерпел и не стал гонять моторчик в бочке, а выехал на воду… )))
А льда у нас напротив города не бывает практически по двум причинам: зимы стали тёплыми; на северной границе города работает ГЭС, вода всегда жидкая и относительно тёплая вытекает из водохранилища с глубины 38 м. Через десять-двадцать-тридцать км, к югу, она остывает и покрывается-таки льдом. Но поверх «теплой и жидкой» воды — зима.
Так что, ждём мая.
Проверил на нижнем бьефе, там тоже толстый лёд…
Подозреваю, что в городе герое Волгограде можно не закрывать сезон!
В эти новогодние каникулы компания отправилась на обрезанной Казанке на Сарпинский остров поохотиться. После всех удовольствий и ночёвки в охотничьем домике возвращаются к правому берегу, чуть ниже по течению, чем вход в ВДСК, а метров 8...10 кромки воды замёрзло. Пришлось паре отдохнувших лезть в воду и толкать лодку до откоса берега, ломая лёд: верёвок, как и кнехтов/уток, на обрезке не нашлось… Профи?
А так-то да, по-всякому бывает зимой. И на Восьмое марта ходили пешком через Волгу напротив центра города.
Они не только на лодках, они на всех видах техники передвигаются… )))
Пораскинем умишком, поставим мысленный эксперимент(-ты).
Перевернувшись, что вполне вероятно, особенно в процессе обкатки, через пять-десять минут можно смело, но быстро, начать прощаться с жизнью. Ведь не будет спас-костюма для Арктики? Как и спас-судна сопровождения рядом… И если мотор заглохнет — карбюраторы на ПЛМ зимой имеют устойчивую тенденцию к обмерзанию, ибо конструктивно не омываются горячей ОЖ — то совсем не факт, что вёслами (если они вообще наличествуют в лодке) удастся догрести до берега. А не уткнуться по течению в кромку льда ниже по реке и где-то на стрежне. А если ближе будет берег необитаемого острова? И так далее. В том же духе.
Опыт и статистика рулят. Множество «профи» погибло на воде именно зимой. И глубокой осенью.
Ну, разве что, придётся кого-то спасать, рискуя отдать «жизнь за жизнь». Да и спасать на воде зимой надо уметь — отдельная тема.
Такова моя позиция.
Вам не стоит выходить на воду зимой.
Такова моя позиция.
старый и больнойпень!По моим представлением оптимально заметно поднимать ПЛМ — постепенно поднимать до тех пор, что бы появлялись «прохваты» на прямой в максимальной скорости, а потом — на 5мм ниже фиксировать.
Но это всё очень индивидуально.
Например, винт другой — и оптимум изменится, волнение выше чуть — высота установки меняется, и т.д. и т.п…
Общее — чем выше установлен ПЛМ, тем ниже сопротивление. С ЧПВ не совсем линейно падает сопротивление подводной части, там есть два-три минимума-оптимума, но это уже очень тонкая настройка.
И ещё: мы вот обсуждали оптимальные угла атаки глиссирующих поверхностей (не путать с ходовым дифферентом!) — так вот, на максимальные скорости нужно настраиваться на 3,5...4,5 градуса угла атаки. Настройки — это и угол откидки ПЛМ от транца, и — это важно — продольный наклон лопастей винта от ступицы, «рейк»/rake.
Об этом редко пишут.
Т.е. сопротивление подводной части ПЛМ довольно-таки заметно изменяется от угла «потока», в идеале — с минимальным углом атаки антикавитационной плиты, и лучше, что бы был угол в плюс, чем в минус. Вот и нужно настраивать рейк лопастей винта.
гражданской наружностис о. Тайвань:Прибыл вечерней лошадью из Питера. SOLAS, Амита-3. И отлично встал на гребной вал Си-Про-Т9,9:
Чисто прозапас. И долой шплинтование, да здравствует самостопорящаяса гайка с полиуретановым вкладышем!
У меня в прошлом сезоне открутился винт на самоконтрящей гайке, просто чудо, что я его не потерял…
Удачи!
Шлицы и резьбовой конец вала.
Или?
Гайки с тефлоном были всегда.
А вообще да, раскрутился он.
Гайки такие рассчитаны на считаные разы монтажа/демонтажа. Потом вкладыш обминается и перестаёт «держать». Поэтому у меня в ЗИПе их две постоянно.
А процесс самороспуска крепления винта прост — винт в шлицах имеет зазоры/люфт, при переключениях реверса идёт угловая раскачка и, соответственно, микроперемещения шайбы под гайкой, а вкладыш-то ослаб(!) после нескольких перестановок винта. Если включать лишь ход вперёд, то всё будет ОК. Долго. А если много реверсировать, то…
Гайку менять почаще! — не будет самороспуска.
У меня эти этих гаек в ЗИПе не просто 2, а все 22.
Ввиду того, что у меня винтов, как у дурака махорки, приходится иметь множество различных шайб (упорных, ответных, промежуточных), втулок, гаек и т.д…
Я очень ответственно отношусь и готовлюсь к каждому выходу, даже на «5минут», без исключения!
Так что я для себя решил нуегонафик, шплинты всегда в мешочек с инструментом имеются в количестве нескольких штук.
Ничего не мешает. Кстати ни разу с кормы не заливало.
Даже когда стоял на кормовом якоре. )))
На большой лодке он есть (рецесс), весьма условный, чтобы вывести троса и получить возможность откидки мотора.
Сейчас кстати акция на моторы SeaPro9.8 (копия тохацу)…
Моторы с нового года подорожали, не сильно, но факт.
Вечером друг звонит, прислали новый прайс на SeaPro, 9.9(15) подорожали на всеобщем хайпе на 5т.р. и стоят теперь 88+. Как-то так… (((
с перламутровыми пуговицамииз титанового сплава. И срезал кусок пластикового корпуса кикстартера; теперь колпак стоит на поддоне ровно, а не с наклоном к левому борту.Теперь, пожалуй, всё сделано на СиПроше к навигации.
PS: Фото будут. Ждём-с.
Родной сырой стержень легко погнул рукой. Правда, в тисочках. А вот титановый потребовал серьёзных усилий, что в опиловке, что в сверлении. Да и не согнуть теперь — попробовал с дуру ума… Нет, не гнётся! Сверлил в станочке, на малых оборотах, свежезаточенным — спасибо Сергею, моему бывшему токарю! — сверлом.
Оказалось, достаточно спилить кусок пластика под неким наклоном к вертикали, как колпак встал на своё место. Без малейшего перекоса. Хорошо.
В образовавшееся окошко стал виден датчик (?) момента искрообразования:
Понадобится ли? Окошко-то.
Хорошо, хоть рукомойник не попал в кадр, а то шайками закидали б.
магнетодатчика момента зажигания. Смотрим. Если ещё интересно. Сбросимся, будет интереснее. Наверное.Прошу не кидать в меня помидорами за посконный, домотканый, он же гаражный, т.е. выполненный на клочке миллиметровки в гараже на коленке, по месту, сей технический рисунок. Может, кому-то и пригодится в
рукоблудиимелком техническом творчестве.Подробности — в тексте темы.
Снял термостат и кинул в стакан с водичкой ~50 градусов — через полминутки клапан приоткрылся. Всё хорошо!
Ждём не дождёмся ходовых испытаний.
Считаю они просто не знают о его существовании и ориентируются на рем. комплект мотора, с которого копировали.
У меня для мерка съемник существует, но он отдельно стоит денег.
Я снимал маховик на своем моторе, это танцы с бубном.
Просил изготовить съемник за деньги, все морозятся. )))
Тройник — бывший бублик 72х12 мм.
Проверил в деле: работает.
А первый демонтаж маховика был тяжёлый, думал оборву винты М6. Тянул полуметровыми удлинителями ключей; на клей, что ли, сажали маховик на заводе?..
Лишь бы центральная резьба в маховике присутствовала.
В течении дня лёд у береговой кромки не давал сбросить лодку.
Пробежались недалеко, наш остров еще во льду, зато соседний освободился.
На период обкатки СиПрошки и потом, в процессе обучения внука(-ов) эксплуатации лодки требуется судно сопровождения, в роли которого видится Сармат. Это надёжно, экономично и эстетично. Тем более, что имеется опыт совместной перевозки Сармата с гребной лодкой Ирис. Но Бесёнка закрепить вместо гребной лодки на имеющихся местах — на съёмной арке и микро-рым-болте на носу носителя — получится не сразу: Бесёнок короче Ирис на 0,7 м.
Всё, пошёл думать, прикидывать, рисовать, пилить-сверлить-варить.
Жаль, что больше некому ничего сказать.
Удачи!
10-40 это очень разная дистанция для перевозки.
У меня Волга в 40-50 минутах ходьбы, берег правда обрывистый.
В скором времени скорее всего исчезнет единственный городской слип.
Он попал под «реконструкцию» набережной и доступ к нему будет ограничен… (((
Слип пока остается, а там видно будет.
Дядь Жень, масло в редукторе мотора заменили или нет?
2. Масло в редукторе как слеза, уровень на пару см ниже заливного, т.е. верхнего, отверстия. Заменю в конце обкатки. Посмотрим, что за жижа сольётся.
2.
Вам виднее, информация для размышления.
Есть у меня товарищ, который приобрел новый Мерк-30 в кредит, он и после обкатки решил масло просто проверить, не менять. )))
Ролик Гусара посмотрел. Пойду в гараж, проверю масло в редукторе на прозрачность и отпишусь, с фото.
Вот это действительно печалька.
Залил новое, Elf GL-5. Пришлось собрать приспособление из ПЭТ-пузырька, шланжика сечением 4 мм и пары свежевыточенных штуцерочков. Выдавил, пока не пошло из верхнего отверстия. Ушло примерно 245 мл. По ИЭ — 250 мл.
Из дружественного форума ссылка:
forum.katera.ru/index.php?/topic/64026-proshu-pomoschi-po-motoram/#entry2528939
Увы, от этого никто не застрахован.
Тут же вскрытия прекратились, причем везде…
Моторы несомненно очень жаль. Может все же расстараются и найдут.
Сочувствую.