Зима близко. Самое время для выбора мотора.
Итак.....
Озадачился я покупкой мотора к следующему сезону. Раньше довольствовался ПВХ и моторами мощностью 5 и 15 л.с. Моторы не мои, и не всегда наши желания совпадают с нашими же возможностями. Да и на будущий сезон твердо решил перейти на эксплуатацию жесткого корпуса.
Варианта вижу два пока: оставить себе на сезон-другой стальной джонбот или сделать весной плоскодонку «традиционную». Но возможен даже вариант держать обе лодки.
Вес корпуса джонбота 260 кгс, вариант «традиционной» лодки выходит примерно в 200 кило. Загрузки предполагаются примерно по 400-500 кгс. Это максимум, чаще — меньше, движение — неспешное вверх по реке на расстояние от 20 до 60 км.
По началу я смотрел на моторы мощностью 30 л.с. и больше склонялся к Ямахе и Сузуки.
Но, если на джонбот мотор повесил раз, и катай себе комплект на прицепе, то на другую лодку его нужно каждый раз перевешивать и снимать, плюс еще и из машины вытаскивать, а ведь вес у тридцатки не маленький, от 53 кгс. Поэтому стал я смотреть моторы 20 л.с. Пока рассматриваю только б/у моторы, однако кроме Тохатсу-18 и его копий, не особо что увидел. Есть, правда, клоны Т-18 из КНР, но с качеством и надёжностью их вопросов много. Тем более, что ни сам, ни кто-то из моих товарищей с эксплуатацией этих клонов не сталкивались.
Кто из коллег что-то может сказать по двадцаткам? У кого какой опыт есть?
Вопросы заочно адресованы Александру, как владельцу китайского мотора, и Евгению, как владельцу четырёхтактной двадцатки. Хотя я склонен скорее рассматривать двухтактные ПЛМ.
Возможно, и у других был или есть опыт эксплуатации подобных моторов, мнения и советы приветствуются.
Озадачился я покупкой мотора к следующему сезону. Раньше довольствовался ПВХ и моторами мощностью 5 и 15 л.с. Моторы не мои, и не всегда наши желания совпадают с нашими же возможностями. Да и на будущий сезон твердо решил перейти на эксплуатацию жесткого корпуса.
Варианта вижу два пока: оставить себе на сезон-другой стальной джонбот или сделать весной плоскодонку «традиционную». Но возможен даже вариант держать обе лодки.
Вес корпуса джонбота 260 кгс, вариант «традиционной» лодки выходит примерно в 200 кило. Загрузки предполагаются примерно по 400-500 кгс. Это максимум, чаще — меньше, движение — неспешное вверх по реке на расстояние от 20 до 60 км.
По началу я смотрел на моторы мощностью 30 л.с. и больше склонялся к Ямахе и Сузуки.
Но, если на джонбот мотор повесил раз, и катай себе комплект на прицепе, то на другую лодку его нужно каждый раз перевешивать и снимать, плюс еще и из машины вытаскивать, а ведь вес у тридцатки не маленький, от 53 кгс. Поэтому стал я смотреть моторы 20 л.с. Пока рассматриваю только б/у моторы, однако кроме Тохатсу-18 и его копий, не особо что увидел. Есть, правда, клоны Т-18 из КНР, но с качеством и надёжностью их вопросов много. Тем более, что ни сам, ни кто-то из моих товарищей с эксплуатацией этих клонов не сталкивались.
Кто из коллег что-то может сказать по двадцаткам? У кого какой опыт есть?
Вопросы заочно адресованы Александру, как владельцу китайского мотора, и Евгению, как владельцу четырёхтактной двадцатки. Хотя я склонен скорее рассматривать двухтактные ПЛМ.
Возможно, и у других был или есть опыт эксплуатации подобных моторов, мнения и советы приветствуются.
77 комментариев
Мой тоже из первых, есть несколько устранимых проблем, говорят в следующих эти недочеты устранили.
Пробег у меня за три года не большой, всего 42 часа, но с точки зрения техники проблем нет, совсем. Заводится стабильно, работает устойчиво, даже после того как чуть придавил обороты х.х. По весу он не сильно легкий, но перекинуть в одного возможно. По зап.частям сейчас нет проблем, цена на них правда, как по мне, завышена. новый Блок стоит 30т.р. при стоимости мотора 80-85 т.р.
Вес у 20 лс. приемлемый для переноски и навески, хотя возможно что у старых японцев он больше чем у современных китайцев, тут нужно посмотреть.
У вашего мотора Александр кубиков побольше чем скажем у той же Тохи 18, чувствуется это или сравнить не с чем вам.?
То, что мотор Китайский меня не пугало, понимал, что беру и какие риски могут быть.
Сравнить могу только с Меркури 15 и Нептуном 23. Второму точно не проигрывает, может это связано с лучшими винтами и обтеканием редуктора. У меркури 262 кубика, винт был 9 шага, обороты не мерились, но на этом моторе под 9 винтом скорость побольше, редуктор более скоростной.
По запчастям смотри тут.
zipmarine.ru/catalog/zapchasti/2_kh_taktnye_/20f/
Да и в перспективе пока только ал. лодка 3,8 м. и на неё тоже мотор в 20 лс. будет актуален.
Вот на джонбот он может и слабоват будет, если только налегке( хотя может его вообще еще купят до сезона).
Если брать в расчет Я 20 или подобные то там вес порядка 50 кг. уже и тогда уж можно 4т. двадцатки рассматривать, у них вес подобный.
херняерунда, нет в современной реальности 2т моторов мощностью 20 сил, есть «удушенные» 30ки и «раздроченные» 15шки.Уверен, что Хайди на стенде не выиграет у той же Ямахи 15 и Сузуки 15
Другое дело — цена, тут Хайди безусловный лидер.
Честно? Я бы лично смотрел в сторону Сузуки 15, как самой лёгкой из нынешних 15шек.
Если пересчитать через расходы топлива, то там тоже большой вопрос — я не очень верю, что кЭтайский 2Т мотор расходует топливо экономичнее чем хорошие японские 2Т (когда они были новыми, конечно). Т.е. по расходам топлива этот ПЛМ так же можно оценить как «до 15л.с.».
И вообще, практика возни с кЭтайскими моторами (на мотоциклетках, например, пит-байки в спорте используют, да и другие измеряли) показывает, что кЭтайские 2Т можно оценивать примерно в 60% от заявленной мощности, 4Т — в 75%. Это довольно стабильный показатель.
А вообще Михаил как можно посчитать какой мотор лучше подойдет на определенную лодку при прочих равных условиях(сходное количество оборотов, одна мощность, примерно одни винты и т.д.) 2т или 4т?
«Прочих равных» — не бывает: 2Т моторы имеют более высокий крутящий момент, т.е. развивают на тех же оборотах большую мощность, зависимость такая P=M*n/9549, где M — крутящий момент, Нм; n — обороты, об/мин., P — мощность, кВт; «9549» — размерный коэффициент.
Для лодок, которые ходят с малыми или умеренными скоростями выгодно иметь предельно низкие обороты гребного винта — буквально 250...750об/мин., для глиссеров, в общем-то, действует то же правило и обороты хорошо бы иметь на винте около 1000. Только для высокоскоростных глиссеров нужны более высокооборотные винты…
Отсюда: наиболее выгодны низкооборотные (ну, классофикация, конечно, тут иная — это всё равно высокооборотные моторы, но смысл должен быть ясен) двигатели — буквально 2500...3500об/мин. с редукцией порядка 1:3...5, что позволит применить винты большого диаметра, дающие максимум пропульсивного КПД.
Например: 14л.с. при 3500об/мин., редукция 1:3, т.е. на винте 700об/мин., на скорости 30км/ч упор составит порядка 90кгс. Круто? Диаметр винта — 335мм, шаг — 510мм.
Для сравнения: 14л.с. при 5500об/мин., 1:2, 30км/ч — упор 80кгс, D=215мм, H=245мм.
На более низких скоростях разница в упоре будет больше: для тех же вводных, но для скорости 20км/ч — 120 и 100кгс.
Возвращаясь к нашей задаче: 4Т обычно развивает максимальную мощность на более высоких оборотах, допустим, для маленьких ПЛМ это будет 6000...6200, а 2Т — на 5500...5700, и для обеспечения равного упора для 4Т нужен редуктор с большим передаточным отношением, что бы получить те же обороты винта.
Т.е., в принципе, дело не сколько в двигателе, а скорее в редукции.
Двигатели с умеренными оборотами максимальной мощности непопулярны, хотя такой мотор мог бы быть лёгким (нагрузки прямо пропорциональны давлению в цилиндрах, а от оборотов — в квадрате!) и экономичным (с узкими фазами газораспределения и минимальными потерями на газообмен, может быть — даже с увеличенной степенью расширения, циклы Аткинсона или Миллера), в сочетании с большой редукцией мог бы получиться прекрасный ПЛМ. Но… не делают таких.
Вывод: выбирать стоит ту модель, у которой будет большая редукция и более низкие обороты максимальной мощности (не путать с рабочим диапазоном оборотов!).
Это обороты, на которых развивается максимальная мощность — для ПЛМ их указывают не все производители.
Чаще приводят данные только по рабочему диапазону оборотов, например, «5100...5800об/мин.», где максимальная мощность — можно только догадываться, в данном случае я предположу, что это будет 5700об/мин…
Как бы — да.
Исключение — очень лёгкие скоростные лодки, вроде как у Шурика «физкультурник»… подумал, а ведь на «волне» у большей части коллег именно такие ;)
А вот тут — информацию накопать трудно!
Дело в том, что на средних оборотах разница в характеристиках может быть весьма велика. Для примера приведу характеристки (такие кривые называются «внешнескоростная характеристика», ВСХ) для ПЛМ другого типоразмерного класса:
Тут видно, что «эвик» развивает на средних оборотах намного более высокий крутящий момент, чем «яма».
Это — преимущество: с ростом нагрузки (например, увеличение сопротивления из-за того, что в лодку село несколько человек или на волнении и т.п.) обороты будут падать намного быстрее у Yamaha, а Evinrude сможет поддерживать скорость с минимумом потерь.
Так же всякое такое позволяет иногда установить более «тяжёлый» винт и несколько выиграть за счёт этого (но это верно ТОЛЬКО для режимов с НЕ-ПОЛНОСТЬЮ открытым дросселем, т.е. «в 2/3...3/4 газа»!).
Самый лёгкая «двадцатка» 4Т — HONDA-BF20D2 (и более поздние модификации) весит 48...49 кгс с румпелем и стартёром. Т.е., не наснимаешься и не натаскаешься туда-сюда легко и в одиночку.
Примечательно, что и 4Т моторы в 10 лошадок весят почти также: при рабочем объёме 0,202 л HONDA-BF10 тянет на 46 кгс в минимальной комплектации. Даже без электростартёра. «Десятки» 4Т от прочих фирм ещё тяжелее…
Если перебирать другие варианты и притом не брезговать изделиями советского авиапромома, то я предложил бы обратить взор на «Привет-22(-25) Казанского завода авиамоторов. Неубиваемый в рядовой — негоночной! — эксплуатации; 38 кг массы; самый обтекаемый редуктор для своей мощности даже на сегодня; самый экономичный для двух тактов — 340 г/л.с. в час. Проблемы(-мки) — нет (или всё же есть?) современных стальных, т.е. с тонкими полироваными лопастями, винтов левого вращения; на высокой скорости шумный выпуск: выхлопной патрубок чуть ниже АКП, вода не успевает смыкаться за его срезом, строчит как хороший — потому что нет пропусков! — пулемёт.
До 1977 года, по молодости технологий на КМА ПО, были случаи, крошились зубья ведущей вал-шестерни редуктора, позже всё отработали, редуктор тоже… стал неубиваем.
На форумах встречаются Приветы, вполне бодрые, с большим остаточным ресурсом и, что самое интересное, винты к ним трёх размеров шагов: штатный как скоростной, полугрузовой и, ну почти, грузовой.
Реальные 20...25 лошадок, а вес поменьше, чем Т-18. Я бы подумал. Да и запрашиваемые старыми хозяевами 10...20 тысяч кровных — это не 70 и даже не 50!
А Хонду мою, любимого ЯпоноВихря, ни на что не променяю!
На Б-2.0 ищу нормальную пятнашку-двадцатку 2Т, чтобы возить две лодки на прицепе одновременно, внизу Сармат с Х-20, сверху Б-2,0 без мотора, и то, что ищу, лёгонькое, в багажнике. Приехал на бережок, слиповался двумя лодками, достал из багажника моторчик, поставил (сам, в одно лицо) и катайся с сыном/внуком/другом параллельными курсами, кайфуй, в общем.
Хорошо бы найти Кресчент/Монарк/Вольво Пента-14, -25 или финский Терхи-15, -18, 20. Но чтобы с хоть каким-то остаточным ресурсом…
4Т — лучше ;)
На первом месте — Suzuki и Honda, как бы. Но это не точно.
В основном 2Т удобнее для перевозки в машине, нет масла в картере. Но 4Т экономичнее.
В идеале — лучше НОВЫЙ 10л.с., чем подержанный 20л.с… Предсказуемо потому что.
А уж если искать подержанный, то в вводных всё кричит о желательности 30л.с. — 760кг водоизмещения очень немало для 20л.с., 38кг/л.с. — глиссировать будет далеко не всякий корпус, уж тем более — без подбора винтов!
Т.е. в реальности есть два варианта:
1.глиссировать под 30л.с. — винт подбирать придётся, к слову, всё равно;
2.ходить в переходном режиме под 15л.с. с хорошим винтом.
Всё, иного, как бы, не дано, наверное.
Если бы мне было нужно ходить далеко, я бы однозначно выбрал бы 15л.с. 4Т мотор, укомплектовал бы его хорошим стальным 4-х лопастным винтом и ходил бы на переходнике.
Это конечно так но если купить новый мотор то придется на годик другой отложить постройку ал. лодки.
Приходится думать немного наперед т.к. желательно купить мотор который подойдет и на будущую лодку, и на длинную плоскодонку и еще бы в идеале на джонбот.
Но как ни крути а на джонбот просится минимум 30 лс. а на ал. маленькую лодку и длинную плоскодонку напрашивается 9,9 лс. с возможной переделкой в 15 лс. А вот 4т. или 2т. нужно определиться, придется пранспортировать часто в машине.
А может быть стоит задуматься о постройке какой-нибудь универсальной лодки, санок каких-нибудь, уж всяко интереснее джонбота и моторчик с них не снимать?
А про 2т или 4т? Если едешь быстро то всё равно на тактность, если ползёшь то однозначно 4т, можно и менее мощный.
А почему при меньших скоростях лучше 4т… из за расхода?
Вов, там вот такой корпус, как на картинках, как я понимаю в планах:
Он несколько тяжеловат — я хотел получить достаточно надёжную конструкцию для довольно тяжёлых условий — но и как бы высокоэффективен, 32...35кг/л.с. оно должно глиссировать… в принципе, это улучшенный «Крым» в открытой версии, если что.
Высокие скорости — не совсем для него, а вот хорошие ходовые качества с 2...3 людьми и под 15...20л.с. — это вот его стихия.
С хорошим винтом как бы можно и вчетвером пробовать под 15л.с. ходить, под 20л.с. — однозначно.
Ну и тут ещё один момент — две скулы и широкий отгиб скул, малая килеватость… в общем-то, лодка для рыбалки. Такую Юрий взял и Денис из Барнаула. Жду испытаний.
Её можно держать на берегу и привозить мотор с барахлом на машине а к джонботу еще и прицеп нужно делать, вот и думаю что выбрать.
Не факт что 4т. 9,9 лс. хватит для тех же задач что и 9,9-15лс. 2т.
Вопрос скорее в редукторе: в идеале это должен быть планетарный редуктор, и более того — двухскоростной ;) Т.е. на первой передаче редукция, допустим, 1:3,5...5, а на второй — 1:2,5...3.
В принципе, что-то такое можно построить на основе зубчатого ремня (с натяжителем гидравлическим!) и просто менять шкивы для смены передаточного отношения.
В принципе, заколхозить можно, но нужно подумать и посчитать… например, какие есть двигатели, сколько они стоют, какие есть возможности (допустим, для редуктора с зубчаторемённой передачей картер будет открытым, его можно собрать из плоских заготовок, но там будут довольно дорогие подшипники).
Потому как ПЛМ с ограничением бюджета и такими широкими требованиями мы, скорее всего, не подберём :(
Скорей всего придется ориентироваться на какую то одну лодку, понятно что сложно убить двух зайцев.
Спасибо всем за мнения, Михаил подробно все описал хоть и не совсем понятно для меня .
Как бы это возможно — в смысле двух зайцев одним выстрелом — но это будет банально дорого.
А вот стационар — как бы реальнее, но всё равно не дешевле, чем ПЛМ готовый. Тем более — подержанный.
Как вариант, можно рассмотреть теоретически «гибрид»: найти на вторичке ПЛМ 40...50л.с. с неисправным двигателем, но полностью исправным редуктором и вообще «сапогом», и поставить на него стационарный двигатель с зубчаторемённой передачей (тогда, например, при редукции в подводной части 1:2 можно сделать передачу с 1:1,5...2, и получить на винте 1:3...4).
А если уж делать стационар, то только с консольным выносом для вала, и под ЧПВ ;) Так, к слову, даже проще. И будет малая осадка, ниже днища будет только нижняя часть винта, а собственно привод — выше.
Рулить — перо руля на консоли за винтом.
Т.е. сделать упрощённый вариант, что-то в стиле TriMax.
Для такого привода нужно наверное лодку совсем другую делаль, вряд ли он встанет нормально на существующий джонбот.
Я все же пока остановлюсь на варианте с джонбот+30лс., лодка она есть а моторы 30 и 15лс. почти в одной цене б/у торгуют, т.ч. не буду ломать себе мозг и пока нет еще легкой лодки буду катать джонбот. Сделаю лодку под меньший мотор буду думать про 9,9-15лс.
Так что уважаемые товарищи спасибо за помощь и если у кого есть достойный мотор 30лс. я созрел .
Но вариант с ЧПВ для Юрия — не вариант: ему надо, чтобы не слишком быстро, но с хорошим упором, и чтоб по камням не боязно было. Что-то подобное можно глянуть в теме «Дяди Васи» про лодочки со стационаром, работающим на винт-травокос, не выступающий за днище лодки — forum.katera.ru/index.php?/topic/57101-motokaiak/page-9#entry2335712
Но не жалею!
Про тридцатку в общем поддерживаю. И про тоннель.
Даст бог получится собрать комплект к лету сниму видос про нашу реку.
Реально вообще на 40% диаметра винта заглубление сделать, а если поставить ЧПВ за тоннелем — вообще будет нижней точкой именно днище.
Тогда нужно два винта сменных: «скоростной» — умеренного диаметра и большого шага, и «грузовой» — максимального диаметра для данной модели ПЛМ и небольшого шага.
Можно ещё подумать над транцевыми плитами — иногда удаётся вывести лодку на глиссирование за их счёт, что в сочетании с «грузовым» винтом может сильно улучшить ТТХ.
И вообще, не стоит пренебрегать даже минимальными улучшениями — конечно же, при решении основных задач, т.е. не ударяться в ловлю блох если лошадь охромела ;)
Пренебрегать улучшениями не будем, если будет постоянное использование то придет и понимание что необходимо.
А вот расход топлива в кг/ч у двухтактной «тридцатки» в два раза больше, чем у четырёхтактной «двадцатки». Что важно, на мой вкус.
Да и винтов хороших, не гоночных, и в широком диапазоне шагов/диаметров на П-22 в «моё время» не было.
Я так думаю.
Отправился мотор СиПро М-25 ТК в г. Чусовой.
Не самой медленной скоростью.
Лови, Юра!
И начинай искать винты с шагом 9 и 10 дюймов. А там вода покажет.
И тереби Михаила по параметрам туннеля.
Удач, юный водномоторник!
И найдёшь. 100 процентов. Но! — на основе замеров скоростей и оборотов на исходном винте, с разной нагрузкой. Т.е. сначала хорошо бы набрать статистику.
И опыт.
Это же такой кайф — иметь в руках свой мотор!
Во-вторых, винты кто где покупает, Влад так ими вообще занимался.
Я, по глупости, первые свои винты брал в магазинах, сначала в «Аквауниверсале*, когда там скидка была, потом у Серёги в Весьма Риге, сейчас исключительно б/у на „мотолодке“.
Немного о том что получил на стальном джонботе...
Сперва проехал с полным водоизмещением около 700 кг. ( 4 чел.+мотор+снабжение+корпус) и вот что получил на трех разных винтах.
Первый винт Солас 12 шаг. Скорость вверх-вниз по течению 45-48 км/ч., обороты 5600 .
Винт второй (со слов продавца оригинал тохи) 11 шаг. Скорость вверх — вниз по течению 43-46 км/ч., обороты 5900.
Винт третий ( продавец говорил что хондовский но я понял что китаец какой то) шаг заявлен как 9 и семь восьмых. Скорость вверх-вниз по течению 33-35 км/ч., мотор уходит в перекрут и приходилось скидывать до 5800-5900 об.
В одного на 12 шаге тоже уходит в перекрут и если держать пол газа лодка идет 50-52 км/ч.
Попробовали в шестером ( плюс 150 кг.) на китайском винте. Оборотов много а скорости нет, около 30 км/ч. вниз по течению.
Погода была отвратительная, сильный ветер переменных направлений ( река петляет между гор и ветер тоже ), на волне подолбило но не критично.
В общем я доволен и мотором и поведением лодки под ним.
Сейчас уже идет все настроено и вся раздушка это замена прокладки на впуске, все уже настроено. А почему не гонять на 13родном винте?
И зачем такие грузовые, но никчемные винты?
Лодка тяжелая и думал пойдут но меньше 11 шага похоже нет смысла, будут в запасе на " добраться до дому".
На 13 винте только налегке гонять, 12 при средней загрузке нормально.
Надеюсь раздушка выполнена правильно...
Мы вчера закончили обкатку Мерка30, на 13 винте.
Обороты пока неизвестны. Общее водоизмещение, ~550кг.
А вообще-то, можно считать, комплект поехал, соглашусь с Владом.
Да здравствуют стальные глиссирующие пароходы!
УРРААА!
Тема достойна публикации в КК КиЯ. Железно! И Мише будет полезно.
Могу помочь, как вернусь из Ленинграда, через 10...15 дней. (Завтра стартуем)