Постройка стальной лодки

Приветствую всех! Меня зовут Юрий и здесь я появился по рекомендации Михаила (jeeet) т.к. строю лодку по его проекту и у меня вопросов больше, чем знаний и опыта. Есть желание освещать здесь постройку и я уверен, что это будет мне полезно в плане получения опыта и надеюсь советов от опытных людей. PS: Не совсем понимаю смысл «тегов» но без них сообщение не публикует. PS 2: Не понял как вести блог, все время через редактирование? Почему я не могу ответить или оставить комментарий.
Потихоньку осваиваюсь, пробую писать. Я человек в постройке серьезных лодок неискушенный и раньше делал только «традиционные лодки»



но всегда хотелось сделать что то отличное от других. Коротко про проект: стальная лодка переходного режима длиной 6,45 м., водоизмещение 650 кг. с возможностью небольшого увеличения, мотор планируется 10-30 лс. но конструктор озвучивал и 40 лс., осадка в полном грузу если не ошибаюсь 230 мм., массу еще не считал, обшивка сталь 1,5 мм., шпангоуты сталь 2 мм., набор продольный сталь 3 мм.



Эскизы того что задумано.Надо наверно картинки уменьшать.

52 комментария

avatar
Привет Юрий.
Поправил. Теги это то, по чему потом можно будет быстро найти топик.
Ждем более развернутого повествования.
avatar
Приветствую Вас, Юрий, как нашего нового коллегу!!!
Очень интересно (мне уж точно!) последить за строительством лодки с корпусом из стали. Из «старых» авторов форума, кажется, никто не строил железных пароходов.
Начните с общих данных проекта, эскизов обводов… А дальше само пойдёт. blush
avatar
Приветствую! Пишите, спрашивайте…
avatar
Юрий, картинки уменьшать как раз не надо!
Так хорошо. А что за лодка на первом фото?
Тоже железная? И чья?
avatar
На первом фото лодка типа " местная традиционная", сделана мной и моим товарищем в количестве 4 шт. с целью наработать денег на проект и постройку серьезной лодки. Борт и днище сталь 1,5 мм., " набортник" доска, набор полоса и уголок. У нас в приоритете подъем вверх по течению по реке с последующей рыбалкой на хариуса на перекатах и постепенный сплав, такие лодки у нас распространены но в основном полностью из дерева.
avatar
Молодцы! И все четыре лодки проданы?
avatar
Да все проданы но почти без навара, народ у нас небогат и консервативен.
avatar
Это набор той лодки.
avatar
Добавлю по собственно проекту.

Это, на самом деле, второй проект по техзаданию Юрия, первым был эдакий джонбот для мелкой воды с «хитрыми» обводами и тоннелем для подъёма воды к гребному винту ПЛМ, материал — АМг5. Для джонбота мы прошли практически полноценную программу разработки, включая буксировки двух итераций модели: на первой оценили степень влияния тоннеля, а на второй — убедились в правильности принятых решений. Но это так, к слову, джонбот и этот стальной полуглиссер — серийные проекты, т.е. доступны к приобретению всеми желающими.

О стальном полуглиссере:

Длина наибольшая по корпусу – 6,62 м
Ширина наибольшая по корпусу – 1,675 м
Высота наибольшая по корпусу – 0,8 м

Длина по КВЛ – 6 м
Ширина по КВЛ – 1,36 м

Осадка судна порожнем – 0,1 м
Осадка при водоизмещении 650кг – 0,22 м

Высота надводного борта минимальная – 0,43 м

Водоизмещение порожнем – 0,3т
Водоизмещение расчётное – 0,65т
Водоизмещение полное – 0,8т

Грузоподъемность – 400 кг.
Общее допустимое число людей на судне – 6 чел.
Мощность двигателя – до 40 л.с. (22 кВт), рекомендуемый диапазон мощностей ПЛМ 10...20л.с…

Расчётные скорости при водоизмещении 650кг с двигателем мощностью:
10л.с. – 18км/ч
15л.с. – 22км/ч
20л.с. – 25км/ч

Преодолеваемая волна – до 0,8 м (по ГОСТ 19105-79, см. «График зависимости минимальной высоты надводного борта от расчётной допустимой высоты волны», мин. надводный борт при водоизмещении 650кг и расчётном положении ЦТ не менее 430мм).

Система набора – комбинированная.

Шпация – переменная, 450...575мм/125...137,5мм.

Толщины и состав основных связей и обшивки корпуса:
— шпангоуты – лекальные, из листа СТ.15сп, толщина 2мм;
— днищевые стрингера – лекальные, из листа Ст.15сп, толщина 3мм, высота переменная, минимум 40 мм;
— бортовые стрингера – полоса Ст15сп, 3*25мм;

— обшивка днища – Ст.15сп, 1,5мм;
— обшивка борта – Ст.15сп, 1,5мм;
— обшивка транца – Ст.15сп, 1,5мм;

Способ крепления деталей набора и обшивки:
— сварка (с последующей зачисткой швов).

Сборка набора — на стапеле, сборка обшивки — в лекалах.
avatar
Миша, приветствую!
Поправлю маленько пересчёт мощности — 40 л.с.=29,41 кВт. Чёртова привычка бывшего начальника: свои ошибки не замечаю, а чужие…
22 кВт=29,92 л.с.
Сорри!
А так-то проект мне нравится. Разве что круглоскулость представляет некоторую технологическую… заморочку.
avatar
Приветствую!

Ну да, где-то спутал, 29кВт/40л.с. ;), спасибо за поправку, исправлю.
avatar
круглоскулость представляет некоторую технологическую… заморочку

А вот и нет: тут две скулы, вся обшивка «чисто» разворачивается на плоскость с исчезающе малыми искажениями, т.е. все погиби получены только верным построением сплайнов характерных линий.

Собственно, почти плоские участки обшивки присутствуют только в кормовой части.
avatar
Спасибо за разъяснение. А то я уж подумал…
avatar
Осознал. Хотя, как кажется, от миделя в нос можно было бы и пренебречь скулами. Ведь плавненькие получаются линии шпангоутов — от киля до самого борта.
Нет?..
avatar
Хотя, как кажется, от миделя в нос можно было бы и пренебречь скулами. Ведь плавненькие получаются линии шпангоутов — от киля до самого борта.

Так задача же — сделать очень недорогой в постройке проект, и разворачивающиеся на плоскость детали обшивки очень всякому такому способствуют. Тут даже пришлось сделать чуть-чуть уже по первой скуле корпус, чем хотелось бы — зато вписываются детали обшивки днища в стандартные широкодоступные листы, и вообще, довольно экономично кроятся все детали.

А сделать обводы с «вырождающимися» в носовой части продольными стыками деталей обшивки — это уже моя часть задачи, она за скобками.

Т.е. если не парится с отделкой — будет видно скулы в носовой четверти длины, а если тщательно зачистить швы и нанести «правильные» слои шпаклёвки и защитных покрытий (это к Михаилу Мазепе и его «Дельта»), то будет совсем другой эффект.

Для кого-то важнее снизить расходы на корпус, кто-то вложится в отделку… тут можно и так, и эдак.
avatar
Ну вот Михаил внятно объяснил по стальной лодке, не надо мне напрягать извилины и вспоминать умные слова. smile По поводу джонбота из АМг Михаил немного слукавил, моих трудов там было только две модельки склеить да покатать их перед камерой. А его задача была намного сложней, убедить меня что все делается во благо с добрыми намерениями и так точно будет лучше. Джонбот мне очень понравился но отсутствие средств на алюминиевый проект и в какой то мере боязнь начинать сразу со сложной и дорогой лодки направила меня в сторону стали, да и сталь мне все же пока привычней.
avatar
моих трудов там было только две модельки склеить да покатать их перед камерой

Как ни странно, но мне эти же модельки и их буксировки обходятся намного дороже и тяжелее, чем их разработка и пересчёт данных. Т.е. как раз дополнение возможностей ;)
avatar
Кстати шпангоуты я уже напилил, можно посмотреть.<a
href=«volnanavolge.ru/uploads/images/00/04/89/2018/03/06/bc8cd4.jpg» class=«clickable_img» > А вот так выглядит продольный набор, пока не нарезан.
avatar
Юрий, пилил сам или...?
avatar
Пилил сам, болгарка потом напильником.Продольный тоже начал пилить но тройка медленно идет.
avatar
Молодец!
Болгарка какой мощности и под какой диаметр дисков?
avatar
А разными, и 230 мм. и 150 мм. и 125 мм., правда на 150 мм. уже спалил.Продольный из тройки режу в основном на 230 мм. 2 кв. мощности, там почти все детали ровные и длинные и ей удобней хотя и тяжело.
avatar
Мой хороший приятель по яхт-клубу, «спец по разным железякам» как я его называл, очень нахваливал плазменный резак. Он им постоянно что-то резал. Там, кроме непосредственно резака, ещё компрессор нужен и газ. Компрессор в хозяйстве должен быть а вот сам резак стоит не таких уж больших денег (он говорил, я сейчас не вспомню). Посчитай сколько дисков для болгарки ты сточишь, может и стоит о резака задуматься? Тем более процесс действительно ускоряется в разы а тебе ещё резать и резать, я думаю эта лодка не последняя wink
avatar
О плазменном резаке я знаю, у родственника был такой. Примерная стоимость плазмы 20-30 т.р. может быть и дороже, дисков на набор я потратил на 1000 р. плюс болгарка 3000 р. ну и на обшивку дисков на 1000 р. пусть.Возможно потом и куплю плазму а пока буду обходиться болгаркой, главное на данный момент для меня закончить проект подручными инструментами а не модернизация производства.
avatar
Юр, ну, не новый можно и в два раза дешевле купить, к примеру invertornyy_plazmennyy_rezak_resanta_ipr_40k_1_991051239
А про то, что главное закончить проект, согласен.
Удачи в достройке, буду следить за публикациями, крайне интересно.
С уважением, Вовка.
avatar
Какая марка стали нужна для проекта?
Ст3 подойдет?
avatar
Ст3 подойдет?

Нет, Ст3 — не для лодок. Понтон какой-нибудь из такого можно, а лодку — нет.

Желательно использовать что-то вроде Ст15, можно Ст10, но имеет смысл не экономить на этом, иначе придётся увеличивать толщины и, может быть, усиливать ряд узлов, что катастрофически сказывается на массе :( Очень грубо, даже хорошая сталь обойдётся дешевле, чем увеличение мощности и ухудшение ТТХ из-за роста массы в следствии увеличения толщин обшивки и сечений набора.
avatar
Понял.
Нет у нас такой стали, значит в пролете.
Ст65Г Ст45 есть, Ст15 нету. )))
avatar
Влад, попробуй поискать стали типа 09Г2С или не «09» (содержание углерода в сотых долях процента), а 15Г2С или похожие. Это прочные и хорошо свариваемые стали, из которых катаются трубы для нефте- и газопроводов. Выпускаются и плоские листы. Пошарь в ГОСТах.
avatar
areal-metal.ru/marki-stalej/09g2s — продажа листов и др. сортаментов. Как пример.
avatar
Из ссылки:
Наименование Вид Раскрой/длина Изготовитель Цена Купить
Сталь 09Г2С 2.0 мм Лист ФМ НО Северсталь 47790 руб. Купить
Сталь 09Г2С 2.5 мм Лист ФМ НО Северсталь 49973 руб. Купить
Сталь 09Г2С 3 мм Лист ФМ НО Северсталь 44958 руб. Купить
Все цены за тонну.
avatar
Я использую ст08сп «сталь конструкционная углеродистая качественная» или ст09г2 когда есть, другие у нас редкость.
avatar
Отлично! Варится хорошо, надеюсь? Я 17 лет отработал в нефтепроводном управлении, со сварщиками тесно общался, с инженерами по дефектоскопии швов; они именно 09Г2С нахваливали. А ведь в трубе нефть течёт с давлением и 20, и 40 кгс/см2, притом десятки лет.
avatar
Прошлые лодки варил штучными электродами вроде неплохо, эту буду варить п\автоматом надеюсь не хуже получится. Я хоть и работаю сварщиком более 20 лет но варю в основном трубы (работаю в котельной), в сборке и сварке лодок для меня много нового.
avatar
Собственно набор нарезан(осталось на продольном заусенцы снять) и пора думать как делать стапель. Я думал обойтись тем что есть в наличии, доски 50*150*6000 мм., рейки и ОСБ 12 мм. Михаил мне настойчиво рекомендовал делать стапель из стального проката (швеллер, профильная труба, уголок и т.д.)но денег пока нет на это.Вопрос к старожилам, как к людям строившим лодки как я понимаю именно на деревянных стапелях, имеет смысл делать для стальной лодки стапель из доски. У меня такой вариант где размер Б это заданная высота для каждого шпангоута а по линии А будет край листа ОСБ что бы можно было вложить в прорези стрингера. Все можно дополнительно раскрепить раскосами и углами. Как мог изложил если что поправьте, подскажите.
avatar
Я за стапель из металла в данной ситуации!
Он многоразовый. В принципе он может быть любой.
Вопрос в том, как контролировать точность.
Первый мой стапель был из профилей для гипсокартона, все пошло на выброс.
Я строю сейчас лодку без проекта и стапеля. Пол ровный и все выставлялось по линии борта, она прямая. )))
avatar
Тут линия борта не прямая и как я понимаю надо крепить на разной высоте каждый шпангоут и это подразумевает все же какой то стапель. Я понимаю что сталь лучше в данном случае но возможно многоразовость не понадобится и прокатит более простой вариант. В принципе мой вариант имеет право на жизнь или это полная ерунда?
avatar
Соблюдать меры пожарной безопасности придется серьезно.
avatar
Да тоже аргумент.
avatar
«Михаил мне настойчиво рекомендовал делать стапель из стального проката (швеллер, профильная труба, уголок и т.д.)»…

Надо согласиться с конструктором, притом поставить на анкера (анкер — якорь, нем.) как концы стапеля, так и середины профилей. Придётся всё же хоть что-то натягивать при монтаже набора и обшивки, так очень желательно, чтобы стапель от монтажных нагрузок «не пошёл волной». Уж лучше подстраховаться.
КМК.
avatar
Как не велико желание обойтись деревом но придется наверно признать что стапель будет металлическим. Хотя конечно это вносит свои коррективы в процесс, бюджет расписан жестко а цены в прайсах прописаны неимоверные.
avatar
Если есть листогиб, то может из того, что осталось после резки набора Например те-же стойки, да плюс сварить подкрепить.
avatar
Да после резки почти ничего не осталось и из кусков сваривать не комильфо, длина основания приличная проще сразу 6 метровые искать. А листогиб действительно есть но простейший, 250тый. двутавр сверху рельса на прижимах а гнется все приличным рычагом. Лист 1,5 мм.на всю длину при помощи двух человек гнет правда с радиусом 15-20 мм.
avatar
Потихоньку собираю материал на стапель и продумываю конструкцию. Пока родился такой вариант где
А
это направляющие из профильной трубы 50*50 мм.,
Б
это стойки из профильной трубы 30*30 мм. под уголок и
С
это уголок 35*35 мм. на котором будет крепиться шпангоут. Можно потом еще стойки подкрепить как то. Какие мнения у уважаемого сообщества? Такая конструкция достаточно крепкая для сборки набора?
avatar
В принципе — да, пойдёт. Но лишь если с шагом около метра расположить анкера на фундаменте(-тах). Если стройка будет просто под карнизом и плёнкой, не забыть бы про эффект промерзания грунтов зимой, что ведёт к неконтролируемому выпиранию недостаточно глубоких фундаментов.
Может, я и дую на холодную воду, но… Встречались случаи порчи фундаментов, в том числе и под анкера стапеля, сильными морозами. Обычно в гаражах этого не происходит, как и в отапливаемых помещениях. У меня, к примеру, в старом гараже со слабенькой рамой ворот створки зимой клинят при открывании, а весной всё нормализуется. Видно на глаз, как отмостка у ворот выпучивается.
avatar
Я планировал через 1-1,5 м. крепить закладные и к ним варить направляющие. С троить скорей всего буду в боксе с бетонным полом.
avatar
Это надёжный вариант. На мой взгляд…
avatar
Юрий, как продвигается строительство, что нового?
avatar
Александр приветствую. Строительство лодки пока не двигается т.к. пока идет «строительство» бокса для работы, пришлось помогать хозяину бокса бетонить пол и разбирать хлам. Думаю что в конце мая- начале июня начну собирать стапель, вроде материал весь приготовил, а потом надо постараться до конца сезона закончить.
avatar
Дождался наконец возможности начать работу. Сегодня купил материал на основание стапеля и выставил продольные элементы. Пять закладных на 6 м. показалось мало и решил добавить еще уголки которые тоже прикрепил к полу. Мне кажется что получается довольно прочно, завтра буду распределять поперечные детали в соответствии с заданными размерами.
avatar
Примерил как будет выглядеть элемент крепления шпангоута, на стойках выставлю в уровень уголок и к уголку на болты прикреплю шпангоут. <a
href=«volnanavolge.ru/uploads/images/00/04/89/2018/06/03/609543.jpg» class=«clickable_img» > Не знаю нужно ли соединять между собой каждый из узлов крепления шпангоутов продольными связями, или обойтись только косынками в месте стыка горизонтальной и вертикальной трубы? Кто что думает, из личного опыта может примеры. В принципе все свяжется первыми же днищевыми стрингерами. Поперечные трубы нарезал в размер ширины шпангоута что бы можно было край шпангоута закрепить при необходимости да и размер контролировать.
avatar
Рекомендую выкладывать новости в виде нового топика!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.