Мотолодка "Сармат". Проект.

Настоящий текст — дополнение к старой теме, где развёрнуто представлены история появления данного проекта, основные параметры лодки, описание конструкции и технологии сборки, некоторые иллюстрации и сведения о её ходовых качествах.
Имя «Сармат» я дал в память моего однокурсника Димы Фокина, ударника студенческого ВИА «Сарматы», Волгоградский политех, 1970-73 годы. Отлично играли и пели ребята!
В 1970-м вместе были в студенческом стройотряде, построили корпус элеватора, вытянули 18 банок. На День строителя был единственный за лето выходной, «Сарматы» классно выступили, не забыть.
Элеватор стоит и стоять будет ещё двести лет до капремонта, а вот Димы уже нет с нами… Знаю, что после института он работал на БАМе, в ж/д войсках, награждён медалью.

Итак, таблица плазовых ординат:



*Маленькая поправочка: наклон транца не 30 мм, а 60 реально
И к таблице (повторно, на белой бумаге нет, к сожалению) эскиз теор. чертежа:



Ну ничего, желающие разберутся, думается…
Углы килеватости днища в таблице указаны не по ГОСТу, без учёта продольных реданов и скуловых брызгоотбойников.
На стапель выставлялись шпангоуты № 6 (транец) и № 3, переборки, т.е. шпангоуты полной высоты — № 1 и 5а, полупереборки № 4а, 4 и 2а:



Обшивка корпуса, сначала борта:



Корпус снят со стапеля:







— и установлен на прицеп для достройки:





Перевязка транца с переборкой шп. № 5 донышком рецесса, практически — мощная пространственная ферма коробчатой конструкции. Долбил по транцу кувалдой (спокойно граждане!; через фанерку) — сдвигается лодка целиком, корма без разрушений и деформаций:



Видны основания под кресла, они же — вентиляционные окна междудонного пространства:



Видите динамометр в верхнем правом углу снимка?:



— жаль, что попользовался лишь полгода…



Для представления в ГИМС был составлен документ «Мотолодка прогулочная „Сармат“. Расчётно-пояснительная записка». Могу сбросить сей опус на почту интересующимся и планирующим повторить эту лодку коллегам, но под честное слово — не публиковать записку на форумах и вообще в сети. Так, сугубо для вашего отделения ГИМС в целях регистрации; у меня легко получилось с ней получить судовой билет. Без обид, коллеги, ОК?
Заитригую фрагментом записки:




После опробования на воде, получения судового, доделок и усовершенствований и вообще накопления опыта пары навигаций на «Сармате» озадачился анализом того, чем загружена/укомплектована лодка в плане веса. Весовой анализ разместил на дружественном форуме forum.katera.ru/index.php?/topic/35573-opyt-ekspluatatcii-samodelnykh-motolodok/page-14, сообщение № 344. Выдержка оттуда:

«Перед переворотом корпуса демонтировал с него всё, кроме машинки газ/реверс с тросами, рулевого „квазигидроцилиндра“ с тросом и электрожгутов с передним ходовым огнём (красный/зелёный). Снятые комплектующие взвесил на бытовых электронных весах, само собой, не ультраточных, но… Результаты взвешивания заставили задуматься.
Итак:
— консоль с покупной баранкой, приборами, блоком выключателей и рулевой машинкой — 6,4 кгс;
— кресло поворотное (тоже покупное) с фанерным основанием — 4,4 кгс, их два;
— весло распашное — 1,9 кгс, тоже два;
— трапик складной (см. пост № 315 в этой теме) — 2,2 кгс;
— аккумулятор 45Ач — 11 кгс;
— якорь — 2,5 кгс;
— бензобак ёмкостью 12,5 л заправленный — 9,6 кгс;
— канистра ёмкостью 10 л заправленная — 7,2 кгс;
— всякая всячина: 4 спасжилета, эхолот, фара, черпак, швартовный конец, аптечка и прочее — около 4 кгс.
Ну, и про мотор не забудем, 49 кгс. Всего более ста кило веса.
Как говорится, пребываю в культурном шоке.
И это при том, что мы вдвоём, пенсионеры средней комплекции, поднимали перевёрнутый пустой корпус „Сармата“, и ничего с нами плохого не случилось.
То есть, корпус (оклеенный стеклотканью, зашпаклёванный и окрашенный) из фанеры ФСФ толщиной 6,5 мм сопоставим по массе (примерно 110 кг) с навешиваемым и загружаемым оборудованием лодки.»

Ходовые качества можно глянуть в той же теме; они не изменились.
В планах — опробовать «Сармат» под мотором Honda-BF20D3SRTU с винтом Solas Saturn 3х9,3«х12», который хорошо показал себя на микролодке Соло-Б2.0.
На вопросы коллег по «Сармату» готов ответить.



С уважением — Е.Д.

3 комментария

avatar
Добавил ещё страничку пояснительной записки, там начало таблички с техническими данными лодки, основными, на мой взгляд.
Приятного просмотра, коллеги!
avatar
Сегодня прошлись с ребёнком (90 кг, 46 лет) по Волге на Сармате с переставленным с микролодки Соло-Б2,0 мотором, без замены гребного винта, т.е. со стальным винтом Solas-3х9,25х12. Брали на всякий случай винты шагом десять дюймов и одиннадцать, но переставлять их не потребовалось.
Погода летняя, воздух +35, вода +21, слабый ветер, местами волновая толчея от катеров и гидроциклов.
Итак.
Выход на редан довольно тугой, если обе тушки по 90 кг сидят на штатных креслах при общем положении ЦТ в 1150 мм от транца. Но временное перемещение пассажира вперёд хотя бы на метр даёт выход за три-четыре секунды, а дальше — пассажир в кресло, скорость до 25 узлов (42,6 км/ч), обороты упираются в 5500 в минуту и всё…
Если один водитель, то на редан Сармат просто выпрыгивает на редан и за считанные секунды разгоняется до 27-ми узлов (~50 км/ч) при n=6000 об/мин.
Комфортный по шуму и вибрации ход как вдвоём, так и в одиночку — 5000 об/мин и 20...22 узла (~38 км/ч). Да и волны от других мотолодок проходятся терпимо, без неприятных ударов.
На Сармате стоит гидродинамический лаг, т.е. скорость измеряется относительно воды.
Приемлемо! Никаких забросов частоты вращения коленвала ДВС за 6000 об/мин.
Отдельные порывы встречного ветра замедляют ход, само собой, на узел-другой. Но это нормально.
В общем, комплектация Сармата винтом с шагом 11" понравилась. Ну, а будет дополнительная нагрузка — есть выбор винтов с меньшими шагами.
avatar
Правильный винт — большое дело!
Помню как преобразился мой Марлин с Ballistic'ом и Raker'ом, ну и пусть он медленнее выходит на режим, зато это дополнительные несколько км/ч позволяют выйти на наружнюю пару реданов.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.