Маленькая быстрая лодка
В РФ некоторой популярностью пользуются водномоторные соревнования клубного масштаба, с весьма свободным техническим регламентом, отдалённым от норм UIM. Некоторые наши коллеги (не будем показывать пальцем, но это Вовка ;) ) принимают участие в подобных покатушках, и даже умудряются показывать неплохие результаты на универсальных комплектах «корпус+ПЛМ+винт», хотя корпуса и со спортивным характером. В своём комментарии к статье Вовки о постройке его нынешней лодки ( www.motolodka.ru/sbuild/marlin/marlin1.htm ), я упоминал о том, что делал проект весьма компромиссный, для многоцелевого использования, и о высказанном заказчиком пожелании «сделать лодки попроще» для ускорения постройки (что, впрочем, никак не сказалось на реальных сроках постройки, как, впрочем, и всегда), там же проскользнуло упоминание о типовых способах значительного отдаления границ потери продольной устойчивости глиссирования, иными словами, той предельной скорости, после которой лодка начинает «дельфинировать» и/или «рикошетировать».
]
Мысль сделать проект маленькой быстроходной лодки под ПЛМ 50...60л.с. и без особой оглядки на универсальность использования у меня была давно. Хотелось реализовать многие простые решения, позволяющие заметно выиграть в эффективности, но остаться в рамках высокой повторяемости при индивидуальной постройке корпусов и не сильно превысить даже скромный бюджет.
Такая вот задача.
Понятно, что это лодка с жёсткой спортивной ориентацией, основное назначение — дать возможность показать хорошие результаты в открытых классах, причём как за счёт хорошей чистой скорости на прямых в большинстве реалистичных погодных условий, что важно для маршрутных гонок, так и в гоночном темпе на кольцевых трассах. Тем не менее, такая лодка вполне себе тот аппарат, который можно использовать не только для решения сугубо спортивных вопросов ;) В некоторых случаях лодки такого типа можно рекомендовать в качестве спортивно-покатушечных: два места (а если что, то 2+1, т.е. двое взрослых и ребёнок), высокие скоростные качества, хорошая управляемость, достаточная мореходность… это кое-кому интересно.
Такие рассуждения привели к ряду простых и давно известных решений, которые дают эффект в первую очередь как комплекс взаимосвязанных элементов.
Одним из наиболее эффективных средств является поперечное реданирование, которое позволяет без снижения эффективности (т.е. без уменьшения углов атаки глиссирующих поверхностей) заметно отодвинуть границы потери продольной устойчивости.
Для снижения перегрузок на волнении (которые являются одним из главных ограничивающих реальные скорости факторов) выгодно сочетание предельно малой ширины по скуле с достаточно большими значениями углов внешней килеватости.
Узкие глубококилеватые реданированные корпуса — это типовое решение, чего уж там… но, как ни странно, в самых мелких классах лодок для более-менее открытой воды, такие корпуса используются не поголовно всеми, более того, многие участники вообще не представляют себе их возможности. Любопытно, но если в некоторых классах (V-50 и V-150 скандинавских, к примеру) это можно понять в силу текущих техтребований (хотя и там начались поползновения к поперечному реданированию, хотя и в скрытой за буквой правил форме), то крайне слабому представлению в клубных гонках объективного объяснения я не вижу.
Всё остальное — исходя из основной задачи: умеренно узкий корпус с развалом бортов для улучшения управляемости и радиусов в циркуляциях, сильно заострённые носовые образования ниже скулы для мягкого преодоления короткой волны с крутыми склонами, зауженная по палубе верхняя часть, низкий обтекатель-ветрозащитный козырёк перед кокпитом, умеренная высота борта… всё в рамках жанра.
Конструктив на основе фасонных деталей из фанеры с армированием высокопрочными тканями, коробчатые узлы в силовом наборе… В общем — ничего необычного, но всё предсказуемо и прогнозируемо делается в условиях домашней мастерской, от строителя требуется в первую очередь опрятность во всех операциях и общая аккуратность. И понимание — зачем это вообще нужно, конечно же.
Длина наибольшая по корпусу — 5м, ширина габаритная 1,85м, высота борта 0,77м. килеватость на поперечных реданах — 24 градуса по ГОСТ/ISO (т.е. от килевой линии к скуле, по днищевым ветвям шпангоутов это в районе 25,5 градусов), массу корпуса стоит удержать в пределах 200кг.
В принципе, имеет смысл дополнить этот корпус системой аэродинамической стабилизации, что несколько вызывающе в данном типоразмерном классе, но вполне эффективно — возрастёт поперечная устойчивость, несколько снизятся перегрузки на волнении, упростится управление, и в итоге всё это даст известный прирост скорости в широком диапазоне условий.
Натурально, реализовать скоростной потенциал такого корпуса возможно только со спортивными ЧПВ, желательно — немного переделанными элементами подводной части ПЛМ, и тщательной последовательной настройкой комплекса. Управление потребует твёрдых навыков, т.е. этот аппарат для новичка может быть слишком скоростным и острым, что нужно понимать… опыта с гидриками будет совершенно недостаточно!
Что ещё? Для покатушечного использования можно смотреть на 40...60л.с. ПЛМ, оптимальным, похоже, будет 2Т Mercury 60. Опять же, не стоит отбрасывать и 70л.с. лёгкие 2Т моторы… 60л.с. 4Т или 2Т с впрыском не возбраняются.
">
]
Мысль сделать проект маленькой быстроходной лодки под ПЛМ 50...60л.с. и без особой оглядки на универсальность использования у меня была давно. Хотелось реализовать многие простые решения, позволяющие заметно выиграть в эффективности, но остаться в рамках высокой повторяемости при индивидуальной постройке корпусов и не сильно превысить даже скромный бюджет.
Такая вот задача.
Понятно, что это лодка с жёсткой спортивной ориентацией, основное назначение — дать возможность показать хорошие результаты в открытых классах, причём как за счёт хорошей чистой скорости на прямых в большинстве реалистичных погодных условий, что важно для маршрутных гонок, так и в гоночном темпе на кольцевых трассах. Тем не менее, такая лодка вполне себе тот аппарат, который можно использовать не только для решения сугубо спортивных вопросов ;) В некоторых случаях лодки такого типа можно рекомендовать в качестве спортивно-покатушечных: два места (а если что, то 2+1, т.е. двое взрослых и ребёнок), высокие скоростные качества, хорошая управляемость, достаточная мореходность… это кое-кому интересно.
Такие рассуждения привели к ряду простых и давно известных решений, которые дают эффект в первую очередь как комплекс взаимосвязанных элементов.
Одним из наиболее эффективных средств является поперечное реданирование, которое позволяет без снижения эффективности (т.е. без уменьшения углов атаки глиссирующих поверхностей) заметно отодвинуть границы потери продольной устойчивости.
Для снижения перегрузок на волнении (которые являются одним из главных ограничивающих реальные скорости факторов) выгодно сочетание предельно малой ширины по скуле с достаточно большими значениями углов внешней килеватости.
Узкие глубококилеватые реданированные корпуса — это типовое решение, чего уж там… но, как ни странно, в самых мелких классах лодок для более-менее открытой воды, такие корпуса используются не поголовно всеми, более того, многие участники вообще не представляют себе их возможности. Любопытно, но если в некоторых классах (V-50 и V-150 скандинавских, к примеру) это можно понять в силу текущих техтребований (хотя и там начались поползновения к поперечному реданированию, хотя и в скрытой за буквой правил форме), то крайне слабому представлению в клубных гонках объективного объяснения я не вижу.
Всё остальное — исходя из основной задачи: умеренно узкий корпус с развалом бортов для улучшения управляемости и радиусов в циркуляциях, сильно заострённые носовые образования ниже скулы для мягкого преодоления короткой волны с крутыми склонами, зауженная по палубе верхняя часть, низкий обтекатель-ветрозащитный козырёк перед кокпитом, умеренная высота борта… всё в рамках жанра.
Конструктив на основе фасонных деталей из фанеры с армированием высокопрочными тканями, коробчатые узлы в силовом наборе… В общем — ничего необычного, но всё предсказуемо и прогнозируемо делается в условиях домашней мастерской, от строителя требуется в первую очередь опрятность во всех операциях и общая аккуратность. И понимание — зачем это вообще нужно, конечно же.
Длина наибольшая по корпусу — 5м, ширина габаритная 1,85м, высота борта 0,77м. килеватость на поперечных реданах — 24 градуса по ГОСТ/ISO (т.е. от килевой линии к скуле, по днищевым ветвям шпангоутов это в районе 25,5 градусов), массу корпуса стоит удержать в пределах 200кг.
В принципе, имеет смысл дополнить этот корпус системой аэродинамической стабилизации, что несколько вызывающе в данном типоразмерном классе, но вполне эффективно — возрастёт поперечная устойчивость, несколько снизятся перегрузки на волнении, упростится управление, и в итоге всё это даст известный прирост скорости в широком диапазоне условий.
Натурально, реализовать скоростной потенциал такого корпуса возможно только со спортивными ЧПВ, желательно — немного переделанными элементами подводной части ПЛМ, и тщательной последовательной настройкой комплекса. Управление потребует твёрдых навыков, т.е. этот аппарат для новичка может быть слишком скоростным и острым, что нужно понимать… опыта с гидриками будет совершенно недостаточно!
Что ещё? Для покатушечного использования можно смотреть на 40...60л.с. ПЛМ, оптимальным, похоже, будет 2Т Mercury 60. Опять же, не стоит отбрасывать и 70л.с. лёгкие 2Т моторы… 60л.с. 4Т или 2Т с впрыском не возбраняются.
">
25 комментариев
А без крыльев, какая ширина по транцу?
Спасибо ;)
Наибольшая ширина по корпусу — 1476мм, по транцу тут 1460мм.
Т.е. лодка узкая, особенно по скуле… на волнении будут весьма низкие перегрузки, будет значительно менее подробно отслеживать профиль волны с такой нагрузкой на площадь глиссирующих поверхностей.
Рискнешь на катамаран?
Кат хочу, да кто бы дал.
Твоя шире, кстати. Если кратко: твоя — для покатушек и гонки факультативом, в этот — для гонок и факультативно покатушки.
В смысле?
И Влад хорошую мысль закинул, действительно, чем больше опыта общения с разнообразнейшей техникой, тем лучше.
Миша, ты искуситель, я хочу эту лодку!
Не понимаю, почему они тебя так зацепили?!
А лодка и правда классная, напомнила лодки из 3А.
Если захочется, то можно и в 3А вписать, но придётся корпус балластировать, скорее всего, и выполнять требования по безопасности (оборудование, в основном).
Всегда было интересно насколько они хороши, в отличии от безреданных.
Мотор тоха 50, класс по-моему V-50…
Я бы сказал, что заметно стабильнее на высоких скоростях. Но! Это верно только при правильном проектировании всех трёх поверхностей… а это встречается не так, что бы и часто.
Если правильно помню, то в V-50 и V-150 поперечное реданирование в классическом его понимании косвенно запрещено.
А так — да, на снимке нечто подобное.
Это Phantom 19, доработанный.
На счет поперечного редана очень много спекуляций.
Какого его истинное предназначение известно не всех.
Лодка просто имеющая ступеньки в любом их воплощении автоматически наделяется магическими свойствами.
Про правильное проектирование поверхностей вряд ли кто-то вспомнит.
Поперечный редан — это понтово!
Да, к сожалению.
Тоже соглашусь.
На самом деле тут всё не так уж и сложно, но нужно изначально понимать основные принципы… детали могут быть разными, а вот принципы — однообразны.
У меня тоже есть побольше ;)
6,25м вариант, тут можно со стационаром или с ПЛМ использовать, и корпус посерьёзнее — выше борт, сложнее в постройке… но смысл в целом где-то тот же. Тут больше спортивно-покатушечный корпус, четыре полноценных места и два варианта исполнения кокпита: с «крышкой» и индивидуальными вырезами, и более «гражданский», открытый.
Понравилась лодка Nitra29 (2x300), но она чуть больше и безреданная.
Вообще их лодки хорошо ходят и в 3А и 3B…
Да, хотя не обязательно именно так, например, в том же 3А максимальная длина ограничена от 4,8 до 6,2м, потому тут больше стоит ориентироваться на комплекс данных, а не только длину… скажем, ещё и на водоизмещение, объём корпуса и т.п…
Тупо гонять тапку в пол хочется не всегда.
Функционал лодки первичен.
Для меня идеал это лодка Fjordling 17
Кстати, это 17-футовое детище Яна Линге в гонках замечено было неоднократно, до сих пор выступают на них, вешают пару ПЛМ даже… Лодка в каком-то смысле программная была, в своё время одной из первых показала, что гоночные машины могут многое дать микро-крейсеркам в плане обводов. Как я понимаю, до «семнадцатого» не было массовых микролодок с deep-V, кроме не менее легендарных Donzi, да и те были совсем спортивными, а «семнадцатый» был хоть и микро, но крейсером. Это вам не Riva, это искусство инженерии ;)
Пишу это с кочки зрения старого, но бывшего авиамоделиста. При крене опускающаяся плоскость стабилизатора увеличит свою проекцию на горизонтальную плоскость и на ней увеличится вертикальная составляющая (вектор) подъёмной силы, а на задирающейся вверх — наоборот.
Автоматика без электроники, однако…
Как
разведчик — разведчикуинженер-механик — всем остальным коллегам.Т.е. на самом деле там даже профиль показан не оптимальный. На самом деле есть мысль сделать специфическую крутку по размаху, используя разные профили в коренвых и концевых сечениях.
Потому в окончательном варианте будут изменения, в том числе, и увеличение поперечного V.
Ну, как бы это где-то правильно ;)
Кстати, да. Отличная мысль!
Я так когда-то и делал — было несколько лодок с одинаковыми регистрационными номерами ;) Очень удобно. Правда, на стоянке начальник подкалывал, но он был правильным, потому ничего плохого не было. Инспектор местный тоже хихикал, особенно когда тулил очередной номер ПЛМ в судовой, там места уже совсем не было, то ли четыре, то ли пять моторов вписано было… Давно это было.