Ближайшие планы, часть третья.
Завершает серию лодка, которая… простая? Есть такое, здесь нет необходимости в малковке, например, а корпус собирается из заранее подсобранных модулей-узлов. Сложная? Тоже присутствует сложность — используется весьма непростая профилировка днища для повышения эффективности. Неоднозначная? Да запросто, у нас всякого такого…
В общем, это лодка для тех, кому именно стоить лодки — не интересно, но при этом хочется толковую и удобную лодку для рыбалки, для дайвинга, для пикников и т.п., т.е. кто ходит на спокойных реках и озёрах, или не выходит в злую волну (ну или как вариант — кто филосовски сбросит скорость и спокойно дошлёпает по любой речной волне до места назначения!).
Лодка не очень маленькая, 5,45м наибольшей длины и 1,68м наибольшей ширины по корпусу (габаритные размеры чуть больше за счёт выступающих релингов-поручней-подножек и привальных брусьев). Это уже позволяет говорить о некотором просторе для размахивания спиннингами или возни с баллонами… да и просто перевезти 5-6 человек можно запросто, даже без страшной тесноты… длина кокпита — аж 4,3м, что позволяет о чём-то говорить… + площадки по бортам от рецесса являются продолжением банок и к 4,3м можно добавить ещё пол-метра ;)
Кокпит самоотливной, конечно же.
Но всё ещё интереснее ;) Для этой лодки не нужен мощный ПЛМ: для выходов в одного-вдвоём без кучи снаряжения вполне будет достаточно 10л.с., вдвоём-втроём или с баллонами и т.п. снарягой — 15л.с., а если нужно перевозить те самые 5-6 человек, то стоит остановиться на 20л.с… И вообще, более 30л.с. сюда ставить нет смысла — лодка рассчитана на движение в районе конца переходного режима или начальных стадий глиссировая, т.е. в районе 25...35км/ч. Профилировка днища выбрана именно для такого режима, и препятствует клиническим проявлениям «горба сопротивления» и увеличению углов ходового дифферента, иными словами, лодка будет идти без задранного в небо носа при любой мало-мальски адекватной центровки. Впрочем, 20л.с. ПЛМ будет оптимален во всех случаях.
Максимум водоизмещения стоит удерживать в пределах 900кг, в перегруз — до 950....1000кг, но это несколько излишне… на иллюстрациях показана посадка лодки при положении центра тяжести на 2м от транца по длине и водоизмещении 850кг. В таких кондициях лодка без танцев с бубнами проходит во все нормативы.
Тут задуман размен: перегрузки на волнении принесены в жертву хорошим ходовым качествам с очень высокими нагрузками на мощность, т.е. эффективность поставлена на первое место. Но! Лодка имеет высокий борт и ярко выраженную седловатость линии борта, и высота борта в носу — 850мм, что в сочетании с большим объёмом плавучести носовой части обеспечивает превосходную всхожесть на волну — на умеренных скоростях (лодка принципиально рассчитана именно на такой диапазон!) можно смело проходить волну до 1,2м безо всяких рисков, лодка будет хорошо «отыгрываться» на волне от «кроссовков» и прочих буксиров… В общем, если не спешить и стараться принимать волну под острыми курсовыми углами, то добраться до места в 3-х балльную волну можно спокойно, без экстрима.
Конструктивно лодка не без своеобразия ;) Днище — по ширине листа фанеры 1500*1500, с учётом снятия по 10мм с торцов листа на строжку кромок. Тут используется 6...6,5м фанера, предпочтительнее хвойная. Такая же толщина и в сборке транца. Борта — 4мм с наклейкой изнутри пенопласта… набор — 4мм, шпангоуты тоже с пенопластом… Для выкройки деталей обшивки и набора необходимо изготовить 3 (прописью — три) лекала, которые можно распечатать или разметить вручную… все остальные детали — из отрезков прямых с пересечениями под прямым углом ;)
Вначале собирается набор на простейшем стапеле. После собираются узлы транца и бортов. Монтируются на набор — малковки тут нет (чуть-чуть есть — в районе транца, но это мелочь). Ставится обшивка днища. Собственно корпус готов.
Лодки такого типа всегда выглядят ящик-ящиком… в данном случае этот эффект ослаблен выбором оформления — релинги-ручки, нескользящие накладки, привальные брусья-накладки неплохо маскируют «ящищность», потому имеет полный смысл повторять предложенный в проекте вариант оформления!








P.S. У меня есть страшный вопрос: кто какие варианты компоновки кокпита хотел бы получить, если бы выбирал лодку? Потому как можно сделать сплошной настил от транца до носовой части кокпита с единственным вырезом под ноги рулевого и одного-двух пассажиров… можно сделать как показано на иллюстрациях… ещё что-нибудь?
Под настилами, как не трудно догадаться, располагаются рундуки и пеналы для снаряжения самого разного толка.
А вот «аквариум» нужен рыбаку? Если нужен, то какого объёма?
И вообще, я с интересом читаю ВСЕ высказывания, и весьма благодарен за высказанные замечания (даже если потом привожу аргументацию против них или не соглашаюсь).
P.P.S. Для представления о некоторых особенностях практической гидродинамики лодок с описываемым вариантом обводов, вложу скриншоты с видео испытаний модели очень близкого корпуса. Отличия — в том, что это уже проект для постройки из АМг и в наличии тоннеля для уменьшения осадки ПЛМ. Испытания проводил Юрий «malez69», собственно, проект легкосплавного корпуса с тоннелем — как раз по его техзаданию был. Проект, впрочем, серийный, и если кому нужна высокоэффективная мелкосидящая лодка под ПЛМ 10...40л.с. — есть смысл рассматривать как один из оптимальных вариантов.

Начало разгона. Центр тяжести находится буквально на несколько процентов (от длины) в корму от оси качания системы буксировки. Модель в М1:4 (натурный корпус — 5,5м, напомню, ширина по скуле — 1,5м).

Выход на условно «крейсерскую» эксплуатационную скорость. Видно, что дифферент изменяется при разгоне в очень небольшом диапазоне.

Максимальная скорость (условно, в расчёте на эксплуатацию с 15...30л.с.). Дифферент остаётся ± неизменным. Обратите внимание на очень слабое брызгообразование!
Интересно, что лодки с подобной гидродинамической схемой хорошо демпфируют продольные колебания, вызванные, например, прохождением небольшой волны, колебания самозатухающие, полностью исчезают за два-три периода.
В общем, это лодка для тех, кому именно стоить лодки — не интересно, но при этом хочется толковую и удобную лодку для рыбалки, для дайвинга, для пикников и т.п., т.е. кто ходит на спокойных реках и озёрах, или не выходит в злую волну (ну или как вариант — кто филосовски сбросит скорость и спокойно дошлёпает по любой речной волне до места назначения!).
Лодка не очень маленькая, 5,45м наибольшей длины и 1,68м наибольшей ширины по корпусу (габаритные размеры чуть больше за счёт выступающих релингов-поручней-подножек и привальных брусьев). Это уже позволяет говорить о некотором просторе для размахивания спиннингами или возни с баллонами… да и просто перевезти 5-6 человек можно запросто, даже без страшной тесноты… длина кокпита — аж 4,3м, что позволяет о чём-то говорить… + площадки по бортам от рецесса являются продолжением банок и к 4,3м можно добавить ещё пол-метра ;)
Кокпит самоотливной, конечно же.
Но всё ещё интереснее ;) Для этой лодки не нужен мощный ПЛМ: для выходов в одного-вдвоём без кучи снаряжения вполне будет достаточно 10л.с., вдвоём-втроём или с баллонами и т.п. снарягой — 15л.с., а если нужно перевозить те самые 5-6 человек, то стоит остановиться на 20л.с… И вообще, более 30л.с. сюда ставить нет смысла — лодка рассчитана на движение в районе конца переходного режима или начальных стадий глиссировая, т.е. в районе 25...35км/ч. Профилировка днища выбрана именно для такого режима, и препятствует клиническим проявлениям «горба сопротивления» и увеличению углов ходового дифферента, иными словами, лодка будет идти без задранного в небо носа при любой мало-мальски адекватной центровки. Впрочем, 20л.с. ПЛМ будет оптимален во всех случаях.
Максимум водоизмещения стоит удерживать в пределах 900кг, в перегруз — до 950....1000кг, но это несколько излишне… на иллюстрациях показана посадка лодки при положении центра тяжести на 2м от транца по длине и водоизмещении 850кг. В таких кондициях лодка без танцев с бубнами проходит во все нормативы.
Тут задуман размен: перегрузки на волнении принесены в жертву хорошим ходовым качествам с очень высокими нагрузками на мощность, т.е. эффективность поставлена на первое место. Но! Лодка имеет высокий борт и ярко выраженную седловатость линии борта, и высота борта в носу — 850мм, что в сочетании с большим объёмом плавучести носовой части обеспечивает превосходную всхожесть на волну — на умеренных скоростях (лодка принципиально рассчитана именно на такой диапазон!) можно смело проходить волну до 1,2м безо всяких рисков, лодка будет хорошо «отыгрываться» на волне от «кроссовков» и прочих буксиров… В общем, если не спешить и стараться принимать волну под острыми курсовыми углами, то добраться до места в 3-х балльную волну можно спокойно, без экстрима.
Конструктивно лодка не без своеобразия ;) Днище — по ширине листа фанеры 1500*1500, с учётом снятия по 10мм с торцов листа на строжку кромок. Тут используется 6...6,5м фанера, предпочтительнее хвойная. Такая же толщина и в сборке транца. Борта — 4мм с наклейкой изнутри пенопласта… набор — 4мм, шпангоуты тоже с пенопластом… Для выкройки деталей обшивки и набора необходимо изготовить 3 (прописью — три) лекала, которые можно распечатать или разметить вручную… все остальные детали — из отрезков прямых с пересечениями под прямым углом ;)
Вначале собирается набор на простейшем стапеле. После собираются узлы транца и бортов. Монтируются на набор — малковки тут нет (чуть-чуть есть — в районе транца, но это мелочь). Ставится обшивка днища. Собственно корпус готов.
Лодки такого типа всегда выглядят ящик-ящиком… в данном случае этот эффект ослаблен выбором оформления — релинги-ручки, нескользящие накладки, привальные брусья-накладки неплохо маскируют «ящищность», потому имеет полный смысл повторять предложенный в проекте вариант оформления!








P.S. У меня есть страшный вопрос: кто какие варианты компоновки кокпита хотел бы получить, если бы выбирал лодку? Потому как можно сделать сплошной настил от транца до носовой части кокпита с единственным вырезом под ноги рулевого и одного-двух пассажиров… можно сделать как показано на иллюстрациях… ещё что-нибудь?
Под настилами, как не трудно догадаться, располагаются рундуки и пеналы для снаряжения самого разного толка.
А вот «аквариум» нужен рыбаку? Если нужен, то какого объёма?
И вообще, я с интересом читаю ВСЕ высказывания, и весьма благодарен за высказанные замечания (даже если потом привожу аргументацию против них или не соглашаюсь).
P.P.S. Для представления о некоторых особенностях практической гидродинамики лодок с описываемым вариантом обводов, вложу скриншоты с видео испытаний модели очень близкого корпуса. Отличия — в том, что это уже проект для постройки из АМг и в наличии тоннеля для уменьшения осадки ПЛМ. Испытания проводил Юрий «malez69», собственно, проект легкосплавного корпуса с тоннелем — как раз по его техзаданию был. Проект, впрочем, серийный, и если кому нужна высокоэффективная мелкосидящая лодка под ПЛМ 10...40л.с. — есть смысл рассматривать как один из оптимальных вариантов.

Начало разгона. Центр тяжести находится буквально на несколько процентов (от длины) в корму от оси качания системы буксировки. Модель в М1:4 (натурный корпус — 5,5м, напомню, ширина по скуле — 1,5м).

Выход на условно «крейсерскую» эксплуатационную скорость. Видно, что дифферент изменяется при разгоне в очень небольшом диапазоне.

Максимальная скорость (условно, в расчёте на эксплуатацию с 15...30л.с.). Дифферент остаётся ± неизменным. Обратите внимание на очень слабое брызгообразование!
Интересно, что лодки с подобной гидродинамической схемой хорошо демпфируют продольные колебания, вызванные, например, прохождением небольшой волны, колебания самозатухающие, полностью исчезают за два-три периода.
25 комментариев
Само понятие рыбалка очень размыто, спиннинг, вертикалка, на леща… бортовой фидер, троллинг опять же!? Кому чего. Мне нравится разделение кокпита на платформы(подиумы), нос корма, рундук по бокам сделал бы с одной стороны переходящий в платформу. Но чтоб возможно было сидеть рядом с рулевым.
Тентик от ветра, от дождя вообще было бы отлично… Лодка такого размера для меня это ночевка, дальние 50-60км переходы!.. Рядом полазить можно и на 3,5-4.0м лодке под мелкомотором, которую можно спрятать в рундуке и не платить отдельно за стоянку. Скорее всего сделаю тузик.
Во вторник был на воде, прошли около 30км на надуване 320+9.8 сбрасывались с необорудованного берега, все на руках. Для двоих на пределе такая лодка, удобств никаких, все под ногами, зато таскать удобно.
Маленькие лодки — они и есть маленькие :( Тут можно спокойно (ну, относительно спокойно) шляться по лодке в полный рост со спиннингом, влазить через борт или с кормы из воды, нет проблем поставить полноценный трапик… т.е. немного иной сценарий использования, чем в случае маленькой лодки.
Если захочешь тузик — у меня есть «младший брат», там в расчёте на лист 1220*2440мм днище, под 5...10л.с., по-уму должно хватать 5...6л.с. ПЛМ. Если найти 3 и 2мм фанеру, то массу можно скинуть до 55кг примерно, и это с пайолом, настилами банок и рецессом, 3,85*1,35м по корпусу, довольно высокий борт. Но похож на ящик ;)
P.S. Я видел джонботы по 6.5...7м, ширина, как правило, в пределах 2,44м. Используются как универсальные лодки широкого применения на реках в США.
За бортовой стрингер противоположного борта берешь, ставишь набок, вешаешь на плечо, хрясь и понес.
Более 50кг я вряд ли подниму.
По тузику рановато, он должен помещаться на палубу ката и убираться в рундук!..
Следовательно, если так уж хочется пустую скорлупу при хорошей жёсткости, то имеет смысл строить из бутербродов — с заполнителем из пенопласта или/и полипропиленовых сот ;) Если тщательно соблюдать технологическую дисциплину, то это реально и в гараже. Но будет дороже.
Потому — варианты есть. Проблема сводится к «сделать верный выбор».
Хотел взять соты по осени, но отложил эксперименты.
Вот картопчик 13,5кг под 8л.с.
Мне такого веса не видать, но микролодка нужна.
В моем гараже правда развернуться негде, все место занимает новый корпус. На неделе поеду смотреть, что на базе происходит, пора места резервировать.
Сильно сомневаюсь в реальности 13,5кг
Банки и пайол- из пенопласта? Но если его взять достаточно плотным, чтобы не проминался, то их в эти 13,5кг явно не включали…
Не выходит каменный цветок в таких весах
P.S. у меня интернет нормальный закончился. Какие-то то обезьяны то ли украли то ли повредили кабель магистральный ко мне. От нескольких недель до непонятного срока не смогу принимать почту.
Вот ссылка на оригинал.
Потом взвешу свой картоп, посмотрим что покажет.
Жаль, что инет пропал. :(
Импонируют такие лодочки… :)))
Для своей специфики, полазить по протокам, небольшим речкам.
По тихой погоде можно по Волге. :)
Насчёт стереотипности — долой стереотипы ;) Я тут уже где-то с Владом обсуждал этот момент.
Может быть, этот проект будет интересен в качестве первой лодки: он относительно несложен в постройке, не требует дорогого ПЛМ, более-менее влазит на небольшие и потому недорогое прицепы, помещается в гараж… но при этом именно как лодка может дать намного больше, чем 4м пере-картопчики и надувастики.
Дуги телескопические, съёмные? Или нафиг-нафиг, ибо делать никто не будет?
Пока в голове сложился только бимини, который хоть и съёмный по-идее, но стационарный ;)
А на самом деле тут весьма непростая конфигурация, в принципе, где-то видны идеи 50-ти летней давности из авиации, но тут скорее — на основе, в реальности немного иначе всё.
Винт получается приподнятым на… 125мм точно, до 150мм. Но — есть же возможность применить винт как у Шурика, т.е. с ЧПВ будет круто! Стоят такие вполне посильно, винт будет выше нижней точки корпуса, кстати.
Его объем ~100л обычно делается для спорта.
Если нужно сохранить живыми щуку и судака, их нельзя вместе сажать.
Это может быть просто рундук с функцией садка, когда он нужен.
На счет кокпита, у нас до30сил можно на румпеле.
А под 15сил лучше румпель, нет смысла заморачиваться с ДУ.
Компоновка сама собой вырисовывается, мягкие сиденья со спинокой и на вращающейся платформе и алга!
Если лодка под 15шку, лодка с минимальной компоновке, как можно легче, носовой и кормовой подиум, с рундуками по бортам. Под тридцатку можно и цельный подиум, но здесь вопрос рыбалки на волнении.
Я замечал, что подиумов боятся, когда колбасит.
Под 15шку так и нет достойных сварных лодок! )))
Сварной или клееный — ставьте на здоровье, чего-чего, а места тут достаточно! С помпами, конечно. Можно хоть 4шт. поставить ;)
Их многие не хотят покупать :(
Но… поставить-то можно и в показанном варианте, кстати.
Впрочем, я бы рекомендовал в большинстве случаев именно вот показанный вариант. Вот если подумать ;) Он оптимален для широкого круга задач.
Не для всех, не всегда. Но… приходится в основном ориентироваться на более-менее повторяющиеся запросы. Остальные — индивидуальные заказы, или ждать пока не дойдёт очередь и для совсем уж нишевых вариантов.
Я делал.
Но сварной корпус получается почти неизбежно тяжёлым, или сложным :( Если сложный — это означает дорогой, многие не могут обеспечить высокое качество обшивки при сварке :(
Потому я иду на некоторый компромисс. Но скорее ближе к сложным держусь ;) Но поверь, обилие стрингеров, шпангоуты из П-профиля рамочные и прочие штуки всё равно не избавляют от умеренной толщины общивки — 3мм на днище 4...4,5м лодки это еле-еле, и не хуже, чем АМг5. Лучше — АМг61/1561 или, скажем, 5059.
Очень грубо если, то сварные лодки в умеренных типоразмерных классах никогда не будут легче фанерных, в принципе, из пластика можно делать не тяжелее, а если применять соты и пенопласты — то и легче, конечно, за счёт удорожания.
На счет пластика полностью согласен, все хотят
неубиваемое, чтобы ехало и задешево…
Я как бы тоже. Особенно насчёт сварных и пластиковых. Вот не выходит со сварными так, что бы дёшево, и лёгкие, и простые технологические оснастки (без штамповки).
Неубиваемые — это пластик. Натурально, эпоксидный или винилэфирный (в меньшей степени), и из «чистых» тканей, однонаправленных усилений, и однозначно — без матов.
Ну, ехать — это больше от адекватности выбора обводов и геометрии корпусов зависит, в чуть меньшей — от качества постройки. А масса… ну, тут уже можно кое-что скомпенсировать, зная, например, что корпус будет тяжёлым.
А вот тут — клиника: готовы платить за свистелки, но не хотят оплачивать качество постройки и конструкции, материалов… :(
Может картинки в общих чертах, как ходят.
Из-за бракоделов недоверие к пластику в целом.
Насчёт пластика: во-первых, страсть к дешевизне, во-вторых, боязнь чего то отличного от «казанкопрогрессов», в-третьих, пристрастие к покупке лодок «как у соседа». Собственно качество корпусов тут редко упоминается, тем более, что из эпоксидов редко делают, винилэфирные смолы (это, по большей части, для инфузии и т.п. экологии) тоже редко, а полиэфирные пластики с обилием стекломатов и т.п. удешевления до добра не доводят, особенно, если внешнему виду уделяют больше внимания, чем конструкции.
Так что… всё проще ;)