Ближайшие планы, часть третья.

Завершает серию лодка, которая… простая? Есть такое, здесь нет необходимости в малковке, например, а корпус собирается из заранее подсобранных модулей-узлов. Сложная? Тоже присутствует сложность — используется весьма непростая профилировка днища для повышения эффективности. Неоднозначная? Да запросто, у нас всякого такого…

В общем, это лодка для тех, кому именно стоить лодки — не интересно, но при этом хочется толковую и удобную лодку для рыбалки, для дайвинга, для пикников и т.п., т.е. кто ходит на спокойных реках и озёрах, или не выходит в злую волну (ну или как вариант — кто филосовски сбросит скорость и спокойно дошлёпает по любой речной волне до места назначения!).

Лодка не очень маленькая, 5,45м наибольшей длины и 1,68м наибольшей ширины по корпусу (габаритные размеры чуть больше за счёт выступающих релингов-поручней-подножек и привальных брусьев). Это уже позволяет говорить о некотором просторе для размахивания спиннингами или возни с баллонами… да и просто перевезти 5-6 человек можно запросто, даже без страшной тесноты… длина кокпита — аж 4,3м, что позволяет о чём-то говорить… + площадки по бортам от рецесса являются продолжением банок и к 4,3м можно добавить ещё пол-метра ;)

Кокпит самоотливной, конечно же.


Но всё ещё интереснее ;) Для этой лодки не нужен мощный ПЛМ: для выходов в одного-вдвоём без кучи снаряжения вполне будет достаточно 10л.с., вдвоём-втроём или с баллонами и т.п. снарягой — 15л.с., а если нужно перевозить те самые 5-6 человек, то стоит остановиться на 20л.с… И вообще, более 30л.с. сюда ставить нет смысла — лодка рассчитана на движение в районе конца переходного режима или начальных стадий глиссировая, т.е. в районе 25...35км/ч. Профилировка днища выбрана именно для такого режима, и препятствует клиническим проявлениям «горба сопротивления» и увеличению углов ходового дифферента, иными словами, лодка будет идти без задранного в небо носа при любой мало-мальски адекватной центровки. Впрочем, 20л.с. ПЛМ будет оптимален во всех случаях.

Максимум водоизмещения стоит удерживать в пределах 900кг, в перегруз — до 950....1000кг, но это несколько излишне… на иллюстрациях показана посадка лодки при положении центра тяжести на 2м от транца по длине и водоизмещении 850кг. В таких кондициях лодка без танцев с бубнами проходит во все нормативы.

Тут задуман размен: перегрузки на волнении принесены в жертву хорошим ходовым качествам с очень высокими нагрузками на мощность, т.е. эффективность поставлена на первое место. Но! Лодка имеет высокий борт и ярко выраженную седловатость линии борта, и высота борта в носу — 850мм, что в сочетании с большим объёмом плавучести носовой части обеспечивает превосходную всхожесть на волну — на умеренных скоростях (лодка принципиально рассчитана именно на такой диапазон!) можно смело проходить волну до 1,2м безо всяких рисков, лодка будет хорошо «отыгрываться» на волне от «кроссовков» и прочих буксиров… В общем, если не спешить и стараться принимать волну под острыми курсовыми углами, то добраться до места в 3-х балльную волну можно спокойно, без экстрима.

Конструктивно лодка не без своеобразия ;) Днище — по ширине листа фанеры 1500*1500, с учётом снятия по 10мм с торцов листа на строжку кромок. Тут используется 6...6,5м фанера, предпочтительнее хвойная. Такая же толщина и в сборке транца. Борта — 4мм с наклейкой изнутри пенопласта… набор — 4мм, шпангоуты тоже с пенопластом… Для выкройки деталей обшивки и набора необходимо изготовить 3 (прописью — три) лекала, которые можно распечатать или разметить вручную… все остальные детали — из отрезков прямых с пересечениями под прямым углом ;)

Вначале собирается набор на простейшем стапеле. После собираются узлы транца и бортов. Монтируются на набор — малковки тут нет (чуть-чуть есть — в районе транца, но это мелочь). Ставится обшивка днища. Собственно корпус готов.

Лодки такого типа всегда выглядят ящик-ящиком… в данном случае этот эффект ослаблен выбором оформления — релинги-ручки, нескользящие накладки, привальные брусья-накладки неплохо маскируют «ящищность», потому имеет полный смысл повторять предложенный в проекте вариант оформления!

















P.S. У меня есть страшный вопрос: кто какие варианты компоновки кокпита хотел бы получить, если бы выбирал лодку? Потому как можно сделать сплошной настил от транца до носовой части кокпита с единственным вырезом под ноги рулевого и одного-двух пассажиров… можно сделать как показано на иллюстрациях… ещё что-нибудь?

Под настилами, как не трудно догадаться, располагаются рундуки и пеналы для снаряжения самого разного толка.

А вот «аквариум» нужен рыбаку? Если нужен, то какого объёма?

И вообще, я с интересом читаю ВСЕ высказывания, и весьма благодарен за высказанные замечания (даже если потом привожу аргументацию против них или не соглашаюсь).

P.P.S. Для представления о некоторых особенностях практической гидродинамики лодок с описываемым вариантом обводов, вложу скриншоты с видео испытаний модели очень близкого корпуса. Отличия — в том, что это уже проект для постройки из АМг и в наличии тоннеля для уменьшения осадки ПЛМ. Испытания проводил Юрий «malez69», собственно, проект легкосплавного корпуса с тоннелем — как раз по его техзаданию был. Проект, впрочем, серийный, и если кому нужна высокоэффективная мелкосидящая лодка под ПЛМ 10...40л.с. — есть смысл рассматривать как один из оптимальных вариантов.



Начало разгона. Центр тяжести находится буквально на несколько процентов (от длины) в корму от оси качания системы буксировки. Модель в М1:4 (натурный корпус — 5,5м, напомню, ширина по скуле — 1,5м).



Выход на условно «крейсерскую» эксплуатационную скорость. Видно, что дифферент изменяется при разгоне в очень небольшом диапазоне.



Максимальная скорость (условно, в расчёте на эксплуатацию с 15...30л.с.). Дифферент остаётся ± неизменным. Обратите внимание на очень слабое брызгообразование!

Интересно, что лодки с подобной гидродинамической схемой хорошо демпфируют продольные колебания, вызванные, например, прохождением небольшой волны, колебания самозатухающие, полностью исчезают за два-три периода.

25 комментариев

avatar
Не приходилось встречать таких больших джонботов…
Само понятие рыбалка очень размыто, спиннинг, вертикалка, на леща… бортовой фидер, троллинг опять же!? Кому чего. Мне нравится разделение кокпита на платформы(подиумы), нос корма, рундук по бокам сделал бы с одной стороны переходящий в платформу. Но чтоб возможно было сидеть рядом с рулевым.
Тентик от ветра, от дождя вообще было бы отлично… Лодка такого размера для меня это ночевка, дальние 50-60км переходы!.. Рядом полазить можно и на 3,5-4.0м лодке под мелкомотором, которую можно спрятать в рундуке и не платить отдельно за стоянку. Скорее всего сделаю тузик.

Во вторник был на воде, прошли около 30км на надуване 320+9.8 сбрасывались с необорудованного берега, все на руках. Для двоих на пределе такая лодка, удобств никаких, все под ногами, зато таскать удобно.
avatar
Есть ещё вариант съёмной платформы, которая может закрывать центральный проход на стоянке-рыбалке, т.е. получится совершенно свободный кокпит с идеально плоским настилом.

Маленькие лодки — они и есть маленькие :( Тут можно спокойно (ну, относительно спокойно) шляться по лодке в полный рост со спиннингом, влазить через борт или с кормы из воды, нет проблем поставить полноценный трапик… т.е. немного иной сценарий использования, чем в случае маленькой лодки.

Если захочешь тузик — у меня есть «младший брат», там в расчёте на лист 1220*2440мм днище, под 5...10л.с., по-уму должно хватать 5...6л.с. ПЛМ. Если найти 3 и 2мм фанеру, то массу можно скинуть до 55кг примерно, и это с пайолом, настилами банок и рецессом, 3,85*1,35м по корпусу, довольно высокий борт. Но похож на ящик ;)









P.S. Я видел джонботы по 6.5...7м, ширина, как правило, в пределах 2,44м. Используются как универсальные лодки широкого применения на реках в США.
avatar
Я Скифы поднимал 3,5м спокойно поднимал с пайолами, банками из 20ки, 4м вариант потяжелее и его неудобно было поднимать, но тоже поднимал.

За бортовой стрингер противоположного борта берешь, ставишь набок, вешаешь на плечо, хрясь и понес.
Более 50кг я вряд ли подниму.
По тузику рановато, он должен помещаться на палубу ката и убираться в рундук!..
avatar
Я за то, чтобы лодка типа картоп была максимально пустая для удобства переноски. Банки-склянки, все должно быть съемное.
avatar
Тут выбирать придётся: если лодка из фанеры, то достаточную жёсткость и прочность корпусу можно придать только за счёт включения в силовую структуру всех этих самых банок и пайолов (да ещё и хЫтрых), или же тупым увеличением сечений и количества деталей собственно корпуса. Т.е. на круг фанерная лодка с интегрированной обстройкой всегда легче при прочих равных.

Следовательно, если так уж хочется пустую скорлупу при хорошей жёсткости, то имеет смысл строить из бутербродов — с заполнителем из пенопласта или/и полипропиленовых сот ;) Если тщательно соблюдать технологическую дисциплину, то это реально и в гараже. Но будет дороже.

Потому — варианты есть. Проблема сводится к «сделать верный выбор».
avatar
Да, мне вот в своё время понравилось приспособление для погрузки в кузов пикапа (или на прицеп, подъём на борт, разницы нет) «ринспидовское». Можно подумать и сделать проект для повторения кустарного.



avatar
Согласен!
Хотел взять соты по осени, но отложил эксперименты.
avatar


Вот картопчик 13,5кг под 8л.с.
Мне такого веса не видать, но микролодка нужна.
В моем гараже правда развернуться негде, все место занимает новый корпус. На неделе поеду смотреть, что на базе происходит, пора места резервировать.
avatar
Привет!

Сильно сомневаюсь в реальности 13,5кгwink Разве что из угля, в транец металлические соты, а остальной корпус с наполнителем из бумажных сот… но с такой лодкойнужно обращаться, как с цацочкой, не дай бог поставить на камешек!

Банки и пайол- из пенопласта? Но если его взять достаточно плотным, чтобы не проминался, то их в эти 13,5кг явно не включали…

Не выходит каменный цветок в таких весахdisappointed

P.S. у меня интернет нормальный закончился. Какие-то то обезьяны то ли украли то ли повредили кабель магистральный ко мне. От нескольких недель до непонятного срока не смогу принимать почту.
avatar
Jolle prosjekt

Вот ссылка на оригинал.
Потом взвешу свой картоп, посмотрим что покажет.
Жаль, что инет пропал. :(
avatar

Импонируют такие лодочки… :)))
avatar
Что-то уж больно экстремально маленькая лодочка, чёт я очкую, Славик :)
avatar
Ладно тебе Вов нет никакого экстрима.
Для своей специфики, полазить по протокам, небольшим речкам.
По тихой погоде можно по Волге. :)
avatar
Вот, большие джонботы, картинок несколько штук кину.



avatar
Тент… я задумался.

Насчёт стереотипности — долой стереотипы ;) Я тут уже где-то с Владом обсуждал этот момент.

Может быть, этот проект будет интересен в качестве первой лодки: он относительно несложен в постройке, не требует дорогого ПЛМ, более-менее влазит на небольшие и потому недорогое прицепы, помещается в гараж… но при этом именно как лодка может дать намного больше, чем 4м пере-картопчики и надувастики.
avatar
Тент мешается в сложенном состоянии. Просто ужас какой то.

Дуги телескопические, съёмные? Или нафиг-нафиг, ибо делать никто не будет?

Пока в голове сложился только бимини, который хоть и съёмный по-идее, но стационарный ;)
avatar
Немного дополнил материалом о варианте подобной лодки из лёгкого сплава и с тоннелем, проиллюстрировал скриншотами с испытаний модели.
avatar
Михаил, а можно глянуть по компоновке данного корпуса с тоннелем, включая расположение винто-рулевой группы?
avatar
Хм-м… Могу показать только выход воды из тоннеля на модели ;)



А на самом деле тут весьма непростая конфигурация, в принципе, где-то видны идеи 50-ти летней давности из авиации, но тут скорее — на основе, в реальности немного иначе всё.







Винт получается приподнятым на… 125мм точно, до 150мм. Но — есть же возможность применить винт как у Шурика, т.е. с ЧПВ будет круто! Стоят такие вполне посильно, винт будет выше нижней точки корпуса, кстати.
avatar
Михаил, лайвел (садок), нужен, как опция.
Его объем ~100л обычно делается для спорта.
Если нужно сохранить живыми щуку и судака, их нельзя вместе сажать.
Это может быть просто рундук с функцией садка, когда он нужен.

На счет кокпита, у нас до30сил можно на румпеле.
А под 15сил лучше румпель, нет смысла заморачиваться с ДУ.
Компоновка сама собой вырисовывается, мягкие сиденья со спинокой и на вращающейся платформе и алга!
Если лодка под 15шку, лодка с минимальной компоновке, как можно легче, носовой и кормовой подиум, с рундуками по бортам. Под тридцатку можно и цельный подиум, но здесь вопрос рыбалки на волнении.
Я замечал, что подиумов боятся, когда колбасит.

Под 15шку так и нет достойных сварных лодок! )))
avatar
лайвел (садок), нужен, как опция

Сварной или клееный — ставьте на здоровье, чего-чего, а места тут достаточно! С помпами, конечно. Можно хоть 4шт. поставить ;)

Компоновка сама собой вырисовывается, мягкие сиденья со спинокой и на вращающейся платформе и алга!

Их многие не хотят покупать :(

Но… поставить-то можно и в показанном варианте, кстати.

Впрочем, я бы рекомендовал в большинстве случаев именно вот показанный вариант. Вот если подумать ;) Он оптимален для широкого круга задач.

Не для всех, не всегда. Но… приходится в основном ориентироваться на более-менее повторяющиеся запросы. Остальные — индивидуальные заказы, или ждать пока не дойдёт очередь и для совсем уж нишевых вариантов.

Под 15шку так и нет достойных сварных лодок! )

Я делал.

Но сварной корпус получается почти неизбежно тяжёлым, или сложным :( Если сложный — это означает дорогой, многие не могут обеспечить высокое качество обшивки при сварке :(

Потому я иду на некоторый компромисс. Но скорее ближе к сложным держусь ;) Но поверь, обилие стрингеров, шпангоуты из П-профиля рамочные и прочие штуки всё равно не избавляют от умеренной толщины общивки — 3мм на днище 4...4,5м лодки это еле-еле, и не хуже, чем АМг5. Лучше — АМг61/1561 или, скажем, 5059.

Очень грубо если, то сварные лодки в умеренных типоразмерных классах никогда не будут легче фанерных, в принципе, из пластика можно делать не тяжелее, а если применять соты и пенопласты — то и легче, конечно, за счёт удорожания.
avatar
Михаил, я про серийные.
На счет пластика полностью согласен, все хотят
неубиваемое, чтобы ехало и задешево…
avatar
я про серийные

Я как бы тоже. Особенно насчёт сварных и пластиковых. Вот не выходит со сварными так, что бы дёшево, и лёгкие, и простые технологические оснастки (без штамповки).

все хотят неубиваемое

Неубиваемые — это пластик. Натурально, эпоксидный или винилэфирный (в меньшей степени), и из «чистых» тканей, однонаправленных усилений, и однозначно — без матов.

чтобы ехало

Ну, ехать — это больше от адекватности выбора обводов и геометрии корпусов зависит, в чуть меньшей — от качества постройки. А масса… ну, тут уже можно кое-что скомпенсировать, зная, например, что корпус будет тяжёлым.

задешево

А вот тут — клиника: готовы платить за свистелки, но не хотят оплачивать качество постройки и конструкции, материалов… :(
avatar
Скажи про твои сварные лодки, которые выпускаются!?
Может картинки в общих чертах, как ходят.
Из-за бракоделов недоверие к пластику в целом.
avatar
По моим — часть отложена из-за общего падения рынка, как бы крЫзЫс, другие, наверное, собирают ещё… я, правда, не в курсе, народ своеобразный. А одни вот заказали, оплатили (!), и никак не закончим с конструктивом, хотя два корпуса у меня готовы и нужно уже как бы делать прототипы, испытать, кое-что по мелочи изменить по результатам… но там как то ме-е-едленно. Кстати, напомню о ситуации им.

Насчёт пластика: во-первых, страсть к дешевизне, во-вторых, боязнь чего то отличного от «казанкопрогрессов», в-третьих, пристрастие к покупке лодок «как у соседа». Собственно качество корпусов тут редко упоминается, тем более, что из эпоксидов редко делают, винилэфирные смолы (это, по большей части, для инфузии и т.п. экологии) тоже редко, а полиэфирные пластики с обилием стекломатов и т.п. удешевления до добра не доводят, особенно, если внешнему виду уделяют больше внимания, чем конструкции.

Так что… всё проще ;)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.