+5.16
Рейтинг
10.07
Сила

Евгений

Самодельное ДУ поворотом подвесного мотора. Часть V. Ходовые испытания.

То, о чём долго говорилось и писалось, произошло: лодка увидела воду 06.09.2017, в час пополудни.





Приклеен скотчем приборный щиток (почему скотчем — чуть ниже), со стартера пуск и минутный прогрев умного двигателя (сам сбросил обороты по достижении нужной ему температуры)… Можно выходить на простор озёрной волны.



Вышел из канала в двухметровой стене камыша, повернул влево, носом на ветер. Да уж… Волна где-то под 0.4...0,5 метра. Жму на газ, лодка просто выпрыгивает на редан. Но!
Но!

Читать дальше →

Самодельное ДУ поворотом подвесного мотора. Часть II-прим. Корпус, отделка/сборка.

Рискну продолжить.

Больше года получился перерыв в работах по беззазорному ДУ в части строительства корпуса. Причины… не будем о грустном!

Корпус снят со стапеля, оклеен стеклотканью, установлены продольные реданы шириной 35 мм, скуловые брызгообойники шириной 40 мм.
Под рецессом собран аккумуляторный ящик, от передней стенки которого и до шп. 1 вклеен настил (пайол), опирающийся на днищевую обшивку и продольно-поперечный набор. Так ЭТО выглядело пару месяцев назад:



Установлена обшивка бака – дека из ФСФ 4,5 мм, с лючком, врезанным так, чтобы обеспечить доступ к крепежу носового рыма и узла педали акселератора (щиток приборов не закреплён, просто лежит «для примерки»):

Читать дальше →

Бессмертный полк в Сталинграде (ныне Волгоград). 9 мая 2017 г.

Всех поздравляю с прошедшим Днём Победы нашего народа над фашистской Германией!

С внуком Арсением прошли вчера в составе Бессмертного полка от Дома Павлова до Мамаева кургана. Ему 17 лет.
Сын оказался в командировке, жена осталась готовить праздничный стол… А ведь сделал на всех по плакатику: военные фото матери, отца, безличный — родного брата матери (фото дяди Алексея не смог отыскать к огромному сожалению!) и фото родителей-фронтовиков от 1974-го года. Решил нести те, что на фото, ибо кроме меня дядю Алексея, погибшего под Смоленском в 1942-м, вспоминать стало некому.

Сбор на площади Ленина.



Обещали дождик, но повезло, ни капли не упало, хотя ветерок был порывистый, особенно на подъёме к Мамаеву кургану.



И пошли.

Читать дальше →

Самодельное ДУ поворотом подвесного мотора. Часть III. Узлы, детали и деталюшки.(долгими зимними...)

Эх, коротка оказалась золотая осень 2016-го в Сталинграде…
Не успел с корпусом для установки ДУ, лишь оклеил снаружи в один слой да смонтировал на днище две пары реданов и скуловые брызгоотбойники.
(Мысли вслух: меньше режет ухо, как и глаз, словосочетание выход на редан, чем выход на глисс или академическое выход на режим чистого глиссирования. Так и буду говорить дальше.)
Долго растекаться мысью по древу никчему, изложу визуально.
Это педаль газа в сборе:



Читать дальше →

Самодельное ДУ поворотом подвесного мотора. Часть II. Корпус.

И вот, фанера марки ФСФ толщиной 4 мм в количестве четырёх листов 2,44х1,22 м закуплена, беспорядок в гараже приведён в относительный порядок – тот же беспорядок, но творческий: старые лодки распиханы по потолку и стенкам, на прицепе сооружается стапель.



Напомню, что лодку начал делать на замену «Бесёнку», 1977-го года рождения, и первоначально (!) с целью реализации самодельного ДУ мотором, включая поворот ПЛМ. Для чего набросок на миллиметровке, практически от руки, отправил нашему Генеральному конструктору для освистания и получения замечаний. Причём с просьбой дать рекомендации по днищу, «верх» лодки хотелось порисовать в разных стилях самому – в стиле катеров Riva, либо Delta Р. Леви, либо… И т.д. Вскоре получил от Михаила, как настоящего конструктора, его видение микромотолодки:









— с рекомендациями в соответствии со стандартами ГОСТ и ISO, расчётной центровкой и ещё кое-чем… Ну и я, как настоящий конструктор, всё учёл, сердечно поблагодарил Мишу, и набросал свой эскиз лодки, минимально отличающейся по обводам ниже скулы, но решённой по-своему выше скулы:



Читать дальше →

Самодельное ДУ поворотом подвесного мотора. Часть I.

На соседнем дружественном форуме (стр. 9, сообщение 220) рассказывается о моей гребной лодке «Ирис» с самодельным дистанционным управлением газом, переключением нейраль-ход-нейтраль, а также поворотом моторчика Ямаха-3. Успешная эксплуатация лодочки навела на мысль: — а не собрать ли подобное ДУ поворотом ПЛМ для мотолодок с моторами мощностью до 20…30 лошадиных сил?
Основные идеи следующие:
– уйти от покупных систем с натяжными тросами или тросами типа «тяни-толкай», рулевых машинок, «кочерёг», металлопластиковых штурвалов (баранок), с их завышенным весом, прогрессирующими зазорами/износами, да и солидной по нынешним временам ценой;
– использовать самодельные рулевые тяги с закрытыми (от пыли и влаги) шаровыми шарнирами «от автопрома», стандартные шарикоподшипники закрытого типа, материалы, которые можно купить на строительном рынке или в магазинах типа OBI либо Леруа Мерлен;
– получить прогрессивную характеристику рулевого управления – с большим передаточным числом в околонулевой зоне и с меньшим i, т.е. с ускорением, при повороте мотора ближе к «право-/лево на борт».
Схемка ДУ на «Ирисе» была такая:



На «более серьёзные» мотолодки думаю сделать дистанционное рулевое управление ПЛМ следующим образом:



Итак, баранка в стиле болидов автомобильной формулы F-1 вращается на шарикоподшипниках совместно с эксцентрическим шкивом, перемещающим посредством тросиков носовую поперечную рулевую тягу впрао/влево, т.е. поперёк корпуса лодки. На втором конце этой тяги шаровой шарнир, закреплённый своим пальцем с гайкой на переднем рычаге качалки. Тяга наклоняет двухрычажную качалку, установленную продольно в корпусе лодки также в шарикоподшипниках. Качалка вторым своим (кормовым) рычагом через кормовую рулевую тягу и поводок поворачивает мотор. Кормовая рулевая тяга практически повторяет конструкцию таковой, применяемой в рулевых трапециях автомобилей.
Для необходимого поворота мотора на ±35º от ДП достаточно назначить следующие размеры элементов ДУ:
– угол поворота баранки ±90º;
– диаметр штурвала по оси рукояток 280 мм;
– малый радиус шкива эксцентрического в секторе ±30º от ДП составляет 46 мм, по крайним точкам – 72 мм;
– ход рейки (носовой рулевой тяги) 185 мм;
– радиус (длина) поводка подвесного мотора 200 мм;
– ход кормовой рулевой тяги (хорда траектории переднего конца) 210 мм.

С учётом того, что тросики (см. верхние элементы схемы) натянуты, обеспечивают беззазорное перекатывание друг по другу рейки и шкива, а также передачу минимально приемлемых усилий, можно сказать, что получили механизм как бы по схеме «зубчатая рейка-шестерня» с прогрессивной характеристикой.
Конструкция штурвала наборная, клеёная из фанеры, с пустотками внутри, лёгенькая, 260 граммов:



Конструкция эксцентрикового шкива аналогичная, склеен он эпоксидной смолой из пяти слоёв фанеры:



В качестве рейки взята метровой длины труба квадратного сечения 15х15 мм с толщиной стенки 1,5 мм из сплава АД-31:



Длина свободного конца рейки определится по месту, при компоновочных работах в конкретной лодке. К нему, свободному концу рейки, будет затем прикреплён вкладыш с резьбой М10х1 для ввинчивания хвостовика шарового шарнира. Как и остальные шаровые шарниры, этот представляет собой половинку стойки стабилизатора поперечной устойчивости от легкового автомобиля. Любого, практически. И вот тут-то самое халявное место (!) в моей схеме: знакомый с автосервиса вынес небольшую охапку изношенных и выброшенных стоечек… Но! Как правило, из двух шарниров одной стоечки хотя бы один не имеет износа, туговат при шевелении за палец… А то и оба – набил под резиновый чехол консистентной смазки, распилил пополам, нарезал резьбу, и в дело! Сама кормовая рулевая тяга будет выглядеть примерно так:



Тело тяги – круг Ø12…14 мм из того же сплава АД-31.
Подшипниковый узел штурвала выполнен на шарикоподшипниках закрытого типа размерности Ø52х Ø40х7 мм, «миллионной» серии. Детали, ступица и корпус, изготовлены из капролона, круг Ø72 мм:



Россыпь мелких подшипников будет использована в подшипниковых узлах качалки, а наружная обойма от постороннего подшипника использована как дистанционная втулка между «миллионниками» в ступице, которая весит в сборе менее трёхсот граммов:



Здесь шкив надет на ступицу, вставленную на подшипниках в корпус:



Для фиксации тросиков от проскальзывания по шкиву будут изготовлены резьбовые прижимы.
Вообще-то тросик здесь применён один, с запрессовкой концов в отверстия шпилек М5, которые ввёрнуты в сухарь (капролон), за который выполняется натяжение одним винтом М5 этой равновесной тросовой системы – левый на фото конец рейки имеет капролоновый же ролик. Чем и выравнивается система.
После запрессовки тросика в наконечники последние были поочерёдно закреплены в тисках и испытаны на вырывание; моих сил не хватило, чтобы их сдёрнуть каждого поодиночке, а уж при работе в паре…
Поворот мотора будет ограничиваться стопорами, но не на самом моторе, а упорами на баранке штурвала. Для надёжности…
Наш коллега Шурик натолкнул меня на идею применить в качестве элемента, передающего вращение от носового рычага качалки к кормовому, трубой, но не круглой, а квадратного сечения. Где-то квадрата стороной 30…35 мм со стенкой 1,5…2,5 мм из того же АД-31 будет достаточно. А на рычаги пойдёт тавровый профиль 40х20х2,0…3,0 мм. Всё есть в Мерлене. Да и скрепление элементов качалки в единую сборку в этом случае возможно выполнить на винтах/гайках, без аргоно-дуговой сварки. Ну а уж выточить детальки подшипниковых узлов качалки – дело техники и времени. Сами узлы будут вклеиваться в корпус по месту.
Крепление и угловая фиксация эксцентрикового шкива на ступице будет выполнена заодно с баранкой штурвала болтами через дистанционную (-ные) втулку (втулки). Но, для правильного, красивого расположения крепежа на штурвале и обеспечения при этом горизонтальности этой формульной баранки в нейтральном положении, а рейки – в середине хода и мотора – в положении «прямо», всё это будет размечаться на… лодке, которую собираюсь строить на замену старине Бесёнку.
Догадайтесь с двух раз: откуда взялись обводы и параметры Бесёнка-2? sunglasses
Вот такие мы странные люди, конструкторы: фанера ещё только закупается, а ДУ уже делается.
Так что, за попкорном, и на вторую серию. Которая, вполне возможно, раньше случится у Шурика с моим ДУ, но на его Физкультурнике.

PS: кому нужны будут подробности, эскизики сброшу.

PPS: Поколебался, да и соединил ступицу, эксцентриковый шкив и баранку в единый узел — рулевую колонку, прикинув угол смещения горизонтальных осей штурвала и эксцентрика чисто по прорисовке:




Продолжение следует…

Загрузка картопа на кар.

Есть у меня три лодки, две из них вполне на ходу – Сармат с Хондой BF-20 и Ирис с Ямахой-3. На форуме «Катеров и яхт» в теме forum.katera.ru/index.php?/topic/35573-opyt-ekspluatatcii-samodelnykh-motolodok/, сообщение № 220 на стр. 9, рассказано, как перевозится на прицепе комплект из обеих лодок. Но если хочется задействовать лишь гребную лодку, то как-то нелогично, хлопотно и… в общем, дурь – сорокакилограммовую лодочку возить на прицепе массой 180 кг.
На моём KIA Soul имеются релинги, пластиковые, красивые, но крайне непрочные. Что-то перевозить на таком «верхнем багажнике» на десятки километров не реально. Потому решил заменить их полноценным стальным багажником. Устройство состоит из стационарных продольных балок, постоянно закреплённых на штатных местах крепления релингов (по две передних и по три задних шпильки М6), и двух поперечин, ставящихся при необходимости перевозки «негабаритных грузов».



Читать дальше →

Катамаран в стиле А. Назарова

Итак, побывав на территории бывшего деревообрабатывающего завода им. Ермана, познакомился со строительством большого (по нашим меркам) катамарана – 13,5 на 4,5 метра. Строит бригада человек около четырёх, обводы взяты из предыдущего ката восьмиметровой длины. Т.е. тупо купили проект (весьма неподробный) у канадцев несколько лет назад, по описанию построили, испытали и продали – успешно. Тот первый кат попал в жестокий шторм на Волге, рядом причаленные лодки и катера потонули либо были сильно побиты и пробиты, а кату – хоть бы что…

Читать дальше →

День рождения нашего главного конструктора.

Поздравляем нашего главного и лучшего конструктора Михаила (jeeet ) с днём рождения! Пожелаем ему здоровья, благополучия и будем ждать новых проектов красивых лодок.
Ура!

С Днём Победы!

Уважаемые участники форума, от всей души поздравляю вас с великим праздником — Днём Победы советского народа над фашистской Германией!
Желаю всем мирного неба, семейного счастья, любви, радостей от детей и внуков (у кого они уже есть smile )!
Ура, товарищи мои!