Катамаран в стиле А. Назарова

Итак, побывав на территории бывшего деревообрабатывающего завода им. Ермана, познакомился со строительством большого (по нашим меркам) катамарана – 13,5 на 4,5 метра. Строит бригада человек около четырёх, обводы взяты из предыдущего ката восьмиметровой длины. Т.е. тупо купили проект (весьма неподробный) у канадцев несколько лет назад, по описанию построили, испытали и продали – успешно. Тот первый кат попал в жестокий шторм на Волге, рядом причаленные лодки и катера потонули либо были сильно побиты и пробиты, а кату – хоть бы что…

Строят под заказы и авансы (а они-таки есть у них!) в стиле купленного проекта. Идея в следующем:
– строится корпус катамарана из фанеры ФСФ 9 мм, на стапеле, килями вверх;
– снаружи всё фанерное оклеивается плитой из пенополиуретана толщиной 50 мм одной московской фирмы, формуемой в тех же матрицах, что и полистирольный пенопласт для теплоизоляции (1,0х0,5 м, на ощупь попрочнее и потяжелее полистиролового, 750 рублей за 1 шт.);
– полученный пенополиуретановый болван шкурится, шпаклюется и закатывается стеклом на современной полиэфирной смоле многими слоями, количество которых – ноу-хау фирмы (!?), с окончательной отделкой топкоутом;
– после окончательного отверждения оклеенный корпус переворачивается килями вниз и в простейших киль-блоках достраивается в части внутренних перегородок и надстройки. Причём её стенки и крыша также трёхслойной конструкции. Шеф говорит, можно убрать весь набор и ничего в прочности/жёсткости не изменится.
На этом функция постройки ООО «Скарбот» заканчивается, скорлупа – очень прочная и жёсткая как на изгиб/кручение, так и на точечные (сосредоточенные) нагрузки! – передаётся заказчику по цене 300 тысяч рублей за метр длины… А он потом сам или подрядным способом достраивает судно от силовой установки до мягкой мебели.
Вот такие бутерброты или сэндвичи изготавливают в Сталинграде на бывшей мебельной фабрике с гордым именем «Волгоградмебель». Ни мало не заботясь о режимах плавания, виде СУ, оснащении радарами или гальюнами. (Когда в беседе я упомянул о своём желании построить катамаранчик 4 метра в длину, услышал гордое: «Лодки без гальюна мы за катамараны не считаем!»… Но скорее было сказано «без гальюнов», я не расслышал достоверно.) И уже четыре ката этой фирмочки ходят по Волге, один в Казахстане, есть где-то ещё, тот что на фото – готовится уйти в Подмосковье.
По заверению шефа, серьёзные расчёты показывают прочность корпусов не хуже алюминиевых при весе на 17% (?, почему не на 16 или 18%)? меньшем, меньшей же стоимости и т.д. Жёсткость корпуса проверялась диагональным вывешиванием и отсечками лазера по мишеням – «Деформаций не обнаружили». (Вопреки закону Гука…)
Коллегу по форуму КиЯ Merc*а (Кирилл из Волжского, варит лодки из АмГ-5) поразили темпы строительства… Может быть. Работали ребята при мне плотно, пришлось ждать обеденного перерыва для фотосессии. Жаль только, всё снималось в боксе, на улице можно было бы снять интереснее.
Что не понравилось.
Не очень соблюдается культура веса, особенно для надстройки; видел явно перетяжелённые детали.
Обводами не сильно заморачиваются. На мой взгляд, в стиле катов Альберта Назарова, а он строит и для океана. Говорят, скоростной катамаран, но поплавки узкие и довольно килеватые; на него хозяин планирует ставить два ПЛМ по 150 лошадей, надеясь получить скорость в грузу 40 км/ч. Маловато будет! Шеф же вообще сказал, что можно ставить хоть ПМ, хоть стационары, хоть водомёты, хоть два по триста – корпуса годны под всё! Но сами даже кронштейны для подвесных моторов не проектируют и тем более не ставят. Заказчика это устраивает, а всё, что нужно для приспособления всего, что можно, в корпусах имеется. Как-то так.
В общем, верю. Мы же помним, что трактор Катерпиллер в рекламе проезжает поперёк корпуса Бостонского китобоя и не может раздавить этот хороший сэндвич.

Ну, и обещанные фото:

6 комментариев

avatar
Спасибо за пост, очень познавательно!
Катамаранам быть!

Олег, для маломерок можно применить все, укладку паркета и рубку дубового массива топовор. Но можно и интересное стекло (не стекломат) на сендвиче с вакуумом, без фанеры вообще. Но смолу лучше эпоксидную. Все зависит от возможностей и задач.
avatar
Считаю — да, можно. Особенно для моногедрона и «глубокого V». И картопов.
Стопочка плит на втором снимке — каждая куплена за 750 р., а могут продать за 1000. По-моему, это перебор.
Я бы взял на внутренний слой фанерку 2...4 мм, на «сердечник» полистирольный пенопласт 20...40 мм, на внешнюю корку четыре-шесть слоёв стекла, всё на ЭД, включая покрытие замесом пудры на смоле.
Это минимальный вес при максимуме прочности/жёсткости корпуса. И можно без хлеба набора. Почти…
avatar
Зачем?!

Пенопласт — нужен же не теплоизоляционный из строительного магазина, а конструкционный… цены сказать какие на него?

Во-вторых, нафиг тогда мастерить фанерный корпус?! Всё проще делается: на выставленные лекала ставятся панели из полипропиленовых сот и стеклоткани.

Полипропиленовые соты намного дешевле пенопласта… только 95% людей в РФ считают их «дорогими» ;) и потому технология в наших краях не популярна.

Отсюда: стройте для себя из фанеры, лодки будут и легче, и прочнее, и просто лучше.
avatar
Олег, я можно сказать применил, только в обратную сторону. Посмотри подкрепление пенопластом ветровика у меня. Получил крепкую конструкцию.
avatar
И это логично ;)

При наклейке пенопласта на внутреннюю часть той же тонкой фанеры, пенопласт работает подобно часто поставленным тонким стригерам, «отодвигая» момент потери устойчивости тонкой оболочки.

Например, я использую подобные решения в бортах некоторых лодок — в основном, это санные и катамаранные обводы, где много деталей без погиби… узел собирается отдельно и устанавливается уже в виде подсборки.

Ещё один вариант использования пенопласта — это бутерброды, где пенопласт может работать между двумя тонкими несущими слоями.

В принципе, на показанном катамаране задумку именно такова — это как бы бутерброд. Но… есть сомнения и по способности используемого пенопласта работать на сдвиг (это основное требование к заполнителям в бутербродных конструкциях!), и в качестве ламинирования наружной оболочки — по-уму, такое нужно вакуумировать, использовать эпоксидные смолы горячего отверждения и строго контролировать все процессы.

Сомнительна и агдезия пенопласта с фанерой и ламинатом наружной оболочки :(
avatar
Братцы, а чего это никто не спросит, а каково конкретно водоизмещение сего судна?
Заранее отвечу: между тремя и четырьмя тоннами. И если присмотреться, то на втором сверху фото можно рассмотреть горизонтальную карандашную линию на транце правого корпуса — предварительная разметка КВЛ. При удлинении около 10 к 1.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.