Спасибо, Миша!
Книга есть, читал. Про СПОРТ. Я склоняюсь к цивильным, но быстрым перемещениям. Да и Хонда — 4т-мотор с ограничителем частоты вращения КВ.
Далеко не 2т Привет.
«Поэтому задам свой, из каких соображений выбиралась высота навески?»
Как обычно:
— рекомендации производителя ПЛМ;
— рекомендации специалистов по ГД;
— свой опыт, который давал негативные явления, присущие высокой навеске ПЛМ, типа прохватов воздуха. Особенно в поворотах. Плюс увеличение проскальзывания винта.
Можно, повторю вопрос:
— Какую цель преследует поднятие мотора?
Уменьшить гидродинамическое сопротивление подводной части ПЛМ.
В общем случае, чем меньше заглубление — тем ниже сопротивление, но в реальности есть брызгообразование и потому на некоторых промежуточных значениях сопротивление может приростать, т.е. зависимость нелинейна, на графике будут локальные минимумы и максимумы.
Подробнее можно почитать в старой книге «Водно-моторный спорт» Вейнберг. Манжос.
классе до 1000куб самый популярный мотор Yamaha 60 FETOL с редукцией 2,33, так вот самыми подходящими винтами оказываются Баллистики с диаметром 13-1/8 и 13-1/2
Ох, не верю ;)
У меня два предположения:
1.или моторы у них форсированы, т.е. по старой советской привычке грубо нарушают правила;
2.или что-то они не то делают вообще.
Анализ винтов для серьёзных проектов (рекордные лодки, «большие» катера и т.п.) показывает, что физика — она всегда физика, и весть винт выходит на утилизация момента на более низких оборотах, то никак быстрее не поедешь, чем на оптимальном.
Отсюда и решение задачи.
У Викингов-420 я могу выиграть только при приличном волнении
Вов, ты хотя бы лодку ВЗВЕСЬ, блин! И я тебе ТОЧНО скажу, что ты можешь, а что — нет ;)
У тебя эффективность корпуса можно оценить как очень высокую, не думаю, что лодка с «кривыми» обводами может быть лучше. Нет для этого никаких оснований.
Единственное что нужно сделать кроме снижения массы и улучшения центровки (и равномерности масс) — улучшить качество поверхности днища и ровность кромок реданов.
Остальное — это работа с настройками и винтами.
Как ты помнишь, я обтачивал ПауэрТеч, прибавка получилась 1-2км/ч, но он безнадёжно проигрывает Ракерам по всем показателям
Мне вообще эти винты даже после внешнего осмотра не нравятся :( Вообще не нравятся.
Тебе нужен типовой ЧПВ, с клиновидным профилем, «клевер».
Насчёт замеров: если у тебя мотор не раскручивается до оборотов максимальной мощности — это косяк в подборе винта. Очень просто всё.
Обороты максимальной мощности обозначены довольно чётко: 5750об/мин. Задача: уточнить.
Делается мулинетка, это недорого и несложно. Калибруется тахометр, ещё лучше — взять на прокат оптический тахометр, уже калиброванный.
Делается график, обороты максимальной мощности будут очевидны, на них и придётся ориентироваться.
После этого можно пересчитать реально измеренную максимальную мощность, это тоже не так уж и сложно.
И можно считать винты.
Иначе — деньги на откровенно неподходящие винты, «подобрать» вслепую НЕВОЗМОЖНО ;) Не верь тем, кто утверждает противоположное, в сети хватает интеллектуально неполноценных, у которых начинаются «гидродинамические шаги» и т.п. бред.
Т.е. тебе нужно:
1.измерить массу корпуса с ПЛМ и тем оборудованием, с которым ты выходишь в скоростные пробеги или гонки;
2.найти обороты максимальной мощности;
3.желательно измерить максимальную мощность;
4.выбрать винт с необходимыми основными геометрическими параметрами для полученных данных;
5.после этого заняться вторичными характеристиками. вроде отброса лопастей (рейк), формы лопастей, длиной ступицы (расстояние лопастей от подводной части ПЛМ) и т.п…
Влад, какую цель преследует поднятие мотора? Вывести АКП из потока? Частично приподнять диск винта над водой?
В чём гидродинамический смысл? Уменьшить ГД-сопротивление редуктора?
Или?..
Позволю себе акцентировать внимание на положении мотора относительно корпуса Б-2:
Антикавитационная плита мотора практически совпадает с линией киля по высоте (может, на пяток миллиметров АКП ниже киля) и имеет минимальный отрицательный угол, как бы «зарывается». Но это в статике, а в динамике упор винта поджимает ногу ПЛМ к транцу примерно на тот же уголок.
Я так думаю!
Всё образовалось опытным путём. На основе жизненного опыта. В том числе и чужого.
Ещё можно посмотреть по ссылке forum.katera.ru/index.php?/topic/57953-mikromotolodka-proekta-b-2/page-5 на очень дружественном форуме.
Миш, по поводу диаметра винтов, я много общаюсь с «Викинговодами», в классе до 1000куб самый популярный мотор Yamaha 60 FETOL с редукцией 2,33, так вот самыми подходящими винтами оказываются Баллистики с диаметром 13-1/8 и 13-1/2, конечно в полупогружном, меньшие диаметры «не едут». Как ты помнишь, я обтачивал ПауэрТеч, прибавка получилась 1-2км/ч, но он безнадёжно проигрывает Ракерам по всем показателям. На Ракере или Вайпер у меня рука не поднимется. Да и благодаря лифту мотор висит у меня довольно высоко, «погружным» режимом работу моих винтов не назвать, он скорее «частично погружной» но очень частично
Да и смысл? У Викингов-420 я могу выиграть только при приличном волнении, на «глади», без серьёзного апгрейта корпуса с наращиванием внутренних продольных реданов, с появляющейся при этом поперечной раскачкой, мне тягаться бесполезно.
Я катался на В-420 и скажу тебе что после 65км/ч это экстрим, гидроциклы «молча курят», это постоянная работа рулём чтоб удержать лодку в вертикальном положении.
Марлин же, в нынешнем варианте, стабилен до максимальных скоростей, управляя им я получаю удовольствие
По поводу раскачки, дельфинирование у меня присутствует на скоростях от 55 до 65км/ч, и до этой скорости и после дельфин отсутствует, что очень меня радует
На максимальных скоростях поперечная раскачка возникает только от неудачного воздействия волн, но легко устраняется рулём и газом.
Да, отличная у нас лодочка получилась, кататься на ней одно удовольствие
Вов, у тебя винты с изрядным диаметром, будешь смеяться, но 13,5*19" на Yamaha 115 (1:2,15) работает и даёт некоторый недокрут… Я предполагаю, что уменьшив диаметр и, соответственно, увеличив максимальные обороты, ты получишь прибавку скорости.
Стартовые характеристики ухудшатся, но это вполне приемлемая плата как на мой вкус.
Насчёт раскачки: у Шурика лодочка едет на FrD=6,2 без неустойчивостей (в стабильных условиях, при прохождении одиночных волн — это вполне понятно), потому я бы скорее предположил некую асимметрию, по развесовке, в корпусе… где-то что-то есть такое. В общем, у твоего корпуса тоже может быть потенциал в этом отношении, обычно вначале теряется продольная устойчивость (т.е. начинается дельфинирование), раскачка у тебя была скорее «диагональная», чем поперечная в чистом, так сказать, виде — снова предположу, что так может реагировать лодка на смещение масс от ДП и в нос, скажем, на массу рулевого.
Сегодня «примерял» свои винты
Прогулял лодочку, примерил старые винты.
Всё-таки Raker это бомба, пусть недокрут, пусть 5000-5100, но скорость 70-72, на 4200 получается 50-51км/ч, очень комфортно.
Raker 13,5x20" оказался «универсальным», максимум, что на нём видел 70-71км/ч при 5600об/мин
А ПауэрТэч 21«говно, как на старой редукции так и на новой 68км/ч, алюминиевый Солас такие же результаты давал.
Наверное, если вернуть внутреннюю пару реданы до транца пару км/ч прибавится, но раскачка… В спорте это неизбежно, после 75 и Викинг510 начинает раскачивать, надо удерживать его, парируя раскачку рулём, но в руле у меня люфт, да и, признаться честно, неохота мне этим заниматься, хочется просто ехать и ловить кайф, а катамаран всё-таки интереснее на этих скоростях
Да, критиковать то и нечего, хорошие фотографии
Про «змейку», тут очень зависит от расстояния между буйками, на VI фесте, в Тольятти оно было маленькое, я на «родном лопухастом 17» гонял а вот на VII в Самаре расстояния были больше, поставил свой «обточенный стальной 21» и выиграл. Но, в любом случае, важны стартовые характеристики винта, с 24" в полупогружном" там делать нечего.
Книга есть, читал. Про СПОРТ. Я склоняюсь к цивильным, но быстрым перемещениям. Да и Хонда — 4т-мотор с ограничителем частоты вращения КВ.
Далеко не 2т Привет.
Как обычно:
— рекомендации производителя ПЛМ;
— рекомендации специалистов по ГД;
— свой опыт, который давал негативные явления, присущие высокой навеске ПЛМ, типа прохватов воздуха. Особенно в поворотах. Плюс увеличение проскальзывания винта.
Можно, повторю вопрос:
— Какую цель преследует поднятие мотора?
Уменьшить гидродинамическое сопротивление подводной части ПЛМ.
В общем случае, чем меньше заглубление — тем ниже сопротивление, но в реальности есть брызгообразование и потому на некоторых промежуточных значениях сопротивление может приростать, т.е. зависимость нелинейна, на графике будут локальные минимумы и максимумы.
Подробнее можно почитать в старой книге «Водно-моторный спорт» Вейнберг. Манжос.
Ох, не верю ;)
У меня два предположения:
1.или моторы у них форсированы, т.е. по старой советской привычке грубо нарушают правила;
2.или что-то они не то делают вообще.
Анализ винтов для серьёзных проектов (рекордные лодки, «большие» катера и т.п.) показывает, что физика — она всегда физика, и весть винт выходит на утилизация момента на более низких оборотах, то никак быстрее не поедешь, чем на оптимальном.
Отсюда и решение задачи.
Вов, ты хотя бы лодку ВЗВЕСЬ, блин! И я тебе ТОЧНО скажу, что ты можешь, а что — нет ;)
У тебя эффективность корпуса можно оценить как очень высокую, не думаю, что лодка с «кривыми» обводами может быть лучше. Нет для этого никаких оснований.
Единственное что нужно сделать кроме снижения массы и улучшения центровки (и равномерности масс) — улучшить качество поверхности днища и ровность кромок реданов.
Остальное — это работа с настройками и винтами.
Мне вообще эти винты даже после внешнего осмотра не нравятся :( Вообще не нравятся.
Тебе нужен типовой ЧПВ, с клиновидным профилем, «клевер».
Насчёт замеров: если у тебя мотор не раскручивается до оборотов максимальной мощности — это косяк в подборе винта. Очень просто всё.
Обороты максимальной мощности обозначены довольно чётко: 5750об/мин. Задача: уточнить.
Делается мулинетка, это недорого и несложно. Калибруется тахометр, ещё лучше — взять на прокат оптический тахометр, уже калиброванный.
Делается график, обороты максимальной мощности будут очевидны, на них и придётся ориентироваться.
После этого можно пересчитать реально измеренную максимальную мощность, это тоже не так уж и сложно.
И можно считать винты.
Иначе — деньги на откровенно неподходящие винты, «подобрать» вслепую НЕВОЗМОЖНО ;) Не верь тем, кто утверждает противоположное, в сети хватает интеллектуально неполноценных, у которых начинаются «гидродинамические шаги» и т.п. бред.
Т.е. тебе нужно:
1.измерить массу корпуса с ПЛМ и тем оборудованием, с которым ты выходишь в скоростные пробеги или гонки;
2.найти обороты максимальной мощности;
3.желательно измерить максимальную мощность;
4.выбрать винт с необходимыми основными геометрическими параметрами для полученных данных;
5.после этого заняться вторичными характеристиками. вроде отброса лопастей (рейк), формы лопастей, длиной ступицы (расстояние лопастей от подводной части ПЛМ) и т.п…
Если нужны прогнозы, я пас.
Странно читать подобные вопросы?
Поэтому задам свой, из каких соображений выбиралась высота навески?
Но пока это только слухи.
Есть где почитать, посмотреть фото, видео?
А что ухудшится?
В чём гидродинамический смысл? Уменьшить ГД-сопротивление редуктора?
Или?..
Естественно на макс. оборотах, винт алюминий…
Вид из лодки при данной откидке! )))
Антикавитационная плита мотора практически совпадает с линией киля по высоте (может, на пяток миллиметров АКП ниже киля) и имеет минимальный отрицательный угол, как бы «зарывается». Но это в статике, а в динамике упор винта поджимает ногу ПЛМ к транцу примерно на тот же уголок.
Я так думаю!
Всё образовалось опытным путём. На основе жизненного опыта. В том числе и чужого.
Ещё можно посмотреть по ссылке forum.katera.ru/index.php?/topic/57953-mikromotolodka-proekta-b-2/page-5 на очень дружественном форуме.
Да и смысл? У Викингов-420 я могу выиграть только при приличном волнении, на «глади», без серьёзного апгрейта корпуса с наращиванием внутренних продольных реданов, с появляющейся при этом поперечной раскачкой, мне тягаться бесполезно.
Я катался на В-420 и скажу тебе что после 65км/ч это экстрим, гидроциклы «молча курят», это постоянная работа рулём чтоб удержать лодку в вертикальном положении.
Марлин же, в нынешнем варианте, стабилен до максимальных скоростей, управляя им я получаю удовольствие
По поводу раскачки, дельфинирование у меня присутствует на скоростях от 55 до 65км/ч, и до этой скорости и после дельфин отсутствует, что очень меня радует
На максимальных скоростях поперечная раскачка возникает только от неудачного воздействия волн, но легко устраняется рулём и газом.
Да, отличная у нас лодочка получилась, кататься на ней одно удовольствие
Стартовые характеристики ухудшатся, но это вполне приемлемая плата как на мой вкус.
Насчёт раскачки: у Шурика лодочка едет на FrD=6,2 без неустойчивостей (в стабильных условиях, при прохождении одиночных волн — это вполне понятно), потому я бы скорее предположил некую асимметрию, по развесовке, в корпусе… где-то что-то есть такое. В общем, у твоего корпуса тоже может быть потенциал в этом отношении, обычно вначале теряется продольная устойчивость (т.е. начинается дельфинирование), раскачка у тебя была скорее «диагональная», чем поперечная в чистом, так сказать, виде — снова предположу, что так может реагировать лодка на смещение масс от ДП и в нос, скажем, на массу рулевого.
Такие вот мысли.
P.S. Поздравляю!
Прогулял лодочку, примерил старые винты.
Всё-таки Raker это бомба, пусть недокрут, пусть 5000-5100, но скорость 70-72, на 4200 получается 50-51км/ч, очень комфортно.
Raker 13,5x20" оказался «универсальным», максимум, что на нём видел 70-71км/ч при 5600об/мин
А ПауэрТэч 21«говно, как на старой редукции так и на новой 68км/ч, алюминиевый Солас такие же результаты давал.
Наверное, если вернуть внутреннюю пару реданы до транца пару км/ч прибавится, но раскачка… В спорте это неизбежно, после 75 и Викинг510 начинает раскачивать, надо удерживать его, парируя раскачку рулём, но в руле у меня люфт, да и, признаться честно, неохота мне этим заниматься, хочется просто ехать и ловить кайф, а катамаран всё-таки интереснее на этих скоростях
Про «змейку», тут очень зависит от расстояния между буйками, на VI фесте, в Тольятти оно было маленькое, я на «родном лопухастом 17» гонял а вот на VII в Самаре расстояния были больше, поставил свой «обточенный стальной 21» и выиграл. Но, в любом случае, важны стартовые характеристики винта, с 24" в полупогружном" там делать нечего.
Отлично погуляли, проводили лето.
Выпили всё, да не всё доели :D