Вопрос к имеющим опыт эксплуатации таких моторов. Мерк 20 4т. и Яма 30 2т., у Мерка кубатура на 100 кубиков меньше а редукция и вес практически как у Я30. Сильно будет проигрывать Мерк по скорости и при загрузке?
Винты Михаил это само собой, на нашей реке не только варианты по диаметру и шагу нужны а и просто про запас иметь не лишнее. Лучше вообще сразу защиту на редуктор ставить.
Пренебрегать улучшениями не будем, если будет постоянное использование то придет и понимание что необходимо.
  • avatar jeeet
  • 1
Скорости кстати можно и приличные, а вот груз вести большой подразумевается часто

Тогда нужно два винта сменных: «скоростной» — умеренного диаметра и большого шага, и «грузовой» — максимального диаметра для данной модели ПЛМ и небольшого шага.

Можно ещё подумать над транцевыми плитами — иногда удаётся вывести лодку на глиссирование за их счёт, что в сочетании с «грузовым» винтом может сильно улучшить ТТХ.

И вообще, не стоит пренебрегать даже минимальными улучшениями — конечно же, при решении основных задач, т.е. не ударяться в ловлю блох если лошадь охромела ;)
  • avatar jeeet
  • 1
Так ЧПВ как раз и позволяет уменьшить до предела осадку.

Реально вообще на 40% диаметра винта заглубление сделать, а если поставить ЧПВ за тоннелем — вообще будет нижней точкой именно днище.
Скорости кстати можно и приличные, а вот груз вести большой подразумевается часто и отсюда вытекают небольшие скорости при в общем то небольшой мощности.
Дяди Васи темы я смотрел, лодки безусловно интересные но все какие то маленькие, низенькие и с маленькими моторами. Они больше для тех рек по которым он и ходит соответственно, у нас вообще все по водометам фанатеют.
Даст бог получится собрать комплект к лету сниму видос про нашу реку.
Юра меня опередил на 10 минут…
Но не жалею!
Про тридцатку в общем поддерживаю. И про тоннель.
Хорошие варианты, по-инженерному.
Но вариант с ЧПВ для Юрия — не вариант: ему надо, чтобы не слишком быстро, но с хорошим упором, и чтоб по камням не боязно было. Что-то подобное можно глянуть в теме «Дяди Васи» про лодочки со стационаром, работающим на винт-травокос, не выступающий за днище лодки — forum.katera.ru/index.php?/topic/57101-motokaiak/page-9#entry2335712
Михаил стационар с такого типа приводом это интересно. Что то подобное но с болотоходным коротким приводом и стационаром сделал земляк с Перми, на мотолодке была тема. Получил на тяжелой лодке приличную скорость и проходимость по мелям.
Для такого привода нужно наверное лодку совсем другую делаль, вряд ли он встанет нормально на существующий джонбот.
Я все же пока остановлюсь на варианте с джонбот+30лс., лодка она есть а моторы 30 и 15лс. почти в одной цене б/у торгуют, т.ч. не буду ломать себе мозг и пока нет еще легкой лодки буду катать джонбот. Сделаю лодку под меньший мотор буду думать про 9,9-15лс.

Так что уважаемые товарищи спасибо за помощь и если у кого есть достойный мотор 30лс. я созрел smile.
Согласен Евгений и с вами и с Александром что Сузуки 15 лс.подходящий мотор для легкой лодки, давно поглядывю на него. Все больше склоняюсь к тому что бы оставить себе джонбот и походить сезон на нем, а потом когда придет время красить пошарпоное днище попробовать тоннель вварить. А это значит что придется пока отановиться и искать минимум 30лс., думаю что Привет будет немного слабоват.
  • avatar jeeet
  • 2
Скорей всего придется ориентироваться на какую то одну лодку, понятно что сложно убить двух зайцев

Как бы это возможно — в смысле двух зайцев одним выстрелом — но это будет банально дорого.

А вот стационар — как бы реальнее, но всё равно не дешевле, чем ПЛМ готовый. Тем более — подержанный.

Как вариант, можно рассмотреть теоретически «гибрид»: найти на вторичке ПЛМ 40...50л.с. с неисправным двигателем, но полностью исправным редуктором и вообще «сапогом», и поставить на него стационарный двигатель с зубчаторемённой передачей (тогда, например, при редукции в подводной части 1:2 можно сделать передачу с 1:1,5...2, и получить на винте 1:3...4).

А если уж делать стационар, то только с консольным выносом для вала, и под ЧПВ ;) Так, к слову, даже проще. И будет малая осадка, ниже днища будет только нижняя часть винта, а собственно привод — выше.

Рулить — перо руля на консоли за винтом.

Т.е. сделать упрощённый вариант, что-то в стиле TriMax.











Поддержу Шурика: Сузуки-15А 2Т оптимален как самый лёгкий из «пятнашек». Тем более — в румпельном варианте.
Самый лёгкая «двадцатка» 4Т — HONDA-BF20D2 (и более поздние модификации) весит 48...49 кгс с румпелем и стартёром. Т.е., не наснимаешься и не натаскаешься туда-сюда легко и в одиночку.
Примечательно, что и 4Т моторы в 10 лошадок весят почти также: при рабочем объёме 0,202 л HONDA-BF10 тянет на 46 кгс в минимальной комплектации. Даже без электростартёра. «Десятки» 4Т от прочих фирм ещё тяжелее…
Если перебирать другие варианты и притом не брезговать изделиями советского авиапромома, то я предложил бы обратить взор на «Привет-22(-25) Казанского завода авиамоторов. Неубиваемый в рядовой — негоночной! — эксплуатации; 38 кг массы; самый обтекаемый редуктор для своей мощности даже на сегодня; самый экономичный для двух тактов — 340 г/л.с. в час. Проблемы(-мки) — нет (или всё же есть?) современных стальных, т.е. с тонкими полироваными лопастями, винтов левого вращения; на высокой скорости шумный выпуск: выхлопной патрубок чуть ниже АКП, вода не успевает смыкаться за его срезом, строчит как хороший — потому что нет пропусков! — пулемёт.
До 1977 года, по молодости технологий на КМА ПО, были случаи, крошились зубья ведущей вал-шестерни редуктора, позже всё отработали, редуктор тоже… стал неубиваем.
На форумах встречаются Приветы, вполне бодрые, с большим остаточным ресурсом и, что самое интересное, винты к ним трёх размеров шагов: штатный как скоростной, полугрузовой и, ну почти, грузовой.
Реальные 20...25 лошадок, а вес поменьше, чем Т-18. Я бы подумал. Да и запрашиваемые старыми хозяевами 10...20 тысяч кровных — это не 70 и даже не 50!
А Хонду мою, любимого ЯпоноВихря, ни на что не променяю!
На Б-2.0 ищу нормальную пятнашку-двадцатку 2Т, чтобы возить две лодки на прицепе одновременно, внизу Сармат с Х-20, сверху Б-2,0 без мотора, и то, что ищу, лёгонькое, в багажнике. Приехал на бережок, слиповался двумя лодками, достал из багажника моторчик, поставил (сам, в одно лицо) и катайся с сыном/внуком/другом параллельными курсами, кайфуй, в общем.
Хорошо бы найти Кресчент/Монарк/Вольво Пента-14, -25 или финский Терхи-15, -18, 20. Но чтобы с хоть каким-то остаточным ресурсом…
Все верно Михаил, строить точно буду но пока тормозит отсутствие теплого бокса, больше половины материала куплено и лекала готовы. И мотор выбирается с оглядкой на перспективу постройки. А пока суть да дело и дабы не пропускать третий сезон подряд выбирал на чем ходить летом. Джонбот требует от 30лс. ( с 20лс чистыми все плохо на рынке) а вот на такой лодке как на картинке можно ходить на 9,9-15-20 лс.

Её можно держать на берегу и привозить мотор с барахлом на машине а к джонботу еще и прицеп нужно делать, вот и думаю что выбрать.
Стационар это прикольно но я думаю что скорее на джонбот или какую другую лодку. На длинную традиционную лучше всего 9,9-15 лс. и по бюджету скорее 2т.
Скорей всего придется ориентироваться на какую то одну лодку, понятно что сложно убить двух зайцев.
Спасибо всем за мнения, Михаил подробно все описал хоть и не совсем понятно для меня smile.
  • avatar jeeet
  • 1
А может быть стоит задуматься о постройке какой-нибудь универсальной лодки

Вов, там вот такой корпус, как на картинках, как я понимаю в планах:







Он несколько тяжеловат — я хотел получить достаточно надёжную конструкцию для довольно тяжёлых условий — но и как бы высокоэффективен, 32...35кг/л.с. оно должно глиссировать… в принципе, это улучшенный «Крым» в открытой версии, если что.

Высокие скорости — не совсем для него, а вот хорошие ходовые качества с 2...3 людьми и под 15...20л.с. — это вот его стихия.

С хорошим винтом как бы можно и вчетвером пробовать под 15л.с. ходить, под 20л.с. — однозначно.

Ну и тут ещё один момент — две скулы и широкий отгиб скул, малая килеватость… в общем-то, лодка для рыбалки. Такую Юрий взял и Денис из Барнаула. Жду испытаний.
  • avatar jeeet
  • 1
Юрий! Я не имею обыкновения советовать такие штуки… но в данном случае можно подумать над стационарным 4Т-мотором сил на 15...30 и схолхозить ему консольный привод на винт.

Вопрос скорее в редукторе: в идеале это должен быть планетарный редуктор, и более того — двухскоростной ;) Т.е. на первой передаче редукция, допустим, 1:3,5...5, а на второй — 1:2,5...3.

В принципе, что-то такое можно построить на основе зубчатого ремня (с натяжителем гидравлическим!) и просто менять шкивы для смены передаточного отношения.

В принципе, заколхозить можно, но нужно подумать и посчитать… например, какие есть двигатели, сколько они стоют, какие есть возможности (допустим, для редуктора с зубчаторемённой передачей картер будет открытым, его можно собрать из плоских заготовок, но там будут довольно дорогие подшипники).

Потому как ПЛМ с ограничением бюджета и такими широкими требованиями мы, скорее всего, не подберём :(
  • avatar jeeet
  • 0
что есть обороты максимальной мощности

Это обороты, на которых развивается максимальная мощность — для ПЛМ их указывают не все производители.

Чаще приводят данные только по рабочему диапазону оборотов, например, «5100...5800об/мин.», где максимальная мощность — можно только догадываться, в данном случае я предположу, что это будет 5700об/мин…

лучше выбирать редукцию больше чем 2:1

Как бы — да.

Исключение — очень лёгкие скоростные лодки, вроде как у Шурика «физкультурник»… подумал, а ведь на «волне» у большей части коллег именно такие ;)

и тот мотор который лучше тянет на средних оборотах

А вот тут — информацию накопать трудно!

Дело в том, что на средних оборотах разница в характеристиках может быть весьма велика. Для примера приведу характеристки (такие кривые называются «внешнескоростная характеристика», ВСХ) для ПЛМ другого типоразмерного класса:



Тут видно, что «эвик» развивает на средних оборотах намного более высокий крутящий момент, чем «яма».

Это — преимущество: с ростом нагрузки (например, увеличение сопротивления из-за того, что в лодку село несколько человек или на волнении и т.п.) обороты будут падать намного быстрее у Yamaha, а Evinrude сможет поддерживать скорость с минимумом потерь.

Так же всякое такое позволяет иногда установить более «тяжёлый» винт и несколько выиграть за счёт этого (но это верно ТОЛЬКО для режимов с НЕ-ПОЛНОСТЬЮ открытым дросселем, т.е. «в 2/3...3/4 газа»!).
Посмотрел редукцию моторов 15лс., у 2т. моторов она чуть меньше чем у 4т.
Понятно, тоже не маловажные факторы хотя и не первостепенные.
А теперь для малограмотных еще раз. Получается что лучше выбирать редукцию больше чем 2:1 например и тот мотор который лучше тянет на средних оборотах ( не совсем понял что есть обороты максимальной мощности).