• avatar Sergei
  • 0
У инженеров это называется «Техническое Задание»
  • avatar Sergei
  • 0
«Строительство строительству — рознь. Одно дело — типовой проект коробочки-избушки, другое — действительно удобного и красивого дома. Так и в лодкопромышленности, разницы нет.»- за избушки не получают звания Правительства, мне есть чем гордиться.
Главное не канадка а инженерный подход к любому делу, хотя уже писал об этом.
  • avatar Sergei
  • 0
Михаил, пожалуйста в студию проект ( нет пока просто картинки) по параметрам: 7м, переходной режим, возможность обитания несколько дней, ну в общем и чтобы красивый. какие будут ТТХ, Может мне понравиться и я закажу, если в деньгах сойдемся.
  • avatar jeeet
  • 0
Вот в этом вся опасность

Есть такой подход: выписываем на лист бумаги требования к лодке (автомобилю, мотоциклетке, аудиосистемы и т.п. мясорубкам) в виде ответа на вопрос — зачем нужно, что оно должно делать и какими качествами обладать.

И потом просто смотрим — что удовлетворяет именно сформулированным требованиям. Очень просто.
  • avatar jeeet
  • 0
Рядовой строитель может только доверять и проверять

Вот! Проверять — это ключевое.

Например, смотрим заявленные расходы топлива для выбранного проекта и некого эталона, пусть это будут заводские данные для тех же Yamaha или Suzuki, скажем, Yamaha Testfacts, смотрим… если заявленный расход на полной мощности более чем на 5% меньше — значит, имеем недобор мощности, винт слишком «лёгкий». Т.е. помним, что расход часовой от корпуса никак не зависит ;), только от движителя.

И т.д. и т.п., но — это думать нужно, анализировать данные.

Большинство приводимых данных можно проверить банальнейшими расчётными методиками на основе достоверных данных в открытых источниках. Это должно стать руководством к действию.

А вот полноценные испытания — это реально дорого: например, в историческом ГОСТ 19356-79 заявлено, что ресурсные испытания должны состоять не менее чем из 300 ходовых часов, из них не менее 100ч на волне максимально допустимой высоты, и по 100ч дополнительно на каждый дополнительный год гарантии на корпус. Лихо. Т.е. сейчас такого НИКТО не проводит.

Все эти нормы ISO, Lloyd… это плинтус — ниже нельзя, выше… незачем? Но т.к. там нет разрушающих испытаний на прочность — это по-пионерски, «понарошку» немного.

Даже замеры скоростей и расходов топлива мало кто выполняет полноценно — с калибровкой аппаратуры, со статистикой, с протоколами и логами. Есть добросовестные люди, но их мало.
Вот в этом вся опасность и заключается, напороться на внешне красивый проект с худшиими ТТХ…
Но чаще просто обман развод на деньги.
Некое ГЭ выдается за проект…
  • avatar jeeet
  • 1
Так вот, банальный анализ стоит не так уж и дорого — в основном, это время на сбор данных и проверку, немного денег на модели и вновь — время на анализ… т.е. это по большей части умственный труд, руки могут отдыхать.

В денежном эквиваленте стоимость посчитать затруднительно: работы как бы и немало было проделано, но…

Или сколько я возился с вариантами для полуглиссеров… а в деньгах это стоило не так уж и много, в сравнении даже очень мало…

Другие же потратили деньги на CFD, на буксировки в бассейне… это десятки тысяч евро, кстати, а лодка едет плохо — суммарное соотношение «сопротивление/водоизмещение» (R/D) для их глиссера почти в 1,5 раза выше, чем у тех же лодочек Шурика или Вовки на тех же относительных скоростях (FrD, число Фруда по водоизмещению). Так тоже бывает.

Не деньгами едиными жива эффективность проектирования, и не количеством прототипов или пилотных образцов.
Вот, винты, в них вся соль. Будем говорить параметр близок к заявленному, так как по всем проверкам, обороты, скорость, проходит. Меня он устраивает, обороты 4300, иду 40 км в час, прибавил обороты уже 50 км.
Михаил, нужной компетенцией обладаешь только ты.
Рядовой строитель может только доверять и проверять.
Чтобы резюмировать проект, его нужно либо полноценно тестировать, либо иметь достаточный тираж с доработками, модификации, рекомендациями проектировщика.
  • avatar jeeet
  • 1
Вкладываться в НИОКР следует тогда, когда строится серийный продукт

В НИОКР есть смысл вкладываться всегда. Другое дело — сколько именно вкладывать.

Например, те же глиссеры простейшие, как у Вовки или Шурика (раз уж их упомянули в теме) едут лучше, чем по расчёту (Савитский), даже — чуть лучше того, что считаю я сам для них (я беру, всё же, пессимистичные варианты сочетания допусков). Но это не случайность, а результат анализа основных зависимостей. Очень многие мои коллеги таким анализом пренебрегают или вообще к нему неспособны в силу непонимания оных зависимостей :(
  • avatar jeeet
  • 0
двигатель прошу не обижать

Никто плод незаконной любви японки и китайца не обижает! Но мощность, всё же, стоит пересчитать хотя бы по винту.

Но винт желательно измерить.
У меня продукт специфический)))), он не нужен 99% пользователям.
А двигатель прошу не обижать, он отрабатывает свои лошадки.
370-400 кг водоизмешения на 12 шаге, спокойно выводит на глиссирование секунд за 10.
  • avatar jeeet
  • 1
они не парятся особо, ставят моторы х2, х3 мощности…

И не только «буржуи» — у того же Игоря из Якутии, или amariner на якобы полуглиссерах на видео ПЛМ вполне себе мощные, и с учётом такой мощности ТТХ очень слабые :( Я понимаю, что строители и владельцы поставили именно такие ПЛМ, но… там не виден потенциал именно в декларируемом выигрыше по водоизмещение/мощность перед типовым глиссером, т.е. поставленные цели не достигаются.

Это — хуже всего :(
  • avatar jeeet
  • 0
имелось ввиду другое

Я понял, о чём ты хотел сказать.

И мнения не изменю: зло ;)

Например, Шурик не сможет ответить, как изменится поведение при смещении ЦТ в ту или иную сторону, как повлияет увеличение мощности двигателя или некие иные изменения… он сможет только пересказать то, с чем уже сталкивался лично и о чём он рассказывал. С Вовкой — аналогично (хотя Вовка может интерполировать кое-что не всегда верно, Шурик как бы более скептичен к расширению частного на общее).
  • avatar jeeet
  • 0
я профессионал в другом строительстве

Строительство строительству — рознь. Одно дело — типовой проект коробочки-избушки, другое — действительно удобного и красивого дома. Так и в лодкопромышленности, разницы нет.

строил и принимал в эксплуатацию тральщики
совершенно уникальные суда- аналогов нет в мире

Фраза «нет аналогов в мире» есть показатель не-нужности :( Её очень любят пильщики денег.

Так чем же эти тральщики лучше тральщиков постройки Австралии, США или Швеции? Вот с этого нужно начинать.

еперь о конструкторах малых судов: их на самом деле у нас в стране раз два

Конструкторов — много. Зацикливаться на месте проживания сейчас смысла нет, например, у меня вообще за последние лет 5 буквально пару проектов внутри страны, остальные — на экспорт.

Теперь о новаторстве: насколько я представляю главная наука при проектировании судов это гидродинамика
ничего нового придумать дома у компьютера уже как мне кажется нельзя

Я только-только выше показал, что «проверенные проекты» на поверку — туфта на постном масле ;) Превышение сопротивления на 20...30% против типовых вариантов есть провал, АдЪ и ИзраелЪ :(

Т.е. проблема не в том, что бы «придумать нечто новое», а всего-навсего в том, что бы успешно применить адекватное целям и задачам сочетание известных решений таким образом, что бы на выходе получить шаг вперёд по отношению к эталонным ТТХ.

И на основе одних и тех же базовых зависимостей в гидродинамике и сопромате можно получить как хороший, так и неудовлетворительный результаты. И в этом — работа конструктора.

Т.е. платят не за эфемерные «работы», а за результат.

Правда, от строителя тоже требуется не лажать и придерживаться спецификаций и рекомендаций проектных. Но это как бы подразумевается по-умолчанию.

15 лс с одним выходит на глиссер через 30 сек. и скорость 43 км. вдвоем максимум 37 км

Какой винт для 43км/ч? Обороты? Модель ПЛМ? Водоизмещение?

Если ME15M и винт 9*9 то максимальная скорость не превышает 38...40км/ч при 6000об/мин., это кажущееся скольжение винта от 10 до 5%, что очень и очень мало. Потому 43км/ч могут быть только на дисплее GPS-навигатора :(

Что считать-то будем? ;)

Рекомендую сравнить с лодкой А-шурика: под китайским мотором, в котором в лучшем случае сил 16...17 он едет «по винту», т.е. полностью мощность ещё не реализовал… если правильно помню, то скорости уже в районе 52...53км/ч (средние, а не максимальные значения) при водоизмещении ненамного ниже.

Т.е. я к тому, что должны быть точки отсчёта: если превышаем типовые ТТХ — мы молодцы, всё сделали верно; если не дотягиваем до типовых ТТХ — провал. И только так.
Сергей, чем больше узнаешь, тем больше сомнений.
Буржуи подкупают внешним видом, материалами и оборудованием, как бы продуманностью, множеством медиа материалов и презентаций. Некоторые проекты достаточно сильно растиражированы…
Я замечал, они не парятся особо, ставят моторы х2, х3 мощности…
Вкладываться в НИОКР следует тогда, когда строится серийный продукт. Например для главнокомандующего. Кстати в параде мельком показали интерцепторы, по-моему шведского про-ва, которые были до появления патрульных катеров проекта 03160 «Раптор». Мне они попадались в ЯК Буревестник и на Волге вблизи резиденции Волжский Утес.
Для самостроя можно проще. Проект от проектировщика, а тестовый макет + доводка от вольного строителя. И договариваться, если получится.
«Друг друга консультировать» — имелось ввиду другое, например Вовка может консультировать по Марлину, а Шурик по физкультурнику. А не как-то иначе…

Имелось ввиду общие вопросы, а не модернизация и отступления от проекта.
Мотолодка немного изменилась, самостройщики выродились как класс.
Самострой редкость. :)
  • avatar Sergei
  • 0
Спорить с человеком, который сыпет формулами и расчетами не буду. сам я профессионал в другом строительстве и много раз видел как горе строители пренебрегали проектом, а потом стены трещат, крыши падают и т.д. По поводу проектировщиков в Питере тоже не соглашусь, имею соседа по даче, который строил и принимал в эксплуатацию тральщики на Средне-Невском заводе, был там по приглашению, совершенно уникальные суда- аналогов нет в мире. А вот коммерческие малые катера и лодки, согласен, все делаются на коленке а стоят как заводские. Самому построить- будет и по качеству и параметрам намного лучше.
Теперь о конструкторах малых судов: их на самом деле у нас в стране раз два, а брать кем-то нарисованный проект и вбухать в него немалую сумму -сомнительное дело. и куда потом девать эти расчеты, кроме как в топку бани на даче.
Я вот лодку сделал Север-420, правда немного облегчил сверху, но наклеил больше слоев ткани и по весу она 145-150 кг. при ходовых испытаниях на моторе 15 лс с одним выходит на глиссер через 30 сек. и скорость 43 км. вдвоем максимум 37 км. Посчитай Михаил, может такое быть, или я блефую.
«О новаторстве лучше не заговаривать.» Теперь о новаторстве: насколько я представляю главная наука при проектировании судов это гидродинамика, от этого зависят основные показатели судна, поэтому ничего нового придумать дома у компьютера уже как мне кажется нельзя, если только, как китайцы придумали новый двигатель, который не подчиняется законам физики.
Из этого делаю вывод, надо брать проверенный проект, который соответствует твоим запросам.
  • avatar jeeet
  • 1
Дополню: тот проект, на который выше ссылка была — посмотрел и кое-что пересчитал.

Получается, что для скорости 29км/ч (16 узлов) сопротивление корпуса с острой скулой при относительной длине (Lwl/D^1/3) 5,7, т.е. в водоизмещении 1789кг (3940 фунтов), должно составлять 181кгс (см. таблицы у Блаунта и МакГрата), это FrL=0,98. Упор гребного винта при утилизации мощности 30л.с. при 3000об/мин. и передаточном отношении 1:2 составит до 190кгс.

Нетрудно сопоставить, что расходу 15л/ч соответствует утилизация мощности в районе 36...40л.с…

Иными словами, даже в полном водоизмещении указанные параметры (16 узлов и 15л/ч) выглядят очень и очень скромно, и хуже типовых ТТХ полуглиссеров, которые приводятся как ориентиры в таблицах для предварительной оценки параметров полуглиссеров.