Строительство небольшого переходника - окончание.
Здравствуйте!
Думал опубликовать окончательные фотографии уже после спуска на воду, но в связи с поступающими вопросами решил тему строительства закончить отдельной темой.
СЛедующие публикации будут после спуска на воду.
Лодка закончена, спуск будет в мае. Остались небольшие недоделки, которые будут устраняться и доделываться в процессе эксплуатации.
Не все получилось идеально. И не все получилось так, как представлялось вначале. Но тем не менее — лодка готова, что вышло то вышло.
Прошу строго не судить, в конечном итоге это только хобби и игрущка. А также с интересом проведенное время за постройкой.
Хочу поблаодарить всех, кто интересовался постройкой и поддерживал в этом процессе.
Далее фото.
Вот так это начиналось
Вот так выглядит на сегодняшний день
Ну как то так.
Оснащение лодки — две помпы (ручная и автоматическая), стационарный бензобак с указателем топлива, БК «Мультитроникс» (подключен к форсункам) — с него будет сниматься обороты, расход топлива, скорость и много чего еще. Для показаний скорости на мультитрониксе приобретен и установлен GPS-прибор, передающий данные по скорости в Мультитроникс.
Основной прибор эхолот-картплоттер Raymarine Dragonflay 7.
Также установлены доп. транец для докатки и лестница.
Думал опубликовать окончательные фотографии уже после спуска на воду, но в связи с поступающими вопросами решил тему строительства закончить отдельной темой.
СЛедующие публикации будут после спуска на воду.
Лодка закончена, спуск будет в мае. Остались небольшие недоделки, которые будут устраняться и доделываться в процессе эксплуатации.
Не все получилось идеально. И не все получилось так, как представлялось вначале. Но тем не менее — лодка готова, что вышло то вышло.
Прошу строго не судить, в конечном итоге это только хобби и игрущка. А также с интересом проведенное время за постройкой.
Хочу поблаодарить всех, кто интересовался постройкой и поддерживал в этом процессе.
Далее фото.
Вот так это начиналось
Вот так выглядит на сегодняшний день
Ну как то так.
Оснащение лодки — две помпы (ручная и автоматическая), стационарный бензобак с указателем топлива, БК «Мультитроникс» (подключен к форсункам) — с него будет сниматься обороты, расход топлива, скорость и много чего еще. Для показаний скорости на мультитрониксе приобретен и установлен GPS-прибор, передающий данные по скорости в Мультитроникс.
Основной прибор эхолот-картплоттер Raymarine Dragonflay 7.
Также установлены доп. транец для докатки и лестница.
22 комментария
Олег, получился 5 метровый шедевр. Ждем фоток с воды.
Притом выглядит кораблик шикарно не только благодаря проекту Михаила, но и мастерскому воплощению, аккуратности и вкусу строителя. Достаточно взглянуть на оформление гаража (или эллинга?)…
Молодец!
В гараже лежит вырезанное из поликарбоната стекло и канистра с керосином.
Что из этого использовать дальше — покажут испытания.
Кстати, забываю спросить: как спальное место по размерам? Длины там должно хватать… а ширина, в ногах/головах? Высота подволока над койками? Как вообще ощущения в рубке?
Угу, да, где-то так и задумывалось, двое взрослых+ребёнок. Как бы хоть и микро, но — крейсерок на выходные.
По высоте тут запас не для всех, высоким (привет, Влад!) может быть еле-еле… а вот по длине и ширине — полноразмерные места проектировались.
После выхода ещё интересует мнение насчёт ощущения… ну, скажем, защищённости — достигнуто или нет. Лодка хоть и маленькая, но сделано всё так, что бы этот факт в ощущениях не выпячивался: борт высокий, довольно глубокий кокпит с комингсами, рубка с носа прикрывает… пространство как бы цельное от кокпита в рубку… задумки, по крайней мере, были именно такими.
А мотор — «исходные» 9,9л.с. или «раздушенный» уже? И какой винт установлен сейчас?
Двигатель со снятым рестрикером. Т.е. по мнению интернета 16-17 сил. После обкатки буду доводить до 20.
С ощущением и так все понятно. Высокий надводный борт плюс комингс дают ощущение защищенности
Да, скромно в этом отношении :(
С другой стороны, более-менее пропорционально выглядят лодка. Нет в мире совершенства, как говорил один известный Лис. Или лодка должна быть крупнее, или с совершенно иной архитектурой, или… тут компромисс смещён именно в такую сторону.
По-задумке, в рубке люди находятся не постоянно, потому предпочтение я отдал пропорциям (и небольшому снижению парусности), понизить пайол в районе рубки мысль была, но я от неё отказался, исходя скорее из «неразрыности» пространства кокпита вне рубки и в рубке.
А винт какой будет в первых выходах?
За счёт чего?
На всякий случай: для повышения ТТХ на подобных корпусах имеет смысл эксплуатировать двигатель с несколько «переразмеренным» винтом, с которым при полностью открытом дросселе/полной подаче топлива двигатель не выходит на свои номинальные обороты. Парадокса нет, а дело в том, что большую часть времени эксплуатируется мотор на 2/3 максимальной отдачи, что приходится с оптимальным винтом на зону заметно ниже минимальных удельных расходов топлива на внешнескоростной характеристике, т.е. двигатель работает в неоптимальном режиме всё время, кроме режима максимальной мощности. Применив винт с большим диаметром и чуть большим шагом, можно сильнее нагрузить двигатель в эксплуатационном режиме и приблизить режим к зоне минимальных удельных расходов. Но такой подход требует высокой дисциплины в эксплуатации! Ни в коем случае нельзя допускать работы двигателя в тормозном режиме, т.е. тогда, когда дроссель открывает/подача топлива увеличивается, а обороты перестают нарастать. Это очень важно!
Вторая концепция — типовая: винт подбирается таким образом, что бы устилизировать 90...95% отдачи мотора на оборотах максимальной мощности, это позволяет избежать перегрузки мотора в любых условиях и оставляет некоторый запас на перегруз, сильный ветер, волну, обрастание и т.п. причины роста сопротивления.
Я бы рекомендовал смотреть на 4-х лопастные стальные винты. Может быть толк от профилированной насадки на винт, но тут выигрыш будет умеренный и я не уверен, что он окупит потерю стоимости ПЛМ при перепродаже :(
ПЛМ можно заглублять чуть больше, чем это принято на глиссерах, это может оказаться полезным на волнении — будет чуть меньше прохватов, а прирост сопротивления окажется невысоким, всё же скорости умеренные.
По настройке: очень важно будет верно отцентровать лодку, не скажу, что тут очень всё критично к положению ЦТ, но лодка маленькая… я бы сказал, что нужна будет слегка кормовая центровка налегке если, с ростом водоизмещения (и снижения скорости) ЦТ стоит начинать смещать к миделю… насколько сильно будет проявляться тенденция — придётся смотреть на пробных выходах.
Имеет смысл в первую очередь добиваться правильного ходового дифферента за счёт смещения ЦТ, в том числе и по высоте, и только во-вторую — за счёт изменения угла откидки ПЛМ от транца.
Так же стоит стараться сконцентрировать массы в районе ЦТ, что уменьшить момент инерции, т.е. слабее будет выражен «эффект маятника», изменится характер килевой качки. Диапазон изменений не столь уж широк, но он есть. Тоже можно кое-что настроить.
Устойчивость на курсе: должна быть приемлемой, на большой волне стоит осторожно управлять — корма широкая, нос узкий… при небольшом уводе с курса можно поправить дело или небольшим, буквально на 10...20мм, смещением ПЛМ в сторону от ДП, или установкой закрылка Герни на кормовую часть одного из плавничков. Остаётся резерв по улучшению курсовой устойчивости и управляемости на волне (закрылки Герни на обоих кильках), по компенсации крена (бывает… микро-наделки на транце помогут).
Ну, как то так в первом приближении.
Очень полезно взвесить лодку перед выходом. Возвращают снова и снова! Хотя бы взвесить прицеп без лодки и с лодкой, ±10кг сойдёт точность. Тогда можно намного точнее оценить режим работы ПЛМ и подбор винта, а так же — ТТХ лодки в целом.
Устанавливать винт большего диаметра возможности нет. Четырехлопастной — возможно. Понятно, что в теории упор должен быть больше. ОДнако, по моему опыту — только до каких то определенных оборотов. ВОбщем, мой опыт использования четырехлопастных винтов никакого выигрыша не дал.
До 20 сил этот двигатель доводится сменой прошивки на оргигинальную от 20 сильного. Там меняется отсечка максимальных оборотов и немного время впрыска форсунки.
По заглублению — сейчас антикавитационная плита мотора находится примерно на 50 мм ниже линии днища. На мой взгляд — многовато. Поднять можно примерно на 20 мм, дальше не получится.
По загрузке — понятно. Исходя из большего водоизмещения кормовой части — все тяжелые вещи ушли туда. Там и стационарный бак, и аккумулятор. Там же будет доп топливо.
Кресло рулевого также смещено от миделя в корму.
ВОбщем надо дождаться спуска и тогда уже смотреть. Пока все теория. Есть мнение от некоторых уважаемых товарищей, что рулиться не будет вообще. Ну точнее будут сильные рысканья с невозможностью держать лодку на курсе.
Погоды стоят ужасные. Но уверен, что в первой половине мая выберусь на спуск.
Уже максимум? Это скорее хорошо.
Передаточное отношение у этой модели пристойное, 1:2,08, потому это верный подход.
Насчёт шага… при 5000об/мин. скорость «по винту» (25% скольжения!) порядка 26км/ч, при 5500 — почти 30. Маловат шаг как бы.
С другой стороны… это где-то должно быть нормально, оптимальный винт получается с близкими параметрами, чуть меньше 9" шага при 9" диаметра, для мощности 15...16л.с. при 5200...5500об/мин. и 1:2,08, на скорости 24км/ч упор в районе 100кгс.
Ага, понял. Одобряю ;) Ничего плохо быть не должно.
Нормально.
Но стоит, натурально, попробовать поднять, если не будет на волне прохватов. Правда, особого эффакта не будет, тут скорости пониже, чем на чистокровных глиссерах, отсюда и меньшая роль сопротивления подводной части ПЛМ в общем сопротивлении.
Да, багажом и припасами можно пригрузить нос, если потребуется… логично, я тоже так думал.
Вероятность неустойчивости на курсе есть, но я оцениваю её отнюдь не как криминальную.
Во-первых, кильки смещены предельно в корму и имеют не такую уж маленькую площадь, и вполне эффективны по форме, т.е. центр сопротивления мы в корму уже начали смещать.
Во-вторых, ПЛМ заглублён — это тоже в ту же копилку.
В-третьих, ЦТ не совсем в корме, а на курсовой устойчивости сказывается именно взаимоположение центров сопротивления, центра тяжести и т.п., вплоть до парусности… задача теоретически несколько сложновата, но на практике пути решения вполне понятны.
Т.е. мы всегда можем увеличить площадь, вернее — заглубление кильков, за счёт установки металлических наделок, можем увеличить эффективность за счёт банальнейших планок Герни на кильках, это буквально два отрезка уголка металлического, можем увеличить количество кильков ;) — добавить металлические на скулы в корме… есть много средств.
Но… ждём спуска ;)
P.S. Потом в почту кину контакты в Телеграм и Вайбер, можно попробовать оперативно в реальном времени держать связь на пробах. Это имеет смысл.
Еденственно — 25% скольжения — не много ли? Я всегда считал, что среднее в районе 10
Да, почему то сейчас только Yamaha выпускает массовый ПЛМ с приличным для тихоходов передаточным, у них на 10л.с. High Trust 1:2,93. Остальные — скорее для лёгких лодок оптимальны могут быть, скорее глиссеров.
Для тихохода был бы оптимален вообще сверхнизкооборотный винт, 1:5 для 5000об/мин., но это означает двухступенчатый редуктор, т.е. два редуктора, такие ПЛМ существуют, но там два редуктора скорее для смещения центров коленвала и вертикального вала в дейдвуде. Такая вот техническая политика.
Потому 1:2,08 уже хорошо.
Совершенно нормально для тихохода с относительно высокими оборотами винта. Это похоже получается и в нескольких вариантах расчёта.
На самом деле 10% кажущегося скольжения — это весьма немного, где-то это нормально для умеренно лёгких глиссеров, и даже чуть меньше оптимального для, допустим, ЧПВ (как у Шурика сейчас на «физкультурнике», скажем).
Очень грубо: кажущееся скольжение — это угол атаки крыла, зона оптимальных углов атаки зависит от скорости, профиля и геометрии крыла и т.п., вполне предсказуемый параметр. С винтами чуть сложнее на самом деле, потому говорят не об истинных углах атаки, а об кажущемся скольжении. Намного реже — истинном скольжении, но это больше в специальных работах и при оптимизации очень серьёзных «больших и настоящих» судов.
P.S. В свете последних тенденций по принуждению к переходу на электроприводы в транспорте, появляется возможность использовать оптимальные сверхнизкооборотные винты, и что важнее даже — необходимость в повышении именно эффективности, а не решения всего и всяк за счёт мощности.
Ждём'с
Поставил на учет и наклеил номера. Номера по ГОСТу, заняли пол борта. Идиотизм.
Госкомиссия в лице супруге лодку к эксплуатации не допустила. Отсутствовал мини-бар и шампанское. Замечания были устранены, лодка к спуску допущена.
Ждём, с нетерпением ждём ходовых!
P.S. Супруга — молодец, всё надо делать с толком, с чувством, с расстановкой и в кайф
Очень интересная лодка, на воде необычно выглядит.
Можно фотографий с разных ракурсов накидать?
Где будет жить на прицепе, на пирсе?
Интересна посадка высадка пассажиров, пирс-берег!