Мой катер. Больной ребёнок в семье самый любимый ...


Всем привет! Видео не для критики, я этим сыт по горло, если что конкретно — поговорим и обсудим. Это мой катер, я его сам проектировал — компоновку и силовую установку, катер проектировался для нашего моря, для меляк и штормов. Катер водомётный, мотор ВАЗ 21213 2 литра, всё это работает без поломок и проблем. Если кому интересно, без флуда и тролления, готов поделиться опытом. Особенно в плане механики и моторов ВАЗ.

64 комментария

avatar
Андрей, наступило время, когда самострой может и должен быть востребован.
Это касается не только корпусов, но и двигателей и движителей…
avatar
Парни, привет! Влад, с фотками поможешь? Я, по старости, торможу не по детски… Видео понравилось? Катер водомётный, водомёт проектировал сам, сам и делал, мотор ВАЗ 213 2 литра, тоже сам делал, консультировал Нуждин старший, я ему верю. он такой же работяга что и я. Катер получился слишком тяжёлый для своего класса, но зато волну держит недетскую — с Владом в прошлом году даже оттопыривались в шторм, всё работает.
По поводу стоянки думаю — москвичи, похоже, Дельфин разогнали, думаю посмотреть. Катер стоит в гараже, если кто в теме — могу показать. Сильно не афиширую, там есть мои личные разработки, про которые некоторые производители только мечтают. Факт — 3 навигации и ни одной поломки, прошлым летом спрямляшка сломалась — сгнила, но это прогнозировалось. Сейчас всё сделал из нержи. Катером, в общем, доволен, мореходный, компактный, вместительный, по мелякам ползает без боязни, не ломается, на мотор запчасти есть.
avatar
avatar
Едет не слишком быстро, 39 кмч по жопсу, но обратите внимание на управляемость и ходкость по волне. Эксперименты по скорости пока продолжаются, скорость не окончательная. Для меня главное — надёжность и комфортабельность.
Зачем нужна большая скорость, если есть вероятность поломки от перегруза?
avatar
Достойный аппарат.
Андрей, а есть возможность регулировки струи по высоте (как трим у ПЛМ)?
avatar
Всем доброго вечера! Сколько мотор выдаёт не знаю, но при полном комплекте 136 лс, при 5500 об мин. Дело не в конях, в моторах и лошадях я немного разбираюсь. Полный комплект ставить не стал — расход увеличивается не по детски, спортсмены рекомендовали мотор дефорсировать ради надёжности.
Как видно по снимку, струя не регулируется, угол 3 градуса. Главная особенность катера — бюджет, отечественные материалы, простота конструкции. Кстати, мой старший сын сейчас осваивает конструкторские программы проектирования.
По поводу трима на водомётных КАТЕРАХ — никто ничего конкретного не сказал, понты корявые и флуд не в счёт.
avatar
Просто, не боги горшки обжигают. Я работал до Нового года простым разнорабочим в местной котельной, поставил себе цель — отдыхать на нашем море с семьёй и без боязни штормов и непогоды. Бюджет был, мягко говоря, минимален и о покупке иноподвесника не шло и речи. Проект хотел завершить за один год, но данная эпопея немного растянулась, несмотря на готовый проект и «опытных » консультантов. Но после всех мытарств катер, по моему мнению и мнению спецов, удался. Скорость не в счёт, над этим ломают головы лучшие водомётные умы планеты.
avatar
Андрей, жаль что нет регулировки по высоте. 3градуса вверх или вниз?
Просто, если чуть поднять струю, изменить вектор, то нос должен оторваться от воды, смоченная поверхность уменьшиться и скорость возрасти, причём прилично.
И оффтоп, на КиЯ вычитал что ты тоже Субарист :)
У тебя Леась? У меня Аутбек, обожаю этот пепелац :)
avatar
По поводу трима — советов много, конкретики мало.Я такими вещами сыт по полной. Мне про реданы то же самое советовали. Сделал, 20 тр встало, скорость упала на 6 км ч. Я советую только то что сам попробовал и сделал и получил положительный результат.
По поводу Субарика — у меня Форь 2006 года атмо, интересный пепелац с точки зрения ремонта и обслуживания. ВАЗики отдыхают…
Хотел взять Легась, но купили передо мной, а два месяца на продаже стоял.
Давайте тут про катера общаться. Готов к коммерческому сотрудничеству.
avatar
Мне про реданы то же самое советовали. Сделал, 20 тр встало, скорость упала на 6 км ч

Других изменений, кроме установки продольных реданов не было?

Если не было — тогда косяк в упоре. Или мощность не утилизируется, или ВД не может преобразовать мощность в полезный упор.
avatar
Спасибо за комплимент, в 2009 году когда я этот катер в Дружбу привёз, то народ тоже мозг ломал — что это за симбиоз, корпус пластиковый, а верх алюминий. Отделка не наша, а народ по корме понял, что самодел. Вот такое дело.
avatar
Я поставил 213 мотор только потому, что у него много мяса в блоке и голове, при тонне веса — лишние 20 кг не помешают, зато нет проблем с надёжностью. Готов дать конкретные ответы на конкретные вопросы. Можно при встрече. Желательно вопросы подготовить. Чем смогу — помогу.
avatar
Андрей, сегодня на «мотолодке.ру» нашёл вот такое видео >
Обрати внимание на то, куда бъёт струя водомёта (я имею ввиду вектор по высоте(тангажу)) и на красивый ход лодки.
Может пригодиться.

С уважением, Вовка.
avatar
Лучше всего видно 1:22-1:32 минуте.
avatar
Я этого парня знаю, звать Александр. Лодка у него Прогресс, мотор Волга, водомёт 220, если не больше. Он его менял, изменил вектор тяги в 0 градусов. По его словам — скорость не изменилась и ничего кардинального он не почувствовал. По поводу трима никто ничего конкретного сказать не может, есть непонятные рассуждения без какой либо конкретики.
По статистике, ось водомёта берётся от 0 до 5 градусов. Очень сильно влияет компоновочная схема силовой установки. Так же очень сильно влияет диаметр маховика, вот, например кто то на ВАЗовский мотор маховик от Вихря.
У меня всё встало с углом вала 3 градуса, правда, мотор пришлось вплотную прижать к днищу.
Кстати, данный агрегат — очень интересный конструктор с точки зрения механики.
avatar
Понятно.
Жаль, что нет конкретики по триму, я то наивно полагал, что какие-то наработки есть.
Никто не знает или никто не хочет делиться?
А, вообще, интересная тема водомёт, может и я когда-нибудь дозрею ;)
avatar
какие-то наработки есть

Есть, только они никому не интересны.

Вов, что ты хочешь, если производители водомётов не могут посчитать упор при заданных условиях (момент/обороты/скорость)?! И лепят горбатого о «высоком пКПД», но сливают как только начинают появляться конкретные данные и цифры с замеров :(

А, вообще, интересная тема водомёт, может и я когда-нибудь дозрею

Чем интересно? Время, силы и деньги в никуда выкинуть? ;)

Если уж рукодельничать на тему пропульсивных комплексов — то уж реализовывать наиболее эффективные решения, т.е. консольные приводы (surface drive) и ЧПВ.

И не нужно повторять Arneson Drive/Twin Disc, есть более простые и не менее полезные варианты.
avatar
Михаил, привет!
Выложи, пожалуйста, пару схем приводов, приемлемых на твой взгляд для воспроизведения самостройщиками.
avatar
Уточню — пропульсивных комплексов.
avatar
Тут всё и просто, и сложно: с одной стороны — привод может быть очень простым, потому что задача — всего-навсего вывести вал в нижнюю часть транца с минимальным углом наклона и отнести винт, вернее — частично-погружённый винт большого диаметра — на достаточное расстояние от транца. Сложности начинаются на этапе конструктивной проработки, т.е. воспринимающие упор винта элементы, уплотнители, устройства для регулировки и/или управления углами наклона и поворота…

Потому имеет смысл смотреть не на управляемые, а на регулируемые приводы: оперативное управление наклоном вала гидравликой или электроприводами можно исключить, но оставить возможность изменения наклона в стационарных условиях для тонкой настройки.

Управление по курсу — перо руля в потоке за винтом, или два пера по бокам от винта. Управление поворотом привода нежелательно, оно провоцирует потерю управляемости на высоких скоростях.

Ну и качество комплектующих — экономить тут выходит не очень хорошо.

Зато масса плюсов: минимальное паразитное сопротивление — в потоке нет ни корпусов редуктора, ни кронштейнов, ни, тем более, валов или их кожухов.

Винт большого диаметра будет иметь максимально возможную эффективность на скоростях от переходного режима и до максимума.

Осадка на ходу — от 60% диаметра винта (на полуглиссерах) до 35-40% (на высокоскоростных глиссерах), возможно размещение винта в полутоннелях и тоннелях, тогда винт не будет выступать за габарит корпуса (но ценою прибавки сопротивления тоннеля), впрочем, это всё равно меньше потерь, чем в водоводе водомёта.

Потому смотрим на приводы:

www.zf.com/media/media/en/document/corporate_2/company_4/organization_2/marine_propulsion/FullSpeedAhead_2008_03.pdf — тут скорее TriMax, чем Mini-Rex.

www.seafury.com/a/Models/Model__SF16 и габаритный чертёж www.seafury.com/images/Seafury%20SF16%20Side%20ViewPDF.pdf

www.q-spd.com/models/sd-series/

www.powervent.com/

www.dbdmarine.com/CD-300-Marine-outdrive.htm

www.levidrives.com/index.php/drive-type-secection/ld-170/levi-drive-ld170-150-configurations — интересная штучка, это младшие браться тех систем, на которых в 80-е годы, например, ставили рекорд перехода через Атлантику (Virgin Atlantic Challenger II). Забавляет лодка-носитель привода на их страничке ;) — контраст такой между консольным приводом с ЧПВ и примитивным деревянным корпусом ;)







Собственно, тут схемы консольных приводов, которые применял Р.Леви:



Т.е. возможен вообще вариант с нерегулируемым валом в транец, в своё время, в конце XIX — начале XX веков А.Хикман вообще ставил частично-погружённые винты (патент ещё старшего Торникрофта, т.е. ЧПВ более 130 лет) непосредственно у транца, с минимальным вылетом валов за транец (для упрощения и снижения нагрузок).
avatar
К водомёту нужно подойти мозгами и руками. У меня старый катер был водомётный, такой комплект, что весь водомётный мир в осадок выпадает. Да и от моего нынешнего народ тоже впечатлён! Главное — ездит и не ломается.
avatar
Плюс — нужна какая то база! А то заказывать на стороне — дело дохлое. Всё пытаюсь делать сам, на работе.
avatar
Просто водомёт чем привлекает самодельщиков — дешевизна изготовления. Мой неудачный пример, коих таких немного, можно в счёт не брать. Можно сравнить стоимость буржуазных моторов и стоимость нашей банальной лодки с банальным мотором ВАЗ 21083 и водомётом от Амура. Недавно смотрел катер Казанка 2М с мотором ВАЗ 21083 и водомётом от Амура — достойный комплект, мотор палёный, всё это стоит 110 тр, скорость, со слов продавца -50 кмч, и мотор перекручивает, маленький шаг РК. Вот и считайте про КПД!!!
avatar
Можно сравнить стоимость: сколько времени займут работы? Ну, при наличии мастерской с неплохим оборудованием — недели 2 чистого времени, с переделкой корпуса — месяц.

Т.е. реальной экономии — не будет :(

Это если много времени, есть доступ к халявному оборудованию и нет особых требований к надёжности, тогда можно… но и то — при невысокой оплате своего труда :(

Двигатель ВАЗ — вот это интересно, да! Они дёшевы, надёжны, нет вообще проблем с сервисом и запчастями (в смысле — срокам). В минусе — отсутствие наборов для конвертации и высокий расход топлива (ибо дизелей у них нет :(, а бензиновые — это пожиратели денег).

У меня бродят мысли насчёт качественной конвертации, с электрическими насосами систем смазки и охлаждения, хорошо настроенными впуском/выпуском, с откорректированной программой управления, модульным набором теплообменников… но — интереса к этому нет, о будущем пока мало кто задумывается :(

По-уму бы вообще менять поддон картера на усиленный (с креплением ещё и к коренным шейкам), переход на сухой картер и т.п…

Будет реальная альтернатива ПЛМ, если добавить лёгкую и надёжную трансмиссию с широким выбором передаточных отношений (от 1,5 до 5).

В общем — так, фантастика лёгкая.
avatar
Андрей, позволь с тобой не согласиться! Главное — ездит и не ломается. Это не совсем так!
Не подумай, это не камень в твой огород, то что ты сделал, многим это только снится. Но у тебя целый мех. цех в твоем распоряжении, это круто!
Дело в том, что 10 минут проехать до точки ловли, заглушить потом 10-20 мин. на поиск рыбы и 10 мин. домой. Это очень мягкая эксплуатация.
Но запчасти да … ОЧЕНЬ дешевые, по сравнению с любым импортным подвесником.
Если нет конкретного раздолбайства, критинизма и брака, импортные моторы работаю десятками лет. В наших краях водомет не дает явных преимуществ, особенно ниже ГЭС, где много травы и водорослей.
avatar
у тебя целый мех. цех в твоем распоряжении

И этот цех, как я понимаю, покупал и оплачивает кто-то другой?

Т.е. большинство людей не имеет таких условий, а покупка станков и оснастки выводит затею с рукоделием в совершенно иную плоскость… в принципе, если считать стоимость оборудования, то как бы не дешевле просто купить готовый новый агрегат дизель+привод+винт, это всего-навсего 15-25 тыс. евро… оборудование стоит намного дороже ;)
avatar
Все немного проще. Мне например не нужен 10метровый глиссер, поэтому требования к мощности силовой установки меняются.
Если уходить в бОльший размер 7-9м, то я бы поменял глиссирование на водоизмещение, ну или переходник, тоже вариант (надо считать)… :)
avatar
Влад, а ЧПВ твоя тема, да с знаниями/умениями Андрея ;)
avatar
Я не против, но считаю пусть Андрей сам решает, стоит ему развиваться в каком-то направлении или будет просто без поломок на рыбалку ездить… :)

Когда я с ним познакомился, он сказал ему неведом какой-то там Интернет и ему хватит бумажных чертежей из КиЯ. Но время идет и все меняется. :)
avatar
Да я не про Андрюху, он уже счастлив ;)
Я про кат со стационаром и ЧВП
avatar
Частично это уже реализовано на другой лодке. Я показывал ее и на КиЯ и на мотолодке. :)
avatar
Ни фига себе тему поднял!
По поводу инета — когда я затевал данный проект, мы с моим зятем в 2006 году с его компа весь инет про водомёты перерыли! Кроме собачания не было ничего, никаких цифр, никакой конкретики. Сейчас инфы поболее, но нужно уметь делать анализ, а что бы его делать, нужно уметь что то делать самому, а для этого нужно самому чего то сделать.
Я много слушал в свой адрес всяких советов, но понял, главное — личный результат, всё остальное — ложь, пи… жь и провокация!
Сейчас я на работе занимаюсь анализом поломок узлов и методами их ремонта и модернизации. В своё удовольствие. Просто один из начальников прокатился на моём катере и убедился — техника работает.
По поводу счастлив. Я потроха на водомёт сделал новые — из нержи, осталось поставить и проверить. Тут ещё друзья заявили меня судейским судном на Кубок Победы, те, катер 9 мая должен быть на воде.
avatar
Андрей, самый быстрый гидрик! Так, почему он не водометный, для меня загадка!?
гидрик:^)
avatar
Влад, я ЗА ВОДОМЁТ в плане доступности, правда для избранных, на всю голову, типа меня. Ты же знаешь, я в дебаты не вступаю, при возможности — делюсь опытом. У нас в стране я не видел катеров с полупогружённым винтом, как то не распространено, Наш общий друг как то правильно сказал — Хочешь получить водомётный катер, самим любимым построенный, приготовься пару лет поработать с инетом, с КД, с моторами и тд и тп. Я не против приводов Арнессона, просто 99% водномоторников хотят просто ездить в своё удовольствие на своих лодках. По поводу моего катера — ты прекрасно знаешь какую цену я за него заплатил. Самострой, однако!
avatar
Есть в РФ лодки с ЧПВ, и с импортными, и с самодельными. Другое дело, что информации немного на русском (хотя именно в СССР были предложены многие решения по винтам, работающим в режиме развитой кавитании, да и по вентилируемым было много интересного).
avatar
Данный гидрик 100 миль в час даёт?
avatar
Гидрик ехал 140+ миль, но они не стоят на месте. Я хочу чтобы твой катер начал глиссировать и стал более экономичным. Надеюсь твой новый водомет даст лучший результат.
avatar
А уж как я надеюсь!
avatar
Влад, требования к моему проекту ты знаешь — мореходность, вместительность, бюджетность, ремонтопригодность и неприхотливость в эксплуатации. Осталось — приемлемая скорость.
avatar
Сколько расход на максимальной скорости, л/ч, и обороты коленвала?

Потому как должен катер разгоняться до скорости полноценного глиссирования (Фруд по водоизмещению, FrD (FnV)=4, для 1000кг катера это 45км/ч).

Если не разгоняется… то не хватает упора — это или мотор не выдаёт мощность, или движитель не утилизирует мощность…
avatar
Ну и дополнительное сопротивление от продольных реданов никак не должно вызывать падение скорости на 6км/ч :(
avatar
На всякий случай:

прикинуть данные по катеру можно вот по такой формуле (это не расчёт, это прикидка!) — V=(75*N*n*K)/D, где V — скорость, м/с; N — мощность, л.с.; n — пропульсивный КПД; K — гидродинамическое качество корпуса; D — водоизмещение, кг.

Для умеренно килеватых корпусов K обычно от 3,7 до 4,2 (включая сопротивление выступающих частей).

Для 39км/ч и 1т массы: ((39/3,6)*1000)/(75*3,7*75)=0,52 пКПД при 75л.с. и К=3,7.

При пКПД=0,55 мощность будет: ((39/3,6)*1000)/(75*0,55*3,7)=70л.с…

Для достижения, допустим, 50км/ч при пКПД=0,55 потребуется мощность: ((50/3,6)*1000)/(75*0,55*3,7)=91л.с… при пКПД=0,52 — 96,3л.с…

Расход топлива для 91л.с. — примерно 32-33л/ч, для 75л.с. — 26,5л/ч.

Это просто ориентиры, не расчёт как таковой.
avatar
Михаил спасибо! Я всегда считал, что можно брать FrD=3, но тут еще все печальнее FrD (FnV)=4. То, что я сам мерил, было 28км.ч. в лодке были втроем. Позже стало понятно, что спрямляющее просто сгнило и развалилось. Поэтому я пожелал Андрею реализовать задуманное на новых потрохах. Вес катера неизвестен, поэтому водоизмещение никто не считал.

В совместном походе было так:
Я иду на минимальном, Андрей обгоняет.
Я выхожу на глиссирование, Андрей начинает отставать.
Полный я не давал, не было смысла.
У меня есть возможность недорого собрать Андрею мотор 130-150 сил, но ему не нравится 083 блок, а с классикой никто не хочет связываться. :)
avatar
28км/ч — это FrD=2,48 для 1т или 2,41 для 1,2т.

Т.е. это далеко не глиссирование (граница, условно говоря, FrD=3-3,5).

Ну, 130-150л.с. с ВАЗомотора это явный перебор для НЕ спортивного катера, тут нормальным режимом было бы 75-90л.с. при 5000-5500 об/мин…

Но хотелось бы ходить на экономичном режиме при 4000 об/мин…
avatar
Михаил, я прекрасно понимаю, что у меня проблема в импеллере, потому и вся мощность 2х литрового мотора идёт в пузыри, плюс — ещё в СУ, что то не так.
Вот мне спортсмены и сказали про эту комплектацию мотора, собирал сам, про твои параметры он, хозяин, и сказал — 100 лс при 5500 об мин. Это 2 литра.
avatar
Я не рискну на вскидку указать конкретное место с проблемами…

Но то, что косяк с упором — есть такое острое подозрение. Я бы рекомендовал попробовать закрепить на транце подмоторный кронштейн и попросить у знакомых ПЛМ для нескольких прогонов с разной нагрузкой (но — обязательно со сменными винтами, что бы хоть как то настроиться!).

Пойдёт под ПЛМ иначе — будет уверенность в вине пропульсивного комплекса. Тогда можно будет детально искать…
avatar
Я предлагал сделать выносной транец! Мой мотор можно взять и попробовать, там всего 60 сил, но тонну утащит.
Винты есть с шагами 10,5, 12, 14, 15, 16, 18(сталь)…
Гордость не позволяет.
avatar
Забыл сказать, обороты 4200, если верить тахометру…
avatar
Что мена насторожило — 3х и 4х и 5ти лопастные РК ведут себя совершенно неодинаково!!!
avatar
Кстати, на моей машине тоже 2х литровый мотор, 158 лс, правда, при 7500 об мин. А предыдущий мотор был 125 лс при 5500 об мин.
avatar
На ВАЗомоторах пик крутящего момента со стандартными фазами ГР приходится на 4000-4500 об/мин., т.е. именно в зоне максимума момента находится зона минимальных удельных расходов топлива.

Именно в само «ядро» мин.удельных на лодках не попасть — зависимость нагрузки от оборотов это степень 2,5-3, но тем не менее…

Но рассчитывать движитель нужно на режим номинальной мощности, т.е. на обороты, допустим, 5200-6000.

avatar
Я сильно сомневаюсь, что мотор там 100 сил.
Мне сложно сказать, как можно заниматься какими испытаниями, если D= xxxкг, неизвестно. Мощность мотора ххх, л.с. В лодке постоянно ездит много всякой снаряги, которая пригождается время от времени. Топливный бак, 60л. Одних только приспособ для приготовления еды на огне 3-4 вида. Запас провизии «на неделю».

Ушел в случайный поход и можно не возвращаться недели 2-3. :)
avatar
А 3Д-модель корпуса есть? По модели смогу смоделировать и водоизмещение, и центровку — смотрим на положение ВЛ в статике по фотографии ;)
avatar
Михаил, в городе Самара, где этот корпус варили наверное был эскиз на бумаге, в который селедку заворачивали.
:))) Чего там и сколько, знает только Андрей, со слов исполнителя. Там все 4мм и 5мм., полы из ламинированной фанеры 12-16мм, точнее только Андрей скажет.
Просили у знакомого Хонду 200, не дает, жадина!
avatar
Прикольно тема развивается…
На днище 5 мм, борта — 4, на полу фанера 9 мм, плюс отделка, ну и вес силовой установки 200 кг. По поводу мощности — обычный 8ми клапанный 2х литровый мотор и даёт около 100 лс. По поводу момента и максимальной мощности — у 8ми клапанников максимальный крутящий момент — 3200 об мин, а максимальная мощность при 5500 об мин. У 16 ти клапанников показатели другие — максимальный крутящий момент на 4200-4500, а максимальная мощность при 5500. 083 моторы хорошие, но есть небольшие эксплуатационные моменты. Мировая практика — ВСЕ СТАЦИОНАРЫ ДЕФОРСИРОВАННЫЕ!
На корпус моего проекта, только 6ти метрового, повесили Мерк Оптимакс 150 лс, скорость 85 кмч, мотор на максимальные обороты не выходил, что то барахлило, на такой скорости корпус играл, тк метал был тоньше на 1 мм, чем у меня. Самарцы тот корпус усиливали дополнительно.
avatar
Мировая практика — ВСЕ СТАЦИОНАРЫ ДЕФОРСИРОВАННЫЕ!

gmpowertrain.com/MarineEnginesControllers/ProductPortfolio.aspx — это единственные в мире массовые бензиновые стационары, которые продаются под разными торговыми марками безо всяких изменений. Дефорсирования — и нет ;)

Дизели вообще просто форсируют для катерных применений, например, Mercury Diesel TDI 4.2 370л.с. (это VW Marine производитель, изначально — на Audi) или Volvo Penta D13-900.

Т.е. нужно различать катерные двигатели по так называемому «рейтингу» — у Volvo Penta это рейтинги от 1 (тяжёлая коммерческая эксплуатация, на номинальной мощности может работать неограниченно долго) до 5 (прогулочные суда, работа на номинальной мощности эпизодически).

Двигатель на катере нагружен несравненно более равномерно, чем на автомобиле (нет режимов разгон/торможение, двигатель никогда не выходит на режим работы по внешнескоростной характеристике), нет проблем с охлаждением, менее жёсткие нормы на вредные выбросы… т.е. условия почти тепличные ;)

Ну и на большинстве скоростных судов двигатели эксплуатируются в основном на промежуточных режимах — «экономический» и «крейсерский» — а на максимальную отдаче двигатель при правильном подборе движителя не выходит, ведь расчёт движителя ведут исходя из достижения утилизации 90-95% мощности на номинальных оборотах, осталяя запас 5-10% на рост сопротивления в сложных условиях (от волны и противного ветра, до обрастания корпуса и перегрузочного варианта нагрузки).

Исключение — спортивные суда, где расчёт винтов делают на 100% отдачи, но там и двигатели другие, как правило, сильно форсированные (те же Mercury Racing или форсированные серии Ilmor Marine), гарантия на такие СУ всего-навсего 50-100 моточасов при запредельных ценах. Но да это экзотика…
avatar
Новые потроха водомёта лежат в гараже и ждут марта месяца для установки. А в конце апреля — на воду!
Мне уже выносили мозг по поводу продажи катера. Он мне нравится, радует хозяина, его гостей и приносит удовольствие всем, кто на нём катается. Я, летом, почти каждый день на воде, отдыхаю, катаюсь, рыбачу, в общем балдею и получаю удовольствие от результатов своего труда!
Жду с нетерпением нового сезона!
У меня всё работает!!!
avatar
Спроектировал новый сальниковый узел на подшипник, который у меня в воде, хочу испытать.
avatar
Я специально не стал, по рекомендации А.М.Нуждина, форсировать мотор, Михаил, у нас, в Тольятти, с этим проблем нет. Просто нужен мотор, с которым бы не было геморра. Я мог бы собрать мотор на базе 124го, расточив его до 2х литров, только зачем? 129 лс при 5500 обмин. Если водомёт не тянет, то что только в моторный отсек не суй — всё равно не поедет, а проблем с мотором прибавится.
Я — практик, тем более за свои деньги и время.
avatar
Дело в том, что «форсировать» применительно к судовым двигателям — это ниочём :( Ещё раз повторю: на катере при типовом использовании двигатель работает на промежуточных режимах, только изредка выходя на свои номинальные обороты, на которых движитель должен утилизировать 90-95% номинальной же мощности. Соответственно, на крейсерском ходу утилизация мощности — низкая, ведь зависимость нагрузки движителем от оборотов укладывается в степень 2,5...3. Это раз-з-з ;)

Два: зависимость нагрузки на детали двигателя от роста среднего эффективного давления линейна (выросло СЭД вдвое, нагрузка удвоилась), а от оборотов — пропорционально квадрату прироста оборотов. От сюда следует, что для катеров выгодно форсировать двигатели по СЭД, а не по обротам. Т.е. типовые способы форсировки двигателей для спортивных автомобилей (грубо говоря — улучшение наполнения на высоких оборотах за счёт расширения фаз ГР и повышение степени сжатия, в меньшей степени, т.к.при росте степени сжатия резко возрастают пиковые давления в цилиндре и связь здесь нелинейна) на катере не имеют смысла в катательных вариантах (в смысле — не на спортивного характера очень быстроходных лодках).

Идеально для катера применение двигателей с турбонаддувом, с ограничением номинальных оборотов и с линейным ростом давления наддува от оборотов, т.е. с ТК относительно большого диаметра. Вопросы с тепловой напряжённостью решаются легко (интеркулёр с ЖО, масляные теплообменники, регулировка t ОЖ за счёт изменения производительно насосов с электроприводом, при желании — даже с раздельным охлаждением головки и блока).
avatar
по рекомендации А.М.Нуждина

А кто это?
avatar
мог бы собрать мотор на базе 124го, расточив его до 2х литров, только зачем?

Увеличение объёма — это неверный путь… да, можно увеличить ход поршня (но для ВАЗомоторов — только за счёт нового коленвала, т.к. его жёсткость — больное место :( ), это будет полезно при ограничении номинальных оборотов. Т.е. дорого, хотя, я встречал информацию о наличии выпуска коленвалов с увеличенным радиусом кривошипа (а не переточной шеек).

Там же и у блока жёсткости не хватает… а делать по примеру французов (разработка для гоночных машин Супертуризм команды Лукойл) новый поддон с креплением «как у всех» — это совсем уж невыгодно… дорого :(

В общем, я не сторонник форсировки ВАЗомоторов, тем более — на катерах катательных.
avatar
Да, я на всякий случай немного подробнее пишу, чем нужно — просто что бы напомнить основные зависимости, может быть это наведёт на какие-нибудь новые варианты хода мысли.

Потому как ВАЗомоторы в РФ очень даже варианты для катеров… но готовых набор для конвертации нет, как нет и сложившегося рецепта конвертации. А повторение старых решений в новых условиях, увы, не выход.

Конечно, было бы интереснее использовать дизели, вроде ЯМЗ-534, но он тяжёлый для большинства применений :( С изменениями курса местного производства агрегаты стали привлекательнее, и намного ;)
avatar
Для меня актуально, но я шишек уже набил.
Сюсюкаться с каждым токарем 3разряда, который мнит себя ВКР не хочется. А готовых и правда нет.
Как альтернативу смотрел Импульс 115, мне его создатели сказали, что крайне не подойдет, крутить винты 24-30 шага не получится...
Готовится производство двигателей STELS
Нужно еще чтоб лодка была соответствующая, а не абы что!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.